Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО - КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СССР В 1953 - 1964 ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №68903

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость93 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
386
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Формирование государственно - церковных отношений в СССР в 1953 - 1964 годах 16
1.1. Государственная политика в среде религиозных отношений 16
1.2. Позиция РПЦ в условиях гонений 33
Глава 2. Реализация государственно - церковной политики в Корочанском районе Белгородской области 47
2.1. Православные приходы в Корочанском районе Белгородской области в
1953 - 1964 годах 47
2.2. Осуществление атеистической пропаганды 56
Заключение 62
Источники и исследования 66
Приложения

Актуальность. Период взаимоотношений церкви и Советского государства во время правления Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.) изучен еще не в полной мере. Два десятилетия назад историки не могли даже помыслить о публикациях и исследованиях данной проблемы. В первую очередь это было связано с невозможностью использования т.н. «закрытых» фондов архивов. Но и сейчас не все дела Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР доступны для изучения историков. Все же в последнее время появились новые возможности для работы с источниками по новейшей истории Русской православной церкви.
История хрущевских гонений на церковь представляет интерес во многих отношениях. Это была последняя попытка режима в короткий срок ликвидировать церковь и религию как сколь-нибудь значимое социальное явление. Именно в это время окончательно определилась партийно-государственная политика по отношению к церкви, сформировался механизм ее осуществления и вся система антирелигиозной пропаганды, сохранившиеся вплоть до перестроечных лет. Поэтому проблема государственно-церковных отношений исследуемого периода напрямую связана с современностью. В Российской Федерации истекшее десятилетие ознаменовалось широким процессом демократизации религиозной сферы. В последние годы усилия государства были в основном направлены на разрушение ранее сложившихся отношений советского государства и религиозных организаций, на приспособление к нынешней переходной российской политической ситуации, на выработку новой модели государственно-церковных отношений.
Сегодня, благодаря открывшемуся доступу к новым архивным источникам, появилась возможность исследовать государственно - церковные отношения в СССР в 1953 - 1964 годах, на примере Корочанского района Белгородской области.
Актуальность данной работы состоит в том, что в условия демократизации 1953 года в отношении Русской Православной церкви, имеет прямое отношение к демократизации в наши дни.
Таким образом, нами рассматривается отношение государства к Русской Православной церкви в СССР в 1953 - 1964 года на примере Корочанского района Белгородской области.
Объект исследования - государственно-церковные отношения в СССР.
Предмет исследования - отношение государства к Русской Православной церкви в 1953 - 1964 гг.
Цель данной работы состоит в изучении государственной политики в религиозной сфере и её реализация в деятельности партийных и советских органов в Корочанской районе Белгородской области в 1953 - 1964 гг. Цель реализуется посредством решения следующих задач:
- рассмотреть основные направления религиозной политики СССР в 1953 - 1964 гг.;
- изучить позицию РПЦ в условиях гонений в СССР в 1953 - 1964 гг.;
-рассмотреть православные общины в условиях реализации государственно - религиозной политики в Корочанском районе Белгородской области в 1953 - 1964 гг.;
- изучить деятельность религиозных органов управления по осуществлению атеистической пропаганды в Корочанском районе Белгородской области в 1953 - 1964 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период с марта 1953 г., когда скончался И.В. Сталин и началась борьба за власть между Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым, Л.П. Берией и Н.С. Хрущевым, вследствие чего Хрущеву удалось захватить лидерство, и 29 апреля 1953 года дать толчок к проведению религиозной политики в стране, по октябрь 1964 г., когда произошло отстранение Н.С. Хрущева от занимаемых должностей, и тем самым свёртывание религиозной политики.
Географические рамки исследования. Охватывает территорию
Корочанского района Белгородской области.
Источниковая база исследования. В качестве источников исследования по данной теме, выделяются следующие неопубликованные источники и опубликованные источники, которые следует разделить на 2 группы источников: материалы официального делопроизводства и
воспоминания.
Неотъемлемой частью исследования явились неопубликованные источники.
Архивные документы:
Первую подгруппу документов составляют материалы
Государственного архива Белгородской области, представленные большей частью в фондах Р-1409 «Корочанский районный отдел культуры» и Р-1179 «Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Белгородской области» .
