АНТОНИМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ (СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТОНИМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
I.1 Понятие антонимии и антонимов, их определение и классификации в научной и методической литературе 8
I.2 Роль словооборазования и антонимия при обучении лексики в курсе РКИ 13
I.3 Виды и способы образования антонимов 15
I.3.1 Способы словообразования в современном русском языке 15
I.3.2 Способы словообразования однокорневых антонимов и их модели в современном русском языке 17
I.3.3 Антонимы, образованные суффиксами с эмоциональным оттенком 19
I.3.4 Антонимы, находящиеся в градуальной оппозиции 21
I.4 Обзор антонимии в китайском языке 25
I.4.1 Словообразование современного китайского языка 25
I.4.2 Образование антонимов в китайском языке 4559
ГЛАВА II АНТОНИМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 28
II.1 Префиксальный способ образования антонимических пар 28
II.2 Суффиксальный способ образования антонимических пар 43
II.2.1 Антонимы, образованные суффиксами с эмоциональным оттенком 43
II.2.1.1 Анализ антонимов, образованных суффиксами с эмоциональным оттенком 44
II.2.1.2 Перевод как способ семантизации русских антонимов образованных суффиксами с эмоциональным оттенком на китайский язык 55
II.2.2 Антонимы, находящиеся в градуальной оппозиции 59
II.2.2.1 Анализ антонимов, находящихся в градуальной оппозиции 59
II.2.2.2 Перевод как способ семантизации русских антонимов находящихся в градуальной оппозициина на китайский язык 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТОНИМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 8
I.1 Понятие антонимии и антонимов, их определение и классификации в научной и методической литературе 8
I.2 Роль словооборазования и антонимия при обучении лексики в курсе РКИ 13
I.3 Виды и способы образования антонимов 15
I.3.1 Способы словообразования в современном русском языке 15
I.3.2 Способы словообразования однокорневых антонимов и их модели в современном русском языке 17
I.3.3 Антонимы, образованные суффиксами с эмоциональным оттенком 19
I.3.4 Антонимы, находящиеся в градуальной оппозиции 21
I.4 Обзор антонимии в китайском языке 25
I.4.1 Словообразование современного китайского языка 25
I.4.2 Образование антонимов в китайском языке 4559
ГЛАВА II АНТОНИМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 28
II.1 Префиксальный способ образования антонимических пар 28
II.2 Суффиксальный способ образования антонимических пар 43
II.2.1 Антонимы, образованные суффиксами с эмоциональным оттенком 43
II.2.1.1 Анализ антонимов, образованных суффиксами с эмоциональным оттенком 44
II.2.1.2 Перевод как способ семантизации русских антонимов образованных суффиксами с эмоциональным оттенком на китайский язык 55
II.2.2 Антонимы, находящиеся в градуальной оппозиции 59
II.2.2.1 Анализ антонимов, находящихся в градуальной оппозиции 59
II.2.2.2 Перевод как способ семантизации русских антонимов находящихся в градуальной оппозициина на китайский язык 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Наша дипломная работа посвящена изучению и описанию словообразовательных элементов антонимического характера в современном русском языке на фоне китайского языка.
Антонимия представляет собой одну из важнейших лингвистических универсалий, одно из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков (Л.А.Новиков, 1984). Антонимия стал предметом лингвистического анализа сравнительно недавно. Оно даёт описание лексики с точки зрения семантической противоположности её единиц.
Данная тема имеет отношение и к морфологии, и к словообразованию, и к лексической семантике. С одной стороны, словообразовательный элемент антонимического характера — это пара морфем, с помощью которых образуют одну из пар антонимов. Это могут быть и приставки ,и суффиксы и префиксоиды, которые дополняют грамматическое значение, выступающие как способ образования новых слов. С другой стороны, образованные антонимы относятся к лексике, точнее, к лексической семантике. В русском языке существуют и разнокоренные антонимы и однокоренные антонимы. В данной работе мы рассматриваем однокоренные антонимы.
