Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Работа №68869

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2018
Стоимость5010 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1. Основные теоретические подходы к исследованию копинг-
стратегий
1.2. Психологические особенности синдрома эмоционального
выгорания
1.3. Копинг-стратегии как фактор эмоционального выгорания
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ
ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Рекомендации педагогам по профилактике синдрома
эмоционального выгорания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение


Актуальность проблемы исследования. В условиях модернизации образования и интенсивного поиска новых технологий в образовательной практике, вопрос о сохранении психологического здоровья школьного учителя становится вопросом чрезвычайной важности.
Среди многих особенностей и трудностей учительской, преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность (В.В. Бойко, А.А. Меграбян, А.А. Реан, М.В. Борисова и др.). Длительное воздействие такой напряженности приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появления чувства
неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. К этим общеизвестным неприятностям может добавится еще одна, на которую обратили внимание сравнительно недавно. Речь идет о синдроме эмоционального выгорания (так называемом «burnout»), впервые введенным психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи [цит. по: 14].
Современное развитие положений зависимости этого синдрома от взаимосвязи особенностей профессиональной деятельности учителя и акцентуации его личностных характеристик, требует дополнительных исследований. Предупреждение и преодоление возможных акцентуаций черт характера педагога в их связи с выгоранием является важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит успешность деятельности педагога, сказывающаяся на психологическом климате педколлектива и психическом здоровье детей.
Н.Е. Водопьянова отмечает взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с копинг-статегиями [10]. Из работ П.Б. Ганнушкина, А.Е. Личко,
Э. Фромма, А. Шострема и др. следует, что копинг-стратегии могут меняться - возрастать или сглаживаться, а также наличие определенных копинг- стратегий как зависит от профессиональной деятельности, так и может влиять на нее.
Вероятность развития симптомов профессионального выгорания среди учителей высока, что приводит к снижению способности профессионала к конструктивному решению профессиональных проблем, тенденции к отказу в ситуациях неудач, чувстве неудовлетворенности результатами своей деятельности. Признаки профессионального выгорания учителей в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья учителей. В связи с вышесказанным, исследование синдрома выгорания в профессии педагога с учетом акцентуаций характера личности, достаточно актуальна.
Проблема исследования - каковы особенности копинг-стратегий педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания?
Целью исследования является решение поставленной проблемы.
Объект исследования - копинг-стратегии педагогов.
Предмет исследования - копинг-стратегии педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования: существует положительная связь между наличием тех или иных копинг-стратегий и степенью эмоционального выгорания педагогов, а именно у педагогов со сформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг стратегии, тогда как у педагогов с несформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг-стратегии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние разработанности проблем копинг- стратегий эмоционального выгорания в педагогической психологии;
2. Изучить основные копинг-стратегии педагогов;
3. Выявить степень представленности синдрома эмоционального выгорания у педагогов;
4. Определить взаимосвязь эмоционального выгорания педагога с копинг-стратегиями;
5. Разработать рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Теоретическая основа исследования: концепция целостного
развития личности (Б.Г. Ананьев); концепции о закономерностях развития субъекта профессионализации (Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг); подходы к изучению синдрома выгорания (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова и др.), концепции Р. Лазаруса, Г. Селье, А.Г. Маклакова, описывающие механизм действия копинг-стратегий личности.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
Методы исследования:
- организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними);
- эмпирические методы: психодиагностические методы;
- методы обработки данных: количественный метод (обработка полученных данных в программе SPSS 17.0) Статистическая обработка данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена, критерия Манна-Уитнина».
- интерпретационные методы: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
Методики исследования: методика В.В. Бойко; методика
«Многомерная шкала восприятия социальной поддержки» Д. Зимета, адаптированная В.М. Ялтонским и Н.А. Сиротой; методика диагностики копинг-механизмов Э. Хайма; методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе СОШ № 1 и СОШ № 2 пгт. Разумное. В нём принимали участие 76 педагогов в возрасте от 23 до 56 лет, из них 70 женщин и 6 мужчин.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов при совершенствовании учебных планов и рабочих программ подготовки педагогов, а также в ходе повышения квалификации педагогов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время проблема изучения стрессовладающего поведения педагогов при осуществлении ими профессиональной деятельности обозначена особенно остро и обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.
Присутствие в профессиональной деятельности педагога большого количества стресс - факторов предъявляет повышенные требования к такой профессионально значимой интегральной характеристике учителя как стрессоустойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском, сохранением и адекватным использованием ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций.
Анализ литературных источников показал, что в представлении о мерах преодоления синдрома выгорания, исследователи сходятся во мнении, что наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения этого состояния, ориентация на осознание и конструктивное использование внутренних и социальных ресурсов, потенциалов личности педагога для самовосстановления и накопления как личностных, так и средовых ресурсов совладания.
Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости и совладания представляют характер и способы преодоления стрессовых ситуаций — стратегии и модели преодолевающего поведения или копинг-стратегии. Непродуктивные копинг - стратегии, включающие использование неадаптивных мыслительных схем, непродуктивных эмоциональных и поведенческих способов реагирования, являются предпосылками к формированию синдрома эмоционального выгорания.
В эмпирической части работы мы определили сформированность фаз эмоционального выгорания среди опрошенных педагогов. Было выявлено следующее: у 5% фаза напряжения находится в стадии формирования; у 42 % опрошенных нами педагогов фаза резистентности только формируется, у 18% - сформирована; фаза истощения находится в стадии формирования у 34% опрошенных педагогов. В целом по методике у 66% не наблюдается признаков начавшегося эмоционального выгорания, тогда как у 34% началось, в основном оно выражено в формирующихся и/или сформированных фазах резистенции и истощения.
Далее мы выявили представленность копинг-стратегий среди опрошенных педагогов. Для проверки этих данных мы провели математическую обработку с целью выявления различий между двумя вышеуказанными группами.
Таким образом, основная гипотеза нашей работы о том, что существует положительная связь между наличием тех или иных копинг- стратегий и степенью эмоционального выгорания педагогов, а именно у педагогов со сформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг-стратегии, тогда как у педагогов с несформированной фазой эмоционального выгорания доминируют неадаптивные копинг-стратегии, доказана.
Также были составлены рекомендации педагогам по профилактике синдрома «эмоционального выгорания».



