Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №68848

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
610
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 8
1.1. Структура и сущность понятия «толерантное отношение» у детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Современное состояние проблемы формирования у старших дошкольников
толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования 13
1.3. Педагогические условия формирования толерантного отношения к детям с
ограниченными возможностями здоровья у старших дошкольников 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ С ОРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ 29
2.1 Диагностика уровня сформированности толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Направления работы по формированию толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста 39
2.3 Динамика сформированности толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ

В последние годы в России развивается процесс инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.12 закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: «В целях реализации права
каждого человека на образование создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (38).
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися, не имеющих психофизических отклонений.
Однако, практика показывает, что дети, имеющие нормальный уровень развития, не готовы принять детей с ОВЗ. В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования толерантного отношения дошкольников к детям с ОВЗ. Дошкольное образование и воспитание является начальным этапом в нравственном развитии ребенка.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются начальные моральные ценности, нормы поведения, формируются представления о важности человеческого достоинства, происходит осознание ценности своей личности и окружающих людей, воспитывается уважение к ним, чувство солидарности и желание сотрудничества с ними, умение разрешать конфликтные ситуации ненасильственным путем. Кроме того, дошкольник имеет пластичную нервную систему, он активно познает различные знания об окружающем мире, способы его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомится с социальными ролями. Поэтому именно дошкольному образованию и воспитанию должна быть отведена решающая роль в реализации задач формирования толерантного отношения (Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков).
В системе общечеловеческих ценностей толерантное отношение является одной из фундаментальных категорий, обусловливающей гуманизацию отношения человека к миру, сознательное признание им прав и свобод другого вне зависимости от его отличительных характеристик, готовность к диалогу и сотрудничеству в различных ситуациях взаимодействия..
Потребность общества в личности, уважительно относящейся к мнениям, взглядам, поведению других людей ставит перед современным образованием задачу глубокого изучения и обобщения научно-педагогических и методических исследований по проблеме формирования толерантного отношения подрастающего поколения (21).
Проблема формирования толерантного отношения не является новой. Среди ученых, внесших вклад в изучение проблем толерантного отношения в России, - А.Г. Асмолов, изучавший подходы к определению понятия «толерантное отношение», В.Л. Лекторский, выделявший различные критерии толерантного отношения как этического феномена, В.В. Шалин,
рассматривавший место толерантного отношения в системе либеральных ценностей.
За рубежом проблемами толерантного отношения занимаются П. Николсон, рассматривавший толерантное отношение как моральный идеал, М. Уолцер, предложивший выделять различные степени проявления толерантного отношения личности.
С одной стороны, многие исследования, направленные на изучение проблемы формирования толерантного отношения связаны с разработкой содержания, средств, методов и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс развития толерантного отношения у старших дошкольников еще не получил должного научного обоснования.
Анализ литературы показывает, что проблемами формирования толерантного отношения занимались многие ученые. Оно рассматривается как способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется потребностью общества в выпускнике дошкольной образовательной организации, способного проявлять толерантное отношение к другим детям.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений существуют затруднения в вопросах организации процесса формирования толерантного отношения у старших дошкольников: отсутствие диагностических материалов, определенных психолого-педагогических условий решения данной проблемы.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса, можно выделить следующие противоречия: между необходимостью выполнения
государственного образовательного стандарта по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ и неготовностью участников образовательного процесса; между многочисленными исследованиями проблемы формирования толерантного отношения и недостатком педагогических технологий обеспечивающих формирование толерантного отношения у дошкольников к сверстникам с ОВЗ.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ. Решение этой проблемы составляет цель исследования
Объект исследования: процесс формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования у
старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ может быть существенно повышена, если будет:
1) обогащение представлений о правилах поведения и способах общения и взаимодействия со сверстниками с ОВЗ, оказания им помощи и поддержки;
2) стимулирование толерантного поведения, появления способов помощи и поддержки сверстникам с ОВЗ;
3) выработка устойчивых положительных оценок по отношению к окружающим, независимо от особенностей психофизического развития (обсуждение проблемных ситуаций, специально созданных или полученных в ходе культурных практик, личный пример).
Для достижения поставленной цели исследования, необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить структуру и сущность понятия «толерантное отношение» у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
3. Охарактеризовать современное состояние проблемы формирования толерантного отношения у старших дошкольников в условиях дошкольного образования.
4. Определить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ.
