Введение
.... 4 Глава 1. Теоретические основы проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы 11
1.1 Профессиональное самоопределение: понятие, сущность, основные подходы к исследованию проблемы в психолого-педагогической
литературе
...11
1.2 Психологические особенности старшего школьного
возраста и профессионального самоопределения старшеклассников 22
1.3 Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в
условиях общеобразовательной
школы 26
Глава 2. Исследование особенностей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы 39
2.1 Анализ методик и диагностик по психо лого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы 39
2.2 Анализ программ психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы 52
2.3 Методические рекомендации по психолого¬
педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы 65
Заключение
....70
Список
литературы 72
Приложение
.77
Актуальность исследования. В современных условиях образование рассматривается как социокультурный процесс, в котором происходят формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции личности, ценностные трансформации, развиваются способы деятельности, способствующие становлению системы жизненной ориентации школьников, определяются профессиональные и социокультурные перспективы личностного развития и профессионального становления. Усиление интереса к проблеме профессионального самоопределения личности, как процесса выбора профессии и самореализации в ней обусловлено практическим запросом, сформированным в условиях экономических преобразований, происходящих в нашей стране.
Внимание российского образования к проблеме личностного становления и профессионального самоопределения обучающихся старших классов общеобразовательной школы поставил принципиальный вопрос о разностороннем развитии личности старшеклассника. При этом определился очень важный аспект - за школьниками закрепился статус субъекта образования собственной жизни, обладающего индивидуальностью, правом выбора, рефлексией и самоактуализацией.
Исследователи проблемы профессионального самоопределения вкладывают разный смысл в это понятие. Одни рассматривают его как «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации», другие - как «важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [12, с. 153; 23, с. 341].
Актуальность проблематики психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современной общеобразовательной школы возрастает, что объясняется требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и необходимостью более комплексной подготовки старшеклассников к осознанному выбору профессии.
Профессиональное самоопределение, согласно энциклопедическому словарю, это «осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией» [12, с. 153].
Актуальным в условиях современной школы становится использование активных форм проведения профориентационной работы с обучающимися старших классов в сочетании с обеспечением психолого¬педагогического сопровождения этого процесса, что требует от педагогов совершенствования психологической составляющей в образовательном процессе школы с тем, чтобы помочь старшекласснику сделать осознанный выбор будушей профессии с учетом индивидуальных особенностей, способностей и предметных предпочтений.
Активизирующие игры, упражнения, опросники содержат в себе глубокий воспитательный потенциал, поэтому большинство учащихся воспринимает их легко, с интересом и пониманием. Главной особенностью активных форм профессионального самоопределения является стимулирование размышлений старшеклассника о собственных перспективах личностной реализации в соответствие со своими индивидуальными особенностями (типа нервной системы, особенностей темперамента, интересами, способностями и предпочтениями).
Смысл использования предлагаемых форм работы по профессиональному самоопределению - в создании более непринуждённой, доброжелательной и естественной атмосферы общения и взаимодействия старшеклассника с педагогами, что требует психолого-педагогического сопровождения, а также в моделировании отдельных элементов работы в осуществлении профессионального и личностного самоопределения.
Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что проблема профессионального самоопределения старшеклассников актуализируется в части психологической составляющей сопровождения процессе самоопределения в старших классах и ее решение взывает к необходимости организации и обеспечения психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
Исходя из реальных тенденций изменения требований к формированию профессиональных компетенций будущих специалистов и особенностей организации этой работы в современной общеобразовательной школе, обнаруживаются противоречия между:
- необходимостью психолого-педагогического
целесообразного сопровождения процесса
профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы и реальными возможностями организации этого процесса с учетом современных требований и тенденций образования;
- между потребностью старшеклассников в более широкой предметной подготовке и объёмах учебных занятий, не позволяющим удовлетворять в должной мере предметные предпочтения обучающихся;
- возрастными особенностями старшего школьника, которые требуют психологически грамотного сопровождения личностного становления старшего школьника в соответствие с индивидуальными особенностями и отсутствием разработанных программ психолого¬педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Из противоречий вытекает проблема, заключающаяся в изучении особенностей организации специфики психолого-педагогического сопровождения личностного становления старшего школьника во влиянии на его профессиональное самоопределение в условиях общеобразовательной школы.
