Введение 3
1. Теоретические основы изучения туристической инфраструктуры 6
1.1. Туристская инфраструктура как основа туриндустрии 6
1.2. Основные элементы туристической инфраструктуры 10
1.3. Парки аттракционов и их роль в индустрии развлечений: зарубежный
опыт и российские перспективы 18
2. Анализ состояния туристской инфраструктуры в муниципальном
образовании «Губкинский район» Белгородской области 25
2.1. Социально-экономические условия и факторы развития туризма в
районе 25
2.2. Оценка ресурсной базы исследуемой территории и инфраструктурного
потенциала 35
2.3. Анализ проблем и прогноз развития туристской инфраструктуры 43
3. Разработка проекта создания тематической зоны в парке развлечений
муниципального образования «город Губкин» 47
3.1. Проект катка под открытым небом как экономический объект 47
3.2. Определение затрат и выручки инвестиционного проекта 52
3.3. Экономическая эффективность инвестиционного проекта 59
Заключение 64
Список использованных источников 67
Туризм - отрасль мировой экономики, которая развивается с каждым годом, внося свой огромный вклад в развитие страны. Одним из элементов в туризме являются туристические ресурсы, но это далеко не единственная составляющая. Вторым необходимым элементом для увеличения туристского потока является развитая инфраструктура.
Туристическая инфраструктура - это совокупность предприятий, учреждений и заведений, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей людей, участвующих в оздоровлении или отдыха, а также путей сообщения и транспорта и объектов размещения туристов, обеспечивающих условия стабильного функционирования.
Инфраструктура туризма складывается из имеющихся в регионе средств размещения, предприятия питания и транспорта, специализированных туристских фирм, обеспечивающих информационное и справочное сопровождение и обслуживание туристов, предприятия торговли и досуга.
В последние годы на первое место выходит индустрия развлечения. Деятельность индустрии развлечений в туризме направлена на удовлетворение потребностей туристов в эмоциях, чувствах и впечатлениях. Развитие развлекательной инфраструктуры туризма способствует не только туристскому освоению территории, но и улучшению условий жизни жителей данного района, организации досуга, а так же поддержания здорового образа жизни.
С каждым годом количество парков аттракционов возрастает, обновляются аттракционы и анимационная программа, что способствует привлечению новых посетителей из разных стран. Многие страны создают туры, связанные с посещением парков аттракционов. Так на территории появляются объекты инфраструктуры необходимые для полноценного отдыха.
К сожалению, в условиях финансового кризиса не многие компании решаются вкладывать средства в развитие парков аттракционов. Это связано, прежде всего, с ожиданием падения реальных доходов населения и снижением их покупательной способности.
В то же время, инвесторы и администрация заинтересованы в строительстве небольших парков аттракционов в районных центрах. Ведь это очень выгодный проект, как для инвестора, так и для администрации района. Так для администрации это, в первую очередь, возможность организовать культурно-досуговую деятельность горожан, что сегодня особенно актуально. Для инвестора строительство парка в отсутствии конкуренции и при достаточно низкой цене билетов даст стабильный доход и возможность сохранить средства в условиях финансового кризиса.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день недостаточное внимание в России уделяется полноте использования потенциала парка аттракционов. Проблемы связаны в основном с недостатком денежных средств на развитие данного предприятия, а так же сезонность.
Объект исследования данной выпускной квалификационной работы - состояние туристской инфраструктуры в муниципальном образовании «Губкинский городской округ» Белгородской области.
Предметом исследования являются процессы взаимодействия экономических и управленческих субъектов регионального уровня, принимающих участие в организации и развитии туристского сектора.
