Введение 3
Глава I. Роль и место сленга в лексическом составе современного английского языка 6
1.1. Этимология термина «сленг», его определение и свойства 6
1.2. Виды и функции сленга, школьный и университетский сленг как его
разновидность в современном английском языке 13
Выводы по главе I 27
Глава II. Практические основы изучения школьного и университетского сленга в средней общеобразовательной школе 28
2.1. Школьный и университетский сленг как основа при обучении
школьников словообразованию 28
2.2. Методические рекомендации по использованию школьного и
университетского сленга на уроках английского языка 35
Выводы по главе II 47
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение
Сленг представляет собой неотъемлемую часть современного английского языка. Сленговые слова и выражения быстро появляются и исчезают, уступая место новым явлениям, которые нуждаются в обозначении. Он необходим всем социальным группам, чтобы обмениваться информацией, доступной только им. Его появление в языке обусловлено различными историческими событиями, необходимостью ввести «зашифрованный язык», стремлением к краткости и выразительности.
Сленг используется в самых разнообразных сферах деятельности, он имеет свои особенности, способы образования, придает языку эмоциональную окраску и живость.
Актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы определяется значительным ростом заинтересованности общества в изучении состава лексики английского как ведущего международного языка в связи с быстрым темпом развития международных отношений и технологий.
Объект исследования: школьный и университетский сленг.
Предмет исследования: основные характеристики сленга, приемы и способы использования школьного и университетского сленга на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования: всесторонне изучить сленг и его основные характеристики, а также рассмотреть использование приемов и способов школьного и университетского сленга на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Проследить историю происхождения термина «сленг», рассмотреть
варианты определения этого термина и его свойства.
2. Выделить виды и функции сленга, а также основные характеристики
школьного и университетского сленга как его разновидности в современном английском языке.
3
3. Исследовать школьный и университетский сленг как основу при
обучении школьников словообразованию.
4. Дать методические рекомендации по использованию школьного и
университетского сленга на уроках английского языка.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по теме исследования;
2. Практические: наблюдение, сравнение, морфемный анализ.
Теоретическая значимость заключается в том, что проведенное исследование и его результаты могут способствовать более глубокому изучению и описанию сущности сленга и его функционирования в современном английском языке.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения результатов исследования в практике обучения английскому языку в школах и университетах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении определяются цель и основные задачи исследования, обосновываются его актуальность, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматривается этимология термина «сленг», различные определения этого явления, свойства, основные виды сленга («рифмованный» сленг, «мобильный» сленг, повседневный сленг, школьный сленг, студенческий (университетский) сленг), а также функции сленга.
Во второй главе выделяются способы образования сленга и их изучение на основе лексики школьников и студентов, а также даются методические рекомендации по использованию школьного и университетского сленга на уроках английского языка.
В заключении представлены основные выводы, полученные в результате исследования.
Сленг появился очень давно и обозначался такими словами, как «cant» , «slengenamn». Термин «сленг» был использован впервые в большом оксфордском словаре и вошел в употребление в 1756 году, с тех пор он сильно изменился. Многие предметы, которыми обозначались сленговые слова, исчезли, и на смену им пришли новые явления.
У термина «сленг» не существует одного точного определения, и многие ученые со всего мира до сих пор спорят, какое место сленг занимает в лексике языка. Например, В.А. Хомяков определил «сленг» как относительно устойчивый для определенного периода, широкоупотребительный, стилистически маркированный лексический пласт, компонент экспрессивного просторечия, входящего в литературный язык, весьма неоднородный по своим истокам, степени приближения к литературному стандарту, обладающий пейоративной экспрессией.
Среди всех определений можно выделить основные свойства сленга: он не является литературным языком, используется больше всего в устной речи, состоит из эмоционально-окрашенной лексики, он может быть как общим, так и специальным, а также сленг очень динамичен и открыт для изменений.
В лингвистике выделяются несколько основных видов сленга:
• «Рифмованный» сленг
• «Мобильный» сленг
• Повседневный сленг
• Школьный сленг
• Студенческий (университетский) сленг
Повседневный сленг является наиболее легким и понятным для общения, в отличие от других видов. Студенческий и школьный разновидности сленга очень трудны для понимания из-за менталитета людей США и Великобритании, а также потому что студентов-иностранцев обычно обучают стандартному английскому языку.
Среди функций сленга выделяются следующие:
• Коммуникативная
• Когнитивная
• Экспрессивная
• Номинативная
• Идентификационная
• Функция экономии времени
• Мировоззренческая
Способов образования сленговых слов и выражений довольно много. Среди них самыми основными являются: аффиксация, словосложение, конверсия, аббревиация, метафора. Аффиксация - самый распространенный способ. Также сленговые слова и словосочетания образуются при помощи отклонений от различных форм: фонетической, грамматической и
лексической.
Для того чтобы сделать процесс изучения школьного и университетского сленга более познавательным и полезным, мы выделили несколько рекомендаций для учителей английского языка: чтение адаптированных и оригинальных текстов, просмотр различных обучающих видеоматериалов, просмотр популярных английских фильмов и сериалов, выполнение лексических упражнений и проведение игр с использованием новых сленговых слов.
