Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты функционирования малого предпринимательства 9
1.1. Сущность, закономерности, характерные черты малого предпринимательства 9
1.2. Исторические тенденции и этапы зарождения малого предпринимательства в России и за рубежом 18
1.3. Факторы и условия функционирования малого предпринимательства в национальной экономике 37
Глава 2. Анализ развития малого предпринимательства в Российской Федерации 46
2.1. Анализ показателей эффективности развития малого предпринимательства России 46
2.2. Особенности налогообложения малого предпринимательства в Российской Федерации 56
2.3. Современные аспекты государственного регулирования и поддержки
малого предпринимательства 69
Глава 3. Рекомендации и направления повышения уровня развития малого предпринимательства в Российской Федерации 81
3.1. Проблемы развития малого предпринимательства в экономической
нестабильности 81
3.2. Перспективные направления развития малого предпринимательства в
России 89
3.3. Направления совершенствования уровня развития малого предпринимательства 97
Заключение 103
Список использованных источников 107
Приложения 120
Актуальность исследования. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в условиях экономической нестабильности растет роль и значимость малого предпринимательства. Предприятия малого бизнеса являются более гибкими и динамичными в условиях рынка и конкуренции. В экономически развитых странах удельный вес малого предпринимательства в экономике до-вольно значительный и государство всячески стимулирует и способствует его развитию, так как это положительно влияет на экономический рост, научно-технический прогресс, насыщают рынок необходимыми товарами и услугами, способствует занятости населения, т.е. решает ряд актуальных экономических и социальных вопросов.
Однако, несмотря на важность малого предпринимательства, динамика развития данного сектора в России выглядит неудовлетворительной. Основная доля малого бизнеса приходится на сферу торговли - 31%, далее идут операции с недвижимостью, промышленное производство и строительство. Остальные отрасли не превышают 2%. Это свидетельствует о том, что в настоящее время в России малый бизнес не выполняет основных функций по диверсификации производства и внедрению эффективных инновационных проектов, а лишь вы-ступает посредником между производителем и потребителем.
Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Таким образом, если крупный бизнес - это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства - это мышцы, живая ткань хозяйственного организма.
В этой связи проблема исследования закономерностей и тенденций раз-вития малого предпринимательства представляется важной и актуальной.
Степень изученности проблемы. Наличие трудов, связанных с проблематикой малого предпринимательства, показали, что в последнее время резко возросла активность исследования его проблем в связи с осознанием того факта, что данный сектор экономики в России не выполняет в полном объеме тех функций, которые характерны для него в развитых странах с рыночной экономикой.
Значительное влияние на понимание природы малого предпринимательства оказали работы И.А. Ляшевича, М.Г. Лапусты, Г.Н. Франовской, Ф.Ф. Хамидуллина, А.Н. Асаул, Н.П. Любушина, С.С. Морковиной, Н.В. Рамазановой, О.А. Сарычевой, С.В. Теребовой, А.В. Толмачева, А.Н. Черникова, О.В. Чкаловой.
Необходимость дальнейшего изучения закономерностей развития малого предпринимательства в России связана с отсутствием научно - обоснованной специфики развития малого предпринимательства в новых экономических условиях. Далее можем определить цель и задачи нашего исследования.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в изучении закономерностей и тенденций развития малого предпринимательства в РФ.
Реализация цели исследования предполагает постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
1) Изучить сущность, закономерности и исторические тенденции развития малого предпринимательства;
2) Рассмотреть факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в национальной экономике;
3) Оценить современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в РФ;
4) Разработать направления совершенствования уровня развития ма-лого предпринимательства.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются предприятия малого бизнеса в Российской Федерации. Предметом исследования являются закономерности и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Методологическая основа и методы исследования. Методологической основой исследования послужил инструментарий экономической теории, теории статистики и экономике малого предпринимательства.
При проведении исследования был использован ряд методов научного познания: методы сравнительного анализа, аналитический, статистических группировок, графических построений, а также синтеза, обобщения и научной абстракции.
Источники получения информации и статистических данных. Ин-формационную базу исследования составили федеральные нормативно - правовые акты, справочные и аналитические материала ученых и экспертных сообществ, консалтинговых компаний и исследовательских центров, Фондов поддержки малого предпринимательства, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы государственной статики, а также литература по вы-бранной теме.
