ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Понятие, функции и виды страха 8
1.2. Возрастные особенности проявления страхов в младшем школьном
возрасте 21
1.3. Психолого-педагогические детерминанты проявления страхов в младшем
школьном возрасте 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Результаты и их обсуждение 47
2.3. Программа «Коррекция страхов и тревожности у детей младшего
школьного возраста» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Проблема страха актуальна для людей любого возраста, но наибольшую важность она имеет для детей младшего школьного возраста. Это тот период, когда ребенок сталкивается с новой школьной обстановкой, новыми правилами, новыми социальными отношениями и формами общения, это тот период, когда у человека интенсивно развивается самосознание. В настоящий момент существует противоречие между особой значимостью для общества физического здоровья и психологического благополучия подрастающего поколения (младших школьников), с одной стороны, а с другой - увеличение негативных психологических состояний, обострение различных хронических заболеваний, вызванное военными действиями на территории Юго-Востока Украины, на которые, к тому же, накладывается изменение социальной ситуации развития в данном возрасте, связанное с поступлением в школу.
Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов в младшем школьном возрасте не нова. Изучением страхов в младшем школьном возрасте занимались такие ученые как Л.С. Выготский, В.А. Гурьева, Н.С. Жуковская, А.И. Захаров, Е.В. Ивлева, О.А. Карабанова, Л.М. Костина, А.М. Прихожан, П.В. Симонов, Д.Ю. Соколов, А.С. Спиваковская, Ж. Годфруа К. Изард Т.П. Симсон, А. Фромм.
Диагностика и коррекция страхов в младшем школьном возрасте отражена в исследованиях Л.С. Акопян, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, К.С. Лебединской, М.А. Панфиловой А.В. Суворовцевой, И.П. Шкуратовой, Дж.С. Рейнгольда, Д. Робинсон, Г. Эберлейн.
Вместе с тем, особенности проявления страхов в младшем школьном возрасте в регионах, где ведутся военные действия, не являлись предметом специального анализа. Кроме того, отсутствуют научно-обоснованные коррекционные программы совладания со страхами у младших школьников с учётом специфики таких регионов.
Проблема исследования: Каковы психологические детерминанты проявления страхов в младшем школьном возрасте?
Цель исследования - изучить психологические детерминанты проявления страхов в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: страхи в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: психологические детерминанты проявления страхов в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования:
В качестве психологических детерминант проявления страхов в младшем школьном возрасте выступают следующие особенности личности обучающегося и значимого взрослого (матери): 1) уровень жизнестойкости; 2) преобладающий тип копинг-стратегий; 3) уровень личностной тревожности матери. При наличии высокого или среднего уровня жизнестойкости и преобладании конструктивных копинг-стратегий у младшего школьника и его матери, а также при низком уровне личностной тревожности матери создаются благоприятные условия для снижения уровня страхов и/или уменьшения их количества в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с точки зрения оценки подходов к решению проблемы психологических детерминант проявления страхов в младшем школьном возрасте.
2. Сформулировать теоретическую основу исследования: объект, предмет, понятийный аппарат исследования, гипотезу. Выбрать базу исследования и диагностические методики.
3. Выявить психологические переменные, входящие в предмет исследования и позволяющие проверить выдвинутую гипотезу. Обработать и интерпретировать полученные данные.
4. Выявить характер связи между уровнем школьной тревожности, проявлением страхов, количеством разных видов страхов у младших школьников и личностными характеристиками младших школьников и их
матерей: уровнем жизнестойкости, применяемыми копинг-стратегиями,
уровнем личностной тревожности матерей.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на уменьшение уровня тревожности младших школьников и количества страхов в младшем школьном возрасте.
Теоретической основой исследования послужили теоретические положения, выдвинутые в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался также опыт зарубежных авторов З. Фрейда, Ч. Спилбергера, изучающих проблему страха и его влияние на формирующуюся личность ребёнка.
