Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68899

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
449
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие творческого рассказывания. Овладение творческим
рассказыванием в онтогенезе 7
1.2. Особенности творческого рассказывания у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 17
1.3. Методические аспекты формирования навыков творческого
рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Методические рекомендации по развитию творческого
рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 66


Формирование личности предполагает этапы становления, дошкольный возраст является начальным этапом, на котором речь является одной из главных линий развития ребенка. Развитие речи непосредственно связано с формированием всех психических процессов, в частности развитие речи и мышление тесно взаимосвязаны (Л. С. Выготский).
В настоящее время проблема развития речи является актуальной. Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
Формирование связной речи у детей с нормативным речевым развитием - сложный процесс. Отсюда следует, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) этот процесс занимает больше времени и усилий. Проблемой формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи занимались В.П. Глухов, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др. Исследователи отмечают, что детям с общим недоразвитием речи характерны аграмматизмы, трудности в планировании развернутых высказываний и их языкового оформления.
Несмотря на интерес в изучении связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, проблема формирования творческого рассказывания как одного из видов связной монологической речи, является мало изученной. Творческое рассказывание является одним из видов словесного творчества, наравне со словотворчеством, которое появляется намного раньше, чем способность детей к сочинительству собственных творческих рассказов. Спецификой творческого рассказывания является способность ребенка придумать содержание рассказа, используя при этом свой опыт, знания и немного фантазии, которые нужно вербализовать в связное повествование.
Поэтому творческое рассказывание чем-то похоже на литературное творчество.
Вопрос формирования творческого рассказывания у детей с общим недоразвитие речи исследовали М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, Е.В. Аханькова, Н.А. Ветлугина, Ж.И. Журавлева, Е.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, А.Е. Шибицкая, Е.А. Флерина и др. Они отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи отсутствует структура рассказа (завязку, ход события, кульминация и развязка), а также несформированность речевого оформления своих рассказов.
Формирование навыка творческого рассказывания способствует переходу на новый уровень речемыслительной деятельности, а также способствует приближению речи к тому уровню связной монологической речи, который требуется в овладении учебной деятельностью
У детей в дошкольном возрасте уделяют внимание развитию творческих способностей, но коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка творческого рассказывания недостаточно изучена и мало эффективна. Следовательно, актуальным становится потребность в разработке инновационных методов логопедической работы для модернизации коррекционно-педагогической работы по развитию навыка творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Творческое рассказывание необходимо для будущих школьников. От уровня развития творческого рассказывания будут зависеть ответы учеников, их высказывания на уроках, а также написание сочинений.
Проблема исследования - совершенствование работы по развитию навыка творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по развитию навыка творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - особенности навыка творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические условия организации логопедической работы по развитию творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - логопедическая работа по развитию навыка творческого рассказывания будет эффективной если содержит следующие условия:
1. Комплексный подход для реализации коррекционно-развивающей деятельности и участие в нем родителей
2. Учитываем речевые и когнитивные особенности детей с общим недоразвитием речи
В соответствии с объектом, целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности навыка творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить оптимальные методы и приемы логопедической работы по развитию творческого рассказывания старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы по изучению детей с общим недоразвитием речи Р.Е. Левиной, В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской; положение о взаимосвязи речи и мышления Л.С. Выготский, А.Р. Лурия; методы и приемы формирования навыка творческого рассказывания (Е.В. Аханькова, Ж.И. Журавлева, Т.А. Ткаченко, В.И. Логинова, Л.М. Ворошнина, А.И. Максаков, Л.А. Пеньевская, М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, Е.И. Тихеева)
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент
(констатирующий), метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15
«Дружная семейка» г.Белгород.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Творческое рассказывание является высшей ступенью развития связной монологической речи, а связная речь в свою очередь играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста, является результатом речевых достижений ребенка в овладении родным языком и выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку
устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Творческое рассказывание представляет собой взаимосвязь мыслительной и речевой активности ребенка, обращенную на овладение связной речью и проявляющуюся в творческом использовании усвоенного ранее социального и речевого опыта.
Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Основой творческого рассказывания является переработка и комбинирование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии.
Содержание творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи отличается неполнотой, фрагментарность и примитивностью: недостаточно раскрывается тема рассказа; речевые высказывания лишены точности и бедны по использованию эмоционально-выразительных средств; отмечается нарушение логики повествования, трудности установления причинно - следственных отношений в частях рассказа.
Нами была проведена исследовательская работа на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгород, в декабре 2017 года. После проведенного исследования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи сформированности навыка творческого рассказывания, выявили следующие трудности: дети с трудом составляют рассказы без помощи наводящих вопросов и наглядной опоры, отмечается нарушения связности, пропуски сюжетных моментов рассказа, имеются морфолого-синтаксические нарушения. Творческий компонент в рассказах детей отсутствует либо слабо выражен.
