Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы проектирования развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе ……...12
1.1. Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» и принципы
ее организации в дошкольной образовательной организации.......…………..12
1.2 Требования к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации на современном этапе………….…………………………………………………21
1.3 Влияние предметно-пространственной среды на развитие детей в разновозрастной группе…………………….………………………………..33
1.4. Условия организации развивающей предметно-пространственной среды
в разновозрастной группе ………………….………………….…………..…40
Глава 2. Экспериментальная работа по организации развивающей
предметно-пространственной среды в разновозрастной группе...............47
2.1. Оценка уровня организации развивающей предметно-пространственной
среды в разновозрастной группе ……………………………………………….47
2.2. Содержание работы по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе (на примере малого детского сада)………………………………..………………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по проектированию развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе
………………………………………………………………………….………..68
Заключение……………………………………………………………………….77
Список использованной литературы…………………………………………...81
Приложения
В требованиях Федерального государственного стандарта предметно-пространственная среда обозначена одним из условий успешной организации
образовательного процесса. В свою очередь организация предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям
ФГОС, является важной задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных
видах деятельности, развивать их способности. Развивающая предметнопространственная среда дошкольного учреждения – важное условие для становления всех сфер ребенка. Развивающий эффект деятельности ребенка во
многом зависит от того, как обеспечена предметно-игровая организация его
жизни.
Известно, что на развитие личности ребёнка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов - стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду, то
есть окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним (Л.П. Буева, Г.С. Костюк, Л.И. Новикова, В.А. Петровский).
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и/или культурно-эстетического характера. Это
условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может
приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о
ней говорят, как о важном факторе формирования личности – образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л.П. Печко, Н.
П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С.Т. Шацкий и
др.).
Как утверждает А.Г. Гогоберидзе, под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную
обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы [12, с. 404].
Проблема изучения предметно-пространственной среды, как в российских, так и в зарубежных исследованиях имеет три подхода. С одной стороны, она служит основной детерминантой психического развития ребенка (Р.
Баркер, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г.
Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.Я. Ляудис, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон и
другие), с другой стороны, рассматривается в связи с развитием творческих
способностей (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов,
А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и другие), и с третьей как одна из аспектов
человеческих отношений (Л.И. Божович, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, В.Й.
Мясшцев, Р. Соммер, Г. Сирлс, Е.Ф. Субботский, Д.И. Фельдштейн и другие).
Дошкольная педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о конкретных воздействиях предметно-пространственной
среды при учете и использовании ее в организации детской деятельности
(С.Л. Новоселова, Л.И. Новикова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, К.В. Тарасова Е.А. Флерина и другие).
Предметно-пространственная среда для каждого дошкольного учреждения проектируется на основе: реализуемой в детском саду образовательной программы; требований нормативных документов; материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их
площадь, конструктивные особенности); предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; общих принципов построения предметно-пространственной среды.
Изучение проблематики разновозрастных дошкольных групп малокомплектного детского сада имеет определенную историю. Существенный вклад
в ее исследование внесли А.Г. Арушанова, В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н.
Доронова, Т.А. Макеева, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон и др. Однако целый ряд
причин обусловил современное состояние проблемы, которое отличается далеко не полным раскрытием механизмов и специфики развития детей в разновозрастных группах и, как следствие, отсутствием концепции системной
реализации этих механизмов в образовательном процессе [15].
На основе теоретического анализа специальной литературы мы выяснили, что в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) контекст среды предполагает создание благоприятных условий для развития дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, интересами, склонностями, способностями и возможностями. То есть развивающая предметно¬пространственная среда детства должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно¬ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в разно-возрастной группе способствует развитию чувства уверенности ребенка в собственных силах, позволяет проявлять самостоятельность и активность в игровой деятельности. В условиях насыщенной развивающей среды ребенку предоставляется выбор самостоятельной деятельности, что стимулирует активность ребенка, дает ему возможность самовыражения. Выполнение этих условий отвечает современным требованиям Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования.
Так, создавая развивающую предметно-пространственную среду в разновозрастной группе, педагог должен сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
Созданные условия должны предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять индивидуальность и творчество. В малокомплектном детском саду развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом педагогам предоставляется возможность для творческой самореализации и организации образовательного процесса на новом качественном уровне.
В рамках практической главы мы провели исследование, которое со-стояло из 3 этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Проанализировав результаты первого этапа эксперимента, мы пришли к выводу, что проект должен решать следующие педагогические задачи: изучить нормативно-правовую и методическую литературу по построению предметно-пространственной среды в условиях разновозрастной группы; повысить уровень профессиональной подготовки педагогов по построению предметно- пространственной среды в условиях разновозрастной группы; приблизить имеющуюся предметно-пространственную развивающую среду в условиях разновозрастной группы к требованиям ФГОС ДОО; привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в соответствии требованиям ФГОС.
С учетом полученных данных выполнялся следующий этап экспериментальной работы проектирование развивающей предметно¬
пространственной среды в условиях разновозрастной группы.
1. Абаев, А.М. Средовой подход к образованию. Анализ опыта изучения и формирования образовательной среды различных типов образователь¬ных учреждений: монография [Текст]/ Под ред. докт. пед. наук, проф. З. К. Каргиевой. Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. - Владикав¬каз, 2011. - 121 с.
2. Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе [ Текст]/ В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2013. - 512с.
3. Авдулова, Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологи¬ческая безопасность[ Текст]/ Т.П. Авдулова// Справочник старшего воспитателя. - 2014. - №8. - С. 67-69.
4. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Изб. псих, тру¬ды [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева. - Москва-Воронеж, 2013. - 382 с.
5. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/О. Артамонова// Дошкольное воспитание. - №4. -
2013. - С. 37-42.
