Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы взаимодействия спе-циалистов в процессе реализации программ коррекционной работы с обучающимися с общим недоразвитием ре¬чи 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с об¬щим недоразвитием речи 8
1.2. Реализация программ коррекционной работы для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи 21
1.3. Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда
в общеобразовательной организации при обучении детей с об¬щим недоразвитием речи: организационный и содержательный аспекты 31
Глава 2. Практика взаимодействия учителя начальных классов и логопеда в процессе реализации программы коррекцион¬ной работы с обучающимися с общим недоразвитием речи. 52
2.1. Анализ традиционных форм взаимодействия учителя началь¬
ных классов и логопеда в работе с обучающимися с общим недоразвитием речи, сложившихся в практике общеобразова-тельных организаций 52
2.2. Программа взаимодействия учителя начальных классов и лого¬
педа в процессе обучения и психолого - медико - педагогического сопровождения с обучающимися с общим недоразвитием ре¬чи 69
2.3. Анализ результатов исследования речевого развития у обучаю-щихся с общим недоразвитием речи 82
Заключение 87
Список использованной литературы 89
Приложения 101
Изменилось представление государства и общества о детях с ограни-ченными возможностями здоровья. В настоящее время ребенок с ограничен¬ными возможностями здоровья имеет право получить образование, исходя из его индивидуальных потребностей и возможностей развития. В новых соци¬ально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал во¬прос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченны¬ми возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свиде¬тельствует ряд нормативных документов министерства образовании Россий¬ской Федерации. С 1 сентября 2016 года вступил в силу Приказ Минобрнау¬ки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государ¬ственного образовательного стандарта начального общего образования обу-чающихся с ограниченными возможностями здоровья». В соответствии с ним, актуальность исследования, в том, что современная общеобра- зовтельная школа ставит перед логопедом серьезные коррекционно-педагогические задачи. Одной из таких задач, является взаимодействие ло-гопеда и учителя начальных классов, которое поможет обучающимся в даль¬нейшем адаптироваться в социуме. Исходя из этого, взаимодействие учителя начальных классов и педагогического коллектива, в том числе учителя- логопеда, является особо актуальной проблемой, в решении которой, на наш взгляд, должны быть чрезвычайно заинтересованы все участники образова¬тельного процесса.
Степень разработанности проблемы. В науке проблематикой кор-рекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова, В.П. Глухов, А.М. Боро¬дич, А.Н. Гвоздев, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастю- кова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н. В. Нищева, Т.А. Ткаченко, Л.И. Ефименкова, Н.Е. Ильякова).
Что касается взаимодействия специалистов в сопровождении младших школьников с общим недоразвитием речи многие авторы (М.И. Лукьянова, В.А. Маликова, В.М. Минияров, Т.И. Чиркова и др.) утверждают, что в сло¬жившейся практике профессиональных взаимоотношений методологические основы такого взаимодействия не разработаны или освещены фрагментарно, и культура такого взаимодействия находится пока на низком уровне.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на сего-дняшний день, тема разработки системы организации и содержание взаимо¬действия учителя начальных классов и учителя-логопеда для учащихся с об¬щим недоразвитием речи недостаточно разработана как в нормативном, так в научно-методическом аспектах.
Изучение научной литературы и педагогической практики позволило заключить, что разработка системы организации и содержания взаимодей-ствия учителя начальных классов и учителя-логопеда в процессе реализации программы коррекционной работы для учащихся с общим недоразвитием ре¬чи должна быть сопряжена с речевым развитием обучающихся первых классов, с различной степенью выраженности общего недоразвития речи и особыми образовательными потребностями.
Цель исследования: формировать речевое развитие учащихся первых классов на основе разработки системы организации и содержания взаимодей¬ствия учителя начальных классов и логопеда в процессе реализации про¬граммы коррекционной работы.
Проблема исследования: недостаточно разработана система органи-зации и содержание взаимодействия учителя начальных классов и учителя- логопеда в процессе в процессе реализации программы коррекционной рабо¬ты.
Объект исследования: процесс формирования речевого развития у учащихся с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система организации и содержания взаимо-действия учителя начальных классов и учителя-логопеда.
