Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема героя в позднем творчестве Э. Хемингуэя (40-50-е гг.)

Работа №6880

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

культурология

Объем работы204стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
797
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава первая: Концепция творческой личности в произведениях Э. Хемингуэя 40-50-х гг. (“Праздник, который всегда с тобой”,
“Райский сад”) 18
§ 1. Творчество Э. Хемингуэя 40-50-х гг. в общественном и культурном контексте американской действительности этого
периода 18
§ 2. Автобиографическое начало
в позднем творчестве Э, Хемингуэя 24
§ 3. Проблема героя в романе Э. Хемингуэя “Райский сад” и книге мемуаров
“Праздник, который всегда с тобой” 40
§ 4. Конфликт в романе Э. Хемингуэя “Райский сад” и книге мемуаров
“Праздник, который всегда с тобой” . 50
Глава вторая: Творчество Э. Хемингуэя 40-50-х гг.
и проблема экзистенциализма (романы “За рекой в тени
деревьев”, “Острова в океане”) 59
§ 1. Экзистенциальные черты
в герое Э. Хемингуэя 20-х гг. , 60
§ 2. Эволюция мировоззрения
героя Э. Хемингуэя 30-х гг. 74
§ 3. Экзистенциальные черты романа
“За рекой в тени деревьев” 80
§ 4. Конкретно-исторический план
романа “Острова в океане” 91
§ 5. Черты экзистенциальной проблематики
в романе “Острова в океане” 96
Глава третья: Тип героя и особенности поэтики произведений
Э.Хемингуэя 40-50-х годов 111
§ 1- Проблема хронотопа
в творчестве Э. Хемингуэя 40-50-х годов 114
§ 2. Авторское и “чужое” слово в произведениях Э. Хемингуэя 40-50-х годов.
Роль диалогов и монологов в структуре образа героя 127
§ 3. Отчужденный стиль
в творчестве Э. Хемингуэя 40-50-х гг. 148
§ 4. Импрессионистические приемы в творчестве Э. Хемингуэя позднего периода.
Роль детали 156
Заключение 163
Библиография 178


