ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЙИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы обеспечения экономической безопасности государства 7
1.1. Экономическая безопасность государства: сущность, виды,
индикаторы 7
1.2. Угрозы экономической безопасности государства 18
1.3. Методические подходы к оценке угроз экономической
безопасности государства 22
Глава 2. Выявление и оценка угроз экономической безопасности Российской Федерации 33
2.1. Правовая оценка угроз экономической безопасности России 33
2.2. Экономико-статистический анализ угроз экономической
безопасности Российской Федерации 45
2.3. Субъекты государственного обеспечения экономической
безопасности Российской Федерации и их функции 68
Глава 3. Направления нейтрализации угроз экономической безопасности Российской Федерации 77
3.1. Методы нейтрализации угроз продовольственной безопасности... 77
3.2. Нейтрализация угроз криминализации экономики России 84
Заключение 95
Библиографический список
Глава 1.Теоретические основы обеспечения экономической безопасности государства 7
1.1. Экономическая безопасность государства: сущность, виды,
индикаторы 7
1.2. Угрозы экономической безопасности государства 18
1.3. Методические подходы к оценке угроз экономической
безопасности государства 22
Глава 2. Выявление и оценка угроз экономической безопасности Российской Федерации 33
2.1. Правовая оценка угроз экономической безопасности России 33
2.2. Экономико-статистический анализ угроз экономической
безопасности Российской Федерации 45
2.3. Субъекты государственного обеспечения экономической
безопасности Российской Федерации и их функции 68
Глава 3. Направления нейтрализации угроз экономической безопасности Российской Федерации 77
3.1. Методы нейтрализации угроз продовольственной безопасности... 77
3.2. Нейтрализация угроз криминализации экономики России 84
Заключение 95
Библиографический список
Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе развития национальной экономики Российской Федерации важнейшую роль для стабильного экономического развития и процветания играет защищенность экономики, уровень экономической безопасности государства. Это связано как с внутренними, так и внешними факторами, такими как глобализация мирового хозяйства. В этой связи чрезвычайно важно определить факторы, за счет которых можно обеспечивать экономическую безопасность, учитывая, что она является фундаментом национальной экономики, поскольку система не может стабильно и успешно развиваться до тех пор, пока она не находится в состоянии защищенности от внешних и внутренних угроз.
Первоочередным фактором в контексте обеспечения национальной экономической безопасности является экономическая роль государства. Как показывает мировая практика, те государства, которые не способны обеспечить национальную экономическую безопасность, нередко попадают в экономическую, а вместе с ней, и в политическую зависимость от развитых стран. В таком случае, по словам В.В.Путина, у стран-лидеров появляется «повод для роста геополитических амбиций» . Нередко решение проблемы обеспечения экономической безопасности сводят к устранению криминализации хозяйственной деятельности. Однако, по нашему мнению, такое понимание проблемы является узким, поскольку это всего лишь один из множества аспектов обеспечения экономической безопасности. Поиск решения проблем обеспечения экономической безопасности российской экономики требует совершенствования государственного регулирования, особенно в контексте глобализации. Все вышеизложенное делает избранную тему актуальной с позиции перспектив экономического развития России.
Все это обусловило выбор направления темы, цель и задачи данного исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление, оценка и нейтрализация угроз экономической безопасности государства.
При написании выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть экономической содержание экономической безопасности государства, ее виды и индикаторы;
- выявить и систематизировать угрозы экономической безопасности государства;
- исследовать методические подходы к оценке угроз экономической безопасности государства;
-дать правовую оценку угроз экономической безопасности России;
- провести экономико-статистический анализ угроз экономической безопасности Российской Федерации;
- изучить субъекты государственного обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и их функции;
- разработать направления нейтрализации угроз экономической безопасности Российской Федерации.
Объектом исследования являются процессы, закономерности и тенденции формирования, развития и совершенствования экономической безопасности государства.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения в системе государственного обеспечения экономической безопасности в современных условиях.
