ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Развитие словаря в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития предметного словаря старших
дошкольников с задержкой психического развития
20
1.3. Анализ методических подходов по развитию предметного словаря
у старших дошкольников с задержкой психического
развития 26
ГЛАВА II ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования 37
2.3. Методические рекомендации по развитию предметного словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Речь играет очень важную роль не только в психическом развитии детей, в развитии мышления, но также и в психической деятельности в общем. Включение речи в познавательную деятельность детей перестраивает их основные психические процессы. Мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция развиваются и совершенствуются по мере овладения речи. Развитие речи детей играет большую роль в формировании и становлении их психического развития. Отклонения в развитии детей разнообразны. Они захватывают все стороны психофизического развития детей их слуховую и речевую систему, зрительное восприятие, эмоционально-волевую сферу двигательной системы, интеллектуальную. Такие отклонения проявляются и другими разнообразными причинами. Дети с задержкой психического развития характеризуются низкой работоспособностью и продуктивностью, слабым развитием опосредованного запоминания, неустойчивости памяти.
Задержка психического развития в большей степени является следствием органической недостаточности центральной нервной системы. Поражение центральной нервной системы, приведшие к такой недостаточности, подействовали на ранних этапах развития, но благодаря пластичности нервной системы их влияние со временем сглаживается. Поэтому необходимо изучить не только особенности развития речи у детей, но и их нарушения, а также отклонения в психическом развитии.
Нарушение речи у детей с задержкой психического развития изучают психологи, невропатологи, педагоги, лингвисты и другие. Но каждый из них рассматривает нарушение речи под заданным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Проблему развития речи у детей с задержкой психического развития рассматривают с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому её относят к специальному разделу психолого-педагогической науки.
Исследования в воспитании и коррекции недостатков психического развития детей изучались - Т.В Егоровой, Г.М. Капустиной, В.И. Лубовским, Н.А. Никашиной, Р.Д. Тригером, Н.А. Цыпиной, С.Г. Шевченко и др.
Исследования особенностей развития речи, как одно из наиважнейших направлений в рассмотрении детей с ЗПР, проводилось многими учеными (Т.П. Артемьевой, Н.Ю. Боряковой, Е.В. Мальцевой, Г.Н. Рахмановой, Е.С. Слеповичом, Р.Д. Тригером, С.Г. Шевченко).
Современный и главный аспект изучения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с задержкой психического развития основывается на тесной связи процессов развития речевой и познавательной деятельности детей, соотношении речи и мышления в процессе онтогенеза. Отечественная наука создаёт благоприятные условия для развития личности детей с задержкой психического развития при нарушении речи (10). В основе успехов отечественной логопедии лежат многие современные исследования зарубежных и отечественных авторов ( Л.И. Алексиной, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой, В.Г. Петровой М.Е. Хватцева и многими другими), свидетельствующие о многих компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия. И.П. Павлов, подчёркивал чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и её неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».
Актуальность темы исследования определена тем, что замедления речевого развития, трудностями овладения словарным запасом и грамматическим строем ограничиваются речевыми контактами детей со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлениями к полноценной деятельности общения. Без закрепления словаря нельзя овладеть речью как средством общения. Скудность словарного запаса создаёт трудности для общения детей с задержкой психического развития с другими людьми. Может затрудняться понимание обращённой к ним речи и построением собственных высказываний. Поэтому, формирование лексических представлений имеет большое значение для развития познавательной деятельности детей, т.к. слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Проблема исследования: совершенствование работы по развитию предметного словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: рассмотреть особенности и разработать
методические рекомендации по развитию предметного словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития предметного словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: методические условия организации работы по развитию предметного словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза - работа над развитием предметного словаря будет эффективна при учете когнитивных и речевых особенностей дошкольников с задержкой психического развития, а также с опорой на закономерности онтогенетического развития лексико-грамматического строя речи.
Учитывая цель исследования были определены задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему развития предметного словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2) Выявить уровень развития предметного словаря у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3) Разработать методические рекомендации для развития предметного словаря старших дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
1) Теоретические - анализ научной литературы по теме исследования.
2) Эмпирические - педагогический эксперимент (констатирующий этап).
3) Количественный и качественный анализ результатов.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы по изучению сформированности словаря существительных у детей с задержкой психического развития и созданию методик коррекционной работы Р.И Лалаева, В.И. Лубовский, Е.В. Мальцева, Л.Г. Парамонова, В.Г. Петрова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко и др.
База исследования: МАДОУ «ЦРР - детский сад №2 г.Шебекино».
