СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ ПРИ НАЛИЧИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ СУПРУГОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ ПРИ
НАЛИЧИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ СУПРУГОВ 6
1.1. Понятие социально-психологического климата семьи 6
1.2. Супружеские роли и позиции 10
1.3. Рефлексивная позиция личности супругов 14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ ПРИ НАЛИЧИИ
РЕЛЕКСИНОЙ ПОЗИЦИИ СУПРУГОВ 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования социально-
психологического климата семьи при наличии рефлексивной позиции
супругов 21
2.3. Рекомендации и программа тренннга по стабилизации социально - психологического климата семьи 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 58
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 69
Приложение 3. Корреляционная матрица психологического климата и рефлексивной позиции супругов 71
Приложение 4. Корреляционные связи между показателями социально-психологического климата семьи и рефлексивности супругов 73
Приложение 5. Программа тренинга по стабилизации социально-психологического климата семьи 74
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ ПРИ
НАЛИЧИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ СУПРУГОВ 6
1.1. Понятие социально-психологического климата семьи 6
1.2. Супружеские роли и позиции 10
1.3. Рефлексивная позиция личности супругов 14
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ ПРИ НАЛИЧИИ
РЕЛЕКСИНОЙ ПОЗИЦИИ СУПРУГОВ 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования социально-
психологического климата семьи при наличии рефлексивной позиции
супругов 21
2.3. Рекомендации и программа тренннга по стабилизации социально - психологического климата семьи 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 58
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 69
Приложение 3. Корреляционная матрица психологического климата и рефлексивной позиции супругов 71
Приложение 4. Корреляционные связи между показателями социально-психологического климата семьи и рефлексивности супругов 73
Приложение 5. Программа тренинга по стабилизации социально-психологического климата семьи 74
Актуальность проблемы исследования. Коренные преобразования в социальной, экономической и политической сферах в современном российском обществе не могут не отразиться на главной ячейке общества, семье. Современной российской семье присущи такие кризисные проявления: низкий уровень рождаемости, увеличение числа семей неполных семей и группы риска, неблагополучных семей, постоянный рост разводов, распространение так называемых «гражданских» незарегистрированных браков. Сложно ожидать появления многочисленного потомства в неполных семьях, семьях наркоманов или алкоголиков (41% всех разводов), в парах, создаваемых современными гедонистами и эгоистами, зацикленными на личном преуспевании, карьере и деньгах. А это каждая вторая семья в России. Данные слова подтверждают статистические данные ЗАГСов. В 2013 году в России 667 971 случаев разводов на 1 225 501 браков. Таким образом, процент разводов в России за 2013 год составил 54,5%. Наше общество утратило истинные супружеские и семейные ценности. Это были перечислены внешние факторы, которые возможно проследить. Но есть достаточно весомый фактор социально-психологического климата семьи, который формирует внутрисемейные отношения, определяет функции и роли супругов. Поэтому представленная тема является на сегодняшний день актуальной.
Социально-психологический климат семьи изучали следующие психологи: Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.М. Лаптева, А.Ж. Салихова, А.В. Карпов, М. Грант, Б. Г. Парыгина, О.А Добрынина, Т. В. Андреева, А. В. Толстова, Е. Б. Назарова, А. В. Руденко, О. В. Бунина, Е. Е. Новосельцева, Т. А. Гурко и другие. Но идея социально-психологического климата семьи при наличии рефлексивной позиции супругов не достаточно хорошо исследована.
Запросы практики ориентированы на изучение этой проблемы. Таким образом, мы сформировали проблему нашего исследования: каковы характеристики социально-психологического климата семьи при наличии рефлексивной позиции супругов?
Целью нашего исследования является изучение характеристик социально-психологического климата семьи при наличии и отсутствии рефлексивной позиции супругов.
Объект исследования: социально-психологический климат семьи.
Предмет исследования: социально-психологический климат семьи при наличии рефлексивной позиции супругов.
