Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ассортиментной политики предприятия розничной торговли 5
1.1. Понятие, классификация и характеристика ассортимента товара 5
1.2. Сущность ассортиментной политики и этапы её разработки 13
1.3. Факторы формирования ассортиментной политики 18
Глава 2. Аналитические основы исследования ассортиментной политики
ПАО «М.Видео» 22
2.1. Организационно - экономическая характеристика предприятия 22
2.2. Анализ финансово - хозяйственной деятельности ПАО «М.Видео» 29
2.3. Анализ ассортиментной политики ПАО «М.Видео» 37
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики ПАО «М.Видео» 50
3.1. Рекомендации по совершенствованию управления ассортиментной
политикой 50
3.2. Экономическое обоснование и эффективность предложенных
мероприятий 57
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения 68
Актуальность выбранной мною темы работы, обусловлена тем, что в современную эпоху растущая конкуренция на потребительском рынке, как между розничными организациями, так и активно растущими торговыми сетями вызвала потребность более детального изучения ассортиментной политики торговых предприятий.
В нынешних условиях конкурентной борьбы, рынок устанавливает нужный ему ассортимент, по этой причине цель компании - удовлетворить потребность гораздо лучше и успешнее, нежели конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента случается сокращение равно как потенциального, так и реального уровня прибыли, утрата конкурентно-способных позиций в растущих потребительских и товарных рынках и, как результат, прослеживается сокращение финансовой стабильности компании.
Целью этого исследования является изучение отдельных теоретических вопросов и создание определенных практических советов по разработке ассортиментной политики в сфере розничной торговли потребительской кооперации.
Для достижения цели в работе следует разрешить последующие задачи:
- исследовать суть и состав ассортиментной политики в розничной торговле;
- определить источники информационного оснащения для создания ассортиментной политики;
- рассмотреть показатели и методы оценки ассортиментной политики;
- раскрыть факторы, определяющие состав торгового ассортимента реализуемых товаров;
- проанализировать совокупность ассортимента магазина «М.Видео»;
- сформулировать предложения согласно оптимизации ассортимента по критерию прибыли для изучаемого торгового предприятия.
Теоретической и методологической базой дипломной работы были положения экономической теории, теории управления, научные работы отечественных и иностранных ученых в сфере теории и практики маркетинговой и экономической деятельности, создание ассортиментной политики в розничной торговле.
В качестве объекта исследования был выбран ассортимент магазина ПАО «М.Видео»
Работа состоит из введения, трех глав, заключения.
Во введении обосновывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, определяется ее цель, основные задачи и методы исследования.
Первая глава посвящена теоретическому обзору исследуемой проблемы: выявляется суть и содержимое ассортиментной политики
компании, определяются её цели, задачи и принципы, изучаются факторы, оказывающие большое влияние на выбор ассортиментной стратегии.
Во второй главе производится развернутый анализ ассортиментной политики ПАО «М.Видео», произведен анализ основных экономических показателей деятельности предприятия.
Третья глава посвящена рекомендациям по повышению эффективности ассортиментной и маркетинговой политики исследуемого предприятия.
Общий объем работы, без приложений, 67 страниц машинописного текста, в том числе таблиц - 18, рисунков - 14.
Суть товарного ассортимента состоит в том, чтобы предприятие во время предоставляло конкретную совокупность товаров, которые будут полностью отвечать профилю его производственной деятельности, наиболее полностью соответствовать требованиям определенных групп потребителей.
Организации необходимо увеличивать ассортимент продукции с течением времени, поскольку потребители ждут новых продуктов для удовлетворения своих потребностей. Для достижения данных целей компания должна разработать ассортиментную политику с принятием во внимание изменяющихся условий окружающей среды.
Руководство ассортиментом организации считается сложным процессом, включающим базовые функции управления такие как: планирование, в ходе которого исследуется спрос на товары, проводится исследование рынка; организация, которая предполагает создание системы связи для формирования ассортимента; координация, в процессе которой создается ассортиментный портфель предприятия, разрабатывается ассортиментная стратегия и наблюдение, включающее оценку ассортимента, а также оценку влияния политики управления запасами фирмы на политику поставок.
