ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 7
1.1. Характеристика связной речи и ее развитие в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития связной монологической речи старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3. Наглядное моделирование как средство обучения пересказу дошкольников
с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 27
2.1. Исследование уровня сформированности навыка пересказа у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2. Содержание логопедической работы по обучению пересказу старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием наглядного
моделирования 45
2.3. Анализ эффективности логопедической работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста является одним из главных условий подготовки их к обучению в школе, так как речь играет ведущую роль в организации и развитии не только собственно речевой деятельности, но так же и в развитии речемыслительных процессов, регуляции деятельности и поведения в целом. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Проблема развития связной монологической речи является предметом исследования ученых в области лингвистики, психолингвистики, психологии, педагогики, общей и специальной методик (М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Анализ развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) свидетельствует о значительных трудностях в овладении навыками связной монологической речи, которые обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной
сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления) также создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью (Г.В. Бабина, В.К. Воробьева, Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов, Е.А. Карпушкина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).
В отдельных исследованиях (В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.) указывается на трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления; нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженную «немотивированную» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
В общей и специальной методике имеется немало исследований, посвященных формированию связной монологической речи, в том числе и навыка пересказа, у старших дошкольников (М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова; В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Т.А. Ткаченко, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Исследователи отмечают необходимость специальной систематической работы по формированию связной монологической речи, в т.ч. навыкам пересказа и отмечают, что она должна быть направлена на развитие умений осмысливать текст, обеспечивать полноту передачи произведения, последовательность и связность, а также на развитие грамматически правильной речи, усвоение различных языковых средств построения связных и высказываний и развитие невербальных психических процессов.
В настоящее время в специальной педагогике (логопедии) продолжается поиск наиболее эффективных форм, методов и средств организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, в том числе и детей с нарушением речевого развития. И все более распространенным явлением в развитии связной монологической речи становится использование в коррекционно-образовательном процессе метода наглядного моделирования. Применение наглядного моделирования позволит педагогам существенно увеличить эффективность процесса формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, поможет научить детей составлять связные речевые высказывания.
Однако, анализ литературы показал, что в имеющиеся в настоящее время разработки фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны применения наглядного моделирования в коррекционно-образовательный процесс по формированию навыка пересказа. Не определены условия и система специальных занятий, ориентированных на обучение старших дошкольников с ОНР навыкам пересказа. Все выше сказанное и определило актуальность выбранного нами исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обучению пересказу старших дошкольников с ОНР на основе использования наглядного моделирования.
Цель исследования: разработать систему логопедической работы по обучению пересказу старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования.
Объект исследования: особенности развития навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: система логопедической работы по обучению пересказу старших дошкольников с ОНР с использованием наглядного моделирования.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР.
2. Выявить уровень развития навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР.
3. Разработать, апробировать и проверить эффективность системы логопедической работы по обучению пересказу старших дошкольников с ОНР с использованием наглядного моделирования.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по обучению пересказу старших дошкольников с ОНР будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- отбор текстов для пересказа, обусловлен возрастными возможностями детей и уровнем их речевого развития;
- использование наглядных (графических) моделей, сопровождающих пересказ детей;
- организация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: исследованиями связной монологической речи детей (А.М. Бородич, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, А. Зимняя, А.М. Леушина, Т.А. Ладыженская, Д.Б.Эльконин и др.); системным подходом к анализу речевой деятельности детей с речевым недоразвитием (Р.Е. Левина); исследованиями в области изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.); современными разработками в области в области обучения пересказу детей с ОНР (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Куликовская, Г.Е. Сычева, Т.А. Ткаченко и др.); психолого-педагогические исследования в области применения наглядного моделирования в педагогическом процессе (Л.А. Венгер, А.М. Вербенец, О.Д. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Л.М. Фридман и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей; количественный и качественный анализ результатов проведенного эксперимента.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Лучик».
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
На основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов экспериментальной работы можно сделать следующие выводы.
Формирование связной монологической речи, в том числе и навыка пересказа, относится к одной из важнейших задач логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Решение этой задачи необходимо, во-первых, для преодоления системного недоразвития речи; во-вторых, подготовки детей к обучению в школе общеразвивающей направленности; в- третьих, развитию личности детей.
У дошкольников с общим недоразвитием речи имеются особенности в развитии связной монологической речи, которые проявляются в трудностях программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления; нарушении связности и последовательности изложения, выраженные в смысловых пропусках, фрагментарности высказывания, а также, низком уровне развития фразовой речи.
Экспериментальная работа по изучению уровня развития навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволила нам выявить низкий уровень развития навыка пересказа. Дети не могли самостоятельно пересказать предложенный текст, им требовалась дополнительная помощь в виде наводящих вопросов, повторного чтения текста. В их высказываниях имели место нарушения связности изложения, бедность употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения и большое количество пауз.
С целью совершенствования системы работы по развитию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи нами была разработана и апробирована система логопедической работы. Для этого, опираясь на исследования в области теории и практики развития навыка пересказа (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и др.) нами был разработан перспективный план работы по развитию навыка пересказа, подобраны специальные методические приемы, среди которых важное место отводилось графическим моделям, определены основные направления работы по развитию психо-речевого базиса пересказа, а также содержание совместной работы учителя-логопеда и воспитателя.