Таким образом, мы решили все поставленные задачи, и материал данной работы может быть использован в изучении современного английского языка.
1. Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка. М.: Дрофа, 2000. 208 с.
2. Арнольд И. В. Экспрессивные средства английского языка: сборник научных работ. Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1975. 137 с.
3. Аюпова Р.М. К вопросу о молодежном студенческом сленге в Великобритании // В сборнике: Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире. 2015. С. 28-34
4. Беляева Т. М. Нестандартная лексика английского языка. Львов: ЛГУ, 2006. 84 с.
5. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и
функционирование. М.: МГУ, 2002. 95 с.
6. Вилюман, В.Г. О способах образования слов сленга в современном английском языке // Вопросы языкознания. 1960. № 6. С.137-140.
7. Волошин Ю.К. Общий американский сленг: состав, деривация и функция. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2000. 341 с.
8. Гальперин И.Р. О термине «сленг» // Вопросы языкознания. 1956. № 6. С.107-114
9. Глазунов С.А. Новый англо-русский словарь современной разговорной лексики. М.: Русский язык - Медиа, 2000. 776 с.
10. Голденков М. А. Азы английского сленга и деловой переписки. М.: ПФК Издательский Дом, 1995. 128 с.
11. Захарченко Т.Е. Английский и американский сленг. М.: Изд-во АСТ, 2009. 133 с.
12. Иванова Г.Р. Функции сленга в речевой деятельности американских студентов. М.: МГЛУ, 1990. 133 с.
13. Карпов Э.С. Функционирования сленга в контексте медиапространства интернета. М.: Наука, 2015. 150 с.
14. Колесниченко А.Н. Реализация эмоционально-оценочной функции сленга в тексте // Труды РГУПС. 2013. №1. С.66-70
15. Лаптева Ю.В. Функции молодежного сленга // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». 2012. №1. С.158-161
16. Ласкова М.В., Гудкова Т.А. Интерпретация молодежного сленга в
контексте студенческой субкультуры // Вестник непрерывного
образования. 2015. № 2. С.97-101
17. Липатов А.Т. Сленг в аспекте его диахронии. Н. Новгород:
Нижегородский гос. лингвист. ун-т, 2003. 386 с.
18. Михеева Л.Н., Долинина И.В., Здорикова И.В. Актуальные аспекты изучения языковой культуры современных студентов // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 4. С.319-323
19. Пеньков Б.В. Жанрово-стилистические особенности субъязыка
американской средней школы 2-й половины ХХ века: дис... канд. филол. наук: 10.02.04. Воронеж, 2003. 176 с.
20. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. 543 с.
21. Руденко М.Ю. Исследование арго, жаргона и сленга: вопросы терминологии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 5(59): в 3-х ч. Ч. 3. С. 127-134
22. Хомяков В.А. Введение в изучение сленга - основного компонента английского просторечия. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 104 с.
23. Хомяков В.А. Нестандартная лексика в структуре английского языка национального периода: автореф. дис. .д-ра филол. наук. Л., 1980.
39 с.
24. Barrere A., Leland Ch. A Dictionary of Slang, Jargon & Cant. D.: Gale Research Company, 1967. Vol. 1-2. Vol. 2, 428 p.
25. Dictionary of American Slang / Compiled by H. Wentworth, S. B. Flexner. N. Y.: Crowell, 1960. 256 p.
26. Fries Ch. Introduction to American College Dictionary. N.Y.: New American Library, 1947. 478 p.
27. Gordon, R. Doctor in the House. Cornwall: House of Stratus, 2008. 152 p.
28. Grose F., Partridge E. A Classical Dictionary of the Vulgar Tongue. 3th edition. L.: Routledge & Kegan Paul Limited, 1963. 396 p.
29. Hotten J.C. The Slang Dictionary. East Ardsley, Wakefield, Yorks.: EP Publishing Ltd., 1972. 382 p.
30. Miss Read. Village School. L.: Orion, 2010. 240 p.
31.Onions C.T., Friedrichsen G.W.S., Burchfield R.W. The Oxford Dictionary of English Etymology. O.: Clarendon Press, 1982. 1025 p.
32. Partridge E. A Dictionary of Slang and Unconventional English. L.: Routledge, 1963. 632 p.
33. Partridge E. Slang Today and Yesterday. L.: Routledge and Kegan Paul, 1979. 190 p.
34. Partridge E. Slang. Usage and Abusage: A Guide to Good English. L.: Penguin Books, 2011. 315 p.
35.Skeat W.W. A Concise Etymological Dictionary of the English Language. N.Y.: Perigee Books, 1980. 674 p.
36. Wentworth H., Flexner S.B. Dictionary of American Slang. N. Y.: Crowell, 1967. 530 p.
37. Юмористический сериал Extra English. [Eng & Rus subtitles] с словарями и упражнениями [Электронный ресурс]. URL: https://fenglish.ru/yumoristicheskij-serial-extr-english-uchim-anglijskij/ (дата обращения: 10.04.2019).
38. The Merriam - Webster Online Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com (дата обращения: 23.01. 2019).
39. The Oxford Online Dictionary [Электронный ресурс]. URL:
https://en.oxforddictionaries.com (дата обращения: 21.01. 2019).