Гипотеза исследования: характеристики социально-психологического климата семьи различаются у супругов с разной рефлексивной позицией, а именно супруги, имеющие развитую рефлексивность будут отличаться более высокими показателями положительного социально-психологического климата семьи, стремиться открыто выражать свои чувства, действия и проявлять более высокий уровень заботы друг о друге, в отличие от супругов с неразвитой рефлексивностью.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом в нашей работе решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению проблемы социально-психологического климата семьи при наличии рефлексивной позиции супругов.
2. Изучить социально-психологический климат семьи и рефлексивные позиции супругов.
3. Определить наличие связи между характеристиками социально-психологического климата семьи и особенностями рефлексивной позиции супругов.
4. Изучить характеристики социально-психологического климата семьи с разной рефлексивной позицией супругов.
5. Разработать рекомендации и программу тренинга по стабилизации социально-психологического климата семьи.
Теоретической базой нашего исследования явились представления о социально-психологическом климате семьи (О.А Добрынина, Т. В. Андреева, А. В. Толстова и др.) и исследования рефлексии личности (Н.С. Автономова, Н. Г. Алексеев, Л. С. Выготский, Е. И. Исаев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.)
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
В исследовании использовались следующие методы: организационные (сравнительный), эмпирические (тестирование, беседа); методы математико¬статистического анализа данных (статистическая обработка данных проводилась с использованием параметрических и непараметрических критериев: критерия t-Стьюдента для не зависимых выборок и коэффициента ранговой корреляции Спирмена) и качественного описания. Математическая обработка данных проведена на основе пакета статистических программ SPSS.
В нашем исследовании использовались следующие методики: Опросник «Психологический климат семьи», тест-опросник диагностики уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов) и «дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.М. Лаптева, А.Ж. Салихова), шкала семейного окружения (ШСО) - методика Famil Environmental Skale (FES). Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 50 человек (25 супружеских пар) разного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 58 страниц
Социально-психологический климат семьи изучали следующие психологи: Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.М. Лаптева, А.Ж. Салихова, А.В. Карпов, М. Грант, Б. Г. Парыгина, О.А Добрынина, Т. В. Андреева, А. В. Толстова, Е. Б. Назарова, А. В. Руденко, О. В. Бунина, Е. Е. Новосельцева, Т. А. Гурко и другие. Но идея социально-психологического климата семьи при наличии рефлексивной позиции супругов не достаточно хорошо исследована.
Запросы практики ориентированы на изучение этой проблемы. Таким образом, мы сформировали проблему нашего исследования: каковы характеристики социально-психологического климата семьи при наличии рефлексивной позиции супругов?
Целью нашего исследования является изучение характеристик социально-психологического климата семьи при наличии и отсутствии рефлексивной позиции супругов.
Объект исследования: социально-психологический климат семьи.
Предмет исследования: социально-психологический климат семьи при наличии рефлексивной позиции супругов.
Гипотеза исследования: характеристики социально-психологического климата семьи различаются у супругов с разной рефлексивной позицией, а именно супруги, имеющие развитую рефлексивность будут отличаться более высокими показателями положительного социально-психологического климата семьи, стремиться открыто выражать свои чувства, действия и проявлять более высокий уровень заботы друг о друге, в отличие от супругов с неразвитой рефлексивностью.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом в нашей работе решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению проблемы социально-психологического климата семьи при наличии рефлексивной позиции супругов.
2. Изучить социально-психологический климат семьи и рефлексивные позиции супругов.
3. Определить наличие связи между характеристиками социально-психологического климата семьи и особенностями рефлексивной позиции супругов.
4. Изучить характеристики социально-психологического климата семьи с разной рефлексивной позицией супругов.
5. Разработать рекомендации и программу тренинга по стабилизации социально-психологического климата семьи.
Теоретической базой нашего исследования явились представления о социально-психологическом климате семьи (О.А Добрынина, Т. В. Андреева, А. В. Толстова и др.) и исследования рефлексии личности (Н.С. Автономова, Н. Г. Алексеев, Л. С. Выготский, Е. И. Исаев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.)
