ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Понятие, функции и виды страха 8
1.2. Возрастные особенности проявления страхов в младшем школьном
возрасте 21
1.3. Психолого-педагогические детерминанты проявления страхов в младшем
школьном возрасте 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Результаты и их обсуждение 47
2.3. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей младшего
школьного возраста» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Понятие, функции и виды страха 8
1.2. Возрастные особенности проявления страхов в младшем школьном
возрасте 21
1.3. Психолого-педагогические детерминанты проявления страхов в младшем
школьном возрасте 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Результаты и их обсуждение 47
2.3. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей младшего
школьного возраста» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Проблема страха актуальна для людей любого возраста, но наибольшую важность она имеет для детей младшего школьного возраста. Это тот период, когда ребенок сталкивается с новой школьной обстановкой, новыми правилами, новыми социальными отношениями и формами общения, это тот период, когда у человека интенсивно развивается самосознание. В настоящий момент существует противоречие между особой значимостью для общества физического здоровья и психологического благополучия подрастающего поколения (младших школьников), с одной стороны, а с другой - увеличение негативных психологических состояний, обострение различных хронических заболеваний, вызванное военными действиями на территории Юго-Востока Украины, на которые, к тому же, накладывается изменение социальной ситуации развития в данном возрасте, связанное с поступлением в школу.
Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов в младшем школьном возрасте не нова. Изучением страхов в младшем школьном возрасте занимались такие ученые как Л.С. Выготский, В.А. Гурьева, Н.С. Жуковская, А.И. Захаров, Е.В. Ивлева, О.А. Карабанова, Л.М. Костина, А.М. Прихожан, П.В. Симонов, Д.Ю. Соколов, А.С. Спиваковская, Ж. Годфруа К. Изард Т.П. Симсон, А. Фромм.
Диагностика и коррекция страхов в младшем школьном возрасте отражена в исследованиях Л.С. Акопян, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, К.С. Лебединской, М.А. Панфиловой А.В. Суворовцевой, И.П. Шкуратовой, Дж.С. Рейнгольда, Д. Робинсон, Г. Эберлейн.
Вместе с тем, особенности проявления страхов в младшем школьном возрасте в регионах, где ведутся военные действия, не являлись предметом специального анализа. Кроме того, отсутствуют научно-обоснованные коррекционные программы совладания со страхами у младших школьников с учётом специфики таких регионов.
Проблема исследования: Каковы психологические детерминанты проявления страхов в младшем школьном возрасте?
Цель исследования - изучить психологические детерминанты проявления страхов в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: страхи в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: психологические детерминанты проявления страхов в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования:
В качестве психологических детерминант проявления страхов в младшем школьном возрасте выступают следующие особенности личности обучающегося и значимого взрослого (матери): 1) уровень жизнестойкости; 2) преобладающий тип копинг-стратегий; 3) уровень личностной тревожности матери. При наличии высокого или среднего уровня жизнестойкости и преобладании конструктивных копинг-стратегий у младшего школьника и его матери, а также при низком уровне личностной тревожности матери создаются благоприятные условия для снижения уровня страхов и/или уменьшения их количества в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с точки зрения оценки подходов к решению проблемы психологических детерминант проявления страхов в младшем школьном возрасте.
2. Сформулировать теоретическую основу исследования: объект, предмет, понятийный аппарат исследования, гипотезу. Выбрать базу исследования и диагностические методики.
3. Выявить психологические переменные, входящие в предмет исследования и позволяющие проверить выдвинутую гипотезу. Обработать и интерпретировать полученные данные.
4. Выявить характер связи между уровнем школьной тревожности, проявлением страхов, количеством разных видов страхов у младших школьников и личностными характеристиками младших школьников и их
матерей: уровнем жизнестойкости, применяемыми копинг-стратегиями,
уровнем личностной тревожности матерей.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на уменьшение уровня тревожности младших школьников и количества страхов в младшем школьном возрасте.
Теоретической основой исследования послужили теоретические положения, выдвинутые в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался также опыт зарубежных авторов З. Фрейда, Ч. Спилбергера, изучающих проблему страха и его влияние на формирующуюся личность ребёнка.
