ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ В
СЕБЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Уверенность в себе как социальная компетенция и качество личности: ее
роль в формировании личности человека 9
1.2. Особенности развития уверенности в себе в дошкольном возрасте
20 1.3.
Педагогические условия развития уверенности в себе у старших дошкольников 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 52
2.1. Диагностика уровня развития уверенности в себе у детей старшей
группы дошкольной образовательной организации 52
2.2. Разработка и реализация программы развития уверенности в себе у детей
старшей группы дошкольной образовательной организации 66
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию
уверенности в себе у детей старшего дошкольного возраста 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема развития у человека уверенности в себе на протяжении длительного периода времени привлекала внимание педагогов, психологов, теоретиков и практиков. Особую актуальность она приобретает в настоящее время, поскольку, сейчас как никогда нужна личность, уверенная в своих возможностях и силах, личность нового социокультурного типа: гуманная, духовная, нравственная, находящаяся постоянно в поиске истинного смысла жизни и реализующая свои возможности в активной жизненной позиции; личность способная к самопознанию, пониманию и оценке собственного «Я» и успешному решению жизненных задач, важных как для себя, так и для других. Уверенный в себе человек испытывает внутреннее ощущение собственной силы, права и правоты, верит в себя и свои возможности, у него отсутствуют сомнения и страхи.
Уверенность в себе, как качество личности, связана с самооценкой человека. Если самооценка неадекватна, т.е. выше или ниже реальных возможностей, то обнаруживает себя самоуверенность или неуверенность в себе. И то и другое мешает полноценному развитию личности. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте формирование адекватной самооценки, положительного образа Я, социально - коммуникативных навыков.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет направление социально-коммуникативного развития, которое предусматривает становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. В целевых ориентирах сказано о развитии у дошкольников веры в себя, формировании чувства собственного достоинства [54].
Комплексные программы для дошкольной образовательной организации (ДОО) также подчеркивают важность этой проблемы. Так в программе «Детство» одной из задач социально-коммуникативного развития старших дошкольников стоит задача развития положительной самооценки, уверенности в себе, чувства собственного достоинства [15]. Приоритетом программы «От рождения до школы» является воспитание свободного, уверенного в себе человека с активной жизненной позицией. [35]. В программе «Радуга» рассматриваются педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. В ней говорится, что уважение как норма отношений взрослого к каждому ребёнку развивает в детях чувство собственного достоинства. Уверенность в своих силах, способностях, возможностях — важная предпосылка успешности в любом виде деятельности, который всегда связан с необходимостью преодоления временных трудностей. [40].
В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной уверенности в себе уделено достаточное внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, А.И. Липкиной и других психологов. Уверенность в себе рассматривается как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, как ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
В качестве основных условий развития уверенности в себе психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя.
Исследования Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной описательно характеризуют процесс формирования уверенности в себе.
Ученые ставят вопрос о необходимости четкого раскрытия условий формирования уверенности, установления роли формирующих факторов [7].
Уверенность в себе как чувство, переживание, которое дает личности возможность спрогнозировать успех или неудачу своих будущих действий в своих работах рассматривает О.А. Черникова [52].
Н.Д. Левитов относит уверенность к психическим состояниям и выделяет познавательный компонент, эмоциональный компонент и волевой компонент. [28].
Е.П. Щербаков исследует уверенность в себе как волевое качество личности. В своих трудах он отмечает, что самооценка возможностей это относительно постоянный элемент структуры личности, т.к. базируется на ее качествах и свойствах, а они имеют относительно устойчивый характер в определенный возрастной период [53].
В.А. Лабунская рассматривает уверенность в себе как свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, которые являются достаточными для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей [26].