Исследование показало, что без специальной работы по развитию компонентов творческого рассказа (структурного, содержательного и творческого) старшие дошкольники с общим недоразвитием речи самостоятельно не овладевают творческим рассказыванием.
В методических рекомендациях выделил следующие направления логопедической работы:
1. Развитие связной речи, в частности лексико-грамматического строя речи.
2. Формирование представлений о композиции рассказа.
3. Формирование репродуктивного вида рассказывания.
4. Формирование творческого вида рассказывания.
5. Демонстрация полученных умений.
Параллельно с логопедической работой, необходима работа воспитателей и психолога по усвоения полученный умений и развитию когнитивной базы творческого рассказывания. Родители в свою очередь помогают закреплять полученный знания и привносить новое в рассказы детей.



1. Абсалямова А.Г. Психолого-педагогические аспекты развития словесного (речевого) творчества детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Абсалямова // Вестник ВЭГУ. 2016. № 1 (81). С. 5-14
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина // Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0018
3. Андреева, И.А. Развитие творческих способностей (30 уроков для развития творческих способностей и воображения) [Текст]/ И.А. Андреева. - Минск.: соврем. Шк., 2007. - 32 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Электронный ресурс] /А.Г. Арушанова// Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0043/1-0043-7.shtml
5. Аханькова, Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00.03. / Е.В. Аханькова.- М., 2004. -209 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Электронный
ресурс] / А.М. Бородич // Режим доступа:
http://pedlib.rU/Books/5/0174/5 0174-88.shtml
7. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Электронный ресурс] / Н.А. Ветлугина // Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1576434/
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной монологической речи детей с системными нарушениями речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: АРКТИ, 2016. - 640 с.
9. Гаврина, С.Е. Развитие творческого мышления (Тетрадь с заданиями для развития детей. Упражнения для развития творческого мышления). 2 часть [Текст] / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Т. Топоркова, С.В. Щербинина. - Киров.: «Дом печати - Вятка», 2013. - 32 с.
10. Гайдук, О.С. Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.С. Гайдук // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 14. С. 124-129.
11. Галкина, И.А. Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.А. Галкина, Е.В. Галеева // АНИ: педагогика и психология. - 2016. Т. 5. № 1 (14). - С. 147 - 150.
12. Гаус, Т.В. Карты Проппа как средство обучения детей
старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию прослушиваемого произведения [Электронный ресурс] / Т.В. Гаус // - 2016. - Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-
razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/stati/197563-j esse-karty-proppa-kak-sredstvo- obuchenij a-de/page-2 .html
13. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду [Текст] / С.И. Гин. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008. - 112 с.
14. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М.: АСТ, 2014. - 232 с.
15. Гридина, Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество / Т.А. Гридина: Монография / Урал. гос. пед. университет. - Екатеринбург, 2008. - 214 с
16. Гурова, И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок [Текст] / И.В. Гурова // Самарский научный вестник. - 2013. - № 4(5). - С. 63 - 65.
17. Диппель, Н. Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию [Электронный ресурс] / Диппель Н. // Режим доступа: http: //www. maam.ru/detskij sad/karty-propa-kak-
61 sredstvo-obuchenija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-tvorcheskomu- raskazyvaniyu.html
18. Дорошенко, О.В. Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дорошенко // Творчество субъекта познания, общения и деятельности. 2015. С. 174-178.
19. Елкина, Н.В. Элементы ТРИЗ в обучении творческому рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Елкина, В.А. Лазарева// Дошкольное и начальное образование: вариативность подходов. 2016. С. 385-390.
20. Жуйкова, Т.П. Особенности обучения творческим рассказам по картинке детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [Текст] / Т.П. Жуйкова, Д.К. Русина// Инновационные технологии в науке и образовании. 2017. № 1-1 (9). С. 92-96.
21. Журавлева, Ж.И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и задержкой психического развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. №125. С.31-40.
22. Журавлева, Ж.И. Проявление словесного творчества у старших
дошкольников в норме и патологии // КПЖ. 2017. №1. - С. 143 -147. Режим доступа: http://cyberlenmka.ru/article/n/proyavlenie-slovesnogo-tvorchestva-u-
starshih-doshkolnikov-v-norme-i-patologii
23. Закондырина, Э.Г. Использование методов и приемов ТРИЗ в коррекции речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Э.Г. Закондырина// Оказание специальной помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Проблемы и пути решения. 2016. С. 99¬103.
24. Затулина, Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи [Текст] / Г.Я. Затулина. - М.: Центр педагогического образования,
2011. - 144 с.