Теоретическую основу исследования в области развития теории национальности и экономической безопасности составляют труды таких ученых, как С.Д. Афонцев, В.Д. Бостанджян, А.Б. Возженикова и др. Различным аспектам экономической безопасности на национальном уровне посвящены работы Т.Н. Иванюта, В.М. Мирошниченко, А.С. Молчан. Оценки уровня экономической безопасности посвящен ряд работ таких ученых, как В.И. Паньков, А.И. Примакин, Е.Х. Ханипова и др.
Эмпирическую основу исследования составили федеральные и нормативно-правовые акты: Федеральный закон Российской Федерации № 2446-1 от 5 марта 1992 г. «О безопасности»; Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 27.12.1996 №1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)»; Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
Методологической и теоретической основой исследовании послужили методы: системный, факторный, абстрактно-логический, экономико-статистический, экспертный, рейтинговый методы, а также методы финансового анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первоочередным фактором в контексте обеспечения национальной экономической безопасности является экономическая роль государства. Как показывает мировая практика, те государства, которые не способны обеспечить национальную экономическую безопасность, нередко попадают в экономическую, а вместе с ней, и в политическую зависимость от развитых стран. В таком случае, по словам В.В.Путина, у стран-лидеров появляется «повод для роста геополитических амбиций» . Нередко решение проблемы обеспечения экономической безопасности сводят к устранению криминализации хозяйственной деятельности. Однако, по нашему мнению, такое понимание проблемы является узким, поскольку это всего лишь один из множества аспектов обеспечения экономической безопасности. Поиск решения проблем обеспечения экономической безопасности российской экономики требует совершенствования государственного регулирования, особенно в контексте глобализации. Все вышеизложенное делает избранную тему актуальной с позиции перспектив экономического развития России.
Все это обусловило выбор направления темы, цель и задачи данного исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление, оценка и нейтрализация угроз экономической безопасности государства.
При написании выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть экономической содержание экономической безопасности государства, ее виды и индикаторы;
- выявить и систематизировать угрозы экономической безопасности государства;
- исследовать методические подходы к оценке угроз экономической безопасности государства;
-дать правовую оценку угроз экономической безопасности России;
- провести экономико-статистический анализ угроз экономической безопасности Российской Федерации;
- изучить субъекты государственного обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и их функции;
- разработать направления нейтрализации угроз экономической безопасности Российской Федерации.
Объектом исследования являются процессы, закономерности и тенденции формирования, развития и совершенствования экономической безопасности государства.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения в системе государственного обеспечения экономической безопасности в современных условиях.
Теоретическую основу исследования в области развития теории национальности и экономической безопасности составляют труды таких ученых, как С.Д. Афонцев, В.Д. Бостанджян, А.Б. Возженикова и др. Различным аспектам экономической безопасности на национальном уровне посвящены работы Т.Н. Иванюта, В.М. Мирошниченко, А.С. Молчан. Оценки уровня экономической безопасности посвящен ряд работ таких ученых, как В.И. Паньков, А.И. Примакин, Е.Х. Ханипова и др.
Эмпирическую основу исследования составили федеральные и нормативно-правовые акты: Федеральный закон Российской Федерации № 2446-1 от 5 марта 1992 г. «О безопасности»; Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 27.12.1996 №1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)»; Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
Методологической и теоретической основой исследовании послужили методы: системный, факторный, абстрактно-логический, экономико-статистический, экспертный, рейтинговый методы, а также методы финансового анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В процессе исследования показано, что сущность экономической безопасности заключается в ее многогранности, многофакторности, многофункциональности, многоуровневости и сложности системы. Поэтому как состояние национальная экономическая безопасность характеризуется достижением наибольшего соответствия между жизненно важными интересами личности, общества, государства и созданием необходимых условий для оптимального функционирования системы экономических отношений, взаимоотношений и отображения.
Мы считаем, что под категорией «экономическая безопасность» следует понимать не отдельные ее элементы, функции и задачи, а только целостность, отражающую взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение процессов и явлений, обеспечивающих саморегуляцию, а также способность сохранять, воспроизводить, восстанавливать утраченное динамическое равновесие, поддерживать устойчивое состояние, резистентность, адаптивность, защищенность и живучесть объектов (системы) безопасности.