Цель работы - оценка состояния инфраструктуры туризма в Губкинском городском округе и разработка предложения по ее усовершенствованию за счет открытия катка в парке аттракционов «Чудо- Юдо-Град» и создание нового вида досуга для туристов и местных жителей.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятийный аппарат и виды туристской инфраструктуры;
- исследовать парки аттракционов и их место в индустрии развлечений;
- рассмотреть социально-экономические условия и факторы развития туризма в районе;
- проанализировать проблемы и рассмотреть прогноз развития туристской инфраструктуры в Губкинском городском округе;
- разработать инвестиционный проект для сглаживания сезонности в парке аттракционов за счет открытия катка под открытым небом.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе применялись следующие общенаучные и специальные методы и научные подходы: системный анализ, анализ научно-методической литературы, методы экономического и статистического анализа, а так же методы проектирования и прогнозирования.
Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы послужили исследования отечественных авторов: Александровой А. Ю., Боголюбова В.С. и Орловской В.П., Горишевского П., Зорина И.В., Кабушкина Н.И., Квартальнова В.А. , Кифяк В.Ф., Кузнецовой А.И., Любицевой О.А., Ткаченко Т.И., Чудновского А.Д.
Информационной основой для написания выпускной
квалификационной работы послужили следующие документы: Стратегия социально-экономического развития Губкинского городского округа до 2025 года, Муниципальная программа «Развитие культуры, искусства и туризма Губкинского городского округа на 2014-2020 годы».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанный бизнес-проект по открытию катка под открытым небом в парке аттракционов «Чудо-Юдо-Град» может быть реализован и приносить достаточно высокую прибыль в зимнее время года.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Объем работы составляет 75 страниц. По содержанию работы представлено 17 таблиц, 3 рисунка и 6 приложений. Список используемых источников насчитывает 51 наименования.
На основании проведенного исследования были сделана следующие выводы и обобщения.
Туристическая индустрия складывается из двух основных составляющих - индустрия гостеприимства и инфраструктура туризма. Основными элементами инфраструктурного потенциала называются средства размещения, предприятия питания, а так же инфраструктура досуга
Индустрии развлечения долгое время не придавали большого значения. Сейчас же индустрия развлечений - одна из самых быстро развивающихся отраслей в мире, где особое место занимают парки аттракционов. Они составляют серьезную конкуренцию странам с большим количеством историко-культурных достопримечательностей.
Сегодня российский рынок парков аттракционов значительно отстает в развитии от западных рынков. Основными проблемами являются:
- высокий износ аттракционов и низкий уровень благоустройства территории;
- недостаточная государственная поддержка и барьеры со стороны власти;
- высокие тарифы на коммунальные платежи и электроэнергию;
- сезонность.
В выпускной квалификационной работе была проанализирована туристская инфраструктура Губкинский городской округ. Данный округ можно охарактеризовать как успешную административно-территориальную единицу Белгородской области, имеющую перспективы дальнейшего развития во многих отраслях деятельности. В ходе анализа была дана социально-экономическая характеристика округа. В результате, которой можно сделать вывод, что в течение последних лет в районе наблюдается тенденция в увеличении рождаемости, а уровень смертности на протяжении трех лет остается на одном уровне, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций увеличивается с каждым годом, растет и оборот платных услуг.
В культурно-просветительной деятельности Губкинского городского округа в 2016 году выросло число культурно-досуговых мероприятий. С каждым годом увеличивается число посещений киносеансов, возросло количество детей, обучающихся в детских школах искусств. В районе наблюдается постепенное увеличение посещение музеев.
Проведенный анализ социально-экономических условий развития туризма в Губкинском городском округе показал, что в последние годы создаются все условия для положительного развития сферы туризма в районе. Разрабатываются новые экскурсионные маршруты, проводится мониторинг инвестиционных проектов субъектов туризма, получивших господдержку и контроль за их реализацией, организуется грантовая поддержка, участие субъектов туризма района в форумах, конференциях, выставках.
Важным условием обеспечения устойчивого развития туризма является эффективное функционирование объектов зрелищно-развлекательной и досуговой индустрии. Губкинский городской округ обладает значительным потенциалом этой индустрии.
Изучая развлекательную индустрию Губкинского городского округа, было выявлено, что парк аттракционов «Чудо-Юдо-Град» - бизнес доходный. Однако существует проблема сезонности получения дохода и организации досуга. Для решения этой проблемы был предложен проект по открытию катка под открытым небом, который будет пользоваться популярностью, как у жителей города, так и у гостей.