В русле системного подхода проблема уверенности исследовалась К.А. Абульхановой-Славской, Н.Ю. Будич, И.Г. Скотниковой. К.А. Абульханова-Славская рассматривает уверенность в связи с притязаниями, саморегуляцией и активностью. И.Г. Скотникова, исследуя структуру уверенности в себе, заключает, что это системное психическое образование, выполняющее когнитивную и регулятивную функции [48]. Н.Ю. Будич считает, что между уверенностью и идентичностью существует взаимосвязь, поэтому уверенность в себе является фактором личностного самоопределения [10].
Теоретические положения Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Б.В. Зейгарник, Г.М. Красневской, Е.А. Серебряковой поднимают проблему развития уровня притязаний старшего дошкольника [7]. Учеными установлено, что невозможность достигать успеха в деятельности (игре, обучении) порождает неблагополучие в коллективе, препятствует раскрытию себя в рамках социальной действительности. Аффективные переживания сопровождаются появляющимися трудностями, стимулируют зарождение и закрепление у детей старшего дошкольного возраста отрицательного эмоционального самовосприятия. Подобные переживания порождают у старших дошкольников неуверенность в себе, в своих возможностях.
В своей совокупности работы всех вышеназванных авторов имеют большое значение для педагогической науки и практики.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие уверенности в себе у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: при каких педагогических условиях будет развиваться уверенность в себе у старших дошкольников.
Решение этой проблемы будет являться целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития у детей старшего дошкольного возраста уверенности в себе.
Предмет исследования: педагогические условия развития уверенности в себе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Выяснить степень разработки проблемы в педагогической теории и практике.
2. Рассмотреть уверенность в себе как социальную компетенцию и качество личности, раскрыть ее роль в формировании личности человека.
3. Охарактеризовать особенности развития уверенности в себе в дошкольном возрасте.
4. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия развития уверенности в себе у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: эффективность развития уверенности в себе в старшем дошкольном возрасте будет осуществляться при следующих педагогических условиях:
- содействовать формированию положительного образа «Я» и позитивного отношения к своим возможностям (навыкам, умениям, способностям) на основе адекватной самооценки;
- обеспечить активное участие детей в различных видах деятельности и общения, давая возможность каждому проявить себя;
- закреплять положительные переживания детьми различных ситуаций успеха в совместной деятельности;
- развивать социально-коммуникативные способности и умения;
- способствовать уважению взрослых к человеческому достоинству детей, развитию и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (май 2017 г.) - определение темы выпускной квалификационной работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (сентябрь 2017 г. - апрель 2018 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май 2018 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.
База исследования: Федеральное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение "Детский сад № 47" МО РФ города Архангельск-55, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Проблема формирования уверенности в себе у детей старшего дошкольного возраста как важнейшего личностного качества достаточно актуальна на сегодняшний день. Её решение имеет большое значение для педагогической теории и практики. Понятие уверенность в себе в современных источниках рассматривается как социальная компетенция и качество личности. Многие исследователи подчеркивают её роль в формировании личности человека и необходимость решения этой задачи, начиная с дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической и научно - методической литературы позволил рассмотреть понятие уверенность в себе как свойство личности, ядром которого выступает устойчивое позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющимся в общении и предполагающим его личную вовлеченность. А также уверенность в себе является основой социальной компетентности и обеспечивает эффективность деятельности и общения, успешность адаптации в социальной среде.
Отечественными и зарубежными психологами накоплен теоретический багаж, позволяющий понять сущность того явления. Оно рассматривается с позиций бихевиорального (Д. Вольпе, А. Сальтер и др.), когнитивно-бихевиорального (Р. Зигмунд, В.Г. Ромек), социально-когнитивного (А. Бандура), системного (Н.Ю. Будич, И.Г. Скотникова), многомерно-функционального (А.И. Крупнов, М.А. Селиверстова) подходов.