В фонде Р-1409 «Корочанский районный отдел культуры» содержаться:
Документы о регистрации православной общины Успенской церкви села Алексеевка Корочанского района, в которых содержится акт от 15 октября 1953 года «О сдачи имущества церкви Церковному совету», акт от 31 марта 1955 года «О создании ревизионной комиссии в селе Алексеевка Корочанского района», перепись приходского населения в селе Алексеевка Корочанского района и выделение денег на ремонт из бюджета ревизионной комиссии.
Документы о регистрации православной общины Соборной церкви в городе Короча, в которых содержится акт от 19 января 1953 года «О сдачи имущества церкви Церковному совету», акт от 28 июня 1959 года «О создании ревизионной комиссии в городе Короча», перепись приходского населения.
В фонде Р-1179 «Уполномоченный по делам религии при Совете Министров СССР по Белгородской области» содержаться:
Списки действующих церквей и духовенства в них за 1962 год, где приведена статистика церквей в Корочанском районе и священнослужители, проповедующие в церквях.
Список зарегистрированных дьяков в церквах Белгородской области по состоянию на 20 июня 1962 год, где содержаться фамилии и инициалы проповедующих дьяков по районам Белгородской области, в том числе и Корочанского района.
Список малоколхозных и закрытых церквей в Белгородской области за 1962 год, где содержится информация о церквях, которые подлежат закрытию или консервации в Корочанском районе.
Во вторую подгруппу входят документы из фондов Государственного архива новейшей истории Белгородской области (ГАНИБО). Она представлена фондом Ф. 1. «Белгородский областной комитет КПСС» , где содержатся:
Справка от 1961 года заведующего отделом пропаганды и агитации обкома КПСС Н. Быстрова «Об опыте работы по подготовке кадров атеистов на общественных началах» адресованная секретарю Белгородского обкома КПСС А.В. Коваленко, где содержится информация о намеченных мероприятиях по усилению научно - атеистической пропаганды среди населения, итоговая сводка проведенных лекций среди молодежи и интеллигенции и планы на следующее полугодие.
Докладная записка от 20 декабря 1958 года секретарю обкома КПСС Д.И. Алешину «О деятельности вновь выявленных незарегистрированных религиозных объединений в Корочанском районе», где содержится информация о выявленных сборищах старообрядцев и субботников, фамилии сектантов с частичными личными данными и план действий по наблюдению за ними.
Отчетно - информационный доклад за первое полугодие 1957 года секретарю Белгородского обкома КПСС Д.И. Алешину адресованное Уполномоченным Совета по Белгородской области В. Мишустиным, где имеются данные о ремонте общин в городе Короча и в Корочанском районе.
Справка заместителю заведующего отделом пропаганды и агитации Белгородского Обкома КПСС А.Н. Ромадановскому «О состоянии религиозных обрядов по Корочанскому району за 1962 год» адресованная референтом областного отделения общества по распространению политических и научных знаний М. Исаевым, где содержатся статистические данные о проведенных православных обрядах в приходах Корочанского района Белгородской области за 1962 год.
Выписка из протокола № Б - 1931 заседания бюро Белгородского обкома КПСС от 28 июля 1960 года «О создании школ научного атеизма», где содержится примерный учебный план годичной школы научного атеизма, рассчитанный на 15 занятий, порядок работы областного семинара преподавателей школ научного атеизма с 7 по 14 сентября 1960 года, мероприятия по усилению научно - атеистической пропаганды среди сектантов.
План намеченных мероприятий на 1962 год по выполнению постановления Совета Министров СССР от 16 марта 1961 года «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» адресованное от уполномоченного Советов по Белгородской области А. Сорочкина, где содержатся сведения о мероприятия, направленных на ослабление влияния церкви на населения, перестройка управления церковью с целью подрыва её материально финансовой базы, мероприятие по усилению контроля за соблюдением и правильным применением законодательства о культах, намечаемая работа по упорядочению церковной сети в области.
Докладная записка секретаря обкома КПСС Д. Алешина от 17 апреля 1958 года «О неотложных мерах усиления научно-атеистической пропаганды», где содержаться сведения о вновь выявленных сектантах и мерах по усилению атеистической пропаганды среди них.
