МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты международной туристской индустрии 7
1.1. Международный туризм и туристская индустрия:
сущностные характеристики и виды 7
1.2. Особенности структуры и составляющие туристской
индустрии 9
1.3. Правовое регулирование международной туристской
индустрии 15
Глава 2. Организационно - экономические условия развития
международной туристской индустрии в России 20
2.1. Экономико-правовые особенности и условия развития
международной туристской индустрии в России 20
2.2. Анализ состояния и динамики развития международной
туристской индустрии в России 25
2.3. Особенности формирования стратегии развития туризма в
российских регионах 32
Глава 3. Сложности и направления развития туристской индустрии в России 42
3.1. Проблемы развития международной туристской индустрии
на территории России 42
3.2. Стратегические направления развития российской
туристской индустрии в современных условиях 46
Заключение 52
Список использованных источников 57
Приложения
Глава 1. Общетеоретические аспекты международной туристской индустрии 7
1.1. Международный туризм и туристская индустрия:
сущностные характеристики и виды 7
1.2. Особенности структуры и составляющие туристской
индустрии 9
1.3. Правовое регулирование международной туристской
индустрии 15
Глава 2. Организационно - экономические условия развития
международной туристской индустрии в России 20
2.1. Экономико-правовые особенности и условия развития
международной туристской индустрии в России 20
2.2. Анализ состояния и динамики развития международной
туристской индустрии в России 25
2.3. Особенности формирования стратегии развития туризма в
российских регионах 32
Глава 3. Сложности и направления развития туристской индустрии в России 42
3.1. Проблемы развития международной туристской индустрии
на территории России 42
3.2. Стратегические направления развития российской
туристской индустрии в современных условиях 46
Заключение 52
Список использованных источников 57
Приложения
Международная туристская индустрия на современном этапе имеет большое значение для развития экономик многих стран мира. Туризм является одной из самых прибыльных отраслей народного хозяйства.
В условиях сложившейся мировой политической и экономической обстановки особую роль для Российской Федерации имеет развитие и продвижение отечественного туризма. Российская туристская индустрия проходит стадию качественных изменений, приобретая все новые направления и черты динамичного, эффективного и цивилизованного сектора экономики, обладая большими возможностями для привлечения туристов.
Международная туристская индустрия России зависит от создания современного конкурентоспособного туристического комплекса, который обеспечивает большие возможности для удовлетворения потребностей как российских, так и иностранных граждан в туристических услугах. Туристская индустрия оказывает влияние на все сферы экономической, социально-культурной деятельности и активизирует мировой рынок товаров и услуг, содействует притоку инвестиций в различные отрасли экономики, при этом обеспечивая повышение занятости населения.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что международная туристская индустрия стала одним из главных и приоритетных направлений государственной политики России. Потенциал нашей страны в этом направлении огромен, но развитие международной туристской индустрии в России проблематично по ряду причин, характерных для большинства регионов страны. Однако следует отметить, что кризис российской экономики не только сдерживает, но и создает благоприятные возможности для подъема российской туристской индустрии и перевода ее на качественно новый уровень. Разработаны новые проекты и федеральные целевые программы, которые содействуют стратегическому развитию туристской индустрии внутри страны.
Степень научной разработанности проблемы раскрыты в трудах современных отечественных исследователей: Воскресенского В. А., Братановского С. Н., Дробышева Е. А., а также в трудах зарубежных авторов: Ф. Котлера, Дж. Уокера, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенздра.
Цель исследования выпускной квалификационной работы заключается в обосновании организационно-экономических условий развития международной туристской индустрии в Российской Федерации и выявлении её наиболее перспективных направлений.
