Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


“Почвенное"направление в русской поэзии второй половины ХХ века: технология и эволюция

Работа №6881

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы407стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
779
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. “ПОЧВЕННОЕ” НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ 50-Х - 60-Х ГОДОВ (ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ, ТИП ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ)
1. Движение поэзии 60-х годов
2. Лирика Н.Рубцова (опыт сравнительно-типологического анали¬за)
ГЛАВА 2. “ПОЧВЕННОЕ” НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ 70-Х - 80-Х ГОДОВ (ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ, ТИП ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ)
1. Движение поэзии 70-х - 80-х годов
2. Художественый мифологизм лирики Ю. Кузнецова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИМЕЧАНИЯ



Закончился ХХ век. Пора подводить итоги, в том числе в русской поэзии второй половины столетия. Тем более, что и в лирике, и в критике, и в литературоведении присутствует сейчас почти физическое ощущение завершенности пути как поэтического поколения, начинавшего в период "оттепели", так и законченности целой эпохи: от 50-х годов до разорванного нынешнего времени.
Мотив прощания - чуть ли не главный в современной лирике. "Мне страшно, что жизнь прожита..", - произнес незадолго до своей смерти В. Соколов, наблюдая, как один за другим уходили в "классики" А. Тарковский, Б. Чичибабин, Д. Самойлов, Ю. Друнина, Р. Рождественский, Б. Примеров, Ю. Левитанский, И. Бродский... Со¬всем молодыми мы потеряли А. Башлачева, В. Цоя, И. Талькова, А. Бардодыма, А. Испольнова, А. Шадринова. Трагичны названия лирических сборников конца ХХ ве¬ка: "Противоборство и потрясение" А. Парпары, "Посещение" В. Соколова, "Слезы геральдической души" Д. Пригова, "Языческая пляска" В. Смирнова, "Ожидая небес-ного знака" Ю. Кузнецова, "Судный час" Ю. Друниной. Прощаются с эпохой - каждый по-своему - Т. Кибиров, Ю. Кублановский, Л. Котюков. Литературоведы приняли вызов времени: в 80-х - 90-х годах появился ряд системных исследований истории русской поэзии (372; 388; 392; 414; 450; 649; 658; 839 ). Их авторы "захватывают в поле зрения не одну творческую личность, не один жанр, например, или ту или иную тенденцию, а как бы целое направление, имеющее свою вполне определенную эстетическую, идейную, мировоззренческую ориентацию. Таким образом намечаются очертания сублитературы - постмодернистской, почвеннической и других... Но предмет этот не изучен, точнее, есть только определенные подступы к его изучению". (510,С. 9). В данной работе главной задачей как раз и является попытка раскрытия всей сложности идейно-эстетических исканий "почвенного" направления русской поэзии в процессе ее развития во второй половине ХХ века.
Из истории почвенничества в России
Уже два столетия в России ведется "извечный спор о путях. Спор славянофилов и западников, почвенников и космополитов, русистов и гуманистов..." (Д. Самой¬лов (582 ,С. 419)). Один из виднейших западников Х1Х века, А.И Герцен писал: "И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно.” В этой известной "поэтической формуле" речь шла о западниках и славянофилах... Славянофильство возникло в конце 30-х годов Х1Х века как реакция на "философское письмо" П.Я. Чаадаева, когда в общественном сознании произошел идейный раскол. Хотя о двух путях литературы и культуры говорили задолго до славянофилов и Н.М. Карамзин, и декабристы, и В.Г. Белинский в своих "Литературных мечтаниях"..."Изучение философских и политических теорий славянофилов старшего поколения - И. Киреевского, А. Хомякова, К. Аксакова и Ю. Самарина - показывает, - отмечал Н.О. Лосский, - насколько несправедливо обвинять их, как это часто делается, в принадлежности к политической реакции. Все они были убежденными демократами и считали, что славяне, в частности, русские, особенно способны к претворению в жизнь демократических принципов."(498 ,С. 64). О славянофилах как предшественниках "почвенничества" писал позднее А.Ф. Лосев: "Славянофилы вы-росли на русской почве, они сотворены из русской земли, они наполнены основа-тельным, непреклонным духом земли, они прочно связаны с землей, их нельзя от нее отделить, не повредив их существа Славянофильство... представляло собой на-ционально-романтическую идеализацию старины. В славянофилах чувствуется спокойствие, уравновешенность и несокрушимая надежность. Другое дело - наша современная эпоха. Со времени славянофилов произошло почти полное распадение покойной деревенской жизни землевладельцев." (496,С. 222;227). Начало этой трагедии увидели "почвенники" Х1Х века (сразу после реформы 1861 года). "Почвенниче-ское движение в лице Ф.М. и М.М. Достоевских, А. А. Григорьева, Н.Н. Страхова оформилось как реакция на стремление философов (западников и славянофилов - в равной мере) дать рациональное объяснение феноменам мира. Главную роль в почвенничестве играет начало иррациональное, интуитивное, собственно художественное, эстетическое", - утверждает современный исследователь (621 ,С. 4). Это не совсем так. Мало кто знает, например, что термин "русская идея" впервые был сформулирован Ф.М. Достоевским в 1861 году, а Федор Тютчев, близкий к "почвенни¬кам", ввел в оборот такое понятие, как "Восточная Европа". Почвенничество, “литературное и общекультурное направление в России, зародившееся в 50-х гг. 19 в. , явилось отражением поисков самобытного пути развития страны после Крымской войны; отвергало и крепостничество (“кошмарное прошлое”) и западную буржуазную демократию (“чуму буржуазную”), стремилось преодолеть односторонность как славянофильства, так и западничества (Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов). Констатируя оторванность “просвещенного общества” от народа, Достоевский полагал, что “образованность” и ее представители должны слиться с народной “почвой”, приняв в себя ее главный элемент - “христианскую связь в среде народ-ной”. Общность со славянофильством сказалась в провозглашении религиозно-нравственной основы русского национального характера - в первую очередь русского крестьянства .“ ( , С 292-293).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Русская лирика 90-х годов представляет собой довольно богатое, хотя и пестрое зрелище. Открывшийся вид "поражает наше приученное к унылому и строгому одноцветию восприятие - поражает кого беспорядком, кого многосоставностью, а кого и богатством. Рядом обосновались концептуализм и рок-поэзия, духовный стих и метареализм, на правый фланг возвращаются строфы классические по форме и происхождению, а на самом левом краю - там, где Запад смыкается с Востоком, - утверждает себя верлибр." (935 ,С. 22).
"Большинство из тех поэтов, - пишет Г. Малышева, - которых называют иронистами, постмодернистами, концептуалистами и которые принадлежат к одной дружественной "команде", то есть часто вместе публикуются, выступают с эстрады и тому подобное, с определенного

