ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Современные представления о лингвистической, психологической и
психофизиологической основах письменной речи 9
1.2. Особенности формирования функционального базиса письма у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
1.3. Анализ методических подходов к формированию функционального
базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и результаты изучения уровней формирования
функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 38
2.2. Система логопедической работы по формированию функционального
базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Современные представления о лингвистической, психологической и
психофизиологической основах письменной речи 9
1.2. Особенности формирования функционального базиса письма у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
1.3. Анализ методических подходов к формированию функционального
базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация и результаты изучения уровней формирования
функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 38
2.2. Система логопедической работы по формированию функционального
базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
В теории и практики специального образования особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к образованию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания методов, форм и средств коррекционно-педагогического воздействия. Это отмечали в своих работах Н.Л. Белопольская, И.Ю. Левченко, Н.Н. Малофеев, Н.М.Назарова и др. У большинства детей, которые имеют особые образовательные потребности, возникают трудности при овладении письменной речью.
Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова акцентируют внимание на том, что нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами нарушений у младших школьников. По данным англо-американской литературы, подобные состояния встречаются у 15-20% детей школьного возраста. М.Е. Хватцев отмечает, что количество обучающихся, имеющих дисграфию, в начальной школе составляет 20-30% учеников. М.С. Певзнер и В.М. Явкина приводят меньший показатель - 8,7%, который, тем не менее, дает представление о том, насколько многочисленна категория детей, нуждающихся в создании специальных условий для успешного овладения процессами письма.
Интерес авторов (М.М. Безруких, О.А. Токарева, Л.С. Цветкова и многих других) к данной проблеме обусловлен многими факторами, в частности, большой распространенностью ее среди детей, поступающих в первый класс. Опираясь на результаты исследований, проведенных М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, В.А. Байдиной, можно отметить, что почти 20 % детей старшего дошкольного возраста имеют несформированность школьно¬значимых функций, а, следовательно, вероятность трудностей при овладении базовыми навыками письма и чтения у них достаточно высока. Эти данные свидетельствуют о том, что трудности письма надо искоренять уже в дошкольном возрасте, чтобы в школе они не переросли в стойкую дисграфию.
Особенно важно это направление для детей, имеющих речевые нарушения, так как они испытывают трудности в организации деятельности, формирования речевых процессов, зрительно-пространственного восприятия и т.д.
Проблема формирования первоначальных навыков письма у детей с нарушениями речи является предметом исследования Р.Е. Левиной, О.Л. Жильцовой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой. Они обращают внимание на важность формирования таких навыков, как развитие зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, формирование изобразительно¬графических способностей, сукцессивных способностей ребенка и т.д.
В исследованиях А.Н. Корнева данные компоненты относятся к такому понятию как «функциональный базис письма». Автором отмечается, что составляющими компонентами функционального базиса письма является как зрительно пространственная ориентировка, так и сформированные собственно языковые компоненты речи, наряду с состоянием изобразительно-графических способностей, сукцессивных функций и другое.
Значение развития функционального базиса письма, у детей с общим недоразвитие речи старшего дошкольного возраста, раскрывает в своих исследования А.В. Лагутина. Ею разработана двухкомпонентная методика обследования детей дошкольного возраста: обследование логопедического (вербального) и нейропсихологического (невербального) блоков, что позволяет провести точную диагностику старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В работах А.А. Алексеевой обоснованы методы и приемы комплексного изучения слуховых, зрительно-пространственных и двигательных функций, устной речи, мыслительной деятельности, являющихся предпосылками готовности к овладению письменной речью (чтением и письмом).
Специально организованная своевременная комплексная
логопедическая работа, включающая взаимосвязанное развитие вербального и невербального компонентов функционального базиса письма будет способствовать своевременному и мотивированному овладению письмом у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Обобщив все данные, можно выделить проблему исследования: каковы условия формирования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретически обосновать систему
логопедической работы по формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедической работы по
формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи .
