ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 7
1.1. Структура и содержание понятия «психологическая готовность
к обучению в школе» 7
1.2. Целевые ориентиры дошкольного образования и их трактовка
психологической готовности к школьному обучению 23
1.3. Особенности работы педагога дошкольной образовательной
организации по формированию у детей 6-7 лет
психологической готовности к обучению 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет психологической готовности к обучению в школе 38
2.1. Диагностическая модель исследования психологической
готовности к обучению в школе 38
2.2. Методические рекомендации по формированию
психологической готовности к обучению в школе 42
2.3. Динамика психологической готовности дошкольников 6-7 лет
к обучению в школе 49
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 56
Глава 1. Теоретические основы формирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 7
1.1. Структура и содержание понятия «психологическая готовность
к обучению в школе» 7
1.2. Целевые ориентиры дошкольного образования и их трактовка
психологической готовности к школьному обучению 23
1.3. Особенности работы педагога дошкольной образовательной
организации по формированию у детей 6-7 лет
психологической готовности к обучению 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет психологической готовности к обучению в школе 38
2.1. Диагностическая модель исследования психологической
готовности к обучению в школе 38
2.2. Методические рекомендации по формированию
психологической готовности к обучению в школе 42
2.3. Динамика психологической готовности дошкольников 6-7 лет
к обучению в школе 49
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 56
Проблема психологической готовности детей к обучению в школе достаточно давно рассматривается в педагогической и психологической литературе. Она привлекает внимание не только теоретиков, но и практиков - педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов образовательных учреждений, а также родителей (законных представителей).
Повышенный интерес к данной проблеме обусловлен последними серьезными изменениями, происходящими в системе образования в РФ.
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование выступает первым уровнем общего образования, в связи с этим меняется и отношение к дошкольному образованию как к значимому этапу в развитии ребенка.
Введенный в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования решает задачи преемственности дошкольного и начального общего образования.
Сложившаяся ситуация осложняется еще и тем, что на официальном сайте Федерального института развития образования (www.firo.ru) предложен перечень разнообразных образовательных программ дошкольного образования, тем самым в дошкольных учреждениях отсутствует единая образовательная программа. В связи с этим дети, поступающие в первый класс, имеют разный набор тех качеств и показателей, характеризующих психологическую готовность к обучению в школе, а отсюда вытекает неготовность многих из них к новому этапу жизни - школьному обучению.
Недостаточно рационально организованное образовательное
пространство в дошкольном учреждении или отсутствие своевременной диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе могут привести к проблеме школьной дезадаптации.
Таким образом, проблема психологической готовности детей к школьному обучению актуальна на сегодняшний день.
Объект исследования: психологическая готовность детей 6-7 лет к обучению в школе.
Предмет исследования: процесс формирования психологической готовности дошкольника 6-7 лет к обучению в школе.
Гипотеза: психологическая готовность детей к обучению в школе является комплексным образованием, состоящее из интеллектуального , мотивационного, эмоционального социального компоненте; процесс ее формирования у старшего дошкольника будет эффективным, если :
1) инициировать положительное отношение к школе, принятию правил поведения на уроке и перемене;
2) способствовать осведомленности, степени владения мыслительными операциями;
3) стимулировать произвольность эмоционально- волевой сферы и саморегуляции поведения;
4) активно использовать парную, групповую и коллективную
деятельность дошкольников на занятиях;
5) создавать игровые ситуации, моделирующие школьную жизнь.
Задачи:
1. Раскрыть структуру и содержание понятия «психологическая готовность к обучению в школе».
2. Проанализировать Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основные образовательные программы с точки зрения трактовки психологической готовности к обучению в школе.
3. Экспериментально выявить уровень психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
4. Разработать и апробировать методические рекомендации по формированию психологической готовности к обучению в школе, определить их эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов, констатирующий эксперимент - как основной метод исследования.
Методологическая основа: положения отечественной и зарубежной психологии о подготовке детей к обучению в школе, о психологической готовности детей к обучению в школе, а именно: о подготовке к обучению в школе (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, М.И. Лисина); о психологической готовности ребенка к школьному обучению (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Е.Г. Салмина, А. Керн, Я.Йирасек, С. Штребел и др.).