К материалам официального делопроизводства стоит отнести: постановления, распоряжения и докладные записки. В - первую очередь, обратимся к постановлениям: Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно - атеистической пропаганды и мерах ее улучшения» от 7 июля 1954 года , где имеются сведения об усилении научно - атеистической пропаганды среди населения; Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно - атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября 1954 года , где имеются данные о количестве пропагандистов и мерах улучшения пропаганды для привлечения новых агитаторов; Постановление ЦК КПСС «О монастырях в СССР: налоговое обложение доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» от 1959 года , где говорится, что монастыри находящиеся на территории СССР подлежат ревизии и переписи имущества, для составления сводных материалов; Постановление ЦК КПСС «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» от 1961 года , где приводится статистические данные о то, что на территории СССР увеличивается число православных приходов, и вместе с тем приводятся мероприятия по усилению атеистического воспитания среди населения. Во - вторых, к материалам официального делопроизводства относятся распоряжения: Распоряжение ЦК КПСС «Об изменении около открытия молитвенных зданий» от 17 февраля 1955 года , в котором говорится, что все имущество находящееся в ведении православных общин передается в собственность Церковного комитета; а также Распоряжение ЦК КПСС «О дефектах научно - атеистической пропаганды» от 4 октября 1958 года , где приводятся сведения собранные по территории СССР, в которых говорится, что научно - атеистическую пропаганду следует немедленно улучшать, так как она не приносит ожидаемый результат . И в - третьих, это докладные: Докладная записка ЦК КПСС «По разработке плана ликвидации и локации святых источников от 29 апреля 1953 года» , где представлены статистические данные о посещении святых источников и вывод о том, что к святым источникам приезжает большое количество населения, в связи с чем следует принять неотложные меры; Докладная записка ЦК КПСС «О крупных недостатках в естественнонаучной, антирелигиозной пропаганде» от марта 1954 года , в которой отражены недостатки в антирелигиозной пропаганде и мероприятия по их улучшению.
Неотъемлемой частью исследования явились воспоминания, оставленные в разные годы и в разные периоды жизни выбранных персоналий. Благодаря Запискам Г.Г. Карпова , которые были опубликованы на сайте «Крест и Молот» доподлинно было осуществлено цитирование Молотова, Хрущева и самого автора записок Карпова. Так же в качестве воспоминаний были взяты Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» отрывками из воспоминаний Патриарха Алексия . Благодаря выбранным письмам мы можем отследить отношения государства и Русской Православной церкви в выбранный период, и понять отношения Русской Патриархии к выбранному курсу политики. И последними по списку воспоминаний, как источника исследования, являются Воспоминания Н.С. Хрущева .
Все выбранные источники явились основой для изучения государственной политики в отношении Русской Православной церкви в период правления Н.С. Хрущева, и реакции верующих на проведенные антицерковные реформы.
Степень изученности. В данном этапе исследования взятой для рассмотрения темы хотелось бы выделить 3 группы исследования: Советская историография, Современная историография, Зарубежная историография и эмигранты. Для начала рассмотрим Советскую историографию.
Советская историография условно подразделяется на период от начала исследования, а именно с 1953 года до 1991 года. К этому периоду стоит
отнести: Журнал Московской Патриархии от 1960 года ; такое произведение как, Свет и тени великого десятилетия изданное в 1989году . В качестве исследования были взяты работы Ю.А. Розенбаума и Д.А. Ушинина . В этих работах во многом рассматривалась эволюция государственно - церковных отношений в различные периоды российской истории XX века, привносившие новые факты и новые исследования. Таким образом, выделяется не многочисленное количество советских исследований, рассмотренных в данный период.
