ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
1.1 Понятие, сущность и виды инновационных технологий в банковской
сфере 6
1.2 Роль инновационных технологий в развитии банковской сферы 10
1.3 Зарубежный опыт развития инновационных технологий в
банковской сфере 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПАО СБЕРБАНК
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО Сбербанк .... 24
2.2 Анализ показателей финансово-экономической деятельности
ПАО Сбербанк 28
2.3 Оценка эффективности использования инновационных технологий
в ПАО Сбербанк 35
2.4 Проблемы использования банковских инновационных технологий
и их пути совершенствования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
1.1 Понятие, сущность и виды инновационных технологий в банковской
сфере 6
1.2 Роль инновационных технологий в развитии банковской сферы 10
1.3 Зарубежный опыт развития инновационных технологий в
банковской сфере 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПАО СБЕРБАНК
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО Сбербанк .... 24
2.2 Анализ показателей финансово-экономической деятельности
ПАО Сбербанк 28
2.3 Оценка эффективности использования инновационных технологий
в ПАО Сбербанк 35
2.4 Проблемы использования банковских инновационных технологий
и их пути совершенствования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность темы исследования. Всевозможные инновации, внедряемые в последние годы банками, являются одной из интереснейших тем десятилетия, связанных с трансформацией банковского бизнеса. Сейчас, пожалуй, трудно найти банк, который в своей стратегии не упомянул бы про инновационность или не сделал бы акцент на используемые им современные технологии в обслуживании клиентов.
Однако ряд экспертов видит одну из причин финансового кризиса именно в бесконтрольном внедрении технологических инноваций в банковском секторе: чрезмерное увлечение инновациями со стороны банков и их неприятие потребителями стало ловушкой, в которой оказались банки на разных рынках стран. Банками было потрачено очень много ресурсов на то, что, как оказалось, не привело к росту продаж, неинтересно клиентам и не оказывает влияние на их лояльность.
Необходимо также учесть, что понимание инноваций и их восприятие самими банками и их клиентами радикально отличаются.
Как обычно, поставщик финансовых услуг (банк) и потребитель данных услуг (клиент) имеют каждый свою точку зрения на само понятие «инновации» или «инновационные технологии». И порой эти точки зрения оказываются диаметрально противоположными.
Можно сказать, что внедрение инноваций в банках происходит в двух направлениях, к сожалению, не всегда связанных между собой: в направлении технологических инноваций и в направлении усовершенствования процессов клиентского обслуживания. Многие годы инновации были инструментом для оптимизации издержек кредитно - финансовых институтов и происходили в таких сферах, как IT, маркетинг, CRM, упаковка и дизайн банковского продукта.
Степень научной разработанности проблемы. Тема данного исследования с каждым годом набирает обороты в области ее изучения.
Основными авторами, которые внесли свой вклад в изучение данной темы являются: Абрамейцева Е. А., Антонов К. А., Баранов А. М., Баринов А.Э., Бархатов И.В., Белозеров С.А., Бугорский В.Н., Бурдина А.А.,Бухарова, М., Викулов В. С., Глинянов В.С., Попов Г.П. и другие.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности использования инновационных технологий в банковской сфере.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты инновационных технологий в банковской сфере;
- провести анализ показателей финансово-экономической деятельности коммерческого банка;
- провести анализ показателей использования инновационных технологий в коммерческом банке;
- выявить проблемы использования инновационных технологий в коммерческом банке;
- предложить пути совершенствования использования
инновационных технологий в коммерческом банке.
Объектом исследования являются инновационные технологии в банковской сфере.
Предметом исследования являются финансово-экономические отношения, возникающие между коммерческим банком и его клиентами в процессе использования инновационных технологий.
Теоретическую базу исследования составили научные труды: статьи, научные публикации, учебная литература по теме исследования таких ученых, как Имрамзиева М.Я. Кабушкин, Н.И., Казанская Е. А., Карминский, А.М., Ломакин А.Ю., Менделян А. С., Миненко К.Л., Муравьева А.В., Охлопков А.В., Просалова В.С., Никитина А.А., Разу М.Л., Сафрончук М.В., Семибратова О.И., Смовженко, Т. С., Соловьева Е.К., Ханиева М.А., Тихомирова Е.В.,Фаронов, В.В., Шустов А. А., Хисамутдинов М.К.
Методологическую базу исследования составили методы анализа и синтеза научных работ по теме исследования.
Информационную базу исследования составила финансовая документация исследуемого банка, а именно отчет о финансовых результатах, бухгалтерский баланс ПАО Сбербанк за 2014-2016 год.
