ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ 7
1.1. Структура и содержание понятия эмоциональный интеллект
ребенка дошкольного возраста 7
1.2. Современное состояние проблемы формирования
эмоционального интеллекта старших дошкольников 17
1.3. Методика проведения социальных акций с участием старших
дошкольников 29
1.4. Педагогические условия формирования эмоционального
интеллекта старших дошкольников при проведении социальных акций 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ 45
2.1. Диагностика сформированности эмоционального интеллекта
старших дошкольников 45
2.2. Содержание работы по формированию эмоционального
интеллекта старших дошкольников при проведении социальных акций 55
2.3. Динамика сформированности эмоционального интеллекта
старших дошкольников в ходе социальных акций 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ 7
1.1. Структура и содержание понятия эмоциональный интеллект
ребенка дошкольного возраста 7
1.2. Современное состояние проблемы формирования
эмоционального интеллекта старших дошкольников 17
1.3. Методика проведения социальных акций с участием старших
дошкольников 29
1.4. Педагогические условия формирования эмоционального
интеллекта старших дошкольников при проведении социальных акций 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ 45
2.1. Диагностика сформированности эмоционального интеллекта
старших дошкольников 45
2.2. Содержание работы по формированию эмоционального
интеллекта старших дошкольников при проведении социальных акций 55
2.3. Динамика сформированности эмоционального интеллекта
старших дошкольников в ходе социальных акций 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современный уровень развития общественных отношений требует от человека умения быстро ориентироваться в окружающей социальной среде, в меняющихся социальных условиях, разбираться в поведении людей, взаимодействовать с ними, успешно решать поставленные задачи, принимать взвешенные и осознанные решения. Чтобы осуществлять такой тип поведения, человек должен уметь анализировать собственные эмоциональные переживания, уметь выражать эмоции и управлять ими, понимать эмоции окружающих, то есть иметь высокий уровень эмоционального интеллекта. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта способствует его социальному благополучию.
Одним из направлений позитивной социализации дошкольников являются социальные акции, направленные на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, людям и себе, приобретение социального опыта взаимодействия с окружающим миром на основе нравственного содержания. Социальные акции способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, привлечению внимания к существующей социальной проблеме, дате, какому-либо событию, самореализации ребенка в ходе взаимодействия с другими людьми.
Организация и проведение социальных акций в детском саду создает условия для развития личности ребенка, обеспечивает эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику выстраивать конструктивное общение.
Социальные акции в качестве направления позитивной социализации дошкольников рассматривали Белякова Е.А. (7), Винокурова О.В. (11), Мальцева М.С. и Махоткина Е.С. (40). Технология проведения социальных акций разработана Воронюк Е.А. (13), Гришаевой Н.П.(21).
Эмоциональный интеллект, его структуру изучали Рувен Бар-Он (6), Гарднер Х. (15), Гоулман Д. (19), Мейер Дж., Сэловей П. (54), Андреева И.Н. (2), Гарскова Г.Г. (16), Люсин Д.В. (37).
Волошина Н.С. (12), Гиппенрейтер Ю.Б. (17), Новикова Л.М. (49), Нгуен М.А. (47), Путилова О.А. (51) отмечали необходимость создания условий для развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте в связи с тем, что в этот период происходит формирование большинства эмоций, закладывается основа личности ребенка.
Необходимость развития эмоциональной сферы дошкольников обозначена в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» (61). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из задач социально - коммуникативного развития, проявления эмоционального интеллекта выделены среди целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования (60).
