ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В
УСЛОВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 9
1.1. Понятие «ранний детский аутизм» 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ранним
детским аутизмом 16
1.3. Организационно-методические аспекты коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения 30
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ... 38
2.1. Организация экспериментальной работы по изучению особенностей
развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом 38
2.2. Анализ результатов изучения развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом 56
2.3. Система коррекционно-педагогического сопровождения детей
дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного
образовательного учреждения 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Актуальность исследования: В теории и практики специального образования особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания методов коррекционно - педагогического воздействия.
Все чаще в настоящее время приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями. Дети с особыми образовательными потребностями - это дети, которые нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Понятие «ранний детский аутизм» (РДА) в настоящее время рассматривается как разновидность тяжелого диссоциированного дизонтогенеза. Ранний детский аутизм проявляется в «уходе в себя», в свой внутренний мир, характер содержания и наполненность его зависят от возраста ребенка, уровня интеллектуального развития, и конечно от особенностей заболевания. Для раннего детского аутизма характерно нарушение эмоционально - волевой сферы, снижение способности к коммуникации, задержка и нарушение развития речи, также стереотипность поведения. Эти психические нарушения влияют на возможность адекватного восприятия окружающего мира такими детьми. Возникают трудности с их воспитанием, обучением, образованием.
В настоящее время по данным Министерства образования Российской Федерации, ранний детский аутизм (РДА) обнаруживается в 4 - 26 случаях из 10000, что составляет 0,04 - 0,26% от общей детской популяции. В связи с этим, достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации детей с аутизмом.
Синдром раннего детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Описания подобных состояний, объяснение причин развития раннего детского аутизма, методик коррекционной помощи таким детям представлены в трудах российских ученых: К.С. Лебединской, С.С. Мнухина, О.С. Никольской, В.М. Башина, Е.Р. Баенская и др.
Ранний детский аутизм (РДА) в настоящее время все чаще рассматривается как психолого - педагогическая проблема. Научные исследования В.М. Башиной, К.С. Лебединской, О.С. Никольской, В.В. Лебединского, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинга и др. показывают, что это особый тип нарушения психического развития, возникающего на основе биологической дефицитарности нервной системы ребенка. По международной классификации детский аутизм относится к первазивным нарушениям, охватывающим все стороны психического развития ребенка.
Коррекционно - педагогическое сопровождение в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский,).
Из отечественных подходов к коррекции раннего детского аутизма наиболее известна предложенная К.С. Лебединской и О.С. Никольской методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции основанная на представлении о раннем аутизме, прежде всего как об аффективном расстройстве.
Данный дефект изучался многими учеными, которые рассматривали данное нарушение с разных позиций. Известнейшими учеными, занимающимися данной проблемой были: Л. Каннер, Г. Аспергер, С.С. Мнухин, Л. Уинг, Э. Орниц, К. Джиллберг и другие.
Недостаточное осознавание проблемы воспитания детей с ранним детским аутизмом, вся важность коррекционно - педагогического сопровождения для таких детей, понимание причин возникновения данного расстройства, роль родителей для воспитания детей, с ранним детским аутизмом, недостаточное количество и распространенность методик коррекционного воздействия, позволили определить нам актуальность данной проблемы и сформулировать тему исследования.
Несмотря на то, что идея коррекционно - педагогического сопровождения детей активно обсуждается, на практике мы сталкиваемся с огромным дефицитом материалов направленных на работу с такими детьми, на активную деятельность в решении поставленных общепедагогических и коррекционных задач для активного включения этих детей в социум.
Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, обусловили выбор темы настоящего исследования: «Коррекционно-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения».
Следовательно, по рассматриваемой нами теме имеется разнообразие исследований, методических разработок авторов, однако, в педагогической практике недостаточно целенаправленно и систематично ведётся работа в данном направлении.
Это позволяет нам выявить следующее противоречие:
1) между имеющимися научно - методическими разработками по изучению дошкольников с ранним детским аутизмом и реализацией их в коррекционно - педагогической практике.
