Выявление организационно-педагогических условий процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе
|
Введение 3
1. Теоретические основы процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе 8
1.1 Теоретические основы процесса индивидуализации внеурочной деятельности 8
1.2 Учёт психолого-педагогических закономерностей младшего школьного
возраста при индивидуализации внеурочной деятельности 18
Выводы по первой главе 26
2. Организационно-педагогические условия процесса индивидуализации
внеурочной деятельности в начальной школе 28
2.1 Характеристика организационно-педагогических условий индивидуализации
внеурочной деятельности в начальной школе 28
2.2 Критерии условий индивидуализации и шкала оценки организационно-
педагогических условий индивидуализации внеурочной деятельности 44
2.3 Опытно-экспериментальная работа по апробации организационно-
педагогических условий индивидуализации внеурочной деятельности 48
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение
1. Теоретические основы процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе 8
1.1 Теоретические основы процесса индивидуализации внеурочной деятельности 8
1.2 Учёт психолого-педагогических закономерностей младшего школьного
возраста при индивидуализации внеурочной деятельности 18
Выводы по первой главе 26
2. Организационно-педагогические условия процесса индивидуализации
внеурочной деятельности в начальной школе 28
2.1 Характеристика организационно-педагогических условий индивидуализации
внеурочной деятельности в начальной школе 28
2.2 Критерии условий индивидуализации и шкала оценки организационно-
педагогических условий индивидуализации внеурочной деятельности 44
2.3 Опытно-экспериментальная работа по апробации организационно-
педагогических условий индивидуализации внеурочной деятельности 48
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение
Актуальность. Адаптивность системы образования к уровню подготовки и особенностям развития обучающихся, к их способностям и интересам выдвигает особые требования к организации образовательной деятельности [33]. Для удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников образовательная организация реализует основную образовательную программу через урочную и внеурочную деятельность. Именно внеурочная деятельность предполагает обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в начальной школе, создание благоприятных условий для развития обучающихся, оптимизацию учебной нагрузки школьников [34].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует учёта индивидуальных возрастных, психических и физиологических особенностей каждого школьника, обеспечения условий для индивидуального развития всех обучающихся [45]. Возникает необходимость в преобразовании внеурочной деятельности, направленном на предоставление ребёнку возможности проявить свою уникальность и индивидуальность, ставить личностно значимые цели и реализовывать собственные идеи, т. е. на индивидуализацию.
Индивидуализация внеурочной деятельности в начальной школе обусловлена психолого-педагогическими закономерностями младших школьников. Согласно возрастной периодизации ведущая деятельность ребёнка младшего школьного возраста - учебная. В процессе погружения ребёнка в учебную деятельность его интересы претерпевают изменения. Наличие множества стихийных познавательных интересов, из которых ребёнок делает выбор, является отличительной особенностью младшего школьного возраста. В специально созданных условиях в процессе индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе познавательный интерес приобретает такие качества как устойчивость и глубину. В связи с этим образовательной организации нужно предоставить обучающимся широкий спектр возможностей, которые вовлекут во внеурочную деятельность каждого школьника и будут способствовать выявлению, упорядочиванию и развитию его познавательных интересов.
Однако организация внеурочной деятельности во многих школах практически не предусматривает свободу выбора. Это связано с отсутствием ориентации на образовательный запрос обучающихся и их родителей (законных представителей), искусственным ограничением вариативности. Такая ситуация обусловлена линейностью расписания, чрезмерной оптимизацией нагрузки педагогов, условиями финансирования. Вследствие этого возникает необходимость в создании организационно -педагогических условий, преодолевающих вышеперечисленные обстоятельства и способствующих становлению субъектности младшего школьника посредством индивидуализации внеурочной деятельности.
Начальная школа обладает благоприятными предпосылками, широкой свободой действий и большими возможностями для создания условий индивидуализации внеурочной деятельности.
К одной из предпосылок относится особый психологический климат. Отношения между педагогическими работниками, обучающимися и родителями носят доверительный характер, что способствует различного рода совместной деятельности. Учитель начальных классов, который преподаёт большую часть предметов и организует воспитательную работу в вверенном ему классе, знает особенности своих обучающихся, их семьи.
Школа имеет потенциальную возможность сотрудничать с организациями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта для расширения образовательного пространства. Улучшилась материально-техническая база начальной школы, что позволяет организовать внеурочную деятельность на современном уровне благодаря активному использованию средств информационных и коммуникационных технологий, высокоскоростной линии доступа к сети Интернет.