Положения, выносимые на защиту:
1) Психологическими детерминантами проявления страхов в младшем школьном возрасте являются: уровень жизнестойкости младшего школьника и его матери, преобладающий тип копинг-стратегий младшего школьника и его матери, уровень личностной тревожности матери;
2) При наличии высокого или среднего уровня жизнестойкости и преобладании конструктивных копинг-стратегий младшего школьника и его матери создаются благоприятные условия для снижения уровня страхов и/или уменьшения их количества в младшем школьном возрасте;
3) Уровень личностной тревожности матери влияет на уровень общей школьной тревожности и уровень тревожности младшего школьника, связанной с различными областями школьной жизни. При низком или среднем уровне личностной тревожности матери снижается уровень общей школьной тревожности младшего школьника и уровень тревожности младшего школьника, связанной с различными областями школьной жизни.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. теоретические методы - сравнительный и комплексный анализ научной, методической и учебной литературы; обобщение теоретического материала и педагогического опыта;
2. эмпирические методы - тестирование, опросы;
3. методы обработки полученных данных - методы математической
статистики: непараметрический статистический критерий Манна-Уитни,
непараметрический коэффициент корреляции Спирмена, множественный регрессионный анализ (МРА), дисперсионный анализ (ANOVA), факторный анализ.
4. интерпретационные методы - структурный метод.
В качестве диагностических методик использовались:
1) Опросник уровня школьной тревожности Филлипса;
2) Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой;
3) Проективная методика «Паутина»;
4) Опросник копинг-стратегий детей школьного возраста
И.М. Никольской и Р.М. Грановской;
5) Опросник Ч.Д. Спилбергера (тест на определение тревожности);
6) Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева и Е.И.Рассказовой;
7) Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана.
Теоретическая значимость исследования: полученные в результате проведенного исследования новые данные о психологических детерминантах проявления страхов в младшем школьном возрасте обогащают научные представления о влиянии личностных особенностей ребёнка и его матери на уровень школьной тревожности ребёнка и количество у него разных видов страха, что позволяет расширить теоретические представления об этой проблеме в рамках как педагогической, так и возрастной психологии и психологии развития. Разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на уменьшение уровня тревожности младших школьников и количества страхов в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования: В результате проведенных исследований разработана коррекционно-развивающая программа по уменьшению уровня тревожности младших школьников и количества страхов в младшем школьном возрасте, содержащая занятия, направленные на уменьшение тревожности детей и снижение количества видов страхов у них.
Выборка и база исследования. В исследовании приняли участие 96 младших школьников - учеников 4-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Учебно-воспитательный комплекс № 16 г.Донецка» и 96 их матерей.
Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов в младшем школьном возрасте не нова. Изучением страхов в младшем школьном возрасте занимались такие ученые как Л.С. Выготский, В.А. Гурьева, Н.С. Жуковская, А.И. Захаров, Е.В. Ивлева, О.А. Карабанова, Л.М. Костина, А.М. Прихожан, П.В. Симонов, Д.Ю. Соколов, А.С. Спиваковская, Ж. Годфруа К. Изард Т.П. Симсон, А. Фромм.
Диагностика и коррекция страхов в младшем школьном возрасте отражена в исследованиях Л.С. Акопян, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, К.С. Лебединской, М.А. Панфиловой А.В. Суворовцевой, И.П. Шкуратовой, Дж.С. Рейнгольда, Д. Робинсон, Г. Эберлейн.
Вместе с тем, особенности проявления страхов в младшем школьном возрасте в регионах, где ведутся военные действия, не являлись предметом специального анализа. Кроме того, отсутствуют научно-обоснованные коррекционные программы совладания со страхами у младших школьников с учётом специфики таких регионов.
Проблема исследования: Каковы психологические детерминанты проявления страхов в младшем школьном возрасте?
Цель исследования - изучить психологические детерминанты проявления страхов в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: страхи в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: психологические детерминанты проявления страхов в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования:
В качестве психологических детерминант проявления страхов в младшем школьном возрасте выступают следующие особенности личности обучающегося и значимого взрослого (матери): 1) уровень жизнестойкости; 2) преобладающий тип копинг-стратегий; 3) уровень личностной тревожности матери. При наличии высокого или среднего уровня жизнестойкости и преобладании конструктивных копинг-стратегий у младшего школьника и его матери, а также при низком уровне личностной тревожности матери создаются благоприятные условия для снижения уровня страхов и/или уменьшения их количества в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с точки зрения оценки подходов к решению проблемы психологических детерминант проявления страхов в младшем школьном возрасте.
