ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОЙ ДВОРЯНСКОЙ МОДЫ В ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЕ XIX в 14
§1. Основные направления и стили в моде первой половины XIX в 14
§2 Основные элементы женской одежды начала XIX в 23
§3. Женские шляпки и аксессуары начала XIX в 32
Глава 2. ОБРАЗ РУССКОЙ ДАМЫ СЕРЕДИНЫ XIX в 42
§1. Новые элементы в женском образе середины XIX в 42
§2. Модные женские аксессуары середины XIX в 53
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЖЕНСКОГО ДВОРЯНСКОГО
КОСТЮМА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв 62
§1. Влияние нового стиля на женский образ конца XIX - начала XX вв.... 62
§2. Основные элементы женской дворянской одежды концаXIX - начала
XX вв 70
§3. Модные женские аксессуары и прически конца XIX - начала XX вв. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Актуальность: Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и удовлетворяющие определенные потребности, с другой — это произведения декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека.
Вместе с архитектурными сооружениями, предметами труда и быта одежда отражает развитие производительных сил исторического периода, климатические условия страны, национальные особенности жизни народа и его представления о красоте. Но «... Если архитекторы строят жилища, а художники прочих отраслей прикладного искусства участвуют в создании обстановки, окружающей человека в быту, то объектом художника-модельера является сам человек». Благодаря этой непосредственной связи костюма с человеком «... ничто с такими тонкими нюансами не отражает художественных вкусов эпохи, как костюм».
Историческое развитие основных форм одежды проходило в непосредственной связи с природными и социально-экономическими условиями эпохи, эстетическими и моральными требованиями и общим художественным стилем в искусстве.
Изучая развитие и изменение основных форм костюма, их конструктивное и декоративное решение, использование материалов и их цветовых сочетаний в костюме и способы его ношения, история костюма вместе с тем изучает природные и социально-экономические условия эпохи или страны, присущий ей эстетический идеал красоты человека, характерные черты культуры, искусства, общего художественного стиля.
Объектом является женская дворянская одежда в России XIX - начала XX вв.
Предметом исследования является эволюция и развитие женской дворянской моды в России на протяжении XIX - начала XX вв.
Цель исследования - проследить эволюцию развития женской моды у дворян в России в течении XIX - начала XX вв.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать основные направления и стили в моде первой половине XIX в.;
- выявить основные элементы женской одежды начала XIX в.;
- рассмотреть модные шляпки и аксессуары в началаXIX в.;
- определить новые элементы в женском образе середины XIX в.;
- изучить модные женские аксессуары середины XIX в.;
- проанализировать влияние нового стиль жизни на женский образ конца XIX -XX вв.;
-охарактеризовать основные элементы женской дворянской одежды конца XIX - начала XIX вв.;
- проанализировать модные женские аксессуары конца XIX - начала ХХ вв.
Хронологические рамки исследования: XIX - начало XX вв.
Географическими рамками исследования является Российская империя, а в частности две столицы - Москва и Санкт-Петербург.
Источниковая база: в качестве источников в данной работе выступают каталоги и журналы о моде, литературные произведения, мемуары, воспоминания, научно-популярные работы и предметы изобразительного искусства.
Самый обширный пласт источников это - литературные произведения. Для нашей работы мы использовали произведения Гоголя Н.В. «Невский проспект» , «Мертвые душ» , Белого А. «Между двух революций» , Толстого Л. «Анна Каренина» , Горького М. «Жизнь Матвея Кожемякина» , Достоевского Ф. «Преступление и наказание» , Чехова А.П. «75000» . В своих работах, написанных в период XIX - начала XX вв., они ярко и с предельной точностью описывают внешний облик дам, их нравы, манеры, а так же предметы их гардероба.
К следующей группе источников мы относим каталоги и модные журналы. Европейскую моду данного периода мы наблюдаем в журнале «Eaton's Spring and Summer»9 за 1906 г. В данном журнале представлено большое разнообразие модной женской одежды. Именно на европейскую моду ориентировались модные дамы, рассматриваемого нами периода.
