РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством проектной деятельности 9
1.1. Психологические основы проектной деятельности 9
1.2. Подходы к развитию интеллектуальных способностей
старших подростков 25
1.3. Развитие интеллектуальных способностей подростков посредством
проектной деятельности 37
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение развития интеллектуальных способностей старших подростков с помощью проектной деятельности 49
2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение
экспериментальной работы 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа 53
2.3. Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента 58
2.4. Анализ результатов контрольной диагностики 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством проектной деятельности 9
1.1. Психологические основы проектной деятельности 9
1.2. Подходы к развитию интеллектуальных способностей
старших подростков 25
1.3. Развитие интеллектуальных способностей подростков посредством
проектной деятельности 37
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение развития интеллектуальных способностей старших подростков с помощью проектной деятельности 49
2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение
экспериментальной работы 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа 53
2.3. Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента 58
2.4. Анализ результатов контрольной диагностики 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
В подростковом возрасте особенно важно интеллектуального развитие подростков. По мнению Альфреда Бине «.человек, обладающий интеллектом, - это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспосабливаться к обстоятельствам жизни» [12, с. 11]. Эту точку зрения разделял и Дэвид Векслер - ученый, создавший первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «. интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть, короче говоря, успешно меряться силами с окружающим миром» [8, с.29]. «Сегодня, отмечает Жо Годфруа,
большинство психологов согласны именно с этим определением интеллекта, который рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде» [23, с.45].
В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную
деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Поэтому развитие интеллектуальных способностей в этом возрасте наиболее необходимо.
Работа основана на теоретических и практических трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, Д.Б. Эльконина и других.
В настоящее время обучающиеся образовательных учреждений, все больше занимаются проектной деятельностью. Особенности проектной деятельности заключаются в новых подходах к повышению психологической готовности школьников к решению различных проблем, обучению и развитию у них творческого мышления в сфере научного познания.
Проблема проектной деятельности школьников является новой для современного отечественного психолого-педагогического знания. Общим теоретическим вопросам организации проектной деятельности учащихся и ее использования в учебно-воспитательном процессе на современном этапе развития общеобразовательной школы посвящены исследования О.В. Брыковой, Л.М. Иляевой, Н.В. Лаштабовой, М.Б. Павловой, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцевой, Н.Г. Черниловой, Ю.Г. Шихваргера, и др. В многочисленных исследованиях рассматриваются также частные вопросы использования проектной деятельности: организация проектной деятельности в условиях межшкольных комбинатов (С.М. Шустов); социальное проектирование (Н.В. Белобородов, И.В. Вахрушева, В.А. Луков,
A. С. Прутченков); изучение английского языка через метод проектов (Т. Хатчинсон); метод проектов как технология воспитания учащихся средствами иностранного языка (В.В. Копылова); метод проектов как средство духовно-нравственного воспитания (А.В. Ходырева); психология проектной деятельности (Н.В. Матяш); метод проектов в контексте профильного обучения (Е.А. Мищенко, М.Б. Романовская,
B. В. Сафонова и др.).
Кроме того, как показал анализ психолого-педагогической литературы, развитие интеллектуальных способностей учащихся - процесс индивидуаль¬ный. И, следовательно, для повышения его эффективности в процессе обуче¬ния необходимо использовать личностно-ориентированный подход и учиты¬вать индивидуальные особенности учащихся. В то же время развитие интел¬лектуальных способностей учащихся подросткового возраста происходит в процессе формирования понятийного мышления под руководством взрослых. В условиях современной школы - это коллективный способ обучения. Следовательно, актуальным является вопрос о поиске возможностей интеграции индивидуальной работы учащихся с коллективными способами формирования новых знаний.
Поэтому возникает необходимость рассмотреть вопрос внедрения проектной деятельности в обучающий процесс и проследить его воздействие на интеллектуальное развитие школьников.
Приведенные факты делают предложенную тему особенно актуальной, что и послужило причиной для выбора темы данного исследования.
Проблема: каково влияние проектной деятельности на развитие интеллектуальных способностей старших подростков?
Объект - интеллектуальные способности старших подростков.
Предмет - психологические особенности интеллектуальных способностей старших подростков участвующих в проектной деятельности.
Цель - изучить психологические особенности влияния проектной деятельности на развитие интеллектуальных способностей старших подростков.
Гипотеза: участие в проектной деятельности будет способствовать развитию конвергентых и дивергентных интеллектуальных способностей старших подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностику интеллектуальных способностей старших подростков.
