ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ МУЖСКОЙ ДВОРЯНСКОЙ МОДЫ В ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 16
§1. Европейское влияние на отечественную мужскую дворянскую моду. 16
§2. Фрак, как основа мужского дворянского костюма в Российской
империи первой половине XIX века 26
§3. Мужские дворянские модные атрибуты первой половины XIX в 32
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ МУЖСКОЙ ДВОРЯНСКОЙ МОДЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 42
§1. Инновации в мужском дворянском костюме в середине XIX века 42
§2. Верхняя мужская дворянская одежда во второй половине XIX века... 53
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ МУЖСКОЙ ДВОРЯНСКОЙ МОДЫ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 64
§1. Основные направления в мужской дворянской моде начала XX в 64
§2. Основные модные тенденции начала XX в 70
§3. Ключевые элементы мужского дворянского гардероба начала XX века 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования представлена в изучении истории мужского дворянского костюма XIX - начала XX вв., это объясняется повышающим интересом современного общества к истории культуры России, и к истории мужской моды, в частности.
Для XIX - начала XX века эволюция мужского внешнего облика соотносилась с процессом становления менталитета дворянства. Мода постепенно становилась европейской, но все-таки в ней присутствовали черты традиционного русского общества. Вместе с кардинальными переменами в стране (Отечественная война, появление оппозиционных движений, восстание 1825 г., революционные движения, Крестьянская
реформа, события 1905 г., Первая мировая и Гражданская войны) менялась и стала значимой символика костюма: оттенки цветов, отделки и аксессуары.
Сформировались необходимые социальные факторы, определившие распространение моды в узком масштабе. Но в русском обществе мода жестко регламентировалась законами, правом, четко устанавливались предписания в отношении костюма, по сравнению с европейскими странами.
Невзирая на усиливающиеся внимание и интерес к культуре Российской империи XIX - начала XX вв. в отношении к мужской дворянской моды, можно утверждать о недостаточной изученности темы. Это объясняется тем, что законодателями моды всегда считались женщины, и бесспорно женская мода изучена достаточно, но в XIX - начала XX века важным элементом высшего света являлся костюм, поэтому мужчины не отставали от модных тенденций.
Моде свойственно повторяться и через какое-то время, возвращаются те элементы, которые уже были (например, шляпы, пиджачные костюмы, пальто и др.). На сегодняшний день многие вопросы изучения истории мужского дворянского костюма XIX - начала XX вв. слабо освещены в российской историографии. В тоже время, изучение данной проблемы поможет составить представление о внешнем облике дворян, общества, 3
представления о моде, но также, даст возможность проследить влияние более широких исторических процессов на трансформационные процессы в культуре. Таким образом, тема нашего исследования является весьма актуальной.
Объект исследования: русский мужской дворянский костюм в XIX начале XX века.
Предмет исследования: эволюция мужского дворянского костюма на рубеже XIX- начала XX вв., с учётом влияния процессов влияющих на изменение моды.
Цель работы: определить как развивалась мужская дворянская мода в Российской империи в XIX начале XX века.
В соответствии с целью исследования, необходимо решение следующих задач:
1) Проследить влияние европейских стран на мужскую отечественную дворянскую моду;
2) Рассмотреть фрак, как основу мужского дворянского костюма;
3) Охарактеризовать мужские дворянские модные атрибуты первой половины XIX века;
4) Проанализировать инновации в мужском дворянском костюме в середине XIX века;
5) Рассмотреть верхнюю мужскую дворянскую одежду во второй половине XIX века;
6) Выявить основные направления в мужской дворянской моде начала XX века;
7) Рассмотреть основные модные тенденции в начале XX века.
8) Изучить ключевые элементы мужского дворянского гардероба в начале XX века.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1800 - 1917 гг. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что происходят радикальные изменения в мужской моде, появление привычной одежды в гардеробе (пиджак, фрак, брюки и т.д.) в связи с европейским влиянием, и переход России на новый уровень. Верхняя граница предопределяет кардинальные перемены (русско-японская война, шествие рабочих 1905 гг., Первая мировая война и гражданская война), в связи с которыми происходят значимые преобразования в модной индустрии.
