Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68880

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
411
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Современные представления о лингвистической, психологической и
психофизиологической основах письменной речи 9
1.2. Особенности формирования функционального базиса письма у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
1.3. Анализ методических подходов к формированию функционального
базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и результаты изучения уровней формирования
функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 38
2.2. Система логопедической работы по формированию функционального
базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 77


В теории и практики специального образования особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к образованию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания методов, форм и средств коррекционно-педагогического воздействия. Это отмечали в своих работах Н.Л. Белопольская, И.Ю. Левченко, Н.Н. Малофеев, Н.М.Назарова и др. У большинства детей, которые имеют особые образовательные потребности, возникают трудности при овладении письменной речью.
Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова акцентируют внимание на том, что нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами нарушений у младших школьников. По данным англо-американской литературы, подобные состояния встречаются у 15-20% детей школьного возраста. М.Е. Хватцев отмечает, что количество обучающихся, имеющих дисграфию, в начальной школе составляет 20-30% учеников. М.С. Певзнер и В.М. Явкина приводят меньший показатель - 8,7%, который, тем не менее, дает представление о том, насколько многочисленна категория детей, нуждающихся в создании специальных условий для успешного овладения процессами письма.
Интерес авторов (М.М. Безруких, О.А. Токарева, Л.С. Цветкова и многих других) к данной проблеме обусловлен многими факторами, в частности, большой распространенностью ее среди детей, поступающих в первый класс. Опираясь на результаты исследований, проведенных М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, В.А. Байдиной, можно отметить, что почти 20 % детей старшего дошкольного возраста имеют несформированность школьно¬значимых функций, а, следовательно, вероятность трудностей при овладении базовыми навыками письма и чтения у них достаточно высока. Эти данные свидетельствуют о том, что трудности письма надо искоренять уже в дошкольном возрасте, чтобы в школе они не переросли в стойкую дисграфию.
Особенно важно это направление для детей, имеющих речевые нарушения, так как они испытывают трудности в организации деятельности, формирования речевых процессов, зрительно-пространственного восприятия и т.д.
Проблема формирования первоначальных навыков письма у детей с нарушениями речи является предметом исследования Р.Е. Левиной, О.Л. Жильцовой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой. Они обращают внимание на важность формирования таких навыков, как развитие зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, формирование изобразительно¬графических способностей, сукцессивных способностей ребенка и т.д.
В исследованиях А.Н. Корнева данные компоненты относятся к такому понятию как «функциональный базис письма». Автором отмечается, что составляющими компонентами функционального базиса письма является как зрительно пространственная ориентировка, так и сформированные собственно языковые компоненты речи, наряду с состоянием изобразительно-графических способностей, сукцессивных функций и другое.
Значение развития функционального базиса письма, у детей с общим недоразвитие речи старшего дошкольного возраста, раскрывает в своих исследования А.В. Лагутина. Ею разработана двухкомпонентная методика обследования детей дошкольного возраста: обследование логопедического (вербального) и нейропсихологического (невербального) блоков, что позволяет провести точную диагностику старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В работах А.А. Алексеевой обоснованы методы и приемы комплексного изучения слуховых, зрительно-пространственных и двигательных функций, устной речи, мыслительной деятельности, являющихся предпосылками готовности к овладению письменной речью (чтением и письмом).
Специально организованная своевременная комплексная
логопедическая работа, включающая взаимосвязанное развитие вербального и невербального компонентов функционального базиса письма будет способствовать своевременному и мотивированному овладению письмом у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Обобщив все данные, можно выделить проблему исследования: каковы условия формирования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретически обосновать систему
логопедической работы по формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедической работы по
формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи .
Гипотеза исследования: основывается на предположении, что нарушения всех компонентов речевой системы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и своеобразие их психического развития в целом влияют на сформированность функционального базиса письма. Эффективность логопедической работы по формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи определяется реальным уровнем готовности к усвоению навыка письма, применением дифференцированного подхода на основе оценки состояния его компонентов.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему формирования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2) Проанализировать уровень сформированности функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3) Разработать систему логопедической работы по формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский); концепция о речевой деятельности как сложном системном функциональном единстве (А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев), концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей (Р.Е. Левина); учение о нарушении чтения и письма с клинико-психологических позиции (А.Н. Корнев); исследования принципа системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой); а также инициативные исследования по проблеме формирования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста (А.В. Лагутина, С.Л. Андреева, Г.Г. Мисаренко).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены особенности развития вербального и невербального компонентов функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; теоретически обоснована система логопедической работы по формированию функционального базиса письма старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического инструментария для оценки работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения по формированию функционального базиса письма; методического обеспечения реализации системы логопедической работы по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В исследовании были использованы следующие методы:
— Теоретические - изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
— Эмпирические - тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент(констатирующий);
— Качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение (МБДОУ д/с № 15) детский сад
комбинированного вида №15 «Дружная семейка» и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ д/с № 10) детский сад комбинированного вида № 10 «Земский».
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (01.09.2015 - 01.11.2016 гг.) осуществлялся
теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью изучения уровней сформированности функционального базиса письма старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
На втором этапе (01.11.2016 - 01.05.2017 гг.) разрабатывалась
программа экспериментального исследования. Экспериментальная работа сопровождалась проверкой гипотезы исследования, уточнением теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (01.05.2017 - 03.06.2017 гг.) осуществлялась
обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление
диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения развития речевых и психических процессов, которые, в свою очередь, обуславливают трудности формирования функционального базиса письма.
2. При определении основных направлений логопедической работы по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо исходить из уровней сформированности функционального базиса письма.
3. Логопедическая работа по формированию функционального базиса письма представляет собой целенаправленную, организованную деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на общероссийской дистанционной педагогической конференции «Информационные технологии в современном
образовательном процессе в условиях реализации ФГОС» (Тверь, январь 2016г.); в сборнике VII Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке: перспективы развития» (Чебоксары, январь 2016г.); в электронном научно-практическом журнале «Молодежный научный вестник» (Республика Башкортостан, июль 2016г.); в сборнике XI Международной научно-практической конференции «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития» (Чебоксары, декабрь 2016г.); на региональном конкурсе научно-исследовательских проектов магистрантов «Специальное образование XXI века» (Белгород, апрель 2017г.)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы и результаты проведенного экспериментального исследования позволяют нам сделать несколько выводов.
В настоящие время развитие функционального базиса письма является актуальным направлением работы. Данная проблема широко освещается в работах А.Н. Корнева, А.В. Лагутиной, А.А. Алексеевой, Н.В. Нищевой, Ю.М. Тонковой, С.В. Човгун, Е.Ф. Поповой, Л.А. Кирилловой и многих других. Все исследователи указывают, что для успешного формирования функционального базиса письма у старших дошкольников с ОНР необходимо развивать и речь, и высшие психические функции, то есть вести работу по развитию вербального и невербального компонентов функционального базиса письма.
Анализ данных экспериментального изучения вербального и невербального компонентов функционального базиса письма у старших дошкольников с ОНР показал, что 19% детей имеют высокий уровень сформированности функционального базиса письма, 41% детей находятся на среднем уровне, 21% детей имеют низкий уровень функционального базиса письма, а у 19% детей уровень сформированности функционального базиса письма находится на очень низком уровне.
Также нами было проведено анкетирование учителей-логопедов г. Белгорода с целью изучить условия формирования функционального базиса письма, которые организованы в дошкольных учреждениях города.
На основании полученных результатов была разработана система логопедической работы по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с ОНР. В основу реализации данной системы работы были положены следующие принципы: онтогенетический, патогенетический, наглядности, параллельности, опоры на сохранное звено и т.д. Разработанная нами система логопедической работы по формированию функционального
базиса письма у старших дошкольников с ОНР включает в себя два направления: работа с родителями и деятельность специалистов по
формированию функционального базиса письма.
Таким образом, разработанная нами система логопедической работы по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с ОНР, на наш взгляд, будет способствовать совершенствованию коррекционно-педагогической работы в данном направлении.