Большим плюсом является то, что на территории парка аттракционов «Чудо-Юдо-Град» уже есть благоустроенная площадка для игры в хоккей, которая несколько лет назад была отремонтирована. Там были установлены хоккейные борта и положен новый асфальт.
Бизнес-план открытия ледового катка под открытым небом рассчитан для города Губкин с населением 120 тыс. человек. Для запуска катка будет задействовано ледовое поле 53х27,8 метров. Площадь катка позволит одновременно находиться на льду до 197 человек (из расчета комфортного катания до 7,5 кв. метров на человека). Стоимость посещения катка со своими коньками будет стоить 40 рублей. Основной же доходной статьей станет прокат коньков для взрослых - 100 рублей, а для детей - 80 рублей.
Каток будет работать на натуральном льде, в связи с чем, продолжи - тельность его работы будет зависеть от длительности морозных дней. Продолжительность работы катка в среднем - середины ноября до середины февраля.
Для того чтобы реализовать бизнес-план ледового катка под открытым небом будет привлечен инвестор в лице ОАО «Лебединский горно-обогатительный комбинат», который уже неоднократно помогал парку аттракционов «Чудо-Юдо-Град» в осуществлении перспективных проектов. Для открытия катка под открытым небом необходимы инвестиции в размере 2454398 рублей. При разработке проекта были проведены расчеты таких показателей, как чистая текущая стоимость (1078633,43 руб.), индекс рентабельности (1,44, каждый вложенный рубль окупит себя и принесет 1,44 руб.), период окупаемости (1,47, разработанный проект полностью окупится через 1,47 года функционирования), внутренняя норма доходности инвестиций (46,89%, говорит о том, что при ставке дисконтирования 46,89 % текущие доходы по проекту будут равны инвестиционным затратам).
Таким образом, целесообразно использовать инвестиционный проект по открытию катка под открытым небом для повышения посетителей парка аттракционов «Чудо-Юдо-Град» в зимнее время года. Результаты расчетов показали, что проект является экономически выгодным, его реализация будет выгодной как в социальном, так и в региональном плане. Это связано с предоставлением новых рабочих мест, что способствует снижению уровня безработицы, появление нового досуга для жителей, получение прибыли, которая может сравниться с прибылью, получаемой в основной период работы парка аттракционов.
1. Об основах туристской деятельности в РФ [Текст] : федер.закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства Российской федерации. -1996. - № 30, гл. IV. - Ст. 9.
2. Стратегия социально-экономического развития Губкинского городского округа до 2025 года [Текст] : программа Губкинского городского округа от 29 декабря 2014 года № 3 // Совет депутатов Губкинского городского округа - 2009. - № 33, гл. I. - Ст. 4. 3.
3. Муниципальная программа Губкинского городского округа «Развитие культуры, искусства и туризма Губкинского городского округа на 2014-2020 годы» [Текст] : постановление администрации Губкинского
городского округа от 28 марта 2014 г. № 558-па // Совет депутатов
Губкинского городского округа - 2014. - № 31, гл. III.
4. Налоговый кодекс РФ [Текст] : федер. 19 июня 2000 года № 117-ФЗ (ред. От 03.04. 2017) // Государственная Дума - 2000. - ст. 256
5. Азар, В. Б. Туризм - еще один феномен XX в. [Текст] / В. Б. Азар // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2009. - № 6. - С. 23-26.
6. Александрова, А. Ю. География туризма [Текст] : учебник / А. Ю. Александрова. - М. : Из-во КНОРУС, 2011. - 592 с.
7. Архипова В. Ф. Об инфраструктуре как определяющем факторе развития туризма в регионе [Текст] / В. Ф. Архипова, А. С. Левизов // Проблемы развития региональных социально-экономических систем : материалы междунар. науч. конф. - Владимир, 2012. - 42-44 с.
8. Барчуков, И. М. Индустрия размещения туристов [Текст] : учеб.пособие / И. М. Барчуков. -М. : Из-во КноРус, 2012. - 168 с.
