ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
1.1. Проблема психологической готовности студентов к занятиям
физической культурой в вузе в психологии 10
1.2. Условия формирования психологической готовности студентов к
занятиям физической культурой в вузе 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ 1-4 КУРСОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Результаты и их обсуждение 39
2.3. Программа по развитию мотивационного компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность проблемы исследования. Как указано в ряде нормативных и правовых документах в области физической культуры и спорта (основополагающий который является федеральный закон №329 от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 года утверждена "Стратегия развития физической культуры и спорта РФ на период до 2020 года") деятельность специалистов должна быть направленна на формирование осознанной потребности современного общества в здоровом образе жизни, а так же вовлечение населения страны в активные физкультурно-оздоровительные занятия.
Главной целью изменений в системе физического воспитания должно стать улучшение здоровья населения с учетом их потребностей, мотивов деятельности и интересов.
Согласно данным Российской академии медицинских наук, озвученных в докладе Общественной палате России в 2017 году, среди поступивших в высшие учебные заведения студентов практически нет здоровых людей. Ученые сообщают, что почти у всех первокурсников высокая заболеваемость органов дыхания, плоскостопий, искривлений позвоночника, нарушений координаций движений, расстройство обмена веществ. В настоящее время наблюдается кризисное состояние системы физической культуры студентов, которое не отвечает требованиям современного общества. Сегодня, к сожалению, обесценен социальный престиж физической культуры, спорта, здорового образа жизни, а также недооценивается социальная, оздоровительная и воспитательная ценность физической культуры. Результатом такого положения дел в области физической культуры является низкий уровень развития компонентов психологической готовности к систематическому занятию физической культурой и к ведению здорового образа жизни.
В условиях современного обучения в вузе мы наблюдаем противоречие между социальным запросом на подготовку конкурентоспособного, здорового специалиста, ориентированного на ценности физической культуры с одной стороны, и недостаточным уровнем развития психологической готовности студентов к занятиям физической культурой, с другой.
К проблеме низкой мотивации студентов к занятию физической культурой посвящено значительное количество научных исследований, но эта проблема продолжает быть актуальной и в нынешнее время. В сложившейся ситуации важным становиться переосмысление содержания, приемом и методов формирования мотивационной готовности студентов к занятию физической культурой в процессе образовательной деятельности, подбор необходимых мотиваторов, ориентированных на успех в области физической культуры. Необходимо научно объяснить и обосновать эффективное использование в образовательном процессе занятий физической культурой, организации мотивационного процесса.
Вопросы психологической готовности к деятельности стали предметом изучения А.А. Ухтомский, Н. Д. Левитов, А.Э. Штейнмец, Н.В. Кузьмина, О.М. Краснорядцева, М.И. Виноградова, Б.Ф. Ломов, В.Н. Пушкин, К.К. Платонов, Э.А. Фарапонтова, С.В. Утнева, М.И. Дьяченко и др. Вопросами мотивационной сферы занимались А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, В.П. Симонов, Е.В. Сидоренко, Л.А. Кандыбович,
A. Шопенгауэр и др. В научных трудах этих авторов дана характеристика потребностей, мотивов и целей личности, раскрываются некоторые механизмы их формирования. Большое значение для понимания их действий и взаимодействий в области физической культуры работы имеют работы А.Г. Щедриной, В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейна, М.В. Виноградовой, Т.М. Ким,
B. М. Менщикова и т.д.
Для понимание психологической готовности студентов к занятиям физической культурой нами были выделены следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операциональный и поведенческий. Под мотивационным компонентом мы понимаем мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой.
Когнитивный компонент психологической готовности следует представлять, как теоретические знания студентов о физической культуре, её функциях, методах и средствах развития физических качеств;
Операциональный компонент психологической готовности - это умения и навыки, полученные студентами на занятиях физической культурой, а также уровень развития их физических качеств;
Поведенческий компонент - посещение студентами (регулярное или эпизодическое) учебных занятий по физической культуре.
Таким образом, проблема нашего исследования состоит в следующем: каковы структурно-содержательные особенности
психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе?
Цель исследования: изучить структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе.
Объект исследования: психологическая готовность студентов к занятиям физической культурой вуза.
Предмет исследования: структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов 1, 2, 3 и 4 курсов основной
медицинской группы к занятиям физической культурой в вузе.