Исходя из указанной цели, основными задачами выпускной квалификационной работы являются:
1) рассмотреть общетеоретические аспекты международной туристской индустрии, охарактеризовать её структуру, а также раскрыть экономико-правовые особенности и условия развития международной туристской индустрии в России;
2) проанализировать состояние и динамику развития международной туристской индустрии в Российской Федерации;
3) выявить проблемы развития международной туристской индустрии в России и определить перспективные направления её стратегического развития.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является международная туристская индустрия в Российской Федерации.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы послужили организационно-экономические условия и направления стратегического развития международной туристской индустрии на территории Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются работы отечественных авторов в сфере туристской индустрии: Мамедов Л. А. [45], Федороцва С. С. [80], Шахова О. Ю. [88] и Зенченко С. В. [29].
В выпускной квалификационной работе используются следующие методы: анализа, сравнения, методы комплексного экономического анализа, математической статистики, табличная визуализация и интерпретация данных.
Источниками получения информации и статистических данных послужили законодательные акты, нормативные документы Правительства РФ, материалы Росстата, официальные нормативно-методические документы, публикации по данной теме в отечественной и зарубежной печати, аналитические обзоры и документы, опубликованные в официальных электронных изданиях (официальных сайтов международных организаций и национальных ведомств, консалтинговых и иных коммерческих организаций, задействованных в туристской индустрии), материалы обсуждения туристских проблем на научно-практических конференциях.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы дополнит имеющиеся экономико-теоретические представления, полученные в ходе исследования, в следующих направлениях: современное состояние международной туристской индустрии в Российской Федерации; проблемы туристской индустрии России и организационно-экономические условия ее развития; формирование стратегии развития туризма в российских регионах и его стратегические направления развития.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения результатов исследования на практике в ходе подготовки тематических обзоров и информационно-аналитических исследований по данной теме.
Хронологические рамки исследования представлены за 2013-2016 гг.
Направления реализации полученных выводов и предложений придают выпускной квалификационной работе большую теоретическую и практическую значимость.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе «Общетеоретические аспекты международной туристской индустрии» изложены определения, виды и сущностные характеристики международного туризма и туристской индустрии, раскрыты особенности ее структуры и международно-правовое регулирование.
Во второй главе «Организационно-экономические условия развития международной туристской индустрии в России» раскрыты экономико-правовые особенности, условия развития, анализ и динамика международной туристской индустрии России. Также выявлены особенности формирования стратегии развития туризма в российских регионах.
В третьей главе «Сложности и направления развития международной туристской индустрии в России» представлены проблемы и стратегические направления развития международной туристской индустрии Российской Федерации.
Заключение выпускной квалификационной работы содержит основные выводы по результатам работы.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 85 листов, и включает 12 рисунков, 3 таблицы и 14 приложений.
Публикации:
1. Орищенко, В. Н. Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика / В.Н. Орищенко, Е.Н. Парфенова // Молодой ученый. - 2017. - № 11. - С. 243-245.
2. Орищенко, В. Н. Роль индустрии туризма в современной российской экономике / В. Н. Орищенко // Современные проблемы менеджмента : элек-тронный сборник научных работ. - Белгород: Издательский дом «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - С. 4-6.
В условиях сложившейся мировой политической и экономической обстановки особую роль для Российской Федерации имеет развитие и продвижение отечественного туризма. Российская туристская индустрия проходит стадию качественных изменений, приобретая все новые направления и черты динамичного, эффективного и цивилизованного сектора экономики, обладая большими возможностями для привлечения туристов.
Международная туристская индустрия России зависит от создания современного конкурентоспособного туристического комплекса, который обеспечивает большие возможности для удовлетворения потребностей как российских, так и иностранных граждан в туристических услугах. Туристская индустрия оказывает влияние на все сферы экономической, социально-культурной деятельности и активизирует мировой рынок товаров и услуг, содействует притоку инвестиций в различные отрасли экономики, при этом обеспечивая повышение занятости населения.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что международная туристская индустрия стала одним из главных и приоритетных направлений государственной политики России. Потенциал нашей страны в этом направлении огромен, но развитие международной туристской индустрии в России проблематично по ряду причин, характерных для большинства регионов страны. Однако следует отметить, что кризис российской экономики не только сдерживает, но и создает благоприятные возможности для подъема российской туристской индустрии и перевода ее на качественно новый уровень. Разработаны новые проекты и федеральные целевые программы, которые содействуют стратегическому развитию туристской индустрии внутри страны.