3. Разработать и апробировать программу по повышению уровня развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством проектной деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность программы развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством проектной деятельности.
Методы.
Для решения поставленных задач применялся комплекс теоретических методов исследования (теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирических методов (изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование, беседа, анкетирование); математические методы обработки данных (t-критерий Стьюдента, критерий Уилкоксона).
Методики исследования.
1. Методика Р.Амтхауэра «Тест структуры интеллекта».
2. Методика Н.А. Батурина, Е.Л. Солдатовой «Проективная методика диагностики дивергентного мышления».
3. Экспертная оценка успеваемости за полугодие по основным предметам и в среднем по всем предметам.
Теоретическая основа исследования:
- теория деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.В. Демин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и др.);
- фундаментальные положения теории развития личности в старшем школьном возрасте (Л.И. Божович, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, P.C. Немов, Д.Б. Эльконин и др.);
- теории профессионального и социально-педагогического проектирования (B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, И.А. Зимняя, Т.А. Каплунович, О.С. Орлов, П. Хилл, P.M. Шерайзина и др.);
- концептуальные идеи организации проектной деятельности учащихся в системе основного и дополнительного образования (В.В. Гузеев, Д. Дьюи, А.Е. Марон, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, ИД. Чечель и др.);
- современные концепции использования метода проектов в различных предметных и образовательных областях (П.Р. Атутов, М.Б. Павлова, П. А. Петря ков, Дж. Питт, И.А. Сасова, В.Д Симоненко, Д. Фрайд- Бут, Ю.Л. Хотунцев, Н.Г. Чанилова и др.).
Научная новизна: научно обосновано и экспериментально доказано эффективное влияние участия в проектной деятельности на развитие интеллектуальных способностей старших подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- уточнена сущность проектной деятельности учащихся как формы их индивидуальной или кооперативной интеллектуальной деятельности;
- систематизированы представления о развивающем потенциале проектной деятельности старших подростков;
- обогащена теория развития интеллектуальных способностей старших подростков за счет обобщения различных подходов к определению их сущности и выделения структурных компонентов интеллекта;
- теоретически обоснованы психолого-педагогические возможности проектной деятельности как средства развития интеллектуальных способностей старших подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при:
- организации проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях различного типа;
- составлении научно-практических рекомендаций для учителей, методистов и педагогов дополнительного образования;
- работе практических психологов при консультировании родителей и учителей по проблемам развития интеллектуальных способностей.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных
теоретических положений; применением комплекса методов и методик исследования, адекватных его цели и задачам; опытно-экспериментальной проверкой теоретических разработок; воспроизводимостью результатов исследования в образовательной практике.
Экспериментальная база: в исследовании приняли участие
обучающиеся 8-10 классов общеобразовательных учреждений
Старооскольского городского округа, участники проекта «Создание и организация работы муниципального научного общества учащихся на территории Старооскольского городского округа» 92 школьника (46 мальчиков и 46 девочек).
В подростковом возрасте особенно важно интеллектуального развитие подростков. По мнению Альфреда Бине «.человек, обладающий интеллектом, - это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспосабливаться к обстоятельствам жизни» [12, с. 11]. Эту точку зрения разделял и Дэвид Векслер - ученый, создавший первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «. интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть, короче говоря, успешно меряться силами с окружающим миром» [8, с.29]. «Сегодня, отмечает Жо Годфруа,
большинство психологов согласны именно с этим определением интеллекта, который рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде» [23, с.45].
В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную
деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Поэтому развитие интеллектуальных способностей в этом возрасте наиболее необходимо.
Работа основана на теоретических и практических трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, Д.Б. Эльконина и других.
В настоящее время обучающиеся образовательных учреждений, все больше занимаются проектной деятельностью. Особенности проектной деятельности заключаются в новых подходах к повышению психологической готовности школьников к решению различных проблем, обучению и развитию у них творческого мышления в сфере научного познания.