Что касается периодики отечественной, то к журналам данного периода, можно отнести журнал «Модный курьер»10 1900 г., «Модный свет»11 1915 г., «Вестник моды»12 1885 г., «Моды и рукоделия»13 1876 г. Благодаря данным источникам, мы можем визуально проследить за изменениями женской моды XIX - начала XX вв.. В журналах изображены и подробно описаны разнообразные элементы одежды, также во многих журналах имеются выкройки для шитья тех самых модных платьев. Поэтому модные журналы, рассматриваемого нами периода, являются ценным источником для нашего исследования.
Важными источниками по изучению истории женской дворянской одежды являются и мемуары. Ярким произведением данного типа источника являются воспоминания дочери русского художника Ф.И. Толстого - Марии Федоровны Каменской. В своих «Воспоминаниях»14 она описывает различные исторические события той эпохи, в которой она жила. Ярко описано в источнике и то, как жили, одевались и развлекались современники Марии
9 Eaton's Spring and Summer [Электронный ресурс]. - 1906. - №74. - URL: https://archive.Org/stream/eatons190600eatouoft#page/n5/mode/2up
10 Модный курьер [Электронный ресурс]. - 1900. - №1. - URL: https://vivaldi.nlr.ru/pm000021823/view#page=3
11 Модный свет [Электронный ресурс]. - 1915. - №14. - URL: https://vivaldi.nlr.ru/pm000021737/view#page=1
12 Вестник моды: илл. журн. моды, хозяйства и литературы [Электронный ресурс]. - 1885. - №8. - URL: https://vivaldi.nlr.ru/pm000021573/view#page=4
13 Моды и рукоделия [Электронный ресурс]. - 1876. - №1. - URL: https://vivaldi.nlr.ru/pm000021765/view#page=5
14 Каменская М. Воспоминания. - М., 1991. - 386 с.
Федоровны. Данное произведение воскрешает для нас картины русского дворянского быта, жизнь русской художественной интеллигенции первой трети XIX века.
К мемуарным источникам мы можем отнести работу Благово Н.В. «Рассказы бабушки» . В данном источнике записаны воспоминания Елизаветы Петровны Яньковой, московского старожилы, которая рассказывала своему внуку о своей жизни и жизни ее окружения дворян. В своих воспоминаниях она часто описывала внешний вид и одежду своего окружения, что является очень ценной информацией для нашей работы.
Ценной информацией обладает альбом иллюстраций и аннотированный указатель из журнала «Нива» за (1870-1918). Вся информация собрана в книге А. Э. Жабревой «История русского костюма с древних времен до конца XVIII века на страницах журнала «Нива» . В книге представлены старинные миниатюры, гравюры, изображающие подлинные предметы русского костюма, а также рисунки и картины художников второй половины XIX - начала XX века, опубликованные в журнале «Нива» (1870-1918). Всего более 550 изображений. В источнике включены описания иллюстраций, на которых представлены светские одежды, предметы костюма.
В своей работе «Дама в штанах. Очерк по истории эволюции женского платья» Изолани Е. затронула очень острую тему начала XX в. - борьбу за женскую независимость. В своей работе она описала, как реагировала общественность, да и как сами дамы относились к тому, что в гардеробе женщин появились брюки.
Теоретические основы моды в рамках социологии рассматривал социолог Георг Зиммель. В своей работе «Мода» Зиммель выдвинул ряд идей теорий моды, концепцию роскоши. Благодаря данной книге мы можем понять с философской точки зрения что значила мода для людей того периода и вообще какую цель преследовали люди, которые стремились выделяться благодаря своему внешнему виду, при этом ярко демонстрируя цену своих вещей.
Таким образом, большой пласт источников помогает нам ответить на главные вопросы работы. А работа с источниками в совокупности с исследованиями дает нам возможность в полной мере решить поставленные задачи.
Степень изученности темы: количество исследований по истории моды и костюма достаточно велико. Объект исследования у всех специалистов один и тот же - это мода и модный костюм. Но вот предмет исследования у всех разный. Эволюцию и историю костюма можно рассматривать с различных точек зрения. С точки зрения искусствоведов - рассматривая костюм с эстетической точки зрения, с точки зрения культурологов - рассматривать роль костюма в культуре определенной местности или народности. Этнографы рассматривают костюмы разных народностей и их особенности. А вот историки рассматривают костюм как особый предмет для выделения различных слоев населения. Проблемой анализа литературы для историка является то, что большинство книг написано с точки зрения культурологов и искусствоведов.