момента начинают тиражировать сами себя, клишировать свои же клише, перепевать свои собственные эстетические подходы." (510,С. 14). Как будет развиваться это поэтическое направление в дальнейшем, сейчас определить трудно. Пока обращают на себя внимание эксперименты молодых (речь не о возрасте) лириков, их поиски в области смеховой культуры. Сборники Ю. Арабова, Г. Газданова, В. Вишневского, Н. Искренко, В. Кальпиди, вышедшие в начале 90-х годов, продолжили эти стилевые искания.
Кризис жанра переживает группа "куртуазных маньеристов". Критик В. Славецкий откровенно сомневается: "Надолго ли их хватит - выдерживать жанр и писать одинаковые стихи? (916, С. 178). Тем более, что поэты начинают действовать самостоятельно: В. Пеленягрэ выпустил собственную книгу стихотворений, В. Степанцов опубликовал роман "Отстойник вечности" (журнал "Юность", 1992 г., 4-5), а Д. Быков вообще выбыл из Ордена. В 90-х годах у маньеристов вышли итоговые книги: "Пленники Афродиты"(1992), "Езда в остров любви"(1993), "Красная книга маркизы. Венок на могилу всемирной литературы"(1995).
Заметно упал интерес к "авторской" песне. Из наиболее известных на сегодняшний день имен можно выделить, пожалуй, В. Долину и А. Розенбаума...
Сегодня песни не поют - Ни городские, ни блатные, - Ни грустные, ни озорные, - Их вспоминать - напрасный труд... -

