ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 8
1.1. Структура и сущность понятия «толерантное отношение» у детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Современное состояние проблемы формирования у старших дошкольников
толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования 13
1.3. Педагогические условия формирования толерантного отношения к детям с
ограниченными возможностями здоровья у старших дошкольников 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ 29
2.1 Диагностика уровня сформированности толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Направления работы по формированию толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста 39
2.3 Динамика сформированности толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 8
1.1. Структура и сущность понятия «толерантное отношение» у детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Современное состояние проблемы формирования у старших дошкольников
толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования 13
1.3. Педагогические условия формирования толерантного отношения к детям с
ограниченными возможностями здоровья у старших дошкольников 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ 29
2.1 Диагностика уровня сформированности толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Направления работы по формированию толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста 39
2.3 Динамика сформированности толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
В последние годы в России развивается процесс инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.12 закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: «В целях реализации права
каждого человека на образование создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (38).
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися, не имеющих психофизических отклонений.
Однако, практика показывает, что дети, имеющие нормальный уровень развития, не готовы принять детей с ОВЗ. В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования толерантного отношения дошкольников к детям с ОВЗ. Дошкольное образование и воспитание является начальным этапом в нравственном развитии ребенка.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются начальные моральные ценности, нормы поведения, формируются представления о важности человеческого достоинства, происходит осознание ценности своей личности и окружающих людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и желание сотрудничества с ними, умение разрешать конфликтные ситуации ненасильственным путем. Кроме того, дошкольник имеет пластичную нервную систему, он активно познает различные знания об окружающем мире, способы его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомится с социальными ролями. Поэтому именно дошкольному образованию и воспитанию должна быть отведена решающая роль в реализации задач формирования толерантного отношения (Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков).
В системе общечеловеческих ценностей толерантное отношение является одной из фундаментальных категорий, обусловливающей гуманизацию отношения человека к миру, сознательное признание им прав и свобод другого вне зависимости от его отличительных характеристик, готовность к диалогу и сотрудничеству в различных ситуациях взаимодействия..
Потребность общества в личности, уважительно относящейся к мнениям, взглядам, поведению других людей ставит перед современным образованием задачу глубокого изучения и обобщения научно-педагогических и методических исследований по проблеме формирования толерантного отношения подрастающего поколения (21).
Проблема формирования толерантного отношения не является новой. Среди ученых, внесших вклад в изучение проблем толерантного отношения в России, - А.Г. Асмолов, изучавший подходы к определению понятия «толерантное отношение», В.Л. Лекторский, выделявший различные критерии толерантного отношения как этического феномена, В.В. Шалин,
рассматривавший место толерантного отношения в системе либеральных ценностей.
За рубежом проблемами толерантного отношения занимаются П. Николсон, рассматривавший толерантное отношение как моральный идеал, М. Уолцер, предложивший выделять различные степени проявления толерантного отношения личности.
С одной стороны, многие исследования, направленные на изучение проблемы формирования толерантного отношения связаны с разработкой содержания, средств, методов и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс развития толерантного отношения у старших дошкольников еще не получил должного научного обоснования.
Анализ литературы показывает, что проблемами формирования толерантного отношения занимались многие ученые. Оно рассматривается как способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется потребностью общества в выпускнике дошкольной образовательной организации, способного проявлять толерантное отношение к другим детям.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений существуют затруднения в вопросах организации процесса формирования толерантного отношения у старших дошкольников: отсутствие диагностических материалов, определенных психолого-педагогических условий решения данной проблемы.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса, можно выделить следующие противоречия: между необходимостью выполнения
государственного образовательного стандарта по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ и неготовностью участников образовательного процесса; между многочисленными исследованиями проблемы формирования толерантного отношения и недостатком педагогических технологий обеспечивающих формирование толерантного отношения у дошкольников к сверстникам с ОВЗ.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ. Решение этой проблемы составляет цель исследования
Объект исследования: процесс формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования у
старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ может быть существенно повышена, если будет:
1) обогащение представлений о правилах поведения и способах общения и взаимодействия со сверстниками с ОВЗ, оказания им помощи и поддержки;
2) стимулирование толерантного поведения, появления способов помощи и поддержки сверстникам с ОВЗ;
3) выработка устойчивых положительных оценок по отношению к окружающим, независимо от особенностей психофизического развития (обсуждение проблемных ситуаций, специально созданных или полученных в ходе культурных практик, личный пример).