25. Иванова Н.В. Особенности освоения связных высказываний детьми старшего дошкольного возраста с III уровня [Текст] / Н.В. Иванова, А.С. Радченко// Символ науки. 2017. 3 (3). С. 102-105.
26. Кияченко, Л.Н. Формирование навыков составления творческих рассказов у дошкольников с ОНР посредством дидактической игры [Электронный ресурс] / Л.Н. Кияченко // Режим доступа: http://pedrazvitie.ru/raboty doshkolnoe new/index?n=56412
27. Климова, С.А. Развитие воображения старших дошкольников в процессе творческого рассказывания [Текст] / С.А. Климова, Ю.А Чичиланова // Детский сад от А до Я. 2016. № 2 (80). С. 44-52.
28. Корзун, А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками [Текст] / А.В. Корзун. - Минск, 2015. - 210 с.
29. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Электронный ресурс] / Э.П. Короткова // Режим доступа: https: //www.twirpx.com/file/331791/
30. Косякова, О.О. Логопсихология [Электронный ресурс] / О.О. Косякова// Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/181121/
31. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова // Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0231/5 0231-31.shtml
32. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева // Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/5/0026/5 0026-29.shtml#book page top
33. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - М.: Союз, 2011. - 224 с.
34. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2014. - 368 с.
35. Лелюх, С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке (Технология ТРИЗ) [Текст]/ С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук //- М.: АРКТИ, 2010. - 40 с.
36. Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста
[Электронный ресурс] / В.И. Логинова, А.И. Максаков, Н.И. Попова. // Режим доступа: https://texts.news/doshkolnoe-obrazovanie 1570/svyaznaya-
rech-leksiko-grammaticheskoe-68208.html
37. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок
[Электронный ресурс] /А.И. Максаков// Режим доступа:
http://blikwomen.com.ua/writer/4240/books/12174/maksakov ai/pravilno li govo rit vash rebenok/read/6
38. Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие к Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / Авт.- сост.: В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. - М: АРКТИ, 2015. - 28 с.
39. Немаляева, А.В. Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию [Электронный ресурс] /А.В. Немаляева// - 2017. - Режим доступа: https://infourok.ru/karti- proppa-kak-sredstvo-obucheniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta- tvorcheskomu-rasskazivaniyu-2205853.html
40. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / глава VIII подред. А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/7/0027/7 0027-1 .shtml
41. Пеньевская, Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи [Текст] / Л.А. Пеньевская // Обучение в детском саду (старшая группа) - № 16. - С. 111 - 145.
42. Пироговская, Н.Г. Педагогические условия творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Г. Пироговская // Научные исследования: от теории к практике. - 2016. - № 2-1(8). - С. 127 - 130.
43. Правдина, О.В. Логопедия [Текст] / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 2014. - 272 с.
44. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.
45. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный
ресурс] / С.Л. Рубинштейн // Режим доступа:
http://psylib.org.ua/books/rubin01/
46. Светлов, Н.П. Обучение рассказыванию как метод формирования
связной речи у детей с ОНР. Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/763658/
47. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников [Электронный ресурс] / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко // Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/1/0046/1-0046-19.shtml
48. Старжинская, Н.С. Развитие воображения и словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста: некоторые подходы [Электронный ресурс] / Н.С. Старжинская // Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. - 2015. -15 с. - Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/7479
49. Страунинг, А.М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Страунинг. - Обнинск, 2014. - 65 с.
50. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей [Текст] / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с.
51. Таначева, С.К. Развитие связной речи у дошкольников методом
наглядного моделирования [Электронный ресурс] / С.К. Таначева // Режим доступа: http: //ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-kuzmovna-tanacheva/razvitie-
svj aznoi-rechi-u-doshkolnikov-metodom-naglj adnogo-modelirovanij a.html
52. Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников: (обучение сочинению сказок) / Е.Б. Танникова. - Москва: Творческий Центр Сфера, 2008. - 95
53. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Электронный ресурс] / Е.И. Тихеева. // Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/2/0320/2 0320-90.shtml
54. Ткаченко, Т.А. Обучение творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Владос, 2013. - 138 с.
55. Толмачёва, Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей
старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Толмачёва // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития сборник материалов
Международной научно-практической конференции. 2017. С. 47-51.
56. Томилова, С.Д. Формирование художественно-речевых умений старших дошкольников в процессе творческого рассказывания [Текст] / С.Д. Томилова // Педагогическое образование. 2009. № 2. С. 100-107.
57. Тютюева, И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / И.А. Тютюева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 91-95. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46019.htm
58. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 288 с.
59. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]/ Т.Б. Филичева. - М.: Дрофа, 2009.-189 с.
60. Шаховская, С.Н. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст]/С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко//- М.: Просвещение, 2011. - 290 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