подводит итог А. Городницкий и замечает: "Когда в стране не слышно песен, Мне страшно делается в ней".
Продолжает развиваться "духовная" поэзия (Н. Карташева, Л. Патракова, О. Гречко, Н. Карпова, В. Афанасьев, Н. Болтянская и др.), преимущественно христианской, православной ориентации, хотя есть идругие примеры: лирика Е. Шварц, пантеистическая поэзия (В. Казанцев), попытка создания поэтической "религии будущего" у К. Кедрова, А. Парщикова, И. Жданова и др.
"Почвенное" направление в 90-х годах переживает переломный, переходный период развития. Стал очевидным тот факт, что поэты- "почвенники" преувеличивали возможности деревни. Сам народ оказался на перепутье, в духовном кризисе, последствия коммунистического правления оказались более серьезными, чем можно было предполагать.
В последние годы в литературоведении все чаще говорят о "конце" "деревенской" прозы, об исчерпанности ее художественных идей, о
if м и
консервативности и даже реакционности некоторых ее представителей. Никто не спорит, кстати, о том, что эта выдающаяся литература стала фактом истории, классикой; но известная наша страсть все обобщать и преувеличивать привела критиков к совсем уж пессимистичным выводам. Горюют уже и об упадке всей русской литературы, за исключением публицистики, скорбят о гибели духовности в русском народе и о полнои его вырождении... Надо заметить, что наши национальные писатели дают повод к подобным умозаключениям. Слишком долго находились они в замешательстве . "Смешно и стыдно видеть, - пишет В. Непомнящий, - как нынешние "мастера культуры", и не только молодые, но порой и
С» С» U U с»
довольно-таки убеленные, носятся с этой безграмотной, плебейской идеей насчет того, что хватит, мол, литературе (культуре) служить чему-то, что,

мол, "Свобода, свобода!.." И так же горько, что внутри культуры столь слабо противостояние этому "верховенству", этому рабству навыворот. Помня о подвиге "деревенской", "почвеннической" литературы, можно, кажется, было бы ожидать достойного ответа с этой стороны, - но его (если не считать публицистических и иных выкриков) почти не слышно. Потому, думаю, не слышно, что для этой славной, сердечной, благородной, героической литературы главной опорой была - именно прежде всего, а порой и исключительно - почва. Да, без почвы русскому человеку и русской культуре нельзя; но почва, бывает, колеблется под ногами, - тут и классика не поможет." (857,С. 237). По-своему подтверждает вывод В. Непомнящего Б. Чичибабин:
Издавнилось понятье "патриот".
Кто б не служил России, как богине, и кто б души не отдал за народ?
Да нет ни той, ни этого в помине.
Почвенники старшего и среднего поколения, отрицательно относившиеся к тоталитаризму, не приняли и нового, "демократического" эксперимента над Россией. Так, Сергей Викулов, в целом традиционно работавший в жанре социально-бытовой поэмы, стал придавать ему историко-публицистический характер (поэмы: "Воспоминания о Китеж- граде" - о разрушении монастырей в 30-е годы; "Посев и жатва" - о коллективизации и др.). Более того, в его новой книге стихотворений "Святая простота"(1993) есть не только сатирические, но и гротесковые стихи, появился и новый для Викулова жанр басни ("У корыта").



1. Айги Г. Здесь. - М., 1991.- 280 с.
2. Альманах "Поэзия". - М., 1991№ 59.
3. Анчаров М. Звук шагов. - М., 1992.- 302 с.
4. Арабов Ю. Автостоп. - М., 1991. - 78 с.
5. Артемов В. Светлый всадник. - М., 1989. - 127 с.
6. Ахмадулина Б. Гряда камней. - М., 1995. - 397 с.
7. Балашов Э. Око. - М., 1992. - 319 с.
8. Бальмонт К. Д. Избранное. - М., 1989.- 591 с.
9. Бардодым А. Прорваться за грань. - М., 1993.- 79 с.
10. Башлачев А. Посошок. - Л., 1990. - 78 с.
11. Башлачев А. Стихотворения. - Архангельск, 1991.
12. Белов В.И. Повести и рассказы. - М., 1980.- 604 с.
13. Беляев Л. Цепочка журавлей. - Архангельск, 1989.- 95с.
14. Блок А.А. Собрание соч. в 6 т Т. 5. - М., 1971.- 558с.
15. Боков В. Яр-хмель. - М., 1958.- 208 с.
16. Боков В. Стою на своем. - М., 1992. - 271 с.
17. Британишский В. Пути сообщения. - М., 1966.- 115 с.
18. Бродский И.А. Форма времени. - Минск, 1992. - Т. 1. - 471 с.
19. Бродский И. А. Сочинения в 4-х т. - СПб.,1992-1996.
20. Бурлакова Л. Всю вселенную видно с креста. - Ульяновск, 1993.
- 221 с.
21. Васильева И. Отражения: Стихотворения. - М., 1992. - 31 с.
22. Вернуться в Россию стихами: 200 поэтов рус. эмиграции: Антология. - М., 1995. - 687 с.
23. Визбор Ю. Я сердце оставил в синих горах. - М., 1989. - 590 с.
24. Викулов С. Полюшко-поле. - Вологда, 1958.- 135 с.