Пути для распределения товаров так же имеют роль при создании товарного ассортимента. Хорошо налаженная система обеспечения через каналы сбыта, подходящие для торговли, ритм доставки в нужный момент и в должном объеме, упрощает работу по созданию коммерческого ассортимента, отдает преимущество закупкам товаров, для которых существует сложившаяся система продаж. Этим отличается большая часть иностранных или совместных фирм, у которых есть хорошо функционирующие каналы для распределения товаров.
Был проведен анализ теоретических основ ассортиментной политики предприятия. Понятие и факторы формирования ассортиментной политики
помогли оценить управление ассортиментом в нашей компании. Так же была рассмотрена сущность и этапы разработки ассортиментной политики компании.
Постоянный контроль рыночной ситуации, исследование конкурентов, товаров, ценообразования, покупательского спроса позволят вести успешный бизнес, несмотря на кризисное время. Ведь важно не то, что покупательский спрос снизился в связи с общим экономическим спадом, а важна работа продавцов, отдела продаж, маркетинговой службы.
Клиенты хотят сэкономить в любое время, с помощью специальных лояльных программ можно заинтересовать клиентов, а хорошим и надежным сервисом удержать, подвести к покупке.
Проанализировав ассортиментную политику, а так же слабые и сильные стороны компании «М.Видео», можно сделать вывод, что в целом компания имеет стабильное положение на рынке, но для получения дополнительных конкурентных преимуществ необходимо пересмотреть позиционирование товаров отечественных марок, так как у покупателей складывается негативное отношение к российскому производству, большинство останавливает свой выбор на зарубежных марках. В связи с общим экономическим спадом в стране покупательский спрос на товары снизился, продавцы не всегда могут завершить продажу и подвести клиента к покупке. Поэтому, необходимо стимулировать не только продажи, с помощью рекламных акций, но и обучать и мотивировать персонал.
Изучение рыночной ситуации, спроса покупателей, возможностей компании помогут определить в каком направлении должна быть выстроена ассортиментная политика, чтобы компания была уверена в стабильности, развитии, получении конкурентных преимуществ.
Основная часть работы заключалась в создании предложений по оптимизации ассортимента торговой организации по критерию прибыли.
Для этого был проведён АВС анализ, по данным которого весь ассортимент был разбит на три группы, выяснилось, что большую прибыль приносят товары группы А, это смартфоны и планшеты, они составляют 20% товаров и приносят около 80% прибыли. На основании анализа АВС и спроса покупателей, было предложено расширить ассортимент товаров группы В, поскольку в эту группу попали аксессуары, было принято решение о внедрении новых единиц продукции в подгруппу аксессуаров.
Организации предложен оптимальный план совершенствования ассортиментной политики, без лишних затрат, с учётом пожеланий клиентов, наиболее приемлемый для руководства и направленный на увеличение прибыли.
Ассортиментная политика не может быть постоянной, так как применение методик зависит от конкретной ситуации в процессе продаж, от общей экономической ситуации в стране, от развития конкурентов.
Поэтому важно постоянно совершенствовать ассортиментную политику, перестраивать схему её применения, чтобы оставаться стабильным предприятием на рынке, успешно развиваться, привлекать все больше новых клиентов и сохранять постоянных.
1. Архипов И.А., Клишин В.Ф. Товароведение. - М.: Экономика, 2013.
- 560 с.
2. Абрамов А.Н. Товароведение. Учеб. пособие М.: Дашков и Ко, 2015.
- 452 с.
3. Алексеенко Т.Н, Смагулова К.С. Логистика. - М.: ИНФРА, 2013. - 456с.
4. Аниськова О.Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятия торговли: Учебник для студентов ВУЗов / О.Г. Аниськова, О.В. Пигунова. - М.: Маркетинг, 2014. - 245 с.
5. Басконов В.В. Экономика предприятия оптовой торговли и сферы услуг: Учебник для ВУЗов / В.В. Басконов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 560 с.
6. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация: Учебник для ВУЗов / Л.А. Брагин. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 278 с.
7. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 371 с.
8. Бланк И.А. Управление предприятием. - М.: ЭКМОС, 2013. - 416 с.
9. Брагин Л.А., Данько Т.П., Иванов ГГ. Торговое дело: экономика и организация. - М: ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
10. Гребнев А.И. Экономика предприятия. - М.: Бизнес, 2015. - 428 с.
