Введение…………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания
младших школьников на занятиях факультатива «Праздники, традиции и ремесла народов России»………………………………………………………………... 8
1.1. Патриотическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема …………………………..……… 8
1.2. Основные направления организации внеурочной работы по
патриотическому воспитанию младших школьников …………. 16
1.3. Особенности патриотического воспитания младших школьников на занятиях факультатива «Праздники, традиции и ремесла народов России»……………………………………………….. 21
Глава 2. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников на занятиях факультатива
«Праздники, традиции и ремесла народов России»………………………………………………………………... 28
2.1. Диагностика уровня патриотической воспитанности младших
школьников.……………………………………………………….. 28
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию младших школьников на занятиях факультатива «Праздники, традиции и ремесла народов России»……………….……........……. 35
2.3. Динамика уровня патриотической воспитанности младших
школьников на занятиях факультатива «Праздники, традиции
и ремесла народов России» …………………….…..……………. 41
Заключение……………………………….……………………………........... 48
Библиографический список ……………………………………………….. 52
Приложения
Живя в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всѐ более стремятся к универсализации, мы забываем о том, что
универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Если
мы перестанем опираться на духовно-нравственные ценности своей Родины,
у нас не получится осознать это, как и не получится воспитать гражданина и
патриота.
Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей,
форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через нашу семью, близких дальних родственников, настоящих друзей, школу, а так же природу. Это становится возможным лишь тогда, когда
сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество»
войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Культуру российского народа, возможно, сравнить лишь со стволом могущественного дерева, корни которого образуют культуры народов России.
Богатые знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит
по своему происхождению, может стать важным моментом в его духовнонравственном развитии и воспитании.
Особенно значимой задачей нынешней школьного воспитания является формирование патриотических качеств детей, так как именно эти детские
годы являются сенситивными для приобщения к любви и уважению к Родине, а так же, что немало важно, взращивания в их сердцах и душах патриотизма.
Целенаправленная систематическая работа, учитывающая интересы
учащихся, которая подразумевает постепенное формирование любви к своей
Родине, называется патриотическим воспитанием.4
Под патриотическим воспитанием детей и подростков, понимается
постепенное и неуклонное формирование у них любви к своей Родине, своей
стране.
Патриотизм – это именно та черта характера человека, которая делает
его достойным гражданином своей страны, полноценной личностью. Школа
должна научить младших школьников гордиться своей Родиной и народом,
уважать их великую нелѐгкую историю. Многое даѐт школа: именно она нам
закладывает тот фундамент, на котором будет строиться наша дальнейшая
картина мира. Особенно, большие задачи ставятся перед внеурочной деятельностью: организация различных выставок, соревнований, посещение музеев, экскурсий, проведение памятных мероприятий, разговоры с ветеранами
и многое другое.
Отсутствие в образовательных школах общей объединяющей идеологии, активное вселение средств массовой информации мыслей о том, что наша страна стоит на неверном пути развития - всѐ это не могло не привести к
тому, что к концу ХХ века формирование патриотических качеств и чувств у
детей практически прекратило своѐ существование. Помимо этого, из-за отсутствия методической и педагогической литературы преподаватели не имеют возможности обучать детей патриотизму или давать какие - либо советы.
Ведь именно литература может дать понять, где «правда», а где «ложь», обратить учеников к Великой Отечественной истории, дать им самим понять
общемировую ценность и величие своей Родины.
Регулярное использование методической и педагогической литературы способно взрастить из совсем еще юных, не ориентирующихся детей в
гордых, благородных, убеждѐнных, любящих свою страну личностей, а самое
главное, готовых в любой момент подняться на еѐ защиту. Таких людей
обычно называют патриотами своей страны.
Вопросами теории и практики патриотического воспитания детей
младшего школьного возраста занимались такие мыслители как: В.И. Логи5
нова, Н. Николаева, Т.А. Ротанова, Т.Н. Бабаева, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях патриотическое воспитание младших школьников на занятиях факультатива
«Праздники, традиции и ремесла Народов России» будет эффективным.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия патриотического
воспитания младших школьников на занятиях факультатива «Праздники,
традиции и ремесла народов России».
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание младших
школьников будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
если на занятиях используются такие педагогические технологии, как интерактивные игры, пешеходные экскурсии, практические занятия в музеях;
если на занятиях факультатива осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход.
