ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы влияния стилей семейного воспитания на эмоционально-волевую сферу старших дошкольников 8
1.1. Проблема стилей семейного воспитания в психологии 8
1.2.Особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Роль стилей семейного воспитания в развитии эмоционально¬волевой сферой старших дошкольников 22
Глава II. Эмпирическое изучение влияния стилей семейного воспитания на эмоционально-волевую сферу старших дошкольников 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
2.3. Социально-психологический тренинг стилей семейного воспитания
родителей, направленный на развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в современном обществе главным институтом воспитания является семья. А для маленького ребенка семьей является целый мир, в котором он не только живет, но и развивается, делает открытия, учится радоваться и любить. Ведь именно в семье закладываются основы личности ребенка, также в семье он получает первый жизненный опыт, делает свои первые открытия. То, что ребенок смог приобрести закладывается у него в памяти и сохраняется в течение всей жизни. Важной особенностью семьи является то, что в ней ребенок находится в течение значительного времени своей жизни. В зависимости от особой воспитательной значимости семьи, появляется проблема, как поступить, чтобы свести к максимуму положительное воздействие и минимизировать отрицательное влияния семьи на воспитание ребенка. В связи с этим, необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, обладающие воспитательной значимостью.
Рассмотрение семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется
современными условиями семейного воспитания. Важнейшей
характеристикой семейного воспитания является его стиль. Стили семейного воспитания - установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще. В каждой семье существует определенный стиль воспитания, который представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, которые осуществляют родители с целью формирования у ребенка определенных качеств и умений.
В литературе можно встретить достаточно много отечественных и зарубежных ученых, изучающих семью, стили семейного воспитания: Д. Баумринд, А.Я. Варга А.Е.Личко, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и другие. Существуют также описание и неблагоприятных характерологических черт личности родителей, которые могут привести к различным нарушениям в воспитании: А.И. Захаров А. Адлер и другие.
В дошкольном возрасте происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Начинает формироваться эмоциональное поведение. Особенностями формирования и функционирования эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте занимались следующие ученые: Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, Б.И. Изотова, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и другие.
Эмоционально-волевая сфера включает в себя психологические явления, представляющие состояние человека обеспечивающие сознательное регулирование человеком своих эмоций и поведения. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников - это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения. Другое направление связано с тем, что эмоции становятся устойчивыми, приобретают большую глубину, появляются высшие чувства - сочувствие, сопереживание, сострадание.
Основным содержанием волевого развития в дошкольном возрасте являются: развитие произвольных движений; становление основных этапов волевого действия; овладение ребёнком своим поведением; умение подчинять действия поставленной цели, планировать, контролировать, преодолевать препятствия.
Дошкольный возраст, как никакой другой, характеризуется зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются взаимоотношения ребёнка с родителями. Но, несмотря на убедительность этого факта, данные о характере влияния стиля семейных отношений на эмоционально-волевую сферу старших дошкольников отсутствуют, что обусловило актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: влияют ли и как стили семейного воспитания на эмоционально-волевую сферу старших дошкольников?
Цель исследования: изучить влияние стилей семейного воспитания на эмоционально-волевую сферу старших дошкольников.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера старших
дошкольников.
Предмет исследования: влияние стилей семейного воспитания на эмоционально-волевую сферу старших дошкольников.
Гипотеза исследования: стили семейного воспитания могут оказывать влияние на формирование эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника, а именно: авторитетный стиль семейного воспитания будет способствовать повышению выдержки и решительности, в то время, как либеральный стиль семейного воспитания будет повышать амбивалентность в проявлении эмоций.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое изучение проблемы влияния разных стилей семейного воспитания на эмоционально-волевую сферу старших дошкольников.
2. Исследовать стиль семейного воспитания отцов и матерей по отношению к старшим дошкольникам.
3. Изучить различие в стилях семейного воспитания отцов и матерей.
4. Изучить эмоционально-волевую сферу старших дошкольников.
5. Выявить связь между показателями стилей семейного воспитания и эмоционально-волевой сферой старших дошкольников.
6. Определить степень влияния показателей разных стилей семейного воспитания на эмоционально-волевую сферу старших дошкольников.
7. Разработать психологический тренинг по гармонизации детско- родительских отношений.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения в области психологии и детско-родительских отношений (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Д. Баумринд, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга); положения о сущности эмоций и динамике развития эмоциональной сферы в детском возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец); положение о тесной связи эмоциональной и волевой регуляции (Е.О. Смирнова).
