Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №68892

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы126
Год сдачи2018
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
498
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активизации учебно¬
познавательной деятельности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 9
1.1. Учебно-познавательная деятельность младших школьников,
её сущность и значение 9
1.2. Возрастные особенности формирования и развития учебно-познавательной деятельности младших школьников 20
1.3. Анализ педагогических условий активизации учебно¬
познавательной деятельности младших школьников на уроках по предмету "Окружающий мир" 30
Глава 2. Экспериментальная работа по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 46
2.1. Диагностика уровня учебно-познавательной деятельности у
младших школьников 46
2.2. Содержание и результаты работы по активизации учебно¬
познавательной деятельности младших школьников на уроках по предмету "Окружающий мир" 50
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение


Актуальность исследования определяется необходимостью подготовки учащихся к активной самостоятельной творческой деятельности, обеспечивающей их всестороннее развитие и готовность к эффективному выполнению социальной роли в обществе.
Проблема организации учебно-познавательной деятельности является одной из приоритетных в педагогике. В соответствии с Федеральным законом России «Об образовании», начальная школа выступает как самостоятельное звено в системе общего образования, ориентированного на такие приоритеты целей обучения, которые выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности младшего школьника и раскрыть индивидуальные способности.
В качестве основы развития младших школьников в процессе обучения рассматривается их учебно-познавательная деятельность, которая принимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения, то есть основной целью данной системы обучения является обеспечение условий для превращения ребенка в субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и имеющего способность к этому (Эльконин, 2001, 13).
В данной связи основная задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить не общую активность в учебно-познавательной деятельности, а активность, нацеленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.
Таким образом, активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников является задачей первостепенной важности, что и отражено в государственном заказе для общеобразовательной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка, а в частности, развитие системы учебных и познавательных мотивов (Сычева, 2017, 202).
В настоящее время ФГОС НОО ориентирует на формирование младшего школьника, способного к дальнейшему успешному обучению и развитию на следующих ступенях образования. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка, формирование умения учиться и способности учащихся к самообразованию (ФГОС НОО, 2011, 8-9).
Таким образом, приоритетом становится научение младшего школьника сознательно и творчески управлять составляющими процесса познания: любознательностью, желанием и умением добывать знания, организацией учебной деятельности и формированием универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Однако мало исследованным в настоящее время является вопрос о возможностях различных организационных форм и методов обучения в активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» у младших школьников формируются биологические, географические представления и первоначальные понятия, интеллектуальные и практические умения: анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы об объектах и явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями окружающего мира, проводить фенологические наблюдения, наблюдения влияний антропогенных факторов на природные экологические системы. Поэтому, данный курс больше всего подходит для изучения активизации учебно-познавательной деятельности.
Существенный вклад в решение образовательной, воспитательной и развивающей задач учебного курса «Окружающий мир» внесли исследования Л.Н. Бахаревой, Н.С. Жестковой, З.А. Клепининой, В.М. Пакуловой, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой, О.М. Смирновой и др.
Вопросами активизации учебно-познавательной деятельности занимались и занимаются многие учёные. Среди них Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, Л.И. Божович, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский Л.В. Занков, В.С. Ильин, С.Е. Матушкина, М.Н. Скаткин, Е.В. Харченко, П.И. Чернецов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.
Изучение научной литературы, диссертационных исследований по проблеме учебно-познавательной деятельности, научных трудов по психологии, педагогике и методике позволяет определить, что в психолого-педагогическом плане эта проблема освещена шире, чем в методическом. В практике преподавания предмета «Окружающий мир» многие аспекты активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников вообще не находят своего отражения (организация групповых форм обучения, компьютеризация и др.)
Отсутствие научно-обоснованных методических исследований по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках по окружающему миру вызывает у учителей затруднения и не позволяет реализовать современные требования к организации учебного процесса.