Задачи исследования:
1. Изучить патриотическое воспитание младших школьников как
психолого-педагогическую проблему;
2. Исследовать основные направления организации внеурочной работы по патриотическому воспитанию младших школьников;
3. Выявить особенности патриотического воспитания младших
школьников на занятиях факультатива «Праздники, традиции и ремесла народов России»;
4. Провести диагностику уровня патриотической воспитанности
младших школьников.6
Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались
следующие методы исследования: метод сбора информации, изучение психолого-педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта, педагогического эксперимента, педагогического эксперимента,
изучение продуктов деятельности учащихся, метод математической обработки результатов исследования, моделирование учебного процесса.
База исследования: МБОУ «Холоднянская СОШ», Прохоровского
района Белгородской области, 4 класс, факультатив «Праздники, традиции и
ремесла народов России».
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:
введение, две главы, заключение, список использованной литературы приложений.
Во введении раскрывается актуальность нашего исследования, проблема, цель, задачи, предмет, объект, методы и гипотеза.
В первой главе рассматривается патриотическое воспитание младших
школьников как психолого-педагогическая проблема, основные направления
организации внеурочной работы по патриотическому воспитанию младших
школьников, особенности патриотического воспитания младших школьников
на занятиях факультатива «Праздники, традиции и ремесла народов России».
Во второй главе дана первичная диагностика уровня патриотической
воспитанности младших школьников, содержание работы по патриотическому воспитанию младших школьников на занятиях факультатива «Праздники,
традиции и ремесла народов России».
Очень важной задачей нынешней школы является патриотическое
воспитание детей, так как именно эти годы являются лучшими для взращивания в сердцах и душах патриотизма.
Социально-экономическая ситуация постсоветского периода осветила
весьма острую проблему российского общества: многие люди растерялись и
оказались не способны адаптироваться к новым условиям. Результат этого -
апатия и равнодушие, попытка жить одним днем.
Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся
в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.
Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в
процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей
учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально
значимой деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание
патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности
к ее защите от врагов.
Школьникам целесообразно предлагать различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, театрализованные представления, мини-проекты, мини-спектакли, фотовыставки, выставки прикладного творчества.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача,
решение которой в школьном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и по50
ступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитания младших школьников может быть эффективным на занятиях факультатива «Праздники, традиции и ремесла народов
России». Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремѐсла народов России» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Задачи факультатива состоят в том, что бы познакомить каждого из
учащихся с праздниками, традициями и ремѐслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом. Так же факультатив воспитывает интерес и любовь к русской национальной культуре, народному
творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.
В работе факультатива необходимо использовать разнообразные виды
деятельности. Чем больше видов деятельности, тем продуктивнее занятие,
тем больше отдача. Можно просто ознакомиться с материалом и пересказать,
а можно быть активным участником ролевой игры или диспута.
Патриотическое воспитание является одним из основных компонентов
образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Опираясь на изученную нами методическую, психологическую и педагогическую литературу по проблеме патриотического воспитания младших
школьников, нами был проведен констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента – выявление уровня сформированности патриотических качеств младших школьников.
Экспериментальное исследование поводилось на базе МБОУ «Холоднянская СОШ» Прохоровского района Белгородской области. В эксперименте принимали участие 10 детей четвертого класса, посещающих факультатив
«Праздники, традиции и ремѐсла народов России».51
Нами были подобраны методики для диагностики уровня патриотической воспитанности младших школьников:
Методика «Патриотизм и как я его понимаю» (Д.В. Григорьев);
Методика «Незаконченный тезис» (М. В. Шакурова);
Анкета «Гражданственность и патриотизм» (Д. В. Григорьев).
Результаты проведенных нами методик дают возможность отследить,
насколько у учащихся сформирована гражданская позиция, ощущают ли они
себя патриотами своей страны, и на основе полученной информации спланировать тематические мероприятия.
Далее был проведен формирующий этап эксперимента.
Цель: обосновать систему педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания младших школьников на занятиях факультатива «Праздники, традиции и ремесла народов России».
На этом этапе, мы формировали патриотические качества младших
школьников соблюдении следующих педагогических условий гипотезы.