Образовательная организация самостоятельно определяет максимальную наполняемость групп в зависимости от формы занятий внеурочной деятельностью (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.). Получают распространение тенденции ухода от постоянных групп обучающихся. Не исключено, что группы могут быть разновозрастными. Вышеперечисленные особенности способствуют реализации процесса индивидуализации внеурочной деятельности в образовательной организации.
Веё это позволило выявить проблему исследования и определить его актуальность.
Научная разработанность проблемы. С конца прошлого века в отечественной и зарубежной педагогической литературе значительное внимание уделялось проблеме внеурочной деятельности. Её рассматривали в своих работах Акимова О.И., Дроздецкая И.А., Хлудеева И.В., Ладошкин Н.А., Даровских И.С., Галакова О.В. и другие. Особенности внеурочной деятельности в начальной школе нашли своё отражение в трудах Литвиновой О.А., Гладковой А.П., Костровой О.Н., Варфоломеевой Е.П., Кочарян Л.Б. и ряда других.
Индивидуализацию рассматривали в своих работах Сариго Н.В., Белоуско Д.В., Бурлакова Т.В., Гладенкова В.П., Морозова Д.А., Голомолзина В.П., Тарасова О.А., Демиденко Н.Г., Попкова Н.В. и другие. Выявлением и описанием условий индивидуализации занимались такие исследователи, как Тёров А.А., Шевчук Л.Е., Жданов А.А., Древницкая Н.Л. Черкас О.М., Королькова Е.В., Белогорцева И.Е., Кошелев В.Ф. и многие другие.
В работах перечисленных выше авторов, так или иначе, рассматривались вопросы индивидуализации и внеурочной деятельности. Однако в этих работах не были выявлены и описаны организационно-педагогические условия индивидуализации внеурочной деятельности с учётом специфики начальной школы.
Таким образом, проблема данного исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью индивидуализации внеурочной деятельности с одной стороны и отсутствием организационно-педагогических условий, разработанных с учётом специфики начальной школы - с другой.
Цель исследования: сформулировать организационно-педагогические условия, необходимые для индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) раскрыть теоретические основы процесса индивидуализации внеурочной деятельности;
2) рассмотреть психолого-педагогические закономерности младшего школьного возраста в процессе индивидуализации внеурочной деятельности;
3) выявить особенности создания организационно -педагогических условий процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе;
4) в ходе опытно-экспериментальной работы апробировать организационно - педагогические условия индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе.
Объект: внеурочная деятельность в начальной школе.
Предмет: организационно-педагогические условия, обеспечивающие
индивидуализацию внеурочной деятельности в начальной школе.
Гипотеза. Индивидуализация внеурочной деятельности будет реализована, если в начальной школе создать следующие организационно-педагогические условия: открытость за счёт привлечения обучающихся и их родителей (законных представителей) к формированию образовательного заказа на программы внеурочной деятельности; избыточность во внеурочной деятельности благодаря взаимодействию образовательной организации с партнёрами; модульное построение рабочих программ внеурочной деятельности; сопровождение построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов внеурочной деятельности обучающихся классным руководителем с тьюторской компетентностью.
Методы. В соответствии с логикой данного исследования, поставленными целями и задачами использовался комплекс взаимодополняющих методов.
Теоретические методы: анализ и синтез научной литературы и нормативно- правовых документов; обобщение опыта инновационных школ по созданию условий индивидуализации внеурочной деятельности в младших классах; конкретизация понятия «индивидуализация внеурочной деятельности».
Эмпирические методы: изучение документации общеобразовательных организаций и опыта их образовательной практики; наблюдение; эксперимент.
В данной работе выявлены и описаны организационно -педагогические условия процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе, определена актуальность индивидуализации для инновационных процессов, происходящих в современной школе.
Также в работе уточняется понятие «организационно-педагогические условия процесса индивидуализации», определяются цель и задачи, описываются предполагаемые результаты индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе. Выявляется и описывается специфика начальной школы в процессе индивидуализации внеурочной деятельности и организационно¬педагогические условия индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует учёта индивидуальных возрастных, психических и физиологических особенностей каждого школьника, обеспечения условий для индивидуального развития всех обучающихся [45]. Возникает необходимость в преобразовании внеурочной деятельности, направленном на предоставление ребёнку возможности проявить свою уникальность и индивидуальность, ставить личностно значимые цели и реализовывать собственные идеи, т. е. на индивидуализацию.
