ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
1.1. Проблема психологической готовности студентов к занятиям
физической культурой в вузе в психологии 10
1.2. Условия формирования психологической готовности студентов к
занятиям физической культурой в вузе 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ 1-4 КУРСОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Результаты и их обсуждение 39
2.3. Программа по развитию мотивационного компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
1.1. Проблема психологической готовности студентов к занятиям
физической культурой в вузе в психологии 10
1.2. Условия формирования психологической готовности студентов к
занятиям физической культурой в вузе 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ 1-4 КУРСОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Результаты и их обсуждение 39
2.3. Программа по развитию мотивационного компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность проблемы исследования. Как указано в ряде нормативных и правовых документах в области физической культуры и спорта (основополагающий который является федеральный закон №329 от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 года утверждена "Стратегия развития физической культуры и спорта РФ на период до 2020 года") деятельность специалистов должна быть направленна на формирование осознанной потребности современного общества в здоровом образе жизни, а так же вовлечение населения страны в активные физкультурно-оздоровительные занятия.
Главной целью изменений в системе физического воспитания должно стать улучшение здоровья населения с учетом их потребностей, мотивов деятельности и интересов.
Согласно данным Российской академии медицинских наук, озвученных в докладе Общественной палате России в 2017 году, среди поступивших в высшие учебные заведения студентов практически нет здоровых людей. Ученые сообщают, что почти у всех первокурсников высокая заболеваемость органов дыхания, плоскостопий, искривлений позвоночника, нарушений координаций движений, расстройство обмена веществ. В настоящее время наблюдается кризисное состояние системы физической культуры студентов, которое не отвечает требованиям современного общества. Сегодня, к сожалению, обесценен социальный престиж физической культуры, спорта, здорового образа жизни, а также недооценивается социальная, оздоровительная и воспитательная ценность физической культуры. Результатом такого положения дел в области физической культуры является низкий уровень развития компонентов психологической готовности к систематическому занятию физической культурой и к ведению здорового образа жизни.
В условиях современного обучения в вузе мы наблюдаем противоречие между социальным запросом на подготовку конкурентоспособного, здорового специалиста, ориентированного на ценности физической культуры с одной стороны, и недостаточным уровнем развития психологической готовности студентов к занятиям физической культурой, с другой.
К проблеме низкой мотивации студентов к занятию физической культурой посвящено значительное количество научных исследований, но эта проблема продолжает быть актуальной и в нынешнее время. В сложившейся ситуации важным становиться переосмысление содержания, приемом и методов формирования мотивационной готовности студентов к занятию физической культурой в процессе образовательной деятельности, подбор необходимых мотиваторов, ориентированных на успех в области физической культуры. Необходимо научно объяснить и обосновать эффективное использование в образовательном процессе занятий физической культурой, организации мотивационного процесса.
Вопросы психологической готовности к деятельности стали предметом изучения А.А. Ухтомский, Н. Д. Левитов, А.Э. Штейнмец, Н.В. Кузьмина, О.М. Краснорядцева, М.И. Виноградова, Б.Ф. Ломов, В.Н. Пушкин, К.К. Платонов, Э.А. Фарапонтова, С.В. Утнева, М.И. Дьяченко и др. Вопросами мотивационной сферы занимались А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, В.П. Симонов, Е.В. Сидоренко, Л.А. Кандыбович,
A. Шопенгауэр и др. В научных трудах этих авторов дана характеристика потребностей, мотивов и целей личности, раскрываются некоторые механизмы их формирования. Большое значение для понимания их действий и взаимодействий в области физической культуры работы имеют работы А.Г. Щедриной, В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейна, М.В. Виноградовой, Т.М. Ким,
B. М. Менщикова и т.д.
Для понимание психологической готовности студентов к занятиям физической культурой нами были выделены следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операциональный и поведенческий. Под мотивационным компонентом мы понимаем мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой.
Когнитивный компонент психологической готовности следует представлять, как теоретические знания студентов о физической культуре, её функциях, методах и средствах развития физических качеств;
Операциональный компонент психологической готовности - это умения и навыки, полученные студентами на занятиях физической культурой, а также уровень развития их физических качеств;
Поведенческий компонент - посещение студентами (регулярное или эпизодическое) учебных занятий по физической культуре.
