Введение 3
Глава 1. Электронные средства повышения конкурентоспособности товаров и услуг: теоретический аспект 6
1.1. Понятие конкурентоспособности организаций и товаров,
критерии оценки 6
1.2. Электронная коммерция как средство повышения
конкурентоспособности товаров и услуг 13
1.3. Применение инструментов Интернет-маркетинга для
продвижения товаров и услуг 18
Глава 2. Практическое использование Интернет-маркетинга: зарубежный опыт 24
2.1 Анализ и тенденции рынка Интернет-маркетинга на мировой арене 24
2.2. Развитие рынка Интернет-маркетинга в странах Евросоюза
2.3. Современное положение Интернет-маркетинга в России и его
перспективы 34
Глава 3. Повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг посредством интернет-маркетинга 44
3.1. Продвижение товаров и услуг посредством Интернет-
маркетинга (на примере ООО «Мета») 44
3.2. Разработка стратегии продвижения товаров и услуг в
Интернете 49
Заключение 56
Список использованных источников 60
Приложение
Эффективность Интернета делает его очень популярным в нынешнее время. Похожей по охвату аудитории является только телевидение, но цены на данный вид рекламы являются одними из самых максимальных. Постепенно Интернет вытесняет и этот маркетинговый канал. Сегмент интернет-рекламы появился относительно недавно, но с каждым годом увеличивается количество компаний, которые обращаются к нему. Крупные зарубежные организации уже давно сориентировались и стремительно развивают интернет-канал распространения информации для увеличения своей аудитории. На данный момент, отечественные компании не используют всех возможностей Интернет-маркетинга, что является ощутимой проблемой в развитии маркетинга отечественных товаров и услуг.
Интернет-продвижение товаров и услуг - отличное дополнение к классическим видам маркетинговых инструментов. Несмотря на свою молодость, оно активно стремится стать главным инструментом связей с общественностью. Быстро сориентировавшись, крупные иностранные организации уже развернули в сети масштабные кампании. К сожалению, российские предприниматели еще не до конца осознали эффективность новой площадки. Примером этому может служить малый бизнес. Этот сектор пока что недостаточно задействован, но его использование для продвижения товаров и услуг позволяет не только снизить бюджет на рекламный контент, но и вывести бизнес на новый уровень.
На данный момент глобализация экономики привела не только к популярности Интернета во всех сферах деятельности предприятия, но и способствовала появлению известных на сегодняшний день программных систем коммуникации. Использование инструментов сети сегодня - это неотъемная часть не только жизни обычного человека, но и бизнеса, который стремится достичь успеха.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена увеличением значимости Интернет-маркетинга для бизнеса, предприятия, работающих на отечественном и мировых рынках, а также постоянным ростом доли информационных технологий и, как результат, увеличение конкурентоспособности продукции организации.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение возможностей повышения конкурентоспособности товаров и услуг посредством Интернет-маркетинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить электронные средства повышения конкурентоспособности товаров и услуг
- проанализировать опыт практического использования Интернет- маркетинга на мировой арене
- разработать стратегию повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг посредством интернет-маркетинга
Объектом исследования является ООО «Мета».
Предмет исследования повышение конкурентоспособности товаров и услуг посредством Интернет-маркетинга.
Теоретико-методологические основу исследования составили системный подход, приемы и средства статистического, экономического и логического анализа. Для теоретической части были использованы труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Т. Бокарев, Жан-Жак Ламбен, В.В. Дергачева, А.В. Мартова, М.В. Макарова, И.В. Успенский, В. Холмогоров и т.д.
Эмпирической основой исследования послужили статистические данные и аналитические ресурсы за период 2006-2017 гг., а также материалы с сервисов предоставляющих аналитические данные зарубежных стран и данных социальных сетей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования, в деятельности организаций нуждающихся в продвижении их товаров и услуг в Интернет-среде.
Структура и логика работы обусловлена поставленной целью и задачами выпускной квалификационной работы. Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе изучены понятие конкурентоспособности организаций и товаров, критерии оценки, электронная коммерция как средство повышения конкурентоспособности товаров и услуг, инструменты Интернет- маркетинга для продвижения товаров и услуг.
Вторая глава раскрывает анализ и тенденции рынка Интернет- маркетинга на мировой арене, развитие рынка Интернет-маркетинга в странах Евросоюза, современное положение Интернет-маркетинга в России.
В третьей главе рассматривается продвижение товаров и услуг посредством Интернет-маркетинга (на примере ООО «Мета») и разрабатывается стратегия продвижения товаров и услуг в Интернете.