Таким образом, вопросы формирования эмоционального интеллекта дошкольников являются актуальными. В то же время, в ходе теоретического анализа литературы нами было выделено противоречие между необходимостью и востребованностью высокого уровня эмоционального интеллекта людей и недостатком эффективных способов его развития в сензитивный период дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы условия формирования
эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе проведения социальных акций? Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования- процесс формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Предмет исследования- педагогические условия формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе проведения социальных акций.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников будет эффективным, если в ходе
организации и проведения социальных акций соблюдать следующие педагогические условия:
1) обеспечение эмоционального благополучия ребенка (уважения к индивидуальности, чуткости к эмоциональному состоянию, поддержки чувства собственного достоинства и др.);
2) применение на организационном и итоговом этапах системы вопросов, побуждающих детей задуматься над проявлением своих и чужих эмоций, установить взаимосвязь эмоционального проявления поступка и его последствий, определить отношение человека к другим людям, животным и др.;
3) использование педагогом специальных методических приемов (обращение к имеющемуся опыту, выражение своего эмоционального состояния в продуктивной деятельности, психогимнастика, просмотр и обсуждение мультфильмов, «советы сказочному персонажу», коллективные игры моральная оценка поступков и др.);
4) включение в сценарий акции решение проблемных ситуаций, игровую и продуктивную деятельность;
5) привлечение родителей к участию в социальных акциях (в качестве "образца" эмоционального реагирования, командной деятельности и др.).
Задачи исследования:
1) раскрыть теоретические основы формирования эмоционального
интеллекта старших дошкольников;
2) обосновать педагогические условия формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций;
3) представить диагностическую модель исследования эмоционального интеллекта старших дошкольников;
4) проанализировать уровень сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников;
5) апробировать педагогические условия формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, тестирование, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом - теоретико- поисковом этапе мы провели теоретический анализ педагогической и психологической литературы по обозначенной проблеме, выдвинули гипотезу, сформулировали цели и задачи исследования, разработали научно-методологический аппарат исследования.
На втором - констатирующем этапе исследования мы провели исследование эмоционального интеллекта старших дошкольников.
На третьем - формирующем этапе мы апробировали педагогические условия формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций, проанализировали динамику развития эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Практической базой исследования являлся МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ» дошкольная группа «Малыш» Белгородская область, Грайворонский район, с. Ивановская Лисица, в исследовании приняли участие 26 старшего дошкольного возраста.
Одним из направлений позитивной социализации дошкольников являются социальные акции, направленные на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, людям и себе, приобретение социального опыта взаимодействия с окружающим миром на основе нравственного содержания. Социальные акции способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, привлечению внимания к существующей социальной проблеме, дате, какому-либо событию, самореализации ребенка в ходе взаимодействия с другими людьми.
Организация и проведение социальных акций в детском саду создает условия для развития личности ребенка, обеспечивает эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику выстраивать конструктивное общение.
Социальные акции в качестве направления позитивной социализации дошкольников рассматривали Белякова Е.А. (7), Винокурова О.В. (11), Мальцева М.С. и Махоткина Е.С. (40). Технология проведения социальных акций разработана Воронюк Е.А. (13), Гришаевой Н.П.(21).
Эмоциональный интеллект, его структуру изучали Рувен Бар-Он (6), Гарднер Х. (15), Гоулман Д. (19), Мейер Дж., Сэловей П. (54), Андреева И.Н. (2), Гарскова Г.Г. (16), Люсин Д.В. (37).
Волошина Н.С. (12), Гиппенрейтер Ю.Б. (17), Новикова Л.М. (49), Нгуен М.А. (47), Путилова О.А. (51) отмечали необходимость создания условий для развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте в связи с тем, что в этот период происходит формирование большинства эмоций, закладывается основа личности ребенка.
Необходимость развития эмоциональной сферы дошкольников обозначена в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» (61). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из задач социально - коммуникативного развития, проявления эмоционального интеллекта выделены среди целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования (60).