Таким образом, проблема нашего исследования состоит в следующем: каковы структурно-содержательные особенности
психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе?
Цель исследования: изучить структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе.
Объект исследования: психологическая готовность студентов к занятиям физической культурой вуза.
Предмет исследования: структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов 1, 2, 3 и 4 курсов основной
медицинской группы к занятиям физической культурой в вузе.
Гипотеза исследования:
1. В условиях существующей практики обучения в вузе особое внимание уделяется формированию когнитивного и операционального компонентов психологической готовности к занятиям физической культурой. При этом мотивационный компонент развивается стихийно, эмпирическим путем. В этой связи будут существовать структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов 1, 2, 3 и 4 курсов к занятиям физической культурой в вузе, а именно:
на младших курсах в большей степени будут выражены мотивационный и поведенческий компоненты,
на старших курсах будут преобладать когнитивный и операциональный компоненты при снижении роли мотивационного и поведенческого компонентов такой готовности.
2. Степень выраженности и согласованности мотивационного, когнитивного, операционального и поведенческого компонентов психологической готовности к занятиям физической культурой в вузе связаны с ведущим типом учебно-профессиональной мотивации студентов. Преобладание социально-значимых и внутренних мотивов личности создает благоприятные условия для повышения психологической готовности к занятиям физической культурой в вузе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме психологической готовности студентов к занятиям физической культурой;
2. Выявить структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов 1, 2, 3, 4 курсов к занятиям физической культурой в вузе;
3. Изучить характер связи между структурными компонентами психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе и выявить роль учебно-профессиональной мотивации студентов, побуждающей их к этим занятиям, в обеспечении согласованности мотивационного, когнитивного, операционального и поведенческого компонентов такой готовности;
4. На основе полученных результатов разработать практические рекомендации преподавателям вуза по формированию психологической готовности студентов к занятиям физической культурой.
Теоретико-методологической основой исследования служили основные положения психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева,
Э.А. Фарапонтова, С.В. Утнева, М.И. Дьяченко и др. Изучением мотивационной сферой занимались А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, В.П. Симонов, Е.В. Сидоренко и др.
Методы исследования. Для решения исследовательских задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: организационные - метод срезов или сравнительный метод, эмпирический (опросный метод и экспертная оценка); методы обработки полученных данных - методы математической статистики (ранговый критерий Н- Крускала-Уоллиса, однофакторный дисперсионный анализ ANOVA); интерпретационный - структурный метод.
Методики исследования:
1) Анкета «Личные цели занятий физической культурой» (А.С. Герасимова, О.В. Польщикова), направленная на изучение мотивов, побуждающих студентов вуза к занятиям физической культурой;
2) Анкета «Теоретические знания в области физической культуры» (А.С. Грачев), направленная на проверку теоретических знаний студентов о физической культуре, её функциях, методах и средствах развития физических качеств;
3) Экспертная оценка физической подготовленности студентов, позволяющая изучить уровень операционального компонента готовности к занятиям физической культурой в вузе;
4) Анкета, направленная на определение поведенческого компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой (А.С. Герасимова, Р.И. Хаметова);
5) Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова), направленная на оценку ведущего типа учебно-профессиональной мотивации студентов вуза.
Положения выносимые на защиту:
Существуют структурно-содержательные особенности
психологической готовности студентов 1, 2, 3 и 4 курсов к занятиям физической культурой в вузе выделено в:
на младших курсах в большей степени выражены мотивационный и поведенческий компоненты,
на старших курсах преобладают когнитивный и операциональный компоненты при снижении роли мотивационного и поведенческого компонентов такой готовности.
Степень выраженности и согласованности мотивационного, когнитивного, операционального и поведенческого компонентов психологической готовности к занятиям физической культурой в вузе связаны с ведущим типом учебно-профессиональной мотивации студентов. Преобладание социально-значимых и внутренних мотивов личности создает благоприятные условия для повышения психологической готовности к занятиям физической культурой в вузе.
