Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений (Камчатский государственный технический университет)
Работа сделана примере Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Есть приложения.
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ АРХИТЕКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1. Сущность и цели деятельности органов местного самоуправления в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений 7
1.2. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений 14
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ АРХИТЕКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 22
2.1. Общая характеристика Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа 22
2.2. Характеристика деятельности Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений 26
2.3. Анализ проблем в деятельности Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений 33
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ АРХИТЕКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 45
3.1. Содержание проектных мероприятий 45
3.2. Оценка эффективности программных мероприятий 52
3.3. Специфика реализации проектных рекомендаций в условиях коронавирусной инфекции 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Цель выпускной квалификационной работы заключается в поиске путей совершенствования деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений на примере Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Для достижения сформулированной выше цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть теоретические аспекты деятельности органов местного са-моуправления Российской Федерации в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений;
осуществить анализ деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений на примере Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа;
разработать мероприятия, направленные на совершенствование деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений
оценить эффективность предложенных мероприятий.
В качестве объекта исследования выступает деятельность органов местного самоуправления Российской Федерации в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений.
Предметом исследования является деятельность Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О техническом регулировании», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2020), Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2020), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020), Постановление Правительства Камчатского края от 31.08.2017 № 360-П «О государственной программе Камчатского края «Формирование современной городской среды в Камчатском крае», муниципальная программа «Формирование современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2018-2022 годы», утверждена Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.12.2017 № 3217 и др.
Теоретическую базу работы составляют труды целого ряда исследователей, в том числе Ф.К. Быковой и В.В. Тобольской, В.Э. Волкова и др., которые раскрывают сущность муниципальной экономики и муници-пального управления, Л.Н. Айрапетян, Е.А. Колодней и Т.Ю. Важениной и др., которые акцентируют свое внимание на проблемах реализации в РФ программно-целевого подхода к государственному и муниципальному управлению, С.Н. Братановского и А.В. Ерхова, Б.А. Райзберга и др., которые анализируют различные аспекты управления градостроительным комплексом в России, в том числе и на уровне местного самоуправления.
Исследование базировалось на использовании таких общенаучных ме-тодов исследованияя, как системный анализ, обобщение, сравнение и синтез. Одновременно в рамках исследования использовались понятийно-правовой, исторический, системно-логический и статистический методы.
Как следует из приведенного выше плана, структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе раскрывается содержание деятельности органов местного самоуправления в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений, а также рассматриваются способы нормативно-правового регулирования и управления данной деятельностью на территории современного муниципального образования. Вторая глава посвящена оценке особенностей и недостатков деятельности Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в обозначенном направлении. В третьей главе определены закономерности и тенденции развития системы градостроительства и земельных отношений в Российской Федерации в целом и в г. Петропавловск-Камчатский в частности, разработаны проектные направления и рекомендации по совершенствованию деятельности местной организации. В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
Посредством градостроительной деятельности в широком понимании этого понятия реализуется большинство муниципальных целевых программ и инвестиционных проектов, формируются планировка и застройка территории, оптимизируется в соответствии с зонированием территории размещение объектов жилищного строительства, городского хозяйства и социальной сферы, транспортных и инженерных коммуникаций, формируется архитектурный облик поселения, улучшается состояние городской среды.
Функции Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений возложены непосредственно на одно из ее структурных подразделений – Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений.
В 2018-2020 годах на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с Постановлением местной Администрации от 27.06.2013 № 1840 «О разработке и реализации муниципальных программ Петропавловск-Камчатского городского округа» в общей сложности реализовывались программные и инвестиционные мероприятия 12 муниципальных программ, среди которых с учетом темы настоящего исследования можно выделить: 1) муниципальную программу «Формирование современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2018-2022 годы»; 2) муниципальную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского»; 3) муниципальную программу «Создание условий для развития культуры, спорта и молодежной политики в Петропавловск-Камчатском городском округе».
Однако согласно опросу население г. Петропавловска-Камчатского относительно невысоко оценивает деятельность местных органов муниципального управления в области градостроительной деятельности и благоустройства городской территории, причем уровень удовлетворенности из года в год снижается. В свою очередь, представители городской администрации, напротив, демонстрируют чрезвычайно высокие и ежегодно растущие показатели удовлетворенности своей работой в части реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2018-2022 годы».
В то же время можно выделить следующие проблемы муниципального управления, актуальные и в сфере архитектуры, землеустройства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа: 1) общегосударственный подход к местному самоуправлению не как к ресурсу развития страны и общества, основанному на самоорганизации граждан, а как к нижнему уровню власти, которым необходимо управлять; 2) недостаточный уровень финансирования, что делает невозможным массовое решение накопившихся к настоящему моменту проблем; 3) неспособность муниципаль¬ных образований к активному саморазвитию, отсутствие эффективной мотивации к укреплению их финансовой самостоятельности; 4) нехватка высококвалифицированных кадров, что во многом способствует сохранению низкого уровня компетентности органов МСУ.
Для преодоления выявленных проблем была разработана более мас-штабная целевая программа «Реализация мероприятий в сфере архитектуры, градостроительной деятельности и земельных отношений в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2022-2028 годы».
Цели муниципальной программы: 1) создание условий для устойчивого развития территорий города, рационального использования природных ресурсов на основе документов градорегулирования, способствующих дальнейшему развитию жилищной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур города, с учетом интересов граждан, организаций и предпринимателей по созданию благоприятных условий жизнедеятельности; 2) вовлечение в оборот земель, находящихся в муниципальной собственности; 3) мониторинг и обновление электронной базы градостроительных данных, обеспечение информационного и электронного взаимодействия; 4) создание на территории Петропавловск-Камчатского городского округа условий для увеличения объемов инди-видуального жилищного строительства.