Для достижения поставленной цели исследования, необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить структуру и сущность понятия «толерантное отношение» у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
3. Охарактеризовать современное состояние проблемы формирования толерантного отношения у старших дошкольников в условиях дошкольного образования.
4. Определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ.
В работе используется следующий комплекс методов, направленных на решение поставленных задач: анализ научной литературы по проблеме исследования; методы сбора эмпирических данных: опросник «Изучение толерантного отношения детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ; проективная методика «Я и мой друг в детском саду»; Тест «Незаконченные истории»; метод проблемных ситуаций; качественный и количественный анализ полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь - октябрь 2016г.) - анализ научных публикаций по теме исследования, отработка понятий аппарата исследования, определение методов исследования.
Второй этап (октябрь 2016г. - январь 2017г.) - опытно практический.
Проведение констатирующего этапа эксперимента (октябрь 2016г.). Проведение формирующего этапа эксперимента (октябрь 2016г. - апрель 2017г.). Проведение контрольного эксперимента (май 2017г.).
Третий этап - (май 2017г.) количественный и качественный анализ, практическая значимость результатов исследования; оформление выпускной работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 60 г. Белгорода. Количество детей составляло - 20 человек.
каждого человека на образование создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (38).
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися, не имеющих психофизических отклонений.
Однако, практика показывает, что дети, имеющие нормальный уровень развития, не готовы принять детей с ОВЗ. В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования толерантного отношения дошкольников к детям с ОВЗ. Дошкольное образование и воспитание является начальным этапом в нравственном развитии ребенка.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются начальные моральные ценности, нормы поведения, формируются представления о важности человеческого достоинства, происходит осознание ценности своей личности и окружающих людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и желание сотрудничества с ними, умение разрешать конфликтные ситуации ненасильственным путем. Кроме того, дошкольник имеет пластичную нервную систему, он активно познает различные знания об окружающем мире, способы его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомится с социальными ролями. Поэтому именно дошкольному образованию и воспитанию должна быть отведена решающая роль в реализации задач формирования толерантного отношения (Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков).
В системе общечеловеческих ценностей толерантное отношение является одной из фундаментальных категорий, обусловливающей гуманизацию отношения человека к миру, сознательное признание им прав и свобод другого вне зависимости от его отличительных характеристик, готовность к диалогу и сотрудничеству в различных ситуациях взаимодействия..
Потребность общества в личности, уважительно относящейся к мнениям, взглядам, поведению других людей ставит перед современным образованием задачу глубокого изучения и обобщения научно-педагогических и методических исследований по проблеме формирования толерантного отношения подрастающего поколения (21).
Проблема формирования толерантного отношения не является новой. Среди ученых, внесших вклад в изучение проблем толерантного отношения в России, - А.Г. Асмолов, изучавший подходы к определению понятия «толерантное отношение», В.Л. Лекторский, выделявший различные критерии толерантного отношения как этического феномена, В.В. Шалин,
рассматривавший место толерантного отношения в системе либеральных ценностей.
За рубежом проблемами толерантного отношения занимаются П. Николсон, рассматривавший толерантное отношение как моральный идеал, М. Уолцер, предложивший выделять различные степени проявления толерантного отношения личности.
С одной стороны, многие исследования, направленные на изучение проблемы формирования толерантного отношения связаны с разработкой содержания, средств, методов и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс развития толерантного отношения у старших дошкольников еще не получил должного научного обоснования.