Географические рамки исследования данной темы включают в себя развитие модных тенденций на территории Российской империи; две столицы Москва и Санкт-Петербург в обозначенный период.
Источниковая база. Данное исследование потребовало обращения к различным источникам и учебной литературе, которые условно можно разделить на группы: путевые заметки и мемуары, периодические издания XIX-начала XX века и художественная литература.
Большой материал, из которого можно выделить и систематизировать информацию является художественная литература. Писатели того времени, описывали не только истории жизни своих героев, но и также общество, мелкие детали, церемонии, новинки тех времен, и важный источник для нашего исследования - дворянскую моду. На период времени выпадает творчество большинства самых известных писателей. Известные писатели такие, как Боборыкин П.Д1., Вельтман А.Ф ., Гаршин В. М , Гоголь Н.В ., Достоевский Ф.М ., Загоскин М.Н ., Островский А.Н ., Пушкин А.С ., Толстой Л.Н ., Тургенев И.С ., Чехов А.П11. Они охватили тот момент времени, пытаясь создать все как в реальности. Описывая главных героев, писатели предпочитали преподнести не только личные качества, внешний облик, быт, нравы страны, но и гардероб.
Второй группой по значимости изучения источников является мемуарная литература. Она сохранилась в достаточном количестве документов, писем, воспоминаний известных людей.
Бесценным источником, самым достоверным является сборник «Московская старина», а именно труд Богословского М.М . В нем запечатлена Москва, жившие и знавшие Москву дореволюционной поры. Быт, нравы, радости и горести, суеверия и взаимоотношения москвичей ушедшей исторической эпохи.
Яркой фигурой являлся Владимир Гиляровский , с его текстов мы видим полноценную Москву XIX столетия, ее бурную жизнь, историю повседневности. Он был русским писателем, журналистом - летописцем Москвы.
Следующими источниками для изучения истории развития мужской дворянской моды являются воспоминания участников рассматриваемого периода. Одним из таких является Греч Н.И , в своем воспоминании он описывает жизнь дворян, с кем встречался, какие были события, новинки, пришедшие из других стран в Россию, и т.д. Колмаков Н.М воспроизводит жизнедеятельность студентов, их деятельность в течении дня, также упоминает внешний вид, заметив деталь как - пуговица.
Скандальные и как многие историки считают недостоверные воспоминания, причисляют фрейлине Смирновой-Россет А. О . В них она описывает жизнь высшего света первой половины XIX века. Фрейлина является другом многих известных дворян, поэтому в своем труде она активно показывает их деятельность, не забывая при этом про внешний вид. Серия очерков изложил пехотный офицер на фронте Степанов П. И . Также можно назвать походные записки Алабина Петра Владимировича , который описывает трудное время для России, как тяжело было на войне, и что в эти моменты мода была на последней ступени важности.
Ценным источником нашего исследования, можно назвать мемуары, один из них это Гнедич П.П. Книга жизни . Петр Петрович в своих воспоминаниях четко описывает жизнь Петербурга, встречу с актерами, писателями и деятелями общества. Эти воспоминания охватывают огромный период времени. Обилие фактов, мелких деталей, описание костюмов, жизни, баллов, официальных приемов и т.д.
Официальные документы позволяют получить для исследования темы фактический материал, таким документом является Полное собрание законов Российской Империи . В законе установлен мундир для Высочайшего двора, в нем изменен покрой по образу французской моде. Этот закон позволяет точно и безошибочно определить основную верхнюю одежду в рабочие моменты, но и также для торжественных приемов.
XIX - начала XX века - время высшего этикета, правила светской жизни. Как нужно себя вести, что именно можно говорить, какие манеры поведения должны соблюдаться в обществе, какой внешний вид востребован - все это было описано в один сборник . Из него можно выделить важную информацию для нашего исследования, так как гардероб был одним из важных этапов соблюдения правил в дворянской среде.