Таким образом, вопросы формирования эмоционального интеллекта дошкольников являются актуальными. В то же время, в ходе теоретического анализа литературы нами было выделено противоречие между необходимостью и востребованностью высокого уровня эмоционального интеллекта людей и недостатком эффективных способов его развития в сензитивный период дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы условия формирования
эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе проведения социальных акций? Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования- процесс формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Предмет исследования- педагогические условия формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе проведения социальных акций.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников будет эффективным, если в ходе
организации и проведения социальных акций соблюдать следующие педагогические условия:
1) обеспечение эмоционального благополучия ребенка (уважения к индивидуальности, чуткости к эмоциональному состоянию, поддержки чувства собственного достоинства и др.);
2) применение на организационном и итоговом этапах системы вопросов, побуждающих детей задуматься над проявлением своих и чужих эмоций, установить взаимосвязь эмоционального проявления поступка и его последствий, определить отношение человека к другим людям, животным и др.;
3) использование педагогом специальных методических приемов (обращение к имеющемуся опыту, выражение своего эмоционального состояния в продуктивной деятельности, психогимнастика, просмотр и обсуждение мультфильмов, «советы сказочному персонажу», коллективные игры моральная оценка поступков и др.);
4) включение в сценарий акции решение проблемных ситуаций, игровую и продуктивную деятельность;
5) привлечение родителей к участию в социальных акциях (в качестве "образца" эмоционального реагирования, командной деятельности и др.).
Задачи исследования:
1) раскрыть теоретические основы формирования эмоционального
интеллекта старших дошкольников;
2) обосновать педагогические условия формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций;
3) представить диагностическую модель исследования эмоционального интеллекта старших дошкольников;
4) проанализировать уровень сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников;
5) апробировать педагогические условия формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, тестирование, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом - теоретико- поисковом этапе мы провели теоретический анализ педагогической и психологической литературы по обозначенной проблеме, выдвинули гипотезу, сформулировали цели и задачи исследования, разработали научно-методологический аппарат исследования.
На втором - констатирующем этапе исследования мы провели исследование эмоционального интеллекта старших дошкольников.
На третьем - формирующем этапе мы апробировали педагогические условия формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций, проанализировали динамику развития эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Практической базой исследования являлся МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ» дошкольная группа «Малыш» Белгородская область, Грайворонский район, с. Ивановская Лисица, в исследовании приняли участие 26 старшего дошкольного возраста.
Эмоциональный интеллект представляет собой способность человека понимать и адекватно выражать свои эмоции, понимать эмоциональные состояния и чувства других людей, контролировать собственные эмоциональные проявления. Основы эмоционального интеллекта закладываются в дошкольном возрасте. В структуру эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста входят способность понимать и выражать собственные эмоции, понимать эмоции других людей, управлять собственными эмоциями. Социально-значимым мероприятием,
способствующим формированию эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания и привлечения внимания общества к социальной проблеме является социальная акция. Социальные акции для детей дошкольного возраста содержат организационный, практический, итоговый этапы.
Педагогическими условиями формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций является наполнение предметно-пространственной среды материалами для развития эмоционального интеллекта, привлечение родителей к участию в социальных акциях для предоставления детям образца эмоционального реагирования, организации в ходе проведения социальной акции видов детской деятельности, направленных на развитие умений понимать и адекватно выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, эмоционально отзываться на их переживания, произвольно управлять своим эмоциональным состоянием.
Диагностическая модель исследования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста включает следующие критерии: правильное понимание испытываемых базовых эмоций, выражение эмоций в социально-приемлемой форме с использованием разнообразных средств речи, пантомимики, мимики (компонент способность понимать и выражать собственные эмоции); правильное понимание эмоционального состояния другого человека, проявление интереса к настроению и заботам других людей, сопереживание неудачам и радость успехам других (компонент способность понимать эмоции других людей); выполнение деятельности без значительных отвлечений, доведение до завершения, использование речи как средства саморегуляции, переживание борьбы мотивов, установление ровного, положительного эмоционального фона (компонент способность управлять собственными эмоциями).
У детей старшего дошкольного возраста компонент эмоционального интеллекта «Способность понимать и выражать собственные эмоции» сформирован преимущественно на уровне ниже среднего, компоненты «Способность понимать эмоции других людей» и «Способность управлять собственными эмоциями»- на низком уровне. Преобладает низкий уровень развития эмоционального интеллекта и уровень ниже среднего.
