Введение 3
1 Теоретические и методологические основы военно-патриотического
воспитания школьников 6
1.1. Основные понятия военно-патриотического воспитания 6
1.2. Сущность и структура военно-патриотического воспитания
школьников 13
2 Особенности военно-патриотического воспитания школьников на
уроках географии 23
2.1 Формы и методы военно-патриотического воспитания школьников
на уроках географии 23
2.2 Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочной
деятельности 31
3 Исследование военно-патриотического воспитания школьников на
уроках географии 36
3.1 Опытно-экспериментальное исследование 36
3.2 Апробация серии уроков по географии с применением учебного
материала, способствующему военно-патриотическому воспитанию учащихся 43
4 Воспитание патриотизма на уроках географии с использованием
передовых педагогических технологий 53
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложение
Актуальность темы исследования заключается в том, что в последние годы в нашей стране произошли изменения, обостряющие социальную, экономическую и политическую обстановки, что привело к потере нравственных ориентиров у подрастающего поколения. На протяжении всей истории развития отечественного образования проблема патриотизма являлась предметом постоянного внимания. В условиях современной обстановки патриотическое воспитание обучающихся становится приоритетным направлением образовательной системы.
Воспитание гражданина-патриота - стратегическая цель школы. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Толерантность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого
достоинства и прав других, прощение, сострадание, милосердие,
сотрудничество.
В данный момент Россия активно включается в мировой сообщество. Роль и значение страны на мировом уровне растет. Появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину. Дети желают знать как можно больше о своей великой стране и своей малой Родине. Они с большим удовольствием знакомятся с героической историей страны, с памятниками архитектуры, с великими достижениями культуры и искусства, гордятся богатствами и необыкновенной красотой России.
Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Предмет географии, содержание учебной программы позволяет проводить патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время.
Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях образования на уроках географии.
Различные аспекты формирования гражданских и патриотических качеств личности школьника находим в работах А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, В.И. Лутовинова, А.Н. Тубельского и др. Так В.А.Сухомлинский считал, что необходимо развивать гражданские чувства, которые возвеличивают человека, утверждают в нем общественное сознание, честь, гордость. Он замечал, что у молодых людей следует развивать гражданское видение мира, что гражданские чувства являются главным источником моральной чистоты.
Цель исследования - изучить условия эффективной организации военно-патриотического воспитания школьников на уроках географии.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
- раскрыть основные понятия военно-патриотического воспитания;
- изучить сущность и структуру военно-патриотического воспитания школьников;
- рассмотреть формы и методы военно-патриотического воспитания школьников на уроках географии;
- охарактеризовать патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочной деятельности;
- провести исследование военно-патриотического воспитания школьников на уроках географии;
- показать воспитание патриотизма на уроках географии с использованием передовых педагогических технологий.
Объект исследования - военно-патриотическое воспитание школьников.
Предметом исследования процесс военно-патриотического воспитания школьников на уроках географии.
Теоретической и методологической основой исследования послужили Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, Инструкции Министерства образования РФ, теоретическая литература и статьи ученых- философов, социологов, психологов, педагогов, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.
В работе использовались различные методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; теоретико-методологический анализ состояния исследуемой проблемы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, тех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, так как без патриотического воспитания невозможно становления личности и, следовательно, развития общества. Личность развивается в ходе истории и культуры своего народа. Сегодня, не смотря на наличие официально утвержденных государственной концепции и федеральной программы патриотического воспитания, народных патриотических традиций, вопрос о возрождении патриотизма у российских граждан остается чрезвычайно важным.
В статье 2 Закона РФ «Об образовании» среди важнейших требований к образованию названа задача патриотического воспитания. Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. Патриотизм у молодежи занимает одно из самых последних мест в иерархии моральных ценностей.
В условиях преобразования всех сторон жизни общества, когда старые ценности и идеалы устарели, а новые ещё не сформированы, особенно возрастает роль географии в воспитании личности школьника. Перед нами стоит очень трудная задача показать великое прошлое и великое будущее России, ибо подъем экономики нашей страны ляжет на плечи нынешнего поколения молодёжи. Реализация задачи воспитания патриотизма зависит от личности учителя, отличающегося высокоразвитым гуманитарным, патриотическим мышлением, умеющего строить деловые, педагогически целесообразные отношения со школьниками, находить с ними общий язык. В методической стороне преподавания географии играет важную роль разнообразие способов изложения материала патриотической направленности.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и внедрение в практику преподавания инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые требуют новых форм работы на уроке. Особая роль отводится самому первому уроку. Например, в 8 классе начинается курс физической географии России - нашей Родины. На этом уроке благодатная почва для воспитания чувства любви и гордости за громадные просторы нашей Родины, за её богатства, за людей, живущих в ней. Проблема осознания отечественных пространств, пространственного разнообразия России всегда волновала русского человека. При знакомстве с границей России показываю необходимость её охраны, говорю о трудной службе пограничников. На этом уроке говорим о символике России, звучат слова «Родина», «дом», «держава», «Москва», «Кремль», «огромное количество ученых» и так далее.