9. Васильев, И. Л. Российский туристский продукт [Текст] / И.Л. Васильев // Турбизнес. - 2011. - №11. - С. 25-29.
10. Виноградова М. В. Инфраструктура туристского комплекса [Текст] / М. В. Виноградова // Вестник ТГУ: Томск, 2012. - 264-270 с.
11. Голубева, И. А. Современное состояние туристической инфраструктуры и основные направления ее развития [Текст] / И. А. Голубева // Российское предпринимательство. -2013. - № 12. -С. 32-36.
12. Грачева, А. Т. Индустрия гостеприимства [Текст] / А. Т. Грачева // Пять звезд. - 2011. - № 7. - С. 27-30.
13. Грачева, О. Ю. Организация туристского бизнеса [Текст] : учеб.пособие / О. Ю. Грачева. - М. : Из-во Дашков и Ко, 2011. - 245 с.
14. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг индустрии гостеприимства [Текст]: учеб.пособие / Е. А. Джанджугазова. - М. : Из-во Академия, 2013. - 224 с.
15. Дмитриев, М. Н. Экономика и предпринимательство в социально- культурном сервисе и туризме [Текст] : учеб.пособие / М. Н. Дмитриев. - М. : Из-во Юнити, 2014. - 400 с.
16. Евреинов, О. Б. Комплексное развитие и совершенствование инфраструктуры туризма в регионе [Текст] : автореф. дисс. / О. Б. Евреинов. - Санкт-Петербург, 2012. - 23 с.
17. Зайцева, Н. В. Туризм и гостиничное дело [Текст] : учеб.пособие / Н. В. Зайцева. - М. : Из-во Высшее образование, 2013. - 278 с.
18. Здоров, А. Б. Экономика туризма [Текст] : учебник / А. Б. Здоров. - М. :Из-во Финансы и статистика, 2011. - 272 с.
19. Иваницкая Т. Ю. Целесообразность привлечения инвестиций в туристско-рекреационный комплекс [Текст] / Т. Ю. Иваницкая // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации, 2012. - 3 с.
20. Исмаев, Д. К. Организация туризма в Российской Федерации [Текст] : учеб.пособие / Д. К. Исмаев. - М. : Из-во МАТГР, 2013. - 207 с.
21. Ирдиев, А. В. Спортивный туризм, его роль в туризме [Текст] : учеб.пособие / А. В. Ирдиев. - М. : Из-во Академия, 2012. - 312 с.
22. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности [Текст] : учеб.пособие/ Е. Н. Ильина. - М. : Из-во Финансы и статистика, 2011. - 480 с.
23. Комарова М. Е. Методологические подходы к оценке ТРП : региональный подход [Текст] : монография / М. Е. Комарова - ИПКПУ БелГУ, 2011. - 144 с.
24. Котлер, Ф. Г. Маркетинг, гостеприимство, туризм [Текст] :
учеб.пособие / Ф. Г. Котлер. - М. : И-во ЮНИТИ, 2010.- 203 с.
25. Краснова, О. А. Анализ возможностей приема туристов в Белгородской области [Текст] / О. А. Краснова // Сборник научных трудов филиала СПбГИЭУ в г. Белгород. -2012. - № 1. - 5-8 с.
26. Кузнецова, А. И. Инфраструктура: Методология и прикладные
аспекты современного инфраструктурного обустройства [Текст] : учеб.
пособие / А. И. Кузнецова. - М. : КомКнига, 2016. - 231 с.
21. Максютов, А. А. бизнес- план предприятия: финансовый бюджет [Текст] : учеб.пособие / А. А. Максютов - М. : Из-во Приор, 2012. - 290 с.
28. Ополченов, И. И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции [Текст] : учеб.пособие / И. И. Ополченов. - М. : Из-во Финансы и статистика, 2014. - 318 с.
29. Папирян, Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме [Текст] : учеб.пособие / Г. А. Папирян. - М. : Из-во Финансы и статистика, 2013. - 159 с.