1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. вып. 2, 2004. С. 82-90.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
3. Баранов А.А. Стресс - толерантность педагога: теория и практика. -М.: АСТ; Ижевск: Изд-во УдГУ, 2002.
4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. 124 с.
5. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психол. журн. 1996, т. 17, № 4, с. 64-74
6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. 138 с.
7. Бойко В.В. Энергия эмоций. Взгляд на себя и других. - СПб.: Питер, 2004. 472 с.
8. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. - № 2. - С. 96-103.
9. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. 336 с.
10. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2 - изд. - СПб.: Питер, 2009. 336 с.
11. Вуколов Э. А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STATISTICA и EXCEL. Учебное пособие .-2 - е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2008. 464 с.
12. Ганеева Э.Р. Синдром выгорания на фоне проявления акцентуаций черт характера школьного учителя: автореф. дис.... канд. психол. н. - Казань, 2005. - 20 с.
13. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. Пер. с нем. - СПб.: Речь, 2008. 96 с.
14. Гринберг Дж., Управление стрессом Серия: Мастера психологии Издательство: СПб: Питер; Издание 7-е; 2004. 496 с.
15. Долгова В. И., Шаяхметова В. К., Образцова Е. В.
Психологопедагогическая коррекция эмоционального выгорания
воспитателей ДОУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 222- 231. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56998.htm.
16. Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной
устойчивости молодых специалистов в образовательной среде педагогического вуза. [Электронный ресурс]// Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал.- Декабрь 2013, ART 2113. - СПб., 2013 г. - Режим доступа:
http://www.emissia. org/offline/2013/2113.htm.
17. Домрачева С. А. Изучение эмоционального выгорания педагогов // Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 71-75. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95166.htm.
18. Ильин Е.П. Дифференциальная психология . - СПб.:Питер, 2004. 432 с.
19. Ильин. Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.:Питер, 2008. 432 с.
20. Казанская В. Г. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2005. 366 с.
21. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. - 11 - е изд. СПб.: Питер, 2004. 1168с.
22. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. - СПб.: Питер, 2006. 426 с.
23. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2016. - C.442-444.
24. Кризисная психология. Справочник практического психолога / сост. СЛ. Соловьева. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. 288с.
25. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. М., 2006, 167 с.
26. Лапин И.П. Зачем «копинг», когда есть совладание? // Социальная и клиническая психиатрия. 2009, № 2. С. 57 -59.
27. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. С нем. - Киев, 1981. 448 с.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Academia, 2004. 352 с.
29. Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? / Стиль человека: психологический анализ - М.: Смысл, 1998. C. 190 - 204.
30. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. - Л. 1983. 256 с.
31. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16 - 24.
32. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Психосоматика. - М.: Эксмо, 2005. 848 с.
33. Меграбян А. А. Деперсонализация. Ереван: Армянское
государственное издательство. 1962. 283 с.
34. Мерзлякова Д.Р. Влияние профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и успешность учебной деятельности младшего школьника: дисс.... канд. психол. н. Ижевск, 2006. 211 с.
35. Митина Л.М. и др. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2003. 144 с.
36. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития
учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.:
Издательский центр «Академия», 2004. 320 с.
37. Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 96-100. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95063.htm.
38. Мищенко М.С. особенности исследования синдрома эмоционального выгорания с помощью методики "диагностика уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко// Молодой ученый. - 2015- №4-3(19). - С.105-109.
39. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, т. 1, № 2. С. 23-34.
40. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. 368 с.
41. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behaviour» в системе понятий психологии личности. Психол. журн. 1997, т. 18, № 5, с. 20-30
42. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 465 с.
43. Носкова Е.Г Психология труда : Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений /под ред. Е. А. Климова. - /Издательский центр «Академия», 2004. 384 с.
44. Овчарова Р.В., Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. 203 с.
45. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2005. 246 с.
46. Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания. - // Школьный психолог, 2016, № 16, С. 17-131.
47. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. - М.: ПЕР СЭ. 2005. 328 с.
48. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики cope // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С. 82-118.
49. Реан А.А. Психология адаптации личности/ Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008. 426 с.
50. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1. - С.45-55.
51. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2006. 264 с.
52. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Телесные технологии, 2 - е изд. - СПб.: Питер, 2008. 288 с.
53. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс 1972. 389 с.
54. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 465 с.
55. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7. С. 3-9.
56. Трунов Д.Г. "Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 84-89.
57. Трунов Д.Г. Еще раз о профессиональной деформации // Психологическая газета. - 2004. - № 6. С. 32-34
58. Форманюк Т.В. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 42-56.
59. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. 328 с.
60. Чутко Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С.Чутко, Н.В.Козина. - 2-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2014. - 256 с.
61. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2008. 156 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