Положения, выносимые на защиту:
1) Психологическими детерминантами проявления страхов в младшем школьном возрасте являются: уровень жизнестойкости младшего школьника и его матери, преобладающий тип копинг-стратегий младшего школьника и его матери, уровень личностной тревожности матери;
2) При наличии высокого или среднего уровня жизнестойкости и преобладании конструктивных копинг-стратегий младшего школьника и его матери создаются благоприятные условия для снижения уровня страхов и/или уменьшения их количества в младшем школьном возрасте;
3) Уровень личностной тревожности матери влияет на уровень общей школьной тревожности и уровень тревожности младшего школьника, связанной с различными областями школьной жизни. При низком или среднем уровне личностной тревожности матери снижается уровень общей школьной тревожности младшего школьника и уровень тревожности младшего школьника, связанной с различными областями школьной жизни.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. теоретические методы - сравнительный и комплексный анализ научной, методической и учебной литературы; обобщение теоретического материала и педагогического опыта;
2. эмпирические методы - тестирование, опросы;
3. методы обработки полученных данных - методы математической
статистики: непараметрический статистический критерий Манна-Уитни,
непараметрический коэффициент корреляции Спирмена, множественный регрессионный анализ (МРА), дисперсионный анализ (ANOVA), факторный анализ.
4. интерпретационные методы - структурный метод.
В качестве диагностических методик использовались:
1) Опросник уровня школьной тревожности Филлипса;
2) Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой;
3) Проективная методика «Паутина»;
4) Опросник копинг-стратегий детей школьного возраста
И.М. Никольской и Р.М. Грановской;
5) Опросник Ч.Д. Спилбергера (тест на определение тревожности);
6) Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева и Е.И.Рассказовой;
7) Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана.
Теоретическая значимость исследования: полученные в результате проведенного исследования новые данные о психологических детерминантах проявления страхов в младшем школьном возрасте обогащают научные представления о влиянии личностных особенностей ребёнка и его матери на уровень школьной тревожности ребёнка и количество у него разных видов страха, что позволяет расширить теоретические представления об этой проблеме в рамках как педагогической, так и возрастной психологии и психологии развития. Разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на уменьшение уровня тревожности младших школьников и количества страхов в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования: В результате проведенных исследований разработана коррекционно-развивающая программа по уменьшению уровня тревожности младших школьников и количества страхов в младшем школьном возрасте, содержащая занятия, направленные на уменьшение тревожности детей и снижение количества видов страхов у них.
Выборка и база исследования. В исследовании приняли участие 96 младших школьников - учеников 4-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Учебно-воспитательный комплекс № 16 г.Донецка» и 96 их матерей.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема детских страхов изучалась как отечественными, так и зарубежными учёными: определены психологические детерминанты
проявления детских страхов, выявлено множество различных классификаций страхов по какому-либо признаку, разработаны диагностические и коррекционные методы.
Поскольку в некоторых исследованиях понятия страха и тревожности рассматриваются неразрывно, а именно: страх как фундаментальная эмоция, а тревожность — как формирующееся на его основе, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями, более сложное эмоциональное образование, в нашем исследовании мы рассмотрели два эти понятия как особые эмоциональные состояния. Поэтому, с целью изучения психологических детерминант проявления страхов в младшем школьном возрасте, наряду с количеством видов страхов мы исследовали уровень общей школьной тревожности и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.
В ходе эмпирического исследования, после проведения статистического анализа данных мы получили подтверждение нашей гипотезы: наше предположение о влиянии уровня жизнестойкости младшего школьника и преобладающего типа применяемых им копинг-стратегий на уровень общей школьной тревожности и уровень школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, а также на количество видов страхов младшего школьника подтвердилось. Также подтвердилось наше
предположение о влиянии уровня личностной тревожности матери на уровень общей школьной тревожности младшего школьника и уровень школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.