1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст]: библиотека психолога / Под ред. Л.С. Цветковой. М.: МПСИ, 2010. - 320 с.
2. Андреева, С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми- дисорфографиками [Текст] / С.Л. Андреева // Проблемы, поиски, находки. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. - М.: Юго-западный окружной методический центр, 2003. - С. 76 - 84.
3. Астапов, В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст]: учебное пособие для слушателей и студентов спецфакультетов / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.
4. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова [Текст]: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина. - М.: Книголюб, 2008. - 67 с.
5. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада [Текст] / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына // Коррекционная педагогика. - 2003. - №2. - С. 32 - 51.
6. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебное пособие / Л.С.
Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Гуманит, 2002. - 680 с.
7. Волкова, Н.Н. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Н.Н. Волкова // Дошкольный возраст. - Казань. Дата посещения сайта: 21.12.2015. Режим доступа: http: //doshvozrast.ru/metodich/pedoput20 .htm
8. Володина, В.С. Альбом по развитию речи [Текст] пособие по развитию речи детей / В.С. Володина. - М.: РОСМЭН, 2011. - 96 с.
9. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / В.К. Воробьева. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]: антология мировой педагогики / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2015. - 368 с.
11. Гаврина, С.Е. Вся дошкольная программа. Письмо. [Текст]: обучающая книга / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербин. - М.: Росмэн-пресс, 2008. - 71 с.
12. Гафиулина, О.Ю. Исследование словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня [Текст] / О.Ю. Гафиулина // Специальное образование. - 2015. - № 4. С. 71-73
13. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Специальная педагогика. - 2014. - № 5. - С. 89 - 97
14. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб.пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: 2-е изд., испр. и доп / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
16. Горбунова, Е.Н. Исследование письменной речи [Текст] / Е.Н. Горбунова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - № 3. - С. 194-197.
17. Горчакова, А.М. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А.М. Горчакова, Т.М. Конакова // Самарский научный вестник. - 2013. - № 3. - С. 27-29
18. Гребникова, Е.В. Особенности внимания младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня [Текст] / Е.В. Гребникова, И.Л. Шелехов// Вестник ТГПУ. - 2015. - № 6. - С. 76 - 78
19. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи [Текст]: альбом №2 / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 2000. - 64 с.
20. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: Айрис- пресс, 2005. - 96 с.
21. Григоренко, Н.Ю. Диагностика и коррекция
звукопроизносительных расстройств у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский. - М.: Книголюб, 2005. - 144с.
22. Громова, О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет [Текст]: методическое пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. - М.: Сфера,
2005. - 128 с.
23. Елецкая, О.В. Апробация модели логопедической диагностики состояния учебной деятельности младших школьников с дизорфографией в условиях специальной (коррекционной) школы [Электронный ресурс] / О.В. Елецкая, В.П. Смирнова, О.А. Хвостова, Н.С. Куликова // Концепт. - 2015. - № 23. Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2015/75280.htm.
24. Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи [Текст]: обучение грамоте / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2013. - 120 с.
25. Кабанова, Н.А. Система коррекционных занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи [Текст] / Н.А. Кабанова // Специальное образование. - 2015. - № 11. - С. 137 - 145.
26. Кириллова, Л.А. Формирование звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня [Текст] / Л.А. Кириллова / С. 167 - 169
27. Ковшиков, В.А. Исправление нарушений различения звуков [Текст]: методы и дидактические материалы / В.А. Ковшиков. - М.: Каро,
2006. - 128 с.
28. Колесникова, Е.В. Прописи для дошкольников 5-7 лет [Текст]: программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2014. - 32 с.
29. Корнев, А.Н. Вопросы лечебной педагогики и профилактики дислексии и дисграфии / А.Н. Корнев // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. - С. 187 - 226.
30. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.
31. Кусик, Ю.С. Формирование функционального базиса письма у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Ю.С. Кусик // Открытый урок. Дата посещения сайта: 16.12.2015. Режим доступа: https://open-lesson.net/391/
32. Лагутина, А.В. Формирование функционального базиса чтения у детей 4-х лет с общим недоразвитием речи [Текст] / А.В. Лагутина // Дефектология. - 2006. - №6. - С.48 - 59.
33. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: библиотека логопеда / Р.И. Лалаева. Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 224 с.
34. Леонтьев, А.А. Что такое виды речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюсы-минусы. - 2000. - № 5. - С. 3 - 7.
35. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]: книга для лингвистов и психологов, студентов и аспирантов соответствующих специальностей / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2014. - 216 с.
36. Леханова, О.Л. Особенности интерпретации невербальных средств общения дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О.Л. Леханова // Вестник череповецкого государственного университета. - 2009. - № 1. - С. 18-24
37. Лукина, Н.А. Научи меня слышать [Текст]: развитие слухового восприятия, внимания и памяти / А.Н. Лукина, И.И. Никкинен. - СПб.: Паритет, 2003. - 112 с.
38. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Книга по требованию, 2012. - 320 с.
39. Лялягина, Е.С. Готовимся к школе [Текст]: пособие по обучению грамоте / Е.С. Лялягина. - СПб.: Эпиграф, 2013 год. - 32 с.
40. Мисаренко, Г.Г. Типологические трудности овладения письменной речью [Текст: ]/Г.Г. Мисаренко // Логопед. - 2005. - №3. - С. 2 - 13.
41. Никулина, Г.В. Зрительное восприятие. Диагностика и развитие [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.В. Никулина, И.Н. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Замашнюк и др. - М.: МЦНИП, 2013. - 230 с.
42. Нищева, Н.В. Готовимся к письму [Текст] / Н.В. Нищева // Дошкольная педагогика. - 2003. - №4. - С. 18 - 20.
43. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
44. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: АльянС «Академия», 2014. - 368 с.
45. Поникарова, В.Н. Формирование функционального базиса письма у детей с нарушением речи [Текст] / В.Н. Поникарова // материалы XXI международной научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых. - М.: Московский научный центр психологии и педагогики, 2014. - С. 99 - 102.
46. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Под. общ. ред. Г.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 256 с.
47. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной. - СПб., 2014. - 448 с.
48. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология [Текст]: учебное пособие / И.М. Прищепа. — Минск : Новое знание, 2006. - 416 с.
49. Процко, Т.А. Психолого-педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы [Текст]: учебно-метод. пособие / Т.А. Процко. - Мн.: БГПУ им.М.Танка, 2000. - 111 с.
50. Разживина, Н.В. Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников [Текст]: автореферат дис.канд. пед. наук. / Н.В. Разживина - СПб., 2008. - 26 с.
51. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст]: методика / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 2001. - 287 с.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / Л.С. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
53. Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст]: книга по психологии / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.
- М.: АКТИ, 2014. - 66 с.
54. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Семенович.
- М.: Академия, 2002. - 232 с.
55. Сергеева, О.А. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Сергеева, А.В. Шульга // Молодой ученый. — 2015. - №6. - С. 682 - 684.
56. Середина, Н.В. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология [Текст]: учебное пособие / Н.В. Середина, Д.А. Шкуренко. - Ростов н/д: Феникс, 2003 - 512 с.
57. Тонкова, Ю.М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму [Текст] / Ю. М. Тонкова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф.
- М.: Буки-Веди, 2012. - С. 137-139.
58. Филичева, Т.Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2008. - 256 с.
59. Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности [Текст]: учебная литература / Л.С. Цветкова.
- М.: Просвещение, 2005. - 304 с.
60. Човгун, С.В. Учет психолого-педагогических особенностей детей с ОНР в логопедической работе по подготовке к овладению письмом [Текст] / С.В. Човгун // Специальное образование. - 2016. - № 12. - С. 146 - 150.
61. Щербак, С.Г. Изучение особенностей связной монологической речи детей с дизартрическими расстройствами / С.Г. Щербак // Дефектология. -2010. - № 1. - С. 47-56
62. Якунина, В.А. Логопедические упражнения для профилактики дисграфии на примере звуков [з], [ж] [Текст] / В.А. Якунина // Логопед. - №1. - 2014. - С. 86 - 93


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