25. Викулов С. Разговоры-разговоры. - М., 1985.- 159 с.
26. Викулов С. Избр. произведения в 2-х тт. - М., 1982.
27. Викулов С. Святая простота. - М., 1993. - 7 с.
28. Вишневский В. Спасибо мне, что есть я у тебя. - М., 1992. - 318
с.
29. Вознесенский А.А. Собр. соч. в 3-х тт. - М., 1984. - Т. 2.- 543 с.
30. Вознесенский А.А. Аксиома самоиска. - М., 1990. - 561с.
31. Вознесенский А. Стихотворения. - М., 1991. - 173 с.
32. Вознесенский А.А. Гадание по книге. - М., 1994. - 272с.
33. Высоцкий В.С. Избранное. - М., 1988. - 508 с.
34. Галич А. Я верил в чудо. - М., 1991. - 239 с.
35. Гандлевский С. Праздник. - СПб., 1995. - 108 с.
36. Голубиная книга: рус. нар. духовные стихи Х1 - Х1Х в.в. - М.,
1991. - 351 с.
37. Горбовский Г. Поиски тепла. - Л., 1960.- 83 с
38. Горбовский Г. Тишина. - Л., 1968.- 111 с
39. Горбовский Г. Стихотворения. - Л., 1975.- 240 с
40. Горбовский Г. Видения на холмах. - М., 1977. - 127 с.
41. Горбовский Г. Отражения. - Л., 1986. - 261 с.
42. Горбовский Г. Сижу на нарах. - СПб., 1992.- 207 с.
43. Глазков Н. Избранное. - М., 1989. - 540 с.
44. Глушкова Т. Стихотворения. - М., 1992.- 384 с.
45. День поэзии. - М., 1966.- 328 с.
46. День поэзии. - Л., 1976. - 351 с.
47. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - М., 1985.- 511с.
48. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М., 1988.- 350 с.

49. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Избранные страницы. - М., 1989.- 557 с.
50. Дрофенко С. Стихотворения. - М., 1985.- 159 с.
51. Дружининский Н. Каемка времени. - Архангельск, 1989. - 95 с.
52. Друнина Ю.В. Судный час. Посмертная книга. - М., 1993. - 296
с.
53. Дудин М. Грешные рифмы. СПб., 1992. - 158 с.
54. Евтушенко Е.А. Избр. произведения в 2-х тт.- Т. 2. - М., 1975. -
394 с.
55. Евтушенко Е.А. Избр. произведения в 2-х тт. - Т. 1. - М., 1980.¬510 с
56. Евтушенко Е.А. Стихотворения и поэмы. - М., 1990.- 190с
57. Евтушенко Е. Мое самое - самое. - М., 1995. - 639 с.
58. Езда в остров любви: Рус. куртуазная муза. - М., 1993. - 382 с.
59. Еременко А. Добавление к сопромату. - М., 1990. - 29с.
60. Еременко А. Стихи. - М., 1991. - 143 с.
61. Есенин С. А. Стихотворения; Поэмы. - М., 1982.- 479 с.
62. Есенин С.А. Сочинения. - М., 1994.
63. Жданов И. Портрет. - М., 1982.- 64 с.
64. Жданов И. Неразменное небо. - М., 1990.- 71 с.
65. Жданов И. Место земли. - М., 1991. - 107 с.
66. Жигулин А. Прозрачные дни. - М., 1970 - 71 с.
67. Жигулин А. Стихотворения. - М., 1976.- 222 с.
68. Жигулин А. Жизнь, нечаянная радость. - М., 1980.- 287с.
69. Жигулин А. Летящие дни. - М., 1989.- 414 с.
70. Жуковский В.А. Собр. соч. в 4 т, Т. 1. - Л., 1959.- 480 с.
71. Заболоцкий Н. Избранные сочинения. - М., 1991. - 430с.