Субъектами экономической безопасности выступают государство и его институты (министерства, ведомства, налоговые и таможенные органы), а также предприятия, учреждения и организации как к государственного, так и частного сектора экономик.
Граждане и их объединений также являются субъектами экономической безопасности. Активное участие гражданина в обеспечении экономической безопасности невозможно без осознания им важности этого государственного дела и проявления активной жизненной позиции.
Так установлено, что Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности.
Основная роль по обеспечению экономической безопасности отведена Правительству Российской Федерации, которое координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.
Системный анализ комплексной оценки экономической безопасности России и ее подсистем за 2015 год показал, что наиболее слабым звеном экономической безопасности является инвестиционно-инновационная сфера, которая вошла в опасную зону. Основное влияние на динамику всех подсистем экономической безопасности в современных условиях оказывает финансово-экономический кризис. Поэтому правильные, своевременные системные антикризисные меры - главный инструмент повышения экономической безопасности России на современном этапе.
Обеспечение экономической безопасности государства служит своего рода гарантией в достижении следующих стратегических целей: обеспечение экономического роста и занятости населения, социально-политической, финансовой и ценовой стабильности, социально-справедливого уровня распределения доходов, достижение высокой экономической эффективности производства, эффективного использования ресурсов, обеспечение экономической свободы и здоровой конкуренции, равноправное участие страны в мировом хозяйстве.
Обеспечение продовольствием населения является одной из наиболее актуальных проблем национальной безопасности, так как она по своей сути является важнейшей основой жизнеобеспечения. Борьба с голодом и опасными продуктами питания на фоне глобальных климатических изменений, антропогенного загрязнения окружающей природной среды и социальных трансформаций в мире не перестает волновать мировое сообщество и не сходит с повестки дня ООН.
За последние три года продовольственная безопасность России не просто находилась в удовлетворительной зоне, а смогла накопить серьезный потенциал и обеспечить положительную динамику. В 2013 г. уровень продовольственной безопасности составил 60,5%, в 2014 г. - 64,2%, в 2015 г. - 66,2%.
Обязательное условие продовольственной безопасности государства - продовольственная независимость. Поэтому продовольственная безопасность в большей степени зависит от объема импорта продовольствия. Доля импортных продуктов в общем объеме продовольствия не должна превышать30% - это предельно критическое значение, принятое в мировой практике.
Если фактический уровень выше, то появляется стратегическая зависимость жизнедеятельности государства от импорта. В 2013 г. данный индикатор составлял 36%, в 2014 г. - 34%, в 2015 г. - 31%. Как видим, статистическое значение данного индикатора подтверждает его положительную динамику, но угроза продовольственной безопасности России пока не устранена, так как этот индикатор немного превышает пороговое значение
Приоритетные направления достижения продовольственной безопасности - стимулирование развития национального агропромышленного хозяйства и принятие в этих целях необходимых мер поддержки, в том числе ведение протекционистской политики.
Исходя из методологической установки о перманентности стратегических приоритетов экономической безопасности в продовольственной сфере системный выбор развития продовольственной сферы в России связан с интеграционной моделью обеспечения продовольственной безопасности,:
1. Достижение баланса между импортом продовольствия и его импортозамещением на основе взвешенного аграрного протекционизма.
2. Внедрение косвенных методов государственной поддержки российских производителей сельскохозяйственного сырья (организация и финансирование научных исследований, борьба с вредителями и болезнями, подготовка кадров, мелиорация, развитие социальной и производственной инфраструктуры сельских территорий и т. д.).
3. Интеграция перерабатывающей промышленности в единую систему государственной поддержки АПК.
4. Структурная перестройка финансового сектора экономики, направленная на обеспечение высокой нормы накопления и активизацию инвестиционной деятельности в отраслях продовольственного импортозамещения.
5. Развитие продовольственной сферы вширь, обеспечение пространственного единства страны на основе интеграционной функции АПК.