Духовно-нравственному патриотическому воспитанию служат и такие темы уроков: «Уникальные объекты России», «Байкал - жемчужина России». На последнем из этих уроков учащиеся подбирают примеры, подтверждающие выражение, что Байкал - жемчужина России (самое глубоководное, самое чистое, самые большие запасы пресной воды, уникальные животные-эндемики, ценная рыба, баргузинский соболь).
Патриотические чувства, любовь к Родине у человека прежде всего связываются с родным краем, где он родился и живет.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений РФ отводит для изучения географии в 6 классе 35 часов из расчета одного учебного часа в неделю, а ещё один час в неделю перенесён в региональный компонент. Реализацию регионального компонента я осуществляю через краеведение.
Воспитание чувства патриотизма у школьников сегодня является особенно актуальными благодатным аспектом ещё и потому, что 2018 год - 73 года Победы в Великой Отечественной войне. Почти в каждый урок географии в 8-9 классах может служить этой цели. Например, изучаем в 8 классе озёра. Разве можно не сделать акцент на роли Ладожского озера как дороги жизни для блокадников Ленинграда. Изучаем моря - отмечаем города-герои Новороссийск, Санкт-Петербург, Мурманск. При изучении экономических районов в 9 классе знакомимся с городами. Особый упор - на города-герои, за что им присвоено это звание. На уроке использоать стихи, записи песен («На безымянной высоте», «У деревни Крюково, «Стоит в Волгограде берёзка»).
Представленная исследовательская работа предлагает программу обучения детей не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности.
При применении эффективных форм воспитания военно-патритического на уроках географии, процесс изучения предмета был более насыщенным и успешным. Учащимся хотелось как можно больше узнать об образовании и развитии компонентов географической среды, достопримечательностях России. Следовательно, учителю необходимо развивать чувство прекрасного в душе ребенка, учить ощущать гармонию, свое единство с природой.
На основе анализа проведенных работ, выявили ,что мало говорить правильные патриотические слова, нужно, чтобы они доходили до сознания учащихся. Учителю, необходимо овладеть мастерством проникновенного слова, использовать литературу, картины, музыку и другие средства эстетического воспитания, помогающие глубокому, чувственному восприятию изучаемого материала.
В целях осуществления патриотического воспитания учитель географии должен решать следующие задачи:
- показывать могущество нашей Родины - Российской Федерации, раскрывать разнообразие, красоту и богатства ее природы;
- освещать героическую историю страны, боевые подвиги народа в годы Великой Отечественной войны, знакомить с местами боевой славы;
- широко использовать краеведческий материал.
География, как предмет гуманитарного цикла, наряду с историей и литературой, играет важную роль в патриотическом воспитании учащихся.
В заключении хочется отметить, что патриотические взгляды формируются на основе глубоких и разносторонних знаний о своей стране, ее героическом прошлом и настоящем. Особенно большое значение имеет ознакомление школьников с природными особенностями нашей страны, а также того региона, где живут ребята. Эти знания дети приобретают именно на уроках географии, и поэтому так велико значение этой науки в патриотическом воспитании. Познав и полюбив свою Родину, сегодняшние школьники смогут сделать ее богаче и привлекательнее в будущем.
1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. -№53 (ч. 1). - Ст. 7598
2. О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон от
28.03.1998 №53-ФЗ (ред. от 07.03.2018, с изм. от 17.04.2018) // Собрание
законодательства РФ. - 30.03.1998. - №13. - Ст. 1475
3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» : постановление Правительства РФ от 30.12.2015 №1493 (ред. от 13.10.2017) // Собрание законодательства РФ. -
11.01.2016. - №2 (часть I). - Ст. 368
4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ
Президента РФ от 31.12.2015 №683 // Собрание законодательства РФ. -
04.01.2016. - №1 (часть II). - Ст. 212
5. Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан
Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах : Приказ Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.04.2010 N 16866) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - №18. -
03.05.2010.
6. Агапова И., Давыдова Н. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 231 с.
7. Алексеев А.И. География. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы; 10-11 классы (базовый уровень). - М.: Просвещение, 2010. - 389 с.
8. Алексейчева Е.Ю. Экономическая география и регионалистика: учебник
для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2016. - 376 с.
9. Алиева С. А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Махачкала, 2002. - 164 с.
10. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях. Дисс. . докт. пед. наук. - Якутск, 2002. - 351 с.
11. Антушева О.В. География России. Природа. Поурочные планы. 8 класс. - Волгоград: Учитель, 2004. - 329 с.
