ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В 7-9 КЛАССАХ ПУТЕМ СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ И СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ 6
1.1. Некоторые сведения из истории появления задач на составление
уравнений 6
1.2. Психолого-педагогические основы формирования умений решать
текстовые задачи 10
1.3. Роль и место текстовых задач в курсе алгебры. Типология
текстовых задач 16
1.4. Этапы решения текстовых задач путем составления уравнений и
систем уравнений 20
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ ПУТЕМ СОСТАВЛЕНИЯ
УРАВНЕНИЙ И СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ 26
2.1. Диагностика уровня сформированности умений учащихся решать
текстовые задачи по математике 26
2.2. Программа и разработка элективного курса: «Решение текстовых
задач: сложности и пути их решения» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Данная тема очень актуальна в настоящее время, потому что у большей части учеников основной школы возникают трудности при решении текстовых задач. Причин, из-за которых возникают такие трудности, очень много, но все они взаимосвязаны. У большинства учеников это устоявшийся страх перед самой задачей. Этот страх возникает от того что они просто не имеют общих представлений о рассматриваемых в задачах процессах, не умеют правильно устанавливать, что дано и что надо найти в задаче, а также выявлять по тексту взаимосвязи рассматриваемых в задачах величин.
Еще одни не менее важные проблемы это незнание этапов решения задач, непонимание цели своей деятельности на каждом из этапов, неумение решать уравнения и системы уравнений. Ученики, которые не справляются с решением текстовых задач, как правило, не обладают необходимыми приемами рассуждения при решении таких задач, а также не знают общих приемов решения задач.
Причиной того что ребенок не может решать задачи может служить его индивидуальные особенности. Возможно, у него плохая память, затруднено восприятие, а также слабое владение анализом и синтезом.
Люди, которые любят и интересуются математикой, безусловно, умеют решать задачи. Таким образов, если мы научим детей владеть умением решать текстовые задачи, то мы окажем существенное влияние на их интерес к математике, а также на развитие мышления и речи.
Весь процесс по решению задач при определенных методиках оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие учеников, потому что он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения.
Текстовые задачи, в особенности практически ориентированные, обеспечивают связь математики с реальной жизнью ребенка. Умение решать задачи является показателем обучаемости, способности к дальнейшей самостоятельной учебной деятельности.
В обучении математике задачи выступают как цель и средство обучения. Именно этим и определяется их место в процессе обучения математике. Также задачи служат основным дидактическим целям, формируют всю систему знаний, творческое мышление обучающихся, способствуют развитию интеллекта и выполняют познавательную роль в обучении [11].
Проблема исследования - каковы особенности решения текстовых задач путем составления уравнений и систем уравнений.
Объект исследования - обучение решению текстовых задач по алгебре с помощью составления уравнений и систем уравнений.
Предмет исследования - процесс решения текстовых задач в курсе алгебры в 7-9 классах путем составления уравнений и систем уравнений.
Гипотеза исследования - если систематически и целенаправленно решать текстовые задачи, то уровень умения и навыков учащихся повысится.
Цель данной дипломной работы: изучить специфические
особенности и пути совершенствования процесса обучения учащихся решению текстовых задач с помощью составления уравнений и систем уравнений.
Задачи дипломной работы:
- Рассмотреть некоторые сведения из истории появления задач на составление уравнений и систем уравнений;
- Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую
литературу по данной теме;
- Определить роль и место текстовых задач по математике;
- Рассмотреть типологию текстовых задач и этапы их решения;
- Выявить уровень сформированности умений учащихся решать текстовые задачи по математике;
Разработать программу элективного курса «Решение текстовых
задач: сложности и пути их решения».
Уровень математического развития в основном определяется умением решать текстовые задачи. Именно поэтому в экзаменах по математике и в любых других проверочных работах, пожалуй, наиболее трудной частью является решение задач. Решение текстовых задач - это деятельность, весьма важная для общего развития. Обучая учащихся решать текстовые задачи, мы приучаем их ориентироваться в ситуациях, применять математические знания в решении бытовых проблем, делаем их более компетентным.
В ходе выполнения данной работы были решены все поставленные задачи.
Были рассмотрены сведения из истории появления задач на составление уравнений и систем уравнений, зарождение решения текстовых задач с помощью уравнений и систем уравнений, разобраны известные древние задачи и способы их решения.
