Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Криминологическое исследование вовлечения рецидивистами несовершеннолетник в преступную деятельность

Работа №6902

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

Объем работы197стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
944
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава первая. Преступления несовершеннолетних и рецидивистов: криминологический анализ, особенности и взаимозависимость
§ 1 .Особенности преступлений несовершеннолетних и 17
рецидивистов, их взаимозависимость
§2.Криминологический анализ вовлечения 63
несовершеннолетних в преступную деятельность рецидивистами и условия, способствующие этому
вовлечению
§3.Особенности групповых преступлений 100 несовершеннолетних, вовлекаемых в криминальную
деятельность рецидивистами
§4.Виктимное поведение несовершеннолетних и их 112
вовлечение рецидивистами в преступную деятельность
§5.Причинность вовлечения несовершеннолетних в 133 преступную деятельность рецидивистами как взаимодействие криминальной среды и личности преступника v
Глава вторая. Профилактика вовлечений
несовершеннолетних в преступную деятельность рецидивистами и защита подростков от их криминального влияния
§1.Основные направления, формы и методы 148 профилактики вовлечений несовершеннолетних в
преступную деятельность рецидивистами
§2.3ащита несовершеннолетних от криминального 163 влияния рецидивистов и вовлечения в преступную деятельность
Заключение 175
Список литературы, на которую имеются сноски в 184 диссертации


Актуальность темы исследования. Проблема преступности несовершеннолетних представляет собой целостный комплекс вопросов, обусловленных социальными изменениями, происшедшими в России за последние 10-15 лет, ходом экономических реформ повлекших необходимость преодоления кризиса, связанного с безопасностью личности и общества, особенно подрастающего поколения. В России эта проблема объективно имеет глубокие корни и все больше приобретает феноменологическую окраску. Для понимания того, почему преступность несовершеннолетних можно рассматривать как социальный феномен, необходимо учитывать ее внутренние и внешние «механизмы» развития.
Данная проблема приобрела сегодня особую остроту, потому что количество беспризорных и безнадзорных в России определяется цифрой почти 2 млн. Острой эта проблема является еще и потому, что все еще не удается остановить «вал» преступности несовершеннолетних. Особую тревогу вызывает то, что среди несовершеннолетних преступников постоянно из года в год увеличивается число лиц, вовлекаемых в криминальную деятельность, главным образом, рецидивистами. И это в восьми-девяти случаев (84%) групповые деяния. По инициативе рецидивистов и в результате вовлечения ими несовершеннолетних в криминал создается 70% преступных групп. Как правило, это устойчивые группы, которыми в большинстве случаев совершается тяжкие и особо тяжкие преступления.
Преступность несовершеннолетних - будущая преступность. Преступность несовершеннолетних - «резерв» рецидивной преступности. Такая взаимосвязь указанных видов преступности проявляется давно и всегда, ее опасные последствия заявляют о себе весьма серьезно.

Исследователи, изучающие данные проблемы, обращают внимание на следующее1.
Каждый второй - третий несовершеннолетний преступник уже имел до вступления в возраст уголовной ответственности «опыт» совершения действий, объективная сторона которых содержала признаки, предусмотренные нормами Уголовного кодекса. В течение последних десяти лет ежегодно выявляется совершение лицами в возрасте до 14 лет в среднем 110-120 тысяч таких действий. Также в среднем 80% из числа таких лиц вовлекаются в криминал как несовершеннолетними в возрасте 14-17 лет, так и взрослыми, и почти во всех случаях лицами, ранее судимыми. Примерно 60% взрослых рецидивистов начали преступную «карьеру» в несовершеннолетнем возрасте (14-17 лет). Каждый второй из числа таких рецидивистов свое первое преступление совершил в результате вовлечения его в криминал именно рецидивистом. Рецидивисты вовлекают в преступную деятельность несовершеннолетних, а в последующем эти несовершеннолетние, сами, став рецидивистами, вовлекают в совершение преступлений следующее поколение несовершеннолетних. И эта тенденция сохраняется десятилетиями, а в последние десять лет усиливается.
Задачи, возникающие в связи с предупреждением вовлечений несовершеннолетних в преступную деятельность, их защитой от криминального влияния рецидивистов, не могут решаться быстро и без учета реальных возможностей, без создания соответствующей научной базы. Здесь необходимы специальные уголовно-правовые и криминологические исследования. Именно в этом плане мы и изучаем проблемы вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность рецидивистами. Мы ориентируемся на соответствующие запросы практики и разработку теоретических проблем. Нами решаются такие задачи, как формирование научных выводов, предложений, направленных на дальнейшее совершенствование уголовного законодательства, приемлемых для практического внедрения.
Всем этим и определяется актуальность темы диссертации.
Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в теоретическом изучении «механизма» вовлечения рецидивистами несовершеннолетних в совершение преступления, особенностей криминальной взаимосвязи рецидивистов и несовершеннолетних, соответственно отношений «рецидивист — несовершеннолетний» и личности преступника, преступного и виктимного поведения несовершеннолетних, проблем детерминации и причинности указанного вовлечения, а также в прикладном анализе и научном обосновании мер предупреждения изучаемых деяний и обеспечения безопасности несовершеннолетних от преступных посягательств. Эта цель, предусматривающая решение комплексных проблем, предопределила задачи исследования, основными из которых являются:
изучение особенностей и взаимосвязей преступного поведения рецидивистов и несовершеннолетних;
криминологический анализ «механизма» вовлечения рецидивистами несовершеннолетних в преступную деятельность и условий, способствующих этому вовлечению;
криминологическая характеристика и особенности групповых преступлений несовершеннолетних, вовлекаемых рецидивистами в преступную деятельность;
изучение виктимного поведения несовершеннолетних, вовлекаемых рецидивистами в совершение преступлений;
исследование проблем причинности вовлечения
несовершеннолетних в преступную деятельность как взаимодействия криминальной среды и личности преступника;