Рассматривая современную историографию, выделяется группа ученых, которые плодотворно разрабатывают данную тематику, такие как В.А. Алексеев , который, начиная с 1991 года, занимается данной проблематикой; М.И. Одинцов , написавший немало работ для раскрытия выбранной тематики; и также один из ученых, плодотворно изучающий поставленную проблему это М.В. Шкаровкий . Также выделяется большая группа ученых - историков, которые рассматривают в своих работах государственную политику в отношении Русской Православной церкви, к таким ученым относятся: Ю.Н. Афанасьев , А.Т. Боннер , А.Н. Гвоздев1,
М.Я. Геллер и А.М. Некрич , Г.О. Панков , Р.Г. Пихоя , И.С. Ратьковский , Л. Симкин . Рассматривая в целом политику по отношению к Русской православной церкви, стоит выделить ученых, которые рассматривали отношения между государством и Русской Православной церковью: О.Ю. Васильева и П.Н. Кнышевкий . Завершая краткий историографический обзор, стоит выделить историков, в чьих работах прослеживалось положение Русской Православной церкви в период антицерковных реформ Хрущева: А. Загуляев , Иеродиакон Иона (Яшунский) , В.И. Цыпин . Таким образом, мы можем выделить 4 группы современных исследований: ученые,
занимающиеся плодотворно выбранной тематикой; работы, в которых отслеживается государственная политика в отношении Русской Православной церкви; ученые занимающиеся отношениями между государством и Русской Православной церковью; а также историки, заинтересованные проблемой положения Русской Православной церкви в период антицерковных реформ Хрущева.
И в заключение была рассмотрена зарубежная историография и работы эмигрировавших историков. Положение религии, церкви и верующих в России, особенно в Советском Союзе всегда было объектом научных интересов зарубежных ученых. Среди них У.Флетчер и Д.Эллис . Труды эмигрировавших Д.В. Поспеловского1 и Вл. Степанова (Русака) достаточно широко известны российской научной общественности и содержат в себе немало ценных и точных наблюдений, объективных выводов об истории и современном состоянии государственно - церковных отношений в России.
Таким образом, зарубежная историография и труды эмигрировавших ученых играют немаловажную роль в раскрытии поставленной нами проблемы.
В целом, изучая историографию, мы наблюдаем, что все аспекты поставленной нами проблемы достаточно изучены как в советской, так и в современной историографии.
Методологическая основа данного исследования. К методологии исследования данной темы, стоит отнести: историко - генетический и сравнительно - исторический метод.
Историко - генетический метод был использован при рассмотрении основных направлений реформирования и реализации государственной политики в отношении Русской Православной церкви в 1953 - 1961 гг. и антицерковной политики в 1961- 1964 гг.
Сравнительно - исторический метод был использован для сравнения религиозной политики в СССР в отдельно взятом Корочанском районе Белгородской области.
Научная новизна. В работе со всех сторон всесторонне и комплексно рассмотрена, например, именуемая «хрущевская церковная реформа», нацеленная, до этого всего, на установление контроля за работой Московской Патриархии.
Во - первых, была рассмотрена государственная политика в отношении Русской Православной церкви в 1953 - 1964 гг., посредствам двух
параграфов, где выявлены направления религиозной политики и прослежена их динамика.
Во - вторых, изучено положение Русской Православной церкви в период проводимых реформ, посредствам двух параграфов на примере Корочанского района Белгородской области, где описана история православных приходов в рассматриваемый период, определено их финансовое положение, так же проведен анализ научно - атеистической пропаганды в районе в 1953 - 1964 гг.
Практическая значимость. Данная работа может служить основой для лекционного курса и спецкурсов по Истории России XX века. Основные выводы работы могут быть использованы в процессе подготовки по Истории России XX века.
Апробация работы. Материалы данной работы были представлены на конференциях:
• «Белгородский диалог - 2017» (Белгород, апрель 2017 г.).