Структура работы: Работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка использованных литературы и приложения.
Развитие предметного словаря детей тесно связано, как с развитием мышления и других психических процессов, а также с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
С помощью речи, многих слов дети обозначают лишь то, что доступно для их понимания. Поэтому в словаре детей рано появляются слова конкретного значения, позднее слова обобщающего характера.
Развитие предметного словаря в онтогенезе тесно связано с развитием представлений детей с окружающей действительностью. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Ознакомление окружающей действительности детей происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при данном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.
Развитие слов у детей происходят как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения. В процессе формировании лексики происходит и уточнение значения слова.
Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.
Предметный словарь старшего дошкольника изучается в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту, ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период развивается ядро словаря, которое в последующим особо не меняется. По мере развития психических процессов (памяти, восприятия, представлений, мышления), развития сенсорного опыта ребенка, расширение контактов с окружающим миром, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
У детей с задержкой психического развития встречаются такие виды ошибок, как: замена обобщающего слова функциональным определением отсутствие обобщающего понятия; замена обобщающего слова названием ситуации; замена обобщающего понятия, замена словом конкретного значения; неадекватность использования обобщающих слов;.
Процесс конкретизации у детей с ЗПР осуществляется легче, чем процесс обобщения. В активном словаре детей с ЗПР преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие трудности.
Дети с задержкой психического развития определяют несущественные детали вместо значимых признаков предмета, различные данные, не являющиеся опознавательными. Дети с задержкой психического развития выделяют признаки предметов, но не дифференцируют существенные, опознавательные для данного предмета, и несущественные, незначимые для данного опознания предмета.
Анализ литературы и данные экспериментального исследования показало, что у детей с задержкой психического развития отмечается ограниченный словарный запас, неточное употребление слов, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, трудности актуализации словаря.
В процессе исследования были рассмотрены основные аспекты развития предметного словаря старших дошкольников с задержкой психического развития. Нами было определено, что развитие словаря в онтогенезе имеет свои закономерности, последовательность и особенности. Его развитие зависит от таких факторов как развитие представлений ребенка об окружающей действительности, развития мышления, внимания, памяти и других психических процессов.
Мы установили, что имеются трудности в назывании предметных картинок по темам, не знают названий предметов, называют только обобщениями, путают картинки со сходными чертами. Дети давали ответы после многократного повторения и с помощью логопеда.
Экспериментальное исследование подтвердило теоретические данные. После проведения диагностики на базе МАДОУ «ЦРР - детский сад №2 г. Шебекино», были сделаны выводы, что старшие дошкольники с задержкой психического развития имеют низкий уровень развития предметного словаря.
Таким образом, для развития и активизации словаря необходима целенаправленная совместная работа логопеда и воспитателя. Для развития и активизации словаря нами был подобран материал. На основе этого материала было разработано примерное тематическое планирование, с использованием разнообразных видов деятельности детей. В планировании предусмотрены виды работы не только логопеда, но также воспитателя и самостоятельной деятельности ребенка.
1. Александрина, И.Н. Изучение родственных слов при работе с предметным словарем детей с задержкой психического развития [Текст]: / И.Н. Александрина//Логопед. - 2008.- №1.- 87с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: / М.М. Алексеева, И.В. Яшина// - М., 2008. - 400с.
3. Богданович, Л.Б. Опыт формирования словаря старших дошкольников с ЗПР на основе поэтапной работы над словом [Электронный ресурс]
4. Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с задержкой психического развития / словом [Электронный ресурс] URL: http://pedlib.ru/Books/7/0020/7 0020-
44. shtml
5. Борякова, Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (организационный аспект) [Текст]/ / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына //. - М.: В. Секачев, 2004. - 66 с.
6. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. - Москва: НЦ ЭНАС, 2002. - 134 с.
7. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь //Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М, 2011. - 528с.
8. Валявко, С.М. Психолого-педагогические аспекты изучения речевой предметной активности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.М. Валявко // Спец. психология. - 2007. №3. - 272 с.
9. Винник М.О. Задержка психического развития у детей. Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. [Текст]/ М.О. Винник. - РнД.., 2007. - 160 с.
10. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] URL: http://pedlib.ru/Books/6/0192/6 0192-1 .shtml
11. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития [Электронный ресурс] URL: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8564.php
12. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст]/ Л.С. Выготский //: собрание трудов. - М., 2011. - 640с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
14. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи в рамках развития словарного запаса [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 202 с.
15. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О.Е. Громова. - М., 2003. - 176 с.
