ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ 8
СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ 26
СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
БОРИСОГЛЕБСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 43
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
БОРИСОГЛЕБСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В России особое значение приобретает решение вопросов совершенствования системы муниципального управления, поскольку именно на местные органы управления возлагается ответственность за решение задач социального развития.
Сегодня муниципальные органы управления должны не только решать текущие проблемы, но и уметь планировать свою деятельность на перспективу.
Сущность местного самоуправления состоит в реализации многообразных потребностей населения в труде и социальных благах. Для всех территорий главными становятся проблемы создания условий для полной занятости трудоспособного населения, роста реальной заработной платы, обеспечения социальной справедливости, расширения социальной инфраструктуры, рационального использования ресурсов. С учетом этого актуальной задачей является разработка основ совершенствования системы управления социальным развитием муниципального района,
ориентированной на повышение уровня жизни населения, особенно в период введения экономических санкций против России для ослабления социально¬политической стабильности.
Происходящие реформы в социальном устройстве России предполагают изменения на всех уровнях систем управления: федеральном, региональном, муниципальном. В этих условиях преобразований всех сторон жизнедеятельности Российского государства и общества
роль муниципальных образований объективно возрастает, поскольку именно на уровне конкретной территории реализуется социальная политика государства.
Данное обстоятельство требует от теории и практики разработки эффективных методов к решению проблем управления социальным развитием.
Управление социальным развитием муниципального образования включает в себя согласованное воздействие различных субъектов на процессы, протекающие в муниципальном образовании, для улучшения качества жизни населения, качественных преобразований экономической сферы. Главным субъектом управления развитием должно рассматриваться население, выражающее свои интересы и участвующее в их реализации. Ключевую роль в организации согласованной работы всех субъектов управления (государственных и муниципальных органов власти, предпринимательского сектора и населения) должна играть администрация муниципального образования.
Степень изученности темы. Проблемы развития муниципальных образований стали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Однако вопросы по управления социальным развитием глубоко раскрыты в работах А.Ю. Бочкарева, Н.М. Климентьевой и И.А. Василенко .
Вопросы функционирования социальной сферы и проблемы развития социальной инфраструктуры рассматриваются у О.В. Байдаловой, Г.И. Осадчей, С.И. Яковлевой .
Также, значительный вклад внесет в исследование доклад группы экспертов под руководством советника Президента В.В. Путина, академика РАН С.Ю. Глазьева .
В указанных работах остаются нерешенными вопросы оценки эффективности управления социальным развитием территорий с точки зрения соответствия поставленных целей интересам и потребностям населения в современный период, что обусловило написание работы.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью создания благоприятных условий для эффективной системы управления социальным развитием Борисоглебского района Ярославской области и недостаточной теоретической и практической разработанностью направлений совершенствования этой деятельности на уровне муниципальных образований.
Объектом исследования выступает социальное развитие муниципального образования.
Предметом исследования являются методы управления социальным развитием Борисоглебского муниципального района Ярославской области.
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию управления социальным развитием Борисоглебского муниципального района Ярославской области.
Достижение поставленной цели данной работы возможно
посредством реализации следующих задач:
1. Изучить теоретические основы управления социальным развитием муниципального образования.
2. Проанализировать практику управления социальным развитием Борисоглебского муниципального района Ярославской области.
3. Разработать проект по совершенствованию управления социальным развитием Борисоглебского муниципального района Ярославской области.
Теоретико-методологические основы исследования составили положения содержательного и системного подхода, изложенных в трудах П.В. Исаева и А.П. Жукова . В рамках системного подхода в полной мере можно рассмотреть сущность процесса управления социальным развитием муниципального образования и дать основополагающие определения основных понятий.
В качестве общенаучных методов исследования применялись: теоретические: системный анализ, сравнительный анализ, обобщение;
эмпирические: опрос, анализ документов.
Эмпирическая база исследования включает в себя:
- федеральные нормативно-правовые акты ;
- региональные нормативно-правые акты ;
- нормативные акты Борисоглебского района ;
- отчетные данные о бюджете и итогах социально-экономического развития администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области ;
- результаты авторского социологического исследования «Перспективы социального развития и выявления основных проблем в управлении Борисоглебского муниципального района».
- вторичный анализ материалов ранее проведенных исследований по изучаемой проблематике, справочные и аналитические материалы.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках проведена оценка комплекса мер по управлению социальным развитием муниципального образования, определены основные направления
7 совершенствования управления в Борисоглебском муниципальном районе Ярославской области.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы.
В настоящее время социальное развитие муниципальных образований является важнейшим элементом развития страны в целом. Именно на органы местного самоуправления возлагается задача служить фактором стабилизации, обеспечить социальную защиту и увеличение удовлетворения потребностей населения в материальных и духовных благах.