Степень научной разработанности проблемы раскрыты в трудах современных отечественных исследователей: Воскресенского В. А., Братановского С. Н., Дробышева Е. А., а также в трудах зарубежных авторов: Ф. Котлера, Дж. Уокера, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенздра.
Цель исследования выпускной квалификационной работы заключается в обосновании организационно-экономических условий развития международной туристской индустрии в Российской Федерации и выявлении её наиболее перспективных направлений.
Исходя из указанной цели, основными задачами выпускной квалификационной работы являются:
1) рассмотреть общетеоретические аспекты международной туристской индустрии, охарактеризовать её структуру, а также раскрыть экономико-правовые особенности и условия развития международной туристской индустрии в России;
2) проанализировать состояние и динамику развития международной туристской индустрии в Российской Федерации;
3) выявить проблемы развития международной туристской индустрии в России и определить перспективные направления её стратегического развития.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является международная туристская индустрия в Российской Федерации.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы послужили организационно-экономические условия и направления стратегического развития международной туристской индустрии на территории Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются работы отечественных авторов в сфере туристской индустрии: Мамедов Л. А. [45], Федороцва С. С. [80], Шахова О. Ю. [88] и Зенченко С. В. [29].
В выпускной квалификационной работе используются следующие методы: анализа, сравнения, методы комплексного экономического анализа, математической статистики, табличная визуализация и интерпретация данных.
Источниками получения информации и статистических данных послужили законодательные акты, нормативные документы Правительства РФ, материалы Росстата, официальные нормативно-методические документы, публикации по данной теме в отечественной и зарубежной печати, аналитические обзоры и документы, опубликованные в официальных электронных изданиях (официальных сайтов международных организаций и национальных ведомств, консалтинговых и иных коммерческих организаций, задействованных в туристской индустрии), материалы обсуждения туристских проблем на научно-практических конференциях.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы дополнит имеющиеся экономико-теоретические представления, полученные в ходе исследования, в следующих направлениях: современное состояние международной туристской индустрии в Российской Федерации; проблемы туристской индустрии России и организационно-экономические условия ее развития; формирование стратегии развития туризма в российских регионах и его стратегические направления развития.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения результатов исследования на практике в ходе подготовки тематических обзоров и информационно-аналитических исследований по данной теме.
Хронологические рамки исследования представлены за 2013-2016 гг.
Направления реализации полученных выводов и предложений придают выпускной квалификационной работе большую теоретическую и практическую значимость.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе «Общетеоретические аспекты международной туристской индустрии» изложены определения, виды и сущностные характеристики международного туризма и туристской индустрии, раскрыты особенности ее структуры и международно-правовое регулирование.
Во второй главе «Организационно-экономические условия развития международной туристской индустрии в России» раскрыты экономико-правовые особенности, условия развития, анализ и динамика международной туристской индустрии России. Также выявлены особенности формирования стратегии развития туризма в российских регионах.
В третьей главе «Сложности и направления развития международной туристской индустрии в России» представлены проблемы и стратегические направления развития международной туристской индустрии Российской Федерации.
Заключение выпускной квалификационной работы содержит основные выводы по результатам работы.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 85 листов, и включает 12 рисунков, 3 таблицы и 14 приложений.
Публикации:
1. Орищенко, В. Н. Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика / В.Н. Орищенко, Е.Н. Парфенова // Молодой ученый. - 2017. - № 11. - С. 243-245.
2. Орищенко, В. Н. Роль индустрии туризма в современной российской экономике / В. Н. Орищенко // Современные проблемы менеджмента : элек-тронный сборник научных работ. - Белгород: Издательский дом «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - С. 4-6.
В ходе исследования выпускной квалификационной работы нами была достигнута основная цель: обоснованы организационно-экономические условия развития международной туристской индустрии Российской Федерации и выявлены её стратегические направления развития.