Гипотеза исследования:
1. В условиях существующей практики обучения в вузе особое внимание уделяется формированию когнитивного и операционального компонентов психологической готовности к занятиям физической культурой. При этом мотивационный компонент развивается стихийно, эмпирическим путем. В этой связи будут существовать структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов 1, 2, 3 и 4 курсов к занятиям физической культурой в вузе, а именно:
на младших курсах в большей степени будут выражены мотивационный и поведенческий компоненты,
на старших курсах будут преобладать когнитивный и операциональный компоненты при снижении роли мотивационного и поведенческого компонентов такой готовности.
2. Степень выраженности и согласованности мотивационного, когнитивного, операционального и поведенческого компонентов психологической готовности к занятиям физической культурой в вузе связаны с ведущим типом учебно-профессиональной мотивации студентов. Преобладание социально-значимых и внутренних мотивов личности создает благоприятные условия для повышения психологической готовности к занятиям физической культурой в вузе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме психологической готовности студентов к занятиям физической культурой;
2. Выявить структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов 1, 2, 3, 4 курсов к занятиям физической культурой в вузе;
3. Изучить характер связи между структурными компонентами психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе и выявить роль учебно-профессиональной мотивации студентов, побуждающей их к этим занятиям, в обеспечении согласованности мотивационного, когнитивного, операционального и поведенческого компонентов такой готовности;
4. На основе полученных результатов разработать практические рекомендации преподавателям вуза по формированию психологической готовности студентов к занятиям физической культурой.
Теоретико-методологической основой исследования служили основные положения психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева,
Э.А. Фарапонтова, С.В. Утнева, М.И. Дьяченко и др. Изучением мотивационной сферой занимались А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, В.П. Симонов, Е.В. Сидоренко и др.
Методы исследования. Для решения исследовательских задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: организационные - метод срезов или сравнительный метод, эмпирический (опросный метод и экспертная оценка); методы обработки полученных данных - методы математической статистики (ранговый критерий Н- Крускала-Уоллиса, однофакторный дисперсионный анализ ANOVA); интерпретационный - структурный метод.
Методики исследования:
1) Анкета «Личные цели занятий физической культурой» (А.С. Герасимова, О.В. Польщикова), направленная на изучение мотивов, побуждающих студентов вуза к занятиям физической культурой;
2) Анкета «Теоретические знания в области физической культуры» (А.С. Грачев), направленная на проверку теоретических знаний студентов о физической культуре, её функциях, методах и средствах развития физических качеств;
3) Экспертная оценка физической подготовленности студентов, позволяющая изучить уровень операционального компонента готовности к занятиям физической культурой в вузе;
4) Анкета, направленная на определение поведенческого компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой (А.С. Герасимова, Р.И. Хаметова);
5) Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова), направленная на оценку ведущего типа учебно-профессиональной мотивации студентов вуза.
Положения выносимые на защиту:
Существуют структурно-содержательные особенности
психологической готовности студентов 1, 2, 3 и 4 курсов к занятиям физической культурой в вузе выделено в:
на младших курсах в большей степени выражены мотивационный и поведенческий компоненты,
на старших курсах преобладают когнитивный и операциональный компоненты при снижении роли мотивационного и поведенческого компонентов такой готовности.
Степень выраженности и согласованности мотивационного, когнитивного, операционального и поведенческого компонентов психологической готовности к занятиям физической культурой в вузе связаны с ведущим типом учебно-профессиональной мотивации студентов. Преобладание социально-значимых и внутренних мотивов личности создает благоприятные условия для повышения психологической готовности к занятиям физической культурой в вузе.
Теоретическая значимость. В ходе выполнения работы были выделены структурно-содержательные особенности психологической готовности студентов к занятиям физической культурой, разработана новая методика для определения поведенческого компонента такой готовности, разработаны новые бланки для отображения полученных данных.
Практическая значимость. Получены новые данные о содержании компонентов психологической готовности, которые легли в основу разработки практических рекомендаций формирования мотивационного компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой студентов вуза, которые могут быть использованы в практической деятельности преподавателями вуза и учителями по физической культуре.
Выборка и база исследования: В исследовании приняли участие студенты 1, 2, 3, 4-х курсов различных специальностей Белгородского
государственного технологического университета (БГТУ им. В.Г.Шухова) г.