Проблема проектной деятельности школьников является новой для современного отечественного психолого-педагогического знания. Общим теоретическим вопросам организации проектной деятельности учащихся и ее использования в учебно-воспитательном процессе на современном этапе развития общеобразовательной школы посвящены исследования О.В. Брыковой, Л.М. Иляевой, Н.В. Лаштабовой, М.Б. Павловой, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцевой, Н.Г. Черниловой, Ю.Г. Шихваргера, и др. В многочисленных исследованиях рассматриваются также частные вопросы использования проектной деятельности: организация проектной деятельности в условиях межшкольных комбинатов (С.М. Шустов); социальное проектирование (Н.В. Белобородов, И.В. Вахрушева, В.А. Луков,
A. С. Прутченков); изучение английского языка через метод проектов (Т. Хатчинсон); метод проектов как технология воспитания учащихся средствами иностранного языка (В.В. Копылова); метод проектов как средство духовно-нравственного воспитания (А.В. Ходырева); психология проектной деятельности (Н.В. Матяш); метод проектов в контексте профильного обучения (Е.А. Мищенко, М.Б. Романовская,
B. В. Сафонова и др.).
Кроме того, как показал анализ психолого-педагогической литературы, развитие интеллектуальных способностей учащихся - процесс индивидуаль¬ный. И, следовательно, для повышения его эффективности в процессе обуче¬ния необходимо использовать личностно-ориентированный подход и учиты¬вать индивидуальные особенности учащихся. В то же время развитие интел¬лектуальных способностей учащихся подросткового возраста происходит в процессе формирования понятийного мышления под руководством взрослых. В условиях современной школы - это коллективный способ обучения. Следовательно, актуальным является вопрос о поиске возможностей интеграции индивидуальной работы учащихся с коллективными способами формирования новых знаний.
Поэтому возникает необходимость рассмотреть вопрос внедрения проектной деятельности в обучающий процесс и проследить его воздействие на интеллектуальное развитие школьников.
Приведенные факты делают предложенную тему особенно актуальной, что и послужило причиной для выбора темы данного исследования.
Проблема: каково влияние проектной деятельности на развитие интеллектуальных способностей старших подростков?
Объект - интеллектуальные способности старших подростков.
Предмет - психологические особенности интеллектуальных способностей старших подростков участвующих в проектной деятельности.
Цель - изучить психологические особенности влияния проектной деятельности на развитие интеллектуальных способностей старших подростков.
Гипотеза: участие в проектной деятельности будет способствовать развитию конвергентых и дивергентных интеллектуальных способностей старших подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностику интеллектуальных способностей старших подростков.
3. Разработать и апробировать программу по повышению уровня развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством проектной деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность программы развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством проектной деятельности.
Методы.
Для решения поставленных задач применялся комплекс теоретических методов исследования (теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирических методов (изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование, беседа, анкетирование); математические методы обработки данных (t-критерий Стьюдента, критерий Уилкоксона).
Методики исследования.
1. Методика Р.Амтхауэра «Тест структуры интеллекта».
2. Методика Н.А. Батурина, Е.Л. Солдатовой «Проективная методика диагностики дивергентного мышления».
3. Экспертная оценка успеваемости за полугодие по основным предметам и в среднем по всем предметам.
Теоретическая основа исследования:
- теория деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.В. Демин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и др.);
- фундаментальные положения теории развития личности в старшем школьном возрасте (Л.И. Божович, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, P.C. Немов, Д.Б. Эльконин и др.);
- теории профессионального и социально-педагогического проектирования (B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, И.А. Зимняя, Т.А. Каплунович, О.С. Орлов, П. Хилл, P.M. Шерайзина и др.);
- концептуальные идеи организации проектной деятельности учащихся в системе основного и дополнительного образования (В.В. Гузеев, Д. Дьюи, А.Е. Марон, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, ИД. Чечель и др.);
- современные концепции использования метода проектов в различных предметных и образовательных областях (П.Р. Атутов, М.Б. Павлова, П. А. Петря ков, Дж. Питт, И.А. Сасова, В.Д Симоненко, Д. Фрайд- Бут, Ю.Л. Хотунцев, Н.Г. Чанилова и др.).
Научная новизна: научно обосновано и экспериментально доказано эффективное влияние участия в проектной деятельности на развитие интеллектуальных способностей старших подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- уточнена сущность проектной деятельности учащихся как формы их индивидуальной или кооперативной интеллектуальной деятельности;
- систематизированы представления о развивающем потенциале проектной деятельности старших подростков;
- обогащена теория развития интеллектуальных способностей старших подростков за счет обобщения различных подходов к определению их сущности и выделения структурных компонентов интеллекта;
- теоретически обоснованы психолого-педагогические возможности проектной деятельности как средства развития интеллектуальных способностей старших подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при:
- организации проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях различного типа;
- составлении научно-практических рекомендаций для учителей, методистов и педагогов дополнительного образования;
- работе практических психологов при консультировании родителей и учителей по проблемам развития интеллектуальных способностей.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных
теоретических положений; применением комплекса методов и методик исследования, адекватных его цели и задачам; опытно-экспериментальной проверкой теоретических разработок; воспроизводимостью результатов исследования в образовательной практике.
