Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
ценностного отношения к здоровью 12
1.1. Здоровье как базовая категория исследования 12
1.2. Сохранение и укрепление здоровья как проблема «отношения» 26
1.3. Ценностное отношение к здоровью: структура и развитие 42
Глава 2. Экспериментальное исследование ценностного
отношения к здоровью у студентов 65
2.1. Программа развития ценностного отношения к здоровью 65
2.2. Описание контингента и методов исследования 71
2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента 93
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 106
2.5. Анализ данных самонаблюдения и оценка эффективности эксперимента 125
Заключение 138
Список литературы 142
Приложение 158
Актуальность. С начала 1990-ых годов здоровье населения России стало резко ухудшаться. К 1994 году значительно увеличилась заболеваемость сразу всеми основными болезнями: крови и кроветворных органов на 86%, мочеполовой системы - на 37%, органов кровообращения, пищеварения, нервной системы на 15-20%. Число вновь выявленных инфекционных больных выросло на 25%. Это привело к тому, что динамика смертности резко изменила предшествующую траекторию и направилась почти вертикально вверх. Ее уровень поднялся в полтора раза по сравнению с серединой 1980-ых годов. Пик подъема пришелся на 1994 год, составив 15,7 случаев на 1000 жителей [40].
Исследования ряда ученых (Белоконь А.В., Боровиковой М.П., Щербак С.Н., Щербака Н.П. и др.) показывают, что за последние 10 лет положи¬тельной динамики в здоровье детей и молодежи не наблюдается [16, 24, 153, 159]. В свою очередь медицина, призванная проявлять заботу о здоровье чело¬века, в современных условиях не способна преодолеть существующий кризис. Сегодня медицина рассматривает в качестве объекта уже больного человека, являясь медициной «болезней и симптомов». Цель такой медицины - снять объективно существующие симптомы. Подобный подход приводит к формированию «панацейной», «таблеточной» психологии [77]. Таким образом, проблема здоровья не просто существует, а как никогда актуальна.
В связи со сложившейся критической ситуацией обсуждаемая проблема должна быть заявлена как проблема сохранения (поддержания имеющегося уровня ресурсов организма) и укрепления (улучшения ресурсов организма) здоровья. Теоретический анализ состояния проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет выделить такие ее особенности как всеобъемлющий характер, высокая степень напряженности, непосредственное влияние на будущее человечества, отсутствие эффективных решений. Вышеописанная специфика проблемы здоровья привела к активному поиску путей ее решения, со стороны разных социальных институтов (в том числе и школы) и многочисленным по¬пыткам научного обоснования.
Школа как социальный институт, охватывающий всех без исключения граждан в течение длительного промежутка времени, имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья. Однако на практике она выступает как кризисное для здоровья учащихся учреждение (Колбанов В.В., Тюмасева З.И. и другие), что, не в последнюю очередь, обусловлено недостаточной профессиональной подготовкой учителя к валеологической работе. В решении коллегии Министерства Образования РФ (февраль 2003 г.) отмечался низкий уровень готовности выпускников ВУЗов к обеспечению в школе условий для сохранения здоровья детей.
Тот факт, что здоровье человека на 40-50% зависит от образа жизни [75], то есть от поведения, указывает на необходимость рассмотрения проблемы здоровья как проблемы изменения поведения человека, то есть проблемы психологической. Поведение человека (в том числе и в области здоровья), по мнение М.Ю. Кондратьева и С.Д. Дерябо, определяется тремя подструктурами сознания: подструктурой знаний и представлений, стратегий и технологий, отношений. Современная система образования ориентирована на работу по развитию представлений о здоровье (часто сводимых к знаниям - информационный подход), а также работу по формированию стратегий и технологий в области здоровья (в лучшем случае сводимых к умениям и навыкам), а вот развитию «нужного» обществу отношения к здоровью внимания практически не уделяется. Вместе с тем, приобретаемые знания, представления, умения и навыки не способны на длительное время изменить поведение человека в области здоровья, если они не подкреплены соответствующим отношением. Именно от¬ношение определяет желание человека вести себя тем или иным образом.
