Нет введение (не требовалось).
Было проведено анкетирование студенческой молодежи 2-4 курсов Смоленского Государственного Университета в количестве 100 студентов.
Есть приложение (Анкета для социологического исследования)
Раздел 1. Методологический раздел курсового социологического исследовательского проекта 3
1.1. Формулировка и обоснование проблемы социологического исследования 3
1.2. Определение объекта социологического исследования 13
1.3. Определение цели и постановка задач исследования 13
1.4. Определение теоретических и эмпирических основ исследования 14
1.5. Определение научной новизны и практической значимости социологического исследования 15
1.6. Формулировка гипотез исследования 15
1.7. Определение основных понятий, используемых в исследовании 15
Раздел 2. Методический раздел курсового социологического исследовательского проекта 17
2.1. Определение совокупной выборки исследования 17
2.2. Характеристика методов сбора социологической информации в исследовании 17
2.3. Обработка социологической информации 18
Раздел 3. Результаты социологического исследования 19
Раздел 4. Выводы и рекомендации по результатам курсового социологического проекта 29
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 39
Анкета для социологического исследования 39
Проведенное социологическое исследование позволило определить специфику добрачного поведения студентов 2-4 курсов СмолГУ.
Результаты изучения мнения студентов о цели создания семьи позволяют заключить, что у респондентов большой разброс во мнениях о целях создания семьи. Представляется, что только 18 респондентов (18%) считает, что семья – это, прежде всего, любовь и гармония и возможность не только быть рядом с любимым человеком, но и возможность строить совместные планы и реализовать. Отрицательным моментом для данной выборки является то, что у большей части семья и брак – это определенный жизненный проект или реализация личностных потребностей с целью удобства для себя: 4% респондентов – престиж, 14% респондентов – это постоянно сексуальный контакт и т.д.
Результаты изучения мнения респондентов о прочности браков показали, что 27% считают прочными браки по любви и только 4% считают, что прочные браки – это браки на основе крепкой дружбы. Отрицательным момент является то, что современная молодежь рассматривает в качестве приоритетного и прочного брака – это брак по расчету, на что было указано 35 (35%) респондентами.
Обобщенным выводом по результатам курсового социологического проекта является то, что современная студенческая молодежь более предпочитает свободные отношения с партнерами, чем гражданские или законные браки, так как, по их мнению, гражданский брак по причине появления ребенка может быстро перейти в законный. Не задумывается еще студенческая молодежь и о семейных ролях, о финансовой стороне семейной жизни. О планировании детей. На первом месте у современной студенческой молодежи построение карьеры и профессиональный рост. Брак, по их мнению, может внести серьезные коррективы в их профессиональные планы, лишить личной свободы и повлиять на общение с друзьями. То есть данная группа респондентов (студенты 2-4 курсов) еще не готовы к вступлению в брак.
По результатам проведенного социологического исследования были разработаны рекомендации, которые имеют прикладной характер и могут быть использованы для работы со студентами 2-4 курсов вуза.
Итак, в результате реализации курсового социологического исследовательского проекта цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Васильева, Е.Н. Изучение отношения подростков, юношества и молодежи к своим будущим родительским ролям / Е.Н. Васильева, А.В. Щербакова // В мире научных открытий. – 2016. – № 9(45). – С. 214-239.
2. Волкова, Е.В. Формирование представлений о будущем материнстве у девочек-подростков, воспитывающихся в неполных семьях / Е.В. Волкова, Н.С. Морова // В мире научных открытий. – 2018. – № 4-17. – С. 66-68.
3. Волченкова, Е.В. Классификация и характеристика мотивов вступления в брак / Е.В. Волченкова // Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. – 2016. – №2 (34). – С. 31-36.
4. Гурко, Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин / Т.А. Гурко // СОЦИС. – 2018. – № 11. – С. 83-91.
5. Гуриева, С.Б. Методологические подходы к проблеме формирования семейных духовно-нравственных ценностей / С.Б. Гуриева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2013. – № 1. – С. 73-76.