До момента, как в моду вошли галстуки, никто не знал, как правильно их завязывать, чтобы выглядеть отлично и в соответствии с модой. Поэтому начали выходить брошюры, записи, статьи в модных журналах.. Один из таких источников является - Описание и рисунки сорока фасонов повязывать галстук . Репринтное воспроизведение издания 1829 года. Это описание очень важно для нашего исследования, для описания как правильно составлять банты (узлы), выбирать цвет, подходящую ткань, с какими украшениями сочетать, как ухаживать за этой деталью гардероба и в каких случаях носить тот или иной вид галстука.
Со второй половины XIX века Российская империя, стала интересной страной для многих путешественников, а также журналистов, чтобы увидеть своими глазами, как живут люди своими глазами. Одним из таких источников является - Хроника Теофиля Готье о его путешествии в Россию в 1811-1872 гг .
Наряду со значимостью и важностью исторических источников можно отнести появление модных журналов на российском рынке. Большинство дворян, следившие за новинками приобретали журналы и старались придерживаться советам модной индустрии. В них отводились рубрики, статьи, с приложением картинок костюма или модными вещами. Текст, занимал меньшую часть, журнал содержал новые тенденции каждого сезона, а также новинки в других странах. Некоторые известные журналы издавались с подробными выкройками, всевозможными отделками, вышивками и т.д.
В конце XIX века в журналах появляются фотографии. На них изображены повседневные костюмы, но фотографии не вытеснили картинки из рубрик. В нашем исследовании мы использовали такие журналы как «Модный магазин» , «Московский телеграф» , католог-прейскурант магазина «Мюр и Мерилиз»25 , Раскрашенные москвичи и Ремесленная газета .
Таким образом, совокупность источников, исследованных при работе над темой, включает различную по объему и полноте информацию, и позволяет воспроизвести объективную картину трансформации модных тенденций мужской дворянской моды, а также помочь при решении поставленные нами задачи.
Степень изученности. Для работы обратились к исследованиям, Бердник Т.О., Неклюлюдова, Т.П., Захаржевская Р. В., Кирсанова Р.М., Короткова М. В., Мерцалова М. Н., Ривош Я.Н.
Совместный труд по дизайну костюма Бердник Т.О., Неклюлюдова посвящен вопросам художественного проектирования костюма. Впервые композиция, методы моделирования и формообразования одежды, составляющие теоретическую основу дизайна костюма, представлены в их органическом единстве. Кроме того, настоящая работа содержит ценный систематизированный материал по истории моды и дизайна в целом.
Среди исследователей, занимающихся историей развития моды, следует выделить историка костюма Р.М. Кирсанову . В своем труде автор описывает каждую вещь, источник заимствования названия, особенности веждой, в какое время появилось в России, в какой момент эта вещь стала популярной, то есть характеристики костюма и его составляющие как вещи в предметном мире эпохи. Эту работу можно назвать справочником в модной индустрии, который используется в нашем исследовании. Книга
иллюстрирована произведениями русских художников, образцами модной графики из периодических изданий и фотографиями подлинных предметов из музейных собраний.
Труд Коротковой М.В. «Традиции русского быта» , рассказывает нам об основных элементах одежды различных слоев населения, начиная от допетровской эпохи, заканчивая XIX в. Автором рассмотрены закономерности, условия, обуславливающие те или иные изменения обрядов, традиций, моды на протяжении многих веков русского народа. В данной книге для нашего исследования, мы можем найти информацию о различных деталях мужского костюма. Весь материал подкреплен изображениями из журналов рассматриваемого периода.
Исследование Захаржевской Р.В. составило работу, в которой рассказывается история костюма не только России, но и большинства стран. Иллюстрации показывают основные модные вещи того столетия и ее общемировые тенденции. Автор указывает основные принципы подхода к разработке сценического костюма с учетом исторических факторов. Происхождение форм костюма рассматривается автором в неразрывной связи с законами становления и смены стилей в общей истории развития культуры. Здесь особенно ценными являются выведенные историком закономерности ритмического сокращения периодов смены форм, а также гармонические законы образования и разрушения стиля в одежде.