Первым условием было использование на занятиях факультатива таких педагогических технологии, как интерактивные игры, пешеходные экскурсии,
практические занятия в музеях. Второе условие - это использование на занятиях факультатива индивидуального и дифференцированного подхода.
Контрольный этап эксперимента даѐт возможность сравнить исходный уровень патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем этапе и уровень патриотического воспитания детей по завершению эксперимента.
1. Абросимова Г.Н. Патриотическое воспитание средствами крае-веде - туристической деятельности/ Г.Н.Абросимова. - М.: АРКТИ, 2000. - 300 с.
2. Азаров А.Я. Права человека/ А.Я. Азаров., Т.В. Болотина. - М.: ИПК МО, 2005. - 96 с.
3. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования/ В.Г.Алексеев. - М.: Просвещение, 2000. - 177 с.
4. Андреева В.Г. Социальная психология/ В.Г.Андреева.- М.: Сфера, 1998. - 420 с.
5. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека/ В.В. Антонов. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 95 с.
6. Антонов В.В. О гражданском воспитании в начальной школе/ В.В. Антонов. - М.: Начальная школа. - 2009. - № 12 - С. 89-92.
7. Аникина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников /Т.М. Аникина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспек¬тива, 2012. - 248 с.
8. Астахова Е.А. Изучение фольклора в средней школе. / Е.А. Аста¬хова - М. : Педагогика. - 2008. - 159 с.
9. Беликов В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследования /В.А Беликов. - Магнитогорск : МаГУ, 2001. - с. 69-73.
10. Бордовская Н.А. Педагогика: учебник / Н.А. Бордовская, А.И. Реан. - СПб. : Питер, 2011. - 304 с.
11. Борсук И.В. Воспитание терпимости: отечественный опыт и со-временные проблемы. / И.В. Борсук. - М.: Просвещение. 2005. - 23с.
12. Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. /Л.П. Буева. -М.: Мысль, 1978.- 154с.
13. Быков А. Патриотическое воспитание школьников ппи препода-вании дисциплин гуманитарного цикла. / А.Быков. - М.: Просвещение. 2005.
- № 10. - С. 2-6.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1998. - 264 с.
15. Ванслова Е.А. Музейная педагогика / Е.А. Ванслова - М.: Педаго¬гика, 2006.-№4-5.-С.7-13.
16. Воскресенская Н. Патриотическое образование/ Н.Воскресенская, И.Фрумин. - М.: АПК и ПРО, 2000. - 100 с.
17. Волоктин А.А. Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся : учеб. пособие / А.А. Волоктин. - М. : Дрофа, 2009. - 203 с.
18. Вульфсон Б.Л. Кризис воспитания. /Б.Л. Вульфзон. - М.: Педаго¬гика. 2006. - № 5. - С. 3-10.
19. Вырщиков А. Патриотизм на службе России. /А. Вырщиков. М.: Дрофа.- 2006. № 3 - С.7-12.
20. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. /А.Н. Вырщиков. М.: Педагогика, 1990. - 148с.
21. Гаврильчук А. Здоровый образ жизни, его принципы и состав-ляющее. /А. Гаврильчук. - М.: Просвещение.- 2001. - 231с.
22. Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в бу- дущее.т/О.С. Газман. - М.: Советская педагогика 2000. - № 6. - С. 38-44.
23. Галанин Ю. Ещё раз о патриотическом воспитании. /Ю. Галанин.
- М.: Основы Безопасности Жизни. 2001. - № 3. - С. 20-23.
24. Государственная программа «Патриотическое воспитание гра-ждан Российской Федерации на 2011—2015 гг.». М., 2010. — 10 с.
25. Дубинина H.H. Педагогические условия патриотического воспи-тания подростков в деятельности молождёжных образовательных центров / H.H. Дубинина. Петрозаводск, 2005. - 25с.
26. Дуничева О.Н. Воспитание подростков на принципах культуры мира в детском общественном объединении / О.Н. Дуничева. - М.: Просве-щение. 2005. - 322с.
27. Дуранов И.М. Педагогические условия формирования граждан-ской активности во внеклассной деятельности старшеклассников /И.М. Ду- раиов. Челябинск, 1991. - 186с.
28. Енин A.B. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков / A.B. Енин. М.: Просвещение. 1998.-228с.