Обращаясь к исследованиям отечественных историков, обратим внимание на Кирсанову РМ., Короткову М., Суслину Е.Н., Ривоша Я.Н., Коршунову Т.Т.
Большой интерес для нашего исследования представляют работы Кирсановой Р.М. «Костюм в русской художественной культуре XVIII — первой половины XX вв.» и «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок». Книга представляет собой энциклопедию и посвящена костюму как средству психологической характеристики в произведениях русской литературы 18—20 вв. В книге рассматриваются особенности кроя, происхождение названия в русском языке, аксессуарам, тканям, их цветам, реальные измерения, описывая их такими, какими они были и есть «на самом деле», в жизни. Каждый предмет гардероба, описанный в данной книге, дополняется цитатами из литературных произведений Пушкина А.С., Гоголя Н.В., Достоевского Ф.М. Это дает нам возможность использовать в данной работе такой вид источника, как литературные произведения. Еще одно произведение Кирсановой Р.М. «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок» представляет большой интерес для нашей работы. Эта книга так же представляет собой энциклопедию моды. Она помогает нам узнать старинные названия костюма, этимологию этого названия, его функцию (когда и как его следовало носить), цвет и выработку ткани, ибо эти все детали так же не обходят вниманием художники и писатели. Автор вводит в круг правил поведения различных слоев общества: что следовало носить в трауре, каков был язык вееров и мушек, когда можно носить драгоценности, как одеваться при дворе, в театре, на приемах.
В работах американской исследовательницы К. Руан, мы можем рассмотреть эволюцию и семиотику русского костюма, проследить о взаимосвязи моды и социального статуса .
Книга Коротковой М.В. «Традиции русского быта»22, рассказывает нам об основных элементах одежды различных слоев населения, начиная от допетровской эпохи, заканчивая XIX в. В данной книге для нашего исследования мы можем найти информацию о различных деталях, составляющих дамское платье XIX в., а также, информацию об украшениях и прическах дам из высшего общества. Весь материал подкреплен изображениями из журналов рассматриваемого периода.
В своем произведении «Повседневная жизнь русских щеголей и модниц»23 Суслина Е.Н. дарит нам замечательную экскурсию в историю моды. Автор обращается к большому количеству первоисточников и рассматривает многие тенденции присущие моде и стилю на протяжении нескольких последних столетий. В издании использованы уникальные экспонаты из отдела редкой книги Государственной российской библиотеки, а также периодика конца XVIII - начала XIX века.
К одежде и моде обращались и театральные общества, рассматривая костюм с эстетической точки зрения. В связи с этим в 1960-1972 гг. выходит 5 альбомов «Русский костюм. 1750 - 1917». Для нашей работы мы использовали выпуски «Русский костюм. 1830-1850»24 и «Русский костюм. 1870-1890»25. В данных альбомах представлен иллюстративный материал из периодики того периода, а так же подписи к каждому изображению. Каждый альбом начинается с вступительной статьи, в которой детально описывается одежда и стиль рассматриваемого периода.
22 Короткова М. В. Традиции русского быта. - М., 2008. - 319 с.
23 Суслина Е.Н Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. - М., 2003. - 418 с.
24 Рындин В. Русский костюм. 1830-1850.- М., 1961. - 287 с.
25 Рындин В. Русский костюм. 1870-1890. - М., 1963. - 178 с.
Романовская М.Б. в своей работе «История костюма и гендерные сюжеты моды» раскрывала формы борьбы за равноправное положение женщин в обществе, а так же влияние этой борьбы на моду. Процесс женской эмансипации пронизывает конец XIX в. и начало XX в. как раз в данной книге автор делает Акцент на раскрытии социально-исторического контекста развития костюма под влиянием движения эмансипации.
Уникальные фотографии и ценный материал предоставляет нам книга «Время и вещи» , автором которой является Ривош Я.Н. Государственные и частные коллекции, архивы старых фотографов и семейные альбомы были источниками, постоянно пополнявшими это редкостное собрание. В книге представлен тематический пласт этого собрания, касающийся материальной культуры России рубежа XIX — XX вв. Портреты и костюмы представителей разных классов, сословий, профессий — это широко представлено в фотографиях, но и подробно описано в сопровождающем их тексте, что является очень ценным для нашего исследования.
