ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию копинг-
стратегий
1.2. Психологические особенности синдрома эмоционального
выгорания
1.3. Копинг-стратегии как фактор эмоционального выгорания
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ
ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Рекомендации педагогам по профилактике синдрома
эмоционального выгорания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию копинг-
стратегий
1.2. Психологические особенности синдрома эмоционального
выгорания
1.3. Копинг-стратегии как фактор эмоционального выгорания
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ
ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Рекомендации педагогам по профилактике синдрома
эмоционального выгорания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
Актуальность проблемы исследования. В условиях модернизации образования и интенсивного поиска новых технологий в образовательной практике, вопрос о сохранении психологического здоровья школьного учителя становится вопросом чрезвычайной важности.
Среди многих особенностей и трудностей учительской, преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность (В.В. Бойко, А.А. Меграбян, А.А. Реан, М.В. Борисова и др.). Длительное воздействие такой напряженности приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появления чувства
неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. К этим общеизвестным неприятностям может добавится еще одна, на которую обратили внимание сравнительно недавно. Речь идет о синдроме эмоционального выгорания (так называемом «burnout»), впервые введенным психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи [цит. по: 14].
Современное развитие положений зависимости этого синдрома от взаимосвязи особенностей профессиональной деятельности учителя и акцентуации его личностных характеристик, требует дополнительных исследований. Предупреждение и преодоление возможных акцентуаций черт характера педагога в их связи с выгоранием является важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит успешность деятельности педагога, сказывающаяся на психологическом климате педколлектива и психическом здоровье детей.
Н.Е. Водопьянова отмечает взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с копинг-статегиями [10]. Из работ П.Б. Ганнушкина, А.Е. Личко,
Э. Фромма, А. Шострема и др. следует, что копинг-стратегии могут меняться - возрастать или сглаживаться, а также наличие определенных копинг- стратегий как зависит от профессиональной деятельности, так и может влиять на нее.
Вероятность развития симптомов профессионального выгорания среди учителей высока, что приводит к снижению способности профессионала к конструктивному решению профессиональных проблем, тенденции к отказу в ситуациях неудач, чувстве неудовлетворенности результатами своей деятельности. Признаки профессионального выгорания учителей в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья учителей. В связи с вышесказанным, исследование синдрома выгорания в профессии педагога с учетом акцентуаций характера личности, достаточно актуальна.
Проблема исследования - каковы особенности копинг-стратегий педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания?
Целью исследования является решение поставленной проблемы.
Объект исследования - копинг-стратегии педагогов.
Предмет исследования - копинг-стратегии педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования: существует положительная связь между наличием тех или иных копинг-стратегий и степенью эмоционального выгорания педагогов, а именно у педагогов со сформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг стратегии, тогда как у педагогов с несформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг-стратегии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние разработанности проблем копинг- стратегий эмоционального выгорания в педагогической психологии;
2. Изучить основные копинг-стратегии педагогов;
3. Выявить степень представленности синдрома эмоционального выгорания у педагогов;
4. Определить взаимосвязь эмоционального выгорания педагога с копинг-стратегиями;
5. Разработать рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Теоретическая основа исследования: концепция целостного
развития личности (Б.Г. Ананьев); концепции о закономерностях развития субъекта профессионализации (Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг); подходы к изучению синдрома выгорания (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова и др.), концепции Р. Лазаруса, Г. Селье, А.Г. Маклакова, описывающие механизм действия копинг-стратегий личности.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними);
- эмпирические методы: психодиагностические методы;
- методы обработки данных: количественный метод (обработка полученных данных в программе SPSS 17.0) Статистическая обработка данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена, критерия Манна-Уитнина».
- интерпретационные методы: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
Методики исследования: методика В.В. Бойко; методика
«Многомерная шкала восприятия социальной поддержки» Д. Зимета, адаптированная В.М. Ялтонским и Н.А. Сиротой; методика диагностики копинг-механизмов Э. Хайма; методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе СОШ № 1 и СОШ № 2 пгт. Разумное. В нём принимали участие 76 педагогов в возрасте от 23 до 56 лет, из них 70 женщин и 6 мужчин.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов при совершенствовании учебных планов и рабочих программ подготовки педагогов, а также в ходе повышения квалификации педагогов.
