Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХРИСТИАНСКАЯ ТРАПЕЗА В ВИЗАНТИИ

Работа №68891

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ
ТРАПЕЗЫ 19
§ 1. Происхождение древнехристианской трапезы 19
§ 2. Трапеза в Ранней Византийской империи 26
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ТРАПЕЗЫ В ИСТОРИИ
ВИЗАНТИИ 31
§ 1. Трапеза в средневизантийский период (IX - XII вв.) 31
§ 2. Трапеза в поздний период (XIII - XV в.) 60
§ 3. Основные отличия византийской трапезы от западноевропейской 68
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение

Нормы и основные понятия частной сферы жизни православного общества были впервые выработаны в Византии. Несомненная важность изучения
как общего, так и особенного в данной сфере жизни составляет актуальность
нашего исследования.
Актуальность нашей работы состоит также и в том, что она посвящена
малоизученной в отечественной науке теме, входящей в раздел частной
жизни цивилизаций. Относительно византийской истории эта тема изучена
вдвойне. Однако она представляет большой интерес, так как изучение истории Византии в целом в университете очень небольшое по объёму, поэтому данная тема остаётся за рамками изучения.
Византия занимает особое место среди европейских стран средневековья. Своеобразна и неповторима ее историческая судьба, ее культура. Однако богатейшая культура Византии оказалась менее изученной по сравнению с историей культуры западноевропейских стран. Сведения об этой
стране не вошли в исследования и учебники по истории театра, костюма, музыки. Если же появлялась в подобных изданиях лаконичная информация по
Византии, то она освещала лишь ранний период жизни империи как наследницы античности.
Фрагменты описания византийского быта, образа жизни ромеев встречаются на страницах исследований по византийской цивилизации, но это пока
лишь отдельные, хотя и выразительные, наброски к будущей картине. Многое сделано здесь искусствоведами и археологами. Быт, нравы, образ жизни
византийцев рассматриваются в контексте каждой исторической эпохи.
IV - начало VII века - время перехода страны от античности к средневековью; вторая половина VII - XII век - вступление Византии в средневековье,
формирование здесь феодализма и соответствующих институтов; XIII - первая половина XV века - эпоха экономического и политического упадка Византии, завершившаяся гибелью государства под ударом турецкого клинка.4
За сюжетами византийской истории стоит свидетельство времени. Это
и византийские вещи - серебряные блюда, вазы и кувшины, золотые ожерелья,
одежды, ткани, хранящиеся ныне в различных музеях мира (в том числе в
Эрмитаже и Оружейной палате), и бытовые реалии византийских фресок,
мозаик, книжных миниатюр. Это и те материальные памятники (или их
остатки), которые получены в результате археологических раскопок на
местах византийских поселений. Но преимущественно о Византии мы знаем
по материалам греческих текстов византийского времени - исторических
сочинений, хроник, актов, судебных постановлений, речей, трактатов, писем
и других свидетельств современников описываемых времен.
Обращение к истории культуры Византии имеет не просто сугубо академический интерес к стране и эпохе, ныне не существующей. Необходимость
обращения к византийским реалиям диктуется и тем, что воздействие излучаемых Византией культурных импульсов на образ жизни, политику, идеологию
многих народов Юго-Восточной Европы, Передней Азии и Закавказья (в том
числе и народов нашей страны) было исключительно интенсивным.
Главная цель работы: изучить основные стороны и особенности приема
пищи византийцев, показать общественную роль еды как феномена социальной жизни на примерах различных городов.
Задачи вытекают из цели и связаны с разработкой отдельных проблем,
касающихся частной жизни, трапезы:
- рассмотреть проблемы происхождения древнехристианской трапезы;
- выявить основные характерные особенности трапезы в Ранней Византийской империи;
- проследить основные направления эволюции трапезы в средневизантийский период (IX - XII вв.), сделав акцент на анализе продуктов питания;
- рассмотреть характер византийской трапезы в поздний период (XII - XV
в.).
Объект данного исследования состоит в изучении основных, наиболее
распространенных продуктов питания как предмета торгового обмена, а также5
собственно трапеза как социальный институт Византии.
Предметом исследования являются непосредственно продукты питания, составлявшие основу ежедневного рациона византийца (зерно, хлеб, соль,
вино, вода, растительное масло, овощи, огородная зелень, фрукты, рыба), а
также место и роль трапезы в общеисторическом процессе в Византии.
Хронологические рамки работы: в основном IX- X I I века, так как
именно они являются наиболее характерными и показательными при разработке нашей темы. Однако в некоторых случаях мы обращались и к более
ранним и к более поздним периодам (от IV до XV вв.). Глубокая консервативность уклада жизни и статичность традиций в Византии позволяют нам иметь
в виду широкий хронологический контекст, не нарушая цельности работы.