Белгорода. Общее количество испытуемых составило 120 человек, среди которых:
1) студенты первого года обучения - 30 человек;
2) студенты второго года обучения - 30 человек;
3) студенты третьего года обучения - 30 человек;
4) студенты четвертого года обучения - 30 человек.
Структура исследования: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Количество страниц 107.
Положительным фактором двигательной активности молодежи, является физическая культура и спорт, которая способствует сохранению и укреплению здоровья, всестороннему развитию, улучшению
трудоспособности и снижению утомляемости, повышению
сопротивляемости организма различным заболеваниям за период обучения в учебном заведении.
Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования в высшей школе.
Программа по физическому воспитанию для высших учебных заведений предусматривает формы проведения занятий, которые в определенной мере могут компенсировать дефицит двигательной активности студентов, возникающий в условиях насыщенного общеобразовательного процесса. Регулярность посещений занятий физической культурой обеспечивает физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.
Занятия по учебной дисциплине «Физическая культура» включают в себя практический и теоретический раздел.
Вопросы психологической готовности к деятельности стали предметом изучения А.А. Ухтомский, Н. Д. Левитов, А.Э. Штейнмец, Н.В. Кузьмина, О.М. Краснорядцева, М.И. Виноградова, Б.Ф. Ломов, В.Н. Пушкин, К.К. Платонов, Э.А. Фарапонтова, С.В. Утнева, М.И. Дьяченко и др. Вопросами мотивационной сферы занимались А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, В.П. Симонов, Е.В. Сидоренко, Л.А. Кандыбович,
А.Шопенгауэр и др. В научных трудах этих авторов дана характеристика потребностей, мотивов и целей личности, раскрываются некоторые механизмы их формирования. Большое значение для понимания их действий и взаимодействий в области физической культуры работы имеют работы А.Г. Щедриной, В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейна, М.В. Виноградовой, Т.М. Ким,
В.М. Менщикова и т.д.
С позиции теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) психологическая готовность к занятиям физической культурой в вузе - это сложное многоуровневое образование, которое включает в себя как личностные (особенности мотивов, интересов, отношений) и операциональные компоненты (система знаний, умений и навыков, особенности мышление) (Э.А. Фарапонтова и С.В. Ушнев, 1988).
В соответствии с данным подходом нами были выделены и следующие компоненты психологической готовности студентов к занятиям физической культурой: мотивационный компонент - включающий в себя мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой; когнитивный компонент - включающий в себя теоретические знания студентов о физической культуре, её функциях, методах и средствах развития физических качеств; операциональный компонент - это умения и навыки, полученные студентами на занятиях физической культурой, а также уровень развития их физических качеств; поведенческий - посещение студентами (регулярное или эпизодическое) учебных занятий по физической культуре.
Проанализировав полученные данные по отдельным компонентам психологической готовности студентов к занятиям физической культурой, мы выявили их структурно-содержательные особенности, а так же степень выраженности и согласованности этих компонентов с ведущим типом учебно-профессиональной мотивации.
Наибольшая степень выраженности мотивационного компонента психологической готовности к занятиям физической культурой наблюдается у студентов первого и четвертого курса.
По когнитивному и операциальному компонентам психологической готовности студентов к занятиям физической культурой более выражен у студентов 3 и 4 курсов, что обусловлено включение в учебную дисциплину теоретических занятий по физической культуре.
Анализируя полученные в ходе исследования результаты можно сделать вывод - если у обучающихся студентов преобладают социально значимые мотивы (мотивы, реализующие общественное предназначение профессии) над индивидуально-значимыми мотивами (мотивы саморазвития, самосовершенствования и т.д.), внешними положительными и отрицательными то это создает благоприятное условие повышения уровня мотивационного компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой, а так же для согласования всех компонентов такой готовности.
По итогам полученных данных была разработана программа по развитию мотивационного компонента психологической готовности студентов к занятиям физической культурой в вузе.
1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учеб. пособие.- М,: Просвещение, 2004.-158 с.
2. Асеев В.Г. О двойственности структуры детерминации психических процессов / М,: Акмеология - 2014 - №4.