Научная новизна работы подтверждается следующими научными результатами исследования:
- на основе исследования теоретико - методологических аспектов функционирования малого предпринимательства выявлена сущность и исторические тенденции, как в России, так и за рубежом, а также факторы и условия функционирования малого предпринимательств;
- в результате анализа динамики показателей эффективности развития малого предпринимательства России выявлены основные проблемы, тормозящие его развитие;
- выделены современные аспекты государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства;
- внесены предложения по повышению эффективности уровня развития малого предпринимательства в России.
Практическая и теоретическая значимость состоит в обосновании и разработке конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы в практической деятельности, направленной на развитие малого предпринимательства в России. Результаты исследования целесообразно использовать органами власти при разработке программы поддержки малого предпринимательства.
Апробация результатов исследования. Теоретические положения и практические результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры, а так же на международных научно - практических конференциях, в том числе на: Международной научно-практической конференции, «Актуальные проблемы развития экономических, финансовых и кредитных систем», посвященной Дню финансиста в России; Международной научно-практической конференции «Формирование социально-экономических систем территорий России в контексте трансформации международных отношений», посвященной 20-летию Института экономики НИУ «БелГУ»; Вестник СНО-2017 Сборник студенческих научных работ Выпуск ХХ1.
Структура и объем работы определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка основных использованных источников и приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, оценивается степень разработанности проблемы, определяются цели и задачи работы, формулируется объект и предмет исследования, характеризуется новизна и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Теоретико-методологические аспекты функционирования малого предпринимательства» изучена сущность малого предпринимательства, его основные закономерности и исторические тенденции. Рассмотрены факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства.
Во второй главе «Анализ развития малого предпринимательства в Российской Федерации проведен анализ показателей эффективности развития малого предпринимательства в России за 2012-2016 года. Также рассмотрены особенности налогообложения малого предпринимательства. Выделены современные аспекты государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства.
В третьей главе «Рекомендации и направления повышения уровня развития малого предпринимательства в РФ» исследованы проблемы и перспективные направления развития малого предпринимательства в современных экономических условиях, а так же предложены направления совершенствования уровня развития малого предпринимательства.
Заключение включает в себя выводы и предложения, в которых сформулированы основные теоретические и практические результаты исследования теоретико - методического и прикладного характера.
В данной выпускной квалификационной работе были изучены закономерности и тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Рассмотрены сущность и характерные черты малого предпринимательства, выявлены исторические тенденции и этапы зарождения малого предпринимательства, факторы и условия развития малого предпринимательства. Проанализированы основные показатели эффективности развития малого предпринимательства в России. Особое внимание было уделено особенностям налогообложения в отношении малого предпринимательства в РФ. Выявлены проблемы развития малого предпринимательства в экономической нестабильности, а также направления совершенствования уровня развития малого предпринимательства.
Поскольку малый бизнес оказывает непосредственное влияние на вектор развития российской экономики, следовательно, в данной работе было уделено особое внимание таким проблемам как: финансирование и кредитование, административные барьеры при входе на рынок, нестабильность налогообложения.
Таким образом, на основе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Рассмотрев сущность, закономерности и характерные черты малого предпринимательства, мы можем сделать вывод, что сферами деятельности малого предпринимательства являются мелкосерийное или индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство, общественное питание, здравоохранение и т.д. Рассмотрев различные научные работы, мы пони-маем, что малое предпринимательство - это сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику.
Изучив развитие малого предпринимательства в России и за рубежом, можно обозначить два комплекса причин, способствующих появлению, сохранению, воспроизводству, а также интенсивному развитию малого предпринимательства:
1. экономическая необходимость, усиленная закономерностями развития НТР объективно требует синтеза крупного, среднего и малого производства;
2. социальные причины, сгруппированные главным образом вокруг проблемы занятости.
Малые предприятия развиваются под воздействием как внутренних, так и внешних факторов (экономические, правовые, политические, финансовые, организационные). Управление этими факторами определяет эффективность бизнеса.
Анализ показателей эффективности развития малого предпринимательства показал, что с 1 августа 2016 года по 10 февраля 2017 года наблюдалось увеличение числа субъектов МСП на 401 тыс. 517 хозяйствующих субъектов(7,3%). Более 30% предприятий в 2016 г. занято в сфере оптовой и розничной торговли.