Гипотеза исследования: основывается на предположении, что нарушения всех компонентов речевой системы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и своеобразие их психического развития в целом влияют на сформированность функционального базиса письма. Эффективность логопедической работы по формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи определяется реальным уровнем готовности к усвоению навыка письма, применением дифференцированного подхода на основе оценки состояния его компонентов.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему формирования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2) Проанализировать уровень сформированности функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3) Разработать систему логопедической работы по формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский); концепция о речевой деятельности как сложном системном функциональном единстве (А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев), концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей (Р.Е. Левина); учение о нарушении чтения и письма с клинико-психологических позиции (А.Н. Корнев); исследования принципа системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой); а также инициативные исследования по проблеме формирования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста (А.В. Лагутина, С.Л. Андреева, Г.Г. Мисаренко).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены особенности развития вербального и невербального компонентов функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; теоретически обоснована система логопедической работы по формированию функционального базиса письма старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического инструментария для оценки работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения по формированию функционального базиса письма; методического обеспечения реализации системы логопедической работы по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В исследовании были использованы следующие методы:
— Теоретические - изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
— Эмпирические - тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент(констатирующий);
— Качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение (МБДОУ д/с № 15) детский сад
комбинированного вида №15 «Дружная семейка» и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ д/с № 10) детский сад комбинированного вида № 10 «Земский».
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (01.09.2015 - 01.11.2016 гг.) осуществлялся
теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью изучения уровней сформированности функционального базиса письма старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
На втором этапе (01.11.2016 - 01.05.2017 гг.) разрабатывалась
программа экспериментального исследования. Экспериментальная работа сопровождалась проверкой гипотезы исследования, уточнением теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (01.05.2017 - 03.06.2017 гг.) осуществлялась
обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление
диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения развития речевых и психических процессов, которые, в свою очередь, обуславливают трудности формирования функционального базиса письма.
2. При определении основных направлений логопедической работы по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо исходить из уровней сформированности функционального базиса письма.
3. Логопедическая работа по формированию функционального базиса письма представляет собой целенаправленную, организованную деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на общероссийской дистанционной педагогической конференции «Информационные технологии в современном
образовательном процессе в условиях реализации ФГОС» (Тверь, январь 2016г.); в сборнике VII Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке: перспективы развития» (Чебоксары, январь 2016г.); в электронном научно-практическом журнале «Молодежный научный вестник» (Республика Башкортостан, июль 2016г.); в сборнике XI Международной научно-практической конференции «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития» (Чебоксары, декабрь 2016г.); на региональном конкурсе научно-исследовательских проектов магистрантов «Специальное образование XXI века» (Белгород, апрель 2017г.)
Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова акцентируют внимание на том, что нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами нарушений у младших школьников. По данным англо-американской литературы, подобные состояния встречаются у 15-20% детей школьного возраста. М.Е. Хватцев отмечает, что количество обучающихся, имеющих дисграфию, в начальной школе составляет 20-30% учеников. М.С. Певзнер и В.М. Явкина приводят меньший показатель - 8,7%, который, тем не менее, дает представление о том, насколько многочисленна категория детей, нуждающихся в создании специальных условий для успешного овладения процессами письма.
Интерес авторов (М.М. Безруких, О.А. Токарева, Л.С. Цветкова и многих других) к данной проблеме обусловлен многими факторами, в частности, большой распространенностью ее среди детей, поступающих в первый класс. Опираясь на результаты исследований, проведенных М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, В.А. Байдиной, можно отметить, что почти 20 % детей старшего дошкольного возраста имеют несформированность школьно¬значимых функций, а, следовательно, вероятность трудностей при овладении базовыми навыками письма и чтения у них достаточно высока. Эти данные свидетельствуют о том, что трудности письма надо искоренять уже в дошкольном возрасте, чтобы в школе они не переросли в стойкую дисграфию.
Особенно важно это направление для детей, имеющих речевые нарушения, так как они испытывают трудности в организации деятельности, формирования речевых процессов, зрительно-пространственного восприятия и т.д.