Теоретическая значимость. В ходе выполнения работы были выделены структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов к занятиям физической культурой, разработана новая методика для определения поведенческого компонента такой готовности, разработаны новые бланки для отображения полученных данных.
Практическая значимость. Получены новые данные о содержании компонентов психологической готовности, которые легли в основу разработки практических рекомендаций формирования мотивационного компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой студентов вуза, которые могут быть использованы в практической деятельности преподавателями вуза и учителями по физической культуре.
Выборка и база исследования: В исследовании приняли участие студенты 1, 2, 3, 4-х курсов различных специальностей Белгородского
государственного технологического университета (БГТУ им. В.Г.Шухова) г.
Белгорода. Общее количество испытуемых составило 120 человек, среди которых:
1) студенты первого года обучения - 30 человек;
2) студенты второго года обучения - 30 человек;
3) студенты третьего года обучения - 30 человек;
4) студенты четвертого года обучения - 30 человек.
Структура исследования: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Количество страниц 107.
Главной целью изменений в системе физического воспитания должно стать улучшение здоровья населения с учетом их потребностей, мотивов деятельности и интересов.
Согласно данным Российской академии медицинских наук, озвученных в докладе Общественной палате России в 2017 году, среди поступивших в высшие учебные заведения студентов практически нет здоровых людей. Ученые сообщают, что почти у всех первокурсников высокая заболеваемость органов дыхания, плоскостопий, искривлений позвоночника, нарушений координаций движений, расстройство обмена веществ. В настоящее время наблюдается кризисное состояние системы физической культуры студентов, которое не отвечает требованиям современного общества. Сегодня, к сожалению, обесценен социальный престиж физической культуры, спорта, здорового образа жизни, а также недооценивается социальная, оздоровительная и воспитательная ценность физической культуры. Результатом такого положения дел в области физической культуры является низкий уровень развития компонентов психологической готовности к систематическому занятию физической культурой и к ведению здорового образа жизни.
В условиях современного обучения в вузе мы наблюдаем противоречие между социальным запросом на подготовку конкурентоспособного, здорового специалиста, ориентированного на ценности физической культуры с одной стороны, и недостаточным уровнем развития психологической готовности студентов к занятиям физической культурой, с другой.
К проблеме низкой мотивации студентов к занятию физической культурой посвящено значительное количество научных исследований, но эта проблема продолжает быть актуальной и в нынешнее время. В сложившейся ситуации важным становиться переосмысление содержания, приемом и методов формирования мотивационной готовности студентов к занятию физической культурой в процессе образовательной деятельности, подбор необходимых мотиваторов, ориентированных на успех в области физической культуры. Необходимо научно объяснить и обосновать эффективное использование в образовательном процессе занятий физической культурой, организации мотивационного процесса.
Вопросы психологической готовности к деятельности стали предметом изучения А.А. Ухтомский, Н. Д. Левитов, А.Э. Штейнмец, Н.В. Кузьмина, О.М. Краснорядцева, М.И. Виноградова, Б.Ф. Ломов, В.Н. Пушкин, К.К. Платонов, Э.А. Фарапонтова, С.В. Утнева, М.И. Дьяченко и др. Вопросами мотивационной сферы занимались А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, В.П. Симонов, Е.В. Сидоренко, Л.А. Кандыбович,
A. Шопенгауэр и др. В научных трудах этих авторов дана характеристика потребностей, мотивов и целей личности, раскрываются некоторые механизмы их формирования. Большое значение для понимания их действий и взаимодействий в области физической культуры работы имеют работы А.Г. Щедриной, В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейна, М.В. Виноградовой, Т.М. Ким,
B. М. Менщикова и т.д.
Для понимание психологической готовности студентов к занятиям физической культурой нами были выделены следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операциональный и поведенческий. Под мотивационным компонентом мы понимаем мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой.
Когнитивный компонент психологической готовности следует представлять, как теоретические знания студентов о физической культуре, её функциях, методах и средствах развития физических качеств;
Операциональный компонент психологической готовности - это умения и навыки, полученные студентами на занятиях физической культурой, а также уровень развития их физических качеств;
Поведенческий компонент - посещение студентами (регулярное или эпизодическое) учебных занятий по физической культуре.