Выводы, полученные в результате исследования, позволили дать комплексную характеристику международной туристской индустрии на территории России.
В рамках проведенного исследования были получены следующие результаты: международный туризм представляет собой экономическую категорию. Под воздействием современных тенденций туризм интенсивно развивается, приобретает новые черты и образует формирующийся отраслевой комплекс мирового хозяйства. Туризм содержит значительный инновационный потенциал, который функционирует за счет удовлетворения потребностей туристов в разнообразных видах отдыха.
В современном мире международный туризм не возможен без туристской индустрии. Туристская индустрия представляет взаимосвязанную систему предприятий и фирм, предоставляющих туристам все необходимые товары и услуги, а так же включает в себя развитую инфраструктуру, транспортное обеспечение, сферу питания, развлечений и многое другое.
Исследователи из разных стран мира пытались охарактеризовать структуру туристской индустрию и ее основные составляющие. Современная структура туристской индустрии состоит из трех основных компонентов: индустрии развлечений, индустрии гостеприимства и глобальных компьютерных сетей.
Как и каждая развитая отрасль народного хозяйства, туристская индустрия регулируется международными правовыми актами и соглашениями. К всемирным организациям, которые регулируют данную отрасль, относят Организацию Объединенных Наций и Всемирную туристскую организацию.
Деятельность данных организаций направлена на формирование законодательной базы в сфере туризма, упрощения туристских формальностей, обеспечения безопасности туристов и регулировании межгосударственной политики в области туризма.
Существует множество международных союзов, объединений, соглашений, которые способствуют формированию законодательной базы в данной отрасли, это: Гаагская декларация по туризму (1989 г.), Всемирная федерация туристских агентств (1966 г.), Глобальный кодекс этики туризма (1999 г.) и другие.
В России международная туристская индустрия регулируется государством и такими правовыми документами, как: Конституцией РФ, ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» № 132 ФЗ от 24.11.96 года, Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» № 114 ФЗ от 15.08.96 года, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в РФ».
Экономико-правовые особенности международной туристской индустрии России характеризуются тем, что государство уделяет большое внимание ее совершенствованию, привлечению новых инвестиций, старается увеличить доходы граждан от данной отрасли, а так же доходы государства за счет налоговых поступлений от туристской индустрии.
Геополитические трансформации, санкции в отношении России, девальвации рубля, падением цен на нефть, временным ограничением на совершение авиаперелетов российских туристов в Египет и Турцию - поспособствовали поддержке и содействию со стороны государства международной туристской индустрии России. Государство старается создать наиболее благоприятные условия для ее развития и функционирования.
В Российской Федерации международная туристская индустрия считается одной из самых приоритетных отраслей экономики. Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает новые федеральные целевые программы, которые направлены на реализацию основных стратегий развития туристской индустрии и туризма как в целом по стране, так и в регионах. Для совершенствования международной туристской индустрии России, государство законодательно предусматривает определенные стандарты в отношении лицензирования, стандартизации и сертификации товаров и услуг в этой сфере.
Анализ состояния и динамики развития международной туристской индустрии Российской Федерации показал, что туристская индустрия стремительно развивается, несмотря на политическую и экономическую обстановку. На фоне резкого снижения зарубежных поездок российских туристов, растет спрос на внутренний туризм, что ведет к удорожанию услуг и в этой сфере. За январь-октябрь 2016 года цены на внутренний туризм выросли на 8%.
Наибольший поток иностранных туристов на территорию Российской Федерации пришелся на 2015 год и составил 26 852 тыс. чел. Наибольшее количество иностранных туристов, принятых турфирмами России в 2015 го¬ду, были из таких стран, как Китай - 566,6 тыс. чел., Германия - 54,9 тыс. чел. и Япония - 22,7 тыс. чел.
