ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССОВ ПРИ РЕШЕНИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ 6
1.1 Сущность развития логического мышления детей старшего школьного
возраста 6
1.2 Обучение обучающихся решению нестандартных задач на уроках
математики 13
1.3 Требования к системе учебных заданий, направленных на развитие
логического мышления 20
2 ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 27
2.1 Создание элективного курса «Решение нестандартных задач по
математике», направленного на развитие логического мышления обучающихся 10 классов 27
2.2 Методические рекомендации по использованию нестандартных задач на
уроках элективного курса 33
2.3 Методические рекомендации по содержанию уроков 35
2.4 Описание и результаты экспериментальной работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Важным условием качественного обновления общества является преумножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большая часть современных образовательных программ ориентирована на передачу обучающимся общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако уровень развития логических приемов мышления, степень их оформления в систему, по большей мере и определяет умение использовать информацию. Потребность в
целенаправленном формировании логического мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.
Работа над развитием логического мышления обучающихся идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Это приводит к тому, что большинство учеников не овладевают приёмами систематизации знаний на основе логического мышления даже в старших классах школы.
Наиболее доступным средством решения этой проблемы будет введение в курс математики нестандартных задач. Нестандартные задачи формируют у школьников высокую математическую активность, качества, присущие творческой личности: гибкость, оригинальность, глубину, целенаправленность, критичность мышления. Нестандартные задачи всегда подаются в увлекательной форме, они прогоняют интеллектуальную лень, вырабатывают привычку к умственному труду, воспитывают настойчивость в преодолении трудностей [3].
Именно при решении нестандартных задач оттачивается, шлифуется мысль ребенка, мысль связанная, последовательная, доказательная. Решая задачи, представленные в продуманной математической системе, обучающиеся не только активно овладевают содержанием курса математики, но и приобретают умения мыслить творчески. Обучающиеся должны уметь решать не только стандартные задачи, но требующие известной независимости мышления, оригинальности, изобретательности.
Проблема исследования: Недостаточно полно используются
возможности нестандартных задач для подготовки обучающихся 10 классов к развитию смысловой и образной памяти, успешной сдачи единого государственного экзамена и поступлению в ВУЗы.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Система нестандартных задач как средство развития логического мышления обучающихся на уроках математики».
Объект исследования: является процесс обучения математике в 10 классах.
Предмет исследования: нестандартные задачи как средство развития логического мышления обучающихся на уроках математики в 10 классах.
Цель исследования: изучение роли нестандартных задач для развития логического мышления и систематизация нестандартных задач в элективный курс по математике для 10 классов.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления
обучающихся будет более эффективным, если в образовательный процесс включить элективный курс «Решение нестандартных задач» с
использованием методических рекомендаций к нему.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую, учебно-методическую литературу по теме: «Система
нестандартных задач как средство развития логического мышления обучающихся на уроках математики»;
2) разработать программу элективного курса «Решение нестандартных задач»;
3) разработать методические рекомендации по содержанию занятий
данного элективного курса;
4) провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретический анализ;
- педагогическое исследование.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Базой проведения исследования стала МОУ-СОШ № 8 г. Клин,
Московской области. В проведении участвовали обучающиеся 10 класса.
На защиту выносятся:
- элективный курс «Решение нестандартных задач» для
обучающихся 10 класса;
- методические рекомендации по использованию составленной программы элективного курса;
- результаты педагогического эксперимента.
Целью данной работы являлась систематизация нестандартных задач в элективный курс и применение его для развития логического мышления обучающихся на уроках математики.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- проанализирована психолого-педагогическая, научно¬
методическая литература для раскрытия сущности развития логического мышления, особенностей развития логического мышления обучающихся при решении нестандартных задач.
- выявлены педагогические условия развития логического
мышления у обучающихся 10 классов.
- разработаны методические рекомендации по содержанию составленного элективного курса «Решение нестандартных задач» и использованию нестандартных задач на его уроках для формирования и развития логического мышления.
- проведен педагогический эксперимент по теме исследования.
Педагогический эксперимент заключался в следующем:
- изучение проблемы развития логического мышления обучающихся старшего школьного возраста;
- определение уровня сформированности логического мышления до начала эксперимента;
- проверка эффективности условий развития логического
мышления в процессе решения нестандартных задач;
- изучение состояния развития логического мышления у
школьников после проведения занятий элективного курса.