Работа историка и искусствоведа М.Н. Мерцаловой по истории костюма это уникальный иконографический и фактологический труд, дает возможность проследить нюансы заимствований и привнесений в мужском костюме. Акцент сделан на раскрытии социально -исторического контекста развития костюма под влиянием движения эмансипации. Автор считает, что мода способствует усвоению определённых социальных норм и ценностей и
посредством этого усвоения - воспроизводству определённой социальной системы.
Уникальной учебной литературой является книга «Время и вещи» , автором которой является Ривош Я.Н. В книге представлен иллюстрированный материал - это фотографии, Государственные и частные коллекции, архивы фотографий и семейных альбомов. Ценным материалом считается наглядным, так как можно увидеть своими глазами и объективно описать. Подробно историком описан быт, портреты, костюмы представителей разных сословий, классов, профессий.
В нашей работе использовались такие научные инструментарии как энциклопедии и этимологический словарь . С помощью их, мы находили точное определение некоторых вещей, атрибутов и многое другое.
Для изучения и написания работы, необходимо было ознакомиться, что такое мода, зачем ее изучают и так далее. Так как под словом «мода» многие ассоциируют под разными смысловыми оттенками и дают разные оценки этому явлению. Разобраться в этом оказала помощь книга Гофмана А.Б . Воссоздали композиции вещей, цвета, формы, пропорции , материал и др.
В рассмотрении истории костюма, его характерных особенностях, стилевых направлениях искусства эпохи, в правильности ношения костюма, мельчайшие детали всего костюма, а также истории домов моды в Российской империи - использовались труды Дудниковой Г.П , Ермиловой Д.Ю .
Большинство историков рассматривали моду, как феномен истории, предоставили для обозрения общие тенденции развития моды при помощи фотографий из архивов . В издании Елены Суслиной использованы уникальные экспонаты из отдела редкой книги Государственной российской библиотеки, а также периодика конца XVIII - начала XIX века. Автор показал, жизнь русского общества, на что шли ради красоты, чему придерживались в светском круге.
«Беседы о русской культуре» принадлежат перу блестящего исследователя русской культуры Ю. М. Лотмана . Книга показывает в мир повседневной жизни русского дворянства XVIII — начала XIXвека. Мы видим людей далекой эпохи в детской и в бальном зале, на поле сражения и за карточным столом, можем детально рассмотреть прическу, покрой платья, жест, манеру держаться. Вместе с тем повседневная жизнь для автора — категория историко-психологическая, знаковая система, то есть своего рода текст. Он учит читать и понимать этот текст, где бытовое и бытийное неразделимы.
Романовская М. Б в своем исследовании разбирала историю костюма XIX - XX веков. Акцент сделан на раскрытии социально-исторического контекста развития костюма под влиянием движения эмансипации. Романовская М. Б. считает, что мода способствует усвоению определённых социальных норм и ценностей и посредством этого усвоения - воспроизводству определённой социальной системы. Костюм, будучи исторически разделен на мужской и женский, отражает гендерные изменения в обществе.
С возникновением человеческой цивилизации одной из базовых потребностей, без преувеличения, стала одежда. Вполне обоснованным, на наш взгляд, является утверждение, что костюм в своем роде - это отражение истории социума. С эволюцией различных сфер жизни общества появились новые, взаимосвязанные с одеждой, специфические явления - мода, тенденции и стиль.
В настоящем исследовании, для более тщательного изучения эволюции всех аспектов дворянской мужской моды в период XIX - начала ХХ вв., данный период был условно разделен на три этапа.
Первый этап отмечен началом XIX столетия, в котором Российская империя переходит на новый уровень развития. В это время наиболее заметно изменение модных тенденций в мужском костюме, по сравнению с другими историческими периодами. Дворянское сословие и высший свет подстраивались под вкусы и личные предпочтения императора. Наиболее ярко данная особенность отечественной мужской моды проявилась в правление Павла I, который ввел запреты на некоторые предметы иностранной одежды, например - фрак.
После смерти императора Павла I, и воцарения Александра I, во всех сферах государства наблюдается определенная либерализация и демократизация, в том числе в отношении дворянского костюма. Новый импульс мужская мода получила благодаря началу Отечественной войны 1812 года. В тоже время, из-за переориентации жизни российского общества на военный лад, данный период отмечен более медленным развитием модных тенденций и веяний в нашей стране.