Гипотеза исследования: формирование речевого развития учащихся первых классов на основе разработки системы организации и содержания взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда в процессе обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения, будет эффек¬тивно, если:
1) знать психолого-педагогические характеристики обучающихся с общим недоразвитием речи;
2) разработать схему организации взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда для обучающихся с общим недоразвитием речи;
3) описать содержание основных форм работы при взаимодействии учителя начальных классов и учителя-логопеда с обучающимися с общим недоразвитием речи.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач исследова¬ния:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической и науч-но-методической литературы по проблеме исследования;
2) обосновать реализацию программ коррекционной работы для обу¬чающихся с тяжелыми нарушениями речи;
3) проанализировать традиционные формы взаимодействия учителя начальных классов и логопеда в работе с обучающимися с общим недоразви¬тием речи, сложившихся в практике общеобразовательных организаций ;
4) изучить состояние речевого развития обучающихся с общим недо-развитием речи;
5) разработать систему организации и содержание взаимодействия учи¬теля начальных классов и учителя-логопеда с обучающимися с общим недо¬развитием речи;
6) проанализировать текущее состояние материально-технических и кадровых условий общеобразовательной школы;
7) провести анализ результатов исследования речевого развития у обу¬чающихся с общим недоразвитием речи.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заклю¬чается в том, что теоретически обосновано взаимодействие учителя началь¬ных классов и логопеда в процессе реализации программы коррекционной работы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке си-стемы организации и содержание взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда для обучающихся с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- сравнение и анализ состояния взаимодействия учителя начальных классов и логопеда;
- изучение передового педагогического опыта.
- констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
- методики исследования: диагностика устной речи младших школьни¬ков Т.А. Фотековой (2000); диагностика письменной речи младших школь¬ников Т.А. Фотековой (2001).
База исследования: «МБОУ СОШ г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2015-2016г.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения- проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью изучения изучение контингента младших школьников с общим недоразвитием речи.
На втором этапе (2016-2017г.) разрабатывалась программа эксперимен¬тального исследования, проводился формирующий эксперимент. Экспери¬ментальная работа сопровождалась проверкой гипотезы исследования, уточ¬нением теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (2017-2018г.) осуществлялась обработка, анализ, си¬стематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; форму¬лирование выводов, оформление диссертационного исследования.
Апробация результатов исследования: осуществлялась через публи¬кации работ по теме исследования в научных статьях в сборниках материалов конференции:
Всероссийская научно-практическая конференция студентов «Акту-альные проблемы общего (дошкольного и начального) и специального обра¬зования: теория и практика - 2016» статья на тему: «Взаимодействие учителя начальных классов с учителем-логопедом в работе с младшими школьника¬ми, имеющими общее недоразвитие речи».
Международная научно-практическая конференция «ADVANCED SCIENCE», состоявшейся 17 января 2018 г. в г. Пенза. Статья на тему: «К проблеме взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов с обучающимися с общим недоразвитием речи».
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
В заключении подведем итоги и постараемся оценить результатив¬ность проведенной нами работы. Проведенное нами теоретическое исследо¬вание позволило прийти к выводу, что проблема организации и содержание взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда в процессе реализации программы коррекционной работы, является малоизученным в педагогике и психологии.
Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, как в условиях ин-клюзивного обучения, так и в отдельной образовательной организации (спе-циальное образование), проектируются программы коррекционной работы в рамках внеурочной деятельности, в том числе и направленные на устранение (профилактики) нарушений устной речи, чтения и письма, реализация кото¬рых требует комплексного подхода.
Можно утверждать, для того чтобы осуществить коррекцию речевой патологии и нормализацию рече-коммуникативных функций, необходимо консолидация усилий в работе учителя начальных классов и учителя- логопеда.
На констатирующем этапе эксперименты, мы изучили состояние рече-вого развития учащихся с ОНР; проанализировали готовность педагогиче-ских работников к реализации задач профессиональной деятельности в во взаимодействии в образовательной среде при реализации программ коррек-ционной работы; проанализировали текущее состояние материально-технических и кадровых условий общеобразовательной школы; выделили основные условия для формирования речевого развития обучающихся с ОНР.
На формирующем этапе, мы разработали систему организации взаи-модействия учителя начальных классов и логопеда и, опираясь на систему, описали формы и содержание взаимодействия учителя начальных классов и логопеда.
На контрольном этапе эксперимента мы определили эффективность разработанной системы содержания и организации взаимодействия учителя начальных классов и логопеда, путем контрольного обследования речевого развития обучающихся имеющих ОНР, III уровень речевого развития, и НВОНР.
