ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию копинг-
стратегий
1.2. Психологические особенности синдрома эмоционального
выгорания
1.3. Копинг-стратегии как фактор эмоционального выгорания
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ
ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Рекомендации педагогам по профилактике синдрома
эмоционального выгорания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
Актуальность проблемы исследования. В условиях модернизации образования и интенсивного поиска новых технологий в образовательной практике, вопрос о сохранении психологического здоровья школьного учителя становится вопросом чрезвычайной важности.
Среди многих особенностей и трудностей учительской, преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность (В.В. Бойко, А.А. Меграбян, А.А. Реан, М.В. Борисова и др.). Длительное воздействие такой напряженности приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появления чувства
неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. К этим общеизвестным неприятностям может добавится еще одна, на которую обратили внимание сравнительно недавно. Речь идет о синдроме эмоционального выгорания (так называемом «burnout»), впервые введенным психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи [цит. по: 14].
Современное развитие положений зависимости этого синдрома от взаимосвязи особенностей профессиональной деятельности учителя и акцентуации его личностных характеристик, требует дополнительных исследований. Предупреждение и преодоление возможных акцентуаций черт характера педагога в их связи с выгоранием является важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит успешность деятельности педагога, сказывающаяся на психологическом климате педколлектива и психическом здоровье детей.
Н.Е. Водопьянова отмечает взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с копинг-статегиями [10]. Из работ П.Б. Ганнушкина, А.Е. Личко,
Э. Фромма, А. Шострема и др. следует, что копинг-стратегии могут меняться - возрастать или сглаживаться, а также наличие определенных копинг- стратегий как зависит от профессиональной деятельности, так и может влиять на нее.
Вероятность развития симптомов профессионального выгорания среди учителей высока, что приводит к снижению способности профессионала к конструктивному решению профессиональных проблем, тенденции к отказу в ситуациях неудач, чувстве неудовлетворенности результатами своей деятельности. Признаки профессионального выгорания учителей в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья учителей. В связи с вышесказанным, исследование синдрома выгорания в профессии педагога с учетом акцентуаций характера личности, достаточно актуальна.
Проблема исследования - каковы особенности копинг-стратегий педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания?
Целью исследования является решение поставленной проблемы.
Объект исследования - копинг-стратегии педагогов.
Предмет исследования - копинг-стратегии педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования: существует положительная связь между наличием тех или иных копинг-стратегий и степенью эмоционального выгорания педагогов, а именно у педагогов со сформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг стратегии, тогда как у педагогов с несформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг-стратегии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние разработанности проблем копинг- стратегий эмоционального выгорания в педагогической психологии;
2. Изучить основные копинг-стратегии педагогов;
3. Выявить степень представленности синдрома эмоционального выгорания у педагогов;
4. Определить взаимосвязь эмоционального выгорания педагога с копинг-стратегиями;
5. Разработать рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Теоретическая основа исследования: концепция целостного
развития личности (Б.Г. Ананьев); концепции о закономерностях развития субъекта профессионализации (Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг); подходы к изучению синдрома выгорания (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова и др.), концепции Р. Лазаруса, Г. Селье, А.Г. Маклакова, описывающие механизм действия копинг-стратегий личности.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними);
- эмпирические методы: психодиагностические методы;
- методы обработки данных: количественный метод (обработка полученных данных в программе SPSS 17.0) Статистическая обработка данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена, критерия Манна-Уитнина».
- интерпретационные методы: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
Методики исследования: методика В.В. Бойко; методика
«Многомерная шкала восприятия социальной поддержки» Д. Зимета, адаптированная В.М. Ялтонским и Н.А. Сиротой; методика диагностики копинг-механизмов Э. Хайма; методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе СОШ № 1 и СОШ № 2 пгт. Разумное. В нём принимали участие 76 педагогов в возрасте от 23 до 56 лет, из них 70 женщин и 6 мужчин.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов при совершенствовании учебных планов и рабочих программ подготовки педагогов, а также в ходе повышения квалификации педагогов.
В настоящее время проблема изучения стрессовладающего поведения педагогов при осуществлении ими профессиональной деятельности обозначена особенно остро и обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.
Присутствие в профессиональной деятельности педагога большого количества стресс - факторов предъявляет повышенные требования к такой профессионально значимой интегральной характеристике учителя как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском, сохранением и адекватным использованием ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций.
Анализ литературных источников показал, что в представлении о мерах преодоления синдрома выгорания, исследователи сходятся во мнении, что наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, ориентация на осознание и конструктивное использование внутренних и социальных ресурсов, потенциалов личности педагога для самовосстановления и накопления как личностных, так и средовых ресурсов совладания.
Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости и совладания представляют характер и способы преодоления стрессовых ситуаций — стратегии и модели преодолевающего поведения или копинг-стратегии. Непродуктивные копинг - стратегии, включающие использование неадаптивных мыслительных схем, непродуктивных эмоциональных и поведенческих способов реагирования, являются предпосылками к формированию синдрома эмоционального выгорания.
В эмпирической части работы мы определили сформированность фаз эмоционального выгорания среди опрошенных педагогов. Было выявлено следующее: у 5% фаза напряжения находится в стадии формирования; у 42 % опрошенных нами педагогов фаза резистентности только формируется, у 18% - сформирована; фаза истощения находится в стадии формирования у 34% опрошенных педагогов. В целом по методике у 66% не наблюдается признаков начавшегося эмоционального выгорания, тогда как у 34% началось, в основном оно выражено в формирующихся и/или сформированных фазах резистенции и истощения.