Интернет-продвижение товаров и услуг - отличное дополнение к классическим видам маркетинговых инструментов. Несмотря на свою молодость, оно активно стремится стать главным инструментом связей с общественностью. Быстро сориентировавшись, крупные иностранные организации уже развернули в сети масштабные кампании. К сожалению, российские предприниматели еще не до конца осознали эффективность новой площадки. Примером этому может служить малый бизнес, в котором пока что не особо задействованы эти инструменты, но использование Интернет-маркетинга для продвижения товаров и услуг позволяет не только снизить бюджет на рекламный контент, но и вывести бизнес на новый уровень. Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется увеличением значимости Интернет-маркетинга для бизнеса, предприятий, работающих на отечественном и мировых рынках, а также постоянным ростом доли информационных технологий и, как результат, увеличением конкурентоспособности продукции организации.
В качестве цели выпускной квалификационной работы было выбрано изучение возможностей повышения конкурентоспособности товаров и услуг посредством Интернет-маркетинга. Для достижения поставленной цели был решен ряд задач.
Во-первых, изучены электронные средства повышения конкурентоспособности товаров и услуг. конкурентоспособность организации с точки зрения маркетинга, рассматривается как понимание нужд потребительского рынка; анализ тенденций окружающей среды; возможность создавать товар с таким качеством, который бы предпочел потребитель. В условиях конкурентной борьбы цены на рынке определены рыночным спросом. Исходя из этого, повышение уровня качества продукции диктует повышение спроса на нее и увеличение прибыли не только благодаря объему продаж, но также за счет увеличения цены на товар более высокого качества. В результате повышение конкурентоспособности организации - это повышение качества товара (услуги), индивидуальные показатели которые характеризуют такие свойства товаров (услуг) как надежность, полезность, технологичность и эстетичность.
В свою очередь электронная коммерция является важным фактором при рассмотрении таких понятий как конкуренция и конкурентоспособности, а инструменты электронного маркетинга является средствами Интернет- маркетинга. В современных условиях эта сфера развивается довольно быстрыми темпами, а сама практика развития ресурсов интернет говорит о том, что на данный момент существует обширный инструментарий, который можно использовать, дабы повысить конкурентоспособность товаров и услуг. И таких возможностей предостаточно для достижения максимального эффекта при продвижении своего товара или услуги.
Сфера Интернет-маркетинга действительно обширна и прогресс не стоит на месте и с каждым годом количество инструментов и возможностей, с помощью которых можно увеличить количество потенциальных клиентов и сделать свой бренд, товары или услуги более узнаваемыми, становится больше.
Во-вторых, был проанализирован опыт практического использования Интернет-маркетинга на мировой арене. Без своевременной аналитики невозможно результативное взаимодействие между рекламным агентством и компанией заказчиком. Систему контроля продвижения невозможно составить без специальных инструментов анализа и сопоставления данных. Результативность функционирования этих инструментов нужно фиксировать и измерять при помощи таких сервисов как Яндекс Метрика, Google Analytics и других платформ расположенных в социальных сетях. Точная отчетность дает возможность предприятиям увидеть результат проделанной работы и наметить новые цели и задачи, сформировать текущее видение положения рекламной кампании и последующая корректировка ее с рекламным агентством.
В текущих условиях при постоянной тенденции к уменьшению качества ресурсов на которых размещают рекламу совершается процесс осведомления клиентов о видах мошеннической деятельности в Интернет- маркетинге. Также сопутствовать снижению эффективности контент-рекламы будет урезание бюджета выделяемого на данный вид рекламы. Положительным является то, что рекламодатели повысят планку и ужесточат требования к предоставляемой отчетности и будет концентрировать свое внимание на размещении своей рекламы на более дорогих и проверенных площадках с настоящей целевой аудиторией.
Исходя из произведенного анализа, можно сказать, что на рынке Интернет-маркетинга в ЕС прослеживается тенденция роста. Объем, с которым пользователи обращаются в Сеть, растет, а информация офлайн перестает быть актуальной. Важной особенностью является возможность применять Интернет как важный коммуникационный канал посредством которого компании осуществляют прямой контакт с целевым потребителем при помощи инструментов быстрого информирования.
Качественных результатов от рекламной компании можно достигнуть при детальном погружении в сферу рынка рекламируемой компании. В выборе между инвестициями в технологические сервисы и полезным, востребованным контентом, нужно отдать предпочтение второму. Стоит уделить внимание вложению в качественный копирайтинг и созданию информационной среды, поскольку это принесет долгосрочный эффект и будет способствовать пассивному многоканальному продвижению в Интернете.