Для решения серьезных социальных проблем возникает потребность в анализе всех сторон функционирования социальной сферы муниципальных образований, а также в постоянном сравнении достигнутого уровня с планируемыми результатами социального развития. Это необходимо, поскольку социальное развитие муниципального образования представляет собой важнейшую жизненную среду, которая определяет качество жизни и условия жизнедеятельности людей. Анализ состояния социального развития, проблемы в этой сфере, а также направления совершенствования и их реализация являются ключевыми задачами деятельности органов местного самоуправления.
Ускорение социального развития муниципального образования зависит от дальнейшего совершенствования всей системы управления, перестройки форм, способов и механизмов достижения целей. А также необходимо учитывать специфику демографических, экологических и прочих характеристик муниципального образования. Правильно выстроенное управление в отдельных звеньях социальной сферы, обеспечивает нормальное функционирование и развитие в целом.
Основной целью социального развития муниципального района является улучшение качества жизни его населения. Исходя из этой цели, приоритетами социального развития в современных условиях выступают:
- доходы населения и благосостояние в целом;
- здоровье населения, продолжительность жизни, занятие физкультурой и спортом, заболеваемость;
- образование (дошкольное образование, общее среднее образование, среднее и высшее, специальное образование, повышение квалификации персонала и т.д.);
- обеспечение жильем, благоустройство и инфраструктура;
- духовная жизнь (морально-нравственные ценности, религия);
- качество товаров и услуг;
- социальное обеспечение, которое включает в себя пенсии, помощь инвалидам и малоимущим.
Рассматриваемое нами муниципальное образование - Борисоглебский муниципальный район - имеет общие для большинства районов России социальные проблемы, многие из которых обусловлены, главным образом, численностью жителей, проблемой обеспеченности жильем, малое количество высокооплачиваемых рабочих мест, отток молодежи в города.
Анализ деятельности органов местного самоуправления в сфере социального развития показал, что за 2015 год социальное положение в Борисоглебском муниципальном районе - ухудшилось. Это также можно подтвердить социологическим опросом «Перспективы социального развития и выявления основных проблем в управлении Борисоглебского муниципального района». На основании этого можно выделить наиболее проблемные отрасли социального развития в районе, которыми выступают по большей части здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство. Также мы можем проследить, насколько население оценивает эффективность проводимой социальной политике в Борисоглебском муниципальном районе.
Распределение ответов на данный вопрос говорит о том, что работа по управлению социальным развитием, проводимая администрацией, в настоящее время не неэффективна, имеет трудности и требует мероприятий по совершенствованию.
Основным барьером, в решении проблем перспективного социального развития, является недостаток финансового обеспечения. Управление социальным развитием требует активного вовлечения и эффективного использования всех возможных источников инвестиций, что позволит скорее создать достойные условия для населения.
Исходя из общего анализа практики управления социальным развитием Борисоглебского муниципального района ярославской области, одним из стратегических направлений работы по внедрению проекта должно быть совершенствование системы здравоохранения района. Так как именно перед здравоохранением района стоит ряд серьезных проблем: высокий уровень смертности; недостаточная обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом; дефицит финансовых ресурсов; нехватка лечебно¬профилактических учреждений, предназначенных для оказания стационарной и амбулаторной помощи женщинам во время беременности, родов и при гинекологических заболеваниях, а также медицинской помощи новорожденным.
Проект по информатизации системы здравоохранения будет направлен на обеспечение эффективной информационной поддержки системы здравоохранения, граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного оказания.
Работа над проектом позволяет сформулировать ряд конкретных практических рекомендаций а адрес органов местного самоуправления и бюджетных учреждений здравоохранения Борисоглебского района Ярославской области:
1. Создание единого центра обработки данных содержащего всеобъемлющие сведения о ведении учета медицинской помощи. В нем будет система ведения учета медицинской помощи, интегрированная электронная медицинская карта, кадровые регистры.
Создание единого центра приведет к уменьшению количества врачебных ошибок при назначении препаратов и направлении на обследование и повысит эффективность лечебно-диагностического процесса, содержащего всеобъемлющие сведения о пациентах.
2. Создание «Электронной регистратуры», для удобства пациентов использовать единую запись к врачу, направления пациентов на обследования, плановое оказание медицинской помощи, через интернет. Электронная регистратура уменьшит очереди и приведет к повышению доступности медицинской помощи, проявления открытости учреждения здравоохранения населению, снижения социальной напряженности, сокращения очереди в регистратуру больницы за счет децентрализации записи, уменьшения времени обслуживания пациента в регистратуре и повышения эффективности ее работы.
3. Расширение локальной компьютерной сети обеспечит электронный обмен медицинской информацией, документами между центральной районной больницей и амбулаториями Борисоглебского района, что приведет к уменьшению затрат рабочего времени медицинского персонала при подготовке отчётной документации.