Творчество Э. Хемингуэя 40—50-х гг., за исключением повести «Старик и море», которой посвящены многочисленные литературоведческие работы, вышедшие как в России, так и за рубежом, остается недостаточно исследованным и во многом вызывающим разноречивые оценки. Во многом это связано с тем, что большинство произведений, над которыми писатель работал в этот период, было опубликовано посмертно (“A Moveable Feast”1, 1964; “Islands in the Stream”, 19702; “The Garden of Eden”, 19863; “True at First Light”, 1999), поэтому многие фундаментальные биографии и исследования творчества Э. Хемингуэя, вышедшие в 60—70-х гг. как в США, так и в нашей стране, оперируют неполным художественным материалом. Такова работа JI.Гурко «Хемингуэй и героизм» (275), увидевшая свет в 1963 г. еще до публикации книги мемуаров Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой». Книги одного из лучших американских исследователей творчества Э. Хемингуэя К.Бейкера «Хемингуэй. История жизни» (240) и «Писатель как художник» (241), вышедшие в 60-70-е годы, также касаются в основном произведений Хемингуэя, увидевших свет при жизни писателя. С. Дональдсон в монографии «Силой воли. Жизнь и творчество Э. Хемингуэя», N.Y., 1977 (264), дает более развернутый анализ романа «Острова в океане», интегрируя его в целостную систему творчества Э. Хемингуэя.
В отечественном литературоведении 60-70-х годов активно используется биографический метод при изучении творчества Хемингуэя. В этом ключе написана книга известного исследователя творчества Э. Хемингуэя И. А. Кашкина «Э. Хемингуэй. Критико¬биографический очерк», 1966 (379). В ней автор касается лишь тех книг писателя, которые увидели свет при его жизни. Обращаясь к творчеству писателя 40-50-х гг., И. А. Кашкин сопоставляет два произведения - повесть «Старик и море» и роман «За рекой в тени деревьев», справедливо отмечая, что они различны и по настроению, и по стилю, и по типу героя, хотя создавались в одно время.
В книге Б. Т. Грибанова «Эрнест Хемингуэй», 1971 (357), прослеживается история создания произведений писателя и их восприятие американской критикой. Б. Т. Грибанов обращается также к тем жизненным обстоятельствам, которые послужили основой книги мемуаров «Праздник, который всегда с тобой». Как и в биографиях Э. Хемингуэя других американских и отечественных авторов (К. Бейкера, П. Гриффина (274), С. Кауффманна (291), Б. А. Гиленсона (342), 3. Маянц (395)), это произведение Э. Хемингуэя рассматривается Б. Т. Грибановым как своеобразная «копилка» его высказываний о писательском труде. Б. Т. Грибанов обращается также к творческой истории трилогии «о море», части которой составили роман «Острова в океане», и романа «Райский сад», увидевших свет соответственно в 1970 и 1986 годах (357; 390, 397, 425).
Анализ отдельных периодов творчества Э. Хемингуэя, особенностей его художественного мира дается в работах Ч. Фентона «Ученичество Хемингуэя. Ранние годы», 1961 (266), К.Бейкера «Писатель как художник», 1972 (241), Лидс кого Ю.Я. «Творчество Хемингуэя», 1973 (389), Финкельштейна И.Л. «Хемингуэй-романист. Годы 20-е и 30-е», 1974 (437). Названные работы, опубликованные в 60- 70-е годы, посвящены произведениям Хемингуэя, увидевшим свет при его жизни. Тем не менее, именно они могут служить методологической базой для изучения посмертно опубликованных работ писателя и корректировки в связи с этим некоторых устоявшихся представлений о позднем творчестве Э. Хемингуэя в целом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Позднее творчество Э. Хемингуэя (40-50-е годы) выделяется в особый период по ряду особенностей произведений писателя этих лет. Духовный кризис Хемингуэя в эти годы приводит к попытке переосмысления писателем прошлого, что придает его поздним книгам ностальгический или трагический характер. Подведение итогов собственной жизни способствует яркой выраженности в образах героев автобиографического начала. Знакомя читателей с биографиями своих героев, Хемингуэй использует как прямые заимствования фактов из своей личной жизни, так и прием художественного моделирования, предлагая герою, жизненный путь которого до определенного момента был типологически близок его собственному, выбирать иную судьбу.
По типу героя и конфликта можно выделить два ряда произведений Хемингуэя 40-50-х годов. Первый представляют роман «Райский сад» и книга мемуаров «Праздник, который всегда с тобой». В романе «Райский сад» и книге мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» наиболее полно воплощена концепция творческой личности Э. Хемингуэя.
Акт творчества Хемингуэй воспринимает как нечто, позволяющее человеку преодолеть конечность своего существования. Если герои большинства других произведений писателя обречены на жизнь в замкнутом настоящем, то Дэвид Берн и молодой Хемингуэй - герой книги мемуаров прорываются в будущее благодаря своему писательскому мастерству. Мир творчества для них более реален, нежели мир обыденный. Дэвид Берн и герой книги мемуаров старательно ограждают мир творчества от мира реального системой привычек-ритуалов, препятствуя проникновению в него людей

посторонних. Это приводит к возникновению в романе двоемирия. Граница этих двух миров проходит внутри личности самого героя.
По мнению Хемингуэя, творческая личность является не только камертоном эпохи, но и посредником между миром обыденным и миром высших духовных ценностей, миром сверхреальным. Дэвид Берн и герой книги мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» ощущают в жизни высшее духовное начало, которое заменяет им Бога традиционного общества, поддерживая их в противостоянии жизненным невзгодам. Мотив метафизического голода, присутствующий в романе «Райский сад» и книге мемуаров «Праздник, который всегда с тобой», указывает на интуитивное ощущение творческим человеком этого сверхначала.
Черты человека-творца представлены в романе «Райский сад» и книге мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» в наиболее «чистом» виде благодаря тому, что писатель «выключает» героя из широкого социально-исторического конфликта, замыкает его в сфере межличностных отношений и творчества. Для романа «Райский сад» и книги мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» характерны конфликты камерные, несубстанциональные. Писатель моделирует принципиально новый для своих произведений художественный мир, обитатели которого - Дэвид Берн и герой книги мемуаров — наделены максимальной свободой по сравнению с другими героями Хемингуэя. Они полны сил, здоровы, не вовлечены в социальные конфликты. Автор ограждает своих молодых героев от гибельного воздействия войны и социальных потрясений, которых ему самому и многим представителям его поколения избежать не удалось. По этому показателю роман «Райский сад» и книга мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» приближены к повести «Старик и море», главный герой которой, Сантьяго, также представляет собой тип личности, воспринимающей

