Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68809

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Связная речь и ее развитие в онтогенезе 7
1.2. Творческое рассказывание как составная часть развития связной речи у
детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Особенности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 16
1.4. Методические аспекты проблемы развития творческого рассказывания у
детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30
2.1. Выявление особенностей творческого рассказывания у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
2.2. Анализ результатов обследования 34
2.3. Методические рекомендации по развитию творческого рассказывания у
детей с общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67


В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Как показали исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой возможности построения связности высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.
Известно, что развитие связной речи, включающей в себя диалогическую и монологическую речь, является важнейшим условием успешного обучения в школе. Обладая хорошо развитой связной монологической речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества (М.М. Алексеева, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.).
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. В логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи и творческого рассказывания в частности, как заключительного и важнейшего этапа при обучении связной речи, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. Особую важность эта цель приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе, где наблюдается снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедная, безграмотная речь на экранах телевизоров и агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения и других психических функций, а также повышение уровня речевого развития, позитивно отражается на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. В целом учебная деятельность детей начинает характеризоваться осознанностью, мотивированностью и произвольностью поведения. Они могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции учителя, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию. Отсюда огромная ответственность и важность работы логопедов и педагогов, занимающихся обучением русскому языку.
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка и потребность в логопедических методах и приемах развития навыка творческого рассказывания данной категории детей.
Проблема исследования - особенности и возможности использования различных методических приемов в логопедической работе по развитию творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по развитию творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - развитие творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - логопедическая работа по развитию творческого рассказывания будет эффективной и обеспечит положительную динамику познавательного и речевого развития при соблюдении следующих условий:
- развитие творческого рассказывания будет проводиться в соответствии с принципами систематичности и последовательности, сознательности и активности, доступности, создания ситуации успеха, индивидуализации;
- задания будут подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей;
- при тесном взаимодействии с воспитателями;
- при активном участии и поддержке родителей.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по проблеме особенностей и возможностей использования различных методических приемов в логопедической работе по развитию творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Выявить особенности творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с нормальным уровнем речевого развития.
4. Разработать методические рекомендации по обучению творческому рассказыванию в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические: изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: констатирующий эксперимент;
- аналитические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды, освещающие теорию речевой деятельности - учения о порождении и восприятии речевой деятельности, проблемы соотношения языка и сознания, речи и мышления М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней; научные положения общей, возрастной педагогики и психологии о формировании творческих способностей ребенка, в том числе языковых (Э.П. Короткова, О.С. Ушакова, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); работы об особенностях детей с общим недоразвитием речи Л. С. Волковой, Р.Е. Левиной, В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, С.Н. Шаховской, В.К. Воробьевой, Е.В. Аханьковой.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 п. Северный Белгородского района
Белгородской области».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Недостаточная изученность проблемы овладения творческим рассказыванием детьми с общим недоразвитием речи актуализирует изучение данной темы, особенно в контексте развития связной речи дошкольника. Творческое рассказывание представляет собой интеграцию мыслительной и речевой активности ребенка, направленную на овладение связной речью и проявляющуюся в творческом использовании усвоенного ранее социального и речевого опыта.
Целью настоящего исследования было выявление особенностей и возможностей использования приемов творческого рассказывания в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, а также разработка системы приемов и практических упражнений по овладению данным видом рассказывания в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.
Творческое рассказывание рассматривалось нами как способность ребенка к самостоятельному созданию собственной системы построения рассказа, в основе которой лежат представления об окружающей действительности и языковом стандарте.
Адаптивная методика, направленная на выявление особенностей творческого рассказывания в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, позволила определить несформированность творческого компонента, как доминантного. Это было обусловлено трудностями актуализации социально-коммуникативного опыта,
комбинированием полученных ранее представлений, отражением увиденного в речи, а также особенностями речемыслительной деятельности. В целом трудности обозначились в отсутствии навыков композиционного построения рассказа, логике повествования, что в свою очередь обуславливало низкую содержательность речевого сообщения. Узкий диапазон использования лексических средств, синонимии слов, малое использование эмоционально-выразительных средств имели определенное соответствие с трудностями грамматического оформления предложений. Особенно ярко это выступало в самостоятельном рассказывании.
В исследовании установлено, что без специальной работы по развитию компонентов творческого рассказа (структурного, содержательного и творческого) дошкольники с общим недоразвитием речи самостоятельно не овладевают творческим рассказыванием или неустойчиво применяют имеющиеся знания в речевой деятельности.
Успешное овладение данным видом рассказывания определяется рядом условий (мотивация детей, комплексная структура занятий, правильное понимание задания «придумай», развитие познавательной деятельности, мышления и воображения, обогащение словаря и т.д.), а также тесной взаимосвязью системы воспитания и образования в дошкольном учреждении. Эффективность логопедической работы определяется систематичностью, последовательностью и комплексностью педагогического воздействия.
Проводимая логопедическая работа должна иметь общеразвивающий характер. На занятиях должны формироваться мыслительные операции, возможности анализа и синтеза, выделение общего и частного. В процессе обучения детей творческому рассказыванию параллельно должна осуществляться работа по обогащению представлений об окружающей действительности и развитию связной речи, что должно отражаться в музыкальной, изобразительной, игровой и других творческих видах деятельности.
Творческое рассказывание независимо влияет на личностные характеристики дошкольника: совершенствует восприятие, внимание, положительно влияет на формирование чувств и эмоций, развивает эмпатию и сотрудничество, сочувствие.
Опираясь на констатирующий эксперимент нами представлены методические рекомендации, которые раскрывают вопросы совершенствования логопедических занятий с использованием методов и приемов развития навыка творческого рассказывания. Развивающий эффект предложенного направления обучения позволяет прогнозировать значимость его применения в практике воспитателей и логопедов в обучении дошкольников с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию.