4. Создание условий для получения врачебных консультаций лицами, не имеющими возможности посещения медицинских организаций.
Проект «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение Борисоглебского района» является перспективным, поможет решить возникающие вопросы по обеспечению доступности медицинской помощи населению и выведет сферу здравоохранения района на современный, качественно новый уровень оказания медицинской помощи.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. ФЗ (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 442- ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Социальный кодекс Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з (ред. от 24.02.2016) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Регион.вып. Ярославская область».
6. Об утверждении областной целевой программы «Устойчивое
развитие сельских территорий Ярославской области на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление правительства Ярославской области от 17 марта 2014 г. № 222-пп (ред. от 29.12.2015) // Справочная правовая
система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Ярославская область».
7. Об утверждении муниципальной программы «Комплексного социально-экономического развития Борисоглебского муниципального района на 2016-2018 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области от 3 февраля 2015 г. № п-0150 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Ярославская область».
8. Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение
качественными коммунальными услугами населения Борисоглебского муниципального района на 2014-2016 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области от 30 апреля 2014г. № п-0474 (ред. от 29.12.2015) //
справочная правовая система «Консультант плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Ярославская область».
9. Об утверждении муниципальной программы «Социальная
поддержка населения Борисоглебского муниципального района на 2014-2016 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации
Борисоглебского муниципального района Ярославской области от 12 мая 2014г. № п-0525 (ред. от 10.02.2015) // Справочная правовая система
«Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Ярославская область».
10. Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры, туризма и молодежной политики в Борисоглебском муниципальном районе на 2015-2018 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области от 23 марта 2016г. № п-0251 // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Ярославская область».
11. Об утверждении муниципальной программы «Физическая
культура и спорт в Борисоглебском муниципальном районе на 2014-2017 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации
Борисоглебского муниципального района Ярославской области от 12 мая 2014г. № п-0531 (ред. от 25.03.2016) // Справочная правовая система
«Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Ярославская область».
12. Абалкин, Л.И. Очерки по истории российской социально-экономической мысли [Текст] / Л.И. Абалкин. - М. : РЭА, 2011. - 224 с.
13. Александрова, О. Ю. Проблемы реализации права гражданина на выбор медицинской организации и врача для получения первичной медико¬санитарной помощи [Текст] / О. Ю. Александрова, О. А. Нагибин, М. Б. Горелов // Здравоохранение. - 2013. - № 5. - С. 80- 88.
14. Анимица, Е.Г. Основы местного самоуправления [Текст] / Е.Г. Анимица - М.: Дело , 2010. - 323 с.
15. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления [Текст] / Г.В. Атаманчук. - М. : Омега-Л, 2012. - 525 с.
16. Афанасьев, В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М.: Наука, 2011 - 328 с.
17. Баимбетов, А.А. Перспективы социального планирования в современной России [Текст] / А. А. Баимбетов // Сорокинские чтения - 2010. Будущее России: стратегии развития: материалы Всерос. науч. конф.- М.: МАКС Пресс, 2010. - 464 с.
18. Баженов, С.А. Качество жизни населения: теория и практика [Текст] / С. А. Баженов. - М. : ЭКОС, 2012. - 178 с.
19. Бочкарев, А.Ю. Управление развитием социальной инфраструктуры муниципальных образований в современной России [Текст] : дис. ... канд. социол. наук : 08.00.05 / А.Ю Бочкарев. - М., 2012. - 221 с.
20. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление [Текст] / И.А. Василенко. - М. : Юрайт, 2013. - 415 с.
21. Волгин, Н.А. Социальная политика в муниципальных образованиях [Текст] / Н.А. Волгин, С.В. Калашников, В.К. Егоров. - М. : Альфа, 2013. - 568 с.
22. Волчкова, Л.Т. Планирование социально-экономического развития (теория, методология, организация) [Текст] / Л.Т. Волчкова. - СПб., Издательство С. - Петербургского Университета, 2013. - 64 с.
23. Воронин, А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством [Текст] / А. Г. Воронин, В. А. Лапин, А. Н. Широков; под ред.
A. Г. Воронина. - М.: Дело, 2013. - 162 с.
24. Гимазова, Ю.В. Государственное муниципальное управление [Текст] / Ю.В. Гимазова. - М. : Юрайт, 2014. - 464 с.
25. Глазьев, С.Ю. Момент истины: Россия и санкции Запада [Электронный ресурс] / С.Ю. Глазьев // Электрон.журн. / Доклад группы экспертов под руководством академиков РАН - 2014. - Режим доступа: http: //www. kpe. ru/sobytiya-i-mneniya/ocenka- sostavlyayuschih-j izni- obschestva/mirovozzrenie-nauka-obrazovanie/4904-moment-of-truth-russian-and- western-sanctions.
