«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ЛОГОПЕДА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы взаимодействия спе-циалистов в процессе реализации программ коррекционной работы с обучающимися с общим недоразвитием ре¬чи 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с об¬щим недоразвитием речи 8
1.2. Реализация программ коррекционной работы для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи 21
1.3. Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда
в общеобразовательной организации при обучении детей с об¬щим недоразвитием речи: организационный и содержательный аспекты 31
Глава 2. Практика взаимодействия учителя начальных классов и логопеда в процессе реализации программы коррекцион¬ной работы с обучающимися с общим недоразвитием речи. 52
2.1. Анализ традиционных форм взаимодействия учителя началь¬
ных классов и логопеда в работе с обучающимися с общим недоразвитием речи, сложившихся в практике общеобразова-тельных организаций 52
2.2. Программа взаимодействия учителя начальных классов и лого¬
педа в процессе обучения и психолого - медико - педагогического сопровождения с обучающимися с общим недоразвитием ре¬чи 69
2.3. Анализ результатов исследования речевого развития у обучаю-щихся с общим недоразвитием речи 82
Заключение 87
Список использованной литературы 89
Приложения 101
Глава 1. Теоретико-методологические основы взаимодействия спе-циалистов в процессе реализации программ коррекционной работы с обучающимися с общим недоразвитием ре¬чи 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с об¬щим недоразвитием речи 8
1.2. Реализация программ коррекционной работы для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи 21
1.3. Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда
в общеобразовательной организации при обучении детей с об¬щим недоразвитием речи: организационный и содержательный аспекты 31
Глава 2. Практика взаимодействия учителя начальных классов и логопеда в процессе реализации программы коррекцион¬ной работы с обучающимися с общим недоразвитием речи. 52
2.1. Анализ традиционных форм взаимодействия учителя началь¬
ных классов и логопеда в работе с обучающимися с общим недоразвитием речи, сложившихся в практике общеобразова-тельных организаций 52
2.2. Программа взаимодействия учителя начальных классов и лого¬
педа в процессе обучения и психолого - медико - педагогического сопровождения с обучающимися с общим недоразвитием ре¬чи 69
2.3. Анализ результатов исследования речевого развития у обучаю-щихся с общим недоразвитием речи 82
Заключение 87
Список использованной литературы 89
Приложения 101
Изменилось представление государства и общества о детях с ограни-ченными возможностями здоровья. В настоящее время ребенок с ограничен¬ными возможностями здоровья имеет право получить образование, исходя из его индивидуальных потребностей и возможностей развития. В новых соци¬ально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал во¬прос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченны¬ми возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свиде¬тельствует ряд нормативных документов министерства образовании Россий¬ской Федерации. С 1 сентября 2016 года вступил в силу Приказ Минобрнау¬ки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государ¬ственного образовательного стандарта начального общего образования обу-чающихся с ограниченными возможностями здоровья». В соответствии с ним, актуальность исследования, в том, что современная общеобра- зовтельная школа ставит перед логопедом серьезные коррекционно-педагогические задачи. Одной из таких задач, является взаимодействие ло-гопеда и учителя начальных классов, которое поможет обучающимся в даль¬нейшем адаптироваться в социуме. Исходя из этого, взаимодействие учителя начальных классов и педагогического коллектива, в том числе учителя- логопеда, является особо актуальной проблемой, в решении которой, на наш взгляд, должны быть чрезвычайно заинтересованы все участники образова¬тельного процесса.
Степень разработанности проблемы. В науке проблематикой кор-рекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова, В.П. Глухов, А.М. Боро¬дич, А.Н. Гвоздев, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастю- кова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н. В. Нищева, Т.А. Ткаченко, Л.И. Ефименкова, Н.Е. Ильякова).
Что касается взаимодействия специалистов в сопровождении младших школьников с общим недоразвитием речи многие авторы (М.И. Лукьянова, В.А. Маликова, В.М. Минияров, Т.И. Чиркова и др.) утверждают, что в сло¬жившейся практике профессиональных взаимоотношений методологические основы такого взаимодействия не разработаны или освещены фрагментарно, и культура такого взаимодействия находится пока на низком уровне.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на сего-дняшний день, тема разработки системы организации и содержание взаимо¬действия учителя начальных классов и учителя-логопеда для учащихся с об¬щим недоразвитием речи недостаточно разработана как в нормативном, так в научно-методическом аспектах.
