ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Мышление и его развитие в дошкольном возрасте 7
1.2. Особенности мышления старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 14
1.3. Возможности использования ТРИЗ в развитии мышления
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТРИЗ
2.1. Изучение мышления детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи 25
2.2. Методические рекомендации по развитию мышления старших
дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ТРИЗ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Одной из важнейших психических функций человека является мышление. Мышление является основным средством логического познания окружающего мира. В нём выявляются сущность предметов и явлений, причинно-следственные связи. Эффективность мышления во многом зависит от жизненного опыта, накопленных в памяти знаний, умений ими оперировать.
Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Изучение особенностей развития детей с ОНР, в том числе и отдельных психических процессов, таких как мышление, важно для совершенствования содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционной работы в условиях речевого детского сада.
Основные логические структуры мышления формируются в возрасте с пяти до одиннадцати лет, этим вопросом занимались Л.С. Выготский, А.З. Зак, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков. Эти данные подчеркивают важность старшего дошкольного детства, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для возраста, т.к. создаваемые им уникальные условия больше не повторятся. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым.
Такие ученые как Р.А. Белова, М.В. Богданов - Березовский, И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Н.С. Жукова, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.В. Нестерова, Т.С. Овчинникова, В.М. Тарновский, Н.Н. Трауготт, О.Н. Усанова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев занимались мышлением детей с различными речевыми нарушениями. Они подчеркивают, что дети, имеющие нарушения речи, интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Для таких детей характерно своеобразие в развитии отдельных сторон мышления (снижение самоорганизации, замедленность мыслительных операций, несформированность некоторых понятий), несмотря на достаточную развитость у детей предметно-практической и игровой деятельности, а также сохранность познавательного интереса. При этом отмечается явная связь между видом речевого расстройства и характерными особенностями в протекании мыслительных процессов.
По мнению Т.Н. Синяковой и О.Н. Усановой, дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения при обобщении признаков и явлений, классификации предметов. Нередко их суждения и умозаключения логически не связанны друг с другом, отрывочны, бедны.
О.В. Преснова отмечает неравномерность развития операций мышления у дошкольников с ОНР III уровня (анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, сравнения, классификации, абстракции) при лучшей сформированности операций классификации.
Особенности развития мышления дошкольников с ОНР определяют необходимость поиска эффективных средств коррекционно - развивающей работы.
В связи с вышесказанным можно рассмотреть выбранную нами тему ВКР: «Логопедическая работа по развитию мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием ТРИЗ», как актуальную.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию мышления старших дошкольников с ОНР.
Цель исследования - определить организационно-содержательные аспекты логопедической работы по развитию мышления у старших дошкольников с ОНР средствами ТРИЗ.
Объектом исследования являются особенности мышления старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты
логопедической работы по развитию мышления у старших дошкольников с ОНР средствами ТРИЗ.
Гипотеза: Для старших дошкольников с общим недоразвитием речи будут характерны особенности словесно - логического мышления, обусловленные речевым недоразвитием. Для оптимизации логопедической работы по развитию словесно-логического мышления в ходе логопедических занятий систематически необходимо использовать технологию обучения составлению загадок, разработанную на основе методов и приемов ТРИЗ.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературных источников обосновать проблему развития мышления детей с ОНР.
2. Выявить особенности мышления детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по развитию мышления старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях средствами ТРИЗ.
Теоретико-методологическая основа исследования: положение о
системности речевых нарушений, взаимосвязи речи с другими высшими психическими функциями (Р.Е. Левина, 1968); исследования в области мышления детей с ОНР (В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
В работе используются следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования;
- эмпирические: тестирование;
- метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение при МБОУ СОШ №24 г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования позволил сделать нам вывод, что мышление - это функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Язык - это объективная материальная форма мышления. С помощью языка люди общаются между собой и передают культурно - исторический опыт. Благодаря мышлению человек познает явления и предметы, а также связи и отношения между ними. Выделяется три вида мышления: наглядно - действенное, наглядно - образное и словесно - логическое. Все три вида мышления тесно связаны друг с другом.
ОНР - это расстройство речи, при котором нарушается развитие всех компонентов речевой системы. Для детей с ОНР характерны трудности в установлении причинно-следственных связей явлений, недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности.
В исследованиях отмечается, что, несмотря на сохранность у таких детей познавательного интереса, для них характерно своеобразие отдельных сторон мышления: замедленность мыслительных процессов, снижение
самоорганизации несформированность некоторых понятий и др. В мышлении иногда могут проявляться признаки астении, которые также сказываются на их памяти и внимании. Овладевая предпосылками для развития мыслительных операций, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают синтезом, классификацией, анализом.
Количественный и качественный анализ полученных в нашем исследовании данных позволил подтвердить имеющиеся в литературе сведения об особенностях мышления детей с ОНР. Нами было установлено, что большинство детей имеют уровни мышления - средний и ниже среднего. Они выражают сомнение в возможности самостоятельного выполнения задания. У некоторых детей задание вызывает хаотичный перебор составных элементов, повышенную двигательную активность. Это можно объяснить недостаточной сформированностью пространственного анализа и синтеза, импульсивностью таких детей, а так же несформированными функциями произвольного внимания.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения словесно-логического мышления. Для них было характерно недостаточное понимание логико-грамматических конструкций, замедленность
усвоения временных и пространственных взаимоотношений, причинно-следственных закономерностей, низкий уровень сформированности операций синтеза, анализа, сравнения, классификации и обобщения, затруднения при определении и формулировании логической последовательности. Значительных отличий в уровне развития наглядно-образного и наглядно-действенного видов мышления в ходе эксперимента выявлено не было.