В-третьих, разработана стратегия повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг посредством интернет-маркетинга. Основной проблемой неудачи большинства стратегий Интернет-маркетинга является отсутствие понимания со стороны руководства необходимости организации стратегии, проведения аналитики и предоставлении различных бизнес-данных. При формировании стратегии для Интернет-маркетинга действуют те же правила и законы, как и для классического маркетинга.
В итоге, можно сделать вывод, что на данный момент практика применения Интернет-Маркетинга расширяется, и появляются более удобные и простые инструменты для продвижения товаров и услуг. Одним из перспективных направлений являются социальные сети, которые предоставляют более быструю систему кооперирования компании и потенциального клиента между собой. С помощью создания интернет- витрин, можно поддерживать непосредственную связь с целевой аудиторией, а благодаря статистическим данным сервиса удается вовремя реагировать и менять стратегию для продвижения.
Необходимость развития стратегии продвижения товаров и услуг становится первоочередной задачей, стоящей перед любой организацией. Эта стратегия включает в себя специальный комплекс методов, который позволит: значительно улучшить качество обслуживания потребителей; производить процесс параллельной разработки продукции, выявляя все недостатки новой продукции поддерживая постоянную связь с потребителями; создать сайт предприятия и продвигать его в Интернете посредством существующих инструментов. При разработке стратегии необходимо отталкиваться от стандартных этапов планирования, аналитики, реализации и корректирующих действий и в дальнейшем проводить кампанию по продвижению с учетом выявленных ошибок.
1. Арбатская, Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия [Текст] / Е.А. Арбатская // Известия ИГЭА. - 2012. - № 1 (81). - С.118-121.
2. Багрин Ю. Интернет как новый маркетинговый канал. [Электронный
ресурс]/ Режим доступа:
http://guildi.ru/referaty_po_informatike/statya_internet_kak_novyj_marketingovyj. html
3. Бакшт К. Проблемы с продажами. [Электронный ресурс]/ Режим
доступа: http://www.prodaznik.ru/problemy-s-prodazhami-3-nash-tovar-samyi-
luchshii-4-noveishii-tovar-i-novye-prodvinutye-tekhnologii
4. Бельских И. Е. Институциональные основы рекламы и паблик рилейшнз фирмы в современной экономике [Текст] Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 36. С. 16-24.
5. Борн Д. Интернету 40 лет. Как все начиналось... [Электронный
ресурс] / - Режим доступа:
http://www.3dnews.ru/news/internetu_40_let_kak_vssh_nachinalos/
6. Бурланков, С.П. Технико-экономические методы оценки
конкурентоспособности предприятия и продукции [Электронный ресурс] / С.П. Бурланков, И.Е. Ильина, Д.И. Долгов, А.Е. Скворцов // Экономические исследования. - 2011. - №3. - / Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/tehniko-ekonomicheskie-metody-otsenki- konkurentosposobnosti-predpriyatiya-i-produktsii. - Заглавие с экрана
7. Вебер, Л. Эффективный маркетинг в Интернете. Социальные сети, блоги, Twitter идругие инструменты продвижения в Сети. Манн, Иванов и Фербер [Текст] - 2010 - 320 с.
8. Векшинский, А. А. Интернет-маркетинг как новое направление в современной концепции маркетинга взаимодействия [Текст] /А.А. Векшинский, Л.Ф. Тывин //Технико-технологические проблемы сервиса. - 2012. -№2. - С. 102- 108.
9. Герасимюк Т., Соломович Т. Интернет как среда и инструмент реализации паблик рилейшнз. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http: //www.dis.ru/library/detail. php?ID=22073
10. Григоренко О. Выгода социальной ответственности бизнеса.
[Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http://vchaspik.ua/pravozashchitnik/biznes/124153vygoda-socialnoy-otvetstvennosti-biznesa
11. Десять креативных способов использования Instagram в бизнес-
целях. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://blog.youscan.ru/2012/11/10-sposobov-ispolzovania-instagram.html
12. Егина, Е. PR: Специальные мероприятия [Электронный ресурс] / -
Режим доступа: http://www.advertiser-school.ru/pr-theory/pr-speczialnyie-
meropriyatiya.html
13. Изменение среды сектора торговли [Электронный ресурс] / -
Режим доступа: http: //www.adload.ru/page/s_marketing_ 158.html
14. Ильяшенко, С.Н. WEB-культура как составляющая устойчивого развития организации / С.Н. Ильяшенко, Ю.С. Шипулина // Устойчиво развитие, 2013. - Выпуск 8-й.- С. 32-36.