В настоящее время окончательно не решен вопрос о том, какое отношение к здоровью «нужно» обществу. Для обозначения такого отношения используют целый ряд терминов: «осознанное» (Кабаева В.М.), «ответственное» (Коле¬сов Д.В.), «ценностное» (Зайцев Г.К. и др.) и другие (правильное, грамотное, рациональное, позитивное). Изучению проблемы ценностного отношения к здоровью посвящены исследования Зайцева Г.К., Овчинниковой Л.С., Водне- вой Е.В., Кучменко В.С., Беленова В.Н. и др.). Вместе с тем накопленный опыт изучения проблемы оставляет открытыми вопросы, касающиеся механизма психологических составляющих (внутриличностных условий и средств) развития ценностного отношения к здоровью. Решение поставленных вопросов является необходимым для эффективного осуществления процесса развития ценностного отношения к здоровью.
В рамках исследования была затронута проблема, связанная с необходимостью развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа, будущая профессия которых непосредственным образом связана с воспитанием подрастающего поколения. Напряженность и всеобъемлющий характер проблемы сохранения и укрепления здоровья, отсутствие эффективных путей ее решения, а также недостаточная изученность психологических составляющих процесса развития ценностного отношения к здоровью определили актуальность данного исследования.
В диссертационном исследовании была выявлена и обоснована психологическая сущность развития ценностного отношения к здоровью, описан один из центральных механизмов данного процесса, выявлены, обоснованы и экспериментально изучены его психологические составляющие (внутриличностные условия и средства развития). В ходе работы создана и апробирована практико-ориентированная программа развития ценностного отношения к здоровью, которая может быть включена в профессиональную подготовку студентов педагогического ВУЗа, а также адаптирована к использованию в практической дея¬тельности учителей средних школ и в системе дополнительного профессио¬нального образования.
По результатам диссертационного исследования сделаны следующие выводы:
1. В ходе теоретического анализа литературных источников установлено, что психологическая сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью заключается в многократном повторении последовательных изменений на уровне сознания и поведения личности. А именно: изменения в подструктурах сознания, определяющих поведение; изменение состояния организма на эмоциональном уровне; осознание собственного состояния и поиск его причин; позитивное изменение отношения к здоровью; позитивное изменение поведения в области здоровья; использование новых позитивных способов по¬ведения; превращение новых способов поведения в привычные. Механизмом развития ценностного отношения к здоровью является целенаправленная активная деятельность субъекта по преодолению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением. Понимание психологической сущности и механизма изучаемого процесса позволило создать (определить компоненты программы, их задачи, содержание и методы) и реализовать программу развития ценностного отношения к здоровью (определить частоту проведения занятий, сроки самонаблюдения, объем диагностических процедур), объяснить результаты ее использования (в первую очередь, отсутствие 100%- ного результата).
2. Определен ряд внутриличностных условий, влияющих на результат развития ценностного отношения к здоровью, а именно: индивидуальные характеристики как основа своеобразия реакции личности на воздействия извне; потребности как форма связи организма с объектами и явлениями окружающего мира; усвоенные нормы, ценности и эталоны как составляющие прошлого опыта, определяющие специфику исходного отношения личности к здоровью. Особое внимание уделено изучению системы индивидуальных характеристик (самооценки, уровня притязаний, уровня субъективного контроля, мотивации к избеганию неудач, мотивации к успеху) путем выявления центральной детерминанты отношения к здоровью. Установлено, что указанной детерминантой является уровень субъективного контроля личности. У испытуемых с разными значениями показателей уровня субъективного контроля (экстерналы, интерналы, группа «нормы») обнаружены отличия в проявлении других индивидуальных характеристик (самооценки, уровня притязаний, мотивации к избеганию неудач), а также в интенсивности позитивных изменений ряда характеристик подструктур сознания, определяющих поведение (осознанности отношения к здоровью, характера ценности здоровья). Полученные результаты подтверждают, что уровень субъективного контроля является одной из центральных детерминант процесса развития ценностного отношения к здоровью в системе индивидуальных характеристик личности, и позволяют сделать вывод о том, что подход к развитию ценностного отношения к здоровью у испытуемых с отличающимися значениями показателей уровня субъективного контроля должен быть различным.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. ВУЗов.- М.: Изд. центр «Академия», 1999.- 672 с.