Секция: Советский период отечественной истории. Тема доклада: Русская Православная церковь в системе государственно - конфессиональных отношений в СССР в 1953 - 1964 годах;
• «История православия на Белгородчине в XVI - XXI веках» (к
100 - летию восстановления Патриаршества в Русской
Православной церкви и 350 - летию образования Белгородской епархии) (Белгород, апрель 2017 г.). Тема доклада: История православных приходов Корочанского района Белгородской области в 1953 - 1964 годах: опыт архивной эвристики .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, можно выделить динамику развития религиозной реформы:
Во - первых, этап 1953—1964 гг. в государственно - церковных дела наступает с Распоряжения ЦК КПСС 7 июля 1954 г. «О больших дефектах в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», в подготовке которого деятельно приняли участие Д.Т. Шепилов, А.Н. Шелепин, М.А. Суслов. С остановкой репрессий и возвращением «ленинской законности». Возобновил надобность в осведомителях. Среди окружения Н.С. Хрущева были влиятельные силы, готовые начать наступление на Церковь. Положение осложнялось еще и тем, что ровную линию в отношениях с церковью отстаивали ближайшие соратники И.В. Сталина. Придерживался ее и Г.Г. Карпов. И первые победы Н. Хрущева над сталинистами совпали с первыми акциями идущей антирелигиозной политики. Число сторонников «жесткой» линии к 1958 году явно преобладало. Это было вызвано ансамблем оснований: желанием выстроить в СССР коммунизм, и уверенность, что коммунистическая идеология, освободившаяся от сталинского наследства, ещё имеет возможность выразить себя, что, в собственную очередь, исключало вероятность всякий духовной кандидатуры, тем более религиозной. Конкретная часть русского общества была равнодушна к масштабным антирелигиозным кампаниям, а демократически настроенные «шестидесятники» считали, что в СССР имеет возможность быть выстроено верное, социально направленное правительство, где христианству не было пространства. Весомую роль играли и кадровые перестановки. Важной предпосылкой конфигурации курса стала и финансовая, как раз с распоряжений «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении прибылей компаний епархиальных управлений, а еще прибылей монастырей» наступает «хрущевская антирелигиозная» кампания. Ее итоги были устрашающими. Численность храмов равняется 7523, священников 7400, деятельных монастырей на всей обширной земли СССР осталось 16 (в начале кампании их было 63). Но гонения на храм в СССР — это только видимая сторона хрущевской государственно-церковной политические деятели. Есть ещё и иная — внедрение наружных церковных каналов для воплощения политических муниципальных намерений.
Во - вторых, 1955-1957 гг. стали самыми благоприятными для Русской православной церкви после 1947 г., впрочем, ее рост, несмотря на вспышку гонений, ощущался уже в 1954 г. Впервые за последние пять лет не сократилось, а увеличилось число священнослужителей - с 11912 до 11993. Началось постепенное омоложение духовенства - доля лиц до 40 лет составила 11,2%. 312 человек поступили в монастыри, и среди них было много молодежи, чего не наблюдалось ранее. Выросло число паломников. Увеличилось число желающих поступить в духовные учебные заведения. Сокращалось количество закрываемых храмов: в 1952 г. - 216, а в 1954 г.- 46. Острую тревогу в верхних эшелонах власти вызвало и начавшееся русское религиозное возрождение - этот процесс начал вновь разворачиваться в середине 1950-х годов. Нельзя не учитывать также и значительно выросшую религиозность вышедших на свободу узников ГУЛАГа. Изживание страха привело к активизации верующих. Но относительное благополучие церкви было очень непрочным. В 1958 г. монастырям запрещалось применять наемный труд, предусматривалось значительное уменьшение земельных наделов, а также самого количества обителей. Кроме того, вновь вводились отмененные в 1945 г. налог со строений и земельная рента, резко повышались ставки налога с земельных участков. Тяжелый удар был нанесен по материальной базе Патриархии. Повышение налога на доход свечных мастерских коснулось каждого прихода. В результате «церковной реформы» 1961 г. священнослужители отстранялись от приходской жизни и должны были наниматься общиной по договору для «исполнения религиозных потребностей». Духовенство не допускалось на собрания, избиравшие церковный совет, в который власти могли вводить своих людей.
В - третьих, говоря о Корочанском районе Белгородской области в изучаемый нами период, можно сделать вывод, что реформой не были закрыты церкви и храмы в районе. Финансирование в изучаемых нами храмах и приходах не сокращалось, а было финансировано из иных источников: прихожане, ревизионная комиссия и священнослужители.
Имелась статистика малоземельных храмов и возможно закрываемых, но в ходе работы было выяснено, что храмы не закрывали. Так же в районе создавали ревизионные комиссии для описи храмов и приходов, для создания Церковных советов для слежки за приходами. Намечается рост сектантских групп, которые не теряют своего значения среди населения.
