Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №68807

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
380
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Проблема формирования познавательных умений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. 7
1.2. Особенности организации исследовательской проектной
деятельности старших дошкольников в детском саду 14
1.3. Педагогические условия формирования познавательных
умений у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательных
умений у детей старшего дошкольного возраста 40
2.2. Содержание работы по формированию познавательных
умений у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности 51
2.3. Анализ результатов опытно-практической работы 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 80


Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования в настоящее время подтверждается вниманием государства к вопросам образования и развития детей дошкольного возраста, которое заключается в принятии Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ в качестве одного из основных принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В данном Стандарте под познавательными действиями, которые выполняются определенным способом и с определенным качеством, рассматриваются познавательные умения детей дошкольного возраста.
Проблема познавательных умений вызывает достаточно серьезный интерес у исследователей, о чем свидетельствует большое количество работ, раскрывающих понятие «познавательные умения» и рассматривающих механизмы их формирования (И.А. Барташникова, В.С. Безрукова, М.И. Ветрова, В.И. Логинова, Н.А. Менчинская, К.К. Платонов и др.).
Развитие познавательных умений у детей дошкольного возраста может быть активизировано в ходе образовательной работы, направленной на создание ситуаций, поддерживающих инициативу детей в пространстве возможностей и обеспечивающих усвоение культурно заданных средств и способов анализа действительности. В связи с познавательным развитием ребенка возникает особая проблема становления детской личности в системе дошкольного образования. Ребенку необходимо предоставить возможность значимым образом проявить свою индивидуальность в культурной форме. Для этого ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты. Следовательно, организация исследовательской проектной деятельности ребенка, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования. Научные исследования в области проектных технологий отражены в работах Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, И.В. Штанько и др.
Следует отметить, что уровень развития ребенка становится определенным критерием качества работы воспитателя и всей образовательной системы в целом. Педагоги дошкольных образовательных организаций ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода. Взрослые должны не только способствовать формированию знаний, умений и навыков дошкольника и социальной адаптации, но и обучать ребенка через совместный поиск решений, предоставлять ему возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, является исследовательская проектная деятельность.
Некоторые исследователи затрагивают в своих работах тему взаимосвязи познавательных умений и проектной исследовательской деятельности, однако, в целом, практические и методические аспекты решения данной проблемы остаются освещенными явно недостаточно (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса и др.).
Актуальность вышеизложенного позволила определить тему исследования: «Формирование познавательных умений у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности».
Проблема исследования: выявить педагогические условия,
способствующие эффективному формированию познавательных умений у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательных умений у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
познавательных умений у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование познавательных умений у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:
- способствовать развитию исследовательской активности у детей дошкольного возраста;
- развивать инициативу и самостоятельность у детей дошкольного возраста;
- создавать необходимую для организации исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста развивающую предметно-пространственную среду в группе;
- вовлекать родителей в совместную с детьми дошкольного возраста исследовательскую проектную деятельность.
В соответствии с проблемой, объектом, целью и гипотезой
исследования, нами решались следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему формирования познавательных умений в психолого-педагогических исследованиях.
2. Раскрыть особенности организации исследовательской проектной деятельности старших дошкольников в детском саду.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия формирования познавательных умений у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические (анализ научной и методической литературы);
- эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент);
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Исследование выполнялось в три этапа.
Первый этап (сентябрь - октябрь 2016 г.) - теоретико-аналитический. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Второй этап (октябрь 2016 г. - январь 2017 г.) - опытно-практический. Проведение констатирующего этапа эксперимента (октябрь 2016 г.). Проведение формирующего этапа эксперимента (октябрь 2016 г. - апрель 2017 г.). Проведение контрольного эксперимента (май 2017 г.).
Третий этап (май 2017 г.) - заключительный. Анализ и оформление результатов опытно-практической работы. Подготовка выпускной квалификационной работы к защите.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Головчинский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Грайворонского района Белгородской области, старшая группа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных социокультурных условиях возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, способствующего формированию компетентной, социально-адаптированной личности,
способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В этой ситуации существенным является формирование познавательных умений у детей дошкольного возраста в исследовательской проектной деятельности. Основной целью
исследовательской проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка дошкольного возраста, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской проектной деятельности детей. Познавательные умения, являющиеся одним из компонентов познавательного развития, рассматриваются как рациональные приемы той или иной мыслительной операции, формируются и совершенствуются в процессе образовательной деятельности детского сада и семьи.
Использование исследовательской проектной деятельности позволяет формировать познавательные умения детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление. Выполняя проекты, дети осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач. Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Работа над исследовательским проектом имеет большое значение для развития познавательных умений ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
В процессе опытно-экспериментальной работы для изучения уровня сформированности познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста мы подобрали диагностические методики по выявлению уровня сформированности познавательных умений у детей дошкольного возраста, определили уровень развития познавательных умений у детей старшей группы и провели количественный и качественный анализ полученных результатов. С целью апробации педагогических условий по формированию познавательных умений у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности мы способствовали развитию исследовательской активности у детей дошкольного возраста, развивали инициативу и самостоятельность у детей дошкольного возраста, создали необходимую для организации исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста развивающую предметно-пространственную среду в группе и вовлекали родителей в совместную с детьми дошкольного возраста исследовательскую проектную деятельность. Для проверки эффективности опытно-практической работы мы провели качественный и количественный анализ полученных результатов педагогического эксперимента, выявили динамику сформированности познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста. По результатам опытно-экспериментальной работы мы составили методические рекомендации для воспитателей по формированию познавательных умений у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности.
В ходе опытно-практической работы мы обосновали гипотезу
Т3
исследования, заключающуюся в том, что формирование познавательных умений у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:
- способствовать развитию исследовательской активности у детей дошкольного возраста;
- развивать инициативу и самостоятельность у детей дошкольного возраста;
- создавать необходимую для организации исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста развивающую предметно-пространственную среду в группе;
- вовлекать родителей в совместную с детьми дошкольного возраста исследовательскую проектную деятельность.
Анализ уровня сформированности ознавательных умений у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности позволяет говорить об эффективности педагогических условий. Таким образом, гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение.
Вместе с тем, работа над данной проблемой представляется очень важной и будет нами продолжена.