определение основных направлений, форм и методов профилактики вовлечений рецидивистами несовершеннолетних в преступную деятельность;
защита несовершеннолетних от криминального влияния рецидивистов и вовлечения в совершение преступлений.
Объектом и предметом исследования являются отношения, возникающие в связи с вовлечением несовершеннолетних в криминальную деятельность, в том числе отношения «рецидивист - несовершеннолетний», влиянием на подростков преступной среды, предупреждением указанного вовлечения и соответственно обеспечением безопасности несовершеннолетних. Предметом исследования определяется круг изучаемых в диссертации проблем, связанных с обозначенными выше задачами.
Методологической базой исследования являются основы философского знания, фундаментальные положения отечественной криминологии, научные положения социологии, психологии, юридических наук, в том числе уголовно-правовых. Использованы диалектический метод, другие апробированные наукой методы. Диссертация основывается на разработке и применении обществоведческих методов исследования к преступлениям, преступникам и потерпевшим. При этом используются и собственно криминологические методы. Автор творчески использовал в своем исследовании методические разработки представителей общественных наук, главным образом криминологии.
Проводимые конкретные социологические исследования, сбор эмпирического материала. Использовалась статистика преступности, в том числе преступности несовершеннолетних и рецидивной преступности. Автор столкнулся с трудностями, в связи с отсутствием в официальной статистике интересующих его сведений о вовлечениях несовершеннолетних в преступную деятельность, здесь полностью отсутствуют данные о таких вовлечениях, совершаемых рецидивистами.

Были проведены конкретные социологические исследования для получения необходимого эмпирического материала, который соответственно целям и задачам исследования систематизировался, обрабатывался и обобщался. Автором проанализировано 172 рецидивистов, виновных в вовлечении несовершеннолетних в криминал, и 240 несовершеннолетних, совершивших преступления в результате такого вовлечения. Устно опрошено и зафиксировано в материалах конкретного социологического исследования еще 250 несовершеннолетних, совершивших групповые преступления совместно с рецидивистами. Экспертные оценки по интересующим нас проблемам получены от 82 работников органов внутренних дел. Наряду с этим нами изучались учетно-отчетные хматериалы, справки, докладные записки и обзоры, находящиеся в распоряжении территориальных подразделений милиции. Проанализировано 75 уголовных дел и 58 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. Сбор эмпирического материала по Москве и Московской области накапливался в течение 2002-2004 годов, а статистика изучалась за период последних десяти лет. Кроме того, использовались данные, опубликованные в литературе, в частности, в работах Алексеева А.И., Герасимова С.И., Дмитриевского Р.С., Долговой А.И., Ермакова В.Д., Крюковой Н.И., Михайловой Н.В., Петрова Ф.Ю., Финько Е.О., ряда других авторов. Использовался и опыт работы автора в практических подразделениях органов внутренних дел.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При анализе преступности несовершеннолетних необходимо прежде всего сосредотачивать внимание на учете и изучении реальных объективных возможностей, имеющихся в обществе на каждом этапе его развития. Важно отслеживать социальные, экономические, демографические и многие другие процессы, связанные с преступностью несовершеннолетних, правильно оценивать соответствующие тенденции и закономерности. Нельзя не согласиться с мнением о том, что степень содержательности анализа причин преступности несовершеннолетних, адекватности получаемого при этом нового знания в огромной мере зависит от того, насколько полно и верно понятна социальная действительность, закономерности ее развития. Едва ли не главная специфика и острота всего комплекса социальных проблем современного поколения несовершеннолетних заключается в том, что формирование этого поколения происходило и происходит на этапе кардинального и весьма быстрого с точки зрения исторических масштабов перехода от одного общественного уклада к другому. Ситуация осложняется еще и тем, что время рождения и детство несовершеннолетних преступников, являющихся объектом исследования в современный период, относятся к концу 80-х - началу 90-х годов прошедшего столетия. Именно в детстве формирование личности протекает особенно активно, а социальное влияние на подростка (как позитивное, так и негативное) осуществляется интенсивно и усваивается, «схватывается» быстро, прочно и надолго, рождая достаточно устойчивую систему интересов и ценностей. В таком возрасте у людей весьма сильная реакция на развивающиеся новые социальные процессы. Соответственно этому вырабатываются стереотипы поведения. Обо всем этом необходимо помнить, чтобы подчеркнуть следующее: условия, определяющие обстоятельства жизни современного поколения несовершеннолетних, надо связывать не только с нынешним