Анализ работ исследователей уверенности в себе позволил выделить структурные компоненты этого качества: личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Что же касается проблемы развития уверенности в себе у дошкольников, то исследователи (А. Голфрид, Р. Дзурилла) определяют социальную уверенность как осознанный способ взаимодействия личности с другими людьми, применяемый на основе освоения им позитивного социального опыта в процессе ведущего вида деятельности. Другие ученые (И.В. Волкова, Н.Ю. Молостова, С.Г. Молчанова и др.) рассматривают уверенность в себе дошкольника и как качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения им социальных ролей и отношений, возникающих на разных этапах его развития и разных видах социального взаимодействия, а также усвоения ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций и отношений.
Уверенность в себе в дошкольном возрасте проявляется в способности ребенка эффективно и адекватно решать различные жизненные проблемные ситуации, в достижении ребенком целей и позитивных сдвигов в развитии в условиях важных для данного возрастного периода видах деятельности и общения.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы мы можно выделить ряд особенностей развития уверенности в себе у старших дошкольников:
- готовность на основе сформированных интересов и потребностей его к освоению социальных ролей;
- коммуникабельность в сфере взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия ребенка с другими людьми;
- организованность поведения на основе умения сознательно выполнять правила поведения, установленные в группе;
- самостоятельность, как нравственно-волевое качество и др.
Для эффективного формирования уверенности в себе у дошкольников в условиях ДОО, необходимо создать педагогические условия, которые обеспечивают развитие этого качества:
1. содействие формированию положительного образа «Я» и позитивного отношения к своим возможностям (навыкам, умениям, способностям) на основе адекватной самооценки;
2. обеспечение активного участия детей в различных видах деятельности и общения, при создании возможности каждому проявить себя;
3. закрепление положительных переживаний детьми различных ситуаций успеха в совместной деятельности;
4. развитие социально-коммуникативных способностей и умений.
5. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, развитию и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях.
Экспериментальная работа по развитию уверенности в себе у воспитанников старшей группы ФКДОУ "Детский сад №47" МО РФ позволила апробировать эти условия. В этой работе принимали участие 25 детей возраста 5-7 лет. Вначале был выявлен исходный уровень сформированности уверенности в себе у дошкольников данной группы. Для этого были использованы диагностические методики наиболее адекватно соответствующие целям, задачам и критериям, согласно которым оценивалось данное качество у детей:
- сформированность позитивного образа Я на основе самоотношения, выражающегося в уровне адекватной самооценки («Лесенка» (модификация методики С.Я. Рубинштейн), методика Р.С. Немова «Какой я?»);
- проявление положительного эмоционального состояния в процессе участия в различных видах деятельности и общения (методика исследования эмоционального состояния (цветовой тест по Э.Т. Дорофеевой), «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен);
- развитость социально-коммуникативных способностей и умений (методика Р.С. Немова «Каков ваш ребенок с окружающими людьми?»).
Анализ данных диагностики показал, что у детей в этой группе в основном преобладают средний и высокий уровень уверенности в себе. Из сводной таблицы видно, что средний уровень развития уверенности в себе наблюдается у 14 детей (56%). В методике «Лесенка» эти дети ставили себя на вторую и третью ступень. У этих детей сформировано положительное отношение к себе, некоторые умеют оценивать себя и свою деятельность. Результаты диагностики с использованием методики «Какой я?» показали, что у большинства этих ребят завышенная самооценка. Это происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. При выявлении эмоционального состояния детей оказалось, что у них отсутствуют выраженные переживания. Их состояние оценивается как спокойное, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих контактов, отношений, различных видов деятельности, где не требуется напряжения. При использовании методики «Выбери нужное лицо» особо следует отметить, что рисунки несут основную «проективную нагрузку»: то, какой эмоциональный смысл придает им ребенок, указывает на его мировосприятие и опыт общения. Преобладает в основном низкий уровень тревожности, что говорит о еще несформировавшемся мироощущении, о низком уровне самосознания и средний, по рангам предпочтений и отвержений, уровень социально- коммуникативных связей.