свой нелегкий труд как творчество, и настолько исключенной автором . из социально-исторического контекста, что произведение приобретает
притчевый характер.
В основе конфликтов романа «Райский сад» и книги мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» - разница мировосприятий героев, творческой и нетворческой личностей. Если в книге мемуаров конфликт этого типа лишь намечен (в финале произведения появляются богатые люди, грозящие гармоничному, целостному миру главного героя), то в романе «Райский сад» он получает отчетливое выражение в диаметрально противоположном отношении Кэтрин и Дэвида к предназначению человека, труду, семейным отношениям, любви, творчеству. Дэвид благодаря своему служению искусству преодолевает 4 конечность существования, Кэтрин же не находит дела, в котором могла
бы реализоваться как личность. Разница мировосприятий предопределяет и крушение семейных отношений героев.
Внутренние противоречия, присущие творческой личности, которую Хемингуэй отнюдь не идеализирует, также определяют развитие сюжета этих произведений. Для Дэвида Берна и героя книги мемуаров единственно значимым является создаваемый ими мир художественной реальности. В этом - и их сила, и их слабость. С одной
*
стороны, они создают свой «райский сад» в негармоничном мире, в котором могут чувствовать себя комфортно, с другой, целиком уходя в творчество, они приносит в жертву искусству многообразие «большого» мира, отгораживаются от окружающих людей и их проблем. И Дэвид Берн, и герой-повествователь книги мемуаров осознают свою раздвоенность, отдают себе отчет в том, что только работа помогает им «обрести внутренний стержень». Если смоделировать судьбу этих героев за пределами произведений, можно предположить, что в
* дальнейшем их не удовлетворит жизнь в замкнутом мире любви и
165

творчества, и они сделают попытку найти смысл своего существования в преодолении реальных конфликтов того общества, в котором живут.
г®
В отличие от произведений первого ряда, романы «За рекой в тени деревьев» и «Острова в океане» более сложны по своей проблематике и художественной структуре. Попытка главных героев этих произведений, Ричарда Кантуэлла и Томаса Хадсона, выйти за пределы ограниченного мира любви и творчества определяет их участие в самых важных социальных, исторических и мировоззренческих конфликтах своего времени. Формирование их характеров происходит под влиянием того мира, в котором они существуют и который зримо предстает перед читателем в названных выше произведениях.
Герои «поздних» произведений Хемингуэя обнаруживают + , типологическое родство с личностью экзистенциальной, что в разной
степени характерно для других персонажей литературы потерянного поколения (в произведениях Р. Олдингтона, Э. М. Ремарка и других). По отношению к герою Хемингуэя можно говорить лишь о преобладании в его мировосприятии тех или иных черт экзистенциальной личности, вместе с тем, он никогда не выступает как воплощение какой-либо философии, что характерно, например, для ряда произведений Сартра («Тошнота», «Стена») или Камю
*
(«Посторонний»).
Не будучи экзистенциалистом, Хемингуэй, тем не менее, был человеком своей эпохи со всеми ее наболевшими проблемами, для ответа на которые идеально подходила философия существования. Зарождение и развитие экзистенциальных черт в герое Хемингуэя происходит непосредственно под влиянием исторических и социальных предпосылок непосредственно, а не под воздействием философии экзистенциализма, сформировавшейся в том же самом социально-
* историческом контексте, что и произведения писателей потерянного
166

поколения (Э. М. Ремарка, Ф. С. Фицджеральда). Их искания и искания философов-экзистенциалистов в этом смысле идут параллельными путями. Изменения в мировоззрении героя Хемингуэя 20-50-х годов происходят во многом под влиянием духовных поисков самого писателя. По ряду признаков эти перемены аналогичны тем трансформациям, которые происходят в XX веке с философией существования.



