Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО ДЕКОРИРОВАНИЯ)

Работа №68999

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
354
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности (на примере
детского декорирования) ……………………………………...………… 9
1.1. Проблема социализации детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….. 9
1.2. Декорирование как вид продуктивной деятельности детей дошкольного возраста ………………………………………………………………… 20
1.3. Педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе детского декорирования …………………………. 28
ГЛАВА 2. Практическая работа по социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности (на примере
детского декорирования) …………………………………………… 46
2.1. Изучение уровня социализации детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………. 46
2.2. Методические рекомендации по социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе детского декорирования ……………….. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 78

Социализация - особо значимый в обществе процесс, когда происходит
переориентация ценностей, существенно влияющих на процесс формирования
социального опыта у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенок погружается в социальное пространство окружающей среды, где закладываются основы формирования его личности, сущностью которого является
процесс взросления и вхождения его в социальный мир взрослых.
Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно
новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения,
отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства.
Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку
предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той
или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому социализация, то есть
приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям существующим
в обществе - одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной
готовности ребенка к школе.
Одной из задач, на решения которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС
ДО) является задача формирования социальных качеств дошкольников. В
Стандарте указывается на необходимость развития общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие интеллекта, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.4
В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях проблема социализации личности рассматривается как процесс, включающий в себя,
с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в
социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны, как процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за
счет его активной деятельности.
Характерные особенности социализации личности с позиции социологии и физиологии нашли свое отражения в трудах Б.Г. Ананьева,
Г.М.Андреевой Д.А. Гаспаряна, Л.Г. Гусляковой, В.И. Добренкова, И.С.Кона,
А.И. Кравченко, А.В. Мудрика, Г.В. Осипова, П.Д. Павленко.
В исследованиях А.В. Антоновой, Н.Ф. Басова, В.С. Мухиной,
Т.А.Репиной определены психологические механизмы социализации детей
дошкольного возраста; Л.М.Фридман и И.Ю.Кулагина определили этапы прохождения социализации в онтогенезе.
В трудах социологов В.Г. Афанасьева, Л.П. Буевой, Ю.Е. Волкова, Б.Я.
Титаренко, Б.Ц. Урланис, А.Г. Харчева рассматриваются условия, способствующие социализации, основными из которых являются самостоятельность,
самоорганизация, коллективное взаимодействие.
Р.А. Литвак рассматривает условия и особенности социализации ребенка в семье; Д.И. Фельдштейн исследует взаимовлияние социализации и индивидуализации как содержания процесса социального взросления.
К шестилетнему возрасту у дошкольников в процессе деятельности вырабатывается не только умение оценивать поведение других детей и взрослых,
но и расширяются знания социальных связей, то есть деятельность в этом возрасте помогает ребенку не просто понять, но и оценить социальные явления,
приобщаться к миру взрослых. Это подтверждает их готовность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Как свидетельствует теоретический анализ последних исследований, несмотря на то, что современные дошкольники
во многом опережают в развитии предшествующие поколения своих сверстников, существуют проблемы в области социально-коммуникативного разви5
тия. У 25% выпускников дошкольных учреждений выявлен низкий уровень
социальной компетентности, неспособность к взаимодействию со сверстниками, наблюдается беспомощность в принятии самостоятельных решений в простейших жизненных ситуациях. Это негативно сказывается на адаптации выпускников дошкольных учреждений в условиях освоения новой социальной
роли - роли школьника.
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный
мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь
на личностных переживаниях и начальном социальном опыте.
Организация продуктивной деятельности (изобразительная деятельность, конструирование) дошкольников освещены в трудах Н.А. Ветлугиной,
Т.С. Комаровой, Б.Т. Лихачева, Н.П. Сакулиной, Л.В. Тодорова,
Е.А.Флериной, В.Н. Щацкой.
Развивающее значение продуктивной деятельности отмечено в работах
в области психологии обучения и художественного воспитания
(А.В.Бакушинский, В.С. Кузин, Н.М. Конышева, Л.А. Парамонова,
Б.П.Юсов, В.Б. Хозиев и др.).
Педагогические и психологические положения о роли коллективной художественной деятельности, в том числе и продуктивной, в социально-нравственном и эстетическом воспитании личности рассматривались
М.Б.Зацепиной, И.П. Ивановым, Т.С. Комаровой, А.И. Савенковым,
Н.М.Сокольниковой, Э.И. Сокольниковой, В.А. Сухомлинским