Анализ результатов констатирующего и контрольного экспери-ментов позволил доказать, что формирование речевого развития у обучаю-щихся имеющих ОНР, III уровень речевого развития, и НВОНР, зависит от разработанной системы содержания и организации взаимодействия учителя начальных классов и логопеда.
Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутых в диссертации положений и выводов. Внедрение его результатов в практику работы начальной школы может способствовать повышению качества обуче¬ния школьников.
Таким образом, проведенный эксперимент, показал, что своевременное выявление имеющихся трудностей в обучении у каждого ребёнка, учёт осо¬бенностей формирования речевого развития, составляют основу для поиска дальнейшего взаимодействия учителя начальных классов и логопеда в эф¬фективной работы по повышению письменной речи у обучающихся с ОНР.
1. Азова, О.И. Обследование младших школьников с дизорфогра- фией [Текст] учебно-метод. пособие. Ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: РУДН, 2007. - 53 с.
2. Балан, Е.В. Взаимодействие учителя-логопеда и учителя началь¬ных классов [Электронный ресурс] / Е.В. Балан // Инфоурок: [сайт] Режим- доступа: https://infourok.ru/vzaimodeystvie-uchitelya-nachalnih-klassov-i- uchitelyalogopeda-394586. html
3. Барменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитиием речи [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук. / Т.Д. Барменкова - М., 1996. - 17 с.
4. Бахтеева, Н.В. Программа коррекционной работы как неотъемле¬мая часть основной образовательной программы обучающихся с задержкой психического развитие [Текст] / Н.В. Бахтеева // Вестник педагогических ин¬новаций. - 2015. - №1. - С. 86-91.
5. Белова-Давид, Р.А. К вопросу о медико-педагогическом комплексе [Текст] / Р.А. Белова-Давид / Под ред. Р.А. Беловой-Давид, Б.М. Гриншпуна. - М.: Просвещение, 1969. - с 74.
6. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений [Текст] / Г.Ю. Беляев. - М.: ИЦКПС, 2000. - 157с.
7. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянов. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.
8. Бобылёва, Л.А. Сопровождение детей с тяжелым недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Л.А. Бо¬былёва // Открытый урок Первое сентября : [сайт] Режим доступа: http: //открытыйурок.рф/статьи/662412/
9. Бондарчук, О.А. Логопедическая работа в школе [Текст]: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родите¬лей / О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
10. Бугрименко, Е. А. Учимся читать и писать [Текст] / Е.А. Бугри- менко, Г.А. Цукерман. - М.: Знание, 1994. - 160 с.
11. Бунина, В.С. Проблема взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса [Текст] / В.С. Бунина //Дошкольное образование.- 2010. - № 8. - С. 10 - 12.
12. Визель, Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: учеб.-метод.пособие / Т.Г. Визель. - М.: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 127 с.
13. Вильшанская, А.Д. Психолого-медико - педагогический консили¬ум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка [Текст] / А.Д. Вильшанская, М.И. Прилуцкая, Е.М. Протченко. - М. Генезис, 2012. — 256 с.
14. Волоскова, Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов [Текст]: дис.... канд. пед. наук / Н.Н. Волоско- ва.- Москва, 1996. - 158 с.
15. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология»/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989. - 528 с.
16. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с об-щим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова // Психо-логическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М. : Кни¬голюб, 2007. - 102 с.
17. Волковская, Т.Н. Организационно-методические основы психо-логической помощи лицам с недостатками речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Н. Волковская. - М. : Национальный книжный центр, 2011. - 144 с.
18. Волковская, Т.Н. Актуальные вопросы теории логопсихологии [Текст] / Т.Н. Волковская // Известия Южного федерального университета. - 2010. - № 1. - С. 150-159.
19. Волковская, Т.Н. Научно-исторический генезис теоретических основ логопсихологии [Текст] / Т.Н. Волковская // Известия Южного феде-рального университета. - 2010. - № 2. - С. 223-239.
20. Волосовец, Т.В. Преодоление ОНР у дошкольников [Текст] учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В. Сека- чев, НИИ Школьных технологий. - 2008. - с. 20.
21. Вятлева, Ю.Е. К вопросу о формировании письменно-речевой деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи на уроках русского языка [Текст] / Ю.Е. Вятлева // VIII Международной научной кон¬ференции / Под общей редакцией профессора В.Н. Скворцова, Издательство: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2012.- С. 25-27.