Индивидуализация внеурочной деятельности в начальной школе обусловлена психолого-педагогическими закономерностями младших школьников. Согласно возрастной периодизации ведущая деятельность ребёнка младшего школьного возраста - учебная. В процессе погружения ребёнка в учебную деятельность его интересы претерпевают изменения. Наличие множества стихийных познавательных интересов, из которых ребёнок делает выбор, является отличительной особенностью младшего школьного возраста. В специально созданных условиях в процессе индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе познавательный интерес приобретает такие качества как устойчивость и глубину. В связи с этим образовательной организации нужно предоставить обучающимся широкий спектр возможностей, которые вовлекут во внеурочную деятельность каждого школьника и будут способствовать выявлению, упорядочиванию и развитию его познавательных интересов.
Однако организация внеурочной деятельности во многих школах практически не предусматривает свободу выбора. Это связано с отсутствием ориентации на образовательный запрос обучающихся и их родителей (законных представителей), искусственным ограничением вариативности. Такая ситуация обусловлена линейностью расписания, чрезмерной оптимизацией нагрузки педагогов, условиями финансирования. Вследствие этого возникает необходимость в создании организационно -педагогических условий, преодолевающих вышеперечисленные обстоятельства и способствующих становлению субъектности младшего школьника посредством индивидуализации внеурочной деятельности.
Начальная школа обладает благоприятными предпосылками, широкой свободой действий и большими возможностями для создания условий индивидуализации внеурочной деятельности.
К одной из предпосылок относится особый психологический климат. Отношения между педагогическими работниками, обучающимися и родителями носят доверительный характер, что способствует различного рода совместной деятельности. Учитель начальных классов, который преподаёт большую часть предметов и организует воспитательную работу в вверенном ему классе, знает особенности своих обучающихся, их семьи.
Школа имеет потенциальную возможность сотрудничать с организациями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта для расширения образовательного пространства. Улучшилась материально-техническая база начальной школы, что позволяет организовать внеурочную деятельность на современном уровне благодаря активному использованию средств информационных и коммуникационных технологий, высокоскоростной линии доступа к сети Интернет.
Образовательная организация самостоятельно определяет максимальную наполняемость групп в зависимости от формы занятий внеурочной деятельностью (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.). Получают распространение тенденции ухода от постоянных групп обучающихся. Не исключено, что группы могут быть разновозрастными. Вышеперечисленные особенности способствуют реализации процесса индивидуализации внеурочной деятельности в образовательной организации.
Веё это позволило выявить проблему исследования и определить его актуальность.
Научная разработанность проблемы. С конца прошлого века в отечественной и зарубежной педагогической литературе значительное внимание уделялось проблеме внеурочной деятельности. Её рассматривали в своих работах Акимова О.И., Дроздецкая И.А., Хлудеева И.В., Ладошкин Н.А., Даровских И.С., Галакова О.В. и другие. Особенности внеурочной деятельности в начальной школе нашли своё отражение в трудах Литвиновой О.А., Гладковой А.П., Костровой О.Н., Варфоломеевой Е.П., Кочарян Л.Б. и ряда других.
Индивидуализацию рассматривали в своих работах Сариго Н.В., Белоуско Д.В., Бурлакова Т.В., Гладенкова В.П., Морозова Д.А., Голомолзина В.П., Тарасова О.А., Демиденко Н.Г., Попкова Н.В. и другие. Выявлением и описанием условий индивидуализации занимались такие исследователи, как Тёров А.А., Шевчук Л.Е., Жданов А.А., Древницкая Н.Л. Черкас О.М., Королькова Е.В., Белогорцева И.Е., Кошелев В.Ф. и многие другие.
В работах перечисленных выше авторов, так или иначе, рассматривались вопросы индивидуализации и внеурочной деятельности. Однако в этих работах не были выявлены и описаны организационно-педагогические условия индивидуализации внеурочной деятельности с учётом специфики начальной школы.
Таким образом, проблема данного исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью индивидуализации внеурочной деятельности с одной стороны и отсутствием организационно-педагогических условий, разработанных с учётом специфики начальной школы - с другой.
Цель исследования: сформулировать организационно-педагогические условия, необходимые для индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) раскрыть теоретические основы процесса индивидуализации внеурочной деятельности;
2) рассмотреть психолого-педагогические закономерности младшего школьного возраста в процессе индивидуализации внеурочной деятельности;
3) выявить особенности создания организационно -педагогических условий процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе;
4) в ходе опытно-экспериментальной работы апробировать организационно - педагогические условия индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе.
Объект: внеурочная деятельность в начальной школе.
Предмет: организационно-педагогические условия, обеспечивающие
индивидуализацию внеурочной деятельности в начальной школе.