В книге Ю.А. Федосюка «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века» собран колоссальный материал, который отражает в забытых или непонятных современному читателю словах материальную и духовную культуру русского народа. В главе «как одевались» мы может узнать старинные названия женской одежды, которые были популярны в XIX - начале XX вв.
Благодаря книге Тарабукина Н.М. «Очерки по истории костюма»29 мы узнали о смысловой значимости и функциях костюма в рассматриваемый нами период. Но в данной книге костюм рассматривается автором лишь как предмет художественной культуры, который характеризовал образ, стиль жизни и даже мировоззрение человека того времени.
В работе Скуратовской М.В. «100 великих творцов моды»30 мы можем узнать о портных, которые творили моду в разные периоды ее развития. Но, именно модельеры конца XIX - начала XX вв., в отличие от предыдущих периодов, задавали модные тенденции не только в Российской империи, но и во всем мире. Именно в данной книге мы может узнать об их работах и их силе влияния.
Интересной информацией обладает работа Буровика К.А. «Родословная вещей»31. В данной книге автор рассказывает об истории и происхождении окружающих нас вещей. Интересным для нас является информация о происхождении некоторых фасонов женских шляпок, шалей и прочих украшениях.
Большой ценностью обладает информация, находящаяся в материалах собрания костюма, хранящегося в фондах отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Именно эти материалы содержатся в книге Коршуновой Т.Т. «Костюм в России XVIII - начала XX века»32. Книга включает в себя очень красивые фотографии и репродукции, их описание, а также перечень фирм и марок, выпускавших платье в то время. В альбоме на
29 Тарабукин Н. М. Очерки по истории костюма. - М., 1994.- 369 с.
30 Скуратовская М.В. 100 великих творцов моды. - М., 2005. - 258 с.
31 Буровик К.А. Родословная вещей - М., 2004. - 224 с.
32 Коршунова Т.Т. Костюм в России XVIII- начала XX века. Из собрания государственного Эрмитажа. - Ленинград, 1979. - 295 с.
высокохудожественных образцах собрания Эрмитажа прослеживается эволюция форм городского костюма в России, ее взаимодействие с изменениями в общем направлении искусства, со сменой стилей.
Таким образом, можно увидеть историографическую неразработанность проблемы. При большом количестве литературы, работ об истории костюма, созданных историками, особенно мало. Но, тем не менее, благодаря данным исследованиям, мы можем в полном объеме восстановить образ дам рассматриваемого нами периода, что поможет нам решить поставленные задачи.
Изучая изменения и эволюцию женской моды, а именно цветов, форм, фасонов, материалов, можно вместе с этим проследить и за имениями в стране. Можно проследить за тем, как меняются социально-экономическое развитие, какой идеал существует у человека, можно выделить определенные черты в культуре и искусстве. В данной работе мы проследили за основными модными тенденциями в XIX - начале XX вв. и узнали основные стили, господствующие в данный отрезок времени, это - ампир, романтизм, бидермейер, второе рококо, период малого кринолина, эпоха турнюра, позитивизм, модерн.
Мода имела свое распространение не только благодаря модным журналам, привезенным из Европы, на моду влияли так же и события, происходившие в Российской империи и за ее пределами, а так же влияли законодательные акты, которые непосредственно регламентировали сторону гардероба дам. Революция в Европе и поток эмигрантов в Россию, послужило основой для появления уже и в России модных портных и отечественных ателье. Отечественная война 1812 года вызвала волну патриотизма в стране и вернула моду на русский стиль. После победы русских в моде стали появляться вещи на военный манер. В честь императора Александра I назван букет из искусственных цветов «Александровский», таким букетиком украшали волосы или платье. В 1834 году вышел указ императора Николая I , по которому дамы обязаны к придворному платью надевать кокошник. Само платье должно было быть бархатным, украшено серебром или золотом. А вот цвет платья зависел уже от положения дамы. Огромное влияние на моду оказало открытие железной дороги в 1837 году - появляется увлечение путешествовать, а вместе с этим появляются и специальные наряды.
