Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ

Работа №69011

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
555
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ 7
1.1. Структура и содержание понятия эмоциональный интеллект
ребенка дошкольного возраста 7
1.2. Современное состояние проблемы формирования
эмоционального интеллекта старших дошкольников 17
1.3. Методика проведения социальных акций с участием старших
дошкольников 29
1.4. Педагогические условия формирования эмоционального
интеллекта старших дошкольников при проведении социальных акций 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ 45
2.1. Диагностика сформированности эмоционального интеллекта
старших дошкольников 45
2.2. Содержание работы по формированию эмоционального
интеллекта старших дошкольников при проведении социальных акций 55
2.3. Динамика сформированности эмоционального интеллекта
старших дошкольников в ходе социальных акций 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЯ


Современный уровень развития общественных отношений требует от человека умения быстро ориентироваться в окружающей социальной среде, в меняющихся социальных условиях, разбираться в поведении людей, взаимодействовать с ними, успешно решать поставленные задачи, принимать взвешенные и осознанные решения. Чтобы осуществлять такой тип поведения, человек должен уметь анализировать собственные эмоциональные переживания, уметь выражать эмоции и управлять ими, понимать эмоции окружающих, то есть иметь высокий уровень эмоционального интеллекта. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта способствует его социальному благополучию.
Одним из направлений позитивной социализации дошкольников являются социальные акции, направленные на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, людям и себе, приобретение социального опыта взаимодействия с окружающим миром на основе нравственного содержания. Социальные акции способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, привлечению внимания к существующей социальной проблеме, дате, какому-либо событию, самореализации ребенка в ходе взаимодействия с другими людьми.
Организация и проведение социальных акций в детском саду создает условия для развития личности ребенка, обеспечивает эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику выстраивать конструктивное общение.
Социальные акции в качестве направления позитивной социализации дошкольников рассматривали Белякова Е.А. (7), Винокурова О.В. (11), Мальцева М.С. и Махоткина Е.С. (40). Технология проведения социальных акций разработана Воронюк Е.А. (13), Гришаевой Н.П.(21).
Эмоциональный интеллект, его структуру изучали Рувен Бар-Он (6), Гарднер Х. (15), Гоулман Д. (19), Мейер Дж., Сэловей П. (54), Андреева И.Н. (2), Гарскова Г.Г. (16), Люсин Д.В. (37).
Волошина Н.С. (12), Гиппенрейтер Ю.Б. (17), Новикова Л.М. (49), Нгуен М.А. (47), Путилова О.А. (51) отмечали необходимость создания условий для развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте в связи с тем, что в этот период происходит формирование большинства эмоций, закладывается основа личности ребенка.
Необходимость развития эмоциональной сферы дошкольников обозначена в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» (61). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из задач социально - коммуникативного развития, проявления эмоционального интеллекта выделены среди целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования (60).
Таким образом, вопросы формирования эмоционального интеллекта дошкольников являются актуальными. В то же время, в ходе теоретического анализа литературы нами было выделено противоречие между необходимостью и востребованностью высокого уровня эмоционального интеллекта людей и недостатком эффективных способов его развития в сензитивный период дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы условия формирования
эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе проведения социальных акций? Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования- процесс формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Предмет исследования- педагогические условия формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе проведения социальных акций.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников будет эффективным, если в ходе
организации и проведения социальных акций соблюдать следующие педагогические условия:
1) обеспечение эмоционального благополучия ребенка (уважения к индивидуальности, чуткости к эмоциональному состоянию, поддержки чувства собственного достоинства и др.);
2) применение на организационном и итоговом этапах системы вопросов, побуждающих детей задуматься над проявлением своих и чужих эмоций, установить взаимосвязь эмоционального проявления поступка и его последствий, определить отношение человека к другим людям, животным и др.;
3) использование педагогом специальных методических приемов (обращение к имеющемуся опыту, выражение своего эмоционального состояния в продуктивной деятельности, психогимнастика, просмотр и обсуждение мультфильмов, «советы сказочному персонажу», коллективные игры моральная оценка поступков и др.);
4) включение в сценарий акции решение проблемных ситуаций, игровую и продуктивную деятельность;
5) привлечение родителей к участию в социальных акциях (в качестве "образца" эмоционального реагирования, командной деятельности и др.).