6. Бутенко, В.Н. Особенности отношений дошкольников в разновозраст¬ных группах детского сада, / В. Н. Бутенко // Психология обучения. - 2012. - №12. - C. 39-53.
7. Веракса Н.Е. Примерная образовательная программа дошкольного об¬разования [Текст] /Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 118 с.
8. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве [ Текст]: Учебное пособие/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.:Просвещение, 2012. - 122 с.
9. Ветлугина И.А. Развитие предметно- пространственной среды в ДОО[Текст]/И.А. Ветлугина. - М., 2009. - С. 265.
10. Виноградова, Н.А. Интерактивная предметно-развивающая среда дет¬ского сада: учебное пособие [Текст]/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.
- М.: Перспектива, 2013. - 384 с.
11. Волосовец, Т. ФГОС дошкольного образования - это стандарт условий, а не стандарт результата [Текст]/Т. Волосовец// Вестник образования. -
2014. - №7. - С. 16-19.
12. Волосовец, Т.В. Разработка спецификаций Цразвивающей предметно¬пространственной среды (дошкольной образовательной [организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Электронный ре¬сурс]. - Режим доступа: http://goo.gl/VhpiUr.
13. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2 - 4 лет : младшая разновозрастная группа: книга для воспитателя детского сада [ Текст]/ В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2013. - 127 с.
14. Гогоберидзе А.Г. Проектирование развивающей ■предметно-простран¬ственной среды современного детского сада [Текст]/ А.Г. Гогоберидзе, А.М. Вербенец // Справочник руководителя дошкольного учреждения.
- №4. - 2010. - С. 64.
15. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа): Книга для воспитателя дет¬ского сада [Текст]/ Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.
16. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно¬
пространственной среды в соответствии с федеральным государствен¬ным образовательным стандартом дошкольного образования. Методи¬ческие рекомендации для педагогических работников дошкольных об¬разовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96
с.
17. Лисина, М.И. Современная детская психология [Текст]/А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2007. - 250 с.
18. Леонтьев, А.Н. Возрастная и педагогическая психология[Текст]/А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2009. - 150 с.
19. Коломинский Я.П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст]/Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2008. - 480 с.
20. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском воз- расте[Текст]/Л.И. Божович. - М:Просвещение, 2008. - С. 421-439.
21. Доронова, Т.Н. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада, / Т.Н. Доро- нова, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон // Дошкольное воспитание. - 2015.- № 6 - С. 12-16
22. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия [ Текст]/ Ред.-сост. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.:Просвещение, 2014. - 133 с.
23. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
24. Дубовицкая, С.В. Воспитывающая среда как фактор становления и раз¬вития личности[Текст]/С.В. Дубовицкая, И.Л. Беккер // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С.631-638 [Электронный ре¬сурс]: URL: http elibrary.ru/download/elibrary - 17937195 - 99142739.pdf. (Дата доступа 05.03.2018).
25. Дыбина О.В. Моделирование развивающей предметно¬
пространственной среды в детском саду[Текст]/О. В. Дыбина, Л. А. Пенькова, Н. П. Рахманова. - М.:ООО «ТЦ Сфера», 2015. - 211 с.
26. Иванова, Е.В. Развитие личности дошкольника в условиях мегаполиса: Монография [ Текст]/ Науч. ред. А.И. Савенкова. М.: Перо, 2016. - 206
с.
27. Кабанова, О.А. Организация развивающей предметно-
пространстранственной среды в соответствии с ФГОСТ ДО, Методиче¬ские рекомендации для педагогов ДОО [Текст] /О.А. Кабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович. - М.: Просвещение, 2015. - 190 с.
28. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно¬
пространствен- ной среды в соответствии с федеральным государ-ственным образовательным стандартом дошкольного образования: Ме¬тодические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст]/ О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабино¬вич, Е.М. Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
29. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды[ Текст]/Л.Г. Киреева. - М.:Учитель, 2010. - 143 с.
30. Комарова, О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обра¬зовательными областями [ Текст]/О.А. Комарова //Справочник старше¬го воспитателя. - 2014. - №8. - С. 77-79.
31. Комарова, О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды [ Текст] /О.А. Комарова // Справочник старшего воспитателя. - 2014г. - №8. - 122 с.
32. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников[ Текст]: Учебное пособие/Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.:Просвещение, 2012. - 211 с.
33. Красношлык, З.П. Организация предметно- пространственной развива¬ющей среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [ Текст]/З.П. Красношлык// Психология и педагогика: методики и про¬блемы практического применения. - 2016. - № 49-2. - С.93-97. [Элек¬тронный ресурс]: URL: http elibrary.ru/download/elibrary - 25719112 - 87542550.pdf (Дата доступа 05.03.2018).
34. Красношлык, З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учре¬ждении [Текст] / Красношлык // Актуальные задачи педагогики: мате¬риалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Из¬дательство Молодой ученый, 2013. - С. 32-34
35. Куликова, Е.А. Проблема непрерывного образования дошкольной и начальной ступеней на примере обучения иностранному языку [Текст]/ Е.А. Куликова // Актуальные проблемы дошкольного и начального об¬разования в свете реализа- ции ФГОС. - 2016. - С. 51-54.
36. Лактионова, Е.Б. Образовательная среда как условие развития лично¬сти и ее субъектов [Текст] /Е.Б. Лактионова// Журнал Известия Россий¬ского государственного педагогического университета им. А.И. Герце¬на. - Выпуск № 128. - 2013. - С. 40.
37. Минкина, М.В. Методика работы в разновозрастной группе детсада [Текст] / М. В. Минкина. - изд. 2-е, доп. и перераб. - Минск: Вышэйшая шк., 2012. - 144 с.