3. Аткинсон Дж. Эволюция современного капитализма (психологический аспект) = The Evolution of modern capitalism : с рецензией В. И. Ленина : перевод с английского / Дж. Аткинсон. - Изд. 2-е, [репр.]. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2011. - 429 с.
4. Ашмарин Б. А. Динамика нервных процессов у юношей при разучивании двигательных действий: Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата биол. наук / Ленингр. педиатрич. мед. ин-т. - Ленинград, 1999. - 18 с.
5. Ашмарин Б. А. Методика самостоятельной работы: Учеб. пособие для слушателей / Б. А. Ашмарин, Р. Я. Хентов ; Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Фак. повышения квалификации. - Ленинград, 2014. - 53 с.
6. Баллер Э.Н. Культура, Творчество. Человек. / Э.Н. Баллер, Н.С. Злобин; М.: Молодая гвардия, 2000.- 278 с.
7. Бальсевич В.К. Физическая активность человека - Киев: Здоров'я, 2007.- 224 с.
8. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 2014,- 208 с.
9. Белкин А.А. Психология и педагогика физической культуры и
спорта: учебное пособие для студентов специальности 0802000
"Менеджмент" профиля "Менеджмент в спортивной индустрии" / А. А. Белкин ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский гос. ун-т путей сообщения", Гуманитарный ин-т, Каф. "Менеджмент в спорте". - Москва : МИИТ, 2012. - 66 с.
10. Бернштейн, H.A. Физиология движений и активность,- М.: Наука, 1999 - 221 с.
11. Бодров А.А. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2008. - 587 с.
12. Брунер Д. Психология познания: За пределами
непосредственной. информации / Дж. Брунер ; Пер. с англ. К.И. Бабицкого ; Предисл. и общ. ред. д. чл. АПН СССР А.Р. Лурия. - Москва : Прогресс, 2001. - 412 с.
13. Виленский М.Я. Физическое воспитание и всестороннее развитие личности будущего учителя // Физическая культура и спорт в научной организации учебного труда студентов: Сб.трудов. - Вьш.З. - М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 2001.- С. 5-22.
14. Виленский М.Я. Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя: Учебное пособие.- М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 2016.- 60 с.
15. Виноградова М. В. Проблемы формирования траектории профессионально-ориентированного обучения менеджера : монография / М. В. Виноградова, И. А. Суслова. - Москва : Информ.-внедренческий центр "Маркетинг", 2010. - 221 с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 2016. - 487 с.
17. Выдрин В.М. История и методология науки о физической культуре: Учебно-методическое пособие. - СПб., 2017. — 151с.
18. Герасимова, А. С. Диагностика и коррекция отношения к ЕГЭ / учеб.-метод. Пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 100 с.
19. Герасимова А.С. Мотивация учения в контексте деятельностного подхода: учеб. Пособие . - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 140 с.
20. Генов Ф. Психологически аспекты спортивных тренировок / Филипп Генов; Общ. ред. и вступит. статья Б. Ф. Ломова, В. Ф. Венды. - М. : Прогресс, 2005. - 422 с.
21. Горелова Т. И. Психологическая готовность к деятельности :
автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.07 / Ин-т
психологии им. Л.С. Выготского Рос. гос. гуманитар. ун-та. - Москва, 2006. - 29 с.
22. Дзуцев Х.В. Актуальные проблемы науки: сборник статей / Северо-Осетинский ун-т им. Хетугурова ; редкол.: Х. В. Дзуцев и др. - Владикавказ : ИПО СОИГСИ, 2012. - 104 с.
23. Додонов Б. И. В мире эмоций и чувств. - Киев : Политиздат Украины, 2007. - 139 с.
24. Дьяченко М.И. Военная психология и педагогика : Учеб. пособие / М. И. Дьяченко, И. М. Павленко. - Москва : М-во обороны СССР, 1989. - 272 с.
25. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства- М.: Физкультура и спорт, 2003,- 184 с.
26. Жолдак В. И. Физическая культура и спорт как действенное средство формирования личности // Материалы итоговой конференции ВНИИФК за 2003 г. - М., 2003.- С. 22-26.
27. Журавлев И. К. Дидактическая модель учебного предмета / И.К.Журавлев, Л.Я.Зорина // Новые исследования в педагогических науках. М., 2009. - №1 (33). - С.18-23.