Зарождение революционных идей в Европе в конце XVIII в. способствовало возникновению в 1810-1825 гг. тайных обществ, оппозиционных царскому режиму в России. Они внесли небольшую, но весьма заметную деталь в мужскую одежду - накрахмаленный воротник белой рубашки, который означал «отцеубийство». Именно такие специфические эпизоды вводили в моду новые детали.
Влияние европейских стран остается заметным до 1825-х гг., и в дальнейшем идет на спад. Этот процесс можно объяснить сменой императоров на российском престоле, в связи с важнейшими событиями внутри государства - смертью Александра 1,восстанием на Сенатской площади, и в конечном счете присягой Николаю I.
Правление Николая I резко отличалось от предшественника. Новый император не был первоочередным претендентом на трон, в связи с чем, его обучение было направленно на построение военной карьеры. Поэтому, в период его царствования, распространение получила модная тенденция на ношение военной формы. Сам Николай I предпочитал надевать военный мундир, даже вне государственной службы. Безусловно, в это время были и другие виды мужских костюмов. В 30-50х гг. мужской гардероб пополнялся актуальными моделями одежды, атрибутами и различными аксессуарами.
Следующий этап развития отечественной мужской моды отмечен второй половиной XIX века. Это время в Российской империи стало эпохой широкомасштабных государственных преобразований, которые изменили привычную жизнь всего населения страны. По сравнению с прошлыми десятилетиями, в 50-х гг. дворянский костюм сохранил свои основные черты. Изменения коснулись лишь качества тканей, а также мелких деталей - положения линии талии, количества пуговиц, появления вспомогательных элементов - подтяжек, ремней, и др. Популяризация здоровья и гигиены обусловила возникновение нижнего белья. В целом, одежда стала более удобной и практичной по сравнению с нарядами первой воловины XIX века. Несмотря на модные тенденции к упрощению и демократизации мужского гардероба, в образе дворянина неизменно сохранялся характерный стиль и аристократичность костюма.
Важной особенностью нового этапа мужской моды было качество материала костюма, а также искусство портного. Поэтому состоятельные дворяне старались попасть к самым лучшим европейским и отечественным мастерам, чтобы заказать не только модный, но и качественный наряд. Поскольку возможности индивидуального пошива были весьма ограниченны для мужчин более низкого материального достатка, то с развитием машинного производства и текстильной индустрии, появляются магазины готового платья, которые пользовались большим успехом у населения страны.
Третьим этапом в трансформации мужского дворянского костюма стало начало ХХ века.
ХХ век знаменовал в Российской империи большие перемены. Одна из них это фундаментальные открытия в науке на рубеже XIX - XX веков, которые привели к завершению становления научной картины мира.
Период с начала XX века до Первой мировой войны и Октябрьской революции стал для Российской империи насыщен большими событиями. Они изменили не только политическую жизнь, но также и другие отрасли, включая и моду. Войны внесли в повседневный костюм свои изменения. Требовалось больше экономии, больше удобства. Также не стоить забывать про внутренние противоречия в России .
Русско-японская война и революционные события 1905 года нашли отражение в мужской одежде. Покрой одежды становится более упрощенным и лаконичным. В мужском гардеробе пользуются популярностью вещи, сделанные из трикотажных тканей, поскольку они удобные в носке и, к тому же, не мнутся. Одной из таких вещей был свитер или фуфайка, - первоначально одежда моряков и спортсменов -гребцов в конце 1880-х гг. В начале XX века с появлением синтетических волокон в швейной промышленности, цвет свитера зависел лишь от модного направления.
Дворянская мужская мода до революции продолжала следовать Западноевропейским тенденциям, которые представляли популярные модные дома. Новинки моды направлены на упрощение костюма, и многие предметы гардероба исчезают, такие как сюртук и редингот, признанные устаревшими.