16. Губайдуллина, Е.В. Речевое развитие дошкольников в детском саду [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25376167
17. Дубровинская, Н.В. Особенности предметного словаря для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 144с.
18. Демьянчук, Р. В. Память у детей с разными формами задержки психического развития [Текст]/ Р.В. Демьянчук // дисс. канд. психол. наук / Р. В. Демьянчук. - СПб, 2001. - 178 с.
19. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у младших школьников с ЗПР [Текст]/ Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия. - 2006 - № 4 - 57-60 c.
20. Елецкая, О.В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушением речи [Текст] / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская // Логопед. - №2. - 32-39 c.
21. Зимняя, И.Я. Психологические аспекты обучения рассказыванию детей дошкольного возраста в рамках формирования предметного словаря. Книга для учителя [Текст] / И.Я. Зимняя. - М.: Просвещение, 2005. - 230с.
22. Иванова, О. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития [Текст]/ Дисс. канд. пед. наук / О. В. Иванова. - СПб. - 2003. - 322 с.
23. Карслиева И.В. Комплексная коррекционная работа по подготовке дошкольников с ЗПР к обучению грамоте [Текст]/ И.В. Карслиева // - СПб. 2012. - 128 с.
24. Кисова, В. В. Формирование саморегуляции как общей способности к учению средствами продуктивных видов деятельности у дошкольников с задержкой психического развития [Текст]/ В.В. Кисова // дисс. канд. психол. наук / В. В. Кисова. - Н. Новгород, 2000. - 224 с.
25. Краснощекова Н.В., Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе [Текст]/ Н.В. Краснощекова, О.А. Журбина. - РнД., 2007. - 157 с.
26. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить [Текст]/ М.М. Кольцова. - М., 2006. - 224с.
27. Кузнецова, Т.М. Этапы работы над предметным словом в ДОУ [Текст] / Т.М. Кузнецова // Дошкольное образование. - 2011. №5 - 98с.
28. Лалаева, Р.И. Нарушения речи у детей с задержкой психического
развития [Электронный ресурс] URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01001627719
29. Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст]/ Р.И. Лалаева// учеб. пособие - Москва: Владос, 2003. - 304 с.
30. Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР [Текст] / П.Д. Лебедева//: пособие для учителей и логопедов. - СПб.: КАРО, 2004. - 176 с.
31. Лебединская, К. С. Клинические варианты задержки психического
развития [Электронный ресурс] URL:
https://superinf.ru/view article.php?id=62
32. Лопухина, И. Логопедия - 550 занимательных упражнений для развития предметного словаря дошкольников [Текст] / И. Лопухина. - М.: «Аквариум», 2010. - 220с.
33. Макарова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР [Текст]/ Л.С. Макарова//: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 160 с.
35. Мальцева, Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой
психического развития [Электронный ресурс] URL:
http: //www.shishkova.ru/library/j ournals/items/d9006.htm
36. Морозова В.В. Специфика нарушений речевого развития у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза [Текст]/ В.В. Морозова // Развитие научного наследия М.Е. Хватцева в отечественной логопедии: Материалы междун. науч.-практ. конф., 20.01.2009 г. - СПб., 2009. - С.99-102.
37. Обучение детей с задержкой психического развития /под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. [Электронный ресурс] URL: https://superinf.ru/view article.php?id=62
38. Микляева, Ю.В. Рекомендации по развитию предметной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Ю.В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2004. - №4. - С43-49.
39. Никашина, Н. А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н. А. Никашина // Режим доступа: https: //superinf.ru/view article. php?id=62
40. Пассов, Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков [Текст] / Е.И. Пассов. -М.: Просвещение, 2008. - 143с.
41. Романович О.А. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет [Текст] / О.А. Романович // планирование, мастер-класс. - М., 2013. - 233 с.
42. Слепович, Е.С. Некоторые особенности словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Слепович // Дефектология. - 2008 - № 1 - С. 68-73.
43. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. С. Слепович. - Минск., 2000. - 64 с.
44. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Электронный ресурс]URL: https: //superinf.ru/view article. php?id=62
45. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст] / Л.С. Цветкова //Учеб. Пособие - М.: НПО МОДЭК, 2001. - 272 с.
46. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / С.Г. Шевченко. - М.: Карапуз, 2001. - 244 с.
47. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст] / С.Г. Шевченко // Книга 1 - М.: Школьная пресса, 2003. - 96 с.
48. Яссман, Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития [Текст] /Л.В. Яссман // Дефектология. -2005 - №3. - 35-43c.