2. Сформулировать теоретическую основу исследования: объект, предмет, понятийный аппарат исследования, гипотезу. Выбрать базу исследования и диагностические методики.
3. Выявить психологические переменные, входящие в предмет исследования и позволяющие проверить выдвинутую гипотезу. Обработать и интерпретировать полученные данные.
4. Выявить характер связи между уровнем школьной тревожности, проявлением страхов, количеством разных видов страхов у младших школьников и личностными характеристиками младших школьников и их
матерей: уровнем жизнестойкости, применяемыми копинг-стратегиями,
уровнем личностной тревожности матерей.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на уменьшение уровня тревожности младших школьников и количества страхов в младшем школьном возрасте.
Теоретической основой исследования послужили теоретические положения, выдвинутые в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался также опыт зарубежных авторов З. Фрейда, Ч. Спилбергера, изучающих проблему страха и его влияние на формирующуюся личность ребёнка.
Положения, выносимые на защиту:
1) Психологическими детерминантами проявления страхов в младшем школьном возрасте являются: уровень жизнестойкости младшего школьника и его матери, преобладающий тип копинг-стратегий младшего школьника и его матери, уровень личностной тревожности матери;
2) При наличии высокого или среднего уровня жизнестойкости и преобладании конструктивных копинг-стратегий младшего школьника и его матери создаются благоприятные условия для снижения уровня страхов и/или уменьшения их количества в младшем школьном возрасте;
3) Уровень личностной тревожности матери влияет на уровень общей школьной тревожности и уровень тревожности младшего школьника, связанной с различными областями школьной жизни. При низком или среднем уровне личностной тревожности матери снижается уровень общей школьной тревожности младшего школьника и уровень тревожности младшего школьника, связанной с различными областями школьной жизни.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. теоретические методы - сравнительный и комплексный анализ научной, методической и учебной литературы; обобщение теоретического материала и педагогического опыта;
2. эмпирические методы - тестирование, опросы;
3. методы обработки полученных данных - методы математической
статистики: непараметрический статистический критерий Манна-Уитни,
непараметрический коэффициент корреляции Спирмена, множественный регрессионный анализ (МРА), дисперсионный анализ (ANOVA), факторный анализ.
4. интерпретационные методы - структурный метод.
В качестве диагностических методик использовались:
1) Опросник уровня школьной тревожности Филлипса;
2) Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой;
3) Проективная методика «Паутина»;
4) Опросник копинг-стратегий детей школьного возраста
И.М. Никольской и Р.М. Грановской;
5) Опросник Ч.Д. Спилбергера (тест на определение тревожности);
6) Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева и Е.И.Рассказовой;
7) Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана.
Теоретическая значимость исследования: полученные в результате проведенного исследования новые данные о психологических детерминантах проявления страхов в младшем школьном возрасте обогащают научные представления о влиянии личностных особенностей ребёнка и его матери на уровень школьной тревожности ребёнка и количество у него разных видов страха, что позволяет расширить теоретические представления об этой проблеме в рамках как педагогической, так и возрастной психологии и психологии развития. Разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на уменьшение уровня тревожности младших школьников и количества страхов в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования: В результате проведенных исследований разработана коррекционно-развивающая программа по уменьшению уровня тревожности младших школьников и количества страхов в младшем школьном возрасте, содержащая занятия, направленные на уменьшение тревожности детей и снижение количества видов страхов у них.
Выборка и база исследования. В исследовании приняли участие 96 младших школьников - учеников 4-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Учебно-воспитательный комплекс № 16 г.Донецка» и 96 их матерей.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема детских страхов изучалась как отечественными, так и зарубежными учёными: определены психологические детерминанты
проявления детских страхов, выявлено множество различных классификаций страхов по какому-либо признаку, разработаны диагностические и коррекционные методы.
Поскольку в некоторых исследованиях понятия страха и тревожности рассматриваются неразрывно, а именно: страх как фундаментальная эмоция, а тревожность — как формирующееся на его основе, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями, более сложное эмоциональное образование, в нашем исследовании мы рассмотрели два эти понятия как особые эмоциональные состояния. Поэтому, с целью изучения психологических детерминант проявления страхов в младшем школьном возрасте, наряду с количеством видов страхов мы исследовали уровень общей школьной тревожности и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.