Таким образом, проблема нашего исследования состоит в следующем: каковы структурно-содержательные особенности
психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе?
Цель исследования: изучить структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе.
Объект исследования: психологическая готовность студентов к занятиям физической культурой вуза.
Предмет исследования: структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов 1, 2, 3 и 4 курсов основной
медицинской группы к занятиям физической культурой в вузе.
Гипотеза исследования:
1. В условиях существующей практики обучения в вузе особое внимание уделяется формированию когнитивного и операционального компонентов психологической готовности к занятиям физической культурой. При этом мотивационный компонент развивается стихийно, эмпирическим путем. В этой связи будут существовать структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов 1, 2, 3 и 4 курсов к занятиям физической культурой в вузе, а именно:
на младших курсах в большей степени будут выражены мотивационный и поведенческий компоненты,
на старших курсах будут преобладать когнитивный и операциональный компоненты при снижении роли мотивационного и поведенческого компонентов такой готовности.
2. Степень выраженности и согласованности мотивационного, когнитивного, операционального и поведенческого компонентов психологической готовности к занятиям физической культурой в вузе связаны с ведущим типом учебно-профессиональной мотивации студентов. Преобладание социально-значимых и внутренних мотивов личности создает благоприятные условия для повышения психологической готовности к занятиям физической культурой в вузе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме психологической готовности студентов к занятиям физической культурой;
2. Выявить структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов 1, 2, 3, 4 курсов к занятиям физической культурой в вузе;
3. Изучить характер связи между структурными компонентами психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе и выявить роль учебно-профессиональной мотивации студентов, побуждающей их к этим занятиям, в обеспечении согласованности мотивационного, когнитивного, операционального и поведенческого компонентов такой готовности;
4. На основе полученных результатов разработать практические рекомендации преподавателям вуза по формированию психологической готовности студентов к занятиям физической культурой.
Теоретико-методологической основой исследования служили основные положения психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева,
Э.А. Фарапонтова, С.В. Утнева, М.И. Дьяченко и др. Изучением мотивационной сферой занимались А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, В.П. Симонов, Е.В. Сидоренко и др.
Методы исследования. Для решения исследовательских задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: организационные - метод срезов или сравнительный метод, эмпирический (опросный метод и экспертная оценка); методы обработки полученных данных - методы математической статистики (ранговый критерий Н- Крускала-Уоллиса, однофакторный дисперсионный анализ ANOVA); интерпретационный - структурный метод.
Методики исследования:
1) Анкета «Личные цели занятий физической культурой» (А.С. Герасимова, О.В. Польщикова), направленная на изучение мотивов, побуждающих студентов вуза к занятиям физической культурой;
2) Анкета «Теоретические знания в области физической культуры» (А.С. Грачев), направленная на проверку теоретических знаний студентов о физической культуре, её функциях, методах и средствах развития физических качеств;
3) Экспертная оценка физической подготовленности студентов, позволяющая изучить уровень операционального компонента готовности к занятиям физической культурой в вузе;
4) Анкета, направленная на определение поведенческого компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой (А.С. Герасимова, Р.И. Хаметова);
5) Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова), направленная на оценку ведущего типа учебно-профессиональной мотивации студентов вуза.
Положения выносимые на защиту:
Существуют структурно-содержательные особенности
психологической готовности студентов 1, 2, 3 и 4 курсов к занятиям физической культурой в вузе выделено в:
на младших курсах в большей степени выражены мотивационный и поведенческий компоненты,
на старших курсах преобладают когнитивный и операциональный компоненты при снижении роли мотивационного и поведенческого компонентов такой готовности.
Степень выраженности и согласованности мотивационного, когнитивного, операционального и поведенческого компонентов психологической готовности к занятиям физической культурой в вузе связаны с ведущим типом учебно-профессиональной мотивации студентов. Преобладание социально-значимых и внутренних мотивов личности создает благоприятные условия для повышения психологической готовности к занятиям физической культурой в вузе.
Теоретическая значимость. В ходе выполнения работы были выделены структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов к занятиям физической культурой, разработана новая методика для определения поведенческого компонента такой готовности, разработаны новые бланки для отображения полученных данных.