В - четвертых, научно - атеистическая пропаганда в районе не имела большого успеха, хотя издавались указы, в которых говорилось о том, что нужно создавать школы научного атеизма и обучать лекторов - атеистов, но данные мероприятия проводились лишь на бумаге, а не на практике. Благодаря работе с источниками, мы выяснили, что были большие проблемы с научно - атеистической пропагандой, так как население было не готово отказаться от веры, и тем более в районе всё больше появлялось сектантов, с которыми ничего нельзя было сделать.
Таким образом, в ходе работы мы выяснили, что данная религиозная реформа 1953 - 1964 года не имела своего ожидаемого веса среди населения, так как человек не был готов отказаться за год, два, за пять от веры, потому что вера складывается с годами, и искоренить её из населения было очень сложно. Человеку нужно во что - то верить, а быть атеистами, как говорилось в реформе со слов Н.С. Хрущева, это не решение поставленных проблем в государстве. Н.С. Хрущев хотел идти по пути коммунизма, где говорилось, что все должны быть атеистами, и начал он с духовной (религиозной) реформы, но желаемый результат не был получен, где мы делаем вывод, что веру из человека нельзя искоренить.



Государственный архив Белгородской области (ГАБО)
1. Р - 1409. «Корочанский районные отделы культуры (1953 - 1983 гг.)».
- Оп. 3. - Д. 122. - ЛЛ. 4 - 18.
2. Р - 1179. «Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Белгородской области (1944 - 1991 гг.)». - Оп. 1.
- Д. 62. - ЛЛ. 15 - 117; Д. - 122. - ЛЛ. 27 - 45; - Д. 156. - Л - 32.
Государственного архива новейшей истории Белгородской области
(ГАНИБО)
1. Ф. 1. «Белгородский областной комитет КПСС (Обком КПСС) (1954 - 1991 гг.)». - Оп. 1. - Д. 460. - ЛЛ. 75 - 85; - Д. 569. - ЛЛ. 52 - 69; - Д. 570. - Л. 21; - Д. 697. - ЛЛ. 68 - 70; - Д. 852. - ЛЛ. 3 - 40; - Д. 995. - ЛЛ. 15 - 19; - Д. 1122. - ЛЛ. 109 - 138; - Д. 1126. - ЛЛ. 28 - 38.
Опубликованные
Материалы официального делопроизводства
1. Докладная записка ЦК КПСС «О крупных недостатках в естественнонаучной, антирелигиозной пропаганде» от марта 1954 года // Россия XX век. Документы и материалы / Под редакцией А.Б. Бороздова. - М.: Издательство РАГС, 2004. - С. 170 - 172.
2. Докладная записка ЦК КПСС «По разработке плана ликвидации и
локации святых источников от 29 апреля 1953 года» // Россия XX век. Документы и материалы / Под редакцией А.Б. Бороздова. - М.:
Издательство РАГС, 2004. - С. 54 - 60.
3. Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно - атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» от 7 июля 1954 года // Россия XX век. Документы и материалы / Под редакцией А.Б. Бороздова.
- М.: Издательство РАГС, 2004. - С. 220 - 227.
4. Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно - атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября 1954 года // Государство и церковь в России в XX веке / Под редакцией М.И. Одинцова. - М.: Луч, 1994. - С. 215 - 230.
5. Постановление ЦК КПСС «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» от 1961 года // История России 1917 - 1995 гг. Утопия у власти Т.2. / Под редакцией М.Я. Геллера, А.М. Некрич. - М.: Издательство «МИК», 1996. - С. 79 - 84.
6. Постановления ЦК КПСС «О монастырях в СССР: налоговое обложение доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» от 1959 года // Хрестоматия по отечественной истории (1946
- 1995) / Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М.: Владос, 1996.
- С. 150 - 155.
7. Распоряжение Совета Министров РСФСР «Об изменении открытия молитвенных зданий» от 17 февраля 1955 года // Хрестоматия по отечественной истории (1946 - 1995) / Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М.: Владос, 1996. - С. 53 - 72.
8. Распоряжение ЦК КПСС «О дефектах научно - атеистической пропаганды» от 4 октября 1958 года // История Советской России / Под редакцией И.С. Ратьковского, М.В. Ходякова. - СПб.: Издательство «Лань», 2001. - С. 115 - 136.