При апробировании организационно-педагогических условий формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций педагог обеспечивал эмоциональное благополучие детей за счет уважения к их индивидуальности, проявления чуткости к их эмоциональному состоянию, поддержки их чувства собственного достоинства, создавал атмосферу принятия личности детей, выслушивал их мнение). На организационном и итоговом этапах акции надо использовать систему вопросов, побуждающих детей задуматься над проявлением своих и чужих эмоций, установить взаимосвязь эмоционального проявления поступка и его последствий, определить отношение человека к другим людям, животным и др. В ходе социальной акции для развития эмоционального интеллекта педагог может использовать методические приемы: обращение к имеющемуся опыту, выражение своего
эмоционального состояния в продуктивной деятельности, психогимнастика, просмотр и обсуждение мультфильмов, «советы сказочному персонажу», коллективные игры моральная оценка поступков и др.; включать в сценарий акции решение проблемных ситуаций, игровую и продуктивную деятельность. Для привлечения родителей к участию в социальных акциях в качестве образца эмоционального реагирования, участия в организационной подготовке, в командной деятельности, при анализе результатов акции было проведено педагогическое просвещение родителей по вопросам целесообразности использования социальных акций для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, формировалось эмоционально положительное отношение родителей к результатам деятельности своих детей, предлагалось участие в разных этапах социальных акций.
способствующим формированию эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания и привлечения внимания общества к социальной проблеме является социальная акция. Социальные акции для детей дошкольного возраста содержат организационный, практический, итоговый этапы.
Педагогическими условиями формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций является наполнение предметно-пространственной среды материалами для развития эмоционального интеллекта, привлечение родителей к участию в социальных акциях для предоставления детям образца эмоционального реагирования, организации в ходе проведения социальной акции видов детской деятельности, направленных на развитие умений понимать и адекватно выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, эмоционально отзываться на их переживания, произвольно управлять своим эмоциональным состоянием.
Диагностическая модель исследования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста включает следующие критерии: правильное понимание испытываемых базовых эмоций, выражение эмоций в социально-приемлемой форме с использованием разнообразных средств речи, пантомимики, мимики (компонент способность понимать и выражать собственные эмоции); правильное понимание эмоционального состояния другого человека, проявление интереса к настроению и заботам других людей, сопереживание неудачам и радость успехам других (компонент способность понимать эмоции других людей); выполнение деятельности без значительных отвлечений, доведение до завершения, использование речи как средства саморегуляции, переживание борьбы мотивов, установление ровного, положительного эмоционального фона (компонент способность управлять собственными эмоциями).
У детей старшего дошкольного возраста компонент эмоционального интеллекта «Способность понимать и выражать собственные эмоции» сформирован преимущественно на уровне ниже среднего, компоненты «Способность понимать эмоции других людей» и «Способность управлять собственными эмоциями»- на низком уровне. Преобладает низкий уровень развития эмоционального интеллекта и уровень ниже среднего.
При апробировании организационно-педагогических условий формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций педагог обеспечивал эмоциональное благополучие детей за счет уважения к их индивидуальности, проявления чуткости к их эмоциональному состоянию, поддержки их чувства собственного достоинства, создавал атмосферу принятия личности детей, выслушивал их мнение). На организационном и итоговом этапах акции надо использовать систему вопросов, побуждающих детей задуматься над проявлением своих и чужих эмоций, установить взаимосвязь эмоционального проявления поступка и его последствий, определить отношение человека к другим людям, животным и др. В ходе социальной акции для развития эмоционального интеллекта педагог может использовать методические приемы: обращение к имеющемуся опыту, выражение своего
эмоционального состояния в продуктивной деятельности, психогимнастика, просмотр и обсуждение мультфильмов, «советы сказочному персонажу», коллективные игры моральная оценка поступков и др.; включать в сценарий акции решение проблемных ситуаций, игровую и продуктивную деятельность. Для привлечения родителей к участию в социальных акциях в качестве образца эмоционального реагирования, участия в организационной подготовке, в командной деятельности, при анализе результатов акции было проведено педагогическое просвещение родителей по вопросам целесообразности использования социальных акций для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, формировалось эмоционально положительное отношение родителей к результатам деятельности своих детей, предлагалось участие в разных этапах социальных акций.
Подобные работы
- Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017