Перемены в мужских нарядах в этот период происходят, лишь относительно длинны. Изменилось положение линии плечевого шва, количество пуговиц. Ключевые элементы верхней одежды - сюртук, пальто, пиджаки были свободного покроя. Исходя из принципа целесообразности, как не совсем удобный предмет одежды, из мужского гардероба исчезает сюртук. В повседневности его носили мужчины в зрелом возрасте.
В настоящее время, если заглянуть в мужской гардероб, то обязательно можно найти, хоть один пиджачный костюм, который был основным типом мужской одежды XX века. Для дворян он считался повседневным нарядом, для простого населения - праздничным и торжественным. Пиджачный костюм состоял из пиджака, брюк и обязательно жилета. Пиджаки носили двубортные и однобортные. Двубортные пиджачные костюмы были преимущественно темные (черные, синие или темные в светлую полоску). Материалом служили креп, бостон, шевиот, реже трико. Однобортные пиджаки носили как темные, так и светлые. Мужской костюм приобрел более вытянутый силуэт.
Необходимо отметить, что каждый период развития истории моды особенный по-своему. С каждым десятилетием, появлялось что -то новое, необычное. Если сравнивать XIX в. и XX в., то можно увидеть существенную разницу и отличия в мужском гардеробе. В XIX веке дворянство разделилось на два фронта. Одни поддерживали еще традиционные порядки, устои жизни, и не воспринимали модные тенденции из Европы, другие - наоборот старались соответствовать новой моде и ее тенденциям. В начале ХХ века костюм сформировался в таком виде, в котором просуществовал практически всё предыдущее столетие.
1. Алабин Петр Владимирович (1824-1896). Походные записки в 1849, 1853, 1854-56, 1877-78 гг. / П. Алабин. - Самара; М., 1888-1892. - Перед загл.: «Четыре войны». - 332 с.
2. Алданов М. А., Ключ, гл. II, 930, цитата по публикации «Дружба народов» // Ежемесячный литературно-художественный и общественно¬политический журнал. Орган союза писателей СССР. — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 1989. — 280 с.
3. Бакст Л.С. О современных модах // Утро России. - 1914. - 9 февраля. - С. 4.
4. Бакст Л.С. Пути классицизма в искусстве // Аполлон. - 1909. - № 2-3. С. 47-53.
5. Боборыкин, П.Д. Китай-город. / Боборыкин П.Д. - М.:
Государственное издательство художественной литературы, 1957. - 448 с.
6. Богословский М.М. Москва в 1870-1890-х годах // Александров Ю.Н. Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия. - М.: Правда, 1989. — 544 с.
7. Бульвер-Литтон Э. Последние дни Помпей. Пелэм, или
Приключения джентльмена. - М.: Правда, 1988. - 768 с.
8. Вельтман, А.Ф. Сердце и думка. / Вельтман А.Ф. - М.: Советская Россия, 1986. - 252 с.
9. Гаршин В. М. Денщик и офицер. / Рассказы. - М.: Правда, 1980. - 304 с.
10. Гиляровский, В.А. Москва и москвичи / В.А. Гиляровский. - М.: АСТ, 2009. - 413 с.
11. Гоголь Н.В. «Мертвые души». - 2005. Т. 2. Гл. 4 [Электронный
ресурс]. URL: http ://rubooks. or g/book.php?book=5897&page=38 (дата
обращения 04.03.18 г.).
12. Греч Н. И. Записки о моей жизни / [соч. Н. И. Греча; изд. под ред. П. С. Усова]. - СПб. : Изд. А. С. Суворина, 1886. - 588 с.
13. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание. / Достоевский Ф. М. - М.: АСТ, 2008. - 322 с.
14. Загоскин М.Н. Брынский лес: роман / Михаил Загоскин. - М.: Вече, 2015. - 320 с.
15. Зданевич И., Ларионов М. Почему мы раскрашиваемся // Аргус.
- 1913. - №12. - С. 114-120.
16. Колмаков H. М. Очерки и воспоминания // «Русская старина». СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1891. - Т. 70. - 737 с.
17. Описание и рисунки сорока фасонов повязывать галстук [Переиздание 1829 года]. - М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2013. - 138 с.