Изучение передового педагогического опыта, наблюдение за деятельностью учеников на уроках дает возможность судить о том, что на практике не происходит целенаправленного формирования учебно-познавательной деятельности школьников в процессе познания природы.
Несмотря на пристальное внимание ученых к данной проблеме, вопрос о том, каковы условия и наиболее эффективные методические приёмы активизации учебно-познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир» остается актуальным.
Исходя из вышесказанного, актуальность данного исследования определяется:
а) задачами, которые поставило современное общество перед школой, призванной обеспечить качественную подготовку учащихся в соответствии с ФГОС НОО;
б) потребностью готовить учащихся к самостоятельной познавательной и творческой деятельности;
в) недостаточной разработанностью темы в направлении активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках предмета «Окружающий мир».
Анализ теории и практики вопроса активизации учебно- познавательной деятельности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» позволил выявить противоречия:
- между необходимостью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и определением эффективных условий, обеспечивающих её;
- между необходимостью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках предмета «Окружающий мир» и отсутствием соответствующих научно-методических разработок по этому направлению.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности в начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир».
Актуальность рассматриваемого вопроса, выявленные противоречия и проблема позволяют обозначить цель исследования.
Цель исследования - выявить эффективные педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности у младших школьников на уроках по предмету "Окружающий мир".
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие учебно-познавательной деятельности у младших школьников на уроках по предмету "Окружающий мир" будет эффективно, если:
1. Использовать нетрадиционные формы уроков (урок-игра, урок- путешествие), направленные на развитие эмоционально-волевого компонента учебно-познавательной деятельности.
2. Использовать технологию проблемного обучения для формирования мотивационного компонента деятельности.
3. Разработать и внедрить комплекс заданий, способствующих развитию содержательно-операционного компонента учебно-познавательной деятельности.
Объектом исследования является процесс активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности при изучении предмета «Окружающий мир».
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и значение учебно-познавательной деятельности младших школьников.
2. Выявить возрастные особенности формирования и развития учебно¬познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.
3. Проанализировать педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках по предмету "Окружающий мир".
4. Провести диагностику уровня учебно-познавательной деятельности.
5. Разработать и апробировать педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: наблюдение;эксперимент;анкетирование;качественный и количественный анализ результатов диагностической части исследования.
Диагностическая методика: «Оценка уровня учебно-познавательной деятельности», автор Ч. Д. Спилберг.
Исследование проведено на базе МБОУ «СОШ с. Андреевка Чернянского района Белгородской области».
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, приложение.
Введение отражает актуальность и замысел исследования. В нем определяется объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе, состоящей из трёх этапов (констатирующий, формирующий, контрольный).
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Библиографический список содержит наименования источников.
В приложении содержатся материалы теоретической и экспериментальной работы: методики, конспекты уроков, таблицы .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Указанные качества личности напрямую связаны с умением чувствовать, переживать, понимать ситуацию, осознавать себя и окружающих людей. Именно, в возрасте с семи до одиннадцати лет, ведущей становится учебная деятельность, а новообразование произвольность психических процессов и внутренний план действий. Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих его людей и самого себя. Знания о самом себе являются важным фактором становления личности.
В ходе проведенного исследования выявлены сущностные характеристики понятий «учебно-познавательная деятельность»,
«познавательный интерес», «познавательная активность», а также содержательные, организационные, методические аспекты формирований и развития и активизации учебно-познавательной деятельности по последовательной реализации Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования второго поколения по достижению предметных и метапредметных результатов.
Активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» в начальной школе содействуют педагогические условия, апробированные в педагогическом эксперименте:
- использование в процессе активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в начальной школе активных форм и методических приёмов обучения, основанных на системно-деятельностном подходе, учитывающих индивидуальные и возрастные особенности детей;
- внедрение в учебный процесс заданий, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности школьников;
- систематическая диагностика уровня активизации учебно-познавательной деятельности у младших школьников;
- организация учебного процесса в соотвествии с основными целевыми
установками, предписанными Федеральным государственным
образовательным стандартом.