Воспоминания
1. Записки Г.Г. Карпова // Крест и молот. - URL: http://simvol-veri.ru/xp/bil-li- opravdan-kompromiss-mitropolita-sergiya-s-sovetskoie-vlastyu-kak-stalinskiie- kreml-rulil-cerkovyu.html (Дата обращения: 17.10.2015 г.).
2. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» (десять лет из жизни
Патриарха Алексия. 1955 - 1964 гг.) / Публ. М.И. Одинцова //
Отечественные архивы. - 1994. - № 5. - С. 25 - 83.
3. Хрущев Н.С. Воспоминания. Избранные фрагменты. - М.: Вагриус, 1997. - 564 с.
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Аксютин Ю.В. Никита Сергеевич Хрущев: материалы к биографии. - М.: Политиздат, 1989. - 372 с.
2. Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется?: Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. - М.: Изд. Центр «Россия молодая», 1992. - 21 с.
3. Алексеев В.А. Иллюзия и догмы. - М.: Политиздат, 1991. - 400 с.
4. Алексеев В.А. Отвечали ли принципам свободы совести церковно - государственные отношения в СССР в период «оттепели» // Свобода совести в духовном возрождении Отечества. - 1994. - С. 129 - 140.
5. Аллен Даллес, Дэвид Рокфеллер, Энвер Ходжа. Хрущёв: Кремлёвский реформатор / Пер. с англ. - М.: Алгоритм, 2012. - 304 с.
6. Афанасьев Ю.Н. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1997. - 510 с.
7. Белов А.В., Шилкин А.Д. Религия в СССР и буржуазные
фальсификаторы. М.: Знание, 1970. - 64 с.
8. Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной
деятельности. — М.: Российское право, 1992. - 196 с. - URL:
http://www.pravo.vuzlib.su/book z1505 page 7.html (Дата обращения:
10.11.2015г.).
9. Бороздов А.Б. Россия XX век. Документы и материалы. - М.:
Издательство РАГС, 2004. - 400 с.
10. Боффо Д. История Советского Союза - М.: Политиздат, 1990. - 570 с.
11. Бурлацкий Ф. Хрущев. Штрихи к политическому портрету // Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии / Сост. Ю.В. Аксютин. - М.: Политиздат, 1989. - 302 с.
12. Бурлацкий Ф.М. «Вожди и советники». М.: Политиздат, 1990. - 448 с.
13. Васильева О.Ю. Государственно - церковные отношения советского периода: переодизация и содержание // Православие и ислам в России в XX веке. - 2003. - №5. - С. 45.
14. Васильева О.Ю., Кнышевкий П.Н. Тайная вечеря // Ленинградская панорама. - 1991. - №7. - С. 27 - 29.
15. Гвоздев А.Н. Последний «Штурм неба». Антицерковная политика
Хрущева в 1958 - 1964 годы // Вестник русского христианского
движения. - 1992. - №132. - С. 114 - 127.
16. Геллер М.Я., Некрич А.М. История России 1917 - 1995 гг. Утопия у власти. Т. 2. - М.: Издательство «МИК», 1996. - 147 с.
17. Гераськин Ю. В. Из истории хрущевского наступления на Русскую православную церковь // Новый исторический вестник. - 2009. - № 19. - С. 71-79.
18. Гордиенко Н.С. Современное православие и его идеология. М.: Академия наук СССР, 1963. - 403 с.
19. Грекулов Е.Ф. Православная церковь - враг просвещения. М.: Издательство АН СССР, 1962. - 135 с.
20. Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История отечества XX век. - М.: Издательский дом «Дрофа», 1998. - 640 с.
21. Документы Конференции советской общественности за разоружение //Журнал Московской патриархии. - 1960. - № 3. - С. 34¬35.
22.Загуляев Арсений. Гонение на Церковь при Хрущеве: пять историй // Нескучный сад. - URL: http://www.nsad.ru/articles/gonenie-na-cerkov-pri- hrushheve-pyat-istorij (Дата обращения: 15.10.2015г.).
23. Зенькевич Н. Тайны уходящего века. - М.: ОЛМА-пресс, 1999. - 653 с.
24. Иеродиакон Иона (Яшунский). Наши катакомбы // Вестник русского христианского движения. - 1992. - №166. - С. 255 - 300.
25. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Санкт-Петербург: Шпиль, 2004. - 78 с.
26. Калинин В.Н. Церковь и Совет по делам религий 1943-1991 гг. //Приход. Православный экономический вестник. - 2007. - №1. - С.50.
27. Киселев А.Ф., Щагин Э.М. Хрестоматия по отечественной истории (1946 - 1995). - М.: Владос, 1996. - 896 с.
28. Клочков В.В. Религия, государство и право. М.: Мысль, 1978. - 287 с.
29. Колобков В.В. Наследие вековой тьмы (критика современного русского православия). Киев: Госполитиздат УССР, 1962. - 201 с.
30. Константинов Д.В. Гонимая Церковь: Русская православная Церковь в СССР. М.: Издательство «Бек», 1999. - 215 с.
31. Красильщиков В. А. Вдогонку за прошедшим веком. М.: РОССПЭН, 1998. - 148 с.
32. Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М.: Знание, 1982. - 64 с.
33. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М.: Мысль, 1971. - 273 с.
34. Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: Политическая биография. - М.: Книга, 1990. - 247 с.
35. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско- социологические очерки). СПб.: РХГИ, 1997. - 480 с.
36. Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905— 1991 годах. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - 356 с.
37. Одинцов М.И. Государство и церковь в России в XX веке. - М.: Луч, 1994. - 174 с.
38. Одинцов М.И. Русские патриархи XX века. - М.: Издательство РАГС, 1994. - 334 с.
39.Одинцов М.И. Хожение по мукам в 1954 - 1960 годы // Наука и религия. - 1991. - №7. - С. 3 - 7.
40. Панков Г.О. О политике Советского государства в отношении Русской Православной церкви на рубеже 50 - 60 - х годов // Религия и демократия: на пути к свободе и совести. Вып. II. - 1998. - №13. - С. 89 - 102.
41. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945 - 1991 гг. -
Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. - 692 с.
42. Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995. - 511 с.
43. Пыжиков А. В. Хрущевская «Оттепель»: 1953—1964. Олма-Пресс, 2002. - 512 с.
44. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. - СПб.: Издательство «Лань», 2001. - 416 с.
45. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. - М.: Наука, 1985. - 174 с.
46. Ромм М. Четыре встречи с Н.С. Хрущевым // Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии / Сост. Ю.В. Аксютин. - М.: Политиздат, 1989. - 140 с.
47. Свет и тени великого десятилетия. Н.С. Хрущев и его время. - Л.: Лениздат, 1989. - 182 с.
48. Симкин Лев. Посольская история // Знамя. — 2010. — № 7. - URL: http: //www.sclj .ru/news/detail .php? SECTION ID=227&ELEMENT ID=29 32 (Дата обращения: 17.10.2015 г.).
49. Степанов (Русак) Вл. Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. - Нью - Йорк: Джорданвилль, 1987. - 186 с.
50. Ушинин Д.А. Новые веяния в атеистической пропаганде СССР // Грани. - 1966. - № 60. - С. 198 - 222.
51. Флетчер У. Советские верующие // Социологические исследования. - 1987. - №4. - С. 8 - 15.
52. Цыпин В.И. История Русской Православной церкви: 1917 - 1990. - СПб.: Издательский дом «Хроника», 1994. - 164 с.
53. Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941¬1961 гг. М.: АИРО-ХХ, 1999. - 248 с.
54. Шкаровский М.В. Последняя атака на Русскую Православную
Церковь. - URL: http ://stvroskrest. ru/content/mihail-shkarovskij -
poslednyaya-ataka-na-russkuyu-pravoslavnuyu-cerkov (Дата обращения: 30.08.2015 г.).
55. Шкаровский М.В. Православие при социализме. - URL:
http://www.kuchaknig.ru/show book.php?book=162884&page=98 (Дата
обращения: 7.09.2015г.).
56. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (государственно - церковные отношения в СССР 1939 - 1364 гг.). - М.: Издательство Крутиского подворья, 2000. - 424 с.
57. Эзрин Г.И. Государство и религия. М.: Политиздат, 1974. - 134 с.
58. Эллис Д. Русская православная церковь. Согласие и инакомыслие. Лондон, 1990. - 183 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