Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования языкового портфолио в обучении английскому языку 7
1.1 История появления и развития «языкового портфолио» 7
1.2 Цели и задачи использования языкового портфолио 9
1.3 Языковое портфолио как средство развития навыков рефлексии на уроках
английского языка 13
1.4 Важность рефлексивного подхода в обучении и развитии мотивации 17
Выводы к главе 1 20
Глава 2 Практическое использование языкового портфолио на занятиях по английскому языку 22
2.1 Методика работы с языковым портфолио на уроке английского языка в
начальной школе 22
2.2 Исследование эффективности использования языкового портфолио как
средства рефлексивного овладения иностранным языком 29
Выводы к главе 2 34
Заключение 36
Библиографический список 41
Приложение
Современные стандарты образования диктуют новые правила в преподавании и изучении иностранных языков. Всем известно, что передовые образовательные технологии ориентированы сегодня в первую очередь на самостоятельную учебную деятельность учащегося.
Самостоятельная деятельность включает в себя не только сам процесс изучения чего-то нового, но и осознанное целеполагание, мотивацию, а также рефлексию или оценку собственной учебной деятельности. Слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности - одна из причин отставания школьников в учении. Отсутствие навыков самооценивания является, также, препятствием в формировании у них способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в современном быстроменяющемся мире.
В условиях стандартизации образования, перед учителями английского языка стоят следующие задачи:
1) Усилить практическую ориентацию и инструментальную
направленность образования: достижения оптимального сочетания
фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.
2) Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.
3) Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни.
4) Развить навык самостоятельной работы учащихся.
5) Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
6) Продолжить работу с одаренными детьми,
7) Развить у обучающихся навык рефлексии.
Однако, многие теоретики и учителя-практики убеждены, что еще рано делать вывод о том, что рефлексивные виды деятельности активно применяются учителем и учащимися на уроке. Вместо этого применяется традиционное закрепление или обобщение полученных знаний.
В связи со сложившейся ситуацией мы предприняли попытку доказать, что метод языкового портфолио послужил бы одним из способов для решения данной проблемы, т.к. использование его в учебном процессе ведёт к осознанному и эффективному включению механизмов рефлексии обучающихся.
Актуальность данной работы заключается в том, что запросы современного общества вынуждают систему образования реформироваться, а, следовательно, изменяется процесс обучения. Возникают новые формы обучения, контроля и самоконтроля учащихся. Одним из таких методов является языковое портфолио, которое позволяет оценить способности учеников выполнять задания, самостоятельно находить информацию и получать необходимые знания, решать проблемы, а так же, мотивировать учащихся к изучению иностранных языков.
Объектом исследования является метод языкового портфолио как средства рефлексии.
Предметом исследования являются особенности использования метода языкового портфолио как средства рефлексии в процессе обучения
английскому языку у детей начальной школы.
Цель исследования: выявить эффективность метода языкового
портфолио в обучении иностранному языку, как средства рефлексии у учащихся начальной школы.
Для достижения данной цели в ходе исследования ставились следующие задачи:
1) изучить научную литературу по материалам исследования;
2) дать определение языковому портфолио, рассмотреть его виды;
3) дать определение понятию «рефлексия»;
4) выявить, каким образом использование портфолио влияет на рефлексию учащихся;
5) изучить методические разработки по теме исследования, опыт педагогов и рекомендации;
6) обработать полученные результаты и дать интерпретацию нашего исследования.
Степень теоретической разработанности проблемы. Теоретические вопросы, связанные с использованием языкового портфолио рассматриваются в работах: А.Г. Ковалева, П.И. Пидкасистого, Полат Е.С., Сафоновой В.В., Гальсковой Н.Д., Солововой Е.Н. С.С. Кашлев, П.В. Новиков, С.С. Татарченкова, И.С. Ладенко, М.М. Бахтин, В.С. Библер, И.Н. Семенов, С.В. Алексеев и др.
Методы исследования. В дипломной работе применяются такие общенаучные методы исследования, как анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез, анкетирование и некоторые другие.
Практическая значимость исследования состоит в разработке языкового портфолио, как эффективного средства рефлексии, которое может быть использовано учителями начальных классов на уроках английского языка.
База исследования: МОУ СОШ №4 г. Комсомольск-на-Амуре.
В ходе анализа методической литературы по теме исследования мы подробно изучили понятие языковое портфолио, раскрыли это понятие, определили его целевую направленность, его функции и возможности, а так-же, его роль в рамках учебного процесса, заключающуюся в эффективном средстве рефлексии и мотивации к изучению английского языка.
Языковое портфолио - эффективная методика, придающая осознанность, управляемость и целенаправленность процессу обучения. Это технология проведения рефлексии текущей учебной работы ученика. А так-же, принимая непосредственное участие в планировании учебного процесса и оценке результатов собственной деятельности, дети помогают педагогу лучше спланировать процесс обучения [19].
Целью языкового портфолио является развитие автономии обучаемого, обогащение его межкультурных знаний, повышение языковой компетенции и предоставление возможности записывать свои достижения и опыт в изучении и использовании иностранных языков.