22. Глозман, Ж.М. Практическая нейропсихология. Помощь неуспе¬вающим школьникам [Текст] : учебное пособие / Ж. М. Глозман. - Саратов : Вузовское образование, 2013. - 288 с.
23. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с рече¬вой патологией [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - № 6.
24. Гриншпун, Б.М. Логопедия [Текст] / Б.М. Гриншпун. - М.,
Просвещение. -1989.- 112с.
25. Гриц, Т.А. Сотрудничество логопеда и учителя начальных клас¬сов в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми нарушени¬ями в условиях общеобразовательной школы [Текст] / Т.А. Гриц // Издатель¬ский дом «Первое сентября». - 2012. - С 12-15.
26. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы про-филактики и коррекции нарушений в развитии детей [Текст]: учебник для ву¬зов / Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 2013. - 431 с.
27. Ежовкина, Е.В. Взаимодействие специалистов гуманитарно-ориентированного центра образования в процессе педагогического сопро-вождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Инновации в науке: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК. - 2015. - Т. 13. - С. 566-570.
28. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе [Текст] / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - М. ТЦ Сфера, 2007. - 162 с.
29. Еремина, В. Н. Формирование лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В.Н. Еремина // Практ. психология и логопедия. - 2003. - № 1/2. - С. 68-72.
30. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте [Текст] / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисарен- ко. - М.: «Владос», 2010. - 239 с.
31. Ефименкова, Л. Н., Коррекция устной и письменной речи уча-щихся начальных классов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. — 320 с.
32. Жаренкова, Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / Г.И. Жаренкова // Школа для детей с ТНР / Под ред. РЕ. Левиной. — М.: Изд-во АПН РСФСР. - 1961. - 258 с.
33. Жиркова, С.Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования [Текст] / С.Г. Жиркова // Научное обозрение. - 2010. - №1. - С. 79-83.
34. Жукова, Н.С. Отклонение в развитии детской речи [Текст] / Н.С. Жукова. - М. УНПЦ "Энергомаш", 1994 . - 128 с.
35. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
36. Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ограничен-ными возможностями [Текст] / Д.В. Зайцев // Социологические исследова-ния. - 2004. - №7. - С. 127 - 132.
37. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.- 480 с.
38. Ильина, О.М. Инклюзивное образование: проблемы и перспекти¬вы развития [Текст] / О.М. Ильина // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - №1 (65). - С. 194-198.
39. Исаева, С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: прак-тическое пособие [Текст] / С.А. Исаева. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 48 с.
40. Калягин, В. А. Логопсихология [Текст] учеб. Пособие / В.А. Ка-лягин. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
41. Капчеля, Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подго-товка детей к школе [Текст] / Г.И. Капчеля, М.И. Лисина. - Кишинев: «Штиинца»., 2000. - 132 с.
42. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]: пособие для логопеда / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207с.
43. Колповская, И. К. Характеристика нарушений письма и чтения [Текст] / И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики лого-педии / под ред. Р.И. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - С. 166-190.
44. Комлева, Г.М. Интеграция, инклюзия: плюсы и минусы [Элек-тронный ресурс] / Г.М. Комлева // Интернет-журнал «Отоскоп» : [сайт] Ре-жим доступа: http://www.otoskop.ru/rus/2009/12/integraciya-inklyuziya-plyusy- i-minusy
45. Кузнецова, Е. Е. Обучение детей с ОНР в общеобразовательной школе [Текст] / Е.Е. Кузнецова // Научно-методический электронный жур-нал «Концепт». - 2017. - С. 188-191.
46. Лауткин, С.В. Логопсихология [Текст] учебно-метод. пособие / С.В. Лауткин. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007.
- С. 55-66.
47. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом [Текст] / Р.Е. Левина // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛА-ДОС, 1997. - 528 с.
48. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] : методический материал / Р. Е. Левина // Логопедия сегодня. - 2009. - №1(23) . - С. 6-19.
49. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина // Под ред. Р.Е. Левиной. - М., Просвещение. - 1967. - 173 с.
50. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Учпедгиз, 1951. - 120 с.
51. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст] / В.Г. Петро-ва, Т.В. Розанова / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2005. - 464с.