Практическая значимость данного исследования заключается в применении полученных результатов и разработанных рекомендаций по повышению эффективности использования банковских инновационных технологий в деятельности кредитных организаций.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы из 53-х источников, пять приложений.
Однако ряд экспертов видит одну из причин финансового кризиса именно в бесконтрольном внедрении технологических инноваций в банковском секторе: чрезмерное увлечение инновациями со стороны банков и их неприятие потребителями стало ловушкой, в которой оказались банки на разных рынках стран. Банками было потрачено очень много ресурсов на то, что, как оказалось, не привело к росту продаж, неинтересно клиентам и не оказывает влияние на их лояльность.
Необходимо также учесть, что понимание инноваций и их восприятие самими банками и их клиентами радикально отличаются.
Как обычно, поставщик финансовых услуг (банк) и потребитель данных услуг (клиент) имеют каждый свою точку зрения на само понятие «инновации» или «инновационные технологии». И порой эти точки зрения оказываются диаметрально противоположными.
Можно сказать, что внедрение инноваций в банках происходит в двух направлениях, к сожалению, не всегда связанных между собой: в направлении технологических инноваций и в направлении усовершенствования процессов клиентского обслуживания. Многие годы инновации были инструментом для оптимизации издержек кредитно - финансовых институтов и происходили в таких сферах, как IT, маркетинг, CRM, упаковка и дизайн банковского продукта.
Степень научной разработанности проблемы. Тема данного исследования с каждым годом набирает обороты в области ее изучения.
Основными авторами, которые внесли свой вклад в изучение данной темы являются: Абрамейцева Е. А., Антонов К. А., Баранов А. М., Баринов А.Э., Бархатов И.В., Белозеров С.А., Бугорский В.Н., Бурдина А.А.,Бухарова, М., Викулов В. С., Глинянов В.С., Попов Г.П. и другие.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности использования инновационных технологий в банковской сфере.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты инновационных технологий в банковской сфере;
- провести анализ показателей финансово-экономической деятельности коммерческого банка;
- провести анализ показателей использования инновационных технологий в коммерческом банке;
- выявить проблемы использования инновационных технологий в коммерческом банке;
- предложить пути совершенствования использования
инновационных технологий в коммерческом банке.
Объектом исследования являются инновационные технологии в банковской сфере.
Предметом исследования являются финансово-экономические отношения, возникающие между коммерческим банком и его клиентами в процессе использования инновационных технологий.
Теоретическую базу исследования составили научные труды: статьи, научные публикации, учебная литература по теме исследования таких ученых, как Имрамзиева М.Я. Кабушкин, Н.И., Казанская Е. А., Карминский, А.М., Ломакин А.Ю., Менделян А. С., Миненко К.Л., Муравьева А.В., Охлопков А.В., Просалова В.С., Никитина А.А., Разу М.Л., Сафрончук М.В., Семибратова О.И., Смовженко, Т. С., Соловьева Е.К., Ханиева М.А., Тихомирова Е.В.,Фаронов, В.В., Шустов А. А., Хисамутдинов М.К.
Методологическую базу исследования составили методы анализа и синтеза научных работ по теме исследования.
Информационную базу исследования составила финансовая документация исследуемого банка, а именно отчет о финансовых результатах, бухгалтерский баланс ПАО Сбербанк за 2014-2016 год.
Практическая значимость данного исследования заключается в применении полученных результатов и разработанных рекомендаций по повышению эффективности использования банковских инновационных технологий в деятельности кредитных организаций.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы из 53-х источников, пять приложений.
Итак, под инновацией в банковской сфере понимают создание новых банковских продуктов, а также совершенствование уже существующих банковских продуктов с использованием современных информационных технологий, использование в банках современного технологического оборудования в целях повышения эффективности и конкурентоспособности оказываемых услуг, изменение технологии обслуживания клиентов банка.
Инноваций в банковской сфере подразделяются на: продуктовые инновации; технологические (процессные) инновации; рыночные инновации; маркетинговые инновации; управленческие инновации.
Инновационные технологии сформировали концепцию банка будущего, который в своей деятельности применяет технологии, дающие стратегический эффект, состоящий в приросте количества клиентов, сокращения расходов на проведение банковских операций при оптимальном уровне риска и позволит реализовать свои конкурентные преимущества не только в краткосрочной перспективе, но и занять лидирующие позиции в мировом финансовом сообществе.
Сегодня наиболее успешные инновации, внедряемые банками, связаны с изменением подходов к обслуживанию клиента. Технологии и каналы продвижения услуг уходят на второй план, так как они решают лишь технические моменты, не подменяя персонального подхода к клиенту и доверия с его стороны.