1. Hemingway, Е. Across the River and into the Trees. N. Y. 1950.
2. Hemingway, E. Across the River and into the Trees. L., 1966.
3. Hemingway, E. For Whom the Bell Tolls. N. Y., 1980.
4. Hemingway, E. Garden of Eden. N.Y., 1986.
5. Hemingway, E. To have and Have not. N. Y., 1937.
6. Hemingway, E. Islands in the Stream. N. Y. 1970.
7. Hemingway, E. A Moveable Feast. N. Y., 1964.
8. Hemingway, E. True at First Light. Ed. by P. Hemingway. N.Y. Scribner, 319 p. 1999.
9. Hemingway, E. By-Line. Ed. by W. White. N. Y., 1967.
10. Hemingway, E. The Dangerous Summer. L., 1985.
11. Hemingway, E. Selected Letters: 1917 - 1961. Ed. by C. Baker. N. Y.,
1981.
12.0rtega-y-Gasset, J. Man and Crisis. N.Y., 1958.
13.Sartre J.-P. L. Etre et le Neant. P., 1965.
14. Хемингуэй Э. Избран, произв.: В 2 т. М., 1959.
15. Хемингуэй Э. Собр. соч.: В 2 т. М., 1968.
16. Хемингуэй Э. Собр. соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 1 - 4.
17. Хемингуэй Э. Старый газетчик пишет... М., 1983.
18. Хемингуэй Э. Райский сад. М., 1991.
19. Хемингуэй Э. Рассказы; И восходит солнце; Старик и море. М.: Книга для ученика и учителя. 1998.
20. Хемингуэй Э. Собр. соч.: В 5 т. М., 2000.
21. Хемингуэй Э. За рекой в тени деревьев. Иметь и не иметь. Райский сад. Романы. М., 2000.
22. Барбюс А. Огонь. Ярость. Правдивые повести. М., 1967.
178

23. Бергсон А. Творческая эволюция. СПб., 1914. j 24.Бергсон А. Избранное. М., 1996.
25. Бергсон А. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1992.
26. Дос Пассос Дж. Р. 42-я параллель. 1919. М., 1981.
27. Камю А. Избранные произведения. М., 1993.
28.0лдингтон Р. Собр. соч.: В 4 т. М., 1988 - 1989.
29. Паунд Э. Из стихов 1908 - 1912 гг. // Иностранная литература. 1991. №2.
30. Проблема человека в западной философии / Сборник переводов с англ., франц., немецк. М., 1988.
31. Ремарк Э. М. Собр. соч.: В 11 т. М.. 1991.
32. Рильке Р. М. Лирика. М., Л. 1965.
а 33.Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. М., 1992.
34. Сартр Ж.-П. Пьесы. М., 1989.
35. Сент-Экзюпери А. Сочинения. М., 1964.
36. Сент-Экзюпери А. Военный летчик. М., 1977.
37. Стейнбек Дж. Собр. соч.: В 6 г. М., 1989.
38. Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи. Повести. Рассказы. М., 1991.
39. Уоррен Р. П. Вся королевская рать. Избранные стихотворения. М.,
ff
1982.
40. Фицджеральд Ф. С. Избр. произв.: В 3 т. М., 1977.
41. Фолкнер У. Собр. соч.: В 6 т. М., 1985 - 1987.
42. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
43. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Философские науки.
1989. №9.
44. Хайдеггер М. О сущности истины // Философские науки. 1989. № 4.
45. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. щ 46.Эренбург И. Люди, годы, жизнь. М., 1963.
179



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