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблем, связанных с социализации детей старшего дошкольного возраста, бесспорна, так как в процессе социализации закладываются основы формирования личности дошкольника, сущностью которых является процесс взросления и вхождения ребенка в социальный мир.
Анализ научной литературы позволил нам рассмотреть проблему социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе детского декорирования.
Социализация личности происходит под влиянием социума - тех общностей, в которых находится человек. Большое влияние на процесс социализации
детей дошкольного возраста имеют совместные детские виды деятельности.
Успешно социализирует та деятельность, которая обеспечена специальными
педагогическими условиями. Она должна: воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни; вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности; предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой; предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.
Таким видом деятельности является детское декорирование, включающее несколько направлений: мозаика из различных бросовых материалов; лоскутная аппликация; бумагопластика; декупаж и др. Декорирование как совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями,
переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Детское декорирование способствует развитию социализации и осмыслению понятий социальной действительности благодаря широкому использованию различных изобразительных средств для передачи эмоционально-творческого переживания действительности. Организация группового взаимодействия в процессе декорирования предполагает71
включение членов коллектива в процесс выдвижения целей, достижение которых необходимо для решения задач, реализации намеченного, анализа проделанной работы.
Мы теоретически обосновали педагогические условия, способствующие
социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе детского декорирования: формирование мотивации у дошкольников к выполнению этого
вида творческой деятельности, связанной с декорированием; обеспечение активной позиции дошкольников в процессе декорирования; создание «ситуации
успеха» каждому ребенку в процессе декорирования; взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по данной проблеме.
Экспериментальная работа по социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе детского декорирования проводилась в подготовительной группе МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 12 города Шебекино Белгородской области». В педагогическом эксперименте принимали
участие 20 детей.
В соответствии с целью исследования, и с критериями развитости социализации (самооценка, социальный статус, социальная компетентность, сотрудничество) мы выявили, что у 15% детей высокий уровень социализации, у
50% детей – средний уровень, у 35% – низкий уровень социализации.
На основе полученных результатов и заявленных в гипотезе условий, мы
разработали методические рекомендации по социализации детей старшего
дошкольного возраста в процессе детского декорирования. Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.


Абдульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта //
Основы общей и прикладной акмеологии. – М., 1995. – 388 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ. - 2013. - 338 с.
3. Антонова А.В. Эстетическое образование как фактор профессиональной
подготовки педагогов дошкольного воспитания в педагогическом вузе: автореф. дисс... доктора пед. наук. - М., 2011. - 25 с.
4. Басов Н.Ф. История социальной педагогики. - М.: Изд-во: Академия,
2013. - 256 с.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М.: Просвещение, 2014. –
176 с.
6. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2013. -
№ 2. - С.54-58.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под редакцией Д.И.
Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
8. Волков Ю.В. Социология. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2012. - 370 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,
Просвещение, 2001. - 128 с.
10. Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. -1008 с.
11. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь. - 2014. - 272 с.
12. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. –
М.: Вентана-граф, 2015. – 184с.
13. Гришина Н.Ю. Ситуация успеха в действии // Одаренный ребенок. – 2015.
– №1. – С. 66–76.
14. Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей73
старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: автореф. дисс... канд. пед. наук. - М., 2009. - 16 с.
15. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Бумагопластика. – М.: Скрипторий,
2013.
16. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. – М.:
Скрипторий, 2015.
17. Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРАМ, 2013. - 624 с.
18. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями:
Пособие для работников ДОУ. - М.: Академия, 2012.
19. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. – М.: Русский язык, 2010.
20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды /А. В. Запорожец. -
М.: Изд-во: Директмедиа Паблишинг, 2008. -.287 с.
21. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015. - 80 с.
22. Зверева О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как
составляющая взаимодействия с семьей // Дошкольное воспитание - 2016. -
№5. - С.25-31.
23. Золотарева Е.К. Педагогические условия осознания ребенкомдошкольником нравственной ценности поступка: автореф. дисс... канд. пед.
наук - М., 2013. - 153 с.
24. Калинина Е.П. Использование элементов дизайна на уроках труда //
Начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 28.
25. Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе:
Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.
26. Колисниченко И.Б. Создание ситуации успеха в образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13
июня 2016 г.) - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 3 (8). – С. 312-74
314.
27. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995. - 147 с.
28. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи. - М.: Просвещение,
1998. - 112 с.
29. Консультация-тренинг для воспитателей: Технология создания ситуации
успеха ребёнка-дошкольника. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiysad/upravlenie-dou/2014/08/25/konsultatsiya-dlya-vospitateley-tekhnologiyasozdaniya

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