Развитие технологий несколько сместило фокус внимания экспертов от отделений в сторону альтернативных каналов продаж. Однако банковские отделения до сих пор остаются главным каналом продаж финансовых продуктов, генерируя до 90% продаж.
Несомненно, банкам выгодно продавать стандартизированные продукты и пакеты услуг, минимизировать общение с клиентами, а также использовать ДБО. Однако, со своей стороны, клиенты выражают потребность в персонифицированном подходе и выборе только тех продуктов, которые им действительно необходимы. Поэтому банкам прежде всего необходимо внедрять те инновации, которые смогут организовать мост между этими двумя противоположными позициями и представить предложение банков в наиболее привлекательном для клиентов формате.
ПАО Сбербанк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на банковском рынке в России. Зарубежная сеть Банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в СНГ, Центральной и Восточной Европе, Турции, Великобритании, США и других странах. Спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг. В 2016 году в Сбербанке работало 328679 человек, т.е. численность персонала в 2016 году увеличилось на 52956 человек, по сравнению с 2014 годом.
По данным отчета о финансовых результатах был проведен анализ финансовых результатов ПАО Сбербанк, в ходе которого было установлено, что в 2016 году процентные доходы увеличились на 88970,4 млн. руб. по сравнению с 2015 годом. Процентные расходы сократились на 254156 млн. руб. в 2016 году. Чистые процентные доходы в 2016 году увеличились на 343126 млн. руб. Операционные расходы в 2016 году увеличились на 113885 млн. руб. Прибыль до налогообложения увеличилась на 340995 млн. руб. Прибыль за отчетный период увеличился на 279902 млн. руб.
По данным бухгалтерского баланса было установлено, что наибольший удельный вес в активах 2016 года занимает чистая ссудная задолженность. В 2016 году денежные средства сократились на 625863,5 млн. руб., по сравнению с 2014 годом. Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы в 2016 году сократились на 9491,1 млн. руб. Прочие активы в 2016 году сократились на 189920,2 млн. руб. Всего активов сократилось в 2016 году на 25681,7 млн. руб., по сравнению с 2014 годом.
В пассивах большую часть занимают средства клиентов, не являющихся организациями - более % от всех пассивов.
Кредиты, депозиты и прочие средства ЦБ РФ в 2016 году сократились на 2934657,6 млн. руб., по сравнению с 2014 годом. Средства кредитных организаций в 2016 году сократились на 430356,8 млн. руб. Средства клиентов, не являющихся организациями, нарушают сложившуюся тенденцию и в 2016 году возросли на 2855265,4 млн. руб. Всего пассивов сократилось на 872264,1 млн. руб.
Динамика показателей финансовой устойчивости ПАО Сбербанк за 2014-2016 годы показала, что в целом банк имеет финансовую устойчивость и риск банкротства ему не грозит.
Основными проблемами в реализации инновационных технологий в ПАО «Сбербанк» являются: отсутствие средств или большой объем затрат средств на реализацию, низкая эффективность профессиональных навыков по современному маркетингу, отсутствие профессиональной команды, не совершенна технология мобильного банка и Сбербанка-онлайн.
Решить данные проблемы можно по средством создания инновационного отдела, внедрение !Т-систем, позволяющих клиенту Сбербанка пользоваться услугами банка в любом из отделений и дополнительных офисов по всей стране и за рубежом, касаясь вопроса формирования максимальных удобств для клиента, Сбербанку следует провести изменение процессов и технологий кредитования, одновременно с предложением кредита возможно формирование рекомендаций для клиента в части получения комплекса иных привлекательных услуг, учитывающих предпочтения клиента на основе истории его кредитной активности; следующим этапом развития банковского сервиса является возможность учитывать географическое местонахождение клиента, предлагая ему адаптированные под его регион сервисы, продукты, и подсказки в части банковского и другого обслуживания; Сбербанку можно внедрить две совершенно инновационные технологии, чья суть заключается в распознавании клиента по внешности и голосу.
Инноваций в банковской сфере подразделяются на: продуктовые инновации; технологические (процессные) инновации; рыночные инновации; маркетинговые инновации; управленческие инновации.
Инновационные технологии сформировали концепцию банка будущего, который в своей деятельности применяет технологии, дающие стратегический эффект, состоящий в приросте количества клиентов, сокращения расходов на проведение банковских операций при оптимальном уровне риска и позволит реализовать свои конкурентные преимущества не только в краткосрочной перспективе, но и занять лидирующие позиции в мировом финансовом сообществе.