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
В исследовании использовались следующие методы: организационные (сравнительный), эмпирические (тестирование, беседа); методы математико¬статистического анализа данных (статистическая обработка данных проводилась с использованием параметрических и непараметрических критериев: критерия t-Стьюдента для не зависимых выборок и коэффициента ранговой корреляции Спирмена) и качественного описания. Математическая обработка данных проведена на основе пакета статистических программ SPSS.
В нашем исследовании использовались следующие методики: Опросник «Психологический климат семьи», тест-опросник диагностики уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов) и «дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.М. Лаптева, А.Ж. Салихова), шкала семейного окружения (ШСО) - методика Famil Environmental Skale (FES). Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 50 человек (25 супружеских пар) разного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 58 страниц
Проанализировав психологическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что уровень социально-психологического климата семьи зависит от уровня развития рефлексивной позиции у каждого из супругов.
Социально - психологического климат это явление достаточно широкое и многогранное, которое характеризуется суммарным показателем того, насколько каждый член семьи доволен уровнем взаимоотношений, коммуникации, быта и досуга. В различных литературных источниках социально - психологический климат разделяют на благоприятный (положительный) и неблагоприятных (деструктивный).
Рефлексия это процесс фокусирования внимания личности на самом себе и на своем сознании, а также на продукты собственной деятельности и их переосмысление. В ходе работы мы выделили трех качественно отличных друг от друга процесса рефлексии: системная рефлексия, интроспекция и квазирефлексия.
В исследовании приняли участие 50 семей в возрасте 18 до 50 лет. Из них 25 мужчин и 25 женщин, 11 семейных пар со стажем супружеской жизни от 0 до 3 лет, 9 пар со средним стажем супружеской жизни от 3 до 10 лет, 5 пар с высоким стажем супружеской жизни от 10 лет и более. 7 семейных пар являются бездетными и 18 семейных пар имеют детей.
В практической части нашей работы мы выбрали четыре методики: Опросник «Психологический климат семьи», тест-опросник диагностики уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов) и «дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.М. Лаптева, А.Ж. Салихова), шкала семейного окружения (ШСО) - методика Famil Environmental Skale (FES). Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова.
В процессе исследования и интерпретации полученных данных, было выявлено, что в случаях, где присутствует неблагоприятный климат, в таких семьях чаще всего женщины более не довольны семейной атмосферой, чем мужчины. Этот фактор более нагляден в молодых семьях, так как распределение семейных ролей еще не до конца устоялось, мало совместных функций, а также возможны конфликты из-за разности стилей родительского воспитания, особенностей темперамента и досуга.
Было выявлено в процессе исследования, что высокий уровень рефлексивности является более выраженным у мужчин (56%), чем у женщин (44%). Это определяет современную тенденцию смены моделей мышления у мужчин и у женщин. Процессы рефлексивности в большей степени всегда были присущи женщинам. Но в виду того, что превалирует активная роль матери в системе детско-родительских отношений, растет процент неполных семей, где мать это единственный родитель у ребенка, то вырастают мужчины с приобретенной женской моделью мышления. Отсюда и высокий уровень рефлексивности у мужчин. Напротив, женщины стали более ответственными за основные семейные функции.