6. Разрешение дилеммы между продовольственной независимостью и экономической доступностью продовольствия посредством реализации преимуществ МРТ на более устойчивой к резким колебаниям мировой экономической и политической конъюнктуры интеграционной платформе.
Внутренними источниками угроз экономической безопасности выступают нарушения механизмов функционирования хозяйственных систем в результате воздействия факторов социального, политического, производственного, экологического и финансового характеров в условиях нестабильности экономических отношений, а также криминализация экономики и коррупция.
Одной из наиболее серьезных угроз экономической безопасности России является криминализация экономических отношений, которая превратилась в основное препятствие успешного социально-экономического развития страны. Она приобретает все более системные характеристики, а также способность реального влияния на отношения производства, обмена, распределения и потребления в стране. В этой связи особую актуальность приобретает разработка механизма противодействия криминализации социально-экономической системы в рамках обеспечения ее экономической безопасности.
Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:
- рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
- сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
- ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.
Ключевыми факторами обеспечения экономической безопасности являются сохранение единого экономического пространства страны и целостности общегосударственного рынка, эффективное управление экономикой, достаточное удовлетворение общественных потребностей, наличие эффективной системы противодействия тенизации и криминализации экономики.
Подводя итог, можно отметить, что первостепенной задачей для Российской Федерации является достижение благосостояния и безопасности граждан. И обеспечение экономической безопасности страны является одним из инструментов в достижении этой цели. В сложившейся ситуации геополитической напряженности и применения санкций, как никогда следует обратить внимание на развитие института экономической безопасности. Учитывая современные реалии, следует искать альтернативные пути решения возникших проблем. К примеру, снижение потока импорта должно стать стимулом для развития отечественного продовольственного сектора, высокотехнологичных отраслей. Насколько долго продлится мировой политический и экономический кризис нам не известно, но в наших силах создать прочную основу для устойчивого развития нашей экономики.
Мы считаем, что под категорией «экономическая безопасность» следует понимать не отдельные ее элементы, функции и задачи, а только целостность, отражающую взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение процессов и явлений, обеспечивающих саморегуляцию, а также способность сохранять, воспроизводить, восстанавливать утраченное динамическое равновесие, поддерживать устойчивое состояние, резистентность, адаптивность, защищенность и живучесть объектов (системы) безопасности.
Субъектами экономической безопасности выступают государство и его институты (министерства, ведомства, налоговые и таможенные органы), а также предприятия, учреждения и организации как к государственного, так и частного сектора экономик.
Граждане и их объединений также являются субъектами экономической безопасности. Активное участие гражданина в обеспечении экономической безопасности невозможно без осознания им важности этого государственного дела и проявления активной жизненной позиции.
Так установлено, что Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности.
Основная роль по обеспечению экономической безопасности отведена Правительству Российской Федерации, которое координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.
Системный анализ комплексной оценки экономической безопасности России и ее подсистем за 2015 год показал, что наиболее слабым звеном экономической безопасности является инвестиционно-инновационная сфера, которая вошла в опасную зону. Основное влияние на динамику всех подсистем экономической безопасности в современных условиях оказывает финансово-экономический кризис. Поэтому правильные, своевременные системные антикризисные меры - главный инструмент повышения экономической безопасности России на современном этапе.
Обеспечение экономической безопасности государства служит своего рода гарантией в достижении следующих стратегических целей: обеспечение экономического роста и занятости населения, социально-политической, финансовой и ценовой стабильности, социально-справедливого уровня распределения доходов, достижение высокой экономической эффективности производства, эффективного использования ресурсов, обеспечение экономической свободы и здоровой конкуренции, равноправное участие страны в мировом хозяйстве.
Обеспечение продовольствием населения является одной из наиболее актуальных проблем национальной безопасности, так как она по своей сути является важнейшей основой жизнеобеспечения. Борьба с голодом и опасными продуктами питания на фоне глобальных климатических изменений, антропогенного загрязнения окружающей природной среды и социальных трансформаций в мире не перестает волновать мировое сообщество и не сходит с повестки дня ООН.