Сегодня наиболее успешные инновации, внедряемые банками, связаны с изменением подходов к обслуживанию клиента. Технологии и каналы продвижения услуг уходят на второй план, так как они решают лишь технические моменты, не подменяя персонального подхода к клиенту и доверия с его стороны.
Развитие технологий несколько сместило фокус внимания экспертов от отделений в сторону альтернативных каналов продаж. Однако банковские отделения до сих пор остаются главным каналом продаж финансовых продуктов, генерируя до 90% продаж.
Несомненно, банкам выгодно продавать стандартизированные продукты и пакеты услуг, минимизировать общение с клиентами, а также использовать ДБО. Однако, со своей стороны, клиенты выражают потребность в персонифицированном подходе и выборе только тех продуктов, которые им действительно необходимы. Поэтому банкам прежде всего необходимо внедрять те инновации, которые смогут организовать мост между этими двумя противоположными позициями и представить предложение банков в наиболее привлекательном для клиентов формате.
ПАО Сбербанк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на банковском рынке в России. Зарубежная сеть Банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в СНГ, Центральной и Восточной Европе, Турции, Великобритании, США и других странах. Спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг. В 2016 году в Сбербанке работало 328679 человек, т.е. численность персонала в 2016 году увеличилось на 52956 человек, по сравнению с 2014 годом.
По данным отчета о финансовых результатах был проведен анализ финансовых результатов ПАО Сбербанк, в ходе которого было установлено, что в 2016 году процентные доходы увеличились на 88970,4 млн. руб. по сравнению с 2015 годом. Процентные расходы сократились на 254156 млн. руб. в 2016 году. Чистые процентные доходы в 2016 году увеличились на 343126 млн. руб. Операционные расходы в 2016 году увеличились на 113885 млн. руб. Прибыль до налогообложения увеличилась на 340995 млн. руб. Прибыль за отчетный период увеличился на 279902 млн. руб.
По данным бухгалтерского баланса было установлено, что наибольший удельный вес в активах 2016 года занимает чистая ссудная задолженность. В 2016 году денежные средства сократились на 625863,5 млн. руб., по сравнению с 2014 годом. Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы в 2016 году сократились на 9491,1 млн. руб. Прочие активы в 2016 году сократились на 189920,2 млн. руб. Всего активов сократилось в 2016 году на 25681,7 млн. руб., по сравнению с 2014 годом.
В пассивах большую часть занимают средства клиентов, не являющихся организациями - более % от всех пассивов.
Кредиты, депозиты и прочие средства ЦБ РФ в 2016 году сократились на 2934657,6 млн. руб., по сравнению с 2014 годом. Средства кредитных организаций в 2016 году сократились на 430356,8 млн. руб. Средства клиентов, не являющихся организациями, нарушают сложившуюся тенденцию и в 2016 году возросли на 2855265,4 млн. руб. Всего пассивов сократилось на 872264,1 млн. руб.
Динамика показателей финансовой устойчивости ПАО Сбербанк за 2014-2016 годы показала, что в целом банк имеет финансовую устойчивость и риск банкротства ему не грозит.
Основными проблемами в реализации инновационных технологий в ПАО «Сбербанк» являются: отсутствие средств или большой объем затрат средств на реализацию, низкая эффективность профессиональных навыков по современному маркетингу, отсутствие профессиональной команды, не совершенна технология мобильного банка и Сбербанка-онлайн.
Решить данные проблемы можно по средством создания инновационного отдела, внедрение !Т-систем, позволяющих клиенту Сбербанка пользоваться услугами банка в любом из отделений и дополнительных офисов по всей стране и за рубежом, касаясь вопроса формирования максимальных удобств для клиента, Сбербанку следует провести изменение процессов и технологий кредитования, одновременно с предложением кредита возможно формирование рекомендаций для клиента в части получения комплекса иных привлекательных услуг, учитывающих предпочтения клиента на основе истории его кредитной активности; следующим этапом развития банковского сервиса является возможность учитывать географическое местонахождение клиента, предлагая ему адаптированные под его регион сервисы, продукты, и подсказки в части банковского и другого обслуживания; Сбербанку можно внедрить две совершенно инновационные технологии, чья суть заключается в распознавании клиента по внешности и голосу.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Немецкий. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка программы внедрения lean-технологий в процессе прямых продаж банка
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Использование инновационных технологий в системе управления органов власти по работе с обращениями граждан
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Информационные технологии в банковской сфере
Курсовые работы, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ HR-МЕНЕДЖМЕНТА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Интернет-технологии: роль и место в развитии банковских услуг
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Интернет - технологии: роль и место в развитии банковских
услуг
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Развитие информационных технологий в финансово-кредитной сфере
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - Продукты и технологии современного банковского бизнеса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017