Количество гостиниц и аналогичных средств размещения, а также количество специализированных средств размещения с 2013 по 2015 гг. увеличилось. Возросло количество коллективных средств размещения и численность санаторно-курортных организаций. Количество домов отдыхов не изменилось, а количество баз отдыха и туристических баз сократилось в 2015 году. В период с 2013 по 2015 гг., количество ресторанов, баров, кафе на территории Российской Федерации имеет тенденцию к увеличению.
Объем туристских платных услуг населению в 2015 году составил 158 252 млн. руб. Объем платных услуг населению в сфере гостиничной деятельности в 2015 году составил 188 992 млн. руб., а объем платных санаторно-оздоровительных услуг в 2015 году составил 110 513 млн. руб.
По опросам, проведенным ВЦИОМ, в последние годы предпочтения россиян относительно летнего отдыха значительно изменились. В 2013 году доля опрошенных, которые отдыхали на даче, составила 18%, а в 2015 году достигла 50%. Доля отдохнувших в Крыму в 2015 году составила 6%, а в 2016 году - 4%. Бюджет поездки на человека в 2016 году по факту снизился до 36 тыс. руб., хотя в 2015 году составлял 38,5 тыс. руб.
Для сохранения и воспроизводства рекреационных ресурсов страны, территория России поделена на 9 определенных зон, специализирующихся на определенных видах рекреации. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2007 года создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
Стратегии развития туризма в российских регионах, на всех уровнях управления, поддерживаются местными властями. Тактическая и операционная деятельность развития туризма осуществляется непосредственно на местах, где определяются способы реализации стратегии, включающие в себя ключевые направления. Разработаны региональные целевые программы развития туризма в субъектах РФ, которые также софинансируются Ростуризмом. Их главная стратегическая задача - это обеспечение регионов необходимой инфраструктурой, которая смогла бы отвечать требованиям современной международной туристской индустрии.
В ходе исследования было выявлено, в каком федеральном округе России сосредоточено наибольшее количество туристских фирм - это Центральный федеральный округ. В 2015 году их количество составило - 2 897 ед. Наибольшее количество туристских фирм по Центральному федеральному округу в 2015 году сосредоточено в Московской области - 600 ед., и в г. Москве - 577ед.
В 2015 году лидерами по числу реализованных турпакетов по Цен-тральному федеральному округу стали следующие области: Московская область- 107,4 тыс., г. Москва - 1 100,7 тыс. и Тверская область - 36 тыс. Больше всего турпакетов по Центральному Федеральному округу пришлось на 2013 год - 1612,1 тыс.
Наибольшая численность российских туристов, отправленных туристскими фирмами Центрального федерального округа в туры по России в 2015 году наблюдается в г. Москве - 533,5 тыс. чел., Московской области - 83,3 тыс. чел. и Калужской области - 72,1 тыс. чел.
В ходе исследования выпускной квалификационной работы, мы выявили следующие основные проблемы международной туристской индустрии России: проблема финансирования, отсутствие современной инфраструктуры, не соответствие транспортного комплекса страны современным стандартам, проблема инвестирования, дефицит высококвалифицированных кадров, языковой барьер, небольшая доля крупных отечественных туркомпаний, которые занимаются реализацией внутреннего туристского продукта и другие проблемы. Проблемы требуют неотложного вмешательства со стороны государства.
Нами были выявлены три основных перспективных направления стратегического развития международной туристской индустрии России:
1) формирование имиджа России как страны, благоприятной для туризма;
2) создание собственного туристического бренда России;
3) развитие межрегионального туризма на территории России.
Направления стратегического развития российской международной туристской индустрии в современных условиях, поспособствуют совершенствованию данной отрасли. Сформируется конкурентоспособный комплекс, что обеспечит широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах и повысит роль туристской индустрии в экономике Российской Федерации.
Таким образом, развитие международной туристской индустрии Российской Федерации имеет большие перспективы развития и может значительно повысить международный престиж страны, принеся ей значительные инвестиции и доходы.
Выводы, полученные в результате исследования, позволили дать комплексную характеристику международной туристской индустрии на территории России.