В период правления императора Николая I в начале 1850-х годов происходит механизация промышленности по производству одежды, создание машин по производству кружева и вышивок. Теперь одежда зачастую шьется на фабриках и даже имеет массовый тираж. А отправной точкой борьбы за женскую эмансипацию, которая так ярко повлияла на моду, можно назвать создание женского училища в Петербурге в начале 1850-х. А реформы императора Александра II ярко повлияли на социальную сторону страны, выделился особый тип людей, занятых в промышленности, следовательно, дамам как можно ярче надо было показать свою успешность, свое богатство и роскошь. Общественное движение в России 1840-1850 гг. также оказало большое влияние на развитие моды. Изменения в большей степени коснулись дочерей и жен славянофилов, которые призывали возвратиться к русской одежде. События в Италии в середине XIX в. привели к тому, что в России был создан особый тип рубашки - гарбиальдийка, в честь народного героя Италии Гарибальди. А первую и вторую Всемирные выставки можно посчитать началом и концом эпохи кринолина.
Развитие капитализма в России в конце XIX в. ослабило роль дворянского сословия. Дворянкам стало особенно важно иметь правильные манеры. Развитие технического прогресса существенным образом повлияло на моду. Появилась швейная машинка, появились выкройки, стали выпускаться отечественные модные журналы. Русско-турецкая война также оказала влияние моду, произошло смешение восточных и русских мотивов, стали появляться названия вещей и цветов в честь данного события. Конец XIX в. был насыщен и спорами о вреде женского корсета, о вреде тех тяжестей, которые носили дамы на себе.
К началу XX в. начинает проявлять себя борьба за женскую эмансипацию, которая внесла большие коррективы во внешнем виде дам. Начало Первой мировой войны возвращает патриотизм и моду на русские вещи. В 1903 году проходит костюмированный бал в русском стиле. Все это закрепляет тенденцию начала XX в. на отечественную моду.
В нашей работе мы так же проследили за тем, как менялся женский образ и какие украшения носили дамы на протяжении XIX - начала XX в. В начале XIX в. дамы в своих платьях напоминали греческих богинь. Форма платья была простой и сдержанной, большое внимание оказывали тканям - они обязаны были быть легкими и даже прозрачными. Талия в таких платьях находилась очень высоко, а рукава отсутствовали. К таким платьям дамы предпочитали надевать восточные головные уборы - чалму и тюрбан. Дамы использовали веера с изображением императора Александра I. Важно было умение пользоваться шалью.
Середина XIX в. характеризуется особым силуэтом, в котором - талия возвращается на исконное место, объем юбки увеличивается, в моду входят широкие рукава буфы. Талия дамы сильно утягивается корсетом, а юбка становится широкой благодаря кринолину. В женский гардероб жилет, который изначально был только мужским предметом гардероба. Из украшений являются популярными фероньерка, фермуар. Необычными украшениями середины XIX в. являются украшения из волос. Появляется мантилья и пелерина. Прически и шляпки украшают сеточками, лентами, цветами. Головные уборы в середине XIX в. имели всю тоже форму, что и в начале XIX в.. Появились митенки или полуперчатки, сшитые из шелка.
Конец XIX - начало XX вв. характеризуется модой на стройных дам, талия все так же утягивалась до невероятных размеров, а на смену широкому кринолину пришел турнюр. Силуэт дамы напоминает букву S. А благодаря моде на большие шляпки, дам часто сравнивали с цветком или фужером. В моду снова возвращаются античные платья и большие рукава буфы. Дамы данного периода выглядели роскошно, богато и ярко, ведь в моде были яркие цвета. В гардеробе дам появляются специальные наряды, к таким можно отнести платье амазонку для верховой езды. Украшения дам выглядели богато. Шляпки украшали перьями страуса, к вечерним платьям надевали длинные сережки гирлянды, золотые браслеты были похожи на змей или ящериц. Шеи дам украшали боа и горжетки.
1. Александров, Ю. Московская старина / Ю. Александров. - М.: Правда, 1989. - 544 с.
2. Багрятинская, М.С. Моя русская жизнь / М.С. Багрятинская. - М.: Центрполиграф, 2006. - 358 с.
3. Белый, А. Между двух революций /А. Белый. - М.: Художественная литература, 1990. - 352 с.
4. Благово, Н.В. Рассказы бабушки / Н.В. Благово. - Ленинград: Наука, 1989. - 487 с.
5. Вельтман, А. Ф. Сердце и думка / А.Ф. Вельтман. - М.: Советская Россия. - 1986. - 256 с.