Далее мы выявили представленность копинг-стратегий среди опрошенных педагогов. Для проверки этих данных мы провели математическую обработку с целью выявления различий между двумя вышеуказанными группами.
Таким образом, основная гипотеза нашей работы о том, что существует положительная связь между наличием тех или иных копинг- стратегий и степенью эмоционального выгорания педагогов, а именно у педагогов со сформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг-стратегии, тогда как у педагогов с несформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг-стратегии, доказана.
Также были составлены рекомендации педагогам по профилактике синдрома «эмоционального выгорания».
1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. вып. 2, 2004. С. 82-90.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
3. Баранов А.А. Стресс - толерантность педагога: теория и практика. -М.: АСТ; Ижевск: Изд-во УдГУ, 2002.
4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. 124 с.
5. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психол. журн. 1996, т. 17, № 4, с. 64-74
6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. 138 с.
7. Бойко В.В. Энергия эмоций. Взгляд на себя и других. - СПб.: Питер, 2004. 472 с.
8. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. - № 2. - С. 96-103.
9. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. 336 с.
10. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2 - изд. - СПб.: Питер, 2009. 336 с.
11. Вуколов Э. А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STATISTICA и EXCEL. Учебное пособие .-2 - е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2008. 464 с.
12. Ганеева Э.Р. Синдром выгорания на фоне проявления акцентуаций черт характера школьного учителя: автореф. дис.... канд. психол. н. - Казань, 2005. - 20 с.
13. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. Пер. с нем. - СПб.: Речь, 2008. 96 с.
14. Гринберг Дж., Управление стрессом Серия: Мастера психологии Издательство: СПб: Питер; Издание 7-е; 2004. 496 с.
15. Долгова В. И., Шаяхметова В. К., Образцова Е. В.
Психологопедагогическая коррекция эмоционального выгорания
воспитателей ДОУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 222- 231. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56998.htm.
16. Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной
устойчивости молодых специалистов в образовательной среде педагогического вуза. [Электронный ресурс]// Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал.- Декабрь 2013, ART 2113. - СПб., 2013 г. - Режим доступа:
http://www.emissia. org/offline/2013/2113.htm.
17. Домрачева С. А. Изучение эмоционального выгорания педагогов // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 71-75. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95166.htm.
18. Ильин Е.П. Дифференциальная психология . - СПб.:Питер, 2004. 432 с.
19. Ильин. Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.:Питер, 2008. 432 с.
20. Казанская В. Г. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2005. 366 с.
21. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. - 11 - е изд. СПб.: Питер, 2004. 1168с.
22. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. - СПб.: Питер, 2006. 426 с.
23. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2016. - C.442-444.
24. Кризисная психология. Справочник практического психолога / сост. СЛ. Соловьева. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. 288с.
25. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. М., 2006, 167 с.
26. Лапин И.П. Зачем «копинг», когда есть совладание? // Социальная и клиническая психиатрия. 2009, № 2. С. 57 -59.
27. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. С нем. - Киев, 1981. 448 с.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Academia, 2004. 352 с.
29. Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? / Стиль человека: психологический анализ - М.: Смысл, 1998. C. 190 - 204.
30. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. - Л. 1983. 256 с.
31. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16 - 24.
32. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Психосоматика. - М.: Эксмо, 2005. 848 с.
33. Меграбян А. А. Деперсонализация. Ереван: Армянское
государственное издательство. 1962. 283 с.
34. Мерзлякова Д.Р. Влияние профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и успешность учебной деятельности младшего школьника: дисс.... канд. психол. н. Ижевск, 2006. 211 с.
35. Митина Л.М. и др. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2003. 144 с.
36. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития
учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.:
Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.
37. Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 96-100. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95063.htm.
38. Мищенко М.С. особенности исследования синдрома эмоционального выгорания с помощью методики "диагностика уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко// Молодой ученый. - 2015- №4-3(19). - С.105-109.
39. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, т. 1, № 2. С. 23-34.
40. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. 368 с.
41. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behaviour» в системе понятий психологии личности. Психол. журн. 1997, т. 18, № 5, с. 20-30
42. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 465 с.
43. Носкова Е.Г Психология труда : Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений /под ред. Е. А. Климова. - /Издательский центр «Академия», 2004. 384 с.
44. Овчарова Р.В., Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. 203 с.
45. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2005. 246 с.
46. Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания. - // Школьный психолог, 2016, № 16, С. 17-131.
47. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. - М.: ПЕР СЭ. 2005. 328 с.
48. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики cope // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С. 82-118.
49. Реан А.А. Психология адаптации личности/ Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008. 426 с.
50. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1. - С.45-55.
51. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2006. 264 с.
52. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Телесные технологии, 2 - е изд. - СПб.: Питер, 2008. 288 с.
53. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс 1972. 389 с.
54. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 465 с.
55. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7. С. 3-9.
56. Трунов Д.Г. "Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 84-89.
57. Трунов Д.Г. Еще раз о профессиональной деформации // Психологическая газета. - 2004. - № 6. С. 32-34
58. Форманюк Т.В. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 42-56.
59. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. 328 с.
60. Чутко Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С.Чутко, Н.В.Козина. - 2-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2014. - 256 с.
61. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2008. 156 с.