1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение родному
языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.:
Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Аханькова, Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00.03. / Е.В. Аханькова.- М., 2004. - 23 с.
3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://teatr-lib .ru/Library/Bahtin/esthetic/
4. Бордич, А. М. Методика развития речи детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0174/5 0174-100.shtml
5. Вальчук, Е.В. Развитие связной речи детей 6-7 лет [Текст] / Е.В. Вальчук. - Воронеж: Издательский центр «Учитель», 2011. - 127 с.
6. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 286 с.
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
8. Ворошнина, Л.В. Развитие речи детей дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие для студентов и практических работников [Текст] / В.К. Ворошнина. - Пермь, 2004. - С. 27 - 34.
9. Выготский, Л.С. Детская психология: Собр. соч. Т.4. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Аудиокнига, 2002. - 200 с.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/7/0060/7 0060- 1.shtml
11. Г алкина, И.А. Особенности использования технологии ТРИЗ в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.А. Галкина, Е.В. Галеева // АНИ: педагогика и психология. - 2016. - С. 147 - 150.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - СПб.: Детство - пресс, 2007. - 472 с.
13. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
14. Гурова, И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок [Текст] / И.В. Гурова // Самарский научный вестник. - 2013. - № 4(5). - С. 63 - 65.
15. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. Детство - Пресс, 2004.
16. Дементьева, А.М. Рассказывание на занятиях с игрушками [Текст] / А.М. Дементьева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Эксмо, 2000. - С. 415 - 420.
17. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. - 320 с.
18. Журавлева, Ж.И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и задержкой психического развития [Текст] /Ж.И. Журавлева // Известия Российского государственного пед. университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125 - С. 31 - 40
19. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: НПО «Модек», 2001. - 320 с.
20. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова.- М.: Просвещение, 2004. - 398 с.
21. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Феникс, 2004 - 224 с.
22. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-
korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/vospitanie-pravilnoj-rechi-u-detej-3322
23. Лелюх, С.В. Развитие мышлния, воображения и речи дошкольников [Текст] / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. - Ульяновск, 2014.
24. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/4/0285/4 0285-2.shtml#book page top
25. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов
педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
26. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0170/index.shtml
27. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/books/id/8580.php
28. Пироговская, Н.Г. Педагогические условия творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Г. Пироговская // Научные исследования: от теории к практике. - 2016. - № 2-1(8). - С. 127 - 130.
29. Привалова, С.Е. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста в ДОУ [Текст] / С.Е. Привалова // Филологическое образование в период детства. - 2014. - № 21. - С. 88 - 94.
30. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.e-
reading.club/chapter.php/46790/3/Propp Morfologya Volshebnoii Skazki.html
31. Развитие речевого творчества в дошкольном возрасте [Текст]: материалы IV Международной научно-практической конференции. НОУ «Вектор науки». Таганрог, 18 апреля 2016 г. - Москва, Изд. «Перо», 2016. - С.37 - 40.
32. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством словесного творчества [Текст]: материалы VIII Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики», Самара, 20 - 23 марта 2016 г. - Самара, изд. Асгард, 2016. - С. 86 - 89.
33. Родари, Дж. Грамматика фантазии [Текст] / Дж. Родари. - М. : Самокат, 2013. - 240 с.
34. Родионова, Г.С. Обучение дошкольников с недоразвитием речи созданию сложных сказочных образов [Текст] / Г.С. Родионова // Вестник ДВГСГА. - 2011. - № 1/2 (8). - С. 63 - 69.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://psylib. org.ua/books/rubin01 /txt24. htm#1
36. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/1/0265/1 0265-141.shtml#book page top
37. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0320/2 0320- 90.shtml
38. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.
39. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста /
Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевич
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://i-
gnom.ru/books/Metodika razvitiya rechi.html
40. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст]: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000 - 108 с.
41. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2005 - 217 с.
42. Шаховская, С.Н. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст]. С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко.- М.: Просвещение, 2006. - 290 с.
43. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://log-in.ru/books/psikhicheskoe-razvitie-v-
detskikh-vozrastakh-izbrannye-trudy-elkonin-d-b-vozrastnaya-psikhologiya/



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