Методы исследования: выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
В исследовании использовались следующие методы:
- организационные (сравнительный);
- эмпирические (опрос);
- методы математико-статистического анализа данных и качественного описания: критерии Манна-Уитни, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена, множественный регрессионный анализ (MPA), с использованием пакета математической статистической обработки данных SPSS- 21,0.
Методики исследования: «Стратегии семейного воспитания»
С.С. Степанова, опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И.М. Марковской, проективный тест О.А. Ореховой «Домики», методика Р.М. Геворкян «Особенности проявления воли у дошкольников».
Выборка и база исследования: исследование проводилось на базе МДОУ № 22 п. Северный и ЧДОУ «Гудвин» г. Белгорода. В нём принимали участие 96 человек, из них 32 матери, 32 отца, 32 старших дошкольника.
Положения выносимые на защиту:
1. Стиль семейного воспитания является одним из основополагающих факторов развития эмоционально-волевой сферы личности старших дошкольников. Авторитетный стиль семейного воспитания, проявляющийся в эмоциональной близости, сотрудничестве с ребёнком, поддержке его автономности и последовательности предъявления требований, будет способствовать дифференцированности эмоциональной сферы, выдержке и решительности. Либеральный стиль семейного воспитания, проявляющийся в отсутствии контроля и сотрудничества, не последовательности, мягкости будет повышать амбивалентность в проявлении эмоций и препятствовать развитию самостоятельности, решительности.
2. Социально-психологический тренинг стилей семейного воспитания родителей способствует развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в психологической практике при индивидуальном консультировании родителей, в работе со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов-психологов.
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Именно от этих способов воздействия родителя на ребенка будет зависеть формирование его эмоционально-волевой сферы. Мы основывались на позицииД. Баумринд, которая выделила следующие стили семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.
При исследовании стиля родительского воспитания было выявлено то, что отцы, в отличие от матерей, при воспитании ребенка в большей степени используют авторитарный стиль семейного воспитания, проявляющийся в необоснованной требовательности, строгости, отсутствием сотрудничества. Матери склонны включать по отношению к старшим дошкольникам либеральный стиль семейного воспитания, который проявляется в сниженной требовательности, контроле, эмоциональным принятием ребенка родителем и сотрудничеством. Наличие результата, подтверждающего то, что часть матерей проявляют либеральный стиль семейного воспитания, а отцы авторитарный, может проявляться в воспитательной конфронтации, которая порождает конфликтность в выяснении отношений в аспекте поощрения, наказания и запретов со стороны отца и матери по отношению к старшему дошкольнику. Больше половины выборки родителей отцов и матерей - более 60% используют авторитетный стиль семейного воспитания, который проявляется в эмоциональной близости, оптимальном контроле, требовательности с учетом желаний ребенка через сотрудничество с ним, последовательности в предъявлении требований.
Между показателями стилей семейного воспитания и особенностями эмоционально-волевой сферы старших дошкольников было выявлено 5 статистически значимых корреляционных связей. Чем больше родители будут проявлять тревожность за ребенка, тем ниже будет его эмоциональный фон и выдержка, последовательность во взаимодействии с ребенком способствует благоприятному типу эмоциональной сферы и развитию самостоятельности старшего дошкольника. Чем выше будет удовлетворенность с ребенком, тем ниже будет развита у ребенка выдержка. Это можно объяснить тем, что родители, удовлетворенные отношениями с ребенком могут проявлять гиперпротекцию, повышенный контроль и опеку, что негативно сказывается на развитии такого волевого качества как выдержка.
Множественный регрессионный анализ показал то, что авторитетный стиль семейного воспитания и отдельные его показатели: наличие эмоциональной близости, эмоционального принятия, определенная степень требований, контроля, последовательность родителей в предъявлении этих требований к ребенку, согласованность родительских позиций, а также удовлетворенность отношениями с ребенком оказывают положительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы старших дошкольников: дифференциация эмоциональной сферы, выдержка,
самостоятельность, решительность. Либеральный стиль семейного воспитания, который проявляется в отсутствии контроля и сотрудничества, не последовательности, мягкости будет повышать амбивалентность в проявлении эмоций и препятствовать развитию таких волевых качеств, как самостоятельность и решительность. Такие показатели авторитарного стиля семейного воспитания, как: повышенная тревожность за ребенка,
воспитательная конфронтация в семье, крайняя степень строгости, эмоциональное отвержение ребенка, отсутствие сотрудничества, оказывают негативное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы старших дошкольников, в частности амбивалентность и инверсия в проявлении эмоций и снижение самостоятельности и выдержки. Результаты нашего исследования и статистическая обработка данных позволили нам подтвердить гипотезу о том, что: стили семейного воспитания могут оказывать влияние на формирование эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника, а именно: авторитетный стиль семейного воспитания будет способствовать повышению выдержки и решительности, в то время, как либеральный стиль семейного воспитания будет повышать амбивалентность в проявлении эмоций.