72. За северным перевалом. Вып. 1. - Великий Устюг, 1993.- 87 с.
73. Золотцев С. Прощеное воскресенье. - СПб., 1992. - 63с.
74. Иванов В.И. Стихотворения и поэмы. - Л., 1976. - 559с.
75. И будет вечен вольный труд... Стихи русских поэтов о Родине. - М., 1988.- 464 с.
76. Иларион. Слово о Законе и Благодати. - М., 1994. - 143с.
77. Иртеньев И. Попытка к тексту. - М., 1989.- 47 с.
78. Иртеньев И. Елка в Кремле. - М., 1991.- 30 с.
79. Исаковский М. Стихи и песни. - М., 1957.- 383 с.
80. Искренко Н. Или. - М., 1991. - 110 с.
81. Испольнов А. Мед великанов. - М., 1981. - 94 с.
82. Испольнов А. Готовься жить. - М., 1988. - 108 с.
83. Казакевич В. "Кто назовет меня братом?" - М., 1987. - 108 с.
84. Казанцев В. Свободный полет. - М., 1983.- 144 с.
85. Кальпиди В. Стихотворения. - Пермь, 1993. - 103 с.
86. Карабчиевский Ю. Прощание с друзьями. - М., 1992.- 96с.
87. Карташева Н. Чистый образ. - М., 1993.
88. Кедров К. Компьютер любви. - М., 1990. - 174 с.
89. Кенжеев Б. Стихотворения. - М., 1995. - 254 с.
90. Кибиров Т. Сантименты. Восемь книг. - Белгород, 1994. - 382 с.
91. Клюев Н. Стихотворения и поэмы. - Л., 1977.- 560 с.
92. Клюев Н.А. Избранное. - М., 1981. - 269 с.
93. Клюев Н.А. Стихотворения и поэмы. - Архангельск, 1986. - 254
с.
94. Клюев Н. Песнослов. - Петрозаводск, 1990. - 255 с.
95. Клюев Н. Стихотворения. - М., 1991. - 350 с.
96. Коржавин Н. Время дано. - М., 1992. - 319 с.

97. Корнилов В. Избранное. - М., 1991. - 350 с.
98. Коротаев В.В. Экзамен. - Вологда, 1962.- 79 с.
99. Коротаев В. В. Мир, который люблю. - Архангельск; Вологда, 1965.- 79 с.
100. Коротаев В.В. Жребий. - М., 1969.- 94 с.
101. Коротаев В. В. Липовица. - Архангельск, 1969.- 95 с.
102. Коротаев В.В. Мальчишки из далеких деревень. - М., 1969.- 87
с.
103. Коротаев В.В. Славянка. - М., 1972.- 112 с.
104. Коротаев В.В. Стихи и поэмы. - Вологда, 1972.- 128 с.
105. Коротаев В.В. Солнечная сторона. - М., 1975.- 158 с.
106. Коротаев В.В. Притяжение. - Вологда, 1976.- 128 с.
107. Коротаев В.В. Чаша. - М., 1978.- 255 с.
108. Коротаев В.В. Перекаты. - Архангельск; Вологда, 1980.- 159 с.
109. Коротаев В.В. Пока звезда не закатилась. - М., 1982.- 174 с.
110. Коротаев В.В. Прекрасно однажды в России родиться. - Архангельск; Вологда, 1982.- 109 с.
111. Коротаев В.В. Караульная сопка. - М., 1984.- 159 с.
112. Коротаев В.В. Вечный костер. - М., 1984.- 303 с.
113. Коротаев В.В. Третий гудок. - М., 1987.- 158 с.
114. Коротаев В.В. Святыня. - Архангельск; Вологда, 1988.- 238 с.
115. Коротаев В.В. Единство. - М., 1991. - 111 с.
116. Котенко Н. Воспоминания о России. - М., 1993.- 94 с.
117. Котюков Л. В змеиных зеркалах. - М., 1993.- 279 с.
118. Кочетков О. Время настало. - М., 1987.- 32 с.
119. Кочетков О. Покатилась подкова. - М., 1991.- 137 с.
120. Кочетков О. Ныне и присно. - М., 1991. - 63 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