11. Гари Джоунз. Торговый бизнес: Как организовать и управлять. - М.: ИНФРА, 2013. - 594 с.
12. Дашков Л. П. , Памбухчиянц В. К. - Коммерция и технология торговли. Учебник. - М.: Маркетинг, 2014. - 448 с.
13. Даненбург А.В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы торговли. - СПб.: Нева-Ладага Онега, 2014. - 256 с.
14. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов Высших учебных заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2013. - 450 с.
15. Дашков Л.П. Товароведение. Учебник для студентов Высших учебных заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2014. - 450 с.
16. Жуспекова А.К., Смагулова К.С. Розничная и розничная торговля. Караганда, КЭУК, 2013. - 230 с.
17. Егоров В.Ф. Организация оптовой торговли: Учеб. пособие для ВУЗов / В.Ф. Егоров. - СПб.: Питер, 2015. - 590 с.
18. Игнатьев Л.А. Товароведная характеристика продуктов питания // Российская торговля. - 2013. - № 12. - с. 17-18
19. Коммерческий портфель - М.: ЮНИТИ, 2013. - 560 с.
20. Коммерческий менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 547 с.
21. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. - СПб: Питер КОМ, 2014. - 478 с.
22. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 431 с.
23. Кузнецова Н.И. Оптовики / Новости торговли. - 2014. - № 03. - с18-20
24. Леви М. Основы оптовой торговли: Учебник / М. Леви, А. Бартон. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 590 с.
25. Леви М. Основы оптовой торговли: Учеб. пособие / М. Леви, Б.А. Вейтц. - СПб.: Питер, 2014. - 578 с.
26. Ньюман Э. Розничная торговля: Учебник / Э. Ньюман, П. Кален. - СПб.: Питер, 2015. - 540 с.
27. Осипова Л.В., Синяев И.М. Товароведение. Классификация музыкальных инструментов. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 597 с.
28. Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий - М.: Маркетинг, 2014.-320 с.
29. Панкратов Ф., Серегина Т.Н. Коммерческая деятельность - М: ЭКСМО, 2013. - 578 с.
30. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. - М.: Дашков и К, 2013. - 500 с.
31. Парамонова Т.Н. Маркетинг в оптовой торговле: Учеб. пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н Красюк. - М.: Пресс, 2014. - 510 с.
32. Памбухчиянц В.К. Организация, технология проектирование оптовых предприятий: Учеб. пособие для ВУЗов / В.К. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2015. - 230 с.
33. Плиханов Г.В. Торговое дело. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 452с.
34. Покровский А.И. Экономика торговли. - М.: Дашков и К, 2014. - 450 с.
35. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. - М.: Дашков и К, 2013. - 450 с.
36. Практикум по коммерческой деятельности. Учеб. пособие/ Ф.Г. Панкратов и др. - М.: Дашков и К, 2013. - 450 с.
37. Раицкий К.А. Экономика предприятия. - М.: Экономика, 2013. - 390 с.
38. Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности оптового предприятия: Учебник для ВУЗов / А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 520 с.
39. Сорокина М.В. Товароведение: Учебное пособие / М.В. Сорокина. - М.: Бизнес-пресса, 2013. - 590 с.
40. Смирнова Л. Каждый третий - продавец, но каждый - покупатель. - М.: Дашков и К, 2014. - 330 с.
41. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Учебник - М., ИНФРА-М., 2012. - 440 с.
42. Федько С.А. Основы маркетинга: Учеб. пособие / С.А. Федько, В.П. Федько. - М.: ИНФРА, 2015. - 230 с.
43. Щур Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля. - М.: Дело и Сервис, 2014. - 304 с.
44. Щур Д.Л. Товароведение. - М: Дело и сервис, 2014. - 503 с.
45. Хисрик Роберт Д., Джексон Ральф В. Торговля и менеджмент продаж. - М.: Дашков и К, 2013. - 450 с.
46. Юккель Х., Хеллер О. Справочник предпринимателя: розничная торговля, розничная торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.: Наука, 2013. - 592 с.
47. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг.- М.: Экономика, 2012.-350с.
48. Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы: Учебное пособие для ВУЗов / Э.В. Якубова. - М.: Дело и сервис, 2014. - 230 с.
49. Яковлев Н.А. Товароведение. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 450 с.