Несмотря на меры государственной политики в области поддержки малого бизнеса, которые направлены на увеличение доли малого предпринимательства в ВВП России до уровня развитых европейских стран (до 50% к 2020 г.), за исследуемый период(2013-2016 гг.) данный показатель имеет тенденцию снижения.
В 2016 г. рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) равнялась 5,4%, что в 1,5 раза больше, чем в 2013 г. Для повышения рентабельности реализуемой продукции можно уменьшить ее себестоимость и наращивать объемы продаж.
Рассмотрев особенности налогообложения малого предпринимательства, можно выделить следующее. Основным режимом налогообложения, применяемым субъектами малого бизнеса, является упрощенная система налогообложения, предусмотренная гл. 26.2 НК РФ.
Налоговая нагрузка на малые предприятия в три раза меньше средней на-грузки по отраслям экономики - 9,9%, это существенный фактор, влияющий на развитие малого бизнеса. К малым предприятиям применяются такие налоговые режимы, как: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения.
Проводя оценку представленных механизмов реализации современной государственной политики в отношении малого бизнеса можно сказать, что наиболее активно используется субсидирование на развитие бизнеса. Правительство Российской Федерации поддерживает за счет субсидий из федерального бюджета реализацию приоритетных мероприятий региональных программ, устанавливая требования к содержанию, порядку предоставления и условиям оказания поддержки (Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства), при этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Минэкономразвития России.
Среди основных проблем, тормозящих развитие малого бизнеса, необходимо отметить - проблемы, связанные с финансированием и кредитованием; нестабильность налогообложения; административные барьеры; недостаток единой инфраструктуры; недостаток квалифицированного персонала.
Итак, для устранения административных ограничений для развития малого бизнеса, целесообразно сократить и четко регламентировать проверки предприятий, проводимые различными ведомствами. Наиболее действенными мерами по устранению административных барьеров, по нашему мнению являются: снижение предъявляемых требований, где это возможно; разработка четких и упорядоченных процедур и алгоритмов взаимодействия бизнеса с административными и контролирующими структурами; переход от разрешительного порядка регистрации к уведомительному; сокращение числа лицензируемых видов деятельности.
Целесообразно выделение грантов и субсидий, если предприятия, получившие помощь, не могут в полной мере развиваться, обремененные выплатами налогов. Это будет способствовать решению и проблемы наличия в стране не-формального «теневого» бизнеса. Наиболее распространено неформальное предпринимательство в розничной торговле и бытовых услугах населению, численность занятых на таких предприятиях, в среднем, не превышает 10 чело-век. То есть это потенциальные субъекты малого предпринимательства, которые могли бы зарегистрироваться и платить налоги в местный бюджет.
Для концентрации финансовых средств создать систему гарантий (поручительств), увеличить объем микрофинансирования и микрокредитования, создать с использованием государственного имущества современных элементов инфраструктуры - бизнес-инкубаторов малого бизнеса, научных и инновационных парков, оказание поддержки малым предприятиям в решении финансово-имущественных проблем, связанных с арендой недвижимости.
Все перечисленные выше выводы необходимо учитывать для успешного развития предприятия. Стабильное функционирование экономики любого государства в современном мире невозможно без развития и укрепления деятельности субъектов малого предпринимательства. Для нормального функционирования рыночных механизмов развитие малого бизнеса является ключевым на-правлением экономической политики государства. Соответственно, главной за-дачей политики органов государственной и исполнительной власти является создание необходимых для этого условий.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]: по сост. на 21.07.2014 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:федер. закон: от 30 нояб. 1994 г. N 51-ФЗ: в редот 23 мая 2015 г// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Ин-форм. банк «Версия Проф».
