Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Работа №69051

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 7
1.1. Структура и содержание понятия «психологическая готовность
к обучению в школе» 7
1.2. Целевые ориентиры дошкольного образования и их трактовка
психологической готовности к школьному обучению 23
1.3. Особенности работы педагога дошкольной образовательной
организации по формированию у детей 6-7 лет
психологической готовности к обучению 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет психологической готовности к обучению в школе 38
2.1. Диагностическая модель исследования психологической
готовности к обучению в школе 38
2.2. Методические рекомендации по формированию
психологической готовности к обучению в школе 42
2.3. Динамика психологической готовности дошкольников 6-7 лет
к обучению в школе 49
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 56


Проблема психологической готовности детей к обучению в школе достаточно давно рассматривается в педагогической и психологической литературе. Она привлекает внимание не только теоретиков, но и практиков - педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов образовательных учреждений, а также родителей (законных представителей).
Повышенный интерес к данной проблеме обусловлен последними серьезными изменениями, происходящими в системе образования в РФ.
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование выступает первым уровнем общего образования, в связи с этим меняется и отношение к дошкольному образованию как к значимому этапу в развитии ребенка.
Введенный в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования решает задачи преемственности дошкольного и начального общего образования.
Сложившаяся ситуация осложняется еще и тем, что на официальном сайте Федерального института развития образования (www.firo.ru) предложен перечень разнообразных образовательных программ дошкольного образования, тем самым в дошкольных учреждениях отсутствует единая образовательная программа. В связи с этим дети, поступающие в первый класс, имеют разный набор тех качеств и показателей, характеризующих психологическую готовность к обучению в школе, а отсюда вытекает неготовность многих из них к новому этапу жизни - школьному обучению.
Недостаточно рационально организованное образовательное
пространство в дошкольном учреждении или отсутствие своевременной диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе могут привести к проблеме школьной дезадаптации.
Таким образом, проблема психологической готовности детей к школьному обучению актуальна на сегодняшний день.
Объект исследования: психологическая готовность детей 6-7 лет к обучению в школе.
Предмет исследования: процесс формирования психологической готовности дошкольника 6-7 лет к обучению в школе.
Гипотеза: психологическая готовность детей к обучению в школе является комплексным образованием, состоящее из интеллектуального , мотивационного, эмоционального социального компоненте; процесс ее формирования у старшего дошкольника будет эффективным, если :
1) инициировать положительное отношение к школе, принятию правил поведения на уроке и перемене;
2) способствовать осведомленности, степени владения мыслительными операциями;
3) стимулировать произвольность эмоционально- волевой сферы и саморегуляции поведения;
4) активно использовать парную, групповую и коллективную
деятельность дошкольников на занятиях;
5) создавать игровые ситуации, моделирующие школьную жизнь.
Задачи:
1. Раскрыть структуру и содержание понятия «психологическая готовность к обучению в школе».
2. Проанализировать Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основные образовательные программы с точки зрения трактовки психологической готовности к обучению в школе.
3. Экспериментально выявить уровень психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
4. Разработать и апробировать методические рекомендации по формированию психологической готовности к обучению в школе, определить их эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов, констатирующий эксперимент - как основной метод исследования.
Методологическая основа: положения отечественной и зарубежной психологии о подготовке детей к обучению в школе, о психологической готовности детей к обучению в школе, а именно: о подготовке к обучению в школе (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, М.И. Лисина); о психологической готовности ребенка к школьному обучению (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Е.Г. Салмина, А. Керн, Я.Йирасек, С. Штребел и др.).
Этапы исследования:
1 этап - подготовительный: выбор и утверждение темы исследования, составление плана работы, изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования, разработка научного аппарата исследования, определение методики экспериментальной работы.
2 этап - основной: написание теоретической главы работы;
констатирующий эксперимент, разработка методических рекомендаций по формированию готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
3 этап - заключительный: оформление результатов исследования в виде дипломной работы; подготовка выпускной квалификационной работы к защите.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 27 п. Разумное Белгородского района Белгородской области».
Практическая значимость исследования заключается в разработке краткосрочного проекта «Школа добрых волшебников», как основных рекомендаций по организации психолого -педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на оптимальное создание условий для формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Дипломная работа состоит из введения и двух глав, а также списка использованной литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность проблемы, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза, даны методы, использовавшиеся в работе.
Первая глава носит теоретико-методологический характер. В ней на основе изучения работ отечественной и зарубежной психологии раскрывается сущность понятия «психологическая готовность к обучению в школе», рассматриваются основные компоненты, уровни психологической готовности к школе, описываются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и их трактовка психологической готовности к школе. Кроме того, представлена работа педагога по формированию у дошкольников психологической готовности к школе.
Во второй главе представлен материал практического исследования по определению уровню психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе, предложены конкретные мероприятия по их повышению. Работа также содержит анализ результатов проведенного исследования и выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенная работа по формированию психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы:
1. Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко представлен в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественный психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович) делали акцент на теоретическую разработку вопроса.
психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием
2. Определена сущность понятия «психологическая готовность к обучению в школе», рассматриваемая нами как необходимый и достаточный уровень психического развития дошкольника, необходимый для освоения школьной программы в коллективе сверстников, который включает психомоторную, эмоциональную, интеллектуальную и личностную готовность.
3. Критериями сформированности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению выступают желание ребенка учится, занять новую позицию в обществе - «позицию школьника», наличие широкого кругозора об окружающей действительности, способность к выполнению основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация), определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
4. Сравнительный анализ психологических характеристик детей старшего дошкольного возраста за год до поступления в школу показал высокий процент детей неготовых к школьному обучению. У данной категории дошкольников наблюдался низкий уровень развития произвольной, интеллектуальной и функциональной сфер, наблюдались трудности в установлении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Кроме того, у дошкольников «неготовых» к обучению в школе наблюдалась мотивационная геготовность, преобладал в основном игровой мотив. Полученные данные еще раз свидетельствуют о необходимости психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста.
5. Краткосрочный проект «Школа добрых волшебников», направленный на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, включает в себя организацию образовательного процесса с обучающимися, педагогами и родителями (законными представителями) посредством различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, экспериментальной и др.).
6. Формирование психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению это большой, систематизированный процесс, требующий от педагога овладения всесторонними знаниями в данной области и использования наиболее эффективных методов психолого-педагогического сопровождения.



1. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. - Новосибирск: СибАК, 2010.
2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
3. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
4. КоломинскийЯ. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция - СПб.: Питер,. - 480 с: ил.. 2004
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464 с.
6. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: (методики, тесты, опросники) / сост. Е. В. Доценко. - Волгоград : Учитель, 2008. - 297 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
8. Шадриков В.Д. Готовность детей к обучению // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 624 с.
9. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. - Изд. 8-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 382 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