ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 8
КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ
1.1. Креативность в младшем школьном возрасте в отечественных и 8
зарубежных исследованиях
1.2. Образовательная среда начальной школы: основные 17
характеристики, типы, развивающие возможности
1.3. Влияние различных образовательных сред на развитие 23
креативности младших школьников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ 32
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 34
2.3. Рекомендации учителям начальных классов по развитию 47
креативности младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Творческая активность человека обуславливает не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. По мнению Е.П. Ильина, «креативность - это способность к творчеству, к преобразованию информации при отказе от стереотипных способов мышления» [42, с. 109]. Такая способность не только полезна, но и необходима на работе, и в жизни каждому из нас. Сейчас как раз то время, когда общество осознало это, и стремится развивать в человеке творческую активность. Современные руководители, работодатели, педагоги независимо от рода деятельности, требуют от своих коллег, сотрудников, учеников творческого подхода, находчивости, разносторонности, оригинального новаторства, иными словами креативности. Именно поэтому, для успешной жизни в современном мире крайне важно быть креативным человеком, склонным к нестандартным способам решения задач, нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.
Осмыслением темы креативности занимались многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные: Д.Б. Богоявленская, В.Ф. Вишнякова, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.
В силу своей значимости проблема развития творчества изучались представителями различных направлений науки в следующих областях и направлениях: философские и методологические проблемы творчества
(Бердяев Н.А., Гершунский Б.С., Спиркин А.Г. и др.); творчество как высшую форму человеческой активности, выделяя необходимые признаки, проявляющиеся в творчестве, рассматривала К.А. Абульханова; творчество как получение нового результата анализируют психологи Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.К. Кулюткин, Я.А. Пономарев С.Л. Рубинштейн и др.; творчество как подход, согласно которому в творческом процессе находит наиболее полное выражение диалектическое противоречие между продуктивными и репродуктивными составляющими, понимая сущность творчества в возможности отказаться от стереотипного способа действия изучали Н.Е. Веракса, В.Т. Кудрявцев; анализом детского творчества занимались такие отечественные ученые, как Г.В. Лабунская, И.Я. Лернер, П.М. Теплова и др. В работах B.C. Шубинского намечены этапы творчества, выделены звенья творческого процесса [38].
Исследования психологов и педагогов показывают, что формирование творчества личности необходимо начинать как можно раньше (с 3 - 5 лет). Причем, творческую личность способен воспитать только творческий педагог. Поэтому в начальной школе следует целенаправленно формировать творческую образовательную среду, поскольку она, несомненно, оказывает влияние на развитие учеников.
Отечественные исследователи В.В. Давыдов, В.И. Панов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин, разрабатывающие проблему образовательной среды, вводят самые разные критерии её описания. В работах целого ряда отечественных авторов образовательная среда проанализирована с точки зрения ее структуры, функций, типологии, уровней, комплексных психологических характеристик, диагностики и экспертизы (Матюхина М.В., Панов В.И., Слободчиков В.И., Тарасов С.В., Улановская И.М., Ясвин В.А. и другие). В качестве интегральной результативной характеристики эффективности образовательной среды выделяют личностное развитие ее субъектов.
Таким образом, исследователями признаётся тот факт, что образовательная среда оказывает влияние на личностное развитие ребёнка, обуславливает формирование многих личностных характеристик. Однако до настоящего времени по-прежнему остаётся открытым вопрос, как влияет образовательная среда начальной школы на развитие креативности младших школьников? Отсюда возникает проблема исследования: каковы особенности проявления креативности младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах?
Цель исследования: изучение особенностей креативности младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах начальной школы.
Объект исследования: креативность младших школьников.
Предмет исследования: сравнительный анализ креативности младших школьников в карьерной и творческой образовательных средах.
Гипотеза исследования:
Существуют особенности креативности младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах начальной школы. В творческой образовательной среде при преобладании свободы и активности уровень вербальной и невербальной креативности будет выше, в карьерной - за счет ограничения свободы учащихся, эти показатели будут ниже.