Проведенный математико-статистический анализ данных показал то, что по показателю «Системная рефлексия» мужчины (Нэмп=10,6) и женщины (Нэмп=7.22), имеющие разный стаж супружеской жизни достоверно различаются на высоком уровне статистической значимости р<0,01. Данный результат говорит нам о том, что мужчины и женщины, имеющие средний стаж супружеской жизни отличаются большей выраженностью показателя «системная рефлексия» по сравнению с мужчинами и женщинами, имеющими малый и большой стаж супружеской жизни. Это можно объяснить тем, что данный период часто включает задачи, связанные с воспитанием и социализацией детей и наибольшим количеством различных функций, которые выполняют супруги. Такое многообразие задач, стоящих перед супругами, требуют от них обдуманности планов и способов решения этих задач. Кроме того, женщины, имеющие разный стаж супружеской жизни по показателю дифференциального типа рефлексии «интроспекция» (Нэмп=4,18), достоверно различаются на уровне статистической тенденции р<0,1. Это говорит нам о том, что женщины, имеющие средний стаж супружеской жизни отличаются большей выраженностью показателя «интроспекция» по сравнению с женщинами, имеющими малый и большой стаж супружеской жизни. Это можно объяснить тем, что внутриличностное состояние женщины, её эмоциональное ощущение и переживание в среднем стаже семейной жизни наиболее ярко в связи с родительскими переживаниями. Дети растут, делают ошибки или успехи в различных социальных отраслях, которые напрямую влияют на интроспективное рефлексивное состояние матери.
Была выявлена тенденция: чем больше семейный стаж, тем больше растет конфликтность семье. Супруги с годами становятся друг другу более открытыми и то, что умалчивалось на первых годах супружеской жизни, со временем высказывается.
При составлении корреляционных плеяд были обнаружены 42 корреляционные связи между показателями психологического климата, общего уровня рефлексивности, процессами рефлексии и шкалами семейного окружения. Связи показали, что чем больше у супругов будет развита рефлексивность, умение анализировать свои чувства, мысли и поведение в отношении себя, социального окружения и временных рамок, тем выше будет социально-психологический климат семьи, проявляющийся в сплоченности, пониженной конфликтности, открытом выражении чувств и уважения друг к другу, организованность в решении семейно - бытовых вопросов. Супруги, имеющие развитую рефлексивность будут отличаться более высокими показателями положительного социально-психологического климата семьи, стремиться открыто выражать свои чувства, действия и проявлять более высокий уровень заботы друг о друге, в отличие от супругов с неразвитой рефлексивностью.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, но требует дополнительного изучения с привлечением таких показателей как эмпатия, особенности семейной коммуникации, согласованности/несогласованности семейных ролей, специфики возраста и профессии и, количества детей и интервала рождения между ними и т.д.
По результатам работы были сформулированы рекомендации и программа тренинга по стабилизации социально-психологического климата семьи.
Социально - психологического климат это явление достаточно широкое и многогранное, которое характеризуется суммарным показателем того, насколько каждый член семьи доволен уровнем взаимоотношений, коммуникации, быта и досуга. В различных литературных источниках социально - психологический климат разделяют на благоприятный (положительный) и неблагоприятных (деструктивный).
Рефлексия это процесс фокусирования внимания личности на самом себе и на своем сознании, а также на продукты собственной деятельности и их переосмысление. В ходе работы мы выделили трех качественно отличных друг от друга процесса рефлексии: системная рефлексия, интроспекция и квазирефлексия.
В исследовании приняли участие 50 семей в возрасте 18 до 50 лет. Из них 25 мужчин и 25 женщин, 11 семейных пар со стажем супружеской жизни от 0 до 3 лет, 9 пар со средним стажем супружеской жизни от 3 до 10 лет, 5 пар с высоким стажем супружеской жизни от 10 лет и более. 7 семейных пар являются бездетными и 18 семейных пар имеют детей.
В практической части нашей работы мы выбрали четыре методики: Опросник «Психологический климат семьи», тест-опросник диагностики уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов) и «дифференциальный тип рефлексии» (Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.М. Лаптева, А.Ж. Салихова), шкала семейного окружения (ШСО) - методика Famil Environmental Skale (FES). Р.Х. Мус, адаптация С.Ю. Куприянова.
В процессе исследования и интерпретации полученных данных, было выявлено, что в случаях, где присутствует неблагоприятный климат, в таких семьях чаще всего женщины более не довольны семейной атмосферой, чем мужчины. Этот фактор более нагляден в молодых семьях, так как распределение семейных ролей еще не до конца устоялось, мало совместных функций, а также возможны конфликты из-за разности стилей родительского воспитания, особенностей темперамента и досуга.