Изучение научной литературы и педагогической практики позволило заключить, что разработка системы организации и содержания взаимодей-ствия учителя начальных классов и учителя-логопеда в процессе реализации программы коррекционной работы для учащихся с общим недоразвитием ре¬чи должна быть сопряжена с речевым развитием обучающихся первых классов, с различной степенью выраженности общего недоразвития речи и особыми образовательными потребностями.
Цель исследования: формировать речевое развитие учащихся первых классов на основе разработки системы организации и содержания взаимодей¬ствия учителя начальных классов и логопеда в процессе реализации про¬граммы коррекционной работы.
Проблема исследования: недостаточно разработана система органи-зации и содержание взаимодействия учителя начальных классов и учителя- логопеда в процессе в процессе реализации программы коррекционной рабо¬ты.
Объект исследования: процесс формирования речевого развития у учащихся с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система организации и содержания взаимо-действия учителя начальных классов и учителя-логопеда.
Гипотеза исследования: формирование речевого развития учащихся первых классов на основе разработки системы организации и содержания взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда в процессе обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения, будет эффек¬тивно, если:
1) знать психолого-педагогические характеристики обучающихся с общим недоразвитием речи;
2) разработать схему организации взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда для обучающихся с общим недоразвитием речи;
3) описать содержание основных форм работы при взаимодействии учителя начальных классов и учителя-логопеда с обучающимися с общим недоразвитием речи.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач исследова¬ния:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической и науч-но-методической литературы по проблеме исследования;
2) обосновать реализацию программ коррекционной работы для обу¬чающихся с тяжелыми нарушениями речи;
3) проанализировать традиционные формы взаимодействия учителя начальных классов и логопеда в работе с обучающимися с общим недоразви¬тием речи, сложившихся в практике общеобразовательных организаций ;
4) изучить состояние речевого развития обучающихся с общим недо-развитием речи;
5) разработать систему организации и содержание взаимодействия учи¬теля начальных классов и учителя-логопеда с обучающимися с общим недо¬развитием речи;
6) проанализировать текущее состояние материально-технических и кадровых условий общеобразовательной школы;
7) провести анализ результатов исследования речевого развития у обу¬чающихся с общим недоразвитием речи.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заклю¬чается в том, что теоретически обосновано взаимодействие учителя началь¬ных классов и логопеда в процессе реализации программы коррекционной работы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке си-стемы организации и содержание взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда для обучающихся с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- сравнение и анализ состояния взаимодействия учителя начальных классов и логопеда;
- изучение передового педагогического опыта.
- констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
- методики исследования: диагностика устной речи младших школьни¬ков Т.А. Фотековой (2000); диагностика письменной речи младших школь¬ников Т.А. Фотековой (2001).
База исследования: «МБОУ СОШ г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2015-2016г.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения- проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью изучения изучение контингента младших школьников с общим недоразвитием речи.
На втором этапе (2016-2017г.) разрабатывалась программа эксперимен¬тального исследования, проводился формирующий эксперимент. Экспери¬ментальная работа сопровождалась проверкой гипотезы исследования, уточ¬нением теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (2017-2018г.) осуществлялась обработка, анализ, си¬стематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; форму¬лирование выводов, оформление диссертационного исследования.
Апробация результатов исследования: осуществлялась через публи¬кации работ по теме исследования в научных статьях в сборниках материалов конференции:
Всероссийская научно-практическая конференция студентов «Акту-альные проблемы общего (дошкольного и начального) и специального обра¬зования: теория и практика - 2016» статья на тему: «Взаимодействие учителя начальных классов с учителем-логопедом в работе с младшими школьника¬ми, имеющими общее недоразвитие речи».
Международная научно-практическая конференция «ADVANCED SCIENCE», состоявшейся 17 января 2018 г. в г. Пенза. Статья на тему: «К проблеме взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов с обучающимися с общим недоразвитием речи».
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Степень разработанности проблемы. В науке проблематикой кор-рекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова, В.П. Глухов, А.М. Боро¬дич, А.Н. Гвоздев, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастю- кова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н. В. Нищева, Т.А. Ткаченко, Л.И. Ефименкова, Н.Е. Ильякова).