28. Завьялов, А. И., Методические рекомендации по совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию в вузе. - Минск: Б.н., 2007.- 82 с.
29. Зайцев Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов// Теория и практика физической культуры, 2003.-№7,-
С.23-24.
30. Ильин Н.П. Психофизиология физического воспитания- М.: Просвещение, 2003,- 219 с.
31. Ильин С.С. Что такое управленческая деятельность? / С. С. Ильин, А. М. Мотылев. - М. : Прогресс, 2006. - 302 с.
32. Ильинич В.И. Профессионально прикладная физическая подготовка студентов вузов,- М.: Высшая школа. 2008,- 144с.
33. Калинина И. А. Психологическая готовность студентов к
профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения : на примере экономического вуза : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07. - Москва, 2007. - 232 с.
34. Кандыбович Л. А. Психологические основы управления воспитанием и обучением: Тезисы респ. науч.-практ. конф. / Редколлегия: Л. А. Кандыбович (отв. ред.) ; Науч.-исслед. ин-т педагогики М-ва просвещения БССР. Респ. отд-ние О-ва психологов СССР. Респ. совет по координации науч. исследований в обл. пед. наук в СССР. - Минск, 1996. - 159 с.
35. Каргаполов Е.П. Социальная модель преподавателя по физической культуре и спорту: Автореф. дис. канд. пед. наук- Л., 2001,- 36 с.
36. Катрич Е.В. Педагогическая позиция преподавателя но Ф физической культуре в учебных заведениях нового типа: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Л., 2003,- 24 с.
37. Ким Т.М. Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научно-методических трудов профессорско-преподавательского коллектива, аспирантов, соискателей и студентов / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский пед. гос. ун-т", Фак. физической культуры ; под ред. Т. М. Ким, Г. А. Кузьменко. - Москва : МГПУ : Прометей, 2013. - 227 с.
38. Кислов, В.Н. Роль физической культуры в формировании личности студента. - Горький, 2000.- 12 с.
39. Краснорядцева О. М. Изменения в обществе и классическом университете: история и современность : монография. Томск : Изд-во Томского ун-та, 2005 (Асино : Асиновская типография). - 293 с.
40. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: Монография / Н. В. Кузьмина (Головко-Гаршина). - М. : РГБ, 2004. - 144 с.
41. Куланин, Б.Ф. Влияние специальных знаний, убеждений и потребностей на практику самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодежи /на примере вузов РСФСР/: Автореф.дис. ... канд.пед.наук. - М., 2006.- 22с.
42. Левитов Н.Д. Психотехника и профессиональная пригодность.. - Москва : НКПС Транспечать, 2014. - 110 с.
43. Леонтьев, А. А. Психология общения. - М.: Смысл, 2007. - 365 с.
44. Леонтьев, А. И. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Наука, 2004.
- 364с.
45. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Политиздат, 2007. - 304с.
46. Лернер И.Я. Дидактическая модель учебного процесса. - М.: Изд- во РОУ, 2001. - 44 с.
47. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / Ред. коллегия: Г. Г. Шахвердов (отв. ред.) и др. — М. : Физкультура и спорт, 1999.
- 441 с.
48. Ливенцева О.В. О некоторых приемах повышения эффективности управления - Минск : Учпедгиз БСР, 2001. - 91 с.
49. Ломов Б. Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. - М. : Наука, 1999. - 202 с,
50. Лубышева Л. И. Концепция физкультурного образования: теория, методика // Теория и практика физической культуры. 2014 - N 3.- С, 14-19.
51. Лубышева Л.И. Теоретико- методологическое обоснование физкультурного воспитания. - М.: Политиздат, 2015. - 304с.
52. Магомед-Эминов М. Ш. Позитивная психология человека : от психологии субъекта к психологии бытия. - Москва : ПАРФ, 2007. - 559 с.
53. Малиновский C.B. Универсальная комплексная система подготовки в физическом воспитании студентов // Теория. И практика .физической культуры .- 2001,-№6,- С. 13-15
54. Манасян Р.Х. Психологическая готовность к обучению и деятельности: учебно-методический комплекс по специальности 030301 "Психология". - Москва : МУГУ, 2008. - 26 с.
55. Масюченко К.К. Мотивационная готовность призывников к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.14. - Москва, 1997. - 195 с.