Поскольку мы выявили наличие связи уровня жизнестойкости матери и уровня жизнестойкости её ребёнка, и учитывая то, что уровень жизнестойкости ребёнка влияет на уровень его общей школьной тревожности и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, мы можем утверждать, что уровень жизнестойкости матери опосредованно влияет на уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Чем выше будет уровень жизнестойкости матери, тем выше будет уровень жизнестойкости её ребёнка, а следовательно, ниже уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, и наоборот: чем ниже уровень жизнестойкости матери, тем ниже уровень жизнестойкости её ребёнка, а, следовательно, выше уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.
Поскольку мы выявили наличие связи между преобладающим типом применяемых матерью копинг-стратегий и копинг-стратегий, применяемых её ребёнком, и учитывая то, что преобладающий тип применяемых ребёнком копинг-стратегий влияет на уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, а также на количество разных видов страха, мы можем также утверждать, что преобладающий тип применяемых матерью копинг- стратегий опосредованно влияет на уровень общей школьной тревожности младшего школьника и школьной тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, а также на количество разных видов страха младшего школьника.
Разработанная в результате проведенного исследования коррекционно - развивающая программа направлена на уменьшение уровня тревожности младших школьников и количества страхов у них. Программа была апробирована педагогом-психологом в работе с учениками 4-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Учебно¬
воспитательный комплекс № 16 г.Донецка».
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. - Москва: Академический проект, 2000. - 704 с.
2. Акопян, Л.С. Атлас детских страхов / Л.С. Акопян. - Самара :
СНЦ РАН, 2003. - 172 с.
3. Акопян, Л.С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция:
монография / Л.С.Акопян. - Самара : ПГСГА, 2010. - 164 с.
4. Акопян, Л.С. Психология эмоциональных состояний и их
регуляция у детей младшего школьного возраста [Текст] : дис. д-ра
психол.наук : 19.00.07 / Л.С. Акопян. - Самара, 2011. - 464 с.
5. Акопян, Л.С. Эмоциональные состояния и их регуляция у детей (на материале детских страхов) [Текст] : монография / Л.С. Акопян. - Самара : ПГСГА, 2011. - 218 с.
6. Андрусенко, В.Н. Социальный страх. / В.Н. Андрусенко. - Свердловск : Академия, 1991.—456 с.
7. Бардиер, Г.Л. Что касается меня.. .Сомнения и переживания младших школьников / Г.Л. Бардиер, И.М. Никольская. - Санкт-Петербург - Рига : Эксперимент, 1998. - 203 с.
8. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. - Москва: АСТ - ПРЕСС, 2000 - 432 с.
9. Белянина, О.А. Возрастная психология: Учеб.пособие [Текст] / О.А.Белянина. - Иркутск: Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2009. - 170 с.
10. Битюцкая, Е.В. Опросник способов копинга: Метод. Пособие / Е.В. Битюцкая. - Москва: ИИУ МГОУ, 2015. - 79 с.
11. Большой толковый психологический словарь / Перевод с англ. Ребер Артур.- Москва: Вече, 2001. - 560 с.
12. Буянов, М.И. Нервный ребенок: Учеб. пособие / М.И. Буянов. - Москва: Знание, 1997. - 192с.
13. Варга, А. Я. Системная психотерапия. Краткий лекционный курс. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 278 с.
14. Вард, И. Фобия. Учеб. пособие [Текст] / И.Вард.- Москва: Проспект, 2009. - 78 с.
15. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. - Москва: Академия, 1998. - 576 с.
16. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Москва: Владос-Пресс, 2007. - 160 с.
17. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочетова // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 4. - С. 35-37.
18. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днём и ночью: Учебное пособие / Н.Г. Вологодина. - Москва: Феникс, 2006. - 106 с.
19. Выготский, Л.С. Кризис 7 лет // Собрание сочинений в 6 т. - т.4. - Москва: Педагогика, 1982. - 432 с.
20. Гарбузов, В.И. Неврозы у детей / В.И.Гарбузов, Ю.А.Фесенко. - Москва: Каро, 2013 - 336 с.