Проблема исследования: оптимизация организации и содержания коррекционно - педагогического сопровождения по развитию дошкольников с ранним детским аутизмом.
Цель исследования: определить основные направления, содержание и организацию коррекционно - педагогического сопровождения дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: особенности психологического развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом.
Предмет исследования: организационно - содержательные аспекты коррекционно - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования:
1. Речевые и психологические особенности дошкольников с ранним детским аутизмом, обуславливают необходимость организации специальной системы психолого - педагогического сопровождения, построенной с учетом их специфических особенностей.
2. При организации коррекционно - педагогического сопровождения дошкольников с ранним детским аутизмом необходимо учитывать следующие условия:
1) Формирование образовательного маршрута дошкольника с РДА должно базироваться на результатах предварительной углубленной диагностики.
2) Выраженная специфика эмоциональной сферы требует специальной организации занятий по развитию коммуникативной сферы.
В соответствии с выдвинутой целью исследования были
определены следующие задачи:
1) на основе анализа психолого - педагогической литературы
обосновать проблему исследования;
2) организовать экспериментальную работу по изучению особенностей развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом;
3) разработать коррекционно - педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом.
Теоретико-методологическая основа исследования: составили
работы Ф. Аппе, Л.С. Выготского, В.М. Башиной, К. Гилберта, В.Е. Кагана, В.В. Лебединского, И.И. Мамайчук, О.С. Никольской, Л.Г. Нуриевой, Т. Питерса, П. Сатмари, L. Kanner, N. Asperger, L. Wing, M. Rutter и др.
Научная новизна исследования:
1. Проведено изучение и получены данные об особенностях психического развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом.
2. Предложены рекомендации по организации коррекционно- педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическая значимость исследования: полученные в процессе исследования факты позволили расширить представления об особенностях развития дошкольников с ранним детским аутизмом.
Практическая значимость исследования: предложены рекомендации по коррекционно-педагогическому сопровождению дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы по теме исследования;
2) эмпирические: наблюдение, анализ продуктов деятельности детей;
3) количественный и качественный анализ данных.
База проведения исследования: МДОУ № 22 п. Северный, МДОУ № 32 «Икринка» с. Стрелецкое и МДОУ комбинированного вида № 21 п. Северный.
Этапы проведения исследования:
1. На первом этапе (2016 - 2017 гг.) изучалась и анализировалась научная литература по педагогике, психологии, психолингвистике, логопедии формировалась основная идея исследования, определялась гипотеза, задачи и методы исследования.
2. На втором этапе (2017 - 2018 гг.) проводился констатирующий эксперимент и анализировались его результаты. Было разработано коррекционно-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Дошкольники с ранним детским аутизмом имеют нарушения в: познавательном и речевом развитии, что требует разработки и внедрения специально организованной системы их коррекционно - педагогического сопровождения.
2. Эффективность коррекционно - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения будет обеспечиваться при следующих условиях:
1) реализация комплексного подхода к развитию детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом;
2) осуществление коррекционно - педагогического сопровождения
детей дошкольного возраста должно осуществляться на основе результатов первичной комплексной диагностики в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на III Международной научно - практической конференции «Современные проблемы коррекционного образования, логопедии, педагогики и психологической помощи» (г. Луганск, 23 - 24 марта 2017 г.); Международной научно - практической конференции
«Педагогические и психологические технологии в условиях модернизации образования» (Самара, 23 сентября 2017 г.); Международной научно - практической конференции «Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании» (г. Уфа, 15 декабря 2017 г.).
Таким образом, анализ научно - методических источников, представленных в первой главе, указывает на то, что ранним детским аутизмом - это нарушение психического развития, которое проявляется на первых трех годах жизни и является следствием нарушения функционирования головного мозга. Существуют различные виды аутизма: ранний детский аутизм (синдром Каннера), синдром Аспергера, атипичный детский аутизм, синдром Ретта, другое дезинтегративное расстройство детского возраста.