56. Менщиков В.М. Дидактические основы профессионально-прикладной физической культуры учащейся молодежи : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.04. - Челябинск, 2001. - 394 с.
57. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / предисл. Е. А. Климова. - Москва : Педагогика, 2006. - 253 с.
58. Метлушко О. С. Место и роль педагогики спорта в системе
подготовки спортивно-педагогических кадров ФРГ : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Моск. обл. гос. ин-т физ. кул-ры. -
Малаховка, 1991. - 193 с.
59. Моросанова В.И. Категория субъекта: методология и
исследования / В.И.Моросанова // Вопросы психологии. 2009.- № 2 - С.140¬144.
60. Мясищев В.М. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР,- М., 1989,-Т.2.-С. 110-126.
61. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- 584с.
62. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных : учебное пособие / А.Д.
Наследов. - 3-е издание, стереотипное. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 392 с.
63. Николаев Ю. М. Физическая культура и спорт в контексте спортивно-образовательной политики России: монография / Ю. М. Николаев. - 2013. - с. 57.
64. Новиков Б.М. Исследование интересов, мотивации и отношение к спорту в вузе // Материалы Всесоюзной научной конференции. - М.: Изд-во МГУ, 2008.- С. 52-54.
65. Новиков Б.М. Физическое воспитание студентов : Учеб. пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. физ. воспитания; под ред. Б. М. Новикова. - М. : Изд-во МГУ, 2000. - 80 с
66. Нюттен Жозеф. Мотивация, действие и перспектива будущего : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Жозеф Нюттен; под ред. Д. А. Леонтьева; пер. с англ. Е. Ю. Патяевой и др. - Москва : Смысл, 2004. - 607 с.;
67. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с.
68. Платонов К.К. Психологический практикум : Учеб. пособие для индустр.-пед. техникумов. - М. : Высш. школа, 1980. - 165 с.
69. Подопригова, А.С. Краткий психологический словарь / А.С. Подопригова. - М.: Феникс, 2012. - 459 с.
70. Полякова И. П. Роль ценностей в процессе мотивации: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Москва, 2003. - 163 с.
71. Прангишвили А.С. К проблеме основ уверенности в
воспоминании. - Тбилиси : Акад. наук Груз. РС, 1999. - 24 с.
72. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г
Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.,
73. Пуни А.Ц. Психология : Учеб. для техникумов физ. культуры / А. Ц. Пуни, Т. Т. Джамгаров, Д. Я. Богданова и др.; Под общ. ред. А. Ц. Пуни. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 255 с.
74. Пушкин В.Н . Некоторые проблемы современной психологии мышления.- Москва : Знание, 2001. - 46 с.;
75. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. - М.: АСТ, 2003. - 709 с.
76. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1996. - 704 с.
77. Сидоренко Е.В.. Методы математической обработки в
психологии. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 349 с.
78. Симонов В. П. Педагогика и психология высшей школы: инновационный курс для подготовки магистров : учебное пособие / В. П. Симонов. - Москва : Вузовский учеб. : ИНФРА-М, 2015. - 319 с
79. Ухтомский, А.А. Физиология двигательного аппарата / А. А. Ухтомский. - Ленинград: Практическая медицина. - 168 с.
80. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. - 448 с.
81. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. - М.: Феникс, 2009. - 816 с.
82. Шапиро С.А. Мотивация: эффективные методы мотивации. Эволюция концепций мотивации. Психологические типы личности. Передовой зарубежный и отечественный опыт стимулирования персонала. - М. : РГБ, 2009. - 34 с.
83. Шопенгауэр Артур. Мир как воля и представление. - Москва : Квадрига, 2015. - 591 с.
84. Штейнмец А.Э. Общая психология : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД. Ф. 01-Психология) / А. Э. Штейнмец. - 2-е изд., перераб. - Москва : Академия, 2010. - 283 с.
85. Щедрина А.Г. Мотивы физкультурно-спортивной активности учащейся молодежи // Физкультура и спорт как средство формирования активной жизненной позиции. - М., 2003.- С. 53-57.
86. Helen Bee. The growing child. An applied approach. - 2 edition. - USA: Longman, 1999. - 605 p.
87. P. Janet. L'evolution psychologique de la personnalite. Compte-rendu integral des conferences d'apres les notes stenographiques. - Paris: 2016. - 582 p.