В рамках проведенного исследования были получены следующие результаты: международный туризм представляет собой экономическую категорию. Под воздействием современных тенденций туризм интенсивно развивается, приобретает новые черты и образует формирующийся отраслевой комплекс мирового хозяйства. Туризм содержит значительный инновационный потенциал, который функционирует за счет удовлетворения потребностей туристов в разнообразных видах отдыха.
В современном мире международный туризм не возможен без туристской индустрии. Туристская индустрия представляет взаимосвязанную систему предприятий и фирм, предоставляющих туристам все необходимые товары и услуги, а так же включает в себя развитую инфраструктуру, транспортное обеспечение, сферу питания, развлечений и многое другое.
Исследователи из разных стран мира пытались охарактеризовать структуру туристской индустрию и ее основные составляющие. Современная структура туристской индустрии состоит из трех основных компонентов: индустрии развлечений, индустрии гостеприимства и глобальных компьютерных сетей.
Как и каждая развитая отрасль народного хозяйства, туристская индустрия регулируется международными правовыми актами и соглашениями. К всемирным организациям, которые регулируют данную отрасль, относят Организацию Объединенных Наций и Всемирную туристскую организацию.
Деятельность данных организаций направлена на формирование законодательной базы в сфере туризма, упрощения туристских формальностей, обеспечения безопасности туристов и регулировании межгосударственной политики в области туризма.
Существует множество международных союзов, объединений, соглашений, которые способствуют формированию законодательной базы в данной отрасли, это: Гаагская декларация по туризму (1989 г.), Всемирная федерация туристских агентств (1966 г.), Глобальный кодекс этики туризма (1999 г.) и другие.
В России международная туристская индустрия регулируется государством и такими правовыми документами, как: Конституцией РФ, ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» № 132 ФЗ от 24.11.96 года, Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» № 114 ФЗ от 15.08.96 года, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в РФ».
Экономико-правовые особенности международной туристской индустрии России характеризуются тем, что государство уделяет большое внимание ее совершенствованию, привлечению новых инвестиций, старается увеличить доходы граждан от данной отрасли, а так же доходы государства за счет налоговых поступлений от туристской индустрии.
Геополитические трансформации, санкции в отношении России, девальвации рубля, падением цен на нефть, временным ограничением на совершение авиаперелетов российских туристов в Египет и Турцию - поспособствовали поддержке и содействию со стороны государства международной туристской индустрии России. Государство старается создать наиболее благоприятные условия для ее развития и функционирования.
В Российской Федерации международная туристская индустрия считается одной из самых приоритетных отраслей экономики. Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает новые федеральные целевые программы, которые направлены на реализацию основных стратегий развития туристской индустрии и туризма как в целом по стране, так и в регионах. Для совершенствования международной туристской индустрии России, государство законодательно предусматривает определенные стандарты в отношении лицензирования, стандартизации и сертификации товаров и услуг в этой сфере.
Анализ состояния и динамики развития международной туристской индустрии Российской Федерации показал, что туристская индустрия стремительно развивается, несмотря на политическую и экономическую обстановку. На фоне резкого снижения зарубежных поездок российских туристов, растет спрос на внутренний туризм, что ведет к удорожанию услуг и в этой сфере. За январь-октябрь 2016 года цены на внутренний туризм выросли на 8%.
Наибольший поток иностранных туристов на территорию Российской Федерации пришелся на 2015 год и составил 26 852 тыс. чел. Наибольшее количество иностранных туристов, принятых турфирмами России в 2015 го¬ду, были из таких стран, как Китай - 566,6 тыс. чел., Германия - 54,9 тыс. чел. и Япония - 22,7 тыс. чел.
Количество гостиниц и аналогичных средств размещения, а также количество специализированных средств размещения с 2013 по 2015 гг. увеличилось. Возросло количество коллективных средств размещения и численность санаторно-курортных организаций. Количество домов отдыхов не изменилось, а количество баз отдыха и туристических баз сократилось в 2015 году. В период с 2013 по 2015 гг., количество ресторанов, баров, кафе на территории Российской Федерации имеет тенденцию к увеличению.