12. Багрянцева Е.А. Развитие мыслительно-аналитической деятельности обучающихся на уроках географии посредством активных методов // Социальная сеть работников образования. - 2014. - № 2. - С. 38
13. Балтаева С. В. Военно-патриотическое воспитание как фактор национальной безопасности в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2017. - №5.1. - С. 1-3.
14. Бачевский В. К вопросу о военно-патриотическом воспитании// Военные знания. - 2011. - №1. - С. 29-30.
15. Безбородов Н. Время патриотов возвращается: Беседа с зам. пред. ком. Гос. Думы РФ по обороне // Военное обозрение. - 2003. - № 1. - С. 2-5.
16. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». - М.: Республика, 2002. - 231 с.
17. Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. - Волгоград, 2004.
- 331 с.
18. Брагина З.В. Патриотизм в системе интересов современного человека // Наука, искусство, культура. - 2014. - №3. - С. 45
19. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПБ.: Каро, 2004. - 64 с.
20. Великогородская В.А. Педагогика: классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 224 с.
21. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. - М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. - 189 с.
22. Вырщиков А. Н., М. Б. Кусмарцев. Монография. «Патриотическое воспитание молодежи в современном Российском обществе». - М.: Проспект, 2006. - 321 с.
23. Вяземский Е.Е Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития российской системы образования // Воспитание школьников. - 2010. - №1. - С. 78.
24. Гайдамакина Л.Н. Патриотическое воспитание на уроках географии // Социальная сеть работников образования. - 2011. - № 11. - С. 50.
25. Голубчик М.М. Социально-экономическая география: учебник. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 419 с.
26. Денисова О.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока и дополнительного географического образования // Социальная сеть работников образования. - 2013. - № 8. - С. 38
27. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2000. - №8. - С. 15-16.
28. Железнова Л.Б. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 43 с.
29. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство. 9 класс. - М.: ВАКО, 2005. - 121 с.
30. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учебное пособие. - Шадринск. ШГПИ, 2004. - 321 с.
31. Кабернюк Т. П. Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочной деятельности // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 169-171.
32. Казьмин М.А. Ресурсы России и их использование /// География в школе. - 2012. - № 5. - С. 11-13
33. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В.
Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2003. - 289 с.
34. Калимолдаева А.К.Теоретические основы формирования патриотизма будущих специалистов в современных условиях: учебно-методическое пособие . - Алматы: КазНПУ им. Абая, 2009. - 72 с.
35. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. - М.: Айрис -пресс, 2005. - 209 с.
36. Колчин Д.В. Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников / Д.В. Колчин // Энциклопедия знаний. - 2013. - №3. - С. 7.
37. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). - 2002. - № 4. - С. 44-46.
38. Лукинова И. А. Россия и мир: значение патриотизма // Управление мегаполисом. - М.: Изд-во НИК «Контент-Пресс», 2013. - № 4. - С. 142-147.
39. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-мето-дическое пособие. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с.
40. Нарежнев А. Е. Монография. Система патриотического воспитания в сельской местности. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 184 с.
41. Нигматуллина А.А. Патриотическое воспитание школьников на уроках географии // Актуальные проблемы образования: теория и практика. - 2013. - № 3. - с. 23.
42. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе. -
Просвещение, 2003. - 165 с.
43. Проскурина Н.В. Роль географии в воспитании патриотизма и гражданственности // Вестник Воронежского государственного университета. - 2010. - №2. - С. 126.
44. Родионова И.А. Экономическая и социальная география мира в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 275 с.
45. Родионова И.А. Экономическая и социальная география мира в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 431 с.
46. Сдасюк Г.В. Об уроках практической географии // Известия российской академии наук. - 2014. - №5. - С. 146.
47. Сергеева В.П. Методика воспитательной работы: учебник.- М.: Академия, 2013. - 368 с.
48. Спицына Т. А., Веселов Д. В. Военно-патриотическое воспитание учащихся // Молодой ученый. - 2016. - №6.1. - С. 76-78.
49. Теньшова О. Н. Патриотическое воспитание подростков в клубных учреждениях Дальневосточного региона: личностно-деятельностный подход: личностно-деятельностный подход: диссертация... кандидата педагогических наук. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 211 с.
50. Чистяков С.Н. Содержание и организация военно-патриотической работы в муниципальных учреждениях дополнительного образования. Дисс. . канд. пед. наук. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 187 с.
51. Шилина О.А. Воспитание патриотизма в процессе изучения краеведческого материала на уроках георграфии // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. - Новосибирск: СибАК, 2010. - С. 1-5.
52. Щербакова В.К. Преподавание географии // География в школе. - 2012. - №8. - с. 16.
53. Шилина О.А.Воспитание патриотизма в процессе изучения краеведческого материала на уроках географии [Электронный ресурс]. - URL: http://sibac.info/11996 (дата обращения: 10.04.2018).