Достижение цели исследования предполагает решение ряда задач:
1. Изучить креативность в младшем школьном возрасте в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Рассмотреть образовательные среды начальной школы: основные характеристики, типы, развивающие возможности
3. Изучить особенности влияния разных образовательных сред на развитие креативности младших школьников.
4. Исследовать особенности креативности младших школьников в карьерной и творческой образовательных средах начальной школы.
5. Провести сравнительный анализ показателей креативности младших школьников в карьерной и творческой образовательных средах начальной школы.
6. Составить рекомендации по развитию креативности младших школьников в образовательной среде начальной школы.
Теоретической основой исследования послужили работы,
исследующие образовательную среду, В.В. Давыдова, В.И. Панова, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина и др., а также авторов, изучающих творчество и креативные способности, таких как А. Адлер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.К. Кулюткин, С.Л. Рубинштейн, П. Торранс и др.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
- организационный метод: сравнительный метод;
- эмпирические методы: опрос, тестирование;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (коэффициент корреляции r-критерий Спирмена и U- критерий Крускала-Уоллиса) на основе пакета статистических программ «SPSS 17.0»);
- метод интерпретации: структурный метод.
Методики исследования:
1. Методика экспертизы образовательной среды (В.А. Ясвин).
2. Методика диагностики невербальной креативности (П. Торранс).
3. Тест вербальной креативности (Дж. Гилфорд, модифицированный Е. Туник).
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода и МОУ «Краснооктябрьская СОШ им. А. Ф. Пономарева», Белгородской обл. с учениками 3 и 4 классов.
В исследовании приняло участие 165 человек: 80 учащихся в возрасте 10-11 лет, 71 родитель, 12 учителей и 2 психолога.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе психологами в учебном процессе для разработки содержания коррекционно-развивающих занятий, а также составленные рекомендации помогут специалистам при дальнейшей работе с младшими школьниками.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были апробированы на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии», состоявшейся в рамках Недели науки НИУ «БелГУ» - 2018, а также внедрены в деятельность МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода и МОУ «Краснооктябрьская СОШ им. А. Ф. Пономарева», Белгородской обл.
Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо быть незаурядным человеком, привносить новое в свою деятельность, быть незаменимым. А для этого деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой задачу социализации ребенка, мотивируя его на достижение успеха посредством креативных решений различного рода задач.
Изучением креативности занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: Д.Б. Богоявленская, В.Ф. Вишнякова, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, П. Торранс, З. Фрейд и др.
Вслед за П. Торрансом, мы определяем креативность как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.: фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения.
В данной работе нами была поставлена цель - изучить особенности креативности младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах начальной школы.
В первой части исследования нами был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. Мы рассмотрели понятие креативности в младшем школьном возрасте в современных исследованиях, описали образовательную среду начальной школы: основные
характеристики, типы, развивающие возможности, охарактеризовали учебную деятельность младших школьников, а также влияние различных образовательных сред на развитие креативности младших школьников .
Во второй части исследования, целью которой являлась проверка ранее выдвинутой нами гипотезы о том, что существуют особенности креативности младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах начальной школы. В творческой образовательной среде при преобладании свободы и активности уровень вербальной и невербальной креативности будет выше, в карьерной - за счет ограничения свободы учащихся, эти показатели будут ниже. Нами были получены результаты и сделаны следующие выводы:
1. В карьерной образовательной среде учащиеся оценивают такой критерий образовательной среды как активность, ценят зависимость. Это обусловлено тем, что характерной особенностью данной образовательной среды является воспитание активной, инициативной, но зависимой личности. Стимулируется творчество ребенка, однако приоритет отдается общественным интересам.
В творческой образовательной среде учащиеся оценивают такой критерий образовательной среды как активность и свободу. В творческой среде ценятся активность и творчество ребенка, преобладает свобода, приоритет отдается личным интересам ребенка.
2. Был определены характеристики уровня креативности младших школьников в разных образовательных средах. Школьники, обучающиеся в творческой образовательной среде, показали более высокие показатели креативности. Школьники, обучающиеся в карьерной образовательной среде, имеют более низкие показатели креативности.