6. Вигель, Ф. Ф. Записки / Ф.Ф. Вигель. - М.: Наука, 1929. - 396 с.
7. Гоголь, Н.В. Мертвые души / Н.В. Гоголь. - М.: Азбука, 2009.- 416 с.
8. Гоголь, Н.В. Невский проспект / Н.В. Гоголь. - М.: Эксмо, 2009. - 87 с.
9. Горький, М. Жизнь Матвея Кожемякина / М. Горький. - М.: Дрофа, 1995. - 205 с.
10. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М. Достоевский. - М.: АСТ, 2008. - 608 с.
11. Жабрева, А.Э. История костюма с древних времен до конца XVIII на страницах журнала «Нива»: аннотированный указатель и альбом иллюстраций / А.Э. Жабрева. - СПб.: Альфарет, 2006. - 706 с.
12. Жихарев, С.П. Записки современника / С.П. Жихарев. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. - 840 с.
13. Загоскин, М.Н. Москва и москвичи / М.Н. Загоскин. - М.: Дрофа, 1988 . - 236 с.
14. Зиммель, Г. Мода / Г.Зиммель // Избранное. - М.: Юристъ. 1996. - Т.2. - С. 266-291.
15. Зомбарт, В. Избранные работы / В. Зомбарт. - М.: Территория будущего, 2005. - 344 с.
16. Изолани, Е. Дама в штанах. Очерк по истории эволюции женского платья / Е. Изолани. - Киев: Ф.А. Иогансон, 1912. - 168 с.
17. Каменская, М. Воспоминания / М. Каменская. - М.: Художественная литература, 1991. - 386 с.
18. Островский, А. Н. Свои люди — сочтемся! / А.Н. Островский. - М.: Дрофа, 2011. - 102 с.
19. Панаева, А. Я. Воспоминания / А.Я. Панаева. - Ленинград: Слово. 1972. - 488 с.
20. Романова, М.П. Воспоминания / М.П. Романова. - М.: Захаров, 2004. - 122 с.
21. Тенишева, М.К Впечатления моей жизни / М.К. Тенишева. - М.: Захаров, 2002. - 297 с.
22. Толстой, Л.Н. Война и мир / Л.Н. Толстой. - М.: Азбука. 2005. - 1408 с.
23. Толстой, Л. Анна Каренина / Л. Толстой. - М.: Правда, 2009. - 505 с.
24. Трубецкой, В.С. Записки кирасира / В. С. Трубецкой. - М.: Россия, 1991. - 327 с.
25. Харузина, В.Н. Прошлое / В.Н. Харузина. - М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 300 с.
26. Хроника Теофиля Готье о его путешествии в Россию в 1811-1872 гг. - М., 1988. - 398 с
27. Чехов, А. П. 75 000 / А. П. Чехов. - М.: Азубка, 2001. - Т.1. - 125 с.
28.
Периодические издания
28. Eaton's Spring and Summer [Электронныйресурс]. - 1906. - №74. - URL: https://archive.Org/stream/eatons190600eatouoft#page/n5/mode/2up
29. Вестник моды: илл. журн. моды, хозяйства и литературы
[Электронный ресурс]. - 1885. - №8. - URL:
https://vivaldi.nlr.ru/pm000021573/view#page=4
30. Дамские моды XIX века / издание редакции «Новый журнал иностранной литературы» - СПб.: типография А.С. Суворина, 1899. - 248 с.
31. Дамский журнал [Электронный ресурс]. - 1823. - №1. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/60000209866#?page=9
32. Модный курьер [Электронный ресурс]. - 1900. - №1. - URL: https://vivaldi.nlr.ru/pm000021823/view#page=3
33. Модный свет [Электронный ресурс]. - 1915. - №14. - URL: https://vivaldi.nlr.ru/pm000021737/view#page=1
34. Моды и рукоделия [Электронный ресурс]. - 1876. - №1. - URL: https://vivaldi.nlr.ru/pm000021765/view#page=5
35. Московкий телеграф [Электронный ресурс]. - 1828. - №1. - URL:
http: / / stariekni gi .info/Zhurnaly/MT /Moskovskij telegraf 1828 19.pdf (дата
обращения 7.12.2017)
36. Московкий телеграф [Электронный ресурс]. - 1828. - №3. - URL:
http://starieknigi.info/Zhurnaly/MT/Moskovskij telegraf 1828 19.pdf (дата
обращения 7.12.2017)
37. Московский телеграф [Электронный ресурс]. - 1825. - №5. - URL: https://freedocs.xyz/view-docs.php?pdf=443214414
38. Мюр и Мерлиз [Электронный ресурс]. - 1912-1913. №2. - URL: https://www.liveinternet.ru/users/irma11/post255797626
39. Северная пчела [Электронный ресурс]. - 1832. - №49. - URL: https://vivaldi.nlr.ru/pn000102939/view#page=
41.