29. Ерёмина В.Ю. Организационно-педагогические условия развития муниципальной образовательной системы / В.Ю. Ерёмина. М.: Дрофа. 2005. - 21с.
30. Ефремова Г. Народная культура и патриотическое воспитание школьников /Г. Ефремова. - М.: Просвещение. 2005. - № 8. -С. 17-18.
31. Ефремова Г.А. Патриотическое воспитание школьников / Г.А. Ефремова Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С.
32. Жиренко О.Е. Я - Гражданин России! Классные часы по граждан¬скому и патриотическому воспитанию. 1-4 классы / О. Е. Жиренко, Е. В. Ла¬пина, Т. В. Киселева. - М. : Педагогика, 2010. - 160 с.
33. Замостьянов А.А. Просвещение и патриотизм / А.А. Замостья- нов// Народное образование, 2002. № 4. С. 183-189.
34. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание школьников / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: Скрипторий, 2011. - 104 с.
35. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной шко¬ле / Н.А. Ивашкина. - М.: Начальная школа. — 2007. — № 7. — С.
29—33.
36. Касимова Т.А.Патриотическое воспитание школьников: Методи¬ческое Пособие/ Т.А. Касимова. М., Айрис-пресс, 2005. 64 с.
37. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интеграль-ной индивидуальности старшеклассников / Н.А.Кирилова. - М.: Просвеще-ние. - 2009. - 329 с.
38. Корнетов Г.Б. История педагогики: введение в курс «История об¬разования и педагогической мысли»/ Г.Б. Корнетов. - М.: Издательство УРАО, 2002. - 268 с.
39. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации/ Л.В.Крапивская. - М.: Просвещение, 1983. - 291 с.
40. Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев. - М.: Начальная школа. — 2002. — № 4. — С. 4—6.
41. Пашкович А. Дни воинской славы России. Информационные ма¬териалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях / А. Пашкович, Е. Шитов. - М. : Глобус, 2011. - 165 с.
42. Подласый И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - М.: Юрайт, 2012. - 576 с.
43. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина. — 2003. — № 5. — С. 17—18.
44. Степанищев А.Т. История Отечества - преподавание в школе/ А.Т.Степанищев. - М., 2001.
45. Сметана, В. В. Социальные организации. Структура, виды, орга¬низационная культура и организационный менеджмент: научно-популярный дайджест / В. В. Сметана. - М. : Современная экономика и право, 2010. - 296 с.
46. Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность/ Н.А. Соболева. - М.: Владос, 1999. - 126 с.
47. Соловьева Т.А. Знакомим дошкольников и младших школьников с Конвенцией о правах ребенка/ Т.А. Соловьева. - М.: АРКТИ, 2003. - 64 с.
48. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Мето-дическое пособие / Т.А. Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.
49. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М. : КноРус, 2010. - 752 с.
50. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание подростков / Н.Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М. : Сфера, 2011. - 224 с.
51. Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и националь¬
ное образование / А.А. Леонтьев //Начальная школа. 2002. № 4. С. 4-6.
52. Мазыкина Н.В. Равнение на победу: метод. рекомендации орга-низаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков / Н. В. Мазыкина, А.Л. Монахов. - М. : Просвещение, 2010. - 192 с.
53. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание школь-ников : методические рекомендации / М.Д. Маханева. - 2-е изд. доп. - М. : АРКТИ, 2010. - 172 с.
54. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : Оникс, 2011. - 736 с.
55. Орешкина Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / Т.А.Орешкина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 122 с.
56. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планировние, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград, Учитель, 2006 - 169 с.
57. Тюляева Т.И. Патриотическое образование в российской школе/ Т.И. Тюляева. - М.: АСТ Астрель, 2003. - 262 с.
58. Черноусова Ф.Н. Классные часы, беседы о нравственном и пат-риотическом воспитании/ Ф.Н.Черноусова, Е.А.Яковлева. - М. : Центр педа¬гогического образования, 2011. - 124 с.
59. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Л.Я. Гозмана., Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 328 с.
60. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. — 349 с.
61. Харланова Ю.В. Идеи патриотического воспитания в истории педагогической мысли // Образование в современной школе. — 2004. — № 4. — С. 52—62.
62. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. /П.М. Якобсон/, М., 1966, С. 82-113.