Что касается взаимодействия специалистов в сопровождении младших школьников с общим недоразвитием речи многие авторы (М.И. Лукьянова, В.А. Маликова, В.М. Минияров, Т.И. Чиркова и др.) утверждают, что в сло¬жившейся практике профессиональных взаимоотношений методологические основы такого взаимодействия не разработаны или освещены фрагментарно, и культура такого взаимодействия находится пока на низком уровне.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на сего-дняшний день, тема разработки системы организации и содержание взаимо¬действия учителя начальных классов и учителя-логопеда для учащихся с об¬щим недоразвитием речи недостаточно разработана как в нормативном, так в научно-методическом аспектах.
Изучение научной литературы и педагогической практики позволило заключить, что разработка системы организации и содержания взаимодей-ствия учителя начальных классов и учителя-логопеда в процессе реализации программы коррекционной работы для учащихся с общим недоразвитием ре¬чи должна быть сопряжена с речевым развитием обучающихся первых классов, с различной степенью выраженности общего недоразвития речи и особыми образовательными потребностями.
Цель исследования: формировать речевое развитие учащихся первых классов на основе разработки системы организации и содержания взаимодей¬ствия учителя начальных классов и логопеда в процессе реализации про¬граммы коррекционной работы.
Проблема исследования: недостаточно разработана система органи-зации и содержание взаимодействия учителя начальных классов и учителя- логопеда в процессе в процессе реализации программы коррекционной рабо¬ты.
Объект исследования: процесс формирования речевого развития у учащихся с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система организации и содержания взаимо-действия учителя начальных классов и учителя-логопеда.
Гипотеза исследования: формирование речевого развития учащихся первых классов на основе разработки системы организации и содержания взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда в процессе обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения, будет эффек¬тивно, если:
1) знать психолого-педагогические характеристики обучающихся с общим недоразвитием речи;
2) разработать схему организации взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда для обучающихся с общим недоразвитием речи;
3) описать содержание основных форм работы при взаимодействии учителя начальных классов и учителя-логопеда с обучающимися с общим недоразвитием речи.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач исследова¬ния:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической и науч-но-методической литературы по проблеме исследования;
2) обосновать реализацию программ коррекционной работы для обу¬чающихся с тяжелыми нарушениями речи;
3) проанализировать традиционные формы взаимодействия учителя начальных классов и логопеда в работе с обучающимися с общим недоразви¬тием речи, сложившихся в практике общеобразовательных организаций ;
4) изучить состояние речевого развития обучающихся с общим недо-развитием речи;
5) разработать систему организации и содержание взаимодействия учи¬теля начальных классов и учителя-логопеда с обучающимися с общим недо¬развитием речи;
6) проанализировать текущее состояние материально-технических и кадровых условий общеобразовательной школы;
7) провести анализ результатов исследования речевого развития у обу¬чающихся с общим недоразвитием речи.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заклю¬чается в том, что теоретически обосновано взаимодействие учителя началь¬ных классов и логопеда в процессе реализации программы коррекционной работы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке си-стемы организации и содержание взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда для обучающихся с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- сравнение и анализ состояния взаимодействия учителя начальных классов и логопеда;
- изучение передового педагогического опыта.
- констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
- методики исследования: диагностика устной речи младших школьни¬ков Т.А. Фотековой (2000); диагностика письменной речи младших школь¬ников Т.А. Фотековой (2001).
База исследования: «МБОУ СОШ г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2015-2016г.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения- проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью изучения изучение контингента младших школьников с общим недоразвитием речи.
На втором этапе (2016-2017г.) разрабатывалась программа эксперимен¬тального исследования, проводился формирующий эксперимент. Экспери¬ментальная работа сопровождалась проверкой гипотезы исследования, уточ¬нением теоретических выводов и положений.
На третьем этапе (2017-2018г.) осуществлялась обработка, анализ, си¬стематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; форму¬лирование выводов, оформление диссертационного исследования.
Апробация результатов исследования: осуществлялась через публи¬кации работ по теме исследования в научных статьях в сборниках материалов конференции:
Всероссийская научно-практическая конференция студентов «Акту-альные проблемы общего (дошкольного и начального) и специального обра¬зования: теория и практика - 2016» статья на тему: «Взаимодействие учителя начальных классов с учителем-логопедом в работе с младшими школьника¬ми, имеющими общее недоразвитие речи».
Международная научно-практическая конференция «ADVANCED SCIENCE», состоявшейся 17 января 2018 г. в г. Пенза. Статья на тему: «К проблеме взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов с обучающимися с общим недоразвитием речи».
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
В заключении подведем итоги и постараемся оценить результатив¬ность проведенной нами работы. Проведенное нами теоретическое исследо¬вание позволило прийти к выводу, что проблема организации и содержание взаимодействия учителя начальных классов и учителя-логопеда в процессе реализации программы коррекционной работы, является малоизученным в педагогике и психологии.
Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, как в условиях ин-клюзивного обучения, так и в отдельной образовательной организации (спе-циальное образование), проектируются программы коррекционной работы в рамках внеурочной деятельности, в том числе и направленные на устранение (профилактики) нарушений устной речи, чтения и письма, реализация кото¬рых требует комплексного подхода.
Можно утверждать, для того чтобы осуществить коррекцию речевой патологии и нормализацию рече-коммуникативных функций, необходимо консолидация усилий в работе учителя начальных классов и учителя- логопеда.
На констатирующем этапе эксперименты, мы изучили состояние рече-вого развития учащихся с ОНР; проанализировали готовность педагогиче-ских работников к реализации задач профессиональной деятельности в во взаимодействии в образовательной среде при реализации программ коррек-ционной работы; проанализировали текущее состояние материально-технических и кадровых условий общеобразовательной школы; выделили основные условия для формирования речевого развития обучающихся с ОНР.
На формирующем этапе, мы разработали систему организации взаи-модействия учителя начальных классов и логопеда и, опираясь на систему, описали формы и содержание взаимодействия учителя начальных классов и логопеда.
На контрольном этапе эксперимента мы определили эффективность разработанной системы содержания и организации взаимодействия учителя начальных классов и логопеда, путем контрольного обследования речевого развития обучающихся имеющих ОНР, III уровень речевого развития, и НВОНР.
Анализ результатов констатирующего и контрольного экспери-ментов позволил доказать, что формирование речевого развития у обучаю-щихся имеющих ОНР, III уровень речевого развития, и НВОНР, зависит от разработанной системы содержания и организации взаимодействия учителя начальных классов и логопеда.
Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутых в диссертации положений и выводов. Внедрение его результатов в практику работы начальной школы может способствовать повышению качества обуче¬ния школьников.
Таким образом, проведенный эксперимент, показал, что своевременное выявление имеющихся трудностей в обучении у каждого ребёнка, учёт осо¬бенностей формирования речевого развития, составляют основу для поиска дальнейшего взаимодействия учителя начальных классов и логопеда в эф¬фективной работы по повышению письменной речи у обучающихся с ОНР.
Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, как в условиях ин-клюзивного обучения, так и в отдельной образовательной организации (спе-циальное образование), проектируются программы коррекционной работы в рамках внеурочной деятельности, в том числе и направленные на устранение (профилактики) нарушений устной речи, чтения и письма, реализация кото¬рых требует комплексного подхода.
Можно утверждать, для того чтобы осуществить коррекцию речевой патологии и нормализацию рече-коммуникативных функций, необходимо консолидация усилий в работе учителя начальных классов и учителя- логопеда.
На констатирующем этапе эксперименты, мы изучили состояние рече-вого развития учащихся с ОНР; проанализировали готовность педагогиче-ских работников к реализации задач профессиональной деятельности в во взаимодействии в образовательной среде при реализации программ коррек-ционной работы; проанализировали текущее состояние материально-технических и кадровых условий общеобразовательной школы; выделили основные условия для формирования речевого развития обучающихся с ОНР.
На формирующем этапе, мы разработали систему организации взаи-модействия учителя начальных классов и логопеда и, опираясь на систему, описали формы и содержание взаимодействия учителя начальных классов и логопеда.
На контрольном этапе эксперимента мы определили эффективность разработанной системы содержания и организации взаимодействия учителя начальных классов и логопеда, путем контрольного обследования речевого развития обучающихся имеющих ОНР, III уровень речевого развития, и НВОНР.
Анализ результатов констатирующего и контрольного экспери-ментов позволил доказать, что формирование речевого развития у обучаю-щихся имеющих ОНР, III уровень речевого развития, и НВОНР, зависит от разработанной системы содержания и организации взаимодействия учителя начальных классов и логопеда.
Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутых в диссертации положений и выводов. Внедрение его результатов в практику работы начальной школы может способствовать повышению качества обуче¬ния школьников.
Таким образом, проведенный эксперимент, показал, что своевременное выявление имеющихся трудностей в обучении у каждого ребёнка, учёт осо¬бенностей формирования речевого развития, составляют основу для поиска дальнейшего взаимодействия учителя начальных классов и логопеда в эф¬фективной работы по повышению письменной речи у обучающихся с ОНР.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАКОВО-
СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018