Задачи исследования:
1) раскрыть теоретические основы формирования эмоционального
интеллекта старших дошкольников;
2) обосновать педагогические условия формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций;
3) представить диагностическую модель исследования эмоционального интеллекта старших дошкольников;
4) проанализировать уровень сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников;
5) апробировать педагогические условия формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, тестирование, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом - теоретико- поисковом этапе мы провели теоретический анализ педагогической и психологической литературы по обозначенной проблеме, выдвинули гипотезу, сформулировали цели и задачи исследования, разработали научно-методологический аппарат исследования.
На втором - констатирующем этапе исследования мы провели исследование эмоционального интеллекта старших дошкольников.
На третьем - формирующем этапе мы апробировали педагогические условия формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций, проанализировали динамику развития эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Практической базой исследования являлся МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ» дошкольная группа «Малыш» Белгородская область, Грайворонский район, с. Ивановская Лисица, в исследовании приняли участие 26 старшего дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмоциональный интеллект представляет собой способность человека понимать и адекватно выражать свои эмоции, понимать эмоциональные состояния и чувства других людей, контролировать собственные эмоциональные проявления. Основы эмоционального интеллекта закладываются в дошкольном возрасте. В структуру эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста входят способность понимать и выражать собственные эмоции, понимать эмоции других людей, управлять собственными эмоциями. Социально-значимым мероприятием,
способствующим формированию эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания и привлечения внимания общества к социальной проблеме является социальная акция. Социальные акции для детей дошкольного возраста содержат организационный, практический, итоговый этапы.
Педагогическими условиями формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций является наполнение предметно-пространственной среды материалами для развития эмоционального интеллекта, привлечение родителей к участию в социальных акциях для предоставления детям образца эмоционального реагирования, организации в ходе проведения социальной акции видов детской деятельности, направленных на развитие умений понимать и адекватно выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, эмоционально отзываться на их переживания, произвольно управлять своим эмоциональным состоянием.
Диагностическая модель исследования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста включает следующие критерии: правильное понимание испытываемых базовых эмоций, выражение эмоций в социально-приемлемой форме с использованием разнообразных средств речи, пантомимики, мимики (компонент способность понимать и выражать собственные эмоции); правильное понимание эмоционального состояния другого человека, проявление интереса к настроению и заботам других людей, сопереживание неудачам и радость успехам других (компонент способность понимать эмоции других людей); выполнение деятельности без значительных отвлечений, доведение до завершения, использование речи как средства саморегуляции, переживание борьбы мотивов, установление ровного, положительного эмоционального фона (компонент способность управлять собственными эмоциями).
У детей старшего дошкольного возраста компонент эмоционального интеллекта «Способность понимать и выражать собственные эмоции» сформирован преимущественно на уровне ниже среднего, компоненты «Способность понимать эмоции других людей» и «Способность управлять собственными эмоциями»- на низком уровне. Преобладает низкий уровень развития эмоционального интеллекта и уровень ниже среднего.