Гипотеза. Индивидуализация внеурочной деятельности будет реализована, если в начальной школе создать следующие организационно-педагогические условия: открытость за счёт привлечения обучающихся и их родителей (законных представителей) к формированию образовательного заказа на программы внеурочной деятельности; избыточность во внеурочной деятельности благодаря взаимодействию образовательной организации с партнёрами; модульное построение рабочих программ внеурочной деятельности; сопровождение построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов внеурочной деятельности обучающихся классным руководителем с тьюторской компетентностью.
Методы. В соответствии с логикой данного исследования, поставленными целями и задачами использовался комплекс взаимодополняющих методов.
Теоретические методы: анализ и синтез научной литературы и нормативно- правовых документов; обобщение опыта инновационных школ по созданию условий индивидуализации внеурочной деятельности в младших классах; конкретизация понятия «индивидуализация внеурочной деятельности».
Эмпирические методы: изучение документации общеобразовательных организаций и опыта их образовательной практики; наблюдение; эксперимент.
В данной работе выявлены и описаны организационно -педагогические условия процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе, определена актуальность индивидуализации для инновационных процессов, происходящих в современной школе.
Также в работе уточняется понятие «организационно-педагогические условия процесса индивидуализации», определяются цель и задачи, описываются предполагаемые результаты индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе. Выявляется и описывается специфика начальной школы в процессе индивидуализации внеурочной деятельности и организационно¬педагогические условия индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе.
Теоретический анализ проблемы исследования позволяет сделать вывод о том, что системный характер изменений в сфере образования вызывает появление особых требований к условиям внеурочной деятельности в начальной школе. Эти требования касаются необходимости реализации процесса индивидуализации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является оптимальным ресурсом для организации процесса индивидуализации благодаря открытости её образовательного пространства и свободе передвижения внутри этого пространства; доступности внеурочной деятельности; свободе выбора обучающимися направлений, видов и форм деятельности; естественному моделированию во внеурочной деятельности ситуаций успеха и множественному переживания своей успешности школьником; благоприятным условиям для формирования активной субъектно-деятельностной позиции обучающегося.
В качестве рабочего определения для данного исследования мы рассматриваем следующее: индивидуализация внеурочной деятельности в начальной школе - это процесс создания условий, обеспечивающих обучающимся возможность для формирования собственных образовательных целей, следования индивидуальному образовательному маршруту, осмысления своей учебной деятельности во внеурочное время на основе выявления, поддержки и оформления устойчивого познавательного интереса.
Целью индивидуализации внеурочной деятельности является создание условий для обеспечения обучающемуся возможности ставить собственные образовательные цели, следовать индивидуальному образовательному маршруту, осмысленно выполнять учебные действия. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: предоставление школьнику права выбора направлений развития, не противоречащих общечеловеческим ценностям; организация педагогической поддержки ребёнка в поиске личных смыслов в своих учебных действиях; сопровождение формирования и оформления обучающимся заказа на образование.
На процесс индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе будут влиять такие характерные особенности внеурочной деятельности, как её направленность на удовлетворение широкого круга образовательных потребностей обучающихся, практикоориентированность, вариативность содержания и форм внеурочной деятельности, более свободная по сравнению с урочной деятельностью организация, необходимость реализации внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности, разнообразие видов и форм этой деятельности и другие.
Анализ научных подходов и образовательных практик позволил установить, что психолого-педагогическими основаниями процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе являются положения о значимости открытости и ресурсности образовательной среды для процессов индивидуализации; о необходимости предоставления младшему школьнику возможности неоднократного выбора в рамках внеурочной деятельности, а также положения о педагогическом сопровождении процесса выбора обучающегося тьютором или педагогом с тьюторской компетенцией. Индивидуализация внеурочной деятельности в начальной школе способствует повышению учебной мотивации младших школьников, создаёт предпосылки для выявления и развития специальных способностей обучающихся, позволяет сделать познавательные интересы детей более осознанными и устойчивыми.
Материалы исследования позволили выявить теоретические основания организационно-педагогических условий процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе.
Организационно-педагогические условия процесса индивидуализации внеурочной деятельности есть совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, благоприятствующих формированию и развитию личности в учебной деятельности во внеурочное время. В диссертационном исследовании были разработаны и апробированы специальные организационно-педагогические условия,
включающие открытость за счёт привлечения обучающихся и их родителей (законных представителей) к формированию образовательного заказа на программы внеурочной деятельности; избыточность во внеурочной деятельности благодаря взаимодействию образовательной организации с партнёрами; модульное построение рабочих программ внеурочной деятельности; сопровождение построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов внеурочной деятельности обучающихся классным руководителем с тьюторской компетентностью. В ходе апробации, гипотеза диссертационного исследования об организации процесса индивидуализации на основе вышеперечисленных условий подтвердилась.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости создания организационно-педагогических условий для реализации индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе. Внедрение системы организационно-педагогических условий процесса индивидуализации позволяет говорить о расширении возможностей внеурочной деятельности в начальной школе для модернизации Российского образования.