Необходимость разрешения противоречий и обусловила выбор темы
выпускной квалификационной работы: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы»
Объект исследования: профессиональное
самоопределение старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
Цель исследования: теоретически изучить и провести сопоставительно-критический анализ имеющихся программ и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
- теоретически изучить сущность и особенности профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы;
- проанализировать основные подходы к организации
психолого-педагогического сопровождения
профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы;
- рассмотреть особенности организации работы по профессиональному самоопределению в старших классах общеобразовательной школы;
- провести сопоставительно-критический анализ программ, методик и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся старших классов в условиях общеобразовательной школы;
- обосновать зависимость между успешностью профессионального самоопределения старших школьников и содержанием реализации психолого-педагогического сопровождения данного процесса;
- разработать методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях общеобразовательной школы будет более успешным, если будет обеспечиваться психолого¬педагогическое сопровождение этого процесса, что предусматривает следующие условия:
- провести анализ имеющихся методик и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся старших классов в условиях общеобразовательной школы;
- выявить критерии эффективности данной работы;
- разработать и представить психолого-педагогические рекомендации по профессиональному самоопределению старшеклассников для родителей и педагогов.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы классиков отечественной психологической и педагогической науки Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ю.К. Бабанского, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, И.С. Кона, Д.А. Леонтьева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной,
А.А. Петрусевич, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, В.Ф. Сафина.
Современными методами по организации профориентации у школьников занимались такие ученые, как К.М. Гуревич, Б.А. Федоришина, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, С.И. Вершинина, Н.В. Самуокина, Т.В. Черникова и другие.
Вопросы оказания индивидуальной помощи в выборе профессии в исследованиях В.Д. Шадрикова, Н.П., Воронина, Ю.И. Забродина.
Системный подход к профориентации школьников отражен в исследованиях В.Ф. Сахарова, Н.К. Степаненкова.
Общественно-значимые мотивы выбора профессии отражены в исследованиях Е.М. Павлютенкова.
Формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки старшеклассников к сознательному выбору профессии отражены в трудах Г.П. Шевченко.
В основу исследования были положены основные принципы отечественной психологии: принцип
детерминизма, системно-структурный принцип, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, а также научные работы Климова Е.А. «Психология профессионального самоопределения», Пряжникова Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение», Резапкиной Г.В. «Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки», Чистяковой С.Н. «Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения».
Методы исследования.
- теоретические: анализ научной и методической литературы и имеющегося педагогического опыта по исследуемой проблеме; синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования. В работе подробно изучена и рассмотрена проблема психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы с учётом тенденций современного образования в вопросах подготовки к жизни и труду подрастающего поколения; систематизированы основные подходы к организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов выпускной квалификационной работы, представленных методических рекомендаций психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы в практической работе.
Основные этапы исследования:
Первый этап - (сентябрь - октябрь 2019 г.) - выбор и осмысление темы, накопление и анализ литературы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования.
Второй этап - (ноябрь 2019 - январь 2020 г.) - анализ проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в научно-методической и психолого-педагогической литературе, подготовка и написание первой главы дипломной работы.
Третий этап - (февраль - май 2020 г.) - организация исследования и анализ методик, методических материалов и методических рекомендаций, оформление дипломной работы.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, списка литературы и приложения.
Итак, по завершению исследования, можно сделать следующие выводы.
Целью нашего исследования было изучить влияние комплекса мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы на осознанный выбор будущей профессии, разработать психолого-педагогические рекомендации для родителей и педагогов по оказанию помощи в выборе профессии.
Так, теоретический анализ исследований по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия «профессионального самоопределения», под которым мы понимаем осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры
профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией.
Как показал анализ психолого-педагогических источников, вопросами профессионального самоопределения старшеклассников занимались многие ученые, как зарубежные, так и отечественные (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ю.К. Бабанского, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, И.С. Кона, Д.А. Леонтьева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.А. Петрусевич, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, В.Ф. Сафина. др.). Среди ученых, занимающихся проблемой профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы, известны своими исследованиями К.М. Гуревич, Б.А. Федоришина, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, С.И. Вершинина, Н.В. Самуокина, Т.В. Черникова и другие. Они определяют самоопределение как нахождение смысла в своей работе, профессиональное самоопределение как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения, выделяют основные подходы к организации работы по психолого¬педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников, которые заключаются в том, чтобы сформировать элемент духовной культуры в процессе подготовки старшеклассников к сознательному выбору.
Теоретический анализ исследований позволил выделить условия, не-обходимые для осознанного профессионального самоопределения старшеклассников, среди которых были обозначили: благоприятный эмоциональный микроклимат в семье, взаимоотношения между родителями и обучающимся старших классов, построенные по принципу сотрудничества, единство требований, учёт индивидуальных особенностей, профессиональных интересов и предпочтений и другие. Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы предполагает формирование внутренней готовности подростка к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке своих профессиональных планов и интересов на основе самопознания.
В ходе практической части нашего исследования цели и задачи были достигнуты. Выдвинутая гипотеза имела полное подтверждение. Данное направление исследования имеет различные перспективы развития. Важно организовать психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательной школы для осознанного и соответствующего интересам и способностям обучающегося выбора будущей профессии.