Наше исследование требует дополнительной проверки на большей по объему выборке испытуемых с подключением дополнительных показателей таких, как стаж супружеской жизни, количество детей в семье, тип семьи, возраст родителей, их ценности, личностные особенности, удовлетворенность браком, социально-психологический климат семьи и др.
На основе проведенного исследования был разработан психологический тренинг, который позволит родителям гармонизировать свой стиль семейного воспитания. Следовательно, в ходе исследования были выполнены все намеченные задачи, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
I. Аболс С.В., Дубовик Е.Ю.Особенности стилей семейного воспитания в полных и неполных семьях, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста // Наука и образование: векторы развития: материалы междунар. науч. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - №4. - С. 78-84
2. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии.
- М.: Изд-во Московского университета, 1996. - № 7. - С. 131-140.
3. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: Владос, 2009. - 291 с.
4. Бабаева Т.И. О социально-эмоциональном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 13-17.
5. Бадамен Л.О. Эмоции и характер детей // Дошкольное воспитание. - 2012.
- №1. - С 27-35.
6. Бадьина Н.П., Дементьева Л.А. Психологический тренинг детско- родительских отношений: методические материалы для педагогов- психологов. - Курган, 2007. - 77 с.
7. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. - 256 с.
8. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2007. - 283 с.
10. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
II. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М.: Педагогика, 2009. - 140 с.
12. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки // Коррекционно-развивающее образование. -2008. - №4. - С. 63-73.
13. Валеев А.Р. Об особенностях развития эмоционально-волевой сферы // Дошкольное воспитание. - 2007. - №12. - С. 14-19
14. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс.
- СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
15. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 127с.
16. Вилюнас В.К. Психология эмоций. Хрестоматия по общей психологии. - М.: Изд-воМГУ, 2011. - 496 с.
17. Винникотт Д.В. Разговор с родителями / пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В. Тимофеевой. - М.: Класс, 1994. - 79 с.
18. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 144 с.
19. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале XX в. // Вопросы психологии. - 1968. - №2. - С.149 - 156.
20. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов. - М.: Педагогика, 2003. - 512 с.
21. ГеворкянН.М. Диагностики особенностей проявления воли у
дошкольников.- М.: Просвещение, 2000. - 64 с.
22. Гладченко В.Е.,Фалеева Е.Ю.Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития: материалы междунар. науч-практ. конф. - Уфа: Аэтерна, 2017. - Ч. 2. - С. 191-194.
23. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей: автореф. дис. д-ра психол. наук. - М.: Московский гос. ун-т. - 2013. - 48 с.
24. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб.: Речь, 2002. - 176 с.
25. Довгая Н.А. Об особенностях развития эмоциональной сферы // Дошкольное воспитание. - 2007. - №12. - С. 64-71
26. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
27. Ежкова Н.С. Эмоционально-ценностное развитие дошкольников. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. - 186 с.
28. Ермолаева М.В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. - М.: Ин-т практ. психологии, 2006. - 102 с.
29. Загвязинский В.И. Личностно-социальный подход в воспитании // «Педагогика». - 2006. - № 3. - С.4-15.
30. Зайцев Д.В. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный анализ // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - №4. - С. 55-63.
31. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986. - 173 с.
32. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: учебное пособие для воспитателей дет.сада. - М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
33. Захаров Л.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.:
Медицина, 1982. - 216 с.
34. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско - родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. -1998. - №1. - С.9-13.
35. Зеньковский В.В. Психология детства: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 1996. - 423 с.
36. Иванова Н.Н., Мякота Т.А.Специфика эмоционально-волевой сферы дошкольников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Москва, 2015. - №3. - С. 255-260
37. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2008. - 440 с.
38. Изотова Б.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебныхзаведений. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 288 с.
39. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
40. Инталева В.В., Ривера А.И.Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника // Научный диалог: молодой ученый: материалы III междунар. науч. конф. - СПб: ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2017. - №5. - С. 33-34.
41. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
42. Карпова Г.З. Мир чувств и эмоций дошкольника // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - №8. - С. 119-121.
43. Кашапова А.А., Холуева К.А.Влияние стиля семейных отношений на воспитание успешного ребенка // Современные наукоемкие технологии. - Пенза: Академия естествознания, 2014. - №7-2. - С. 209-220
44. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, врачей и специалистов работающих с детьми. - СПб: Речь, 2011. - 160 с.
45. Кирьянова О.Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. - СПб: Реноме, 2011. - С. 23-25.
46. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 208 с.
47. КоробицынаЕ.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.
48. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья. - 2004. - №2. - С.5-14.
49. Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология. - 2014.
- №1. - С. 16-25
50. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека:учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 464 с.
51. Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье // Обруч. - 2009. - №5. - С.11-13.
52. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2013. - 218 с.
53. Леонтьев А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте. - М.: Академия, 1983. - 338 с.
54. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие-
практикум для студ. фак. психологии высш. учеб.заведений. - М.:
Академия, 2007. - 432 с.
55. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 2009. - 445 с.
56. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1975. - 255 с.
57. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. - 582 с.
58. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.
- СПб.: Речь, 2012. - 220 с.
59. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. -1998. - №3. - С.51-55.
60. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений: монография. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.
61. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: учебное пособие. - СПб.: Речь. - 2005. - 150 с.
62. Мочалов А.В.Исследование стилей семейного воспитания младших дошкольников в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Москва, 2017. - №4-2. - С. 103-105
63. Михеева И.Н. Амбивалентность личности. - М.: Наука, 1991. - 128 с.
64. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2003. - 456 с.
65. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: учебник для студентов психолого-пед. фак. - М.: Ин-т практ. психологии, 1998. - 488 с.
66. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. - СПб: Питер, 2007. - 468 с.
67. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития: монография. -М.: Сфера, 2008. - 176 с.
68. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско- родительских отношений// Вопросы психологии. -2001, №1. - С. 19-26.
69. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - С.56-66.
70. Психология развития: словарь / под ред. А.Л. Венгера. - М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
71. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. - 1996. - №2. - С. 14-18.
72. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета. - 2000. - №1. - С.88-93.
73. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.-М.: Когито-Центр, 2003. - 230с.
74. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.
- 2002. - №2. - С.48-53.
75. Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива.
- Томск: Изд-во Университет, 1971. - 64 с.
76. Сапогова Е.Е.Психология развития человека. - М.: Аспект пресс,2001. - 460 с.
77. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания: конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2006. - 213 с.
78. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр Академия, 2000. - 160 с.
79. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. - М.: Воронеж, 1998. - 185 с.
80. Смирнова Е.О., Савина Е.А. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе //Вопросы психологии. -1994. - № 6. - С.53-57.
81. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 -М.:
ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.
82. Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя // Семейная психология и семейная терапия. - 2001. - № 4. - С. 32-34
83. СтепановаС.С. Воспитательный процесс: изучение эффективности.
Методические рекомендации.- М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.
84. Столин В.В. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики. - М.: Педагогика, 1989. - 208с.
85. Терехина Т.А. Влияние стиля родительского воспитания на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка // Инновационные подходы в современном педагогическом образовании: материалы междунар. науч- практ. конф. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015 . - С. 212-216
86. Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольников // Вестник практической психологии образования. - 2009. - №2. - C.115-124.
87. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. - 1990. - №1. - С.93-100.
88. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 479 с.
89. Чумаков М.В. Развитие эмоционально-волевой сферы личности: учебное пособие. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 127 с.
90. Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. - СПб.: Речь, 2003. - 240 с.
91. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 384с.
92. Шиляева О.В.Оптимизация детско-родительских отношений как фактор
развития эмоциональной сферы у старших дошкольников // Психология: электронный научный журнал. - 2009. - №3. [Электронный ресурс].
иВГ:ййр://зосюзрйега.исо7.ги/агсЫуе/252/53_1.й1ш(дата обращения:
19.04.2017)
93. Шишенко Е.В. Практико-ориентированное исследование влияния стиля семейного воспитания на развитие социальной активности детей у старшего дошкольного возраста // Научные исследования и разработки молодых ученых: материалы междунар. науч-практ. конф. - Новосибирск: ООО Центр развития научного сотрудничества, 2016. - Т. 1. С. 65-71
94. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 512 с.
95. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.
96. Юстицкис В.В.Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Скрипторий, 2002. - 65с.
97. Baumrind D. Current patterns of parental authority // Developmental Psychology. - 1971. - Vol. 4. - № 1, pt. 2. P. 1-103.
98. Bowlby J. Family interaction in disturbed and normal families: a methodological and substantive review // Journal of Personality. - 1995. - № 1. - P. 33-65.
99. Ginott H.G. Between parent and child. New solutions to old problems. - London, Stadles Press, 2007. - 178 p.
100. Gordon T. Parent effectiveness training: the tested new way to raise responcible children. - New-York: New American Librari, 1975. - 334 p.
101. Schaefer E.S. Development of a parental attitude research instrument // Child Development. - 2001. - V.29. - № 3. - P. 339-361.