Этапы исследования:
1 этап - подготовительный: выбор и утверждение темы исследования, составление плана работы, изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования, разработка научного аппарата исследования, определение методики экспериментальной работы.
2 этап - основной: написание теоретической главы работы;
констатирующий эксперимент, разработка методических рекомендаций по формированию готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
3 этап - заключительный: оформление результатов исследования в виде дипломной работы; подготовка выпускной квалификационной работы к защите.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 27 п. Разумное Белгородского района Белгородской области».
Практическая значимость исследования заключается в разработке краткосрочного проекта «Школа добрых волшебников», как основных рекомендаций по организации психолого -педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на оптимальное создание условий для формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Дипломная работа состоит из введения и двух глав, а также списка использованной литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность проблемы, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза, даны методы, использовавшиеся в работе.
Первая глава носит теоретико-методологический характер. В ней на основе изучения работ отечественной и зарубежной психологии раскрывается сущность понятия «психологическая готовность к обучению в школе», рассматриваются основные компоненты, уровни психологической готовности к школе, описываются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и их трактовка психологической готовности к школе. Кроме того, представлена работа педагога по формированию у дошкольников психологической готовности к школе.
Во второй главе представлен материал практического исследования по определению уровню психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе, предложены конкретные мероприятия по их повышению. Работа также содержит анализ результатов проведенного исследования и выводы.
Повышенный интерес к данной проблеме обусловлен последними серьезными изменениями, происходящими в системе образования в РФ.
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование выступает первым уровнем общего образования, в связи с этим меняется и отношение к дошкольному образованию как к значимому этапу в развитии ребенка.
Введенный в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования решает задачи преемственности дошкольного и начального общего образования.
Сложившаяся ситуация осложняется еще и тем, что на официальном сайте Федерального института развития образования (www.firo.ru) предложен перечень разнообразных образовательных программ дошкольного образования, тем самым в дошкольных учреждениях отсутствует единая образовательная программа. В связи с этим дети, поступающие в первый класс, имеют разный набор тех качеств и показателей, характеризующих психологическую готовность к обучению в школе, а отсюда вытекает неготовность многих из них к новому этапу жизни - школьному обучению.
Недостаточно рационально организованное образовательное
пространство в дошкольном учреждении или отсутствие своевременной диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе могут привести к проблеме школьной дезадаптации.
Таким образом, проблема психологической готовности детей к школьному обучению актуальна на сегодняшний день.
Объект исследования: психологическая готовность детей 6-7 лет к обучению в школе.
Предмет исследования: процесс формирования психологической готовности дошкольника 6-7 лет к обучению в школе.
Гипотеза: психологическая готовность детей к обучению в школе является комплексным образованием, состоящее из интеллектуального , мотивационного, эмоционального социального компоненте; процесс ее формирования у старшего дошкольника будет эффективным, если :
1) инициировать положительное отношение к школе, принятию правил поведения на уроке и перемене;
2) способствовать осведомленности, степени владения мыслительными операциями;
3) стимулировать произвольность эмоционально- волевой сферы и саморегуляции поведения;
4) активно использовать парную, групповую и коллективную
деятельность дошкольников на занятиях;
5) создавать игровые ситуации, моделирующие школьную жизнь.
Задачи:
1. Раскрыть структуру и содержание понятия «психологическая готовность к обучению в школе».
2. Проанализировать Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основные образовательные программы с точки зрения трактовки психологической готовности к обучению в школе.
3. Экспериментально выявить уровень психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
4. Разработать и апробировать методические рекомендации по формированию психологической готовности к обучению в школе, определить их эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов, констатирующий эксперимент - как основной метод исследования.
Методологическая основа: положения отечественной и зарубежной психологии о подготовке детей к обучению в школе, о психологической готовности детей к обучению в школе, а именно: о подготовке к обучению в школе (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, М.И. Лисина); о психологической готовности ребенка к школьному обучению (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Е.Г. Салмина, А. Керн, Я.Йирасек, С. Штребел и др.).
Этапы исследования:
1 этап - подготовительный: выбор и утверждение темы исследования, составление плана работы, изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования, разработка научного аппарата исследования, определение методики экспериментальной работы.