Высокий уровень развития уверенности в себе выявлен у 8 детей (32 %). При проведении диагностики, они были наиболее активны, инициативны. В «Лесенке» они ставили себя на первую ступень. Дети анализируют свою деятельность и соотносят мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих. Но оценка себя у этой категории детей, завышенная, ровесника они оценивают более адекватно, так как к сверстнику ребенок в этом возрасте более требователен и оценивает его более объективно. Эти дети переживание состояния функционального возбуждения. Для них характерны эмоции, связанные с удовлетворением потребности. Диапазон - от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. Отмечено доминирование положительных эмоций. Показатель тревожности отражает недостаточную эмоциональную адаптированность детей к жизненным ситуациям общения с окружающими людьми. По мнению воспитателей и родителей, эти дети легко вступают в контакт с детьми и взрослыми; в группе дети тянутся к ним, предпочитают с ними играть, встать вместе в пару; дети имеют широкий круг общения среди детей группы и за ее пределами.
Низкий уровень развития уверенности в себе выявлен у 3 детей (12 %). Самооценка у детей низкая. У них отмечается состояние эмоционального торможения, неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряженность), доминирование отрицательных эмоций. Отношение к определенным социальным ситуациям раскрывает характер взаимоотношений детей с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Дети испытывают трудности при взаимодействии с детьми и взрослыми, чаще играют одни, в коллективе чувствуют себя одинокими.
Для реализации педагогических условий развития уверенности в себе у старших дошкольников в течение года проводилась работа, которая включала: серию развивающих игр, коррекционных упражнений, специально разработанных занятий, работы с родителями в форме индивидуальных бесед, групповых консультаций с использованием соответствующего наглядно-демонстрационного материала. Отдельные методы и приемы: наглядные, словесные, игровые и практические, взаимодополняли друг друга в ходе работы по развитию уверенности в себе в старшей группе дошкольной образовательной организации.
Повторно проведенное обследование по тем же методикам, которые использовались на начальном этапе работы, показало, что:
- вырос показатель адекватности самооценки детей, она стала более дифференцированной, и оценки детей глазами родителей, что
84 свидетельствует о большем внимании родителей к этому аспекту жизни в семье;
- повысилось умение видеть себя глазами других людей;
- на основе выросшего показателя самоощущения, т.е. адекватности ощущения себя в детском сообществе, у ряда дошкольников стало более устойчивым эмоционально положительное состояние и принятие своей значимости;
- во многих видах деятельности и общения детей заметно стал проявляться повышенный уровень социально-коммуникативных знаний и умений.
Проведенная экспериментальная работа показала положительную динамику развития уверенности в себе у детей старшего дошкольного возраста, чему во многом способствовали постоянная работа педагогов по повышению своей компетентности и продуманное взаимодействие с семьей в этом направлении.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.- С.-107.
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - Т.2. - М.: Педагогика, 1990. - С. - 128-271.
3. Басина Е.З. Становление самооценки и образ «Я» // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М.: Педагогика, 2008. - С. 128.
4. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.
5. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина // Вопросы психолгии. - 2015. - №4. - С. 31-38.
6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк. - М., 1998. - С. - 120-131.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
8. Бориснев С.В. Социология коммуникации. Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 270 с.
9. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я концепцией // Л.В. Бороздина. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2015. - № 1 С. 54-65.
10. Будич Н.Ю. Исследование уверенности в себе // Социальная работа в Сибири: сб. науч. тр. - Кемерово, 2004.
11. Буре Р.С. «Я сам!» // Дошкольная педагогика, 2001. - № 4. - С. 56-62.
12. Волкова И.В. Программа формирования социальной уверенности как качества становящейся личности: пособие для педагогов дошкол. учреждений, начал, шк., центров досуга и развития / И.В. Волкова, Л.В. Филиппова. - М.: МПСИ; Н. Новгород: ННГАСУ: ГХИ, 2006. - 106 с.
13. Волкова И.В. Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр / И.В. Волкова// Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: тез. докл. регион, науч.-практ. конф. / Нижегор. Архитектур.-строит. ун-т; Гос. худож. инт. - Н. Новгород, 2006.- 67 с.
14. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников (наблюдения, эксперименты, проективные рисуночные тесты).
- М., 2015. - 52 с.
15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 352 с.
16. Журавлева С.С. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретическое и практическое обеспечение. - Курск: ООО Планета +, 2015. - 150 с.
17. Иващенко Ф.И. Развитие уверенности в своих силах у слабоуспевающих школьников: дис. ... канд. психол. наук. - М.: Изд-во МГУ, 1952.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. 14. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000.
19. Калишенко В.Д. К проблеме формирования межличностных взаимоотношений (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание.
- 2014. - № 7. - С. 12-16.
20. Комментарии к ФГОС дошкольного образования. (Письмо Министерства образования и науки РФ. 28.02.2014 г. № 08-249).
21. Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. Ред. Е.В. Гончарова. Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2007. - 151 с.
22. Кон И.С. Социология личности. - М.: Педагогика, 1979. - С. - 59-72.
23. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение в дошкольных группах. - М.: «Линка-Пресс», 2014. - 64 с.
24. Кочагина Т.Д., Орлов Ю.М. Уверенность в успехе и эффективность учебной деятельности студентов мед. вузов // Психолого-педагогические исследования организации обучения. - М., 1980.- С.- 128.
25. Крупнов А.И., Селиверстова М.А. Психологическая структура уверенности личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (16-18 окт. 2003 г.). - М.: Уникум-Центр, 2003.
26. Лабунская В.А., Менджерицкая К.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. - М., 2001.- С.- 89-107.
27. Лебеденко Е.Н. развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск
1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Книголюб. - 2005. - 64 с.
28. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. - М., 1994.
29. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1996. - 64 с.
30. Микляева Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 433 с.
31. Молостова И.Ю. Формирование социальной уверенности как компонента образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста // Материалы X международной научно-методической конференции «Проблемы многоуровневого образования». - Н. Новгород, 2004. - С. 86.
32. Молчанов С.Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении: учебно-метод. пособие. - Челябинск, 2010. - 96 с.
33. Никитина Е.Л., Трофимова С.А. Педагогические условия формирования социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 90-94.
34. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1984.
35. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозайка. - 2014. - 368 с.
36. Прангашвили А.С. К проблеме основ уверенности в воспоминании // Труды Ин-та психологии им. Д.Н. Узнадзе. - 1956. - Т.10.
37. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников. - М., ГИЦ Владос, 2003. - 224 с.
38. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - М.: ЭГВЕС, 2010. - 456 с.
39. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М., 1983.
40. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. С.Г. Якобсона, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой. - М.: Провещение. - 2014. - 232 с.
41. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
42. Ромек В.Г. Понятие уверенности как социально-психологическая характеристика личности: дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 1997.
43. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып. 1. - Ч. 2. - С. 132-138.
44. Ромек В.Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях // Журнал практического психолога. - 2000. - № 12. - С. 74-113.
45. Ромек В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога, № 3-4. - 2000. - С. 218-235.
46. Рудик П.А. Психология. М., 1976.- С.- 254-267.
47. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: дис. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1955.
48. Скотникова И.Г. Экспериментальное исследование уверенности в решении сенсорных задач // Психологический журнал. - 2015. - Т. 26. - № 4.
49. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учеб. Пособие. - М.: Педагогика, 2016. - 15 с.
50. Учимся понимать друг друга / С.Е. Гаврина, Л.Н. Кутявина, И.Г. Топоркова и др. - М.: Олисс, Дельта, 2005. - 64 с.: ил.
51. Халина К.Д., Капустина Т.В. Коммуникативные способности как фактор успешного общения // Молодой ученый. - 2017. - №6. - С. 209-213.
52. Черникова О.А. Эмоции и их значение: автореф. дис. ...д-ра психол. Наук. - М., 1997.
53. Щербаков Е.П. Уверенность как состояние, свойство и качество // Психология личности и деятельности человека. - М.,1981. - С. 51-60.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html