30. Петин А. Н., Комарова, М. Е. Культурно-исторический потенциал Белгородской области в развитии туристской индустрии [Текст] / А. Н. Петин, М. Е. Комарова // Сборник научных трудов филиала СПбГИЭУ в г. Белгород. -2013. - № 4. - С. 15-18.
31. Портер, М. Ю. Конкурентная стратегия туризма: методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] : учеб.пособие / М. Ю. Портер. - М. : Из-во Альпина Бизнес Букс, 2013. - 454 с.
32. Попова, Р. Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России [Текст] : учеб.пособие / Р. Ю. Попова. - М. : Из-во МГГУ, 2015.- 286 с.
33. Савицкая, А. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб.пособие/ А. В. Савицкая - М. : Из-во Проспект, 2013.- 688 с.
34. Севастьянова, С. А. Основы развития и системного управления туризмом в регионе [Текст] : монография / С. А. Севастьянова. - СПб. : Из-во СПбГИЭУ, 2012. - 180 с.
35. Сорокина, А. В. Организация обслуживания туристов [Текст] : учеб.пособие / А. В. Сорокина. - М. : Из-во Альфа, 2013. - 303 с.
36. Сухова, А. Ф. Разработка бизнес- плана [Текст] : учеб.пособие / А.Ф. Сухова. - М. : Из-во ФиС, 2014. - 250 с.
37. Тимохина, Т. Л. Организация приема и обслуживания туристов [Текст] : учеб.пособие / Т. Л. Тимохина. - М. : Из-во Книгодел, 2012. - 325 с.
38. Трашнов, В. Г. Гостиничный сервис и туризм [Текст] : учеб.пособие / В. Г. Трашнов. - М. : Из-во Альфа-М, 2015. - 144 с.
39. Тусков, А. С. Туристический бизнес в России [Текст] : учеб.пособие / А. С. Тусков. - М. : Из-во Дашков и Ко, 2011. - 247 с.
40. Уокер, Дж. Р. Введение в гостеприимство [Текст] : учеб. пособие / Дж. Р. Уокер.- М. : Из-во ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 736 с.
41. Шахова О. Ю. Индустрия и инфраструктура туризма [Текст] : учебно-методическое пособие / - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. -136 с.
42. Щеникова, Н. Б. Основы туризма и индустрии гостеприимства [Текст] : учеб.пособие / Н. Б. Щеникова. - М. : Из-во ИНФА, 2014. - 172 с.
43. Ядрина, В. А. Экономическое и социальное развитие Белгородской области [Текст] / В. А. Ядрина // Научный Альманах. - 2011. - № 1. - С. 4-7.
44. Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма [Текст] : учеб.пособие / Г. А. Яковлев. - М. :Из-во РДЛ, 2012. - 368 с.
45. Вершицкий А. В. Виды и специфика инфраструктуры туризма [Электронный ресурс] : учеб. пособие /А. В. Вершицкий : Из-во Экономика и управление, 2014. - № 3. - С. 72-80.
46. Гаврилова, С. В. Организация туристического и гостиничного
бизнеса [Электронный ресурс] : учеб.пособие/ С. В. Гаврилова. - М. : Из-во Евразийский открытый институт, 2011. - 357 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90828
47. Косманев А. Л. Туристская инфраструктура в региональных исследованиях [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / А. Л. Косманев; Тверской государственный университет, 2012. - Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/geograph= 20124
48. Писарев, Е. Л. Актуальные вопросы развития туризма в России [Электронный ресурс] / Е. Л. Писарев // Туризм: право и экономика.- 2014. - № 3. - Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс»
49. Развитие индустрии туризма на территории Белгородской области
на 2010-2016 годы [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
naukograddubna.ru
50. Moilanen, T. Haw to Brand Nations, Cities and Destinations. A Planning Book for Place Branding [Text] / T. Moilanen, S. Rainisto. - HY. Publishing house AAUP, 2013. - 202 c.
51. Reisinger, Y. International Tourism. Cultures and Behavior [Text] / Y. Reisinger. - Elsevier. - 2011. - 429 c., 129 p.