3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс]: федер. закон: от 08 авг. 2001 г. № 129-ФЗ: по сост. на 31.01.2016 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: по сост. на 29.12.2015 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5. О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 05 июня 2015 г. № 287 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
6. О налогах и сборах [Электронный ресурс]: федер. закон: от 13 марта 2006 г. № 39-ФЗ: в ред. от 06 апр. 2015 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: от24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: в ред. от 28 дек. 2013 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
8. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование [Электронный ресурс]: федер. закон: от 03 июля 2016 г. № 243-ФЗ: в ред. от 14 нояб. 2017 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
9. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодек¬са Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Фе-дерации [Электронный ресурс]: федер. закон: от 02 апр. 2014 г. № 52-ФЗ: в ред. от 03 июля 2016 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
10. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон: от 29 нояб. 2014 г. № 382-ФЗ: (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
11. О мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской области от 15 мая 2017 г. №162-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион.вып. Белгородская область».
12. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст]: Постановление Правительства РФ от09.02.2013 № 101// Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 13.
13. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Рос-сийской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р: в ред. от 08.12.2016 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
14. Аликаева, М. В. Современные тенденции в развитии малого предпринимательства [Текст] / М. В. Аликаева, М. Б. Ксанаева // Российское предпринимательство. - 2013. - № 4 (226). - С. 26-32.
15. Арустамян, Е.С. Малый бизнес в России и зарубежом [Текст] / Е.С. Арустамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.- 2013. - № 7. - С. 101-108.
16. Арустамян, Е.С. Перспективы развития малого предпринимательства в РФ [Текст] / Е.С. Арустамян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 2. - С. 87-90.
17. Асаул, А.Н. Проблемы и тенденции развития малого предпринимательства на региональном уровне [Текст]: учеб.пособие / А.Н. Асаул, И.В. Денисова // Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. - СПб.: Питер, 2013. - 280с.
18. Аскерова, С.Т. Реализация потенциала внешней торговли как условие повышения конкурентоспособности экономики [Текст] / С.Т. Аскерова // Журнал экономической теории. - 2014. - № 3. - С. 189-193.
19. Борзенков, Р. Занятость населения в контексте государственной поддержки малого бизнеса [Текст] / Р. Борзенков // Общество и экономика. -
2012. - № 10. - С. 124-143.
20. Букреев, А.М. Экономический механизм антикризисного управления предприятием [Текст]: учеб.пособие / А.М. Букреев. - Воронеж: Научная книга, - 2009. - 232 с.
21. Васильева, А.С. Особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области в современных условиях [Текст] / А.С. Васильева // Современные технологии управления. - 2015. - № 3(51). - С. 16-22.
22. Васильева, А.С. Современные особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области [Текст] / А.С. Васильева, П.А. Васильев // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - № 22. - С. 23¬30.
23. Вдовенко, А.А. Проблемы развития малого бизнеса в России [Текст] / А.А. Вдовенко // Вопросы экономики и права. - 2013. - № 2. - С. 74¬77.
24. Волкова, И. А. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России [Текст] / И.А. Волкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 4. - С. 6-10.
25. Высоцкая, Т.Р. Антикризисные меры поддержки малого предпринимательства [Текст] / Т.Р. Высоцкая // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2016. - № 4 (26). - С. 117- 120.
26. Высоцкая, Т.Р. К вопросу применения МСФО предприятиями малого и среднего бизнеса в России [Текст] / // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2016. - № 3(25). - С. 59-62.
27. Глебова, И.С. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства [Текст] : учебное пособие / И.С. Глебова, Р.Р. Садыртдинов. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова- Ленина, 2008. - 326 с.
28. Дадаханова, Р.Р. Современное состояние малого предпринимательства в России [Текст] / Р.Р. Дадаханова // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 35-36.
29. Иванов, В.В. Международные программы поддержки малого и среднего бизнеса [Текст] / В.В. Иванов, Ю.С. Штурбабина // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 10. - С. 76-79.
30. Иманшапиева, М.М. Системы налогообложения субъектов малого бизнеса: опыт индустриальных стран и возможности его использования в условиях РФ [Текст] / М.М. Иманшапиева, Х.М. Мусаева // Налоги и налогообложение. - 2013. - № 12. - С. 906-917.
31. Инструменты анализа инновационной деятельности малого предпринимательства в России [Текст] / И.М. Бортник [и др.] // Инновации. -2013. - № 3. - С. 26-38.
32. Иншакова, Е.И. Взаимодействие институтов развития наноиндустрии в макроэкономическом и мегаэкономическом масштабе [Текст] / Е.И. Иншакова, О.В. Иншаков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2012. - № 1 (20). - С. 268-277.