При апробировании организационно-педагогических условий формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в ходе социальных акций педагог обеспечивал эмоциональное благополучие детей за счет уважения к их индивидуальности, проявления чуткости к их эмоциональному состоянию, поддержки их чувства собственного достоинства, создавал атмосферу принятия личности детей, выслушивал их мнение). На организационном и итоговом этапах акции надо использовать систему вопросов, побуждающих детей задуматься над проявлением своих и чужих эмоций, установить взаимосвязь эмоционального проявления поступка и его последствий, определить отношение человека к другим людям, животным и др. В ходе социальной акции для развития эмоционального интеллекта педагог может использовать методические приемы: обращение к имеющемуся опыту, выражение своего
эмоционального состояния в продуктивной деятельности, психогимнастика, просмотр и обсуждение мультфильмов, «советы сказочному персонажу», коллективные игры моральная оценка поступков и др.; включать в сценарий акции решение проблемных ситуаций, игровую и продуктивную деятельность. Для привлечения родителей к участию в социальных акциях в качестве образца эмоционального реагирования, участия в организационной подготовке, в командной деятельности, при анализе результатов акции было проведено педагогическое просвещение родителей по вопросам целесообразности использования социальных акций для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, формировалось эмоционально положительное отношение родителей к результатам деятельности своих детей, предлагалось участие в разных этапах социальных акций.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М.: Академия, 2008.- 234 с.
2. Андреева И.Н Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии -№ 3.-2006.- С. 78-86.
3. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. - №12. - 2011. -С.88 - 94.
4. Атарова А.Н. Эмоциональный компонент в структуре самостоятельности старших дошкольников: изучение и развитие // Детский сад: теория и практика. - № 4. - 2014. - С. 104-112.
5. Афонькина Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников// Детский сад: теория и практика. - №4. - 2014. - С. 7¬17.
6. Бар-Он Рувен Модель эмоционального интеллекта[Электронный ресурс] http://www.mental-engineering.com/2013/03/blog-post 13.html
7. Белякова Е.А. Формирование и воспитание социальных качеств у детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. - №3. - 2016. - С. 124-126.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение.- 2009. - 209 с.
9. Буянова А. Ю., Бледнова Е. Ю., Кудрявцева С. Ю., Зимуков Э. М. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. - 2015. - №3. - С. 59-61.
10. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья.- М.: Пед. о-во России, 2000. - 183 с.
11. Винокурова О.В. Социо-эмоциональное развитие старших дошкольников как инструмент приобщения детей к социокультурным нормам// Детский сад от А до Я. - №4. - 2015. -С. 38-40.
12. Волошина Н.С., Братчикова Ю.В. Эмоциональный интеллект ребенка на этапе дошкольного детства// Научное сообщество студентов:
междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 22(33). [Электронный
ресурс |https://sibac.infb/archive/meghdis/
13. Воронюк Е.А. Социальные акции, как одна из форм
индивидуализации [Электронный ресурс] http://ext.spb.ru/2011-03-29- 09-03-14/89-preschbbl/6685-2014-12-11-07-11-34.pdf
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1991.- 280 с.
15. Гарднер Х. Структура разума. Теория множественного интеллекта. - М.: Вильямс, 2017. - 565 с.
16. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез. науч.практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб.ун-та,
2013. - С. 25 - 26.
17. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. - М.: Астрель, 2008. - 218 с.
18. Горина Ю.В. Психологические игры и занятия с детьми. Развиваем эмоциональный интеллект. Комплект: книга, карточки, лото. - М.: АСТ,2014.
19. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М. Альпина Бизнес Букс, 2008. - 301 с.
20. Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного
воспитания//Управление в дошкольном образовании. - №5. - 2002. - С. 24-26.
21. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015. - 184с.
22. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280 с.
23. В художественной литературе: познавательный аспект Детский сад: теория и практика. - № 4. - 2014. - С. 46.
24. Жилинская М.А., Лексакова В.С. Социальные акции- одна из эффективных форм работы педагога по успешной социализации ребенка-дошкольника. - М.: Мозаика-Синтез. - 2014. - 109 с.
25.Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1986. - 236 с.
26.Зубачевская Н.А. Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки//Детский сад. Теория и практика. - № 4. - 2014. - С.58-65.
27. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. Учеб. Пос. для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия», 2004. - 235 с.
28. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования. - 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
29. Князева О.Л. Я, ты, мы: социально- эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: учеб.метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2005. - 154 с.
30. Козлова С.А. Я-человек. Программа социального развития ребенка. М.: Школьная пресса, 2012. - 98 с.
31. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. -М.:
Академия, 2003. - 125 с.
32. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие - М.: Генезис,
2003. - 165
33. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1990. - 210 с.
34. Лебедева Ю.В. Воспитание эмоциональной отзывчивости как средство предупреждения отклоняющегося поведения // Философия образования. - № 2- 2008. - С. 35-37.
35. Ленкина В.О., Огир А.А., Вартанян О.В., Борохович Л.Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - №13. - 2017.- С. 569-571.
36. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2016. - 506 с.
37. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном
интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение,
исследования: сб. науч. статей. - М.: Институт психологии РАН,
2004.
38. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. - М.: Смысл, 2000.- С. 37¬
39.
39. Максимова О.В. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии.- М.: ВЕНТАНА - ГРАФ, 2017.-112 с.
40. Мальцева М.С., Махоткина Е.С. Использование нетрадиционных форм методической работы в дошкольной образовательной организации// Детский сад от А до Я.- №1.- 2015.- С. 97- 100.
41. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов.- Псков: ИГИИ, 2004. -60 с.
42. Микляева Н.В., Семенака С.И. Уроки добра: Комплексная программа социально-коммуникативного развития средствами эмоционального и социального интеллекта.- М.:АРКТИ, 2016.-208с.
43. Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2005. - 93 с.
44. Минаева В.А. Знакомим детей с эмоциональным миром человека // Дошкольное воспитание.- №2.- 2003. - С.13-20.
45. Митричева Н. Н. Применение технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной организации. -Новороссийск, 2016.- 21 с.
46. Мухина В.С. Детская психология.- М.: Просвещение, 1985.- 218 с.
47. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта//Ребенок в детском саду.- № 5.- 2007.- С. 80-87.
48. Нефёдова Л.К., Новикова Е.Б. Импровизация в развитии детского эмоционального интеллекта// Детский сад: теория и практика.- № 4.¬
2014. - С. 46- 57.
49. Новикова Л.М. Настольная книга педагога-психолога детского сада.- М.: Эксмо, 2010. - 384 с.
50.От рождения до школы//под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: Мозаика-Ситез, 2014. - 368 с.
51. Путилова О.А. Программа эмоционально-личностного развития детей. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 97 с.
52. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. - М.: АРКТИ, 2011. - 154 с.
53. Семенака С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольника // Детский сад: теория и практика. - № 4. -2014. - С. 86- 96.
54. Сергиенко Е.А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект»: Руководство. - М.: Институт психологии РАН, 2010. -176 с.
55. Степанов И.С. Исследование структуры эмоционального интеллекта// Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. -№ 2.- Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2010.
56. Сушкова И.В., Савкина Е.Н. Использование ситуаций в работе по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. - №4. - 2014. - С. 4.
57. Теории эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии [Электронный ресурс] http://studbooks.net/691539/psiholog iya/teorii emotsionalnogo intellekta zarubezhnoy otechestvennoy psihol ogi
58. Томилова С.А., Шабаева Н.А., Пушкарева В.И. Проведение акции «Подари себе настроение» в ДОУ в контексте «Дня психического здоровья» с использованием арт-технологий // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, ноябрь 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 45-50.
59. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71 - 74.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание.- 2013.- № 2.
61. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273 ФЗ [Электронный ресурс] http: //www.consultant.ru/do cument/cons doc LAW 140174/
62. Федина Н. В. Требования к результатам освоения программ дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - № 3 (53). - С. 53-63.
63. Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями // Воспитатель ДОУ. - №11. - 2011. - С. 82 - 97.
64. Худик В.А., Тельнюк И.В. Роль эмоций в социализации личности
старшего дошкольника. //Детский сад. Теория и практика. - № 4.¬
2014. - С. 96-103.
65. Яфальян А.Ф., Влияние эстетических чувств на развитие у ребенка эмоционального интеллекта: теоретический аспект//Детский сад. Теория и практика. -2014. - № 4. - С.18-24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