15. Как паблисити может улучшить имидж Вашей компании и
продукции [Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http: //www.klubok. net/pageid 101. html
16. Калужский, М.Л. Четыре вида продвижения товара в маркетинге.
[Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http: //www.elitarium. ru/2012/06/27/chetyre_vida_prodvizhenij a_tovara_v_marketi nge.html
17. Кандыбка, К.В. Пиар в бизнесе. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://matbusiness.spb.ru/interes 135.html
18. Киперман, Г.Я. Современный экономический словарь [Текст] / Г.Я. Киперман, Б.С. Сурганов. - М. : Экономика, 2012. - 255 с.
19. Критерии определения малого бизнеса. [Электронный ресурс]/
Режим доступа: http://www.pro-biznes.com/organizaciya-i-upravlenie-
biznesom/kriterii-opredeleniya-malogo-biznesa.html
20. Крум, Э.В. Экономика предприятия [Текст] : учебное пособие / Э.В. Крум. - Минск: Минск: ТетраСистемс, 2013. - 192 с.
21. Легкая, Л. Практический аспект использования блогов в качестве инструмента PR в Сети Интернет. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://pr-club.com/PR_Lib/pr-papers/legkaya.doc(дата обращения: 01.05.17).
22. Лёзина Т.А., Лукичёва Т.А. Эволюция Интернет-маркетинга: от публикации сайта до маркетинга социальных медиа (8ое1а1 МесНа Магкейпд)//Проблемы экономики иуправления, 2011, №11.
23. Майкл Стелзнер. Контент-маркетинг: новые методы привлечения клиентов в эпоху интернета [Текст] / М. Стелзнер // - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 172 с.
24. Малый и средний бизнес ушел в социальные сети. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.equipnet.ru/news/other/other_18396.htm1
25. Наймарк, Е.В. Word of mouth как инструмент бренд PR.
[Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://pr-
club.com/2010_04/prlib/newmark_wom.doc
26. Перцовский, Н.И. Международный маркетинг [Текст] : учеб. пособие / Н.И. Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В. Барсукова : Под ред. Н.И. Перцовского. - М.: Высшая школа, 2011. - 239 с.
27. Пирко, И. Ф. Интернет-маркетинг: специфика в деятельности современных фирм[Текст] / И. Ф. Пирко // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 375-379.
28. Портер, М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст] / пер. с англ. Е. Калининой / М. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 4-е изд. - 2012. - 710 с.
29. Поршнев, А. Г. Маркетинг [Текст] : Учебное пособие / А. Г. Поршнев, Г. Л. Азоев. - М.: Финстатинформ, 2013. - 93 с.
30. Принципы формирования бюджета продвижения. [электронный
ресурс]/ Режим доступа:
http://www.marketch.ru/notes_on_marketing/marketing_tactics/promotion_budget
31. Причины неудач в малом бизнесе [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http: //www.bizguru.ru/node/919
32. Прогнозирование эффективности интернет маркетинга
[Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/150183/
33. Самбуева Э. PR в Интернете: блоги, блоггинг и подкасты.
[электронный ресурс]/ Режим доступа: http://pr-club.com/PR_Lib/pr-
papers/sambueva.doc
34. Статистика группы Вконтакте [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://vk.com/stats?gid=111824964
35. Управление организацией [Текст] : учеб. для вузов / Г. Л. Азоев [и др.] ; под ред. А. Г. Поршнева [и др.]; Гос. ун-т упр. - 4-е изд. - М. : ИНФРА- М, 2013. - 735 с.
36. Фасхиев, Х.А. Модель управления конкурентоспособностью предприятия [Текст] / Х. А. Фасхиев, Е. В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 6. - С. 107-122.
37. Фомина Е.В. Повышение делового имиджа фирмы средствами
брендинга. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http: //www.mavriz.ru/articles/2005/1/4363. html
38. Хасанов, Р.Х. Разработка методов оценки конкурентоспособности предприятия [Текст] : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Москва, 2013 - 165 c.
39. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка [Текст] : учеб. пособие / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. - 2012. - 528 с.
40. Чем важна поисковая выдача [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://xmodi.ru/poiskovaya-vydacha-sajtov/
41. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции [Текст]. - М.: Горячая линия-Телеком, 2008.