33. Иншакова, Е.И. Международное инновационное сотрудничество россии как фактор интеграции в инновационные мегасети [Текст] / Е.И. Иншакова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2013. - № 2 (23). - С. 288-291.
34. Ковалева, Л.И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса со вступлением России в ВТО [Текст] / Л.И. Ковалева, Н.В. Пономарева // Налоговая политика и практика. - 2013. - № 9-1 (129). - С. 38-43.
35. Кожанчиков, О.И. Классификация режимов налогообложения, при-меняемых налогоплательщиками [Текст] / О.И. Кожанчиков // Налоги. Федеральный научно-практический журнал. - 2013. - №1. - с. 2-6.
36. Конева, О.В. Воздействие малого бизнеса на развитие сферы услуг: теоретический аспект [Текст] / О.В. Конева // Инновационное развитие эконо-мики. - 2012. - № 6. - С. 34-37.
37. Костюченко, А.Г. Государственные и корпоративные закупки как инструмент поддержки и развития субъектов малого предпринимательства [Текст] / А.Г. Костюченко // Бизнес, Менеджмент и Право. - 2015. - № 1. - С. 128-131.
38. Кравченко, Н.А. Партнерские взаимодействия как фактор конкурентоспособности малого инновационного бизнеса [Текст] : эмпирическое исследование / Н.А. Кравченко, С.А. Кузнецова, А.Т. Юсупова // Инновации. -2013.- № 2. - С. 62-67.
39. Основные направления развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса [Текст] : материалы V междунар. науч. Конф., Москва, июнь 2017 г. / под общ.ред. С.В. Кривошеева. - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 123-127.
40. Курочкина, А.А. Повышение конкурентоспособности малого бизнеса как фактор обеспечения устойчивости регионального развития [Текст] / А.А. Курочкина, Т.С. Хныкина // Экономика и управление : рос.науч. журн. - 2013. - № 1. - С. 46-50.
41. Кушлин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / В.И. Кушлин. - М.: РАГС, 2010. - 834 с.
42. Лапуста, М.Г. Предпринимательство [Текст] : учебник / М.Г. Лапуста. - М.: Феникс, 2012. - 349 с.
43. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство [Текст] : учебник / М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 685 с.
44. Лапуста, М.Г. Предпринимательство [Текст] : учебник по управленческим дисциплинам / М.Г. Лапуста. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 608 с.
45. Любушин, Н.П. Анализ развития малого бизнеса в современных условиях [Текст] / Н.П. Любушин, Е.С. Ионова // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 32. - С. 2-13.
46. Ляшевич, И.А. Правовые проблемы регулирования малого и сред-него бизнеса в России на современном этапе [Текст] / И.А. Ляшевич // Журнал российского права. - 2015. - №11. - С.7-11.
47. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015 [Текст] :Стат.сб. / Росстат. - M., 2015. - 96 с.
48. Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и обозримое будущее. [Текст] // под ред. Е. Г. Ясина. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2011. - 220с.
49. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика [Текст] : Учебное пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 349 с.
50. Малый бизнес, условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ: отчет по результатам общероссийского исследования [Электронный ресурс] / Опора России - ВЦИОМ. - Режим доступа : http://opora.ru/upload/iblock/bb7/bb70e60.pdf
51. Международные экономические отношения [Текст] : учебник / под ред. Б.М. Смитиенко. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 528 с.
52. Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст] : учебник / Б.З. Мильнер. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 810 с.
53. Мильнер, Б. О государственной системе поддержки малого бизнеса [Текст] / Б. Мильнер, Т. Орлова // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 5. - С. 23-34.
54. Министерство экономического развития Российской Федерации - [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru.
55. Мировая экономика [Текст]: учеб.пособие для вузов / под ред. И.П. Николаевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити, 2012. - 400 с.
56. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст] : учеб.для вузов / под ред. Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова, Л.Е. Стровского - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 289 с.
57. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст]: учеб.для вузов / под ред. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева; Моск. гос. ин¬т междунар. отношений (ун-т) МИД РФ.- Изд. с обновлениями. - М.: Магистр,
2010. - 656 с.
58. Морковина, С.С. Методический подход к обоснованию форм поддержки экспортно ориентированных предприятий [Текст] / С.С. Морковина, Е.А. Панявина, С.В. Будкова // Экономический анализ: теория и практика. -
2015. - № 10. - С. 16-25.