В работе используется следующий комплекс методов, направленных на решение поставленных задач: анализ научной литературы по проблеме исследования; методы сбора эмпирических данных: опросник «Изучение толерантного отношения детей старшего дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ; проективная методика «Я и мой друг в детском саду»; Тест «Незаконченные истории»; метод проблемных ситуаций; качественный и количественный анализ полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь - октябрь 2016г.) - анализ научных публикаций по теме исследования, отработка понятий аппарата исследования, определение методов исследования.
Второй этап (октябрь 2016г. - январь 2017г.) - опытно практический.
Проведение констатирующего этапа эксперимента (октябрь 2016г.). Проведение формирующего этапа эксперимента (октябрь 2016г. - апрель 2017г.). Проведение контрольного эксперимента (май 2017г.).
Третий этап - (май 2017г.) количественный и качественный анализ, практическая значимость результатов исследования; оформление выпускной работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 60 г. Белгорода. Количество детей составляло - 20 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В ходе исследования было установлено, что проблема формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ является актуальной. Дети, имеющие нормальный уровень развития, не готовы принять детей с ОВЗ, существует проблема негативного отношения к таким детям. В практике работы дошкольных организаций существуют затруднения в вопросах организации процесса формирования толерантного отношения у старших дошкольников. Поэтому целью исследования было - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ.
2. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам уточнить понятие «толерантное отношение», которое мы рассматриваем как проявление позитивной оценки и принятие другого человека, отсутствие предубежденности в оценке внутренних особенностей, возможностей и поведения детей с разным уровнем психофизического развития, умение устанавливать доброжелательные отношения и сотрудничество в разных видах деятельности.
3. В рамках констатирующего эксперимента были определены критерии и показатели сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ, определены соответствующие диагностические методики, которые позволили выявить уровень сформированности толерантного отношения к детям с ОВЗ. В результате была выявлена проблема: низкий уровень сформированности у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ.
4. Определены и экспериментально проверены следующие психолого-педагогические условия формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ: осуществление поэтапно организованной работы по формированию у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ (первый этап - информационно-познавательный, второй этап - эмоционально-оценочный, третий этап - поведенческий).
5. Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность заявленных психолого-педагогических условий и положительную динамику в формировании у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ. Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность выдвинутых на защиту положений.
Проведенное нами исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы формирования у старших дошкольников толерантного отношения к детям с ОВЗ.



1. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа [Текст] / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. - М. : Смысл, 1998. - 246 с.
2. Ашиков, В.И. «Азбука мира»: программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей ст. дошк. возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. - С. 28-33.
3. Байбаков, А.М. Введение в педагогику толерантности: учеб. - метод. пос. для педагогов и студентов [Текст] / А.М. Байбаков. - Волгоград : Изд - во ВГИПК РО, 2002. - 12 с.
4. Бахтин, М.М. К философии поступка [Текст] / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. - М.: Наука, 1986. - 60с.
5. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / И.М. Бгажнокова. - М.: Педагогика, 2007. - 247 с.
6. Бондырева, С.К. Формирование межэтнической толерантности в подростковом возрасте [Текст] / С.К. Бондырева // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. 2-е изд., стереотип. - М.: Изд-во Моск. Психолого - социального ин - та, 2002. - С. 33-52.
7. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.О. Галицких. - М.: Академический проект, 2004. - 240 с.
8. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3 [Текст] / В.И. Даль. - М.: Рус. Яз., 1998. - 556 с.
9. Декларация принципов толерантности [Текст]: офиц. текст. - Париж: Грааль, 1995. - 12 с.
10. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст] / Т.В. Егорова. - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
11. Зайцев, Д.В. Основы коррекционной педагогики: учебно-методическое
пособие [Текст] / Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева. - Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г.
Чернышевского, 1999. - 110 с.
12. Ильинская, Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности [Текст] / Е.А. Ильинская // Рецензируемый научный журнал «Известия Российского Государственного Педагогического Университета имени А.И. Герцена». - 2009. - № 102. - С. 187 - 190.
13. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции [Текст] / Д.Н. Исаев. - СПб. : Издательство НИМИ, 2003. - 186 с.
14. Капустина, Н.Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография [Текст] / Н.Г. Капустина. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2008. - 86 с.
15. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования [Текст] / Е.Ю. Клепцова. - М.: Академический проект, 2004. - 176 с.
16. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении [Текст] / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 3-12.