За последние три года продовольственная безопасность России не просто находилась в удовлетворительной зоне, а смогла накопить серьезный потенциал и обеспечить положительную динамику. В 2013 г. уровень продовольственной безопасности составил 60,5%, в 2014 г. - 64,2%, в 2015 г. - 66,2%.
Обязательное условие продовольственной безопасности государства - продовольственная независимость. Поэтому продовольственная безопасность в большей степени зависит от объема импорта продовольствия. Доля импортных продуктов в общем объеме продовольствия не должна превышать30% - это предельно критическое значение, принятое в мировой практике.
Если фактический уровень выше, то появляется стратегическая зависимость жизнедеятельности государства от импорта. В 2013 г. данный индикатор составлял 36%, в 2014 г. - 34%, в 2015 г. - 31%. Как видим, статистическое значение данного индикатора подтверждает его положительную динамику, но угроза продовольственной безопасности России пока не устранена, так как этот индикатор немного превышает пороговое значение
Приоритетные направления достижения продовольственной безопасности - стимулирование развития национального агропромышленного хозяйства и принятие в этих целях необходимых мер поддержки, в том числе ведение протекционистской политики.
Исходя из методологической установки о перманентности стратегических приоритетов экономической безопасности в продовольственной сфере системный выбор развития продовольственной сферы в России связан с интеграционной моделью обеспечения продовольственной безопасности,:
1. Достижение баланса между импортом продовольствия и его импортозамещением на основе взвешенного аграрного протекционизма.
2. Внедрение косвенных методов государственной поддержки российских производителей сельскохозяйственного сырья (организация и финансирование научных исследований, борьба с вредителями и болезнями, подготовка кадров, мелиорация, развитие социальной и производственной инфраструктуры сельских территорий и т. д.).
3. Интеграция перерабатывающей промышленности в единую систему государственной поддержки АПК.
4. Структурная перестройка финансового сектора экономики, направленная на обеспечение высокой нормы накопления и активизацию инвестиционной деятельности в отраслях продовольственного импортозамещения.
5. Развитие продовольственной сферы вширь, обеспечение пространственного единства страны на основе интеграционной функции АПК.
6. Разрешение дилеммы между продовольственной независимостью и экономической доступностью продовольствия посредством реализации преимуществ МРТ на более устойчивой к резким колебаниям мировой экономической и политической конъюнктуры интеграционной платформе.
Внутренними источниками угроз экономической безопасности выступают нарушения механизмов функционирования хозяйственных систем в результате воздействия факторов социального, политического, производственного, экологического и финансового характеров в условиях нестабильности экономических отношений, а также криминализация экономики и коррупция.
Одной из наиболее серьезных угроз экономической безопасности России является криминализация экономических отношений, которая превратилась в основное препятствие успешного социально-экономического развития страны. Она приобретает все более системные характеристики, а также способность реального влияния на отношения производства, обмена, распределения и потребления в стране. В этой связи особую актуальность приобретает разработка механизма противодействия криминализации социально-экономической системы в рамках обеспечения ее экономической безопасности.
Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:
- рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
- сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
- ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.
Ключевыми факторами обеспечения экономической безопасности являются сохранение единого экономического пространства страны и целостности общегосударственного рынка, эффективное управление экономикой, достаточное удовлетворение общественных потребностей, наличие эффективной системы противодействия тенизации и криминализации экономики.
Подводя итог, можно отметить, что первостепенной задачей для Российской Федерации является достижение благосостояния и безопасности граждан. И обеспечение экономической безопасности страны является одним из инструментов в достижении этой цели. В сложившейся ситуации геополитической напряженности и применения санкций, как никогда следует обратить внимание на развитие института экономической безопасности. Учитывая современные реалии, следует искать альтернативные пути решения возникших проблем. К примеру, снижение потока импорта должно стать стимулом для развития отечественного продовольственного сектора, высокотехнологичных отраслей. Насколько долго продлится мировой политический и экономический кризис нам не известно, но в наших силах создать прочную основу для устойчивого развития нашей экономики.