II. Исследования
40. Алпатова, И.А. Европейский и русский костюм XIX - нач. XX в. / И.А. Алпатова. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2000. - 64 с.
41. Андреева, А. История костюма / А. Андреева, Г. Богомолов. - М.: Паритет, 2005. - 120 с.
42. Астахова, Н.В. Русский быт / Н.В. Астахов. - М.: Белый город, 2010. - 287 с.
43. Беловинский, Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа XVIII - начало XX в. / Л.В. Беловинский. - М.: Эксмо, 2007. - 783 с.
44. Бердник, Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма / Т.О. Бердник ТП.Неклюдова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 448 с.
45. Бокова, В. М. Повседневная жизнь Москвы в XIX в. / В.М. Бокова. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 128 с.
46. Боханов, А.Н. История России с начала XVIII до конца XIX века / А.Н. Боханов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 128 с.
47. Будур, Н. История костюма / Н. Будур. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 480 с.
48. Бузин, В.С. Этнография русских / В.С. Бузин. - СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2009. - 421 с.
49. Буровик, К.А. Родословная вещей / К.А. Буровик. - М.: Знание, 2004. - 224 с.
50. Вардугин, В. И.Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времён / В.И. Вардугин. — Саратов: Детская книга, 2001. — 352 с
51. Васильев, А.А. - Русская мода. 150 лет в фотографиях / А.А. Васильев. - М.: Слово, 2004. - 150 с.
52. Данилова, А. Благородные девицы. Воспитанницы Смольного института: Биографические хроники / А. Данилова. - М.: Эксмо, 2007. - 464 с.
53. Елец, Ю.Л. Повальное безумие / Ю.Л. Елец. - М.: Сова, 2006. -296 с.
54. Емельянова О.С., Капустина А.Г. Шляпы, как модный аксессуар в дворянской среде конца XIX - начала XX вв. // IX Международные научные чтения. - М., 2017. - С. 53-5
55. Ефимова, Л.В. Костюм в России. XV - начало XX века / Л.В. Ефимова, Т.С. Алешина, С.Ю. Самонин. - М.: Арт-Родник, 2000. - 235 с.
56. Засосов, Д. А., Пызин, В. И. Из жизни Петербурга 1890—1910-х годов / Д.А.Засосов, В.И. Пызин. - Л.: Нева, 1991. - 302 с.
57. Захаржевская, Р.В. История костюма / Р.В. Захаржевская. - М.: РИОПОЛ классик, 2005. - 288 с.
58. Захарова, О.Ю. Русский бал XVIII - начала XX века. Танцы, костюмы, символика / О.Ю. Захарова. - М.: Центрполиграф, 2010. - 448 с.
59. Захарова, О.Ю. Светские церемониалы в России XVIII - начала XX в. / О.Ю. Захарова. - М.: Центроплиграф, 2001. - 323 с.
60. Каминская, Н.М. История костюма / Н.М. Каминская. - М.: Легкая индустрия, 1977. - 128 с.
61. Капустина, А.Г. Модные женские аксессуары в дворянской среде конца XIX-начала ХХ вв. / А. Г. Капустина // Карамзинские чтения : сб. материалов науч-практ. конф., посвящённой 250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина, Белгород, 12 дек. 2016 г. / М-во образования и науки РФ, НИУ БелГУ ; отв. ред. И.В. Истомина. - Белгород, 2017. - С. 72-76.
62. Кибалова, Л. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л.Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова. - Прага: Артия, 1986. - 608 с.
63. Кирсанова, Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII- первой половины XX вв. / Р. М. Кирсанова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. - 383 с.
64. Кирсанова, Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок / Р.М.Кирсанова. - М., Книга, 1989. - 288 с.