52. Мастюкова, Е.М., Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.М. Жукова Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филиче¬ва. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
53. Микляева, Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. Дошкольный возраст [Текст] / Н. В. Микляева // Дефек¬тология. - 2001. - № 2. - С. 56-64.
54. Министерство образования и науки РФ НОЧУ «Московский со¬
циально-гуманитарный институт». Теоретические основы изучения пробле-мы ОНР [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://asu.msgi.info/UniversysDWNL/Library/0529F56940BF4CA48A50D01EC0 A1 СА3Е/общее%20недоразвитие%20речи_т1 j.pdl'
55. Министерство образования Российской Федерации Письмо от 14 декабря 2000 года №2 Об организации работы логопедического пункта об¬щеобразовательного учреждения [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/901783455
56. Миняжева, Д.Р. Формирование навыков социальной перцепции у детей с ОНР [Текст] / Д.Р. Миняжева // Дошк. воспитание. - 2003. - № 2. - С.43-45.
57. Мусатова, И.Ю. Коррекционная программа работы с обучающи¬мися с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / И.Ю. Мусатова // Режим доступа: http://malinishi-
62. narod.ru/programma/OVZ/programma_korrekcii.pdf
58. Назарова, Н. А. Инклюзивное и специальное образование: пре-пятствия и риски развития [Текст] / Н.А. Назарова // Инклюзивное образова¬ние: практика, исследования, методология / отв. ред. С. В. Алехина. - М., МГППУ. - 2013. - 452 с.
59. Нахашева, Л.В. Взаимодействие учителя-логопеда и учителя
начальных классов [Электронный ресурс] / Л.В. Нахашева //: [сайт] Точка доступа: http: //www. maam. ru/detskij sad/obobschenie-opyta-raboty-uchitelj a-
logopeda.html4
60. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2005. - 352 с.
61. Обухов А.С. Психолого-педагогическое взаимодействие участни¬ков образовательного процесса: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под общ. ред. А.С. Обухова. - М.: Изд-во Юрайт, 2015. - 422 с.
62. Овечкина, М.С. Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов как механизм реализации ПМП сопровождения ребенка с ОВЗ [Текст] / М.С. Овечкина. - РИМС, 2014. - 215с.
63. Ожегов, С.И.. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // 4-е изд. - М.: Высшая школа, 1993. - 944с.
64. Передела, И.П. Совместная работа учителя-логопеда и учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО [Текст] / И.П. Переде-ла // Материалы XII Международного весеннего симпозиума: Сборник науч¬ных трудов. Центр научной мысли / Издательство «Перо», 2016. - С. 97-100.
65. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О созда-нии условий для получения образования детьми с ограниченными возможно¬стями здоровья и детьми-инвалидами" [Электронный ресурс] Режим доступа: https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
66. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта
2016г. №ВК- 452/07 "О введении ФГОС обучающихся с ОВЗ" ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71254376/#ixzz4dHTN1LyZ
67. Попова, Г. Ф. Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов с целью преемственности в работе с дошкольниками и учащимися посредством реализации совместной деятельности [Текст] / Г. Ф. Попова, И. А. Черникова, Т. М. Волкова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Ин¬терактив плюс», 2015. — № 3 (4). - С. 139-141.
68. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможно¬стями здоровья" [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://obraz.volganet.ru/upload/iblock/6d0/prikaz-minobrnauki-rossii-ot- 19_12_2014-n-1598-ob-utverzhden.pdf
69. Примерная адаптированная основная общеобразовательная про¬
грамма начального общего образования обучающихся с тяжелыми наруше¬ниями речи одобрена решением федерального учебно-методического объ¬единения по общему образованию ((протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://fgosovz24.ru/assets/files/aoop/aoop-dlya-obuchayushhihsya-s-tyazhelymi- naruzheniyami-rechi.pdf
70. Пятница, Т.В. Речевые нарушения у детей. Скорая логопедиче-ская помощь [Текст] / Т.В. Пятница. - Издание: Феникс, 2011. - 336 с.
71. Российская, Е.Н. Региональный аспект проблемы конвергенции и дивергенции образовательных маршрутов детей с речевыми нарушениями [Текст] / Л.А. Гаранина, Е.Н. Российская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 1. - 2017. - С. 21-31.
72. Савина, Е. А. Возможности комплексного логопедического об-следования детей младшего школьного возраста / Е. А. Савина // Практиче-ская психология и логопедия. — 2005. — № 5-6. — С. 16—22.