Языковое портфолио выполняет три функции: образовательную,
социальную и педагогическую.
Применение методики языкового портфолио, помогает развитию навыков рефлексии. В словаре Азимова данному явлению дано следующее определение: рефлексия - это размышление, самонаблюдение, желание понимать собственные чувства и поступки; в психологии - осознание индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению [1, с. 247].
Рефлексии в педагогическом процессе присущи определенные функции, реализация которых делает рефлексию эффективным компонентом всех этапов образовательного процесса: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная и коррекционная.
Мы полагаем, что мотивационная функция наиболее важна при работе с языковым портфолио. Формирование мотивации — это "воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника".
Мотивационная сфера личности является комплексным и сложным образованием, где центральную роль играют два понятия - мотив как осознанная потребность и мотивация как процесс действия мотива. Так как в мотив включен компонент осознания, это неразрывно связывает его с рефлексией. И значит, показывает, что она является внутренним компонентом мотивации. Следовательно, рефлексия непосредственно является частью мотивации.
Приступая к практической части нашего исследования, знакомство с языковым портфолио вводилось в учебный процесс постепенно. Мы следовали определенным этапам, что помогло без усилий начать работу по его заполнению. Мы считаем, что данная работа очень важна для детей, поскольку:
1) маленькому ребенку важно осознание успеха - причем такого успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках;
2) младшие школьники могут самостоятельно оценить свою деятельность, а не получить отметку, получают первые навыки анализа и самоанализа;
3) языковое портфолио помогает маленькому школьнику увидеть смысл в том, что он делает, и развивать свою ответственность;
4) обучающиеся могут самостоятельно планировать свою деятельность;
5) систематизируя свои достижения, обучающиеся учатся самостоятельно и автономно, как это прописано в ФГОС не только начальной школы;
6) школьники могут показать свои знания и достижения не только на уроках иностранного языка, но и где они используют язык в жизни (реклама, мультфильмы, песни, интернет, отдых)
7) работа с языковым портфолио развивает все психические процессы детей - восприятие, мышление, внимание, память и воображение.
За время прохождения педагогической практики нам удалось внедрить языковое портфолио в учебный процесс учащихся 4В класса МОУ СОШ №4. Предложенное нами портфолио не только является «папкой достижений», а также нацелено на выработку умения оценивать свои успехи в процессе обучения английскому языку. Во время нашей работы мы выявили, что данная деятельность носит в себе мотивационный характер среди школьников. Следуя нашим инструкциям, школьники смогли создать папку достижений, что способствовало повышению собственной значимости ученика и отражало его успехи: грамоты, информация об участии в языковых конкурсах и пр.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей начал вырабатываться навык рефлексии через внедрение языкового портфолио в обучение иностранному языку. Это явно прослеживалось через заполнение страниц самооценки «Now I can!». Данное задание помогло ученикам узнать свой уровень владения иностранным языком на данный момент и способствовало дальнейшей мотивации повышения своих навыков.
Анализируя все полученные результаты и проведя беседу с учениками были сделаны следующие выводы:
1. Система портфолио должна предусматривать не одну только демонстрацию конечных результатов, но, главным образом, быть помощником в изучении английского языка.
2. Портфолио позволяет обеспечивать учащихся возможностью самостоятельно ставить задачи, выбирать пути их решения, вести тренировочную работу, тестировать свои навыки, анализировать результаты, делать работу над ошибками, формулировать теоретические положения.
3. Учащиеся получают возможность создавать свою справочную копилку, а также копилку своих творческих работ, лексического, идиоматического страноведческого материала.
4. Система языкового портфолио демонстрирует не только конечные успехи учеников, но и их работу в ходе освоения определенной темы или за определенный период времени, что позволяет учителю корректировать планирование работы на уроках и во внеурочной работе.
5. Технология опыта портфолио, которое создают учащиеся муниципального общеобразовательного учреждения, представляет собой сочетание разных типов портфолио:
- папка достижений, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи: грамоты, информация об участии в языковых конкурсах;
- рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, листы оценки и самооценки собственной деятельности, работы, созданные учащимися, сравнение с работами одноклассников, самооценка своей деятельности по ведению портфолио в письменной форме;
- мотивационное портфолио, которое повышает интерес к изучению иностранного языка [23];
6. Эффективность использования языкового портфолио в обучении иностранному языку очевидна.
В нашем исследовании мы пришли к выводу, что языковое портфолио реализует инновационный подход в учебном процессе, который можно применять для самостоятельной работы учащегося, что позволит обеспечить развитие продуктивной учебной деятельности. Так же, оно позволяет учителю конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать и анализировать учебный процесс совместно с учениками, исходя из самооценки учащихся, их потребностей и мотиваций, корректировать содержания обучения, находить индивидуальный подход к учащимся. Таким образом, мы доказали, что метод языкового портфолио является одним из способов рефлексии т.к. использование его в учебном процессе ведёт к осознанному и эффективному включению механизмов рефлексии учащихся.