3. Были выявлены статистически значимые различия в характеристиках уровня креативности младших школьников, обучающихся в условиях карьерной и творческой образовательных сред. Так, младшие школьники из творческой образовательной среды, имеют более высокие баллы в сравнении с респондентами из карьерной образовательной среды по показателям креативности.
Таким образом, наша гипотеза, что существуют особенности креативности младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах начальной школы, подтвердилась. В творческой образовательной среде при преобладании свободы и активности уровень вербальной и невербальной креативности будет выше, в карьерной - за счет ограничения свободы учащихся, эти показатели будут ниже. Цель исследования была достигнута и поставленные задачи выполнены.
Полученные в ходе исследования результаты и предложенные рекомендации могут использоваться психологами, учителями в дальнейшей работе школы в психолого-педагогической деятельности.
В дальнейших исследованиях, изучая данную проблему, мы считаем необходимым более глубокое и детальное изучение креативности личности и ее взаимосвязи с личностными характеристиками и условиями окружающей среды, учебной деятельностью, в которых происходит процесс формирования и развития креативности; исследование факторов, которые будут способствовать актуализации креативности на разных этапах развития личности. Особенное внимание будет уделено анализу путей и способов выявления креативности, на ранних этапах развития личности, которые открывают большие возможности для ее формирования и развития.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов. - 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 480 с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - 811 с.
3. Алексеева Е.Ю. Создание творческой образовательной среды как условие формирования готовности студентов к развитию творческого потенциала школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6.
4. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 2013. - 559 с.
5. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. - М.: Педагогика, 2011. - 364 с.
6. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития
личности / Под ред. Анцыферовой Л.И. - М.: Просвещение, 2011. - 361 с.
7. Аракчеева З. В., Привалова Т.В., Маслова А.А. Типы
развивающего обучения // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 297-298.
8. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 2014. - 264 с.
9. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
10. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.
11. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2002. - С. 26-35.
12. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2005. - С. 57-65.
13. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2011. - 416 с.
14. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой, - М.: МГ11ПУ, 2013. - 304 с.
15. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2014. - 98 с.
16. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 2000. - 299с.
17. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 2011.
18. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. - 320 с.
19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2014. - 464 с.
20. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как
психологическая проблема. - М., 2013.
21. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г.
Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. - 672 с.
22. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Борытко. - М.: Академия, 2015. - 320 с.
23. Варшавская Н.Е. Целостность как критерий творческого познания // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №1(44). - С. 255-258.
24. Вишнякова А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся: дис. канд. пед. наук. - Оренбург, 2002. - 172 с.
25. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2014. - 224 с.
26. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
27. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
28. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. -
М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1996. - 512 с.
29. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Детская психология. - М., 1984.
30. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. Вып. 3. Десять концепций и эссе. - М.: Народное образование, 1995. - 206 с.
31. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.
32. Гани С. В. Динамика учебной мотивации в процессе обучения в начальных классов //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2010. - С. 15-18.
33. Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания детей на основе ТРИЗ: материалы V междунар. науч. - практ. конф., Челябинск, 2-3 июня 2000г Челябинск гос. пед. ун-т, сост. В.Г. Березина. - Челябинск, 2004. - Ч.2. - С. 41-43.
34. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психол. журн. - 2013. - Т. 9.
35. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
36. Елфимова Н.В., Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ. - М.:МГУ. - 1988. - 154 с.
37. Ермакова Ж.Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - №6. - С. 78-85.
38. Занятия по интересам: развитие творческих способностей учащихся на занятиях риторики: Практическое пособие для учителей начальных классов / Сост. Т.Н. Ковальчук. - Мозырь: Белый Ветер, 2005. - 98 с.
39. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. - АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб. - 2008. - 92 с.
40. Изучение мотивационной сферы учащихся / Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.139-141.
41. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2013. - 364 с.
42. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности . - Спб: «Питер», 2009. - 448 с.
43. Казакова К.С. Образовательная среда: основные
исследовательские подходы // Труды Кольского научного центра РАН, 2011.