59. Москвичев, А.А. Комментарий к Федеральному закону от 29.06.2015 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Текст] / А.А. Москвичев // Нормативные акты для бухгалтера. - 2015. - № 17. - С. 74 - 75.
60. Новиков, И.А. Исследование институциональных рамок интернационализации малых предприятий [Текст] / И.А. Новиков // Экономика и управление : рос.науч. журн.. - 2014. - № 2. - С. 28-34.
61. Носкова, Е.В. Организация маркетинговых исследований при выведении российского товара на зарубежный рынок: методология и опыт [Текст] / Е.В. Носкова, И.М. Романова // Практический маркетинг. - 2014. - № 2. - С. 3¬9.
62. Организация предпринимательской деятельности [Текст]: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Проспект, 2014. - 544 с.
63. Панюкова, В.В. Интернационализация торговли как фактор развития торгового маркетинга в России [Текст] / В.В. Панюкова // Управленческие науки в современной России. - 2014. - № 2. - С. 74-78.
64. Перечнева, И. Анализ инвестиционной активности бизнеса [Текст] / И. Перечнева // Эксперт-Урал. - 2012. - №48. - С. 22-23.
65. Подлеснова, А.Ю. Международный факторинг - эффективный инструмент стимулирования внешнеторговой деятельности малых и средних предприятий [Текст] / А.Ю. Подлеснова // Финансы и кредит. - 2012. - № 14. - С. 66-72.
66. Пономарева, Н.В. Особенности бухгалтерского учета малых сельскохозяйственных организаций // Международные научные исследования. -
2016. - № 2 (27). - С. 76-79.
67. Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] : учеб-ник / Е.Ф. Прокушев. - 8-е изд. - М.: Дашков и К, 2011. - 500 с.
68. Рамазанова, Н.В. Роль малого предпринимательства в условиях глобализации экономики [Текст] / Н.В. Рамазанова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 74-1 - С. 428-436.
69. Романенко, Е.В. Особенности институционально-эволюционного взаимодействия государства и малого предпринимательства [Текст] / Е.В. Романенко // Международный научно- исследовательский журнал. - 2013. - № 8¬3. - С. 51-63.
70. Российский статистический ежегодник. 2015: статистический сбор-ник - [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1135087342078.
71. Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций - [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа:
http: //www.exiar.ru/.
72. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса - [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа: http://www.siora.ru.
73. Рыжова, Е. Госзакупки для малого бизнеса: реалии и перспективы [Текст] / Е. Рыжова // Рынок ценных бумаг. - 2013. - № 1. - С. 36-38.
74. Савин, К.Н. Экономические процессы в мировом хозяйстве: введение в экономический анализ [Текст] : учеб.пособие / К.Н. Савин, Е.В. Нижегородов. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 300 с.
75. Самарина, В.П. Экономика организации [Текст]: учеб.пособие / В.П. Самарина, Г.В. Черезов, Э.А. Карпов. - Москва: КноРус, 2014. - 319 с.
76. Сарычева, О.А. Проблемы и пути совершенствования налогообложения малого бизнеса [Текст] / О.А. Сарычева, А.В. Плахов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - №2. - С. 236-238.
77. Сулименко, О.В. Трансформация форм международного движения государственного капитала [Текст] / О.В. Сулименко // Экономические науки. -
2014. - № 4 (113). - С. 139-142.
78. Теребова, С.В. Состояние и особенности развития малого бизнеса в России [Текст] / С.В. Теребова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2017. - Т. 10. - № 1. - С. 178-199.
79. Титов, В.И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб.пособие / В.И. Титов. - Москва:КноРус,2011.- 352 с.
80. Толмачев, А.В. Проблемы функционирования малого и среднего регионального бизнеса АПК [Текст] / А.В., Толмачев, А.А. Тубалец // Вестник университета (Государственный университет управления). - №19. - М: ГУУ. 2011. - С. 223-226.
81. Тубалец, А.А. Экономические проблемы развития и государственного регулирования малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве (по материалам Краснодарского края) [Текст] : диссертация...кандидата экономических наук: 08.00.05 / А.А. Тубалец / Российский государственный аграрный заочный университет. Краснодар, 2014. - 170 с.
82. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ: отчет по результатам общероссийского исследования [Электронный ресурс] / Опора России - ВЦИОМ. - Режим доступа: http://opora.ru/upload/iblock/bb7/bb70e6016dce9a8c8d93f0787fd0cd79.pdf.
83. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа:http://www.gks.ru.
84. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства - [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа:http://smb.gov.ru.
85. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru.
86. Франовская, Г.Н. Мировые тенденции развития малого предпринимательства [Текст] / Г.Н. Франовская // Современная экономика: проблемы и решения. - 2010. - № 3 (3). - С. 53-63.
87. Хамидуллин Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса [Текст] / Ф.Ф. Хамидуллин // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2006. - № 3. - С. 19-21.
88. Хмелев, И.Б. Мировая экономика [Текст]: Учебно-методический комплекс / И.Б. Хмелев - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 360 с.
89. Цединов, О.А. Роль малого бизнеса в формировании предпринимательской среды: автореф. дис. ... канд. эконом.наук / О.А. Цединов, Ставрополь, 2003, - С. 8-9.
90. Черников, А.Н. Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития [Текст] / А.Н. Черников // Российское предпринимательство. - 2013. - № 23. - С.11-17.
91. Чкалова, О.В. Управление развитием малого бизнеса на региональном уровне: организационно-экономический аспект [Текст] / О.В. Чкалова, Д.Р. Хайруллина // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 21. - С. 11-18.
92. Чкалова, О.В. Классификация внемагазинных форм торговли [Текст] / О.В. Чкалова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 43-51.
93. Шепелев, С. Государственная поддержка малого предприниматель¬
ства за рубежом [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2010- Режим доступа к журн.:
http: //j urnal. org/articles/2008/ekon46. html.
94. Шеховцов, А.О. Влияние государственной поддержки на сектор малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации [Текст] / А.О. Шеховцов // Красный север. - 2013. - № 14. - С. 9-14.
95. Шишкин, С.Н. Рецензия на монографию «Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение» [Текст] / С.Н. Шишкин // Предпринимательское право. - 2014. - № 1. - С. 76 - 77.
96. Шмелев, В.В. Международные экономические организации и борьба за демократизацию международных экономических отношений [Текст] / В.В. Шмелев // Финансы. - 2014. - № 8. - С. 9-14.
97. Шохин, С.О. Правовое обеспечение государственно-частного партнерства с участием малого и среднего бизнеса [Текст] / С.О. Шохин // Юридический мир. - 2013. - № 12. - С. 40 -43.
98. Экономика предприятия (фирмы) [Текст] : учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Проспект, 2013. - 328 с.
99. Экономика организации [Текст] : учебное пособие / под ред. В.П. Самариной, Г.В. Черезова, Э.А. Карпова. - Москва.: КноРус, 2014. - 319 с.
100. Эксперт РА Рейтинговое агентство [Электронный ресурс] : [офиц. сайт]. - Инвестиционный климат регионов. - М., 2017. - Режим доступа: http://raexpert.ru
101. Bhatti, M. A. Internationalization factors and entrepreneurial perception: indication from Yemen SME'S [Текст] / M. A. Bhatti, D. M. Kumar // Far East Jour-nal of Psychology and Business. - 2012. - Vol. 6, Issue 1. - Р. 1-21.
102. Cantillon, R. Essaisur la nature du commerce en general [Текст] / R. Cantillon // N.Y.: A.M. Kelley. - 1964.
103. Chadee, D. Institutional environment, innovation capacity and firm per-formance in Russia [Текст] / D. Chadee, B. Roxas // Critical Perspectives on Interna-tional Business. - 2013 - Vol. 9, Issue 1/2. - P. 19-39.
104. Covin, J. G. International entrepreneurial orientation: Conceptual con-siderations, research themes, measurement issues, and future research directions [Текст] / J. G. Covin, D. Miller // Entrepreneurship Theory and Practice. - 2014. - Vol. 38, Issue 1. - P. 11-44.
105. Doing Business in Russian Federation - World Bank Group [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://
www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia/
106. The European Bank for Reconstruction and Development (EBRD) - [Электронный ресурс]: [офиц. сайт].- Режим доступа: http://www.ebrd.com/home