В словообразовании однокоренных антонимов важную роль играют пары приставок и префиксоидов антонимического характера, например: вошёл- вышел образованны с помощью приставок «в»-«вы», быстродействующий- медленнодействующий образованны от префиксоидов «быстро»-«медлено». Они занимают центральное место в словообразовании антонимов в русском языке. Кроме приставок и префиксоидов, нам интересны также суффиксы. Суффиксы могут не играть самостоятельной роли, и образуют новое слово вместе с приставками. Например, пара антонимов волевой - безвольный образуются с помощью суффикса -ев- и приставки/суффикса без-/-н-. А в другой ситуации, суффиксы могут самостоятельно образовать антонимы, например, пара антонимов домишко - домище образуются с помощью суффиксов -ишк- и -ищ-. Кроме этого, в процессе классификации антонимов, по тому, есть ли слово, обозначающее промежуточное между антонимами понятие, различают антонимы градуальные, например: тёмный- темноватый-светлый образованны с помощью суффикса -оват-.
Наша работа также включает в себя методические рекомендации средств образования антонимов и их употребление и примеры упражнений в обучении русскому языку как ино странному.
Актуальность
темы обусловлена рядом причин. Во-первых, важностью изучения таких разделов грамматики русского языка как словообразование и лексическая семантика(антонимия), а также трудностью понимания и употребления словообразовательных аффиксов в практике обучения русскому языку китайских учащихся. Кроме того, словообразующая и формообразующая функция русских приставок и суффиксов в словах-антонимах не всегда имеет эквивалент в родном языке учащихся и вызывает дополнительные трудности при переводе и употреблении в устной речи. Нет специальной учебной литературы по этой теме с учётом родного языка учащихся.
Объект исследования
Конкретные языковые единицы — словообразовательные элементы антонимического характера в современном русском языке
Предмет исследования — антонимия как часть лексической семантика, а также способы образования однокоренных антонимов в русском языке.
Цель исследования
Выявить, определить и описать средства образования однокоренных антонимов, в русском языке, их семантику, специфику употребления на фоне китайского языка.
Задачи исследования
1. Описать теоретическую базу исследования
2. Определить понятие и дефиниции антонимов и антонимии в разных научных источниках.
3. Отобрать русские словообразовательные единицы, образующие антонимы
4. Описать способы образования антонимов в русском языке.
5. Рассмотреть виды антонимов каждого способа образования.
6. Дать классификацию и проанализировать антонимы по способам образования и по значению.
7. Провести сопоставление исследуемых единиц с китайскими аналогами .
Методы иследования
1. Метод лингвистического описания
2. Метод семантического и компонентного анализа
3. Метод сравнительно-сопоставительного анализа
4. Приёмы словообразовательной и частотно-статистической характеристика исследуемого материала.
Новизна работы
Состоит в попытке выделить и описать новые типы и модели и элементы словообразования слов-антонимов в русском языке, а также в возможности уточнить состав словообразовательных средств антонимического характера в русском языке и рассмотреть их на фоне китайского языка.
Практическая значимость работы: Результаты нашего исследования могут быть полезны на практических занятиях по русскому языку в иностранной (китайской) аудитории, а также при составлении лексикографических пособий и словарей, в курсе перевода и анализа художественных текстов, в курсах лекций по лексической семантике и словообразованию.
Структура работы: Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и приложения. Приложение включает:
1. Приставки антонимического характера.
2. Префиксоиды антонимического характера в современном русском языке.
3. Слова-антонимы, образованные суффиксами с эмоциональным оттенком из «Воскресения» Льва Николаевича Толстого. (133)
4. Слова-антонимы, находящихся в градуальной оппозиции, образованные суффиксом -оват-(-еват-).
5. Таблица: Основные способы образования однокорневых антонимов.
Антонимия представляет собой одну из важнейших лингвистических универсалий, одно из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков (Л.А.Новиков, 1984). Антонимия стал предметом лингвистического анализа сравнительно недавно. Оно даёт описание лексики с точки зрения семантической противоположности её единиц.
Данная тема имеет отношение и к морфологии, и к словообразованию, и к лексической семантике. С одной стороны, словообразовательный элемент антонимического характера — это пара морфем, с помощью которых образуют одну из пар антонимов. Это могут быть и приставки ,и суффиксы и префиксоиды, которые дополняют грамматическое значение, выступающие как способ образования новых слов. С другой стороны, образованные антонимы относятся к лексике, точнее, к лексической семантике. В русском языке существуют и разнокоренные антонимы и однокоренные антонимы. В данной работе мы рассматриваем однокоренные антонимы.