этапом развития общества, но и с тем временем, когда получали развитие процессы, формирующие их личность.
Реформы в нашей стране начались 10-12 лет назад. Несовершеннолетним (лицам в возрасте 14-17 лет), которых мы исследовали в настоящей работе, в то время было 4-7 лет (некоторые только родились), а тем преступникам, кому тогда было 14-17 лет, сегодня 24-27 лет и среди последних уже сейчас 12% рецидивистов. Экстраполируя показатели, можно сказать, что среди тех, кому сегодня 14-17 лет, непременно будут рецидивистами, причем в среднем плюс - минус 12%. Современное поколение несовершеннолетних заметно отличается от таких же несовершеннолетних конца 80-х - начала 90-х годов прошедшего столетия, а через 10 лет это уже молодежь, которая отличается от всех других лиц присущими только им особенностями. И это будет уже другой этап общественного развития, обнаружатся другие проблемы, касающиеся несовершеннолетних, появятся соответствующие новые знания.
Переломный период, характерный для нынешнего времени, может оказаться и, скорее всего, окажется болезненным, чреватым тяжкими последствиями в судьбе как отдельных групп несовершеннолетних, так и молодежи в целом. Уже сейчас видно, что многие социальные, политические, экономические, демографические, психологические, правовые и другие проблемы переходного периода становятся источником качественно новых изменений в системе формирования подрастающего поколения, в процессах становления гражданского мировоззрения у несовершеннолетних, их моральных установок, то есть всего того, что должно стать предпосылкой нормального, законопослушного поведения. Рассматривая эти проблемы с точки зрения детерминации преступного поведения молодежи, М.С.Крутер пишет: «Уже несколько поколений молодых людей имеют в своем составе тех, кто практически оказался выключенным из нормальной системы семейного и внесемейного воспитания, образования, профессиональной подготовки. Определенная

часть таких людей - это типичные социальные аутсайдеры, представляющие собой потенциальный резерв для криминального мира»1. Есть еще один фактор, продолжает свою мысль М.С.Крутер, который является источником многих проблем, возникающих у молодежи, особенно у младшего возрастного контингента, и на который пока обращено недостаточное внимание; это - вопрос о правовой стороне границе, которая отдаляет статус несовершеннолетнего от статуса взрослого лица. Эта формальная граница (достижение 18-летия), как верно пишет М.С.Крутер, означает принципиальное изменение положения молодого человека в обществе, к тому же переход от несовершеннолетнего во взрослого в правовом смысле происходит мгновенно, а в результате вчерашний подросток оказывается совершенно не готов правильно пользоваться новыми правами и обязанностями. Можно сказать, что правовой статус взрослого возникает, как правило, намного раньше фактического превращения несовершеннолетнего во взрослого мужчину. Например, в соответствии с законом (ст. 13 Семейного кодекса России) разрешается заключение брака в возрасте 16 лет, то есть стать мужем, женой, отцом, матерью. Можно привести много подобных примеров. И если, в период превращения несовершеннолетнего во взрослого человек не получает необходимой помощи и защиты, - возникновение тех или иных осложнений, в том числе и криминально значимых, становится потенциально возможным. Если складывается неблагоприятная жизненная ситуация, заключает М.С.Крутер, «несовершеннолетний - взрослый» оказывается фактически (или же ощущает себя) безнадежным социальным изгоем. Защиту своих интересов и своего выбора таким лицам приходится искать в самих себе. У «несовершеннолетних - взрослых» возникает такая проблема, как самозащита своих прав и свобод. А это в нашей стране сейчас связано с довольно большим риском.