21. Гуровец, Г.В. Психопатология детского возраста. - Москва: Владос, 2008. - 28 с.
22. Дубровина, И. В. Психология : Учебник для студентов средних педагогических заведений / И.В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А.М. Прихожан.
- Москва: Академия, 1999. - 214 с.
23. Ежкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом
деятельности: Эмоциональное развитие детей школьного возраста //
Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. -247 с.
24. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - Санкт- Петербург: Союз, 2004. - 448 с.
25. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавится от страхов. Учеб. пособие [Текст] /А.И. Захаров. - Санкт-Петербург: Гиппократ, 1995. - 126 с.
26. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.
- Москва: Просвещение, 1993. - 129 с.
27. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей. - Москва: Педагогика, 1986. - 112 с.
28. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия.- Москва: Каро, 2006. - 268 с.
29. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография. - Санкт-Петербург: КАРО, 2006. - 251 с.
30. Захаров, А.И. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Учеб. пособие [Текст] / А.И. Захаров. - Москва: Педагогика, 2008. - 258 с.
31. Изард, К. Психология эмоций. - Санкт-Петербург : Питер, 2006 . - 464 с.
32. Изард, К Эмоции человека. - Москва : Просвещение, 1980. - 320 с.
33. Ильин, Е.П. Психология страха. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 261 с.
34. Карвасарский, Б.Д. Неврозы. Руководство для врачей. - Москва: Медицина, 1990. - 345 с.
35. Карпенко, Н. Детские страхи. Психология их преодоления. - Киев: Главник, 2007. - 144 с. [Карпенко Наталхя. Дитяч1 страхи. ПсихолоПя !х подолання. - Кшв: Главник, 2007. - 144 с.
36. Копинг-стратегии поведения [Электронный ресурс] // Гид по психологии. - URL: http://www.psyhologyguide.ru/psyhols-1012-1.html.
37. Ковалёв, А.Г. Психология личности. Второе издание: исправленное и дополненное. - Москва : Просвещение, 1965. - 289 с.
38. Королёва, З. Говорящий рисунок. - Екатеринбург : У-Фактория,
2005. - 304 с. // URL: https: //nsportal .ru/vuz/psikholo gicheskie-
nauki/library/2013/03/11/psikhodiagnostika-zlata-koroleva-govoryashchiy
39. Корсакова, Л.И. Копинг-поведение и защитные механизмы системы адаптации личности / Л.И.Корсакова // Труды СГА. -2010. - №8. - С. 120-126.
40. Кузьмина, М. Детский невроз страха / [Электронный ресурс] / М.Кузьмина // Школьный психолог: электрон. журн. - 2000. - № 25. - Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?id=200002503.
41. Леви, В. Л. Приручение страха. - Москва : Метафора, 2006. - 192 с.
42. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.
Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д.
Забрамная, Т.А. Добровольская. - Москва: Академия, 2005. - 320 с.
43. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И.
Рассказова. - Москва: Смысл, 2006 - 63 с.
44. Максименкова, Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации : учебно-методическое пособие / Л. И. Максименкова. — Псков : Псковский государственный университет, 2013. — 400 с.
45. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: Справочник практического психолога. - Москва : Эксмо, 2005. - 960 с.
46. Мещеряков В.А. Использование теста жизнестойкости для изучения готовности к выбору студентов университета / [Электронный ресурс] / В.А. Мещеряков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №
5. - режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14672.
47. Нагаева, Л.Г. Преодолевая детские страхи : Практическое руководство для родителей и педагогов. - Санкт-Петербург : Литера, 2011. - 45 с.
48. Никольская, И.М. Защита личности: психологические механизмы / И.М.Никольская, Р.М.Грановская. - Санкт-Петербург : Знание, 1998 - 493 с.
49. Никольская, И.М. Защитное поведение у детей и опросник копинг- стратегий / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - Москва: Психология, 2003. - С. 272 - 286.
50. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М .Грановская. - Санкт-Петербург : Речь, 2000. - 507 с.