2 этап - основной: написание теоретической главы работы;
констатирующий эксперимент, разработка методических рекомендаций по формированию готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
3 этап - заключительный: оформление результатов исследования в виде дипломной работы; подготовка выпускной квалификационной работы к защите.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 27 п. Разумное Белгородского района Белгородской области».
Практическая значимость исследования заключается в разработке краткосрочного проекта «Школа добрых волшебников», как основных рекомендаций по организации психолого -педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на оптимальное создание условий для формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Дипломная работа состоит из введения и двух глав, а также списка использованной литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность проблемы, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза, даны методы, использовавшиеся в работе.
Первая глава носит теоретико-методологический характер. В ней на основе изучения работ отечественной и зарубежной психологии раскрывается сущность понятия «психологическая готовность к обучению в школе», рассматриваются основные компоненты, уровни психологической готовности к школе, описываются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и их трактовка психологической готовности к школе. Кроме того, представлена работа педагога по формированию у дошкольников психологической готовности к школе.
Во второй главе представлен материал практического исследования по определению уровню психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе, предложены конкретные мероприятия по их повышению. Работа также содержит анализ результатов проведенного исследования и выводы.
Проведенная работа по формированию психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы:
1. Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко представлен в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественный психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович) делали акцент на теоретическую разработку вопроса.
психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием
2. Определена сущность понятия «психологическая готовность к обучению в школе», рассматриваемая нами как необходимый и достаточный уровень психического развития дошкольника, необходимый для освоения школьной программы в коллективе сверстников, который включает психомоторную, эмоциональную, интеллектуальную и личностную готовность.
3. Критериями сформированности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению выступают желание ребенка учится, занять новую позицию в обществе - «позицию школьника», наличие широкого кругозора об окружающей действительности, способность к выполнению основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация), определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
4. Сравнительный анализ психологических характеристик детей старшего дошкольного возраста за год до поступления в школу показал высокий процент детей неготовых к школьному обучению. У данной категории дошкольников наблюдался низкий уровень развития произвольной, интеллектуальной и функциональной сфер, наблюдались трудности в установлении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Кроме того, у дошкольников «неготовых» к обучению в школе наблюдалась мотивационная геготовность, преобладал в основном игровой мотив. Полученные данные еще раз свидетельствуют о необходимости психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста.
5. Краткосрочный проект «Школа добрых волшебников», направленный на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, включает в себя организацию образовательного процесса с обучающимися, педагогами и родителями (законными представителями) посредством различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, экспериментальной и др.).
6. Формирование психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению это большой, систематизированный процесс, требующий от педагога овладения всесторонними знаниями в данной области и использования наиболее эффективных методов психолого-педагогического сопровождения.
1. Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко представлен в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественный психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович) делали акцент на теоретическую разработку вопроса.
психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием
2. Определена сущность понятия «психологическая готовность к обучению в школе», рассматриваемая нами как необходимый и достаточный уровень психического развития дошкольника, необходимый для освоения школьной программы в коллективе сверстников, который включает психомоторную, эмоциональную, интеллектуальную и личностную готовность.
3. Критериями сформированности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению выступают желание ребенка учится, занять новую позицию в обществе - «позицию школьника», наличие широкого кругозора об окружающей действительности, способность к выполнению основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация), определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
4. Сравнительный анализ психологических характеристик детей старшего дошкольного возраста за год до поступления в школу показал высокий процент детей неготовых к школьному обучению. У данной категории дошкольников наблюдался низкий уровень развития произвольной, интеллектуальной и функциональной сфер, наблюдались трудности в установлении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Кроме того, у дошкольников «неготовых» к обучению в школе наблюдалась мотивационная геготовность, преобладал в основном игровой мотив. Полученные данные еще раз свидетельствуют о необходимости психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста.
5. Краткосрочный проект «Школа добрых волшебников», направленный на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, включает в себя организацию образовательного процесса с обучающимися, педагогами и родителями (законными представителями) посредством различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, экспериментальной и др.).
6. Формирование психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению это большой, систематизированный процесс, требующий от педагога овладения всесторонними знаниями в данной области и использования наиболее эффективных методов психолого-педагогического сопровождения.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (Психологическая помощь в образовании, Астраханский Государственный Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая готовность детей к школьному обучению
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К
ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников дошкольной
образовательной организации в аспекте подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022