Территориальные рамки охватывают столицу Византии - Константинополь, а также основные провинции.
Методологической основой работы стал комплексный подход к источникам, то есть анализ письменных источников, памятников искусства, а также
материальные культуры.
Среди основных методов, использованных нами в работе, основными являются сравнительно-исторический, показывающий различные исторические
явления в сравнении, и историко-генетический, показывающий происхождение и эволюцию различных изучаемых феноменов.
По нашей теме существует достаточно представительный круг источников. Источниковая база работы обладает определенным своеобразием.
С одной стороны, мы имеем большое количество разнотипных источников,
среди которых выделяются письменные, преимущественно нарративные, правовые, агиографические. К ним примыкают также эпиграфические памятники.
Объем этих материалов в целом весьма велик, но, с другой стороны, ни один
из этих источников не содержит сведений о проблеме исследования в целом,
или хотя бы об отдельных разделах этой проблемы. Встречающиеся свидетельства зачастую крайне фрагментарны, рассеяны, подавались вне интересующего нас контекста, случайно, и лишь собранные вместе могут дать общую,6
достаточно детальную картину.
Поэтому имеет смысл остановиться лишь на основных видах этих источников, начав с наиболее многочисленных, нарративных, хотя они и обладают гораздо большей степенью субъективности, чем правовые источники.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, количественный анализ византийского рациона, основанный преимущественно на монастырских уставах XI-XII вв., в целом подтверждает заключение ученых: в Византии действительно ели довольно много хлеба и пили
порядочно вина. Остальная еда составляла сравнительно незначительный, случайный и довольно однообразный приварок. Монахи ели не меньше, а скорее
больше мирян, во всяком случае, бедноты. На пропитание бедняки имели гораздо меньше средств, чем монахи.
Среди предметов византийской торговли лидировали зерно-продовольственные товары, велико было значение различных видов сырья, но ремесленные изделия при этом составляли не менее трети сферы обращения. Доминирующими являлись предметы первой необходимости, продовольственные товары, которых насчитывается свыше 150 наименований. С ними было связано
около 67 направлений торгово-ремесленной, рыночной деятельности. Причем
меньшая их часть (20 специальностей) имела исключительно торговый характер.
Источники позволяют установить около 65 наименований видов сырья
и материалов, необходимых в самых разных областях ремесла и в быту. Примерно 50 направлений хозяйственной деятельности было связано со специальностями, занятыми производством, заготовкой или обработкой сырья. Исключительно торговыми здесь являлись лишь пять профессий.
Сокращение специализации после VII в. произошло, но было незначительным. Можно говорить об ослаблении со временем специализации в торговле мясом, колбасами, мясными и кондитерскими изделиями.
Насколько можно судить по скудным свидетельствам средневековых источников, византийский рацион был ближе к нормам мусульманского мира,
нежели к западным. От мусульманского он отличался прежде всего обильным
употреблением вина, а также незначительным количеством сластей (разведение сахарного тростника в Византии засвидетельствовано значительно более74
поздними памятниками).
За свою тысячелетнюю историю византийская трапеза сложилась в особый феномен, в котором определяющую роль играли два фактора – этно-культурный и религиозный, связанный с предписаниями христианства. В целом
византийская трапеза в значительной мере повлияла на культуру стран восточно-христианского мира.


1. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. - М., 1996.
2. Анна Комнина. Алексиада. - СПб., 1997.
3. Византийская книга эпарха. - М., 1962.
4. Византийские легенды. - М., 1995.
5. Византийский земледельческий закон. - М., 1967.
6. Геопоники. - М., 1956.
7. Дигенис Акрит. - М., 1994.
8. Житие Андрея Юродивого. - СПб., 2000.
9. Иоанн Мосх. Луг Духовный. - М., 1992.
10. Климент Александрийский. Строматы. - СПб.: Изд. Олега Абышко, 2003. - В 3-х тт.
11. Климент Александрийский. Педагог. - М., 1998 / www.ortodoxy.ru
12. Константин Багрянородный. Об управлении империей. - М.: Наука, 1989. - 456 с.
13. Лев Диакон. История. - М., 1988.
14. Летопись Феофана Исповедника. - М., 1890.
15. Михаил Пселл. Хронография. - М., 1978.
16. Никита Хониат. История. - М., 1862. - Тт. 1-2.
17. Никифор Вриенний. Исторические записки. - М., 1997.
18. Никифор, патриарх. Краткая история // Византийский временник. 1950. № 3.
19. Олимпиодор Фиванский. История. - СПб., 1998.
20. Палладий. Лавсаик. - М., 1992.
21. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. - СПб., 1992.
22. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тай¬ная история. - М., 1993 (СПб., 2000).