Конституция Российской Федерации. М.: «Проспект», 2001.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: «Торговый дом -СТОГ ЛАВЪ», 1995.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: «Инфра-М-Норма», 1996.
Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: «Проспект», 2002.
Семейный кодекс Российской Федерации. М.: «Проспект», 2002.
Кодекс Российской Федерации. «Об административных правонарушениях». М.: «Проспект», 2002.
Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: «Проспект», 2004.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: «Проспект», 2002.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть. М.: «Инфра-М-Норма», 1996. С.440.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. М.: «Инфра-М-Норма», 1996. С. 580.
КНИГИ
Абельцев С.Н. Характер насилия и корыстные мотивы преступлений против личности. М.: Юридический институт МВД России, 1997 (38 с.).
Абельцев С.Н., Дерябин С.Д., Солодовников С.А. Побои и истязания. Проблемы криминологии. М.: «ЮНИТИ- Закон и право», 1999 (127 с.).
Абельцев С.Н., Пучнин В.М. Похищение человека (криминологический анализ). Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина, 1999 (29 с.).

Абельцев С.Н., Сасиков А.И., Тищенко М.Д. Наркомания и проблемы криминального насилия. М.: Юридический институт МВД России, 1999 (32 с.).
Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980 (525с.).
Аванесов Г.А., Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М.: «Знание», 1972 (58с.).
Алексеев А.И., Солопанов Ю.В. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности. М.: Московская высшая школа милиции МВД СССР, 1979 (54 с).
Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А .Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М.: Издательство «НОРМА», 2001 (481 с.).
Алиев Г.А., Сафиуллин Н.Х. Умышленные убийства: их особенности, классификация и предупреждение. М.: Юридический институт МВД России, 1996 (286с.).
Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Издательство «ИНТЕР», 2000 (312 с.).
Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М.: Высшая школа МВД СССР, 1973 (54 с.).
Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М.: Академия МВД СССР, 1975 (112 с.).
Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М.: ВНИИ МВД СССР, 1983 (82 с.).
Бабаев М.М. Социальные последствия преступности. М.: Академия МВД СССР, 1982 (64 с.).
Бабаев М.М., Кузнецова Э.В.., Урланис Е.Б. Влияние демографических процессов на преступность. М.: «Юридическая литература», 1976 (174 с.).

Бафия Ежи. Проблемы криминологии. Диалектика криминогенной ситуации (перевод с польского). М.: «Прогресс», 1983 (154с.).
Бышевский Ю.В., Конев А.А. Латентная преступность и правосознание. Омск: Омская Высшая школа милиции МВД СССР, 1986
• (72 с.).
Варданян А.В., Сафиуллин Н.Х. Преступное насилие над личностью и виктимное поведение лиц, потерпевших от изнасилования. М.: Юридический институт МВД России, 1996 (28 с.).
Васильев В. А. Криминологическое исследование убийств и обеспечение безопасности жизни граждан. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: Юридический институт МВД России, 2001 (24 с.).
Вицин С.Е. Моделирование в криминологии. М.: Высшая школа МВД СССР, 1974(102 с.).
Волкова Т. Женщина в «зеркале» криминала. М.: «Полиграфтек», 1998(199 с.).
Горшков И.В., Зулкарнеев P.M. Тяжкие преступления в семье. М.: ВНИИ МВД России, 1997 (72 с.).
Долгова А.И. Криминология.: М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999 (267 с.).
Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Несовершеннолетние преступники в России. М.: Институт международного права и экономики им. А.С.Грибоедова, 1999 (255 с.).
Жалинский А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. (Вопросы теории). Львов: Издательское объединение «Вища школа». Издательство при Львовском государственном университете, 1976(185 с.).
Жалинский А.Э., Костицкий М.В. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. Львов: Издательство при

Львовском государственном университете издательского объединения «Вища школа», 1980 (210 с.).
Иванов Н.Г. Психические аномалии и проблемы уголовной ответственности. М.: ВНИИ МВД России, 1995 (68 с.).
Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. М.: «Юридическая литература», 1980 (136 с.).
Квасов В.И. Общественная психология и новые формы отклоняющегося поведения. М.: Издательство «Ассоциация человек и общество», 1995 (156 с.).
Квашис В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. М.: «NOTA BENE», 1999 (278 с.).
Ким Е.П. Быт и преступность. Хабаровск: Хабаровский юридический институт МВД России, 2000 (96 с.).
Кириллов С.И. Несовершеннолетние преступники: повторные грабежи и разбои. Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 1998 (95 с.).
Кириллов С.И. Личность преступника (проблемы типологии). Курск: Региональный открытый социальный институт, 1998 (94 с.).


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