26. Дятченко, Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами [Текст] / Л.Я. Дятченко. - Белгород: Луч - Центр социальных технологий, 2010. - 344 с.
27. Ельмеев, В.Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества [Текст]: монография / В.Я.Ельмеев. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - 139 с.
28. Жуков, А.П. Организационный механизм формирования систем управления муниципальными образованиями [Текст] : дис. ... канд. социол. наук : 08.00.05 / А.П. Жуков. - М., 2012. - 341 с.
29. Зубаревич, Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода [Текст] / Н. В. Зубаревич. - М.: Издательство ЛКИ, 2013. - 264 с.
30. Иванов, В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления [Текст] / В. Н. Иванов,
B. И. Патрушев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Издательство
«Экономика», 2010. - 327 с.
31. Исаев, П.В. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на основе программно-целевого подхода [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / П.В. Исаев. - М., 2010. - 234 с.
32. Климентьева, Н.М. Финансовый потенциал и финансирование инвестиций в развитие муниципального образования [Текст] : дис. .канд. экон. наук : 08.00.10 / Н.М. Климентьева - Саратов, 2013. - 206.
33. Кобилев, А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве [Текст] / А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудай. - М. : Феникс, 2012. - 496 с.
34. Коростелева, М.В. Участие жителей муниципального образования в подготовке генерального плана сельского и городского поселения, городского округа как инструмента территориального планирования в системе местного самоуправления [Текст] / М.В. Коростелева, Н.В. Коростелева // Динамика социально-территориальной структуры современного российского общества: материалы всерос. науч.- практ. конф. отв. ред. А.А.Огарков [и др.]. - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС 2014. - С.129-131.
35. Коротаев, А.В. Законы истории: математическое моделирование развития мир-системы. Демография, экономика, культура [Текст] / А.В. Коротаев, А.С. Малков, Д.А. Халтурина. - М. : КомКнига, 2013. - 244 с.
36. Мартякова, Е.В. Управления развитием социально-экономических систем [Текст] / Е.В. Мартякова. - Донецк : ДонНТУ, 2010. - 688 с.
37. Моисеев, А. Д. Муниципальное управление [Текст] / А. Д. Моисеев, Л. В. Московцева, А. С. Шурупова. - М. : Юнити-Дана, 2010. - 160 с.
38. Осадчая, Г.И. Социальное государство и социальная политика [Текст] / Г.И. Осадчая. - М. : Академический проект, 2011. - 160 с.
39. Официальный сайт администрации Борисоглебского района [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://borisogleb.ru.
40. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы [Текст] / И.В. Пантюк. - М. : Амалфея, 2010. - 388 с.
41. Парахина, В.Н. Муниципальное управление [Текст] / В.Н. Парахина, Е.В. Галлеев, Л.Н. Ганшина. - М.: КноРус, 2011 -492 с.
42. Пригожин, А.И. Организации. Системы и люди [Текст] / А.И. Пригожин. - М. : Ленанд, 2015. - 176 с.
43. Ручкин, Б.А. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества [Текст] / Б. А. Ручкин, В. А. Родионов // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №1. - С. 146-165.
44. Самойлов, В.Д. Государственное управление..Теория, механизмы, правовые основы [Текст] / В.Д. Самойлов. - М. : Юнити-Дана, 2013. - 312 с.
45. Сивачев, М.В.Оценка эффективности социально-экономического развития территории [Текст] : дис. ... канд. социол. наук: 08.00.05 / М.В. Сивачев. - М., 2012. - 341 с.
46. Скворцов, И.П. Социальная политика региона: теория и практика [Текст] / И.П. Скворцов. - М. : Кнорус, 2010. - 448 с.
47. Суховский, А. Государственное регулирование социальной сферы в развитых странах Запада [Текст] / А. Суховский // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №8. - С. 23-34.
48. Фрейдина, Е.В. Исследование систем управления [Текст] / Е.В. Фрейдина. - М. : Омега-Л, 2011. - 365 с.
49. Хальфин, Р.А. Оптимальное использование основных фондов учреждений здравоохранения федерального подчинения и проблемы привлечения внебюджетных источников финансирования [Текст] / Р.А. Хальфин // Экономика здравоохранения. - 2013. - № 1. - С. 17-18.
50. Холопов, В.А. Государственное и муниципальное управление [Текст] / В.А. Холопов. - М. : Феникс, 2010. - 368 с.
51. Шайхразиев, В. Г. О понятии функций местного самоуправления [Текст] / В. Г. Шайхразиев // Гос. власть и местное самоупр. - 2012. - № 12. - С. 3-5.
52. Широков, А.Н. Муниципальное управление [Текст] / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. - М. : КноРус, 2010. - 248 с.