Дошкольники с ранним детским аутизмом имеют такие особенности психолого - педагогического развития, как снижение способности к
установлению эмоционального контакта; предельное, «экстремальное» одиночество; трудности в коммуникативном и социальном развитии; трудности установления глазного контакта; трудности взаимодействия взглядом, мимикой, жестами, интонацией; стереотипность поведения; речь носит характер штампованности, «попугайнсоти», «фонографичности»; непрекращающиеся миграции и манипуляции предметами; агрессивное поведение; патологические влечения, компенсаторные фантазии; полевое поведении.
Дошкольники с ранним детским аутизмом имеют такие особенности психического развития, как избирательность в развитии памяти; склонность к запоминанию только аффективно значимых событий и предметов; недостаточное развитие логической памяти; мутизм, эхолалии; большое количество слов - штампов, фраз - штампов; отсутствие обращения в речи; позднее появление в речи местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (речь о себе во втором и третьем лице); автономность речи; «регистрирующее» мышление; фрагментарность картины мира (схватывает информацию кусками); трудности активной переработки информации; визуальное мышление преобладает над вербально - логическим; трудности целенаправленности и произвольности внимания; зрительное внимание избирательное и очень кратковременное; внимание неустойчивое; не сформированность слухового восприятия; воображение имеет характер патологического фантазирования.
Нами была проведена экспериментальная работа по изучению особенностей познавательного, речевого развития и коммуникативной сферы дошкольников с ранним детским аутизмом.
У дошкольников с ранним детским аутизмом выявлены в основном низкий, ниже среднего и средний уровни сформированности познавательного, речевого развития и коммуникативной сферы. Дети испытывали трудности в неадекватных действиях с предметами, нецеленаправленное действие с предметами, дети входили в контакт избирательно, при контакте глаз присутствовал «толчкообразный» взгляд, дискомфорт при вступлении а контакт с другими людьми, избирательный контакт с внешним миром, в речи большое количество речевых стереотипов и эхолалий, «речевые штампы», при вступлении в контакт в первый раз проявляют негативную реакцию, в играх присутствовала цикличность, бегающий взгляд при помощи взрослого.
Проведя диагностику познавательного, речевого развития и коммуникативной сферы дошкольников с ранним детским аутизмом и проанализировав её результаты, мы решили, что для детей данной группы необходимо организовать систему коррекционно - педагогического сопровождения по формированию познавательного, речевого развития и коммуникативной сферы дошкольников с ранним детским аутизмом в совокупности с развитием всех сторон речи, а также развитием высших психических функций.
Следуя из этого, нами была разработано коррекционно - педагогическое сопровождение по формированию познавательного, речевого развития и коммуникативной сферы дошкольников с ранним детским аутизмом в условиях дошкольного образовательного учреждения. За основу разработки данного сопровождения мы взяли методические разработки Е.Р. Баенской, И.И. Кулешовой, О.С. Никольской, С. Эстербрука и др.
В разработанном коррекционно - педагогическом сопровождении представлены направления работы: воспитание интереса к окружающему миру, потребность в общении, расширение круга увлечений; формировании коммуникативных умений и навыков; формирование сенсорного развития; формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания; развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка; развитие и корректирование детско - родительских отношений; повышение двигательной активности ребенка; стимулирование звуковой и речевой активности.
Коррекционно - педагогическое сопровождение было выстроено в соответствии с условиями: формирование образовательного маршрута дошкольника с РДА должно базироваться на результатах предварительной углубленной диагностики; выраженная специфика эмоциональной сферы требует специальной организации занятий по развитию коммуникативной сферы.
В соответствии с вышесказанным, сделаем вывод, что предложенное нами коррекционно - педагогическое сопровождение позволят педагогам в условиях дошкольного образовательного учреждения правильно организовать работу по формированию познавательного, речевого развития и коммуникативной сферы дошкольников с ранним детским аутизмом.
1. Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе. [Текст] / Под. Ред. С.А.Морозова. - М.: СигналЪ, 2003. - 124с.
2. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2012. - 288 с.
3. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. [Текст] /Ф. Аппе - М.: Теревинф, 2006. - 216 с.
4. Аршатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста
с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа
специалистов и родителей [Текст] / О. С. Аршатская // Дефектология, 2005, №3, - С. 27 - 30.