2. Акмеология: Учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин.- СПб.: Питер, 2003.- 256 с.
3. Алкоголь и здоровье населения России, 1900-2000: Материалы Всерос. форума по политике в обл. обществ. здоровья «Алкоголь и здоровье» / Под ред. А.К. Демина. - М.: Росс. ассоц. обществ. здоровья, 1998.- 400 с.
4. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.- 306 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова.- М.: Педагогика, 1980.- Т.1- 230 с.- Т.2.- 287 с.
6. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья.- СПб.: Балтийская Педа-гогическая академия, 1998.- 148 с.
7. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека.- СПб.: МГП «Петрополис», 1992.- 123 с.
8. Апанасенко Г.Л., Казакевич В.К., Коровина Л.Д. Уровень соматического здоровья, его связь с физическим развитием и прогнозирование заболе¬ваемости подростков // Валеология.- 2003.- №1.- С. 19-24.
9. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений / РАН, институт психоло¬гии.- М., 1993.- 223 с.
10. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход // Вопросы психологии.- 2001.- №4.- С. 101-110.
11. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клеукин С.З. Математический анализ из¬менений сердечного ритма при стрессе.- М.: Наука, 1984.- 221 с.
12. Бароненко В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья // Валеология.- 2002.- №3.- С. 74-77
13. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика // Ва-леология.- 1996.- №2.- С. 35-37.
-143¬
14. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию педа-гогической направленности студента - будущего учителя.- Самара: Изд- во СамГПУ, 2000.- 185 с.
15. Беленов В.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Самара, 2000.- 163 с.
16. Белоконь А.В., Кураев Г.А., Морозова Г.И. Анализ состояния проблемы сохранения здоровья ВУЗов Южного федерального округа // Валеология.- 2002.- №2.- С. 6-10.
17. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986.- 422 с.
18. Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность / Под ред. А.В. Гервера.- М.- Л.: Гос. изд-во, 1928.- 327 с.
19. Блонский П.Г. Память и мышление.- СПб: Питер, 2001.- 287 с.
20. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию.- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001.- 145 с.
21. Бодалев А.А. Воспитание и акме (к проблеме структурно-содержательной характеристики развития способности, возможности и действительности акме в онтогенезе) // Мир психологии.- 2000.- №3.- С. 253-260.
22. Бодалев А.А. Психология общения: избранные психологические труды.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Мо- дэк», 2002.- 256 с.
23. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - т. 24. - кн. 1. - 608 с.
24. Боровикова М.П., Агеева Г.В., Темникова Е.И., Антонов А.Ф. Состояние здоровья школьников Калужской области // IX Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России: медико-психологиче¬ский аспект»: материалы конференции.- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолков¬ского, 2004, с. 5-10.
-144¬
25. Бундзен П.В., Баландин В.И., Евдокимова О.М., Загранцев В.В. Совре¬менные технологии валеометрии и укрепление здоровья населения // Тео¬рия и практика физической культуры.- 1998.- №9.- С. 7-11.
26. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе обще¬го образования // Валеология.- 2004.- №1.- С. 21-25.
27. Валеология человека: Здоровье - любовь - красота. В 5 томах / Валеоло- гический семинар академика В.П. Петленко.- СПб.: Изд-во «Петроград¬ский и К», 1996.- Т. 1.- 281 с.