Экспериментальная база: в исследовании приняли участие
обучающиеся 8-10 классов общеобразовательных учреждений
Старооскольского городского округа, участники проекта «Создание и организация работы муниципального научного общества учащихся на территории Старооскольского городского округа» 92 школьника (46 мальчиков и 46 девочек).
Данная магистерская диссертация посвящена развитию интеллектуальных способностей старших подростков. В первой главе мы провели анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством проектной деятельности, обозначили роль проектной деятельности в развитии интеллектуальных способностей.
В ходе теоретического анализа выявлено, что интеллектуальные способности — это индивидуально- психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей.
Реализация проектной деятельности обеспечивает ряд значимых социально- педагогических эффектов, обусловленных содержанием и типом разрабатываемого учащимися проекта: развитие их исследовательской культуры, творчества, аналитического, ассоциативного, системного, критического и глобального мышления, предметной, социальной, языковой и поликультурной компетентностей, социальной активности, познавательной самостоятельности, общего кругозора и др.
На основе полученных результатов в ходе констатирующего этапа эксперимента, анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, нами была разработана экспериментальная программа повышения уровня развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством участия в проектной деятельности. Данная программа включает в себя цели, задачи, принципы, блоки и этапы, в ходе которых она была реализована.
Анализ динамики уровня развития интеллектуальных способностей у старших подростков на контрольном этапе эксперимента показал, что в
результате экспериментальной работы у детей произошло повышение уровня развития интеллектуальных способностей. Такие изменения свидетельствуют о том, что программа, которая реализована в ходе формирующего этапа эксперимента, существенно влияет на эффективность развития
интеллектуальных способностей у старших подростков посредством проектной деятельности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза, участие в проектной деятельности будет способствовать развитию конвергентых и дивергентных интеллектуальных способностей старших подростков, подтверждена.
Результаты исследования внедрены на базе МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» Старооскольского городского округа и используются при организации проектной деятельности учащихся, составлении научно-практических рекомендаций для учителей, методистов и педагогов дополнительного образования, работе практических психологов при консультировании родителей и учителей по проблемам развития интеллектуальных способностей.
Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках развития интеллектуальных способностей старших подростков занимающихся проектной деятельностью.
В ходе теоретического анализа выявлено, что интеллектуальные способности — это индивидуально- психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей.
Реализация проектной деятельности обеспечивает ряд значимых социально- педагогических эффектов, обусловленных содержанием и типом разрабатываемого учащимися проекта: развитие их исследовательской культуры, творчества, аналитического, ассоциативного, системного, критического и глобального мышления, предметной, социальной, языковой и поликультурной компетентностей, социальной активности, познавательной самостоятельности, общего кругозора и др.
На основе полученных результатов в ходе констатирующего этапа эксперимента, анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, нами была разработана экспериментальная программа повышения уровня развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством участия в проектной деятельности. Данная программа включает в себя цели, задачи, принципы, блоки и этапы, в ходе которых она была реализована.
Анализ динамики уровня развития интеллектуальных способностей у старших подростков на контрольном этапе эксперимента показал, что в
результате экспериментальной работы у детей произошло повышение уровня развития интеллектуальных способностей. Такие изменения свидетельствуют о том, что программа, которая реализована в ходе формирующего этапа эксперимента, существенно влияет на эффективность развития
интеллектуальных способностей у старших подростков посредством проектной деятельности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза, участие в проектной деятельности будет способствовать развитию конвергентых и дивергентных интеллектуальных способностей старших подростков, подтверждена.
Результаты исследования внедрены на базе МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» Старооскольского городского округа и используются при организации проектной деятельности учащихся, составлении научно-практических рекомендаций для учителей, методистов и педагогов дополнительного образования, работе практических психологов при консультировании родителей и учителей по проблемам развития интеллектуальных способностей.
Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках развития интеллектуальных способностей старших подростков занимающихся проектной деятельностью.
Подобные работы
- Формирование самообразовательной компетенции обучающихся на уроках английского языка посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Повышение мотивации к изучению французского
языка у обучающихся старших классов
посредством проектной деятельности
Бакалаврская работа, французский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ КИНЕТИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Формирование активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА
НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр во взаимосвязи общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019