Данные контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной нами системы коррекционно-педагогической работы по развитию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Об этом свидетельствуют следующие данные: на 28,6% увеличилось количество детей с высоким уровнем развития навыка пересказа, на 14,3% уменьшилось количество детей со средним уровнем. Детей с очень низким уровнем развития навыка пересказа на контрольном этапе эксперимента не выявлено.
Исходя из выше сказанного, можно отметить, что коррекционно-педагогическая работа по развитию навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР эффективна при соблюдении следующих условий:
-отбор текстов для пересказа, обусловлен возрастными возможностями детей и уровнем их речевого развития;
-использование наглядных (графических) моделей, сопровождающих пересказ детей;
-организация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Александрина, И.Н. Формирование связного высказывания у детей с ОНР [Текст] / И.Н. Александрина, Н.Д. Судакова // Логопед. - 2013. - № 8. - С. 4¬12.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Анисимова, Л.Н. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Л.Н. Анисимова // Логопед. - 2015. - № 7.
- С. 72-78.
4. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий логопеда [Текст] / Н.Е. Арбекова. - М.: Изд-во ГНОМ, 2011. - 172 с.
5. Базик, И. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию: Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Бизик // Дошкольное воспитание. - 1984. - №11. С. 34-36.
6. Белоусова, Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! [Текст] /Л.Е. Белоусова. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. - 64 с.
7. Бородич, А.М. Методика развития связной речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
8. Ванюхина, Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями [Текст] / Г.А. Ванюхина // Логопед. - 2009.
- № 5. - С. 18-25.
9. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.:АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1996. - 352 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 472 с.
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М.:АРКТИ, 2004. - 168 с.
13. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: Изд-во: АСТ , 2007. - 318 с.
14. Гуровец, Г.В. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии [Текст] / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Недоразвитие и утрата речи вопросы теории и практики. - М., 1985. - 132 с.
15. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М., 1986. - 312 с.
16. Дьяченко, О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой [Текст] / О.М. Дьяченко // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 11. С.43 - 47.
17. Елкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Елкина. - Ярославль, 2014. - 220 с.
18. Ермишина, Г.И. Обучение пересказу детей с ОНР (подготовительная к школе группа) [Текст] / Г.И. Ермишина // Логопед. - 2015. - № 3. - С. 78-83.
19. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1995. - 112 с.
20. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 1998. - 366 с.
21. Жукова, Л.С. Преодоление общего недоразвития речи [Текст] / Л.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.:АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
22. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1994. - 160 с.
23. Иванова, Н.Н. Использование наглядного моделирования в работе над развитием связной речи [Текст] / Н.Н. Иванова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - Том II. - C. 107-111.
24. Карнаухова, Я.Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Я.Б. Карнаухова // Логопедия сегодня. - 2013. - № 1. - С. 63-66.
25. Киселева, О.И. Использование метода наглядного моделирования в
обучении детей монологической речи [Текст] / О.И. Киселева. - Томск:
Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. - 32 с.
26. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2011. - 48 с.
27. Корицкая Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи / Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович. - М., 2002. - 97 с.
28. Крохина, И.Н. Использование обобщенных моделей в коррекционной работе с детьми с ОНР [Текст] / И.Н. Крохина // Логопед. - 2014. - № 3. - С. 24¬31.
29. Кулакова, Т.В. Обучение детей пересказу на логопедических занятиях [Текст] / Т.В. Кулакова, И.В. Козина, Т.С. Павлова // Логопед. - 2010. - № 4. - С. 50-61.
30. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1974. - 256 с.
31. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968, С. 67-166.
32. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Красанд, 2010. - 216 с.
33. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А. М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 1941. - Т. 30. - С. 27-71.
34. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов [Текст] / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011. - 464 с.
35. Мелехова, Л.В. Речь дошкольника и ее исправление [Текст] / Л.В. Мелехова, М.Ф. Фомичева. - М., Просвещение, 1967. - 126 с.
36. Нищева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа. Конспекты занятий [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2014. - 80 с.
37. Орфинская, В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии [Текст] // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. - С. 81-122.
38. Родари, Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство
придумывания историй [Текст] / Д. Родари. - М.: Прогресс, 1990. - 86с.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: ПИТЕР, 2009. - 594 с.
40. Сомкова, О.Н. Как использовать модель для развития речевого творчества [Текст] / О.Н. Сомкова, Н.Н. Кондратьева // Дошкольное воспитание. - 2001.-№ 10. - С. 52-54.
41. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. 1-4 кл [Текст] /Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 1980. - 192 с.
42. Строгова, С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования / С.Ю. Строгова // Логопед. - 2013. - № 8. - С. 10-16.
43. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. С. 16-21.
44. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у
дошкольников 4-6 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко - М.: Ювента, 2012. - 45с.
45. Трауготт, Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами [Текст] // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. - С. 7-30.
46. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
47. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
48. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст] / Т.А. Фотекова. - М.: АРКТИ, 2010. - 87 с.
49. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
50. Челышева, А.А. Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень) [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 104-106.
51. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в раннем детстве [Текст] / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 97 с.