Было выявлено в процессе исследования, что высокий уровень рефлексивности является более выраженным у мужчин (56%), чем у женщин (44%). Это определяет современную тенденцию смены моделей мышления у мужчин и у женщин. Процессы рефлексивности в большей степени всегда были присущи женщинам. Но в виду того, что превалирует активная роль матери в системе детско-родительских отношений, растет процент неполных семей, где мать это единственный родитель у ребенка, то вырастают мужчины с приобретенной женской моделью мышления. Отсюда и высокий уровень рефлексивности у мужчин. Напротив, женщины стали более ответственными за основные семейные функции.
Проведенный математико-статистический анализ данных показал то, что по показателю «Системная рефлексия» мужчины (Нэмп=10,6) и женщины (Нэмп=7.22), имеющие разный стаж супружеской жизни достоверно различаются на высоком уровне статистической значимости р<0,01. Данный результат говорит нам о том, что мужчины и женщины, имеющие средний стаж супружеской жизни отличаются большей выраженностью показателя «системная рефлексия» по сравнению с мужчинами и женщинами, имеющими малый и большой стаж супружеской жизни. Это можно объяснить тем, что данный период часто включает задачи, связанные с воспитанием и социализацией детей и наибольшим количеством различных функций, которые выполняют супруги. Такое многообразие задач, стоящих перед супругами, требуют от них обдуманности планов и способов решения этих задач. Кроме того, женщины, имеющие разный стаж супружеской жизни по показателю дифференциального типа рефлексии «интроспекция» (Нэмп=4,18), достоверно различаются на уровне статистической тенденции р<0,1. Это говорит нам о том, что женщины, имеющие средний стаж супружеской жизни отличаются большей выраженностью показателя «интроспекция» по сравнению с женщинами, имеющими малый и большой стаж супружеской жизни. Это можно объяснить тем, что внутриличностное состояние женщины, её эмоциональное ощущение и переживание в среднем стаже семейной жизни наиболее ярко в связи с родительскими переживаниями. Дети растут, делают ошибки или успехи в различных социальных отраслях, которые напрямую влияют на интроспективное рефлексивное состояние матери.
Была выявлена тенденция: чем больше семейный стаж, тем больше растет конфликтность семье. Супруги с годами становятся друг другу более открытыми и то, что умалчивалось на первых годах супружеской жизни, со временем высказывается.
При составлении корреляционных плеяд были обнаружены 42 корреляционные связи между показателями психологического климата, общего уровня рефлексивности, процессами рефлексии и шкалами семейного окружения. Связи показали, что чем больше у супругов будет развита рефлексивность, умение анализировать свои чувства, мысли и поведение в отношении себя, социального окружения и временных рамок, тем выше будет социально-психологический климат семьи, проявляющийся в сплоченности, пониженной конфликтности, открытом выражении чувств и уважения друг к другу, организованность в решении семейно - бытовых вопросов. Супруги, имеющие развитую рефлексивность будут отличаться более высокими показателями положительного социально-психологического климата семьи, стремиться открыто выражать свои чувства, действия и проявлять более высокий уровень заботы друг о друге, в отличие от супругов с неразвитой рефлексивностью.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, но требует дополнительного изучения с привлечением таких показателей как эмпатия, особенности семейной коммуникации, согласованности/несогласованности семейных ролей, специфики возраста и профессии и, количества детей и интервала рождения между ними и т.д.
По результатам работы были сформулированы рекомендации и программа тренинга по стабилизации социально-психологического климата семьи.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ ПРИ НАЛИЧИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ СУПРУГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННАЯ УСПЕШНАЯ СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО КЛАССА: КРИТЕРИИ УСПЕХА, МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОТНОШЕНИЙ, ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Самоотношение женщин с разным уровнем удовлетворенности браком
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