Практическая значимость. Получены новые данные о содержании компонентов психологической готовности, которые легли в основу разработки практических рекомендаций формирования мотивационного компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой студентов вуза, которые могут быть использованы в практической деятельности преподавателями вуза и учителями по физической культуре.
Выборка и база исследования: В исследовании приняли участие студенты 1, 2, 3, 4-х курсов различных специальностей Белгородского
государственного технологического университета (БГТУ им. В.Г.Шухова) г.
Белгорода. Общее количество испытуемых составило 120 человек, среди которых:
1) студенты первого года обучения - 30 человек;
2) студенты второго года обучения - 30 человек;
3) студенты третьего года обучения - 30 человек;
4) студенты четвертого года обучения - 30 человек.
Структура исследования: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Количество страниц 107.
Положительным фактором двигательной активности молодежи, является физическая культура и спорт, которая способствует сохранению и укреплению здоровья, всестороннему развитию, улучшению
трудоспособности и снижению утомляемости, повышению
сопротивляемости организма различным заболеваниям за период обучения в учебном заведении.
Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования в высшей школе.
Программа по физическому воспитанию для высших учебных заведений предусматривает формы проведения занятий, которые в определенной мере могут компенсировать дефицит двигательной активности студентов, возникающий в условиях насыщенного общеобразовательного процесса. Регулярность посещений занятий физической культурой обеспечивает физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.
Занятия по учебной дисциплине «Физическая культура» включают в себя практический и теоретический раздел.
Вопросы психологической готовности к деятельности стали предметом изучения А.А. Ухтомский, Н. Д. Левитов, А.Э. Штейнмец, Н.В. Кузьмина, О.М. Краснорядцева, М.И. Виноградова, Б.Ф. Ломов, В.Н. Пушкин, К.К. Платонов, Э.А. Фарапонтова, С.В. Утнева, М.И. Дьяченко и др. Вопросами мотивационной сферы занимались А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, В.П. Симонов, Е.В. Сидоренко, Л.А. Кандыбович,
А.Шопенгауэр и др. В научных трудах этих авторов дана характеристика потребностей, мотивов и целей личности, раскрываются некоторые механизмы их формирования. Большое значение для понимания их действий и взаимодействий в области физической культуры работы имеют работы А.Г. Щедриной, В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейна, М.В. Виноградовой, Т.М. Ким,
В.М. Менщикова и т.д.
С позиции теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) психологическая готовность к занятиям физической культурой в вузе - это сложное многоуровневое образование, которое включает в себя как личностные (особенности мотивов, интересов, отношений) и операциональные компоненты (система знаний, умений и навыков, особенности мышление) (Э.А. Фарапонтова и С.В. Ушнев, 1988).
В соответствии с данным подходом нами были выделены и следующие компоненты психологической готовности студентов к занятиям физической культурой: мотивационный компонент - включающий в себя мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой; когнитивный компонент - включающий в себя теоретические знания студентов о физической культуре, её функциях, методах и средствах развития физических качеств; операциональный компонент - это умения и навыки, полученные студентами на занятиях физической культурой, а также уровень развития их физических качеств; поведенческий - посещение студентами (регулярное или эпизодическое) учебных занятий по физической культуре.
Проанализировав полученные данные по отдельным компонентам психологической готовности студентов к занятиям физической культурой, мы выявили их структурно-содержательные особенности, а так же степень выраженности и согласованности этих компонентов с ведущим типом учебно-профессиональной мотивации.
Наибольшая степень выраженности мотивационного компонента психологической готовности к занятиям физической культурой наблюдается у студентов первого и четвертого курса.
По когнитивному и операциальному компонентам психологической готовности студентов к занятиям физической культурой более выражен у студентов 3 и 4 курсов, что обусловлено включение в учебную дисциплину теоретических занятий по физической культуре.
Анализируя полученные в ходе исследования результаты можно сделать вывод - если у обучающихся студентов преобладают социально значимые мотивы (мотивы, реализующие общественное предназначение профессии) над индивидуально-значимыми мотивами (мотивы саморазвития, самосовершенствования и т.д.), внешними положительными и отрицательными то это создает благоприятное условие повышения уровня мотивационного компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой, а так же для согласования всех компонентов такой готовности.