В работе также представлены результаты изучения динамики развития логического мышления у школьников 10 класса. Анализ динамики на контрольном этапе эксперимента показал, что у испытуемых произошло повышение уровня развития логического мышления. Такие изменения могут рассматриваться как правильная организация процесса развития логического мышления у школьников старших классов в процессе внедрения элективного курса «Решения нестандартных задач». Это свидетельствуют о том, что система нестандартных задач, которая реализована в ходе нашего эксперимента, существенно влияет на эффективность процесса развития логического мышления у школьников старших классов.
Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало наличие положительной динамики в развитии логического мышления школьников старших классов, за время эксперимента у 14% учеников экспериментального класса повысился уровень развития логического мышления, повышение интереса к занятиям и результатов в учебе. Данное обстоятельство позволяет признать проведение опытно-экспериментального исследования успешным, а целесообразность и эффективность средств развития логического мышления школьников старших классов подтвержденными.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Проведенное позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы развития логического мышления обучающихся старшего школьного возраста.
1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. В. Басова. — Ростов.: Феникс, 2010. - 414с.
2. Васькова И.Д. Организация элективных курсов. - Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10247. - Дата доступа: 10.11.2016. — Портал педагога
3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход /А.А. Вербицкий. — М.: Просвещение, 2011. - С. 41.
4. Воронина, Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя. / Г.А. Воронина. — М.: Айрис-пресс, 2008. - 128 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский.
— М.: Издательство «Педагогика Пресс», 2010. - 536 с.
6. Гольдич, В. А. Алгебра. Решение уравнений и неравенств / В.А. Гольдич. — Спб.: Литера, 2004. 178 с.
7. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения /В.В. Давыдов.
— М.: Издательство «Педагогика», 2011. - 240 с.
8. Егорова, А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе / А.М. Егорова. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 173-179.
9. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. — М.: Сэр-Вит, 2013. - C. 56.
10. Колягин, Ю.М., Луканкин, Г.Л. и другие. Методика преподавания математики/ Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин. — М.: Просвещение, 1977. - 478 с.
11. Крутихина, М.В. Элективные курсы по математике: учебно-методические рекомендации. / М.В. Крутихина. — Киров: ВятГГУ, 2006. - 40 с.
12. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание/ И.Ю. Кулагина. — М.: УРАО, 1997. - 176 с.
13. Левитес, В.В. О способах и средствах развития логического мышления / В.В. Левитес // Перспективы развития начального образования России: Материалы межвузовской научно-практической конференции 23-24 марта 2004 г. — Мурманск: МГПУ, 2004. - С. 54-58.
14. Левитес, В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления / А.В. Белошистая, В.В Левитес // Начальная школа плюс до и после. — 2006. — №9. - С. 15-23.
15. Левитес, В.В. Развитие логического мышления детей / В.В. Левитес // Известия Российской академии образования. — 2006. — №3. - С. 34-37.
16. Медведев, Л.Г. Формирование логического мышления на занятиях по математике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л.Г. Медведев. — М.: Просвещение, 1986.- 159 с.
17. Петровский, А.В. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — Второе издание, стереотип. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 2001. - 512 с.
18. Платонова, Т.А. Роль мотивации в познавательной деятельности / Т.А. Платонова. — М.: Педагогика, 2013. - С. 21-30.
19. Пойа, Д. Математическое открытие/ Д. Пойа. — М.: Наука, 1970.- 83 с.
20. Ревина, Е.Г. О возможностях развития логического мышления школьников средних классов в условиях целенаправленного обучения / Е.Г. Ревина // Межвузовский сборник научно-технических статей. — Вольск: ВВВУТ (ВИ), 2007. - С. 141-145.
21. Столяр, А.А. Методы обучения математике / А.А. Столяр. — Минск: Высшая школа, 1966. - 191 с.
22. Сухомлинский, В. А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский.— Москва: Просвещение, 2012. - 206 с.
23. Фарков, А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения / А.В. Фарков.— М.: Народное образование, 2003. - 110 с.
24. Фридман, Л. М., Турецкий, Е. Н. Как научиться решать задачи. Пособие для учащихся / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. — М.: Просвещение, 1984. - 97 с.
25. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л.М. Фридман. — М.: Просвещение, 1983. - 245 с.
26. Цыпкин, А.Г., Пинский, А.И. Справочник по методам решения задач по математике / А.Г. Цыпкин, А.Н. Пинский. — М.: Наука, 1989. - 267 с.
27. Яковлев, Н. М. Методика и техника урока / Н. М. Яковлев. — М.: Издательство «Просвещение», 2012. - 208 с.