Анализ литературы показывает, что проблемами формирования толерантного отношения занимались многие ученые. Оно рассматривается как способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется потребностью общества в выпускнике дошкольной образовательной организации, способного проявлять толерантное отношение к другим детям.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений существуют затруднения в вопросах организации процесса формирования толерантного отношения у старших дошкольников: отсутствие диагностических материалов, определенных психолого-педагогических условий решения данной проблемы.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса, можно выделить следующие противоречия: между необходимостью выполнения
государственного образовательного стандарта по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ и неготовностью участников образовательного процесса; между многочисленными исследованиями проблемы формирования толерантного отношения и недостатком педагогических технологий обеспечивающих формирование толерантного отношения у дошкольников к сверстникам с ОВЗ.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ. Решение этой проблемы составляет цель исследования
Объект исследования: процесс формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования у
старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ может быть существенно повышена, если будет:
1) обогащение представлений о правилах поведения и способах общения и взаимодействия со сверстниками с ОВЗ, оказания им помощи и поддержки;
2) стимулирование толерантного поведения, появления способов помощи и поддержки сверстникам с ОВЗ;
3) выработка устойчивых положительных оценок по отношению к окружающим, независимо от особенностей психофизического развития (обсуждение проблемных ситуаций, специально созданных или полученных в ходе культурных практик, личный пример).
Для достижения поставленной цели исследования, необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить структуру и сущность понятия «толерантное отношение» у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
3. Охарактеризовать современное состояние проблемы формирования толерантного отношения у старших дошкольников в условиях дошкольного образования.
4. Определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ.
В работе используется следующий комплекс методов, направленных на решение поставленных задач: анализ научной литературы по проблеме исследования; методы сбора эмпирических данных: опросник «Изучение толерантного отношения детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ; проективная методика «Я и мой друг в детском саду»; Тест «Незаконченные истории»; метод проблемных ситуаций; качественный и количественный анализ полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь - октябрь 2016г.) - анализ научных публикаций по теме исследования, отработка понятий аппарата исследования, определение методов исследования.
Второй этап (октябрь 2016г. - январь 2017г.) - опытно практический.
Проведение констатирующего этапа эксперимента (октябрь 2016г.). Проведение формирующего этапа эксперимента (октябрь 2016г. - апрель 2017г.). Проведение контрольного эксперимента (май 2017г.).
Третий этап - (май 2017г.) количественный и качественный анализ, практическая значимость результатов исследования; оформление выпускной работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 60 г. Белгорода. Количество детей составляло - 20 человек.
1. В ходе исследования было установлено, что проблема формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ является актуальной. Дети, имеющие нормальный уровень развития, не готовы принять детей с ОВЗ, существует проблема негативного отношения к таким детям. В практике работы дошкольных организаций существуют затруднения в вопросах организации процесса формирования толерантного отношения у старших дошкольников. Поэтому целью исследования было - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить понятие «толерантное отношение», которое мы рассматриваем как проявление позитивной оценки и принятие другого человека, отсутствие предубежденности в оценке внутренних особенностей, возможностей и поведения детей с разным уровнем психофизического развития, умение устанавливать доброжелательные отношения и сотрудничество в разных видах деятельности.
3. В рамках констатирующего эксперимента были определены критерии и показатели сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ, определены соответствующие диагностические методики, которые позволили выявить уровень сформированности толерантного отношения к детям с ОВЗ. В результате была выявлена проблема: низкий уровень сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ.
4. Определены и экспериментально проверены следующие психолого-педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ: осуществление поэтапно организованной работы по формированию у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ (первый этап - информационно-познавательный, второй этап - эмоционально-оценочный, третий этап - поведенческий).
5. Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность заявленных психолого-педагогических условий и положительную динамику в формировании у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ. Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность выдвинутых на защиту положений.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ.
2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить понятие «толерантное отношение», которое мы рассматриваем как проявление позитивной оценки и принятие другого человека, отсутствие предубежденности в оценке внутренних особенностей, возможностей и поведения детей с разным уровнем психофизического развития, умение устанавливать доброжелательные отношения и сотрудничество в разных видах деятельности.
3. В рамках констатирующего эксперимента были определены критерии и показатели сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ, определены соответствующие диагностические методики, которые позволили выявить уровень сформированности толерантного отношения к детям с ОВЗ. В результате была выявлена проблема: низкий уровень сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ.
4. Определены и экспериментально проверены следующие психолого-педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ: осуществление поэтапно организованной работы по формированию у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ (первый этап - информационно-познавательный, второй этап - эмоционально-оценочный, третий этап - поведенческий).
5. Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность заявленных психолого-педагогических условий и положительную динамику в формировании у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ. Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность выдвинутых на защиту положений.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами сюжетно-ролевой игры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Профессиональная деятельность педагога по формированию
толерантности у обучающихся младших классов в условиях
инклюзивной развивающей среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКОТЕКИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