Среди многих особенностей и трудностей учительской, преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность (В.В. Бойко, А.А. Меграбян, А.А. Реан, М.В. Борисова и др.). Длительное воздействие такой напряженности приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появления чувства
неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. К этим общеизвестным неприятностям может добавится еще одна, на которую обратили внимание сравнительно недавно. Речь идет о синдроме эмоционального выгорания (так называемом «burnout»), впервые введенным психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи [цит. по: 14].
Современное развитие положений зависимости этого синдрома от взаимосвязи особенностей профессиональной деятельности учителя и акцентуации его личностных характеристик, требует дополнительных исследований. Предупреждение и преодоление возможных акцентуаций черт характера педагога в их связи с выгоранием является важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит успешность деятельности педагога, сказывающаяся на психологическом климате педколлектива и психическом здоровье детей.
Н.Е. Водопьянова отмечает взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с копинг-статегиями [10]. Из работ П.Б. Ганнушкина, А.Е. Личко,
Э. Фромма, А. Шострема и др. следует, что копинг-стратегии могут меняться - возрастать или сглаживаться, а также наличие определенных копинг- стратегий как зависит от профессиональной деятельности, так и может влиять на нее.
Вероятность развития симптомов профессионального выгорания среди учителей высока, что приводит к снижению способности профессионала к конструктивному решению профессиональных проблем, тенденции к отказу в ситуациях неудач, чувстве неудовлетворенности результатами своей деятельности. Признаки профессионального выгорания учителей в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья учителей. В связи с вышесказанным, исследование синдрома выгорания в профессии педагога с учетом акцентуаций характера личности, достаточно актуальна.
Проблема исследования - каковы особенности копинг-стратегий педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания?
Целью исследования является решение поставленной проблемы.
Объект исследования - копинг-стратегии педагогов.
Предмет исследования - копинг-стратегии педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования: существует положительная связь между наличием тех или иных копинг-стратегий и степенью эмоционального выгорания педагогов, а именно у педагогов со сформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг стратегии, тогда как у педагогов с несформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг-стратегии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние разработанности проблем копинг- стратегий эмоционального выгорания в педагогической психологии;
2. Изучить основные копинг-стратегии педагогов;
3. Выявить степень представленности синдрома эмоционального выгорания у педагогов;
4. Определить взаимосвязь эмоционального выгорания педагога с копинг-стратегиями;
5. Разработать рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Теоретическая основа исследования: концепция целостного
развития личности (Б.Г. Ананьев); концепции о закономерностях развития субъекта профессионализации (Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг); подходы к изучению синдрома выгорания (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова и др.), концепции Р. Лазаруса, Г. Селье, А.Г. Маклакова, описывающие механизм действия копинг-стратегий личности.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними);
- эмпирические методы: психодиагностические методы;
- методы обработки данных: количественный метод (обработка полученных данных в программе SPSS 17.0) Статистическая обработка данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена, критерия Манна-Уитнина».
- интерпретационные методы: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
Методики исследования: методика В.В. Бойко; методика
«Многомерная шкала восприятия социальной поддержки» Д. Зимета, адаптированная В.М. Ялтонским и Н.А. Сиротой; методика диагностики копинг-механизмов Э. Хайма; методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе СОШ № 1 и СОШ № 2 пгт. Разумное. В нём принимали участие 76 педагогов в возрасте от 23 до 56 лет, из них 70 женщин и 6 мужчин.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов при совершенствовании учебных планов и рабочих программ подготовки педагогов, а также в ходе повышения квалификации педагогов.
В настоящее время проблема изучения стрессовладающего поведения педагогов при осуществлении ими профессиональной деятельности обозначена особенно остро и обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.
Присутствие в профессиональной деятельности педагога большого количества стресс - факторов предъявляет повышенные требования к такой профессионально значимой интегральной характеристике учителя как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском, сохранением и адекватным использованием ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций.