В словообразовании однокоренных антонимов важную роль играют пары приставок и префиксоидов антонимического характера, например: вошёл- вышел образованны с помощью приставок «в»-«вы», быстродействующий- медленнодействующий образованны от префиксоидов «быстро»-«медлено». Они занимают центральное место в словообразовании антонимов в русском языке. Кроме приставок и префиксоидов, нам интересны также суффиксы. Суффиксы могут не играть самостоятельной роли, и образуют новое слово вместе с приставками. Например, пара антонимов волевой - безвольный образуются с помощью суффикса -ев- и приставки/суффикса без-/-н-. А в другой ситуации, суффиксы могут самостоятельно образовать антонимы, например, пара антонимов домишко - домище образуются с помощью суффиксов -ишк- и -ищ-. Кроме этого, в процессе классификации антонимов, по тому, есть ли слово, обозначающее промежуточное между антонимами понятие, различают антонимы градуальные, например: тёмный- темноватый-светлый образованны с помощью суффикса -оват-.
Наша работа также включает в себя методические рекомендации средств образования антонимов и их употребление и примеры упражнений в обучении русскому языку как ино странному.
Актуальность
темы обусловлена рядом причин. Во-первых, важностью изучения таких разделов грамматики русского языка как словообразование и лексическая семантика(антонимия), а также трудностью понимания и употребления словообразовательных аффиксов в практике обучения русскому языку китайских учащихся. Кроме того, словообразующая и формообразующая функция русских приставок и суффиксов в словах-антонимах не всегда имеет эквивалент в родном языке учащихся и вызывает дополнительные трудности при переводе и употреблении в устной речи. Нет специальной учебной литературы по этой теме с учётом родного языка учащихся.
Объект исследования
Конкретные языковые единицы — словообразовательные элементы антонимического характера в современном русском языке
Предмет исследования — антонимия как часть лексической семантика, а также способы образования однокоренных антонимов в русском языке.
Цель исследования
Выявить, определить и описать средства образования однокоренных антонимов, в русском языке, их семантику, специфику употребления на фоне китайского языка.
Задачи исследования
1. Описать теоретическую базу исследования
2. Определить понятие и дефиниции антонимов и антонимии в разных научных источниках.
3. Отобрать русские словообразовательные единицы, образующие антонимы
4. Описать способы образования антонимов в русском языке.
5. Рассмотреть виды антонимов каждого способа образования.
6. Дать классификацию и проанализировать антонимы по способам образования и по значению.
7. Провести сопоставление исследуемых единиц с китайскими аналогами .
Методы иследования
1. Метод лингвистического описания
2. Метод семантического и компонентного анализа
3. Метод сравнительно-сопоставительного анализа
4. Приёмы словообразовательной и частотно-статистической характеристика исследуемого материала.
Новизна работы
Состоит в попытке выделить и описать новые типы и модели и элементы словообразования слов-антонимов в русском языке, а также в возможности уточнить состав словообразовательных средств антонимического характера в русском языке и рассмотреть их на фоне китайского языка.
Практическая значимость работы: Результаты нашего исследования могут быть полезны на практических занятиях по русскому языку в иностранной (китайской) аудитории, а также при составлении лексикографических пособий и словарей, в курсе перевода и анализа художественных текстов, в курсах лекций по лексической семантике и словообразованию.
Структура работы: Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и приложения. Приложение включает:
1. Приставки антонимического характера.
2. Префиксоиды антонимического характера в современном русском языке.
3. Слова-антонимы, образованные суффиксами с эмоциональным оттенком из «Воскресения» Льва Николаевича Толстого. (133)
4. Слова-антонимы, находящихся в градуальной оппозиции, образованные суффиксом -оват-(-еват-).
5. Таблица: Основные способы образования однокорневых антонимов.
Антонимия представляет собой одну из важнейших лингвистических универсалий, одно из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков.
Наша работа посвящена антонимическим отношениям в русском языке в словообразовательном аспекте. В нашей работе были исследованы 3 вида однокорневых антонимов: антонимы образованные префиксальным способом, антонимы образованные суффиксами с эмоциональным оттенком и антонимы находящиеся в градуальной оппозиции, образованные суффиксом «-оват-» («-еват-»). Чтобы исследовать 1-ый вид антонимов, выбран материал из «Словаря антонимов русского языка» Львова М.Р. Для исследования 2-ого вида антонимов, выбран роман «Воскресение» Л.Н.Толстого. Для исследования 3-ого вида антонимов, выбраны производства нескольких русских писателей 19 века.