23. Советы и рассказы Кекавмена. - М., 1972.
24. Тертуллиан. Сочинения. - М.: Прогресс-Традиция, 1994. - 412 с.
25. Феофилакт Симокатта. История. - М., 1996.
Исследования
1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1977.
2. Васильев А.А. История Византии. - Т. 1-2. - СПб.: Алетейя, 1998.
3. Джанполадян Р.М. Новые материалы по истории византийского стеклоделия // ВВ. 1967 Т.27 С.257.
4. Диль Ш. Византийские портреты. - М., 1994.
5. Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI в. - СПб., 1906.
6. История Византии. - Т. 1-3. - М., 1967.
7. Каждан А.П. Византийская культура (X-XII вв.). - СПб., 1997.
8. Каждан А.П. Сколько ели византийцы ? // Вопросы истории. 1970. №
9. - С. 215-219.
9. Каждан А.П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа // Византийский временник. 31. 1971.
10. Кулаковский Ю.А. История Византии. - Т. 1-3. - СПб., 1996.
11. Культура Византии. - Т. 1 -3. - М.: Наука, 1984-1991.
12. Курбатов Г.Л. История Византии (историография). - Л., 1975.
13. Курбатов Г.Л. История Византии. - М., 1984.
14. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты. - Л., 1991.
15. Курбатов Г.Л. Ранневизантийский город (Антиохия в IV в.). - Л., 1962.
16. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х в. - СПб., 1998.
17. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX-XI вв. - СПб., 1998.
18. Лебедев А.П. Церковно-исторические повествования из давних вре¬мен христианской Церкви. - СПб.: Изд. Олега Абышко, 2004. - 288 с.
19. Лебедева Г.Е. Социальная структура ранневизантийского общества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана). - Л., 1980.
20. Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры VII - I пол. IX вв. - М.-Л., 1961.
21. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. - Л., 1976.
22. Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X-XI вв. - М., 1977.
23. ЛитавринГ.Г. Как жили византийцы. - СПб.: Алетейя, 1997.
24Лихачева В.Д. Роль бытовых реалий и пейзажа в миниатюрах ру-кописи Государственной Публичной библиотеки, гр. №243 // Византийский Временник. 1967. Т.27. - С.232-234.
25. Любарский Я.Н. Михаил Пселл. - М., 1978.
26. Павловская А.В. Гастрософия: наука о еде. К постановке проблемы. Часть 1 // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и меж¬культурная коммуникация. — 2015. — № 4.
27. Павловская А.В. Традиции питания и национальная культура // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2009. — № 2.
28. Павловская А.В. Человек и еда: к истории зарождения традиций пи¬тания. Часть1 // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2014. - № 3.
29. Павловская А.В. Человек и еда: к истории зарождения традиций пи¬тания. Часть 2 // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2014. — № 4.
30. ПоляковскаяМ.А., Чекалова А.А. Быт и нравы византийцев. - Сверд¬ловск, 1989.
31. Романчук А.И. Раннесредневековый Херсонес. - Свердловск, 1982.
32. Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. - СПб.: Алетейя, 1996.
33. Скабаланович Н. Византийское государство и церковь в XI в. - Т. 1¬2. - СПб., 2004. - 448+412 с.
34. Сорочан Е.С. Византийский «хлеб насущный» // Классическая и ви¬зантийская традиция. 2008: Материалы II Международного научного семинара молодых ученых, аспирантов, студентов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. -С. 80-107.
35. Сорочан Е.С. О пряностях как элементе повседневной ромейской кухни // Каразшсью читання (юторичш науки): Тези доповщей 65-1 мхжнарод- но! науково! конференцй. - Харьков: ХНУ 1меш В. Н. Каразша, 2012. - С. 144¬145.
36. Сорочан С.Б. Византия IV-IX вв.: этюды рынка. - Харьков: Майдан, 2001. - 456 с.
37. Сорочан С.Б. Византия: парадигмы быта, сознания, культуры. - Харьков: Майдан, 2011. - 988 с.
38. Сорочан С.Б., Зубарь В.М., Марченко Л.В. Жизнь и гибель Херсо¬неса. - Харьков: Майдан, 2000. - 822 с.
39. Удальцова З.В. 50 лет советского византиноведения. М., 1969.
40. Удальцова З.В. Византийская культура. - М., 1988.
41. Успенский Ф.И. История Византийской империи. - Т. 1-3. - М.: Рес¬публика, 1996-1998.
42. Чекалова А.А. Константинополь в VI в. Восстание Ника. - СПб.: Алетейя, 1997. - 366 с.
43. Якобсон А.Л. Средневековый Крым. - Л.: Наука, 1964. - 322 с.
44. Koukoules Ph. Vie et civilisation byzantines. T. V. Athenes, 1952. - 543 р.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