65. Короткова, М. В. Традиции русского быта / М. В. Короткова. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 319 с.
66. Коршунова, Т.Т. Костюм в России XVIII- начала XX века. Из собрания государственного Эрмитажа / Т.Т. Коршунова. - Ленинград: Художник РСФСР, 1979. - 295 с.
67. Коршунова, Т.Т. Костюм серебряного века в России. 1890-1914. Каталог выставки из фондов Государственного Эрмитажа. / Т.Т. Коршунова - СПб.: АО "Славия-Интербук", 1993. - 55 с.
68. Кошман, Л.В. Город и городская жизнь в России XIX столетия. Социальные и культурные аспекты / Л.В. Кошман. - М.: РОССПЕН, 2008 - 448 с.
69. Нанн, Дж. История костюма / Дж. Нанн. - М.: Астрель, 2003. - 343 с.
70. Плаксина, Э.Б. История костюма. Стили и направления / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская. - М.: Академия, 2004. - 224 с.
71. Пушкарева, Н.Л. «Обморок лягушки» и «бараний окорок» / Н.Л. Пушкарева // М.: Родина. - Редакция «Российской газеты», 1995. - № 10. - С. 81-87.
72. Пушкарева, Н.Л. Во всех ты душенька нарядах хороша [Электронный ресурс] / Н.Л. Пушкарева.- URL: http://afield.org.ua/mod3/mod82_1.phtml
73. Разумихина, Д.В. О.А Костюм в русскомстиле. Городской вышитый костюм конца XIX - начала XX века / Д. В.Разумихина, О.В. Семендяева, О.А Лобачевская. - М.: Бослен, 2015. - 240 с
74. Расинэ, О. Орнамент всех времен и стилей / О. Расинэ. - М.: Арт- родник, 2008. - Т.2. - 64 с.
77. Резанова, Н.Ю. Кто там в малиновом берете: история дамских шляпок / Н.Ю. Резанова. - М.: Зембра-Е, 2013. - 188 с.
78. Резанова, Н.Ю. Локон жгучий, локон чёрный. История женских причёсок / Н.Ю. Резанова. - М.: Зебра-Е, 2013. - 208 с.
79. Ривош, Я. Н. Время и вещи: Иллюстрированное описание костюмов и аксессуаров в России конца XIX — начала XX в. / Я. Н. Ривош. — М.: Искусство, 1990. - 304 с.
80. Романовская, М.Б. История костюма и гендерные сюжеты моды / М.Б. Романовская - СПб.: Алтейя, 2010. - 442 с.
81. Руан, К. От кафтана к деловому костюму: семиотика русской купеческой одежды / К. Руан // Купеческая Москва: Образы ушедшей русской буржуазии. - М.: РОССПЭН, 2007. - С. 96-105.
82. Руденко, Т.В. Модные магазины и модистки Москвы первой половины XIX столетия / Т.В. Руденко - М.: Центрполиграф, 2015. - 351 с.
83. Рындин, В. Русский костюм. 1830-1850. / В. Рындин. - М.: Книга, 1961. - 287 с.
84. Рындин, В. Русский костюм.1870-1890. / В. Рындин. - М.: Книга, 1963. - 178 с.
85. Сидоренко, В.И. История стилей в искусстве и костюме / В.И. Сидоренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 408 с.
86. Скуратовская, М.В. 100 великих творцов моды / М.В. Скуратовская. - М.: Литера, 2005. - 258 с.
87. Соловьев, Б.И. Русское дворянство и его выдающиеся представители / Б.И. Соловьев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 320 с.
88. Суслина, Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц / Е.Н. Суслина. - М.: Мол. гвардия, 2003. - 418 с.
89. Тарабукин, Н. М. Очерки по истории костюма / Н. М. Тарабукин. - М.: Дрофа, 1994. - 369 с.
90. Темерин, С. М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки / С.М. Темерин. - М.: Советский художник, 1960. - 135 с.
91. Тиль, Э. История костюма / Э. Тиль. - М.: Легкая индустрия, 1971. - 104 с.
92. Федосюк, Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века / Ю.А. Федосюк. - М.: Гамма, 2007. - 195 с.
93. Шангина, И.И. Русские девушки / И.И. Шангина. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 352 с.