В нашей работе пытались решить поставленную цель: Выявить, определить и описать средства образования однокоренных антонимов, в русском языке, их семантику, специфику употребления на фоне китайского языка.
В ходе работы были выполнены следующие задачи:
1. Описана теоретическая база исследования
2. Определено понятие и дефиниции антонимов и антонимии в разных научных источниках.
3. Ото браны русские словообразовательные единицы, образующие антонимы. Их у нас всего 29 пар приставок, 47 пар префиксодов антонимического характера, 19 суффиксов с эмоциональным оттенком и суффиксы «-оват-» «-еват-» которые о бр азуют антонимы находящиеся в градуальной оппозиции.
4. Описаны способы образования антонимов в русском языке. Мы представили 7 способы образования однокорневых антонимов: две префиксальных модели, три префиксально-суффиксальных модели, одна суффиксальная модель и одна модель сложения.
5. Рассмотрены виды антонимов каждого способа образования.
6. Дана классификация и проанализированы антонимы по способам образования и по значению.
7. Проведено сопоставление исследуемых единиц с китайскими аналогами.
В результате анализа материала пришли к следующим выводам:
1. В процессе образования префиксальных антонимов, словообразовательные модель №1(типа: логичный - алогичный ), №2(типа: вход - выход ) и №7(типа: высокооплачиваемый - низкооплачиваемый) занимаются большее место и являются продуктивными словообразовательными моделями. Общее количество антонимов образованных разными способами, может быть графически представлено следующим образом. Преподавателю РКИ на это надо обращать внимание.
2. В процессе образования антонимов суффиксами с эмоциональным оттенком(типа: домик-домище), выборка разделилась на группы «лицо человека», «лицо животных» и «предмет» . У всех групп высокий процентный со став слов, которые имеют антонимы с отношением «ласкательный - уничижительный». У слов группы «лицо человека» гораздо больше однокорневых синонимов. У группы «лицо животных» очень маленький объём.Статистический анализ показал, что количество суффиксов с антонимическим отношением «уменьшительный-увеличительный» меньше, но имеет выше частоту. И наоборот, количество суффиксов с антонимическим отношением «ласкательный-уничижительный»(в том числе пренебрежительный, грубый и так далее) больше, но менее частотны, большинство из них встречаются только один раз. Можно сделать вывод, что антонимические отношения «уменьшительный- увеличительный» являются базовыми, устойчивыми, а отношения «ласкательный- уничижительный» являются дополнительными, временными компонентами. Например, пара суффиксов «к»-«ищ» появляется 33 раза в группе №1, но толька 1 раз имеет ласкательную- уничижительную оценку. Можно сказать, что слово получает эмоциональную окраску не потому что слово естественно, изначально, природно имеет эту функцию, а потому что такова цель говоряшего. Данная часть нашей работы также можно считаться в качестве учебного материала РКИ для изучения эмоциональных имён существительных, которые почти не встречаются в словаре, а практически употребляются носителями русского языка.
3. Антонимы, находящиеся в градуальной оппозиции(типа: слабый- слабоватый-сильный) не могут образоваться от всех прилагательных. Выборка разделилась на 9 групп: (1) качество человека (2) внешность человека (З)состояние (4) величина (5) качество объекта (6) звук (7) вкус (8) цвет (9) форма. Одни учённые считают, что антонимы, находящиеся в градуальной оппозиции можно образоваться только от слова с негативным значением. Но наше исследование показало, что ситуация сложнее. Представленные примеры не строго совпадают с этим мнением. Совпадают только слова в группе качество человека и внешность человека. А в некоторых группах совершенно его нарушают по разными причинами (маленький объём выборки, отсутствие в словаре, неправильное употребление говорящим и так далее). Нужно дальнейшие исследовании, чтобы выяснить правило образования антонимов, находящихся в градуальной оппозиции.