В ходе анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы по данной теме выяснили, что такое задача, важнейшие функции решения текстовых задач и способности, которые развиваются у школьников во время их решения. Рассмотрели основные принципы дидактики: принцип научности, принцип систематичности и последовательности, принцип связи обучения с практикой. А также были изучены возрастные особенности школьников основной школы.
Определили роль и место текстовых задач при обучении математике. Отметили, какие задачи реализуются в процессе решения задач.
Рассмотрели типологию текстовых задач и этапы их решения. Отметили основания, по которым классифицируются текстовые задачи. Подробно рассмотрели этапы решения задач: анализ содержания задачи, поиск пути решения задачи и составление плана её решения, осуществление плана решения задачи, проверка решения задачи.
На базе МБОУ Гимназия №2, г. Белгород мы выявили уровень сформированности умений, учащихся решать текстовые задачи по математике. Во время констатирующего эксперимента мы выявили, что у учащихся уровень умений решать текстовые задачи ниже среднего. Формирующий эксперимент заключался в систематическом решении текстовых задач. Данные контрольного эксперимента показали нам, что школьники справились с работой успешнее, чем на констатирующем эксперименте.
А также разработали программу элективного курса «Решение текстовых задач: сложности и пути их решения». Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математических знаний к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Курс поможет школьникам сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах. Во время прохождения данного курса ученики смогут открыть для себя новые методы решения задач, не рассматриваемые в школьной программе.
Таким образом, можно утверждать, что для лучшего результата необходимы систематические и целенаправленные занятия по теме «Решение текстовых задач». Так как дети просто физически не успевают разбираться во всех тонкостях решения задач.
Материал, представленный в данной работе, может быть полезен молодым педагогам и учителям, работающим в основной школе.
1. Баврин И.И. Старинные задачи: пособие для учащихся / И.И. Баврин, Е.А., Фрибус Е.А. - М.: Просвещение, 1994. - 128 с.
2. Далингер В.А. Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений / В.А. Далингер - Омск, 1991. - 106 с.
3. Кабацкая Л. Н. Система работы учителя математики по формированию навыков решения текстовых задач// Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2013. - 87-90 с.
4. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: т.2. / Ю.М.
Колягин - М.: Просвещение, 1997. - 110 с.
5. Кольман Э. История математики в древности - М.: Физматгиз, 1961. - 236 с.
6. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.
7. Лебедев В. Анализ и решение текстовых задач: №11 / В. Лебедев: Математика в школе. - 2002. -. 8 с.
8. Левитас Г.Г. Об алгебраическом решении текстовых задач / Г.Г. Левитас: Математика в школе. - 2000. - №8. - 13 с.
9. Математика: 5-11 кл.: Программы. Тематическое планирование: Для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. / М-во образования РФ; Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. - М.: Дрофа, 2000.- 320 с.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник / В.С. Мухина - М.: «Академия», 1999. - 456 с.
11. Оганесян В.А. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / В. А. Оганесян - М., 1980. - 368 с.
12. Орехов Ф.А. Решение задач методом составления уравнений / Ф.А. Орехов - М.: Просвещение, 1971. - 156 с.
13. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить / В. Ф. Паламарчук - М.: Просвещение, 1987. - 264 с.
14. Петухова Л.И. О решении текстовых задач по математике / Л. И. петухов: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Первое сентября, 2004. - 540 с.
15. Пойа Д. Как решать задачу: Пособие для учителей / Д. Пойа : М., 1961. - 7-9 с.
16. Решу ОГЭ по математике - Режим доступа URL: https://oge.sdamgia.ru (Дата и время обращения:20.04.201г. 17:20)
17. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике / Г. И. Саранцев - М.: Просвещение, 1995. - 239 с.
18. Столяр А.А. Педагогика математики / А.А. Столяр - Минск, Вышейшая школа, 1986. - 414 с.
19. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л.М. Фридман - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
20. Фридман Л. М. Учитесь учиться математике: книга для учащихся/ Л.М. Фридман - М.: Просвещение, 2000. - с. 66.
21. Чаплыгин В.Ф. Некоторые методические соображения по решению текстовых задач: Математика в школе / В. Ф. Чаплыгин. - 2000. - №4. - 28 с.
22. Чистяков И.И. Старинные задачи по элементарной математике / В.Д. Чистяков-Минск: Вышейшая школа, 1978. - 272 с.