73. Садовникова, И. Н., Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст] / И.Н. Садовникова / Под ред. И.Н. Садовниковой. — М.: АРКТИ, 2005. - 400 с.
74. Сергеева, Г. Ф. К вопросу о воспитании звуков речи детьми с ри- нолалией и дизартрией [Текст] / Г.Ф. Сергеева // Дефектология. - 1973. - № 3. - С.21 -25.
75. Сиденко, А. С. Эксперимент в образовании [Текст] : учебное по-собие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей ди-ректоров по научной и экспериментальной работе, учителей- экспериментаторов / А. С. Сиденко, Т. Г. Новикова. — М.: АПКиПРО, 2002. - 94 с.
76. Спирова, Л.Ф. Общие методические положения по обучению грамоте детей с недоразвитием речи [Текст] / Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер // Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 480 с.
77. Спирова, Л.Ф. речи (I—IV классы) [Текст] / Л.Ф. Спирова // Ин-ститут дефектологии АПН СССР.— М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
78. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А.Екжанова / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
79. Сульдина, О.В. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития учащих¬ся [Электронный ресурс] / О.В. Сульдина // Международное сообщество пе¬дагогов «Я - учитель!»: [сайт] Режим доступа:
http://yauchitel.ru/load/logopedu/raznoe/vzaimodejstvie_uchitelja_logopeda_s_uch astnikami_pedagogicheskogo_processa_v_rabote_po_korrekcii_rechevogo_razvitij a_uchashhikhsj a/76-1-0-1113
80. Тараканова, В. В. Педагогическое мастерство преподавателей ву¬за. Современное образование в условиях реформирования: инновации и пер¬спективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / В.В. Тараканова / Под ред. А. И. Таюрского. - Красноярск: 3-х ч. , 2010. — Ч 2. — С. 309-313.
81. Трауготт, Н.Н. Расстройства речи в детском возрасте [Текст] / Н.Н. Трауготт / Под ред. М.П. Шкловского. - Петрозаводск, 1940. - 312с.
82. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / С.П. Дуванова, Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
83. Усанова, О. Н. Специальная психология [Текст] / О.Н. Усанова. - М., 1990.- 400 с.
84. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образо¬вания и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.). [Элек¬тронный ресурс] Режим доступа:
http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf
85. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2015 г.). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz- zakon-ob-obrazovanii-2013.
86. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образо¬вании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Элек¬тронный ресурс] Режим доступа: http://d-umu.udsu.ru/setevoe-vzaimodejstvie- v-obrazovanii
87. Филичева, Т. Б Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
88. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чир-кина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
89. Фомина, Л.В. Формы взаимодействия в работе учителя-логопеда
и учителей начальных классов [Электронный ресурс] / Л.В. Фомина // kopilkaurokov.ru: [сайт] Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/formy-vzaimodieistviia-v-rabotie- uchitielia-loghopieda-i-uchitieliei-nachal-nykh-klassov
90. Фотекова, Т.А Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст]: пособие для лого-педов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. — М.: АРКТИ, 2002. - 136 с.
91. Чиркина, Г.В. Программы дошкольных образовательных учре-ждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи [Текст]: уч. издание/ Г.В. Чиркина. - М.: изд. "Просвеще-ние", 2008. - 180 с.
92. Чиркина, Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей [Электронный ресурс] / Г.В. Чиркина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета) Режим доступа: http://scientific-notes.ru/, 2012.
93. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашки¬на, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2014. — 256 с.
94. Шелехов, И. Л. Коррекционная педагогика с основами специаль¬ной психологии. Речевые нарушения [Текст]: учеб. пособие / Е.С. Толстолес, Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов. - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2012. - 196 с.
95. Ягилева, С.Л. Система взаимодействия учителя-логопеда и учи¬
теля начальных классов [Электронный ресурс] / С.Л. Ягилева // Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru [сайт] Режим доступа:
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/03/03/sistema- vzaimodeystviya-uchitelya-logopeda-i
96. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
97. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у уча-щихся начальных классов общеобразовательных учреждений [Текст] / А.В. Ястребова. - М.: АРКТИ, 1999. - 120 с.
98. Яшлева, С.Л. Взаимодействие в коррекционно-речевой работе учителя-логопеда и учителя начальных классов [Текст] / С.Л. Яшлева // Ло-гопед. -2010. - № 5 - С.34 .