Экспериментальная работа показала, что активизации учебно-познавательной деятельности на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективно, если:
1. Включать в урочную деятельность нетрадиционные формы уроков и использовать технологии проблемного обучения.
2. Разрабатывать и проводить уроки, направленные на развитие учебно- познавательных умений: мотивационных, личностных, содержательно - операционных, эмоционально-волевых.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень активизации учебно-познавательной деятельности имели 28% учащихся, а на контрольном этапе уже 52% учащихся. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.



1. Акимова М.В. Особенности учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста / М.В. Акимова, В.М. Кириллова // Известия ТГУ. - 2011. - №3-2. - С. 156-160.
2. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Высшая школа, 1991. - 363 с.
3. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности / В.А. Беликов. - Челябинск: Факел, 1995. - 141 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2015. - 464 с.
5. Бурдин М.Б. Психология обучения младшего школьника / М.Б. Бурдин. - М.: Знание, 2016. - 64 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 319 с.
7. Гарданова Э.Ф. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей / Э.Ф. Гарданова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 935-936.
8. Гончарова Е.В. Формирование познавательных УУД учащихся четвёртого класса в рамках курса «Окружающий мир» / Е.В. Гончарова, И.И. Минниахметова // Семнадцатая региональная студенческая научная конференция Нижневартовского государственного университета: статьи докладов. - Нижневартовск, 2015. - С. 391-395.
9. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности / З.Я. Горностаева // Открытая школа. - 1998. - №2. - С. 31-34.
10. Гумерова Л.Р. Психолого-педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действия младших школьников / Л.Р. Гумерова // Культура и образование: от теории к практике. - 2015. - №1. - С. 62-66.
11. Гусева И.Ю. Развитие экологической культуры учащихся начальной школы в практике обучения и воспитания // «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал [Офиц. сайт]. URL: http://viro.edu.ru/istochnik/index.php/novye-standarty/84-razvitie- ekologicheskoj-kultury-uchashchikhsya-nachalnoj-shkoly-v-praktike-obucheniya- i-vospitaniya (дата обращения: 15.10.2017).
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - Спб.: Питер, 2006. - 251 с.
13. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью
учащихся при изучении иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
14. Жарова А.М. Учебно-познавательная компетенция младшего школьника как предмет лингводидактического исследования / А.М. Жарова // Вестник БГУ. - 2011. - №15. - С. 120-124.
15. Ибраева Н.И. Формирование опыта учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов: дис. ...канд. пед. наук. - Фрунзе, 1984. - 187 с.
16. Ильин В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.:
Просвещение, 2011. - 152 с.
18. Китева Э.Р. Формирование познавательных учебных действий у младших школьников / Э.Р. Китева // Карельский научный журнал. - 2016. - №2(15). - С. 27-29.
19. Княженко Л.П. Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе / Л.П. Княженко, Е. Ларионова // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сб. ст.
Международной научно-практической конференции. - Волгоград, 2017. - С. 171-175.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.
21. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. - М. : Изд-во ВШЭ, 2002. - С. 263-282.
22. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 3-10.
23. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
24. Красновский Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. - С. 53-57.
25. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2001. - 511 с.
26. Макаренко Е.В. Развитие учебно-познавательной компетенции младшего школьника в условиях образовательной среды школы / Е.В. Макаренко // Вестник ОГУ. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2013. - №5(34). - С. 284-287.
27. Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - Вып. № 1. - С. 125-129.
28. Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников / М.В.Матюхина // Вопросы психологии. - 2015. - №1. - С. 43.
29. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 112 с.
30. Миленький А.Я. Формирование у подростков интереса к учению / А.Я. Миленький. - Минск, 1969 - 542 с.
31. Моргун В.Ф. Мотивация разносторонней деятельности учащихся // Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Высшая школа, 1990. - С. 91-129.
32. Морозова И.С. Познавательная активность младших школьников / И.С. Морозова, И.С. Штенина // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 162-165.
33. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 47 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
35. Первин И.Б. Коллективная учебно-познавательная деятельность. - М.: Педагогика, 1985. - 144 с.
36. Пивоварова Н.Л. Активизация познавательной деятельности младших школьников в рамках ФГОС НОО / Н.Л. Пивоварова // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы IV Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 42-44.
37. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
38. Рахмонов З.П. Педагогические основы активизации учебно-познавательной деятельности неуспевающих учеников младшего школьного возраста: дис. ...канд. пед. наук. - Худжанд, 2002. - 172 с.
39. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
40. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии / А.В. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2000. -448 с.
41. Савельева Ю.С. Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе // Молодой ученый. - 2017. - №15.2. - С. 165-167.
42. Семёнова Е.И. Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира / Е.И. Семёнова // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - №46-2. - С. 267-279.
43. Сергеева О.В. Основные подходы к проблеме активизации познавательной деятельности учащихся средствами вопроса на уроках по окружающему миру в начальных классах / О.В. Сергеева // Вестник ТГПУ. - 2014. - №3(144). - С. 159-161.
44. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: кн. для учителей и воспитателей. - М.: Просвещение, 1980. - 144 с.
45. Смирнова О.М. Дифференциация домашних заданий по предмету
«Окружающий мир» в начальной школе / О.М. Смирнова // Современная педагогика: теория, методика, практика: сборник материалов международной научной конференции. - Москва: Международный центр научно¬
исследовательских проектов, 2015. - С. 79-84.
46. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. Методические рекомендации в помощь учителю начальной школы. - Москва: Новая школа, 1997. - 110 с.
47. Соколова И.Ю. Учебно-познавательная деятельность, условия её активизации, эффективности и оптимального функционирования подструктур / И.Ю. Соколова, Н.К. Грицкевич // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №3. - С. 335-336.
48. Сухоруков Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - №1. - С. 38-42.
49. Сычёва В.Н. Активизация познавательной деятельности на уроках в начальных классах в рамках реализации ФГОС НОО / В.Н. Сычёва, А.Р. Нуриева // Научный альманах. - 2017. - №2-2(28). - С. 202-204.
50. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы / 2-е изд., доп. и испр. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 344 с.
51. Умеренкова Т.И. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся // Материалы Всероссийской научно-исследовательской конференции «Ломоносовские чтения - 2017». - Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2017. - II Т. - С. 421-423.
52. Учение. Педагогическая энциклопедия. - М., 1966. - Т. 4. - С. 400-431.
53. Фатеева И.А. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании / И.А. Фатеева, Т.Н. Канатникова // Молодой ученый. - 2013. - № 1. - С. 376-378.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011 - 32 с.
55. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (на примере математики): Аспект сочетания и взаимодействия коллективной и индивидуальной форм обучения. - М.: Педагогика. - 1979. - 176 с.
56. Хамхоева Л.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира по программе «Школа 2100» / Л.М. Хамхоева // Рефлексия. - 2015. - №1. - С. 52-54.
57. Харченко Е.В. Педагогические условия активизации
познавательной деятельности учащихся начальных классов посредством их речевой деятельности: дис. ...канд. пед. наук. - Челябинск, 1997. - 163 с.
58. Храпченков В.Г. Особенности активизации учебно¬
познавательной деятельности младших школьников / В.Г. Храпченков, И.В. Храпченкова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2017. - №1(39). -
С. 43-49.
59. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
60. Ширяева О.Г. Организация групповой работы в начальной школе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013. - №4. - С. 34¬
41.
61. Щукина Г.И. Проблема познавательной потребности в
педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2001. - 351 с.
62. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 6-20.
63. Ярошенко С.Н. Понятие «активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях /
С.Н. Ярошенко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - №9. - С. 81-82.
64. Яшкова Л.А. Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе использования проблемных ситуаций / Л.А. Яшкова // Инновационная наука. - 2016. - №2. - С. 168-172

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