28. Валеология: Сб. науч. тр. / Дальневосточное отделение РАН, Тихоокеан¬ский океанол. ин-т. Отв. ред. И.И. Брехман. Вып. 1.- СПб: Наука, 1993.¬267 с.
29. Вальцев В.В., Балыкин М.В., Бондарь С.Б., Писанец А.Г. Просветитель¬ская работа среди педагогов как неотъемлемый элемент системы валеоло- гического образования // Материалы 2-ой Всероссийской научно¬практической конференции «Актуальные проблемы валеологии в образо¬вании».- Липецк: Липецкий госпедуниверситет, 1999.- С. 38-39.
30. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки.- М.: Академия, 2001.- 462 с.
31. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 288 с.
32. Воднева Е.В. Педагогические условия формирования ценностного отно¬шения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Смоленск, 2003.- 207 с.
33. Волынская Е.В. Валеологическая подготовка учителя // Материалы 2-й межрегион. научно-практ. конф. «Здоровье ребенка и пути его формиро¬вания и защиты».- Липецк: Изд-во ЛГПУ, 2000.- С. 30-32.
34. Воронцов И.М. К обоснованию некоторых общеметодологических и част¬ных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии // Методология и идеология педиатрии: Сборник научных трудов.- СПб., 1991.- С. 5-27.
-145¬
35. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.¬467 с.
36. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры.- СПб.: Изд-во СПГУ, 1996.- 148 с.
37. Гаркави Л.Х., Квакина Т.С., Кузьменко Е.Б. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации.- М.: Имедис, 1998.- 655 с.
38. Гревцова Е.А., Буробина Л.Н., Николаева А.Д. Формирование здорового образа жизни будущего учителя // IX Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России: медико-психологический аспект»: материалы конференции.- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2004, с. 113-115.
39. Гридусова Н.А. Информационная теория эмоций П.В. Симонова // Психо-логические механизмы регуляции активности личности: Сборник научных трудов. Ч.1.- Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2001.- С. 123-127
40. Гундаров И. А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа // Общественные науки и современность. - №5. - 2001. - С. 58-65.
41. Гуров В.И., Истомина Ю.Н. Школьная тревожность и заболеваемость пер-воклассников при развивающем обучении // Материалы VII Всероссий¬ской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.- С. 60-63.
42. Данилова Г.И. О возрастной динамике состояния здоровья педагогов Рос-товской области // Валеология .-2002.- №1.- С. 42-46.
43. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического соз¬нания.- М.: Моск. психолого-социальный институт, 1999.- 310 с.
44. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов н/Д: Феникс, 1996.- 469 с.
45. Дичковский Л.И., Павлова И.А. Санитарно-техническое состояние муни-ципальных образовательных учреждений и влияние условий обучения на здоровье детского населения г. Калуги // Материалы VII Всероссийской
-146-
научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.- С. 68-70.
46. Ершова Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопрово¬ждения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе // Теория и практика физической культуры.- 2000.- №5.- С. 14-17.
47. Журавишкина Е.Г., Неделяева А.В., Кузнецова И.А. О некоторых аспектах адаптационного процесса у учащейся молодежи // Материалы VII Всерос-сийской научно-практической конференции «Образование в России: ме¬дико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.- С. 82-84.
48. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // При-кладные проблемы социальной психологии: Сб. ст. АН СССР.- М.: МГУ, 1983.- 296 с.
49. Журавлева В.И. Явление переориентации в жизненных планах поступаю¬щих в ВУЗы // Высшее образование в жизненных планах молодежи.- М., 1975.
50. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ.- М.: Изд- во института социологии РАН, 2002.- 240 с.
51. Журавлева Н.С. Восприятие здоровья студентами и их родителями // Ма¬териалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Образо¬вание в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.- С. 85-86.
52. Зайцев А. К. Философия космического сознания. - Калуга: Эйдос, 2001.¬145 с.
53. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей.- СПб.: Детство-пресс, 2001.- 112 с.
54. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Регуляция психики.- СПб.: Детст¬во-Пресс, 2000.- 96 с.