6. Иконникова, Д.А. Представление о любви, семье и браке у современных юношей и девушек / Д.А. Иконникова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2018. – Т. 4, № 5. – С. 887.
7. Истратова, О.Н. Влияние условий воспитания на формирование представлений о семейных ролях в студенческом возрасте / О.Н. Истратова, А.А. Карпенко // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2015. – № 10 (111). – С. 174-180.
8. Жолудева, С.В. Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак / С.В. Желудева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2018. № 49. – C. 276–280.
9. Захаров, С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России / С.В. Захаров // Мир России. – 2017. – № 4. – C. 73–112.
10. Калмыкова, Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни / Е.С. Калмыкова // СОЦИУС. – 2018. – №3. – С. 63-72.
11. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – Москва: Гардарики, 2015. – 320 с.
12. Карпенко, А.А. Влияние условий воспитания на формирование образа семьи у молодежи / А.А. Карпенко, О.Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2017. – № 10(123). – С. 205-211.
13. Карпова, В.М. Представления о родительской и будущей семье у молодежи / В.М. Карпова, Е.В. Филиппова // СОЦИУС. – 2016. – № 4. – С. 84-96.
14. Коннер, О. Психология семьи / О. Коннер. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 487 с.
15. Конина, М.М. Социальные роли в молодой семье / М.М. Конина // СОЦИУС. – 2016. – №4. – С. 50-54.
16. Кучмаева, О.В. Трансформация института семьи и семейные ценности / О.В. Кучмаева, М.Г. Кучмаев, О. Л. Петрякова // Вестник славянских культур. – 2016. – Т. XIII. – № 3. – С. 20–29.
17. Луценкова, Н.С. Формирование готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям / Н.С. Луценкова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(22). URL: http://sibac.info/archive/guman/7(22).pdf (дата обращения: 20.12.2020).
18. Маленова, А.Ю. Особенности мотивации брачно-семейных отношений представителей разных поколений / А.Ю. Маленова, Ю.А. Дружинина // Семейная Психология. Вестник Омского Университета. – 2018. – № 2. – С. 39-51.
19. Москвина, С.С. Формирование у молодежи брачно-семейных ценностей / С.С. Москвина // Социологические исследования. − 2019. − № 1. − С. 66-67.
20. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2016. – 496 с.
21. Павленко, Д.П. Институт семьи: проблемы становления и развития в современном мире: монография / Д.П. Павленко. − Москва: МГУС, 2014. – 312 с.
22. Савенкова, И.В. Представления о семье и особенностях воспитания у молодежи из разных социальных слоев / И.В. Савенкова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. : Общественные науки. – 2017. – № 6 (178). – С. 106-111.
23. Семенова, Л.Э. Гендерная специфика мотивов создания семьи в представлениях студенческой молодежи / Л.Э. Семенова, Е.А. Урусова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 10-14.
24. Сироткина, Е.С. Проблематизация семейных отношений в системе российской социальной работы: Дис. ... канд. социол. наук / Е.Н. Сироткина. – Нижний Новгород, 2013. – 215 с.
25. Спиридонова, И.А. Социально-адаптивная программа «Школа для мам» / И.А. Спиридонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». − 2013, Т. 1. − С. 364-365.
26. Сизанов, А.Н. Подготовка молодежи к семейной жизни / А.Н. Сизанов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 365 с.
27. Сластенин, В.А. Социальная психология / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2016. – 480 с.
28. Усынина, Т.П., Мотивация вступления в брак / Т.П. Усынина // Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». – 2015 – № 7. – С. 96-112.
29. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацконский. Социально-демографическое исследование. – М., 2018. – 356 с.
30. Целуйко, В.М. Социальная психология / В.М. Целуйко. – Москва: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2016.– 288 с.
31. Федоренко, Л.В. Изучение представлений о семье как один из аспектов деятельности образовательного учреждения по формированию нравственности и семейных ценностей у старшеклассников / ЛВ. Федоренко // СОЦИУС. − 2014. − № 41. − С. 146-151.
32. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие / Г.Г. Филиппова. – Москва: Изд–во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.