Анализ литературных источников показал, что в представлении о мерах преодоления синдрома выгорания, исследователи сходятся во мнении, что наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, ориентация на осознание и конструктивное использование внутренних и социальных ресурсов, потенциалов личности педагога для самовосстановления и накопления как личностных, так и средовых ресурсов совладания.
Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости и совладания представляют характер и способы преодоления стрессовых ситуаций — стратегии и модели преодолевающего поведения или копинг-стратегии. Непродуктивные копинг - стратегии, включающие использование неадаптивных мыслительных схем, непродуктивных эмоциональных и поведенческих способов реагирования, являются предпосылками к формированию синдрома эмоционального выгорания.
В эмпирической части работы мы определили сформированность фаз эмоционального выгорания среди опрошенных педагогов. Было выявлено следующее: у 5% фаза напряжения находится в стадии формирования; у 42 % опрошенных нами педагогов фаза резистентности только формируется, у 18% - сформирована; фаза истощения находится в стадии формирования у 34% опрошенных педагогов. В целом по методике у 66% не наблюдается признаков начавшегося эмоционального выгорания, тогда как у 34% началось, в основном оно выражено в формирующихся и/или сформированных фазах резистенции и истощения.
Далее мы выявили представленность копинг-стратегий среди опрошенных педагогов. Для проверки этих данных мы провели математическую обработку с целью выявления различий между двумя вышеуказанными группами.
Таким образом, основная гипотеза нашей работы о том, что существует положительная связь между наличием тех или иных копинг- стратегий и степенью эмоционального выгорания педагогов, а именно у педагогов со сформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг-стратегии, тогда как у педагогов с несформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг-стратегии, доказана.
Также были составлены рекомендации педагогам по профилактике синдрома «эмоционального выгорания».
Присутствие в профессиональной деятельности педагога большого количества стресс - факторов предъявляет повышенные требования к такой профессионально значимой интегральной характеристике учителя как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском, сохранением и адекватным использованием ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций.
Анализ литературных источников показал, что в представлении о мерах преодоления синдрома выгорания, исследователи сходятся во мнении, что наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, ориентация на осознание и конструктивное использование внутренних и социальных ресурсов, потенциалов личности педагога для самовосстановления и накопления как личностных, так и средовых ресурсов совладания.
Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости и совладания представляют характер и способы преодоления стрессовых ситуаций — стратегии и модели преодолевающего поведения или копинг-стратегии. Непродуктивные копинг - стратегии, включающие использование неадаптивных мыслительных схем, непродуктивных эмоциональных и поведенческих способов реагирования, являются предпосылками к формированию синдрома эмоционального выгорания.
В эмпирической части работы мы определили сформированность фаз эмоционального выгорания среди опрошенных педагогов. Было выявлено следующее: у 5% фаза напряжения находится в стадии формирования; у 42 % опрошенных нами педагогов фаза резистентности только формируется, у 18% - сформирована; фаза истощения находится в стадии формирования у 34% опрошенных педагогов. В целом по методике у 66% не наблюдается признаков начавшегося эмоционального выгорания, тогда как у 34% началось, в основном оно выражено в формирующихся и/или сформированных фазах резистенции и истощения.
Далее мы выявили представленность копинг-стратегий среди опрошенных педагогов. Для проверки этих данных мы провели математическую обработку с целью выявления различий между двумя вышеуказанными группами.
Таким образом, основная гипотеза нашей работы о том, что существует положительная связь между наличием тех или иных копинг- стратегий и степенью эмоционального выгорания педагогов, а именно у педагогов со сформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг-стратегии, тогда как у педагогов с несформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг-стратегии, доказана.
Также были составлены рекомендации педагогам по профилактике синдрома «эмоционального выгорания».
Подобные работы
- Различия в копинг-стратегиях педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2022 - Особенности копинг-поведения педагогов при эмоциональном выгорании
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2023 - Формирование компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция неадаптивного совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Самоактуализация как личностный ресурс профилактики синдрома
эмоционального выгорания у медицинских работников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Методы совладающего поведения при эмоциональном выгорании у представителей юридических специальностей
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2024 - Эмоциональное выгорание у школьных педагогов в условиях очного и дистанционного образования (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022 - Связь между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями поведения
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023