В ходе эмпирического исследования, после проведения статистического анализа данных мы получили подтверждение нашей гипотезы: наше предположение о влиянии уровня жизнестойкости младшего школьника и преобладающего типа применяемых им копинг-стратегий на уровень общей школьной тревожности и уровень школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, а также на количество видов страхов младшего школьника подтвердилось. Также подтвердилось наше
предположение о влиянии уровня личностной тревожности матери на уровень общей школьной тревожности младшего школьника и уровень школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.
Поскольку мы выявили наличие связи уровня жизнестойкости матери и уровня жизнестойкости её ребёнка, и учитывая то, что уровень жизнестойкости ребёнка влияет на уровень его общей школьной тревожности и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, мы можем утверждать, что уровень жизнестойкости матери опосредованно влияет на уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Чем выше будет уровень жизнестойкости матери, тем выше будет уровень жизнестойкости её ребёнка, а следовательно, ниже уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, и наоборот: чем ниже уровень жизнестойкости матери, тем ниже уровень жизнестойкости её ребёнка, а, следовательно, выше уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.
Поскольку мы выявили наличие связи между преобладающим типом применяемых матерью копинг-стратегий и копинг-стратегий, применяемых её ребёнком, и учитывая то, что преобладающий тип применяемых ребёнком копинг-стратегий влияет на уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, а также на количество разных видов страха, мы можем также утверждать, что преобладающий тип применяемых матерью копинг- стратегий опосредованно влияет на уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, а также на количество разных видов страха младшего школьника.
Разработанная в результате проведенного исследования коррекционно - развивающая программа направлена на уменьшение уровня тревожности младших школьников и количества страхов у них. Программа была апробирована педагогом-психологом в работе с учениками 4-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Учебно¬
воспитательный комплекс № 16 г.Донецка».
проявления детских страхов, выявлено множество различных классификаций страхов по какому-либо признаку, разработаны диагностические и коррекционные методы.
Поскольку в некоторых исследованиях понятия страха и тревожности рассматриваются неразрывно, а именно: страх как фундаментальная эмоция, а тревожность — как формирующееся на его основе, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями, более сложное эмоциональное образование, в нашем исследовании мы рассмотрели два эти понятия как особые эмоциональные состояния. Поэтому, с целью изучения психологических детерминант проявления страхов в младшем школьном возрасте, наряду с количеством видов страхов мы исследовали уровень общей школьной тревожности и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.
В ходе эмпирического исследования, после проведения статистического анализа данных мы получили подтверждение нашей гипотезы: наше предположение о влиянии уровня жизнестойкости младшего школьника и преобладающего типа применяемых им копинг-стратегий на уровень общей школьной тревожности и уровень школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, а также на количество видов страхов младшего школьника подтвердилось. Также подтвердилось наше
предположение о влиянии уровня личностной тревожности матери на уровень общей школьной тревожности младшего школьника и уровень школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.
Поскольку мы выявили наличие связи уровня жизнестойкости матери и уровня жизнестойкости её ребёнка, и учитывая то, что уровень жизнестойкости ребёнка влияет на уровень его общей школьной тревожности и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, мы можем утверждать, что уровень жизнестойкости матери опосредованно влияет на уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Чем выше будет уровень жизнестойкости матери, тем выше будет уровень жизнестойкости её ребёнка, а следовательно, ниже уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, и наоборот: чем ниже уровень жизнестойкости матери, тем ниже уровень жизнестойкости её ребёнка, а, следовательно, выше уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.
Поскольку мы выявили наличие связи между преобладающим типом применяемых матерью копинг-стратегий и копинг-стратегий, применяемых её ребёнком, и учитывая то, что преобладающий тип применяемых ребёнком копинг-стратегий влияет на уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, а также на количество разных видов страха, мы можем также утверждать, что преобладающий тип применяемых матерью копинг- стратегий опосредованно влияет на уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, а также на количество разных видов страха младшего школьника.
Разработанная в результате проведенного исследования коррекционно - развивающая программа направлена на уменьшение уровня тревожности младших школьников и количества страхов у них. Программа была апробирована педагогом-психологом в работе с учениками 4-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Учебно¬
воспитательный комплекс № 16 г.Донецка».
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Исследование взаимосвязи актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата Алтайский государственный педагогический университет
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ИГРОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФРУСТРАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - ТРЕВОЖНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ У
ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция тревожности младших школьников
средствами арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