На основе теоретического анализа научно-методической литературы и полученных результатов мы определили направления коррекционно-развивающей работы по развитию словесно - логического мышления и разработали дидактический и наглядный материал для составления загадок в соответствии с лексическими темами, изучаемыми в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Данный практический материал при систематическом применении на логопедических занятиях позволит оптимизировать работу по развитию словесно-логического мышления старших дошкольников с ОНР.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд. - М.: Изд-во «Академия», 2014. - 672 с.
2. Абобакирова О. Н. Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 734-736.
3. Астахов А.П. Новейший психолого-педагогический словарь. - М.:
Современная школа, 2010. - 928 с.
4. Барбарош Т.В. Развитие выразительности речи через решение нестандартных творческих задач // Логопед в детском саду. - 2017. - № 3. - С. 55-59 .
5. Введение в психологию / Под ред. Петровского А.В. - М.: Академия, 2006. - 524 с.
6. Виды мышления // Рефераты на различные темы. - 2017 [Электронный
ресурс]. - URL: http://www.ronl.ru/referaty/psikhologiya/186624/ (дата
обращения: 9.11.2017).
7. Вудмаска О.А., Морозова В.В. Особенности развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. - 2014. - №10 - С. 24-27
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
9. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
10. Гуровец Г.В. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией // Расстройства речи и методы их устранения: Сб. тр. / Под ред. проф. С.С. Ляпидевского, доц. С.Н. Шаховской - М.: МГПИ, 1975. - С. 11-22.
11. Дидактические основы развития приемов логического мышления учащихся
// Superinf. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL:
https://superinf.ru/view helpstud.php?id=2084 (дата обращения: 20.03.2018).
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2000. - 320 с.
13. Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.: Наука, 2004. - 220 с.
14. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Изд-во
Московского психолого-социального института, 2001. - 432 с.
15. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной («моторной») алалией //
Studfiles. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL:
https://studfiles.net/preview/1668252/page:52/ (дата обращения: 20.11.2017).
16. Корниенко А.Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности // Научный диалог. - 2013. - № 4 (16): Психология. Педагогика. - С. 49-62.
17. Краткий психологический словарь / Составитель Карпенко Л.А. - М.: Энциклопедия, 2005. - 458 с.
18. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 2006. - 450 с.
19. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
20. Лауткина С.В. Логопсихология: учеб.-метод. пособие. - Витебск: Изд- во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. - 173 с.
21. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. - 1967. - № 2. - С.121-130.
22. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей: учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского университета, 2005. - 99 с.
23. Методики диагностики мышления школьников // Сборник диагностических
методик. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/poznavatelnoe-razvitie/162-metodiki- diagnostiki-myshleniya-doshkolnikov (дата обращения: 10.01.2018).
24. Методика формирования речи-рассуждения у старших дошкольников с речевым недоразвитием // Научная электронная библиотека «Киберленинка». - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/article/vZmetodika- formirovaniya-rechi-rassuzhdeniya-u-starshih-doshkolnikov-s-rechevym- nedorazvitiem (дата обращения: 10.03.2018).
25. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Виды, логические формы, мыслительные операции // Познайка.Орг. -
2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://poznayka.org/s51635t1 .html (дата обращения: 07.02.2018).
26. Преснова О.В. Особенности словесно-логического мышления у детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М. - Воронеж, 2001. - С. 104-111.
27. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Научная электронная библиотека «Киберленинка». -
2018 [Электронный ресурс]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschie-igry-v-logopedicheskoy-rabote-s- doshkolnikami-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 13.03.2018).
28. Развитие логического мышления дошкольников с ОНР средствами
дидактических игр и упражнений // Логопедический портал. - 2018
[Электронный ресурс]. - URL: http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/259.html (дата обращения: 1.04.2018).
29. Развитие логического мышления у детей с ОНР старшего дошкольного
возраста средствами занимательной математики // Международный
образовательный портал. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-detei-s-onr- starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-zanimatelnoi-matematiki.html (дата
обращения: 1.04.2018).
30. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ // Сеть работников образования. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/02/26/razvitie- svyaznoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s (дата обращения: 5.04.2018).
31. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): учеб. пособие для студентов. - М.: Классик стиль, 2003. - 160 с.
32. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.:Просвещение,2004.272 с.
33. Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития. - М.: НПЦ «Коррекция», 1995. - 208 с.
34. Усанова О.Н., Синякова Т.Н. О состоянии невербального интеллекта при недоразвитии речи // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М.: НПЦ «Коррекция», 1982. - 352с.
35. Филичева Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение:
учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: Изд-во
«ГНОМ и Д», 2000. - 128 с.
36. Формирование готовности к обучению математике детей с общим
недоразвитием речи // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https: //alldef.ru/ru/articles/almanah-
12/formirovanie-gotovnosti-k-obucheniyu-matematike-detej-s-obshhim- nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 9.04.2018).
37. Формирование и развитие речи детей до школьного возраста через
технологию ТРИЗ // Международный образовательный портал. - 2018
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-po-teme- formirovanie-i-razvitie-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-cherez-tehnologiyu- triz.html (дата обращения: 7.04.2018).
38. Фотекова Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. - 2003. - №1. - С. 2-6.
39. Черкасова Е.Л. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С.65-75.
40. Юнг К., Сэмюэлс Э., Одайник В. и др. Аналитическая психология: прошлое
и настоящее // Психология. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL:
http://edushk.ru/psihologiya/26584/index.html (дата обращения: 09.03.2018).
41. Юртайкин В.В., Ефименкова Л.Н. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группах дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.defectologiya.pro (дата обращения: 06.03.2018).