Проблема формирования первоначальных навыков письма у детей с нарушениями речи является предметом исследования Р.Е. Левиной, О.Л. Жильцовой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой. Они обращают внимание на важность формирования таких навыков, как развитие зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, формирование изобразительно¬графических способностей, сукцессивных способностей ребенка и т.д.
В исследованиях А.Н. Корнева данные компоненты относятся к такому понятию как «функциональный базис письма». Автором отмечается, что составляющими компонентами функционального базиса письма является как зрительно пространственная ориентировка, так и сформированные собственно языковые компоненты речи, наряду с состоянием изобразительно-графических способностей, сукцессивных функций и другое.
Значение развития функционального базиса письма, у детей с общим недоразвитие речи старшего дошкольного возраста, раскрывает в своих исследования А.В. Лагутина. Ею разработана двухкомпонентная методика обследования детей дошкольного возраста: обследование логопедического (вербального) и нейропсихологического (невербального) блоков, что позволяет провести точную диагностику старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В работах А.А. Алексеевой обоснованы методы и приемы комплексного изучения слуховых, зрительно-пространственных и двигательных функций, устной речи, мыслительной деятельности, являющихся предпосылками готовности к овладению письменной речью (чтением и письмом).
Специально организованная своевременная комплексная
логопедическая работа, включающая взаимосвязанное развитие вербального и невербального компонентов функционального базиса письма будет способствовать своевременному и мотивированному овладению письмом у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Обобщив все данные, можно выделить проблему исследования: каковы условия формирования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретически обосновать систему
логопедической работы по формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедической работы по
формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи .
Гипотеза исследования: основывается на предположении, что нарушения всех компонентов речевой системы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и своеобразие их психического развития в целом влияют на сформированность функционального базиса письма. Эффективность логопедической работы по формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи определяется реальным уровнем готовности к усвоению навыка письма, применением дифференцированного подхода на основе оценки состояния его компонентов.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему формирования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2) Проанализировать уровень сформированности функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3) Разработать систему логопедической работы по формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский); концепция о речевой деятельности как сложном системном функциональном единстве (А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев), концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей (Р.Е. Левина); учение о нарушении чтения и письма с клинико-психологических позиции (А.Н. Корнев); исследования принципа системного подхода к диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза (Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой); а также инициативные исследования по проблеме формирования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста (А.В. Лагутина, С.Л. Андреева, Г.Г. Мисаренко).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены особенности развития вербального и невербального компонентов функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; теоретически обоснована система логопедической работы по формированию функционального базиса письма старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностического инструментария для оценки работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения по формированию функционального базиса письма; методического обеспечения реализации системы логопедической работы по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В исследовании были использованы следующие методы:
— Теоретические - изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
— Эмпирические - тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент(констатирующий);
— Качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение (МБДОУ д/с № 15) детский сад
комбинированного вида №15 «Дружная семейка» и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ д/с № 10) детский сад комбинированного вида № 10 «Земский».
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (01.09.2015 - 01.11.2016 гг.) осуществлялся
теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью изучения уровней сформированности функционального базиса письма старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
На втором этапе (01.11.2016 - 01.05.2017 гг.) разрабатывалась
программа экспериментального исследования. Экспериментальная работа сопровождалась проверкой гипотезы исследования, уточнением теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (01.05.2017 - 03.06.2017 гг.) осуществлялась
обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление
диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения развития речевых и психических процессов, которые, в свою очередь, обуславливают трудности формирования функционального базиса письма.
2. При определении основных направлений логопедической работы по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо исходить из уровней сформированности функционального базиса письма.
3. Логопедическая работа по формированию функционального базиса письма представляет собой целенаправленную, организованную деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на общероссийской дистанционной педагогической конференции «Информационные технологии в современном
образовательном процессе в условиях реализации ФГОС» (Тверь, январь 2016г.); в сборнике VII Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке: перспективы развития» (Чебоксары, январь 2016г.); в электронном научно-практическом журнале «Молодежный научный вестник» (Республика Башкортостан, июль 2016г.); в сборнике XI Международной научно-практической конференции «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития» (Чебоксары, декабрь 2016г.); на региональном конкурсе научно-исследовательских проектов магистрантов «Специальное образование XXI века» (Белгород, апрель 2017г.)