1. Артамонова О.А. Проектные технологии в образовательном процессе // Электронный ресурс. 150schjhavoronky.edusite.ru/proyektnayadeyatel
2. Атемаскина Ю.В. Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №9.
- С. 34
3. Бабаева Т.И. Педагогическое сопровождение исследовательской активности старших дошкольников в детском саду // Детский сад: теория и практика. - 2015. - №9. - С. 24.-35.
4. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Тренировка интеллекта. Игры и тесты для детей 5-7 лет. - Харьков. Фолио. - 1997. - 412 с.
5. Бердибеков П. К., Фазилова Д. Х., Юнусова Ч. Проектная деятельность в дошкольном образовании // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 691¬693.
6. Веракса Н.Б., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с.
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование: теория и практика.
- 2012. - №6. // Электронный ресурс. Режим доступа: https://sdo-
journal.ru/journalnumbers/organizacija-proektnoj-dejatelnosti-v-detskom- sadu.html
8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
9. Виноградова Н.А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского
сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.:
Перспектива, 2011. - 384 с.
10. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2001. - 480 с.
12. Деркунская В.А. Особенности проектной деятельности детей
дошкольного возраста в детском саду // Детский сад: теория и практика.
- 2012. - №9. - С. 26.
13. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. - М.: Сфера, 2004. - 128 с.
14. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2007.
- 64 с.
15. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психолого-педагогические средства
познавательного развития дошкольников: Учеб. пособие. - М.:
Издательство Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2006. - 224 с.
16. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - М.: Аркти, 2011. - 202 с.
17. Кадола Е.В. Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста // Вестник Омского университета. - 2009. - №3. - С. 258-260.
18. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
19. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -
2008. - № 7. - С. 83-87.
20. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.07. - Санкт-Петербург, 2009. - 204 с.
21. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности ДОУ. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: Аркти, 2011. - 96 с.
22. Князева О.Л. Особенности познавательной деятельности у дошкольников // Новые исследования в психологии. - № 1 (34). - С. 23-25.
23. Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно действенных задач // Вопросы психологии. 1987. - №5. - С. 86-93.
24. Комарова И.В. Роль вопросов в развитии исследовательских
способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - №3. - С. 164-168.
25. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями // Справочник старшего воспитателя. - 2014. - №8.
26. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды // Справочник старшего воспитателя. - 2014. - №8.
27. Комментарии к ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]: Письмо Минобрнауки России от 28 февраля 2014 г.№08-249 // Городской методический центр: http://mosmetod.ru.
28. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 352 с.
29. Костикова Д.А. Использование проекта в практике дошкольного
образования // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №9. - С. 20.
30. Крамаренко О.К. Проектная деятельность: сотворчество детско-взрослого
коллектива // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №9. - С. 94.
31. Красношлык З.П. Психолого-педагогические основы организации
предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 32-34
32. Левашова И.И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования // Фундаментальные исследования. - 2008. - №7. - С. 76-77.
33. Лукьянова С. А., Сосункевич О. В. Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 59-61.
34. Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск «Проектная деятельность в ДОУ» // МЦФЭР «Ресурсы образования» // http: //www.resobr.ru/
35. Морозова Е.Л. Психологическое сопровождение проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №9. - С. 72
36. Немов Р. Психология // Элекстронный ресурс:
http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov 1/03.php
37. Нилова Т.М., Шейко Н.Г. Вещи и их секреты: организация процесса исследования дошкольниками мира предметов // Детский сад: теория и практика. - 2015. - №9. - С. 70.
38.Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. - М.: Сфера, 2012. - 126 с.
39.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий (в соответствии с программой «Детство» / Авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.
Сучкова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 133 с.
40. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: Аркти, 2011. - 64 с.
41. Поддьяков Н.Н. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2004. №2. - С. 10-20.
42. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 2002. - 272 с.
43. Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы». ФГОС / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 368 с.
44. Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста. - СПб, 2007. - 187 с.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с
46. Сагадеева А.А. Метод проектов в ДОУ как инновационная
педагогическая технология // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 94-96.
47. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Электронный фонд правовой и нормативной документации: http://docs.cntd.ru.
48. Семенова Н.А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно- исследовательскую деятельность // Детский сад: теория и практика. - 2015. - №9. - С. 18.
49. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в дошкольном образовании // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №9. - С. 6.
50. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Екатеринбург: У- Фактория, 2005. - 248 с.
51. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 128 с.
52. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. - 2004. - № 4. - С. 99-101.
53. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. - М.: Корифей, 2007.
54. Щетинина В.В. Формирование познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. Дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2006. - 233 с.
55. Щукина И.Н. К вопросу о формировании исследовательских умений старших дошкольников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - №7. - С. 308-311.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