17. Конышева, Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры драматизации [Текст] / Е.А. Конышева // Вестник Пермского государственного гуманитарно - педагогического университета. - 2013. - №2. - С. 65-69.
18. Кузнецова, Ю.В. Психологические факторы развития толерантности в юношеском возрасте [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук : защищена 2006 / Ю.В. Кузнецова. - Астрахань, 2006. - 152 с.
19. Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме [Текст] / В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11.
20. Лопухова, Ю.В. Толерантность в контексте глобализации [Текст] / Ю.В. Лопухова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11.
21. Мириманова, М.С. Толерантность как система воспитания [Текст] / М.С. Мириманова // Развитие личности. - 2002. - № 2. - 154 с.
22. Можейкина, Л.Б. Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: защищена 30.10.2007 / Л.Б. Можейкина. - Иркутск: ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», 2006. - 24 с.
23. Надель-Червинская, М.А. Большой толковый словарь иностранных слов. Т. 3 [Текст] / М.А. Надель - Червинская, П.П. Червинский. - Ростов - на - Дону: Феникс, 1995. - 195 с.
24. Непочатых, Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : защищена 25.12.2004 / Е.П. Непочатых. - Курск, 2004. - 184 с.
25. Овсянникова, О.А. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед.наук : защищена 2003 / О.А. Овсянникова.- Екатеринбург, 2003. - 28с.
26. Петрицкий, В.А. Толерантность - универсальный этический принцип [Текст] / В.А. Петрицкий // Известия СП лесотехнической академии. - СПб. - 1993. - С. 80-85.
27. Писаревская, М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования [Текст] / М.А. Писаревская. - Краснодар : Краснодарский ЦНТИ, 2013. - 132 с.
28. Политическая энциклопедия [Текст]. - М.: Мысль, 1997. - 496 с.
29. Ребер, А.С. Большой толковый психологический словарь [Текст] / А.С. Ребер. - М.: Вече, АСТ, 2000. - 559 с.
30. Рожков, М.И. Воспитание толерантности у родителей и детей как задача психологического консультирования [Текст] / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 3. - С. 65-72.
31. Сиротюк, А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика [Текст] / А.С. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
32. Словарь иностранных слов и выражений [Текст]. - М.: Мысль, 1998. - 605 с.
33. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
34. Спицына, О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.А. Спицына. - Казань, 2006. - 28 с.
35. Степанов, П.В. Толерантный человек: как его воспитать? [Текст] / П.В. Степанов // Народное образование. - 2001. - № 6. - С. 152-156.
36. Толковый словарь русского языка: в 4 т. [Текст] / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Рус. словари, 1994. - 598 с.
37. Уэйн, К. Образование и толерантность [Текст] / К. Уэйн // Высшее образование в Европе. - 1997. - № 2. - С. 14- 28.
38. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : офиц. текст. - М.: Кремль, 2012.
39. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Просвещение, 1997. - 574 с.
40. Хеффе, О. Плюрализм и толерантность: к легитимации в современном мире [Текст] / О. Хеффе // Философские науки. - 1991. - № 12. - С. 16-28.
41. Чекина, Л.Ф. Психолого-педагогическая диагностика нравственного развития детей и подростков: учебное пособие [Текст] / Л.Ф. Чекина. - Тольятти : Кассандра, 2013. - 170 с.
42. Ефимова, Д.В. Воспитание межнациональной толерантности в семье и вузе [Электронный ресурс] / Д.В Ефимова // Сборники конференций ниц социосфера. - 2014.№34. URL:https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2F CyberLeninka.ru%2article%2F n%
2Fvospitaniemezhnatsionalnoytolerantnostivsemieivuze.pdf&name=vospitanie- mezhnatsionalnoy-tolerantnosti-vsemieivuze.pdf&lang =ru&c=575c400d2dbb (Дата обращения: 20.10.2014).
43. Шабалина, А.А. Формирование у старших дошкольников терпимого,
толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / А.А Шабалина // Социальная сеть работников образования, 2013. - URL: http: 2013/05/17/ formirovanie-u-starshikh-
doshkolnikov-terpimogo-otnosheniya-k. (Дата обращения: 11.10.2014).
44. Энциклопедия кругосвет: универсальная научно-популярная онлайн- энциклопедия [Электронный ресурс] : [web-сайт] ; ред. А.В. Добровольский, 19972016.URL: http://www. krugosvet. ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLER
ANTNOST.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