По итогам полученных данных была разработана программа по развитию мотивационного компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе.
трудоспособности и снижению утомляемости, повышению
сопротивляемости организма различным заболеваниям за период обучения в учебном заведении.
Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования в высшей школе.
Программа по физическому воспитанию для высших учебных заведений предусматривает формы проведения занятий, которые в определенной мере могут компенсировать дефицит двигательной активности студентов, возникающий в условиях насыщенного общеобразовательного процесса. Регулярность посещений занятий физической культурой обеспечивает физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.
Занятия по учебной дисциплине «Физическая культура» включают в себя практический и теоретический раздел.
Вопросы психологической готовности к деятельности стали предметом изучения А.А. Ухтомский, Н. Д. Левитов, А.Э. Штейнмец, Н.В. Кузьмина, О.М. Краснорядцева, М.И. Виноградова, Б.Ф. Ломов, В.Н. Пушкин, К.К. Платонов, Э.А. Фарапонтова, С.В. Утнева, М.И. Дьяченко и др. Вопросами мотивационной сферы занимались А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, В.П. Симонов, Е.В. Сидоренко, Л.А. Кандыбович,
А.Шопенгауэр и др. В научных трудах этих авторов дана характеристика потребностей, мотивов и целей личности, раскрываются некоторые механизмы их формирования. Большое значение для понимания их действий и взаимодействий в области физической культуры работы имеют работы А.Г. Щедриной, В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейна, М.В. Виноградовой, Т.М. Ким,
В.М. Менщикова и т.д.
С позиции теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) психологическая готовность к занятиям физической культурой в вузе - это сложное многоуровневое образование, которое включает в себя как личностные (особенности мотивов, интересов, отношений) и операциональные компоненты (система знаний, умений и навыков, особенности мышление) (Э.А. Фарапонтова и С.В. Ушнев, 1988).
В соответствии с данным подходом нами были выделены и следующие компоненты психологической готовности студентов к занятиям физической культурой: мотивационный компонент - включающий в себя мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой; когнитивный компонент - включающий в себя теоретические знания студентов о физической культуре, её функциях, методах и средствах развития физических качеств; операциональный компонент - это умения и навыки, полученные студентами на занятиях физической культурой, а также уровень развития их физических качеств; поведенческий - посещение студентами (регулярное или эпизодическое) учебных занятий по физической культуре.
Проанализировав полученные данные по отдельным компонентам психологической готовности студентов к занятиям физической культурой, мы выявили их структурно-содержательные особенности, а так же степень выраженности и согласованности этих компонентов с ведущим типом учебно-профессиональной мотивации.
Наибольшая степень выраженности мотивационного компонента психологической готовности к занятиям физической культурой наблюдается у студентов первого и четвертого курса.
По когнитивному и операциальному компонентам психологической готовности студентов к занятиям физической культурой более выражен у студентов 3 и 4 курсов, что обусловлено включение в учебную дисциплину теоретических занятий по физической культуре.
Анализируя полученные в ходе исследования результаты можно сделать вывод - если у обучающихся студентов преобладают социально значимые мотивы (мотивы, реализующие общественное предназначение профессии) над индивидуально-значимыми мотивами (мотивы саморазвития, самосовершенствования и т.д.), внешними положительными и отрицательными то это создает благоприятное условие повышения уровня мотивационного компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой, а так же для согласования всех компонентов такой готовности.
По итогам полученных данных была разработана программа по развитию мотивационного компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе.
Подобные работы
- Отношение студентов СФУ к занятию физической культурой
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2017 - Методика повышения физической подготовленности начинающих волейболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Диссертация , физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД средствами физической культуры и спорта
Диссертации (РГБ), физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Особенности построения уроков физической культуры для учащихся с нарушением осанки (сколиоз 1-й степени, лордоз)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Повышение мотивации обучающихся 8 класса на уроках физической культуры средствами фитнес - аэробики
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Формирование интереса к урокам физической культуры обучающихся сельских школ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019