5. Баенская, Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. [Текст] Методическое пособие для педагогов, психологов, врачей / Е. Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М. : Экзамен, 2004. - 128 с.
6. Башина, В.М. Аутизм в детстве. [Текст] / В.М. Башина - М.: Медицина, 1999. - 240 с.
7. Башина, В. М. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом [Текст] / В. М. Башина. - М.: Научный Центр Психического Здоровья РАМН, 2000.
8. Бобров, А. Е. Синдром Аспергера : ретроспективный анализ динамики состояния больных [Текст] / А. Е. Бобров, В. М. Сомова // Доктор.ру. - 2011. - № 4 (63). - С. 47-51
9. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. [Текст] / Н.А. Бернштейн - М.: Медицина, 1966. -349с.
10. Брин, И. Л. Клинико-неврологические особенности атипичного аутизма и подходы к терапии в детском возрасте [Текст] / И. Л. Брин. - М.: Владос, 2002.
11. Веденина, М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I /М.Ю. Веденина// Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 31 - 40.
12. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: кн. для педагогов-дефектологов [Текст] / К. Гилберг, Т. Питерс; [пер. с англ. О. В. Деряевой]. - М.: Владос, 2005. - 144 с.
13. Гусева, И.Е. Анализ истории развития аутичного ребенка / И.Е. Гусева // Дефектология. - 2011. - № 1. - С. 65 - 72.
14. Дробинская, А.О. Синдром раннего детского аутизма / А.О. Дробинская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 6. - С. 43 - 46.
15. Иванов, Е. С. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие [Текст] / Е. С. Иванов. - СПб.: Дидактика плюс, 2004.
16. Каган В. Е., Исаев Д. Н. Диагностика и лечение аутизма [Электронный ресурс]/ В. Е. Каган, Д. Н. Исаев. - Режим доступа. - http://www.autism.ru/read.asp?id=65&vol=0
17. Карвасарская, Е.Е. Осознанный аутизм, или мне не хватает свободы. [Текст] /Е.Е. Карвасарская - Москва.: Генезис, 2010 г., 400с.
18. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: сборник научно-практических материалов VIII Международной научно-практической конференции / отв. редактор Е.А. Черенёва; [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015.
19. Костин, И. А. Поведенческий подход к коррекции детского аутизма: основные понятия / И. А. Костин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 1. - С. 54 - 60.
20. Кулешова, И.И. Психолого - педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии [Текст] / И.И. Кулешова// Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 150 - 155
21. Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом [Текст] / Н. Б. Лаврентьева //Дефектология. - 2003. - №2. - С. 14 - 19.
22. Лаврентьева, Н. Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников [Текст] /Н.Б. Лаврентьева // Дефектология. - 2008. - № 4 - С. 52 - 63.
23. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления [Текст] / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
24. Лебедински, В.В. Нарушения психического развития у детей : учеб. пособие. [Текст] / В.В. Лебедински - М.: Московского университета, 1985. - 167 с.
25. Лебединская, К. С. Ранний детский аутизм [Текст] / К. С. Лебединская // Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. - М.: НИИ дефектологии РАО, 1992. - 125 с.
26. Максимова, Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. [Текст] /Е.В. Максимова - М.: Диалог - МИФИ, 2008. - 288 с.
27. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
28. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. [Текст] / Е.М. Мастюкова - М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
29. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах: пособие для учителя-дефектолога/ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. - 2007 - 228с.
30. Морозов, С. А. Детский аутизм и основы его коррекции [Текст] / С. А. Морозов. - М.: Академия, 2000.
31. Никольская, О. С. Основные положения концепции специального федерального государственного стандарта начального образования детей с аутизмом / О. С. Никольская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - № 3. - C. 3 -14.
32. Никольская, О. С. Проблемы обучения аутичных детей / О. С. Никольская // Дефектология. - 1995. - № 2. - С. 8 - 18.
33. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг - М.: Теревинф, 2000. - 336 с.
34. Никольская, О.С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская //Детский аутизм: пути понимания и помощи.-2014.- №19. - С. 17-23.
35. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. [Текст] / Л.Г. Нуриева - М.: Теревинф, 2016. -106 с.
36. Образование детей с нарушениями развития аутистического спектра : сб. норматив.-правовых материалов [Текст] / сост.: Л. М. Беткер, А. Б. Григорян. - Ханты Мансийск: РИО ИРО, 2011. - 76 с. 20.
37. Общие расстройства психологического характера [Электронный ресурс] / Международная классификация болезней 10-й пересмотр. - Электрон. дан. - М., 2012 - 2014 - Режим доступа: Ййр://мкб-10.рф/бе1зк1у- tserebralnyy-paralich/, свободный.
38. Павалаки, И.Ф. Проблемы обучения детей с ранним детским
аутизмом [Текст] / И.Ф. Павалаки // Проблемы личностно-ориентированного образования: культурологический, психолого - педагогический,
технологический аспекты: материалы Международной научно -
практической конференции. 29 марта 2013 года. - Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2013. - С. 261-263.
39. Питерс, Т. Аутизм. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию [Текст] / Т. Питерс. - М.: Владос, 2012. - 237 с. 25.
40. Психолого - педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога [Текст] / под ред. Л. М. Шипициной. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 528 с. 22.
41. Ранний детский аутизм [Текст] / под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. - М.: Теревинф, 2005. - 370с.
42. Рябова, А.Л. Из опыта работы с аутичным ребенком [Текст] / А.Л. Рябова // Логопед в детском саду. - 2014. - № 2.- С. 51-56.
43. Сандберг, М.Л. Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуальногоплана вмешательства VB-MAPP. [Текст] / М.Л. Сандберг - М.: Медиал, 2014.-275 с.
44. Сатмари П. Дети с Аутизмом. [Текст] /П. Сатмари - СПб.: Питер,
2005. - 224 с.
45. Синдром Ретта (обзор литературы и описание клинического случая) [Текст] / К. Ю. Мухин [и др.] // Русский журнал детской неврологии. - 2010.
- №2. - С. 43 - 52
46. Симашкова Н.В. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение: Клинические рекомендации (протокол лечения). [Текст] / Н.В. Симашкова, Е.В. Макушкин - Российское общество психиатров, 2015 - 78с.
47. Составление адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. пособие [Электронный ресурс] [Текст] / сост. А. В. Цветкова; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. инт развития образования. - Сыктывкар: КРИРО, 2015. - 86 с.
48. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; Под ред. Е. А. Стребелевой. - M.: Академия, 2002. - 312 с.
49. Чуприкова, А.П. Расстройства спектра аутизма. Медицинская и психолого-педагогическая помощь. [Текст] / А.П. Чуприкова, А.М. Хворова
- Львов: Мс., 2013. -272 с.
50. Эстербрук С. Эффективные методы диагностики, обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями [Текст] / С. Эстербрук, Р. Эстербрук // Развитие личности. - 2013. - № 3. - С. 152 - 163.
51. Янушко Е.А., Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. [Текст] /Е.А. Янушко - М.: Теревинф, 2004.
52. Я и мой день. Книга для аутичных детей. [Текст] / Под. ред С.А. Морозова. - М.: Теревинф, 2008. - 223с.
53. Skinner B.F. Verbal behavior. / B.F. Skinner - NY: Appleton-Century- Crofts, 1957. - 247 с.
54. Hobson R.P. Beyond cognition: the theory of autism. In G. Dawson (ed) Autism: nature. Diagnosis and treatment. - N.Y.: Guilford press, 1989.-P. 22-48.
55. Hermelin B. Coding and the sense modalities. // in Early childhood autism. / Wing L (ed). - Oxford.: Pergamon Press, 1976. - P. 135-168.
56. P.Howlin, An overview of Social behavior in autism.// In E. Schopler, G.Mesibov (Eds), Social behavior in autism. - N.Y.: Plenum Press, -pp. 103-131.
57. Kanner L., Autistic disturbance of affective contact. // Nerrvouse Child. - 1943. -V.2. -P. 217-250.
58. Wing L. Early Childhood Autism. - 2 ed. - Oxford: Pergamon Press, 1976 -342pp.