Объем туристских платных услуг населению в 2015 году составил 158 252 млн. руб. Объем платных услуг населению в сфере гостиничной деятельности в 2015 году составил 188 992 млн. руб., а объем платных санаторно-оздоровительных услуг в 2015 году составил 110 513 млн. руб.
По опросам, проведенным ВЦИОМ, в последние годы предпочтения россиян относительно летнего отдыха значительно изменились. В 2013 году доля опрошенных, которые отдыхали на даче, составила 18%, а в 2015 году достигла 50%. Доля отдохнувших в Крыму в 2015 году составила 6%, а в 2016 году - 4%. Бюджет поездки на человека в 2016 году по факту снизился до 36 тыс. руб., хотя в 2015 году составлял 38,5 тыс. руб.
Для сохранения и воспроизводства рекреационных ресурсов страны, территория России поделена на 9 определенных зон, специализирующихся на определенных видах рекреации. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2007 года создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
Стратегии развития туризма в российских регионах, на всех уровнях управления, поддерживаются местными властями. Тактическая и операционная деятельность развития туризма осуществляется непосредственно на местах, где определяются способы реализации стратегии, включающие в себя ключевые направления. Разработаны региональные целевые программы развития туризма в субъектах РФ, которые также софинансируются Ростуризмом. Их главная стратегическая задача - это обеспечение регионов необходимой инфраструктурой, которая смогла бы отвечать требованиям современной международной туристской индустрии.
В ходе исследования было выявлено, в каком федеральном округе России сосредоточено наибольшее количество туристских фирм - это Центральный федеральный округ. В 2015 году их количество составило - 2 897 ед. Наибольшее количество туристских фирм по Центральному федеральному округу в 2015 году сосредоточено в Московской области - 600 ед., и в г. Москве - 577ед.
В 2015 году лидерами по числу реализованных турпакетов по Цен-тральному федеральному округу стали следующие области: Московская область- 107,4 тыс., г. Москва - 1 100,7 тыс. и Тверская область - 36 тыс. Больше всего турпакетов по Центральному Федеральному округу пришлось на 2013 год - 1612,1 тыс.
Наибольшая численность российских туристов, отправленных туристскими фирмами Центрального федерального округа в туры по России в 2015 году наблюдается в г. Москве - 533,5 тыс. чел., Московской области - 83,3 тыс. чел. и Калужской области - 72,1 тыс. чел.
В ходе исследования выпускной квалификационной работы, мы выявили следующие основные проблемы международной туристской индустрии России: проблема финансирования, отсутствие современной инфраструктуры, не соответствие транспортного комплекса страны современным стандартам, проблема инвестирования, дефицит высококвалифицированных кадров, языковой барьер, небольшая доля крупных отечественных туркомпаний, которые занимаются реализацией внутреннего туристского продукта и другие проблемы. Проблемы требуют неотложного вмешательства со стороны государства.
Нами были выявлены три основных перспективных направления стратегического развития международной туристской индустрии России:
1) формирование имиджа России как страны, благоприятной для туризма;
2) создание собственного туристического бренда России;
3) развитие межрегионального туризма на территории России.
Направления стратегического развития российской международной туристской индустрии в современных условиях, поспособствуют совершенствованию данной отрасли. Сформируется конкурентоспособный комплекс, что обеспечит широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах и повысит роль туристской индустрии в экономике Российской Федерации.
Таким образом, развитие международной туристской индустрии Российской Федерации имеет большие перспективы развития и может значительно повысить международный престиж страны, принеся ей значительные инвестиции и доходы.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И РЕГИОНАХ В КОНТЕКСТЕ «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА»
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИТНЕС-ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЦТ АКВАМАРИН»)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Современное состояние и особенности развития туристского бизнеса (на основе исследования туристского бизнеса Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-экономический механизм повышения эффективности ресурсного потенциала
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018