44. Казин Э.М., Свиридова И. А., Семенкова Т. Н. Теоретическая и
организационная основа формирования здоровьесберегающей образовательной среды в регионе: метод. пособие. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. - 106 с.
45. Киричук Е.И. Формирование интереса к учению у младших школьников // В сб.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г.С. Костюка. - М., - 2011. - 371 с.
46. Кларина Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников. - СПб.,1999. - 144с.
47. Князева М.С., Шамец С.П.. Современная информационно-образовательная среда технического ВУЗА // Конференция "РЕЛАРН-2013", Санкт-Петербург, 2013.
48. Кожухарь Г.С. Модель развития личности и ее практическое применение в психологической работе с учителями // Экспериментальные исследования возрастных особенностей школьников и студентов. - Уфа: Принт, 2012. - 325 с.
49. Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. - М., 1990. - 174 с.
50. Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника: учебное пособие. - Новокузнецк: КузГПА, 2011. - 38 с.
51. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2010.
52. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия: Смысл, 2015. - 346 с.
53. Лактионова Е.Б. Развитие личности в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2011.
54. Лях Т.И., Лях М.В. Психология: учеб. пособие для бакалавров
направлений «Специальное (дефектологическое) образование, «Психологическое образование»: В 2 вып. Вып. 2: Возрастная психология. - 2-е изд. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н. Толстого, 2010. - 171 с.
55. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2012. - 272 с.
56. Минькина Е. Н., Копий А. Г. Теория развивающего обучения // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 138-140.
57. Мухамедшина Л.М. Сущность понятия экологическая образовательная среда // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, Выпуск № 5, 2011.
58. Новикова С.А., Черная Е.В. Образовательная среда как фактор снижения гиперактивности в младшем школьном возрасте// Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-1.
59. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с. - С. 105-118.
60. Образовательные технологии. Сборник материалов. - М. : Баласс, 2008. - 160 с. (Образовательная система «Школа России»)
61. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2006 - С.93 -120.
62. Особенности УМК "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Сочи, 2007.
63. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - М.: БРЭ, 2013. - 528 с.
64. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. Т. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993.
65. Подшивалова Е. Л., Цукерман Г.А. Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников) // Психологическая наука и образование № 2, 2003, С.57-66.
66. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. - 2003. - №1. - С.29-31.
67. Проект «Начальная школа ХХ! века» Министерства образования РФ /под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М: Вентана - Граф, 2001.
68. Рубцов В. В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. - М., 2002. - 272 с
69. Савенков А. Образовательная среда: основные теоретические модели образовательной среды // «Первое сентября»: Школьный психолог. - 2008 - №8.
70. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 460 с.
71. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. - М., 2000. - 230 с.
72. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2011.
73. Ткаченко В.А., Ткаченко Л.М. Структура учебной мотивации школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2013.
74. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 48 с.
75. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торранса.
Методическое руководство. - СПб.: Иматон, 1998. - 170с.
76. Улановская И.А. О проблемах вхождения дошкольников в образовательную среду школы // Психологическая наука и образование, 2010. - № 3 . - С.116-123.
77. Фридман Л.М. Изучение личностного развития ученика. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЕК", 2011. - 64 с.
78. Холуева К.А., Мухарлямова А.Ю. Психологическая безопасность образовательной среды // Концепт. - Спецвыпуск № 01, 2013.
79. Цукерман Г. А., Поливанова К.А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. - 2-е изд., испр. - М.: Генезис, 2003. - 128 с.
80. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности // В кн.: Психологическое исследование. - М.: Психология, 2012. - 327 с.
81. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 545-548.
82. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:
Академия, 2000. - 400 с.
83. Юруц Е.С. Анализ образовательных программ ФГОС в
начальной школе [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2015/02/21/obrazovatelnye- programmy-analiz
84. Ясвин В.А. Типология педагогических позиций на основе
векторного моделирования // Научное обозрение: гуманитарные
исследования, 2012. № 2. - С. 36-46
85. Ясвин В.А. Школа как развивающая среда (монография). - М.: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010.