42. Eurobarometer Special Surveys [Электронный ресурс]/Режим доступа:http://ec.europa.eu/commfrontoffice/publicopinion/archives/eb_special_en.htm
43. Europe Digital Future in Focus [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://www.comscore.com/Insights/Blog/2015-Europe-Digital-Future-in-Focus(дата обращения: 01.05.17).
44. Is Content Marketing The New Advertising?- 2015. -:
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //www. forbes. com/sites/sap/2015/10/10/is-content-marketing-the-new- advertising/
45. J'son & Partners Consulting [Электронный ресурс] / - Режим доступа: www.json.ru/
46. K.V.Schelukhina. ECONOMIC APPEAL OF INTERNET MARKETING // Journal of Economics and Social Sciences. - 2013. - № 2
47. Kirtis K. To Be or Not to Be in Social Media Arena as the Most Cost-Efficient Marketing Strategy after the Global Recession / K. Kirtis, K. Filiz // 7th International Strategic Management Conference // Procedia Social and Behavioral Sciences. - 2011. - № 24. - рр. 260- 268.
48. Klotz J.-C.V. How to Direct-Market Farm Products on the Internet /
Jennifer-C l a i r e V. K l o t z / / U S D A . - 2 0 12 . - : [Электронный
ресурс] / - Режим доступа:
http://www. ams.usda. gov/AMSv 1.0/getfile?dDocName=STELDEV3101222
49. Mobile Applications for Agriculture and Rural Development [Текст] / Christine Zhenwei Qiang, Siou Chew Kuek ,Andrew Dymond, Steve Esselaar // ICT Sector Unit World Bank. - 2011. - p. 156.
50. Mueller R.A.E. Agriculture on the Web: Current Situation and Prospects for Web-based Commerce and Services / Rolf A.E. Mueller, Daniel Sumner, Michael Clasen. -:[Электронный ресурс] / - Режим доступа: http: / www .agric- econ.uni-kiel .de/Abteilungen/II/PDFs/WebAgmrc.pdf
51. Patel S. What’s So Special about Content Marketing? / S. Patel. - 2012.
-: [Электронный ресурс]./ Режим доступа:
http://www. searchenginej ournal. com/whats-so-special-about-content- marketing/49983/
52. PricewaterhouseCoopers[Электронный ресурс]. / Режим доступа: www.pwc.ru/
53. Strauss J. E-marketing [Текст]/ J. Strauss, R. Frost. - Upper Saddle River: Prentice-Hall,2011. - 519 p.
54. The Industry-Leading Online Audience Measurement and Media
Planning Solution [Электронный ресурс]/Режим
доступа:https://www.comscore.com/Products/Audience-Analytics/Media-Metrix
55. Tim Berners-Lee. Weaving the Web: The Original Design and Ultimate Destiny of the World Wide Web . HarperCollinsBusiness, 2000 - [Электронный ресурс]/Режим. http://www.w3.org/People/BernersLee/Weaving/
56. Todaro, M. Internet Marketing Methods Revealed: The Complete Guide to Becoming an Internet Marketing Expert / Miguel Todaro. Ocala, Florida: Atlantic Publishing Group, Inc., 2007. - 336 p.
57. TasiKT M. Malting in 1Ие Mоmеnt: The' Рrаcticаl Guidе to Using Wеb
3.0 Malting to Reach Уош Custоmers First / M^as^r. - 2010. -
:[Электронный ресурс]./ Режим доступа: httр://gоо.gl/fMlac
58. Weinberg, Tamar. The New Community Rules: Marketing on the Social Web / Tamar Weinberg. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2009. 368 p.
59. Who’s not online and why [Електронний ресурс] / Pew Internet
Project,September 25 . - 2 0 1 3 . - : [ Электронный ресурс] / Режим gocTyna::http://pewintemet.org/~/media//Files/Reports/2013/PIP_Offline%20adult s_092513_PDF.pdf
60. whom is seo suitable? / What is SEO? :[Электронный ресурс]./ РЕЖИМ ,nOCTynAhttp://www.whatisseo.com/for-whom-is-seo suitable.html (дата обращения 19.11.2015).
61. Yoobic Wants To Ensure Product Marketing Is Done Right On The
Sales Floor [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://techcrunch.com/events/disrupt-sf-2014/event-home (дата обращения:
01.05.17).
62. Zarrella, D. The Social Media Marketing Book [Текст] / Dan Zarrella. - Sebastopol, CA: O'Reilly Media, Inc., 2010. 227 p.