Анализ психолого-педагогической литературы и результаты проведенного экспериментального исследования позволяют нам сделать несколько выводов.
В настоящие время развитие функционального базиса письма является актуальным направлением работы. Данная проблема широко освещается в работах А.Н. Корнева, А.В. Лагутиной, А.А. Алексеевой, Н.В. Нищевой, Ю.М. Тонковой, С.В. Човгун, Е.Ф. Поповой, Л.А. Кирилловой и многих других. Все исследователи указывают, что для успешного формирования функционального базиса письма у старших дошкольников с ОНР необходимо развивать и речь, и высшие психические функции, то есть вести работу по развитию вербального и невербального компонентов функционального базиса письма.
Анализ данных экспериментального изучения вербального и невербального компонентов функционального базиса письма у старших дошкольников с ОНР показал, что 19% детей имеют высокий уровень сформированности функционального базиса письма, 41% детей находятся на среднем уровне, 21% детей имеют низкий уровень функционального базиса письма, а у 19% детей уровень сформированности функционального базиса письма находится на очень низком уровне.
Также нами было проведено анкетирование учителей-логопедов г. Белгорода с целью изучить условия формирования функционального базиса письма, которые организованы в дошкольных учреждениях города.
На основании полученных результатов была разработана система логопедической работы по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с ОНР. В основу реализации данной системы работы были положены следующие принципы: онтогенетический, патогенетический, наглядности, параллельности, опоры на сохранное звено и т.д. Разработанная нами система логопедической работы по формированию функционального
базиса письма у старших дошкольников с ОНР включает в себя два направления: работа с родителями и деятельность специалистов по
формированию функционального базиса письма.
Таким образом, разработанная нами система логопедической работы по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с ОНР, на наш взгляд, будет способствовать совершенствованию коррекционно-педагогической работы в данном направлении.
В настоящие время развитие функционального базиса письма является актуальным направлением работы. Данная проблема широко освещается в работах А.Н. Корнева, А.В. Лагутиной, А.А. Алексеевой, Н.В. Нищевой, Ю.М. Тонковой, С.В. Човгун, Е.Ф. Поповой, Л.А. Кирилловой и многих других. Все исследователи указывают, что для успешного формирования функционального базиса письма у старших дошкольников с ОНР необходимо развивать и речь, и высшие психические функции, то есть вести работу по развитию вербального и невербального компонентов функционального базиса письма.
Анализ данных экспериментального изучения вербального и невербального компонентов функционального базиса письма у старших дошкольников с ОНР показал, что 19% детей имеют высокий уровень сформированности функционального базиса письма, 41% детей находятся на среднем уровне, 21% детей имеют низкий уровень функционального базиса письма, а у 19% детей уровень сформированности функционального базиса письма находится на очень низком уровне.
Также нами было проведено анкетирование учителей-логопедов г. Белгорода с целью изучить условия формирования функционального базиса письма, которые организованы в дошкольных учреждениях города.
На основании полученных результатов была разработана система логопедической работы по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с ОНР. В основу реализации данной системы работы были положены следующие принципы: онтогенетический, патогенетический, наглядности, параллельности, опоры на сохранное звено и т.д. Разработанная нами система логопедической работы по формированию функционального
базиса письма у старших дошкольников с ОНР включает в себя два направления: работа с родителями и деятельность специалистов по
формированию функционального базиса письма.
Таким образом, разработанная нами система логопедической работы по формированию функционального базиса письма у старших дошкольников с ОНР, на наш взгляд, будет способствовать совершенствованию коррекционно-педагогической работы в данном направлении.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ
НАРУШЕНИЙ ПОНИМАНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное изучение сформированности моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021