1. Алтенова Г.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников / Г. С. Алтенова, Т. Ю. Тодышева // Журнал «Молодой ученый». — 2015 —№23. — С. 868-871.
2. Бадил В.А., Ястребова А.П. Профильные предпочтения и профессиональный выбор: проектирование, методическое сопровождение/ СПб., 2009.-212 с.
3. Байбородова Л.В. Дополнительное образование
детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.]; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 363 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07619-6. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 2 — URL: http://biblio- online. ru/bcode/452459/p. 2.
4. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении [Текст] /О.А. Белянина // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - с.73-76.
5. Блинов В. И. Теоретические и методические основы
педагогического сопровождения группы обучающихся : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 133 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09149-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 2 — URL: http://biblio-online.ru/bcode/453511/p.2.
6. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. - № 2. - 2002. - С. 10 - 16.
7. Винокурова Г.А., Яшкова А.Н. Технологии психологического сопровождения профильного обучения // Молодежь и общество. - 2006. - №3. - С. 78-123.
8. Голубева Е. А. Поколение Z: ценностные ориентиры при выборе карьеры [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 150-152. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13461/.
9. Деянова А.В. Педагогические условия
эффективности профессионального самоопределения
старшеклассников / А. В. Деянова, Г. П. Юрьева // Концепт. - 2015. - № 5. - С. 120-123.
10. Елисеева Л. Я. Педагогика и психология планирования карьеры: учебное пособие для вузов / Л.Я. Елисеева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 242 с.
11. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика:учеб.пособ.для высшей школы. - М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2004. - 192 с. (с. 107-112)
12. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Деловая книга. 2009. - 315 с.
13. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 2013. - 156 с.
14. Касаткина Н.Э., Пахомова Е.А., Руднева Е.Л. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях регионального рынка труда как фактор устойчивой занятости / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 2 (31). - С. 181-188.
15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 304
с.
16. Ковалевич М.С. Профессиональное
самоопределение учащихся / М. С. Ковалевич. Брест, 2015.
17. Кодермятов Р.Э. К проблеме психолого¬педагогического сопровождения образовательного процесса [Текст] / Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова, А. Э. Сенцов А. Э, Павловская Е. В. / Молодой ученый. — 2015. — № 11. - С. 78¬82.
18. Колосова О.А Проблема формирования профессионального самоопределения и построения профессиональной типологии личности/ О. А. Колосова. М.: Управление. - 2016. - № 1(11). - С. 46-48.
19. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2012. - 243 с.
20. Концепция модернизации российского образования до 2020 года. - М., 2002.
21. Крицкий А. Планирование карьеры
старшеклассников: о выборе профессии,
профессиографической и психосоциальной информации о профессиях, профессиональной перспективе
старшеклассников // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 207-213.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
23. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - №
1. - С. 57-65.
24. Лернер П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся [Текст] / П.С. Лернер // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 86-92.
25. Максимова З.Р. Педагогическое сопровождение профессионалиного самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: Автореф. дис. к.п.н. - М.: 2008. - 24 с.
26. Официальный сайт Педагогического словаря В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой [Электронный ресурс] https://alleng.org/d/ped/ped067. htm.
27. Официальный сайт Энциклопедический словарь
[ Электронный ресурс]https://www.psyoffice.ru/6-1024-
proforientacija.htm.
28. Панина С.В. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 312 с.
29. Пряжников Н. С. Организация и методика производственного обучения: профориентология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. С. Пряжников. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 405 с. (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534¬11686-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 2 — URL: http://biblio-online.ru/bcode/457157/p.2.
30. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.
31. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 246 с.
32. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самооопределение
ипрофессиональная ориентация учащихся. - М.:
Издательский центр «Академия», 2013. - С. 89.
33. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно¬методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2009. - 208 с.
34. Резапкина Г.В. Классные часы: Беседы о самоопределении. Книга для классных руководителей. - М.: Генезис, 2010. - 78 с.
35. Решетников В.В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии / В.В. Решетников / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - Т.13. - № 2 (5). - С. 1163-1167.
36. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.: Вако, 2006. - 240 с.
37. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие (практикум) / Составитель Ахмедова Э.М. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. - 123 с.
38. Современный психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. - 490.
39. Соловцова Е. Профессиональная ориентация, деятельность и личностная одаренность [Текст] / Е. Соловцова // Народное образование. - 2006. - №8. - С. 189¬192.
40. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова// Педагогика. - 2007. - № 1. - С. 19-26.
41. Шевкиева Н.Б. Профилактика кризисов профессионального самоопределения психологов на этапе вузовского обучения / Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Ставрополь: 2006.