Результаты исследования имеют как теоретическое, так и прикладное значение. Они могут использоваться в работе образовательных организаций, реализующих программы внеурочной деятельности, позволяя повысить их эффективность. Выводы, сделанные в данном исследовании, могут быть полезны администрации образовательных организаций при разработке основной образовательной программы и учебного плана школы, а также при организации инновационной деятельности на ступени начального общего образования.
Проведенное исследование не разрешило все проблемы, связанные с созданием организационно-педагогических условий для реализации процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе. Результаты исследования служат основой для дальнейших теоретических и прикладных исследований.
В качестве рабочего определения для данного исследования мы рассматриваем следующее: индивидуализация внеурочной деятельности в начальной школе - это процесс создания условий, обеспечивающих обучающимся возможность для формирования собственных образовательных целей, следования индивидуальному образовательному маршруту, осмысления своей учебной деятельности во внеурочное время на основе выявления, поддержки и оформления устойчивого познавательного интереса.
Целью индивидуализации внеурочной деятельности является создание условий для обеспечения обучающемуся возможности ставить собственные образовательные цели, следовать индивидуальному образовательному маршруту, осмысленно выполнять учебные действия. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: предоставление школьнику права выбора направлений развития, не противоречащих общечеловеческим ценностям; организация педагогической поддержки ребёнка в поиске личных смыслов в своих учебных действиях; сопровождение формирования и оформления обучающимся заказа на образование.
На процесс индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе будут влиять такие характерные особенности внеурочной деятельности, как её направленность на удовлетворение широкого круга образовательных потребностей обучающихся, практикоориентированность, вариативность содержания и форм внеурочной деятельности, более свободная по сравнению с урочной деятельностью организация, необходимость реализации внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности, разнообразие видов и форм этой деятельности и другие.
Анализ научных подходов и образовательных практик позволил установить, что психолого-педагогическими основаниями процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе являются положения о значимости открытости и ресурсности образовательной среды для процессов индивидуализации; о необходимости предоставления младшему школьнику возможности неоднократного выбора в рамках внеурочной деятельности, а также положения о педагогическом сопровождении процесса выбора обучающегося тьютором или педагогом с тьюторской компетенцией. Индивидуализация внеурочной деятельности в начальной школе способствует повышению учебной мотивации младших школьников, создаёт предпосылки для выявления и развития специальных способностей обучающихся, позволяет сделать познавательные интересы детей более осознанными и устойчивыми.
Материалы исследования позволили выявить теоретические основания организационно-педагогических условий процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе.
Организационно-педагогические условия процесса индивидуализации внеурочной деятельности есть совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, благоприятствующих формированию и развитию личности в учебной деятельности во внеурочное время. В диссертационном исследовании были разработаны и апробированы специальные организационно-педагогические условия,
включающие открытость за счёт привлечения обучающихся и их родителей (законных представителей) к формированию образовательного заказа на программы внеурочной деятельности; избыточность во внеурочной деятельности благодаря взаимодействию образовательной организации с партнёрами; модульное построение рабочих программ внеурочной деятельности; сопровождение построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов внеурочной деятельности обучающихся классным руководителем с тьюторской компетентностью. В ходе апробации, гипотеза диссертационного исследования об организации процесса индивидуализации на основе вышеперечисленных условий подтвердилась.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости создания организационно-педагогических условий для реализации индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе. Внедрение системы организационно-педагогических условий процесса индивидуализации позволяет говорить о расширении возможностей внеурочной деятельности в начальной школе для модернизации Российского образования.
Результаты исследования имеют как теоретическое, так и прикладное значение. Они могут использоваться в работе образовательных организаций, реализующих программы внеурочной деятельности, позволяя повысить их эффективность. Выводы, сделанные в данном исследовании, могут быть полезны администрации образовательных организаций при разработке основной образовательной программы и учебного плана школы, а также при организации инновационной деятельности на ступени начального общего образования.
Проведенное исследование не разрешило все проблемы, связанные с созданием организационно-педагогических условий для реализации процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе. Результаты исследования служат основой для дальнейших теоретических и прикладных исследований.