51. Овчарова, Р. В. Практическая психология. - Москва : Сфера, 1996.
- 337 с.
52. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. - Москва: ГНОМи Д, 2001. - 160 с.
53. Панфилова, М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. - 2006. - №8. - С.10-12.
54. Панфилова, М.А. Тревожность и её коррекция у детей / М.А. Панфилова // Школа здоровья, 2006. - №1. - С. 12-14.
55. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Издание второе, переработанное и дополненное. — Москва : Высшая школа, 1984. — 176 с.
56. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва - Воронеж : НПО Модэк, 2000. - 304 с.
57. Прихожан, А. М. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе : Кн. для учащихся. - М. : Просвещение, 1994. - 191 с.
58. Риман, Ф. Основные формы страха / Пер. с нем. Э.Л. Гушанского.
— Москва: Алетейа, 1999. — 336 с.
59. Руслякова, Е.Е. Стиль поведения детей 8-10 дет в сложной
жизненной ситуации [Электронный ресурс] / Е.Е.Руслякова // Мир науки: интернет журнал. - 2015. - № 4 Режим доступа: https://mir-
nauki.com/PDF/02PSMN415 .pdf.
60. Сизикова, И.В. Детские страхи. - Москва : Инст-т
общегуманитарных исследований, 2012. - 103 с.
61. Симсон, Т.П. Неврозы у детей. Их предупреждение и лечение. - Москва : Медгиз, 1958 - 214 с.
62. Смирнова, М.В. Копинг-стратегии у детей младшего школьного возраста / М.В. Смирнова // Системная психология и социология. - 2012. - №
6. - с. 103 - 11.
63. Сорокина, В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе: Диагностика и пути преодоления / В.В. Сорокина. - Москва: Генезис, 2005. - 192 с.
64. Социально - психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Н.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина // Психологический журнал. - 1991.
- № 12. - С. 84 - 92.
65. Страх и его социальные функции / В.Н. Гуляихин, Н.А.Тельнова // Философия социальных коммуникаций. Научно-теоретический журнал. - 2010. - № 1 (10). - С. 49 - 56.
66. Страх как психологическое состояние [Текст] / Ю. В. Михеева // Научное мнение : научный журнал. - 2011. - № 4. - С.15-17.
67. Татаринцева, А.Я. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям / А.Я. Татаринцева, М.Ю. Григорчук. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 223 с.
68. Фортунатов, Г.А. Психология: Учеб. пособие для Х класса средней школы / Г.А.Фортунатов, А.В.Петровский. - Москва: УчПедгиз, 1956. - 128 с.
69. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы. - Москва: Педагогика, 1993. - 144 с.
70. Фрейд, З. Психоанализ детских страхов [пер. с нем. А.М.Боковикова]. - Санкт-Петербург : Азбука, 2016 - 282 с.
71. Фрейд, З. Страх // Фрейд З. Введение в психоанализ : лекция. - Москва, 1989. - С.250-263.
72. Фромм, А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. - Екатеринбург : АРД ЛТД, 1996. - 319 с.
73. Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов / В.В. Мироненко, А.В. Петровский. - Москва : Высшая школа, 1987. - 447 с.
74. Шамилова, Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. - Москва, 2006. - 232 с.
75. Шишова, Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи
- это серьезно. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 241 с.
76. Щербатых, Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. - Москва : Эксмо, 2007. - 512 с.
77. Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей. - Москва : Знание, 1981. - 192 с.
78. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - Москва : Педагогика, 1989. - 560 с.
79. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - Москва : Просвещение, 1966. - 292 с.
80. Aiman E. Konkabayeva, Beybitkhan D. Dakhbay Research of Fears of Preschool Age Children/[Electronic resource]/ Aiman E. Konkabayeva, Beybitkhan D. Dakhbay//Enternational journal of environmental & science education: electronic journal. - 2016. - Issue 15. - Access mode: http: //www.ijese.net/makale/1100