18. Островский, А.Н. Бесприданница: Драма. / Островский А.Н. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 192 с.
19. Полное собрание законов Российской Империи. Собр 2. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1856. - Т.30. № 29588. - 737 с.
20. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. (Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни ...) / составитель Юрьев и Владимирский - СПб.: Типография и Литография В.А. Тиханова, Б. Садовая. № 27, 1889. - 413 с.
21. Пушкин, А.С. Евгений Онегин. / Пушкин А.С. - М.: АСТ, 2004. - 352 с.
22. Пушкин А.С. Арап Петра Великого. - 1827-1828. [Электронный ресурс]. URL: http://ilibrary.ru/text/476/p.1/index.html (дата обращения 15.03.18
г.).
23. Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. - М.: Наука, 1989. — 809 с.
24. Степанов П. И. Севастопольские заметки 1854, 1855 и 1856 годов // Военный сборник, 1905. - С. 40-64.
25. Танеева А.А. Страницы моей жизни // Верная Богу, Царю и Отечеству. Анна Александровна Танеева (Вырубова) - монахиня Мария. - СПб.: Царское село, 2005. - С. 45.
26. Толстой, Л.Н. Анна Каренина. / Толстой Л.Н - М.: АСТ, 2015. - 864 с.
27. Тургенев, И.С. Отцы и дети. / Тургенев И.С. - М.: Мир книги, 1862. - 330 с.
28. Хроника Теофилья Готье о его путешествии в Россию в 1811-1872 гг. Издательство «Мысль», 1988. - 398 с.
29. Чехов, А.П. Тайный советник. / Чехов А.П. - М.:
Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 320 с.
Периодические издания
30. Модный магазин. - Спб.: В. Головина, 1870. - № 10. рис. 21,22. - 395 с.
31. Модный магазин. - Спб.: В. Головина, 1863. - № 8. - 378 с.
32. Московский телеграф: Журнал литературы, критики, наук и художеств. / Изд. Николаем Полевым. - М. Типография Августа Семена, 1829. - № 4. - С. 558
33. Мюр и Мерилиз. Универсальный магазин. Сезон весны и лета 1900 года: Каталог-прейскурант. М.: Тип-литогр. Высочайше утвер. Т-ва И.Н. Кушнерев, 1900. - 104 с.
34. Раскрашенные москвичи // Московская газета. - 1913. - 15
сентября. - С. 5-7.
35. Ремесленная газета. - М.: К.А. Казначеева, Долгоруковская ул., д. № 71, 1906. - №9. - С. 15-20.
II. Исследования
36. Андреева, Р.П. Энциклопедия моды. / Андреева Р.П.- СПб.: Литера, 1997. - 416 с.
37. Астахова, Н. Правила вежливости и светского этикета. / Астахова Н. - М.: Белый город, 2007. — 272 с.
38. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. - Ростов н/Д, Феникс, 2000. — 448 с.
39. Васильев, А.А. Русская мода. 150 лет в фотографиях. / Васильев А.А. - М.: Слово, 2006. - 448 с.
40. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Новое время (XIV-XIX вв.). Иллюстрированная энциклопедия в 3-х тт. Т. 3 - М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 768 с.
41. Вострикова О. Мода военного времени/ О. Вострикова// Юный художник. 2010. - № 4. - С. 45 - 47.
42. Герасимова Ю.Л. История костюма и моды: Учеб. пособие / Ю. Л. Герасимова. - Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2002. - 97 с.
43. Гофман, А.Б. Мода и люди. / Гофман А.Б. - М.: Наука, 2000. - 160 с.
44. Демиденко Ю. Подиум Серебряного века: Творчество
художников в области моды первой трети XX столетия // Наше Наследие. - 2006. - № 63-64. - С. 28-36.
45. Дудникова, Г.П. История костюма. / Дудникова Г.П. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 416 с.
46. Емельянова О.С. Общие тенденции развития мужской
дворянской моды Российской империи в первой половине XIX века // Карамзинские чтения: сборник материалов научно-практической
конференции, посвященной 250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина. Белгород, 12 декабря 2016 г. / отв. ред. И.В. Истомина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 136 с.