Наша работа посвящена антонимическим отношениям в русском языке в словообразовательном аспекте. В нашей работе были исследованы 3 вида однокорневых антонимов: антонимы образованные префиксальным способом, антонимы образованные суффиксами с эмоциональным оттенком и антонимы находящиеся в градуальной оппозиции, образованные суффиксом «-оват-» («-еват-»). Чтобы исследовать 1-ый вид антонимов, выбран материал из «Словаря антонимов русского языка» Львова М.Р. Для исследования 2-ого вида антонимов, выбран роман «Воскресение» Л.Н.Толстого. Для исследования 3-ого вида антонимов, выбраны производства нескольких русских писателей 19 века.
В нашей работе пытались решить поставленную цель: Выявить, определить и описать средства образования однокоренных антонимов, в русском языке, их семантику, специфику употребления на фоне китайского языка.
В ходе работы были выполнены следующие задачи:
1. Описана теоретическая база исследования
2. Определено понятие и дефиниции антонимов и антонимии в разных научных источниках.
3. Ото браны русские словообразовательные единицы, образующие антонимы. Их у нас всего 29 пар приставок, 47 пар префиксодов антонимического характера, 19 суффиксов с эмоциональным оттенком и суффиксы «-оват-» «-еват-» которые о бр азуют антонимы находящиеся в градуальной оппозиции.
4. Описаны способы образования антонимов в русском языке. Мы представили 7 способы образования однокорневых антонимов: две префиксальных модели, три префиксально-суффиксальных модели, одна суффиксальная модель и одна модель сложения.
5. Рассмотрены виды антонимов каждого способа образования.
6. Дана классификация и проанализированы антонимы по способам образования и по значению.
7. Проведено сопоставление исследуемых единиц с китайскими аналогами.
В результате анализа материала пришли к следующим выводам:
1. В процессе образования префиксальных антонимов, словообразовательные модель №1(типа: логичный - алогичный ), №2(типа: вход - выход ) и №7(типа: высокооплачиваемый - низкооплачиваемый) занимаются большее место и являются продуктивными словообразовательными моделями. Общее количество антонимов образованных разными способами, может быть графически представлено следующим образом. Преподавателю РКИ на это надо обращать внимание.
2. В процессе образования антонимов суффиксами с эмоциональным оттенком(типа: домик-домище), выборка разделилась на группы «лицо человека», «лицо животных» и «предмет» . У всех групп высокий процентный со став слов, которые имеют антонимы с отношением «ласкательный - уничижительный». У слов группы «лицо человека» гораздо больше однокорневых синонимов. У группы «лицо животных» очень маленький объём.Статистический анализ показал, что количество суффиксов с антонимическим отношением «уменьшительный-увеличительный» меньше, но имеет выше частоту. И наоборот, количество суффиксов с антонимическим отношением «ласкательный-уничижительный»(в том числе пренебрежительный, грубый и так далее) больше, но менее частотны, большинство из них встречаются только один раз. Можно сделать вывод, что антонимические отношения «уменьшительный- увеличительный» являются базовыми, устойчивыми, а отношения «ласкательный- уничижительный» являются дополнительными, временными компонентами. Например, пара суффиксов «к»-«ищ» появляется 33 раза в группе №1, но толька 1 раз имеет ласкательную- уничижительную оценку. Можно сказать, что слово получает эмоциональную окраску не потому что слово естественно, изначально, природно имеет эту функцию, а потому что такова цель говоряшего. Данная часть нашей работы также можно считаться в качестве учебного материала РКИ для изучения эмоциональных имён существительных, которые почти не встречаются в словаре, а практически употребляются носителями русского языка.
3. Антонимы, находящиеся в градуальной оппозиции(типа: слабый- слабоватый-сильный) не могут образоваться от всех прилагательных. Выборка разделилась на 9 групп: (1) качество человека (2) внешность человека (З)состояние (4) величина (5) качество объекта (6) звук (7) вкус (8) цвет (9) форма. Одни учённые считают, что антонимы, находящиеся в градуальной оппозиции можно образоваться только от слова с негативным значением. Но наше исследование показало, что ситуация сложнее. Представленные примеры не строго совпадают с этим мнением. Совпадают только слова в группе качество человека и внешность человека. А в некоторых группах совершенно его нарушают по разными причинами (маленький объём выборки, отсутствие в словаре, неправильное употребление говорящим и так далее). Нужно дальнейшие исследовании, чтобы выяснить правило образования антонимов, находящихся в градуальной оппозиции.