47. Ермилова Д.Ю. История домов моды: Учеб. пособие для высш. учебн. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
48. Живая история: костюм на службе познания. Учебно¬
методическое пособие / Составитель Калинин А.К. - Иваново, 2017. - 104 с.
49. Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890 - 1910-х гг.
- Л.:Лениздат, 1991. - 375 с.
50. Захаржевская, Р. В. История костюма. / Захаржевская Р. В. - М.: РИПОЛ классик, 2009. - 432 с.
51. Захаржевская, Р.В. История костюма: От античности до современности. / Захаржевская Р.В. — М.: РИПОЛ классик, 2005.— 288 с.
52. Захаржевская, Р.В. Костюм для сцены. / Захаржевская Р.В. - М.: Сов. Россия, 1967. - 214 с.
53. Зимин И. Взрослый мир императорских резиденций. - М., 2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://statehistory.ru/books/Vzroslyy- mir-imperatorsk (Дата обращения: 19.04.2018)
54. Ивагами, М. XIX век. История моды с XVIII по XX столетие. / Ивагами М. Коллекция Института костюма Киото. М.: АРТ-РОДНИК, 2003.
- 720 с.
55. Иванова-Климанская С.В. ака Майра неа Соэллу. Из истории мужского фрака Ч. I [Электронный ресурс] // История мужского костюма. URL: http://costume-history.livejournal.com/596296.html (Дата обращения 07.12.17)
56. Каминская Н. М. История костюма. Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений швейной пром-сти. М.: «Легкая индустрия», 1977. - 128 с.
57. Каштанов, Ю. История военного костюма. / Каштанов Ю. - М.: Белый город, 2005. - 46 с.
58. Киреева, Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века. / Киреева Е.В. - М.: «Просвещение», 1970. - 165 с.
59. Кирсанова, Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII- первой половины XX вв. / Кирсанова Р.М. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. - 383 с.
60. Кирсанова, Р.М. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. / Кирсанова Р.М. - М.: Слово, 2002. - 224 с.
61. Кирсанова Р. Война и мода / Кирсанова Р. // Родина. 2005. - № 6.
- С. 46 - 48.
62. Колесникова А.В. Бал в России, XVIII - начало XX вв. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 301 с.
63. Костюм России XV-начало XX века. / Под ред. Е.Р. Беспаловой. «АРТ-РОДНИК», М.: 2000. - 232 с.
64. Короткова, М.В. Путешествие в историю русского быта. / Короткова М.В. - М.: Дрофа, 2007. — 177 с.
65. Короткова, М. В. Традиции русского быта. / Короткова М. В. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 319 с.
66. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). / Лотман Ю.М. - СПб.: Искусство, 1994. — 484 с.
67. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: Т. 3-4.: В 4 т.
- М.: Академия Моды, СПб.: Чарт Пилот, 2001. - 576 с.
68. Мерцалова, М. Н. История костюма: Очерки истории костюма. / Мерцалова М. Н. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 306 с.
69. Нанн Дж. История костюма. 1200-2000. Пер. с англ. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. — 343 с.
70. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. - М.: Легпросбытиздат, 1997. - 318 с.
71. Пахмонова А. Мода в России первой половины XIX века. Антураж// 2007 г. - № 07-08. - С. 42
72. Ривош, Я.Н. Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров в России конца XIX - начала XX в. / Ривош Я.Н. - М.: Искусство, 1990. - 304 с.
73. Рибейро, Э. Мода и мораль. / Рибейро Э. - М.: Новое
литературное обозрение, 2012. - 264 с.
74. Руан К. Новое платье империи: история российской модной индустрии, 1700-1917 / Кристин Руан; Пер. с англ. К. Щербино. - М.: Новое лит. обозрение, 2011. - 412 с.
75. Руденко Т. Модные магазины и модистки Москвы первой половины XIX столетия. М.: Центрполиграф, 2015. - 392 с.
76. Русский костюм 1750-1917 / Под ред. В. М. Рындина. В 5 вып., Вып. 1. М.: Всероссийское театральное общество, 1960. - 178 с.